|
Мнение |
|
Руслан КАШТАНОВ,
международный мастер |
|
|
Едва оказавшись на территории бывшей союзной советской, а ныне просто дружественной и симпатичной большинству россиян республики, я начал восхищаться природными красотами – на протяжении всего пути живописные горы услаждали мой уже довольно искушенный глаз.
|
|
|
|
|
|
Эта закавказская страна с населением, немного превышающим половину Петербурга, не имеющая выхода к морю, охваченная кольцом из четырех государств, не со всеми из которых установлены добрососедские отношения, но имеющая богатую (в том числе и шахматную!) историю всегда привлекала меня своей неопределенностью: было интересно понять, что это – Европа или Азия? С точки зрения географической, Армению относят к трансконтинентальным странам, меня же, помимо шахматной составляющей, интересовал вопрос ментальной принадлежности. О блестящих командных результатах армянской сборной знают все: два подряд олимпийских золота, победа на командном первенстве мира говорят сами за себя – и это в стране с трехмиллионным населением! Второй и главный вопрос, коим я задался: природа армянского феномена. Что это в первую очередь – генетическая предрасположенность к шахматам? результат фантастического трудолюбия, провоцируемого то ли невысоким уровнем жизни, то ли любовью к игре? что-то еще?
Согласно большинству доступных источников, шахматы, как и христианство, появились в Армении раньше, чем в России – произошло это в 9-м веке (в России они появились в конце 12-го века) – так что у больших нынешних и будущих успехов страны есть вполне реальные исторические предпосылки. Тем не менее, долгое время кроме гениального Тиграна Петросяна и блестящего этюдиста Генриха Каспаряна армянам не на кого было равняться. Отсутствовал так называемый фон – тот плацдарм, на котором растет и оттачивает удар молодой талант. Не было сильных тренеров, не было возможности построить пирамиду с широким основанием. Воспитанника Тбилисского Дворца пионеров Петросяна в Армении боготворили – даже просто ввиду национальной принадлежности. Надо отметить, что в Армении не существует «чужих» армян. Гарри Кимович тоже здесь считается своим, хотя, как и Петросян, воспитывался не в Армении, да и по национальности армянином является с известными оговорками. И все же они все – свои, как, наверное, и должно быть у немногочисленной нации. Можно еще вспомнить Рафаэла Ваганяна – блестящего шахматиста, чемпиона СССР, участника претендентских матчей, несомненно, не реализовавшего весь свой потенциал. Не уверен, уместно ли будет сравнение шахмат в Армении с Филиппинами, где в отсутствие всякой школы появился Эугенио Торре, или с Норвегией – где нынче есть сами знаете кто. Время от времени в любом, даже совсем не шахматном месте может появиться суперталант. И все же настоящий расцвет шахматы в Армении переживают лишь в последнее десятилетие, и связано это… впрочем, не будем забегать вперед.
Спустя некоторое время я перестал удивляться и непрерывно фотографировать – красоты сменяли одна другую, а объять необъятное не позволял заряд батареек. Так что с какого-то момента я лишь в исключительных случаях включал камеру – но и в таком режиме удалось заснять немало…
Финальный пункт назначения – город Джермук, где должен был проходить детский международный фестиваль, приглашающий ребят с разных концов страны и из-за рубежа померяться силами уже в седьмой раз. Так как мы приехали с запасом времени, то была возможность посмотреть страну – удалось побывать в Спитаке, полностью выстроенном заново после землетрясения; Ванадзоре (бывший Кировакан), также сильно пострадавшем, но воспрянувшем и широко улыбающемся гостеприимной кавказской улыбкой; Дилижане, где, по мнению известного персонажа Фрунзика Мкртчяна, вода вторая в мире после Сан-Франциско, ну и конечно, Ереване. По дороге заезжали в караван-сарай 14-го века, многочисленные монастыри и церкви.
|
Дилижан. За одним столом персонажи Леонова, Мкртчяна и Кикабидзе по фильму не встретились, но на родине Рубика им все же помогли сообразить на троих
|
|
Караван-сарай
|
|
Монастырский комплекс Ахпат, 10-13 вв.
|
Ввиду того, что практически вся страна находится в гористой местности, изменения в растительности и погоде можно наблюдать даже при непродолжительном перемещении из одного населенного пункта в другой. Если в находящемся в Араратской долине Ереване практически всегда жарко, то Джермук встретил нас редкими проблесками солнца на пасмурном небе, холодными ночами и ежедневными ливнями. Что вообще-то не удивительно – город находится на высоте 2100 м над уровнем моря. Но, по признанию местных, этот июнь был необычно холодным.
Считается, что Джермукские гипертермальные минеральные воды по своим физико-химическим свойствам являются аналогом всемирно известных вод Карловых Вар. Вот и мы, вооружившись питьевыми лейками, каждое утро бегали в галерею на водопой – как известно, это лучше делать натощак. Вода в галерее, конечно же, бесплатная. На самом деле, цены в стране настолько радуют глаз и карман, что невозможность потратить отложенные на отдых деньги начинает приятно напрягать. И лишь неизбежный набег на «дьюти фри» на обратной дороге успокаивал совесть и нервную систему.
Джермук стал уже довольно известным шахматным центром. Здесь регулярно проводятся этапы Гран-при ФИДЕ, причем как мужские, так и женские. Помимо ежегодного детского фестиваля уже третий год проходит мемориал К.Асряна – замечательного армянского шахматиста, безвременно ушедшего от нас. Карен был членом золотой сборной Армении, его высокие результаты и прекрасные человеческие качества просто не могли остаться в забвении – шахматный клуб его имени и теперь уже традиционный фестиваль и далее будут напоминать нам, что порой Бог слишком рано забирает к себе самых лучших…
Многие перспективные молодые шахматисты страны участвовали сразу в двух соревнованиях. В армянской обойме, помимо гениального Левона Ароняна и вернувшегося под родные знамена Сергея Мовсесяна – по совокупности однозначного №2, имеются многоопытный Владимир Акопян, Габриэл Саргиссян, полный тезка 9-го чемпиона мира Тигран Петросян. Это безусловный костяк мужской сборной, однако на подходе молодые ребята, которые в ближайшем будущем вольются в главную команду. Именно вольются – слово «потеснить» к дружной армянской сборной вряд ли применимо. В ближайшем резерве Арман Пашикян, Грант Мелкумян, Завен Андриасян, Аветик Григорян, чемпион мира «до 20» прошлого года Роберт Ованисян, слегка сбавивший обороты Самвел Тер-Саакян. Ну и есть совсем еще юные гроссы Карен Григорян и Ованес Габузян – это ребята по возрасту и силе сопоставимы с лучшими россиянами Володей Федосеевым и Иваном Букавшиным.
В открытии фестиваля, как и его закрытии активно участвовал известный армянский гроссмейстер, директор Ереванской Академии шахмат, вице-президент шахматной федерации Армении Смбат Лпутян. Конечно, упустить возможность поговорить с таким человеком я не мог…
– Смбат, расскажите о фестивале.
– Фестиваль проходит в седьмой раз. В первый год участвовало всего 48 человек. Потом шло по нарастающей вплоть до прошлого года, когда было 230 участников. В этом году некоторые предпочли сыграть в Кутаиси и Поти – все-таки море… Организатором является Ереванская Академия шахмат. К сожалению, не так много участников из-за рубежа, как бы хотелось – в этом году помимо иранцев, россиян и нескольких американцев никто не участвовал. К сожалению, не приехали грузинские шахматисты – хотя до Грузии отсюда рукой подать. Надеемся, что приток россиян также усилится.
– Удается ли привлечь спонсоров?
– Когда как. В этом году, помимо нашего традиционного спонсора «Геотим-ЗАО», появился еще один спонсор – от него победители по возрастам получат ноутбуки. Но в основном все расходы лежат на Академии.
– Кто-то из тренерского состава Академии присутствует на турнире?
– Да, конечно. Не все, но достаточно. Академия имеет 45 филиалов в стране – кстати, это здорово помогло в процессе подготовки и реализации программы «Шахматы в школе».
– Я слышал, что гроссмейстерам в Армении выплачивается что-то типа стипендии. Отсюда вопрос – как тогда привлекать кадры к работе с детьми?
– Да, эта проблема существует. Стипендия дифференцирована – сборникам, сильнейшим гроссмейстерам и всем остальным, но только проживающим на территории страны. Действительно, в самой академии работает пока только один гроссмейстер (Арсен Егиазарян). Но мы ведем работу по привлечению сильных тренеров – все же размер стипендии не такой, чтобы совсем ни в чем не нуждаться…
|
Ваагн Хачатрян – международный мастер, ФИДЕ Тренер и международный арбитр в одном лице.
|
|
Международный мастер, ФИДЕ Тренер Юрий Амбарцумян с учениками. Юрий, как и Ваагн, является штатным тренером Ереванской Академии.
|
– Сколько ребят имеют право обучаться в Академии?
– Первая пятерка первенства страны. Раньше могла лишь первая тройка, но теперь Академия стала больше, появилась возможность привлекать больше детей.
– Расскажите про программу «Шахматы в школе» – насколько было трудно реализовать, с какими проблемами столкнулись?
– На сегодняшний день в армянских школах преподают 1200 учителей. Конечно, далеко не все из них сильные практики, но это и не обязательно – учитель должен объяснить урок, а для этого не требуется высокая шахматная квалификация.
Самая трудная работа была – найти этих учителей, подготовить их, провести выпускные экзамены. Это длилось примерно 3 месяца. Программу запустили с сентября. Было проведено более 100 сеансов, чтобы найти этих людей. Ездили по всем населенным пунктам, давали сеансы и из 20-30 человек находили 2-3.
Результаты первого года работы мы уже проанализировали, последние 10 дней проводили обсуждение результатов. Собирали всех учителей и выясняли, какие проблемы возникают, как справляются. Психологи за год написали три серьезные работы, сделали выводы, откуда берутся проблемы и как с ними бороться. Если честно, я очень доволен, как идет процесс.
– Программу сами разрабатывали? Ведь для работы в школе нужна специфическая программа…
– Да, мы ее писали 3 года, и думаю, она весьма неплохая. Она не основана на уже известных программах. В основном, дети очень вдохновлены тем, что появился такой урок. Мы шахматы ставим не ниже других предметов – языка или математики. В целом, отзывы очень хорошие.
– Сколько часов в неделю преподаются шахматы?
– По часу два раза в неделю. Думаю, за 3 года ребенок должен достичь 4-3-го разряда. Все-таки мы нацелены в большей степени на развитие таких качеств, как логика, расчет, умение принять решение – всего того, что свойственно шахматам и шахматистам. Программа, еще раз повторю, рассчитана на 3 года – по истечении этого срока мы сможем понять, насколько нам это удалось и насколько шахматы оказались полезны. Пока шахматы введут в других странах, мы уже сможем точно сказать, насколько они полезны в образовательном процессе. Конечно, в России запустить аналогичную программу будет проблематично – слишком большая страна. Думаю, только на подготовку может уйти 5-6 лет. Нам в этом плане проще…
– Программа идет с одобрения президента Сержа Саргсяна?
– С его одобрения, но по нашей инициативе. Конечно, без поддержки президента мы не смогли бы это осуществить…
– Академия существует уже 10 лет – кто из ныне известных шахматистов является ее воспитанником?
– Да практически все молодые шахматисты – кандидаты в сборную страны. А также участницы женской сборной Лилит Мкртчян и Лилит Галоян.
– Складывается ощущение, что армянские шахматисты делятся анализами или вообще анализируют вместе. Как удается создать такую атмосферу семейственности и взаимопомощи?
– Мы 2-3 раза в год устраиваем сборы – приглашаются дети от 10 до 18 лет, они работают все вместе, становятся как родные. Лёва очень часто с ребятами. Все анализируют вместе, помогают друг другу. Все же Ереван – маленький город, Армения – тоже небольшая страна.
– Есть ли какие-то отличительные черты у армянских детей? Что это-исполнительность, природный талант?
– Я почти не работал в других странах – сложно сравнивать… Конечно, как и везде, дети разные. Но кто выигрывает в шахматах? Кто правильно оценивает, имеет интересные идеи, проводит их очень быстро и смело. Позиционно-активные шахматы. Я вижу это у своих ребят – в основном, они правильно оценивают позицию…
После этого мы оба поспешили на закрытие. Обещанные компьютеры действительно нашли своих обладателей, приличные денежные призы победителям и памятные подарки всем(!) иностранным участникам вполне вписывались в общую атмосферу настоящего праздника шахмат. И на открытии, и на закрытии турнира Смбат в своей приветственной речи повторял одну идею: шахматы могут дать серьезный шанс в жизни. И действительно – даже если опустить перспективу стать профессиональным шахматистом, есть и другие возможности – при средней зарплате по стране в 300$ и проблемах с трудоустройством введение всеобуча – серьезное подспорье. Работа в школе в сочетании с репетиторством позволяет зарабатывать даже в школе от 500$, что по армянским меркам весьма неплохо.
После окончания турнира я гостил у многочисленных родственников своего ученика и еще раз убедился, что по гостеприимству, уважению к старшим, крепости родственных связей Армения, конечно, ближе к Востоку… но как не хватает этих черт холодной и чопорной Европе!
Чтобы лучше понять армянский менталитет, я рекомендовал бы помимо традиционного «Мимино» посмотреть замечательную киноленту «Когда наступает сентябрь». Гениальная игра Армена Джигарханяна никого не оставит равнодушным!
Что касается генетической предрасположенности… по моим ощущениям, нечто такое действительно есть – хотя тема эта опасная и непростая для обсуждения. Говорю это на основании личного участия в местных блицтурнирах и просто тренировочных партиях. Из вежливости согласившись сыграть с дядей ученика, который даже разряда не имеет, я был удивлен: обычно в партиях, играемых в гостях, все становится ясно после 10-го хода, а то и раньше. Здесь же удалось победить в глубоком миттельшпиле неочевидным прорывом на ферзевом фланге. Одно «но»: я был трезв, а мой противник уже 3 часа как отмечал приезд брата и племянника. Ощущение, что даже при недостатке каких-то знаний ребята цепляются, выискивают шансы, вообще очень практичны. Гроссмейстер Сергей Иванов, много раз работавший в Армении, косвенно подтвердил мое предположение. Как-то он давал сеанс четырем перворазрядникам. Три партии он выиграл не без борьбы, а четвертую проиграл – мальчику из какой-то деревни. Сеансер уже играл один на один с полной выкладкой, боролся – но тщетно! Эту партию 11-летний юноша играл в силу мастера, не меньше!
Еще одно мое наблюдение – касаемо дебютного репертуара. Классику в Академии прививают довольно рано, и испанка за оба цвета в исполнении 13-14-летних ребят – дело довольно обыденное. Нет стремления уйти от большой игры, свернуть налево. Популярны табии – «Меран по Касымжанову» с устойчивым динамическим равновесием играют здесь и перворазрядники, и гроссмейстеры. Вероятно, прививать необходимость бороться, анализировать, искать, а не пытаться побеждать малой кровью здесь начинают с молодых ногтей. Ну а идти с армянами в «Грюнфельд» со Cg5 или «Маршалл» вообще считается пропащим делом – для вас теория уже закончится, а для них только начнется…
В заключение хочу поблагодарить армянских друзей и коллег за теплый прием. С удовольствием приеду в солнечную Армению еще!
|