четверг, 21.11.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07
  ПАРАЛЛЕЛИ 
 Илья Одесский:
   «Прошу к столу!»
   «Под рождество»
   «Пара хорошо начищенных ботинок»
   «Ни слова о шахматах»
   «Даже не лжец»
   «Вступление / Топалов project»

 Марк Глуховский:
   «Белое и черное»
   «Линарес без Каспарова»
   «Просто песня»
   «О роли личности»
   «Умный камень»
   «Особенности национального исхода»

  КАСПАРОВ УХОДИТ... 
   Александр Никитин:
«Я зову его Дон Кихотом»
(тренер о будущем воспитанника)

   Марк Глуховский:
«Своевременный подвиг»

   Михаил Савинов:
«Умерли или освободились?»
(мировая пресса о Каспарове)

   Евгений Атаров:
«Реквием по мечте» (о шахматах после ухода Гарри Каспарова)

   Гарри Каспаров:
«Всему есть предел!» (открытое письмо 13-го чемпиона мира)


  ФИДЕ, БУДУЩЕЕ ШАХМАТ 
   Р.Касымжанов: ответ
на статью С.Данаилова

   С.Данаилов: «Фантазия, паранойя, реальность…»
   А.Девяткин: «Топалов.
Факты и домыслы»

   Г.Макропулос: «Фиде поддерживает женские шахматы»
   С. Шипов: «Фиде против шахматисток. Игра на выживание»
   Николай Власов:
«Скучно (о шахматной политике)»

   Михаил Савинов:
«Ходарковский и Березовский…»

   Сергей Загребельный:
«За самодостаточность шахмат!»

   Сергей Загребельный:
«Шахматисты должны играть...»

   Сергей Загребельный:
«Жизнь "по понятиям" мы устроили себе сами!»

   Михаил Голубев:
«Почему молчат россияне»

   Валерий Аджиев: «Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг»
   Николай Власов:
«Возможны варианты» (ответ)

   Константин Ланда: «Еще один неизвестный в головоломку…»
   Николай Власов: «Еще раз о королях и капусте…»

Открытое письмо 13-го чемпиона мира

Гарри КАСПАРОВ: «Всему есть предел!»

  После двух c половиной лет ожидания и четырех отложенных или отмененных матчей за корону ФИДЕ Гарри Каспаров объявил о своем выходе из цикла розыгрыша первенства мира ФИДЕ. «Пора менять свою жизнь!» – сказал Гарри после того, как истек очередной «контрольный срок» и он прекратил переговоры с ФИДЕ относительно своего матча с Касымжановым. Приводим заявление Каспарова.

  В 2002 году в Праге я подписал совместный документ с ФИДЕ в попытке объединить шахматный мир и определить единого чемпиона. За два с половиной года матчи объединительного цикла назначались уже четырежды и всякий раз, когда подходил очередной «последний срок», финансовых гарантий не было.
  Четыре раза я откладывал все дела, и каждый раз отводил три месяца на подготовку, игру и последующий отдых. В результате я нес не только финансовые потери (что очевидно), но мне также был нанесен и определенный психологический ущерб. Эти постоянные переносы оказывали весьма негативное влияние на мою жизнь как в профессиональном, так и в личном плане. Международная шахматная федерация, как ни странно, даже не находила нужным держать меня в курсе происходящих событий, не говоря уже о том, чтобы компенсировать материальные издержки или хотя бы извиниться за то, что мои планы постоянно срывались.
  Вчера вечером я прекратил переговоры, однако негодование по поводу действий ФИДЕ накапливалось у меня на протяжении последних трех месяцев. Два последних года моей жизни были отравлены из-за постоянно откладывавшихся матчей, проведению которых все время что-то мешало. Так больше продолжаться не может, и я должен принять меры к тому, чтобы мой график стал более стабильным и упорядоченным.
  Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало то, что за проходящим сейчас в Голландии супертурниром в Вейк-ан-Зее я вынужден следить всего лишь в качестве стороннего наблюдателя. Мне пришлось отказаться от приглашения на этот турнир после того, как ФИДЕ заверила меня, что в эти же сроки в Дубае состоится мой матч. Наблюдать за таким великолепным соревнованием со стороны для меня чрезвычайно тяжело. Страдаю не только я: мне кажется, ущерб наносится и шахматам.
  Приведу некоторые подробности, которые, возможно, прояснят, почему у меня накопились такая усталость и разочарование. В сентябре 2004 года президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов публично объявил, что у него есть финансовые средства для проведения моего матча с Рустамом Касымжановым в январе 2005 года в Дубае. Позднее выяснилось, что это абсолютно не соответствует действительности.
  Двумя месяцами позже на пресс-конференции перед чемпионатом России в Москве я сообщил прессе, что ни контрактов, ни финансовых гарантий до сих пор не существует и что ФИДЕ попросту занимается дезинформацией. Присутствовавший на пресс-конференции представитель руководства ФИДЕ «прошептал» (да так громко, что его фраза позднее цитировалась на «ChessBase» и широко обсуждалась шахматной общественностью): мол, я лгу. Наверное, не стоит уточнять, что вся ложь в этой истории исходила исключительно от представителей ФИДЕ. Стиль работы этой организации очень характерно проявился в следующих двух фактах: передо мной так никто и не извинился, а представитель руководства по-прежнему занимает свой пост.
  Весьма обеспокоенный отсутствием какого-либо прогресса в организации матча с Рустамом Касымжановым, в октябре 2004 года я отправил Открытое письмо конгрессу ФИДЕ. Однако президентский совет ФИДЕ отказался распространить мое письмо среди участников конгресса, очевидно, полагая, что лучшей новостью будет отсутствие всяких новостей…
  На тот момент Турецкая шахматная федерация была практически готова к организации чемпионата. Ее президент Али Нихат Язичи проявил большую энергию и был готов представить финансовые гарантии. Однако ФИДЕ настояла на том, чтобы дать Дубаю еще один шанс, несмотря на то, что, как стало ясно из независимых источников, предполагаемый спонсор – Его Высочество шейх Мохаммед Бин Рашид Аль-Мактум не собирался финансировать соревнование и даже никогда не предполагал этого делать.
  Было уже слишком поздно, когда ФИДЕ наконец позволила Турецкой шахматной федерации приступить к организации матча. В начале декабря, когда они начали работать, оставалось уже слишком мало времени. Первый «контрольный срок» был пропущен 29 декабря 2004 года, затем были пропущены новые сроки. На сегодняшний день у меня нет подписанного участниками контракта с ФИДЕ, нет также и финансовых гарантий, а по опыту я знаю, что на оформление этих документов требуется достаточно много времени.
  Я с большой симпатией отношусь к господину Язичи: это честный человек, который приложил немало сил для организации матча и на благо шахмат в целом. Я верю, что он в конечном счете, весьма вероятно, нашел бы необходимые финансовые гарантии, но я не могу больше ждать, и я хочу вернуть себе право самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Я хочу извиниться перед Али и перед представителями турецкого правительства и деловых кругов, помогавшими ему в организации матча, и сделаю всё от меня зависящее, чтобы в будущем оказывать помощь турецким шахматам.
  Проблема даже не в деньгах и не в завоевании титула – проблема в том, что я разочарован самим процессом и работой тех, кто должен был участвовать в его осуществлении. В 2002 году я мечтал о законном шансе вернуть былую славу титулу чемпиона мира и вновь завоевать его. Сегодня я уже не считаю, что это возможно. Даже если бы каким-то чудом матч с Касымжановым был проведен и я выиграл его, то на меня легла бы большая ответственность, и это при том, что возможностей объединить титул я по-прежнему не вижу. ФИДЕ доказала, что она не способна решить эту задачу, а другие продемонстрировали, что они не желают этого делать.
  Что касается объединения, я не вижу способа в дальнейшем содействовать этому процессу. Те, кто видел во мне препятствие, могут вздохнуть с облегчением. Я не ухожу из шахмат и буду играть настолько долго и настолько хорошо, насколько смогу сохранять свой фирменный стиль. Я продолжаю служить шахматам и всем, кто любит нашу игру. В течение 20 лет я занимаю первую строчку в рейтинг-листах, и я намерен впредь защищать свои позиции. Я ухожу не из шахмат, а из шахматной политики.

Гарри КАСПАРОВ
Москва, 18 января 2005

  P.S. Текст письма, ранним утром 19 января появившегося на сайте ChessBase.com, был переведен с английского и согласован с Гарри Каспаровым. Таким образом, этот перевод можно считать официальной русской версией обращения 13-го чемпиона мира.