вторник, 19.03.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07
  ПАРАЛЛЕЛИ 
 Илья Одесский:
   «Прошу к столу!»
   «Под рождество»
   «Пара хорошо начищенных ботинок»
   «Ни слова о шахматах»
   «Даже не лжец»
   «Вступление / Топалов project»

 Марк Глуховский:
   «Белое и черное»
   «Линарес без Каспарова»
   «Просто песня»
   «О роли личности»
   «Умный камень»
   «Особенности национального исхода»

  КАСПАРОВ УХОДИТ... 
   Александр Никитин:
«Я зову его Дон Кихотом»
(тренер о будущем воспитанника)

   Марк Глуховский:
«Своевременный подвиг»

   Михаил Савинов:
«Умерли или освободились?»
(мировая пресса о Каспарове)

   Евгений Атаров:
«Реквием по мечте» (о шахматах после ухода Гарри Каспарова)

   Гарри Каспаров:
«Всему есть предел!» (открытое письмо 13-го чемпиона мира)


  ФИДЕ, БУДУЩЕЕ ШАХМАТ 
   Р.Касымжанов: ответ
на статью С.Данаилова

   С.Данаилов: «Фантазия, паранойя, реальность…»
   А.Девяткин: «Топалов.
Факты и домыслы»

   Г.Макропулос: «Фиде поддерживает женские шахматы»
   С. Шипов: «Фиде против шахматисток. Игра на выживание»
   Николай Власов:
«Скучно (о шахматной политике)»

   Михаил Савинов:
«Ходарковский и Березовский…»

   Сергей Загребельный:
«За самодостаточность шахмат!»

   Сергей Загребельный:
«Шахматисты должны играть...»

   Сергей Загребельный:
«Жизнь "по понятиям" мы устроили себе сами!»

   Михаил Голубев:
«Почему молчат россияне»

   Валерий Аджиев: «Классический чемпион Владимир Крамник... и вокруг»
   Николай Власов:
«Возможны варианты» (ответ)

   Константин Ланда: «Еще один неизвестный в головоломку…»
   Николай Власов: «Еще раз о королях и капусте…»

Марк ГЛУХОВСКИЙ,
журналист

Умный камень

Жил да был на Дальнем американском Западе редактор газеты, и, когда он
однажды сидел у себя в редакции, приятно размышляя о жизни, окно разнесла
пуля и впилась в стену у его виска. Счастливая улыбка озарила лицо
редактора. "А! - сказал он не без гордости. Я так и знал, что наша
"Персональная колонка" будет иметь успех!"
Пелем Г.Вудхаус. "Псмит-журналист"


  Вначале - пару слов по поводу моей первой заметки. Я всего лишь заметил некий факт. Этот факт, во-первых, существует не только в моем воображении а, во-вторых, имеет отношение к шахматам. Этих двух обстоятельств достаточно, чтобы посвятить факту заметку. Такой мне и видится задача колумниста - увидел факт, осмыслил его (или сделал вид), привязал к текущему моменту.
  Руководствуясь таким пониманием своих обязанностей, я намерен и дальше вести колонку - насколько хватит сил у меня и желания у руководства сайта.
  Еще один принцип, который я хотел бы озвучить - периодичность. Эта колонка будет появляться каждую неделю, по выходным. Третий (и последний) принцип - чтобы было интересно. Мне писать, а вам читать.
  
  Что же вышло на практике? Первая заметка оказалась посвящена слишком тяжелой для восприятия теме. Какой там ни будь на дворе XXI век, национальный вопрос остается самым болезненным. Этот момент я, каюсь, упустил из виду. Как только речь заходит о национальности, даже самые разумные люди излишне возбуждаются. Вот поэтому-то я и решил во второй заметке острых тем не касаться. Написать что-нибудь про взлет Карлсона, перспективы Карякина, расцвет Топалова - и на этом успокоиться. Решить-то я решил, но тут в дело вмешались высшие силы. А именно - президент Российской Федерации Путин В.В.
  
  Последний объявил стране, что его подчиненные разоблачили группу британских шпионов. Проиллюстрировать достижение попросили мощного журналиста А.Мамонтова, который, нимало не смущаясь, показал нам камень! Тот самый, через который шпионы сношались со своими резидентами. И вот я уже, который день хожу и думаю про камень. То с одной стороны его поверну, то с другой. Это же как круто - передавать разведданные через камень! Это же какие фантастические возможности для заголовков! (Нашла ЧК на камень. Они жили с камнем за пазухой! Булыжник - оружие разведки. И на камнях растут шпионы. Добавьте свой вариант, учитывая, что философский камень уже занят).
  
  Ну и мысли сами двинулись в сторону шахмат. У нас ведь тоже есть свой камень-шпион. Хотел я этот камень приберечь для лучших времен, подсобрать материал, но не сдержусь. Тема-то остроактуальная, государственная, модная. А в случае чего - к ней всегда вернуться можно.
  
  Подсказки. Вот что нынче волнует всех на самом деле. С тех пор, как в шахматах появились носители точного знания - пусть не стопроценто точного, но более точного, чем наше, человеческое знание, все должны думать про подсказки. Мы не можем исключить возможность компьютерного вмешательства ни в одну партию. От этого наши разговоры про взлет Карлсона, перспективы Карякина и расцвет Топалова очень скоро не будут стоить и ломаного гроша.
  
  Николай Власов уже призывал "кардинально и по существу" решить вопрос. Еще дальше пошел добрейший Илья Бениаминович, который предложил накрыть игровой зал "магнитным колпаком, - даже если потом и выяснится, что это прямой путь к опухоли мозга." Оба уважаемых автора уверены, что проблема наисерьезнейшая, но техническая и, следовательно, решаемая. Мое скромное исследование в этой области привело к еще более пессимистичному выводу. Оказывается, проблема эта на техническом уровне вообще не решается.
  
  Для начала я обзвонил несколько авторитетных московских фирм, занимающихся защитой информации, и объяснил проблему. Мне предлагали разные варианты, но с одной единственной оговоркой. Гарантии не дал никто.
  
  Самое простое, напрашивающееся решение - поймать приемник, тот самый булыжник. Шахматист, желающий воспользоваться сторонней информацией, должен принять сигнал помощника, который анализирует играющуюся партию на компьютере. Любой приемник имеет какой-то процент металла, который теоретически должен отлавливаться металлической рамкой - той самой, что стоит в аэропорту. Оказывается, не отлавливается! У каждого человека есть "естественная металлизация", которая создает определенный уровень шума. Все, что ниже уровня - не ловится. Если перевести эти термины на человеческий язык, окажется, что обычную зажигалку рамка отловит, а вот если сократить количество металла на зажигалке втрое, то рамка ее пропустит. Сколько нужно металла для самого примитивного приемника? Проверить можно только экспериментально, но когда будете оценивать это, имейте в виду, что нам нужно именно что "2 байта переслать" - два-три хода в ключевой момент партии. Больше сильному шахматисту и не понадобится.
  
  Хорошо, раз не работает приемник, попробуем заглушить сигнал. Тем самым "магнитным полем", которое глушит мобильники. Оказывается, и это не выход, даже если мы все - и зрители, и участники, дружно проголосуем за то, чтобы сидеть рядом с этим счастьем (хотя мы не идиоты и все-таки проголосуем против - здоровье дороже)! Мобильник-то будет заглушен, но вот заглушить сигнал, который может идти намного медленнее голоса, а также может быть отправлен в любом частотном диапазоне, ни одна глушилка не сможет. Таким образом, с сигналом нам также не справиться.
  
  Фирмы, защищающие информацию, предлагают еще нелинейные локаторы, предназначенные для поиска скрытых радиоэлектронных устройств. Увы, эти локаторы, несмотря на разнообразие моделей, имеют массу ограничений, среди которых немаловажное - дальность работы. По мнению экспертов, с которыми мне довелось общаться, нелинейный локатор никак не тянет на решение проблемы.
  
  А что тянет? Только целый комплекс мероприятий, увы, муторных и дорогих. Перечислим главные.
  
  Начать все же следует c рамки. Рамка не дает гарантии, но ставит довольно высокую планку для тех, кто захочет пользоваться компьютерной помощью. Рамка отсечет любителей, тех, кто надеется на пейджеры, мобильные телефоны, карманные компьютеры и прочий общедоступный ширпотреб. Рамка заставит потенциального нарушителя как следует вложиться в предприятие. Мой знакомый, классный специалист-электронщик, готов вмонтрировать приемник хоть в зуб, но утверждает, что разработка высококлассного комплексного прибора (передатчик + приемник) обойдется в несколько тысяч, а то и несколько десятков тысяч долларов. (Этот же специалист рассказал мне об известных случаях, когда обычные железные зубы, к несчастью владельцев, ловили радиосигнал.)
  
  Второй необходимый ход - дисквалификация. Нарушитель должен быть немедленно исключен из турнира и дисквалифицирован на несколько лет - подобная перспектива может напугать сильного шахматиста. (Слабому, как ни крути, подсказка не поможет добиться больших успехов).
  
  И, разумеется, никто, кроме судей и участников, не должен находиться в игровой зоне. Мы много времени потратили на технические аспекты. Это и понятно - всегда хочется заставить работать какой-нибудь умный аппарат. Ува, подсказка не обязана передаваться хитрыми техническими средствами. Куда проще о чем-то договориться - особенно, если речь идет о таких близких людях, как игрок и секундант. В своей замечательной книжке Никитин пишет, что в течение многих лет физически чувствовал, о чем именно думает Каспаров, сидя на сцене. Чувствовать то он чувствовал, но вот что делать - не знал. Нынешний секундант знает, что должен делать его подопечный - именно поэтому его нельзя на милю подпускать к игроку - ни в зале, ни в комнате отдыха, ни в туалете.
  
  Все это, откровенно говоря, ужасно невовремя. Проблема есть, но бороться с ней некому. Правда, у нас всегда остается запасной вариант - взять пример с главы государства, который предложил не высылать разоблаченных шпионов из опасения, что пришлют новых.