вторник, 28.01.2025
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Матч на первенство мира20.11
Чемпионат мира по рапиду и блицу26.12
Tata Steel Masters. Вейк-ан-Зее17.01
Поддержать сайт

Интервью

Василий ИВАНЧУК: «БУДУ ТВОРИТЬ»

Где-то там, за стеной продолжался банкет. Его коллеги по профессии пили, ели, общались со спонсорами, девушками, функционерами. А он – новый чемпион мира по блицу – терпеливо отвечал на вопросы вашего корреспондента. И не делал ни малейших попыток уйти.

Спасибо ему за это.

Прочтя нижеследующее интервью, иной читатель скажет: «Что-то многовато в нем многоточий». Я бы, во всяком случае, сказал. Многоточие – опасный знак, с ним легко переборщить. Знак ложной многозначительности. Если берешь интервью с ординарным человеком, от такого знака на письме нужно безжалостно избавляться. А если – с гением?..

В журналистской практике такие интервью нет-нет, да и случаются. В моей – такое случилось последний раз два года назад, когда брал интервью у Сергея Карякина. Тоже гений, только совсем молоденький. Сережа хохотал как мальчишка (хотя почему «как»?) все полтора часа, что длилась запись. Сказал за это время полтора десятка слов. В основном «да» и «нет». За каждым кивком, за каждым пожатием плеч – многотомные словари. Но как вытащить эти словари на бумагу? В итоге текст, как курочка-ряба, пестрел многоточиями.

Что делать журналисту в такой ситуации? По-моему – ничего. Просто уважать своего собеседника. Уважать его право быть не таким, как все. Уважать его право обходиться минимумом слов.

И не суетиться.

Илья ОДЕССКИЙ

И.О. Перед началом чемпионата мира по блицу в кулуарах – среди журналистов и гроссмейстеров, оставшихся за бортом финала – образовалось что-то вроде тотализатора. Каждый должен был угадать пятерку победителей. Я не участвовал (не люблю тотализатор), но, в общем, имею представление, кто как голосовал.

Никто не поставил вас на первое место. Могу сказать, что на второе и третье не поставили тоже. Лишь в одном списке вам отводилось пятое место.

В вас не верят?

(пауза)

И.О. Это вопрос.

Василий ИВАНЧУК. Ну что я могу поделать.

(еще одна пауза)

В.И. Это ответ.

И.О. А сами в себя верили? Верили, что можете выиграть?

В.И. Конкретный результат, конечно же, не планировал. Выходил на турнир с намерением бороться, а дальше уже смотреть по ситуации. Для того, чтобы реально претендовать на что-то, надо находиться в группе лидеров. И после первого дня (я закончил его на первом месте) почувствовал, что шансы есть...

И.О. Так уж получилось, что я присутствовал при окончании вашей партии с Карлсеном на Мемориале Таля. И даже описал, как мог, свои впечатления в одном из репортажей для «Chesspro».

Сказать, что вы очень нервничали – значит, ничего не сказать. Все внешние проявления крайне нервного состояния были налицо. Стул под вами ходил ходуном. Руки тряслись. Вы щипали себе брови, нос... Трудно представить, что игрок, который настолько нервничает в момент принятия решения, может быть сильным блицором.

Как это вообще можно сочетать – возбужденное, нервное состояние и отличную игру в блиц?

В.И. Играя в шахматы (особенно блиц), невозможно не быть в нервном состоянии. Хотя бы потому, что спокойное состояние означает замедленную реакцию. Что для блица губительно. Поэтому задача сводится не к тому, чтобы избежать нервного состояния, а к тому, чтобы, пребывая в этом нервном состоянии, все-таки держать себя в руках и не переходить некую грань.

И.О. И тем не менее. Смотрю на Камского, на некоторых других гроссмейстеров – люди надели маску Терминатора. Ни один мускул не дрогнет на лице.

В.И. Это, понимаете ли, очень хорошо, что ни один мускул не дрогнет. Но возникает огромный вопрос. Если, как вы говорите, они держат маску, значит, свои эмоции загоняют куда-то внутрь. А хорошо ли это? Вот в чем вопрос.

И.О. То есть, вы думаете, внутри у них все равно кипящий котел?

В.И. Я не думаю, я уверен. Практически не сомневаюсь в этом.

И.О. Неужели среди шахматистов, играющих на самом высоком уровне, нет ни одного, кто мог бы сохранять настоящее, а не показное спокойствие во время всей партии? Будь то «классика» или блиц?

В.И. Конечно, нужно принимать во внимание множество факторов. Значимость той или иной партии, турнирное положение обоих соперников, общее физическое и психологическое состояние на момент начала игры... Какие-то партии человек играет более спокойно, какие-то – менее. Нервы далеко не всегда на пределе, это колеблющееся состояние.

И самое главное – как сама партия складывается. Если человек видит: на доске перевес, все хорошо, все под контролем, то и нервничать незачем. А если – времени мало, король под атакой... Или влип, попал под чью-нибудь заготовку... Надо быстро делать ходы... Тогда нервничаешь!

Решающие мгновения партии Иванчук – Карлсен на Мемориале Таля

И.О. Я знаю нескольких, что называется, «профессиональных» блицоров (в том числе и гроссмейстеров), игра которых далека от этических норм. Они могут «рубить» флаг, играть двумя руками, в затруднительном положении показать, что делают ход на одну клетку, а сами сыграть на другую. И так далее.

Вам это чуждо, вы стараетесь быть джентльменом за доской? Или – как придется?

В.И. Стараюсь... (пауза) быть джентльменом... (вновь пауза) хотя... (умолкает, делает несколько движений руками) в общем, конечно...

Такая, например, проблема. В блице я могу продолжать игру в позиции, в которой в классической партии, скорее всего, сразу бы сдался...

И.О. Ну, это не грех.

В.И. Смотря как считать! Смотря что считать грехом...

И.О. Но вы не рубите флаг. Не стараетесь вывести соперника из равновесия неспортивными методами.

В.И. Сознательно – нет. Если так получается, всегда готов попросить прощения.

В этот момент в холле гостиницы «Золотое кольцо», где мы писали материал, появился Руслан Пономарев. И направился к нам.

– В Украине каких только шахматных чемпионов не было! Чемпион мира ФИДЕ, и олимпийские, и среди женщин... А чемпиона мира по блицу не было. Теперь есть. Классно!

Улыбнулся, сел в лифт и уехал.

А мы продолжили интервью.

В течение всего второго игрового дня на чемпионате мира по блицу Руслан Пономарев сохранял отличное настроение. Уж не знаю, почему.

И.О. Василий Михайлович! Турнир закончился, я бросил взгляд на турнирную таблицу и, извиняюсь, обалдел. В вашей строке – два нуля против фамилии Бакро!

В сознании обывателя такое просто не укладывается. Выиграть колоссальное соревнование, в котором принимают участие Ананд, Крамник, Грищук... И при этом проиграть две партии Бакро! А турнир все равно выиграть!

Иванчук – он что, в принципе непредсказуем? Его вообще нельзя просчитать? Кому угодно может проиграть, у кого угодно выиграть – так, что ли?!

В.И. Я два нуля и от Гельфанда получил.

И.О. Ну, Гельфанд и Бакро все-таки немножко разного класса шахматисты.

В.И. Я так не считаю. По крайней мере, не считаю, что Бакро относится к категории людей, проиграть которым, как вы сказали, все равно что проиграть «кому угодно». Он не «кто угодно». Он сильный шахматист. Может, у него игра не пошла, весь турнир не удалось сильно провести. А меня обыграл – что поделаешь!

И.О. Проиграли Бакро по делу или зевками?

(снова пауза)

И.О. Или уже и не вспомнить?

В.И. (с едва заметной улыбкой, означающей, по-видимому: «Ну да, не вспомнить. Хоть сейчас могу перечислить все ходы всех партий этого турнира!») В первой партии дебют отвратительно разыграл. Попал в совершенно примитивную дебютную ловушку. Белыми, причем. Сразу стало плохо.

А во второй – это уже моя «заслуга». Имел хорошую позицию, перевес по времени. Начал «плыть», соперник это четко использовал.

По окончании последнего тура Мемориала Таля у Иванчука будто гора с плеч свалилась

И.О. Если можно, откройте секрет: планировали ли вы какую-то дебютную стратегию на блиц-турнир?

(молчание)

И.О. Насколько я понимаю, есть два полюса в отношении того, как ставить дебют в блице. К примеру, Камский – черными играл откровенную ерунду: 1...g6, 2…Bg7, 3…b6, 4…Bb7 и т.д. И, кстати, набрал в этом дебюте 3,5 из 4. Только с вами сделал ничью, а у Рублевского, Бакро и Карлсена выиграл. Не так плохо! Но суть этого подхода, помимо прочего, – потемнить, не раскрывать заготовки классического дебютного репертуара.

Другой полюс – играть то же, что и в «классике», и даже позволить себе раскрыть некоторые из важнейших дебютных наработок. Так, в партии Касымжанов – Ананд встретилась позиция из партии... Леко – Широв. Сыгранная здесь же, в Москве, несколькими днями ранее, на мемориале Таля. В той партии Леко применил важную новинку, а сегодня Ананд показал сильное возражение. Такой подход вызывает глубокое уважение, хотя... палить контрновинку в блиц-турнире – не расточительство ли?

Такие два полюса. На одном – играть муру и ничего не рассекретить, на другом – разыгрывать дебют блица как дебют большой серьезной партии.

Вы-то как играли?

В.И. Старался играть дебютную часть как в серьезной партии. Другое дело, что не всегда получалось. Но играть, как вы говорите, «полную муру» – такого желания не было. Позволить себе неизвестно что я не мог. Понимал, что играю с сильными шахматистами; если что – они меня будут просто наказывать за плохую игру!

И.О. Дебют закончен. Еще какое-то сравнительно приличное время тратится на миттельшпиль. И вот остается, допустим, 20 секунд до падения флажка. В это момент, грубо говоря, вы машете на все рукой или нет? Начинаете играть рукой, а не головой?

В.И. Так нельзя. Трудно держать позицию под полным контролем, но какой-то контроль необходим. Иначе это уже не шахматы.

И.О. Не слишком самонадеянно – утверждать, что позицию можно удержать под контролем даже в блице? А если соперник здорово удивит? А времени задуматься уже нет ни секундочки.

В.И. Все равно. Нужно думать, нужно считать варианты. Выработать какой-то план. А ходить какой попало фигурой на какое попало поле – это что ж...

Идея все равно должна присутствовать. Пусть даже ошибочная.

Василий Иванчук на открытии Мемориала Таля. Какая-то идея в этом присутствует...

И.О. На этом турнире есть – может, не полная партия, но какой-то кусочек, какой-то фрагмент... За который не стыдно? Иначе говоря, если появится книга Василия Иванчука «Мои сто лучших партий», может, не в качестве полной партии, но в качестве диаграммы и одного-двух ходов после диаграммы – какой-то отрывок из этого блиц-турнира имеет шанс появиться в книге?

В.И. Была партия с Камским. В один момент я пошел Ne6-f4. Партия закончилась вничью. А после партии Ананд мне сказал, что ход конем не на f4, а на f8 вел к мату. Вот если бы я так пошел... Была бы красивая игра.

В.ИВАНЧУК - Г.КАМСКИЙ

51.Nf4 Qb4+ 52.Ka2 Qd2+ 53.Kb1 Rxf4 54.Qxf4 Qd3+ 55.Kb2 e3 56.Qh6 Qd2+ 57.Kb1 Qd3+ 58.Ka2 Qd2+, и партия закончилась вничью.

Ананд был прав: выигрывало 51.Nf8!

И.О. А из сделанных ходов – неужели все банальные?

В.И. Что сказать... Может, и было что симпатичное... А! С Карлсеном был симпатичный финальный удар с жертвой ферзя. Простенький, конечно.

В.ИВАНЧУК - М.КАРЛСЕН

36...Re8 37.Qxe8+! Kxe8 38.cb f4 39.b7 fg+ 40.Kg2. Черные сдались.

В.И. Если вспоминать что посложнее – надо думать...

И.О. Вам предстоит трудный турнир: Кубок мира в Ханты-Мансийске. Наверное, эти блиц-партии вы уже потихоньку выкинули из головы.

В.И. Ни в коем случае! Были интересные партии – и в дебютном отношении, и в чисто шахматном, и в отношении психологии борьбы. Не собираюсь я их выкидывать.

И.О. Один скользкий вопрос хочется задать. Чемпионат мира по блицу, ваша победа... наверняка коллеги по профессии поздравляли вас с таким успехом.

В.И. Было.

И.О. Как считаете – они это делали искренне? Насколько это вообще возможно на таком уровне? На самом верху? Не на уровне гроссмейстеров среднего звена или даже ниже – а на самом-самом верху? Насколько они искренне могут радоваться за вас?

В.И. Думаю, те, кто поздравлял, делали это искренне.

По крайней мере, когда я поздравляю шахматиста с выигрышем крупного турнира, то всегда делаю это искренне. Если... (вновь пауза, и вновь пассы руками) То есть, если нет искреннего чувства, то лучше совсем не поздравлять. Зачем? Никто ведь не заставляет.

Но это я сужу по себе.

Все-таки до чего изменчиво выражение лица Иванчука! На этом снимке – тонкий, умный человек. Чуточку отрешенный. Такого человека о пустяках нечего спрашивать.

И.О. Вы летите в Ханты-Мансийск?

В.И. Да.

И.О. Тогда такой вопрос. Алексей Широв – уж на что фанатик шахмат – и тот в частной беседе обмолвился: «Иванчук слишком много играет в последнее время».

Неужели не накопилась такая... тяжелая усталость. Не поверхностная усталость, которая проходит за один-два дня, а тяжелая – когда уже не хочется смотреть на доску, не хочется даже притрагиваться к фигурам?

В.И. Пока, к счастью, нет.

И.О. Удивительно.

В.И. Сам удивляюсь. И тем не менее, удается еще находить какие-то ресурсы, идеи.

И.О. Нет-нет, речь не об этом. Я не сомневаюсь, что удается находить новые идеи – у вас репутация неистощимого шахматного придумщика. Речь о том, что вам снова придется сесть за доску – а напротив соперник, но отнюдь не партнер. И снова и снова придется его перебарывать...

В.И. Но это моя работа, в конце концов.

И.О. Работа – это немножко другое. На работе не нужно побеждать. Не каждый день, во всяком случае.

В.И. Но и в турнирах не каждый день надо побеждать. Бывают ситуации, когда ничья вполне устраивает.

И.О. Кто, если не секрет, ваш первый соперник в Ханты-Мансийске?

В.И. Шахматист из Анголы.

И.О. Его надо уважать как соперника?

В.И. Безусловно.

На закрытии чемпионата мира по блицу. Как видим, порцию девичьего внимания Василий Михайлович все же получить успел

И.О. Я исчерпал список своих вопросов. Но если не задал вопроса, на который вам хотелось бы ответить, намекните, какой это вопрос, и я постараюсь восполнить пробел.

В.И. Дело не в вопросе... Просто хотел бы отметить замечательный сайт «Chesspro.ru», на который я часто захожу и материалы которого почти всегда оставляют приятное впечатление.

И.О. Это не пустые слова?

В.И. Конечно, нет. Это так и есть.

И.О. Приятно слышать. Не являюсь работником сайта, но, признаться, он входит в число моих любимых.

В.И. Очень нравятся материалы, которые готовит Игорь Лысый. Пожалуйста, найдите возможность ему это передать.

На этом наш разговор закончился. Почти. Напоследок, памятуя о правиле Иванчука – если говорить, то искренне, а иначе не говорить вообще – я пожелал Василию Михайловичу, чтобы его шахматная карьера продолжалась еще многие годы. Потому что Иванчук настолько небанален во всех своих проявлениях – за доской и вне доски – что без него шахматная жизнь, конечно, не исчезнет (это было бы преувеличением), но станет намного более пресной.

– Спасибо. Буду стараться, – ответил Василий Михайлович. И, разом выплеснув весь нерастраченный запас иронии, добавил:

– Буду творить!

Наши интервью

Левон АРОНЯН
Сергей МОВСЕСЯН
Александр МОРОЗЕВИЧ
Игорь БОЛОТИНСКИЙ
Василий ИВАНЧУК
Виши АНАНД
Никита ВИТЮГОВ
Виктор КОРЧНОЙ
Василий ИВАНЧУК
Александр ХАЛИФМАН
Юрий РАЗУВАЕВ
Владислав ТКАЧЕВ и Татьяна КОСИНЦЕВА
Екатерина КОРБУТ
Руслан ПОНОМАРЕВ
Светлана МАТВЕЕВА
Сергей КАРЯКИН
Александр РОШАЛЬ
Гарри КАСПАРОВ
Юдит ПОЛГАР
Веселин ТОПАЛОВ
Вишванатан АНАНД
Веселин ТОПАЛОВ
Сильвио ДАНАИЛОВ
Александр НИКИТИН
Теймур РАДЖАБОВ
Василий ИВАНЧУК
Эмиль СУТОВСКИЙ
и другие

Параллели

Илья Одесский:
«Прошу к столу!»
«Под рождество»
«Пара хорошо начищенных ботинок»
«Ни слова о шахматах»
«Даже не лжец»
«Вступление / Топалов project»

Марк Глуховский:
«Белое и черное»
«Линарес без Каспарова»
«Просто песня»
«О роли личности»
«Умный камень»
«Особенности национального исхода»

Каспаров уходит...

Александр Никитин:
«Я зову его Дон Кихотом»

Марк Глуховский:
«Своевременный подвиг»

Михаил Савинов:
«Умерли или освободились?

Евгений Атаров:
«Реквием по мечте»

Гарри Каспаров:
«Всему есть предел!

ФИДЕ, будущее шахмат

Р.Касымжанов:
ответ на статью С.Данаилова

С.Данаилов:
«Фантазия, паранойя, реальность…»

А.Девяткин:
«Топалов. Факты и домыслы»

Г.Макропулос:
«Фиде поддерживает женские шахматы»

С.Шипов:
«Фиде против шахматисток. Игра на выживание»

Николай Власов:
«Скучно (о шахматной политике)»

Михаил Савинов:
«Ходарковский и Березовский…»

Сергей Загребельный:
«За самодостаточность шахмат!»
«Шахматисты должны играть...»

«Жизнь 'по понятиям' мы устроили себе сами!»

Михаил Голубев:
«Почему молчат россияне»

Валерий Аджиев:
«Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг»

Николай Власов:
«Возможны варианты» (ответ)
«Еще раз о королях и капусте…»

Константин Ланда:
«Еще один неизвестный в головоломку…»

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум