воскресенье, 22.12.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07
  ПАРАЛЛЕЛИ 
 Илья Одесский:
   «Прошу к столу!»
   «Под рождество»
   «Пара хорошо начищенных ботинок»
   «Ни слова о шахматах»
   «Даже не лжец»
   «Вступление / Топалов project»

 Марк Глуховский:
   «Белое и черное»
   «Линарес без Каспарова»
   «Просто песня»
   «О роли личности»
   «Умный камень»
   «Особенности национального исхода»

  КАСПАРОВ УХОДИТ... 
   Александр Никитин:
«Я зову его Дон Кихотом»
(тренер о будущем воспитанника)

   Марк Глуховский:
«Своевременный подвиг»

   Михаил Савинов:
«Умерли или освободились?»
(мировая пресса о Каспарове)

   Евгений Атаров:
«Реквием по мечте» (о шахматах после ухода Гарри Каспарова)

   Гарри Каспаров:
«Всему есть предел!» (открытое письмо 13-го чемпиона мира)


  ФИДЕ, БУДУЩЕЕ ШАХМАТ 
   Р.Касымжанов: ответ
на статью С.Данаилова

   С.Данаилов: «Фантазия, паранойя, реальность…»
   А.Девяткин: «Топалов.
Факты и домыслы»

   Г.Макропулос: «Фиде поддерживает женские шахматы»
   С. Шипов: «Фиде против шахматисток. Игра на выживание»
   Николай Власов:
«Скучно (о шахматной политике)»

   Михаил Савинов:
«Ходарковский и Березовский…»

   Сергей Загребельный:
«За самодостаточность шахмат!»

   Сергей Загребельный:
«Шахматисты должны играть...»

   Сергей Загребельный:
«Жизнь "по понятиям" мы устроили себе сами!»

   Михаил Голубев:
«Почему молчат россияне»

   Валерий Аджиев: «Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг»
   Николай Власов:
«Возможны варианты» (ответ)

   Константин Ланда: «Еще один неизвестный в головоломку…»
   Николай Власов: «Еще раз о королях и капусте…»

Сергей ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ,
гроссмейстер

Шахматисты должны играть в шахматы!

  В первой части повествования многочисленную армию шахматистов я назвал «пролетариатом». Ленинский лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» до боли похож на девиз ФИДЕ «Мы все – одна семья», но, согласен, ныне другие времена и пролетарием никто быть не хочет.

  Более того, считаю, что сама жизнь заставила в принципе разобщенное сообщество гроссмейстеров объединиться для борьбы за свои элементарные права. С каждым годом ухудшающиеся условия в опенах еще можно было понять (деньги из шахмат уходят) и снести, но откровенно издевательскую политику ФИДЕ и ЕШС терпеть невозможно. Когда на первенствах Европы гроссмейстеров загоняют жить именно туда, куда хотят организаторы, и платить столько, сколько они хотят, – с подобным унижением, конечно, смириться нельзя.

Жоэль Лотье
Так над шахматистами еще никогда не издевались. Кстати сказать, на азиатском континенте… происходит то же самое.
  И тем не менее в отношении Ассоциации шахматных профессионалов – организации, призывающей шахматистов объединяться и сообща бороться за свои права, я настроен пессимистически, хотя с большим уважением отношусь к президенту Лотье и его соратникам. Действительно, ситуация в мире аховая, и можно лишь снять шляпу перед теми смельчаками, которые отважились постоять за свою (и нашу) честь и взять ответственность за будущее шахмат.
  У них есть довольно здравые идеи, Ассоциация всё громче заявляет о себе и со временем заставит ФИДЕ задумываться о своих решениях. С ней приходится считаться уже сейчас. Можно только пожелать успехов новой организации и осуществления всех ее проектов, пусть работает, хуже все равно не будет. Мои сомнения в радужных перспективах АШП в основном имеют психологический, или, если хотите, человеческий, фактор. Лотье, Мачейя, Трегубов… – все они отличные ребята, но с одним важным и практически неизлечимым недостатком: все они – гроссмейстеры. Причем сильные «играющие» гроссмейстеры, что лишь усугубляет ситуацию.
  Я против того, чтобы гроссмейстеры брались за организационные вопросы (подобное уже бывало, вспомните ГМА Каспарова).
Беда шахматистов в том, что они считают себя не только умными (что за ними большинство обывателей признаёт), но способными решать любые вопросы. А что на деле? Взять того же Крамника: до матча с Леко Владимир все время ссылался на большую занятость по организации поединка, до этого был занят отборочным турниром, теперь возникнет что-то еще. И эта бурная деятельность съедала львиную долю его энергии и отодвигала на задний план другие, не менее важные вопросы. Но, помилуйте, у Крамника есть личный менеджер, который и должен заниматься этими вопросами. Или он у него так, для солидности?

  Главная беда любого шахматиста – чрезмерная эгоцентричность. Чтобы он ни говорил, какие бы проекты ни придумывал, в конечном (и начальном) итоге всё это делается исключительно под себя. Шахматы очень развивают эгоистические качества (родителям на заметку), они требуют усидчивости (это не футбол), отрешенности от остального мира – человек с детства акцентируется на своей персоне. Шахматная доска, книги, теперь компьютер – его постоянные помощники, и даже в командном турнире игрок «отвечает» только за свою доску. В пас тут не сыграешь.
  Взять самое затасканное и мало соответствующее действительности клише «Каспаров – разрушитель». Да, по сути, каждый шахматист – разрушитель! Каждый, садясь за доску, стремится обыграть противника: он постоянно разрушает его замыслы. Собственно, кто лучше всех это делает, тот и более велик.
 
Павел Трегубов   Бартек Мачейя
Мне возразят: а как же прекрасные созидательные комбинации, маневры и т.д.? Но любой шедевр не обходится без тотального разрушения позиции противника.
  От эгоцентризма и разрушительного начала шахмат никуда не уйти. А психология «воина», «победителя» культивируются у нас еще со времен знаменитой «советской шахматной школы».
  Так что, на мой взгляд, нельзя одновременно быть действующим игроком и заниматься организационной деятельностью. Нонсенс! Неужели в других видах спорта подобное имеет место?
  Исходя из всего вышесказанного, вижу два приемлемых для развития АШП решения:
  1) Лотье, Мачейя, Трегубов и вся верхушка Ассоциации объявляют о том, что сворачивают свою активную шахматную карьеру, – и становятся профессиональными менеджерами;
  2) все они остаются действующими игроками, но находят соответствующую структуру с профессиональными менеджерами, которой полностью передают свои полномочия. Свой «голос» создатели АШП могут сохранить, но только в виде совещательного права.
  Есть и третий вариант – оставить всё, как есть: в виде некоего профсоюза с громким голосом протеста и коллективными письмами, но отсутствием реальных рычагов влияния на ситуацию.

  Поэтому, мне кажется, на данном этапе реальной альтернативы ФИДЕ нет. Другое дело, ясно, что «менеджеров» международной федерации надо разгонять в полном составе. Привлечь деньги в шахматы они не в состоянии. У федерации как не было, так и нет официального финансового партнера (такого, например, как Coca-Cola или IBM).

Кирсан Илюмжинов
Раньше большинство денежных вопросов решались посредством широкого кармана Илюмжинова, но кормить шахматистов вечно он не мог. Кутин, Макропулос (да, видимо, и остальные чиновники) не отвечают велениям времени; иным способом обогащения, кроме откровенного грабежа шахматистов, они не владеют.
  Никто никогда не говорил: «Долой Илюмжинова!» – все уже который год твердят, что ему надо поменять команду, этих людей, которых не любят и не уважают в шахматном мире… Тогда можно будет говорить о «новом лице» ФИДЕ и о позитивных изменениях в шахматном мире. С другой стороны,
 
Г.Макропулос       Борис Кутин
Кирсану Николаевичу сейчас во что бы то ни стало необходимо во вновь намеченные сроки (апрель 2005 года) провести матч Касымжанов – Каспаров, и тогда огонь критики в адрес ФИДЕ несколько стихнет. В ином случае Илюмжинов (взявший на себя персональную ответственность за проведение этого матча) полностью исчерпает свой кредит доверия.
  Вам, наверное, покажется странным, что я ратую за организацию, жизнедеятельность которой зависит от проведения (или не проведения) одного-единственного матча. Но дело даже не в том, что я – традиционалист (возможно, так оно и есть), и не в том, что «ФИДЕ – это хорошо, а АШП – это плохо» (я сам гроссмейстер), а в том, что считаю: везде должны работать профессионалы, и каждый должен заниматься своим делом! Шахматисты должны играть в шахматы, менеджеры – искать деньги для организации турниров и, соответственно, руководить процессом…

  Однако ситуация в шахматном королевстве окрашена не только в черные тона. Например, мы не можем не наблюдать позитивных тенденций, происходящих в России. Появились структуры, которые уже успешно себя проявили и останавливаться на достигнутом явно не собираются!
  Самые значимые турниры в последнее время проведены при непосредственном участии АШФ. Создал Ассоциацию шахматных федераций и «рулит» ею Александр Бах. До недавнего времени эта структура, по сути, являла собой подобие турфирмы: билеты, визы… Помощь шахматистам в реальном, так сказать, секторе (естественно, не безвозмездная). Но опытнейшему функционеру Баху (кто не знает, бывал он и исполнительным директором Шахматной федерации СССР) масштаб его деятельности показался явно недостаточным, и он придумал грандиозный проект «Аэрофлот-опен», а став исполнительным директором РШФ, не только вытащил федерацию из долгов,

Александр Бах
но и вместе с Александром Жуковым потянул проект суперфинала чемпионата России!
  Взгляните на титульных спонсоров этого турнира: «Сбербанк», «Внешэкономбанк» – крупнейшие банковские структуры страны! Звезды играть за «спасибо» не стали бы. Извечный вопрос «утром деньги – вечером стулья» при такой мощной финансовой поддержке решился сам собой, иначе вряд ли дали бы свое согласие играть в чемпионате Каспаров, Крамник, Карпов…

  Тему отказа Крамника и Карпова обойти стороной также невозможно. Это очередное темное пятно на всё гроссмейстерское сообщество – тема для возможных «репрессий» к отказникам со стороны шахматного профсоюза, коим ныне является АШП (как тут не вспомнить обращение того же Баха к Лотье и Трегубову, когда из последнего «Аэрофлота» друг за другом начали выбывать участники, потерявшие шансы в борьбе за первое место). Хотят они того или нет, но шахматисты калибра Крамника или Карпова несут ответственность не только за самих себя. Их авторитет, их «вес», их, если хотите, знаковость достаточно велики, и каждое их движение весьма значимо.
  Ведь в чем главная проблема в организации любого проекта? Правильно – деньги. А солидного проекта? Солидные деньги. Чтобы получить эти деньги, необходимы убедительные аргументы. Вот приходит, например, Александр Бах к солидным спонсорам и предлагает солидный проект (скажем, чемпионат России), хочет получить под него хорошие деньги. Но без «козырных тузов» – Каспарова, Карпова, Крамника и… Жукова в этом вопросе никак не обойтись.
  А за неделю до старта Крамник «заболевает». Кавычки – не из-за сомнений в реальности его болезни, просто изначально не верилось, что Владимир примет участие в турнире.

Александр Жуков
Найти объяснение демаршу Карпова (практически за сутки до старта) еще труднее. Сегодня человек приходит на пресс-конференцию, а на следующий день – отказывается от участия. Ссылки на занятость и чуть ли не запрет играть со стороны коллег по бизнесу – неубедительны. Жуков и Бах – те же деловые партнеры Карпова, правда, не в автомобилестроении, а в шахматах!
  История с отказом Крамника и Карпова лишний раз доказывает, что доверять гроссмейстерской братии (особенно чемпионской) чревато, и зачастую их действия идут вразрез с насущными и глобальными интересами шахмат. Приходится только восхищаться выдержкой и политической волей Баха и Жукова! Суметь в такой ситуации сохранить лицо и достоинство, а минусы превратить в плюсы – разве это не искусство? «Не было в чемпионате Крамника и Карпова, ну и хорошо, иначе, взяв сразу максимальную планку, было бы непонятно, к чему стремиться в следующий раз, а так…» – изумительная позиция умных организаторов. Это вселяет оптимизм!
  Оказывается, есть люди, способные решать большие задачи. А случившийся форс-мажор станет им хорошим уроком и весьма ценным опытом. Однако если Жуков с Бахом пригласят «отказников» и в следующий чемпионат, не останется ничего, как… снять перед ними шляпу. Ничего не попишешь: имидж шахмат десятилетиями держался на личностях, которые привлекают к себе внимание не только любителей шахмат, но и всех остальных. Впрочем, этот эпизод должен стать уроком для всех, сделать контрактные обязательства превыше всего. Выше имени.

  На фоне этой ситуации отчетливо проявилось, почему я больше доверяю структурам, подобным АШФ, а не профсоюзу Лотье. Прежде всего потому, что организация турниров стала для Баха и его команды профессией, если уж на то пошло – средством заработка. Весь профессиональный спорт сродни шоу-бизнесу, а процветание того или иного вида спорта всецело зависит от расторопности большой армии разного рода промоутеров, продюсеров, менеджеров и т.д.
  Больше бы таких «директоров Бахов» и, глядишь, жить стало бы веселее! В ФИДЕ на раскрутку шахмат в свое время даже привлекался известный предприниматель Тарасов, но из этого ничего путного не вышло. Лотье объявил АШП некоммерческой организацией. Это – большой минус. На голом энтузиазме далеко не уедешь, кончится революционный запал, и что тогда?

  Итак, в спасение утопающих руками самих утопающих или в созидающую силу шахматистов-профессионалов (особенно, повторюсь, чемпионов) что-то не верится. ФИДЕ находится в глубоком кадровом и, главное, «имиджевом» кризисе. Солидные, цивилизованные господа иметь дел с международной федерацией не хотят.
Поэтому приходится соглашаться на предложения иранцев или ливийцев…
  Реальная надежда может быть только на тех, кто посчитает, что на шахматах и шахматистах можно делать деньги. Будем честными и признаемся: больных самой игрой среди нас – единицы, а подавляющему большинству гроссмейстеров от древней игры нужно то же самое, что и дельцам (в хорошем смысле слова), – деньги. Поэтому-то и необходим союз дельцов и шахматистов!
  Как показывает практика, шахматисты (за редким исключением) готовы играть за любые деньги (хоть от Каддафи, хоть от Бен Ладена) и при любом контроле (блиц, быстрые, классика). Однако проблема состоит в том, что суровому и циничному миру капитала мы, шахматисты, увы, пока малоинтересны.
И чем больше мы себя предлагаем, тем больше нас не хотят. Мы завидуем сладкой жизни теннисистов и мечтаем стать с ними в один ряд. Не в этой ли «алчности» заключается корень многих наших проблем?
  Игра мудрецов превратилась в обычный товар (с каждым годом теряющий свою рыночную стоимость), соответственно и основная дискуссия ведется вокруг самой животрепещущей темы: как и какими способами на шахматах можно больше заработать. Но, может, в погоне за деньгами мы до предела упростили и выхолостили саму историческую миссию ИГРЫ, и шахматы по своей сути – все-таки не только способ заработка и голый спорт? У шахмат многовековая история, они существовали еще в те времена, когда не было такого понятия, как «спорт». Шахматы считались королевской игрой, и в них любили играть самые выдающиеся личности всех времен и народов. Такого богатейшего наследия нет ни у тенниса, ни у футбола!
  Зачем нам равняться на них, как бы признавая, что мы хуже? Но ведь это не так, это – губительная позиция. Шахматное искусство уникально, а владеющие им в совершенстве всегда почитались. Уникальность, эксклюзив всегда и везде ценились и ценятся дороже всего. И всегда были умные и понимающие люди, готовые вкладывать деньги не в ширпотреб.

Окончание следует…