воскресенье, 22.12.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Чемпионат США, Сент-Луис11.10
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Поддержать сайт

Картотека

Олег ПЕРВАКОВ,
гроссмейстер композиции

ОБРЕЧЕННАЯ ИДТИ ВПЕРЕД

«Пешка — душа шахмат!» — этот постулат Филидора пока еще никто не подверг сомнению. Да и вряд ли он будет когда-нибудь низложен. Номинально самая слабая в начале партии боевая единица в ходе поединка играет важную, а порой и решающую роль.

В шахматной партии пешка обычно превращается в сильнейшую фигуру – ферзя. На втором месте, безусловно, превращение в коня – ради выигрыша темпа, материала, продолжения с шахом матовой атаки и т.д. Самый свежий пример – партия Широв – Аронян из недавно закончившегося турнира в Морелии-Линаресе, где превращение в коня было обусловлено предотвращением мата.

А.Широв — Л.Аронян
Морелия-Линарес 2008

59.f8N+! и т.д.

А вот превращения в слона или ладью на практике замечены крайне редко.

В.Баклан – Фам Минь
Каппелль-ля-Гран, 2004

Конечно, у черных есть несколько путей к победе. Они избирают самый эффектный:

49...c1B! (после неосторожного 49...c1Q белых выручает пат: 50.Rxg7+! Kxg7 51.Qg5+!)

50.Qxc1 Qe5+ 51.Kg1 Qg3+ 52.Kf1 Bd3+. Белые сдались.

В композиции с пешкой связана разнообразная тематика. Тут и четырехкратная игра пешки из начального положения на четыре разных поля («альбино» и «пиккенини»), превращения, в том числе во все четыре фигуры, «эксцельсиор», таски (рекордное выражение темы в этюде или задаче) Валладао и Бабсона... Естественно, реализовать столь сложные замыслы легче в задачной композиции. Но и этюдистам есть чем гордиться!

Поскольку превращение в сильнейшую фигуру в этюде встречается сплошь и рядом, акцентировать наше внимание на нем не будем.

1. Начнем, конечно, с превращения во все три слабые фигуры – со знаменитого этюда Королькова.

№1. В.Корольков
1-й приз, «Правда», 1929

Белым довольно нелегко не то что выиграть, но и просто защититься от двух матовых угроз – Bf3 и f1Q. На помощь приходят пешки, стоящие на пороге превращения. Но сначала идет фигурная игра.

1.Rd2+ Kc1 (1...Kxd2 2.Qh6+ Kc2 3.Qxh3) 2.Rd1+! Kxd1 3.Ba4+ b3! Черные не хотят быть боксерской грушей и затевают свою контригру.

4.Bxb3+ Ke1 5.Bb4+ Nc3! 6.Bxc3+ Kf1. Мат с f1 предотвращен, но сейчас прямолинейная защита поля f3 – 7.Bd5 – приводит к пату после 7...Bf3+ 8.Bxf3. Необходимо предварительно завлечь черного слона на поле b5 – любой ценой!

7.Bc4 Bxc4 8.Qc5! Bd3 9.Qb5! Bxb5.

Теперь, наконец, решающее слово за пешками: 10.b8N! Bd3 11.a8B! (11.a8Q? Be4+ 12.Qxe4 – пат) 11...Be2 12.f8R! с выигрышем.

Словно из морской пучины в порядке своей молодецкой стати появились три богатыря – конь, слон и ладья – и повергли вражескую рать.

Первое выражение в этюде темы превращения в три разные слабые фигуры. Отметим немаловажный плюс: превращения следуют одно за другим в классическом порядке – N, B, R. В свое время этот этюд был подвергнут нещадной критике со стороны известного литератора и этюдиста А.Гурвича. На мой взгляд – совершенно несправедливо!

В наиболее экономичной форме эту идею удалось реализовать замечательному польскому гроссмейстеру.

№2. Я.Русинек
1-й приз, «New Statesman», 1971

Три черные фигуры представляют собой очень грозную силу, с которой трудно совладать даже ферзю. Например: 1.g8Q? Bxg8 2.a7 Ne4! 3.Kb7 Bd5+ 4.Ka6 Nd6.

Остается 1.a7 Ba6+ 2.b7 Ne4 3.g8N+! (конь) Ke8! 4.Nf6+! Nexf6 5.a8B! Очередь слона. Плохо 5.a8Q? Nd5, и мат неизбежен.

5...Ne5! 6.Kb8 Nc6+ 7.Kc8 Bf1 8.b8R! И, наконец, ладья! И снова сильнейшая фигура оказывает белым медвежью услугу – 8.b8Q? Ba6+ 9.Qb7 Ne4 10.Qxa6 Nd6 #.

8...Ba6+ 9.Rb7! (но не 9.Bb7? Ne4 10.Bxa6 Nd6 #), и черным приходится смириться с патом белым при замурованном превращенном слоне и связанной превращенной ладье – например, после 9...Ne4.

Великолепно!

Позднее Ян добавил три фигуры, добился последнего превращения – в ферзя – и еще раз продемонстрировал миру уникальность найденной им позиции №2.

№3. Я.Русинек
«64», 1978

1.h8Q+ (1.h8R+? Ke7)1...Qxh8 2.g7+ Qxg7 3.hxg7+ Ke7 4.a7 и т.д.

Из всех на сегодня известных этюдов с превращением пешек во все четыре фигуры, этот пример, пожалуй, самый удачный.

2. Рекордное число превращений в одну и ту же фигуру.

2a. Превращение в коня.

Восьмикратное (!) превращение в коня представлено в следующем этюде:

№4. А.Шерон
«Journal de Geneve», 1964

1.b8N+! Rxb8 2.axb8N+! Kd6 3.c8N+! Ke6 4.d8N+! Bxd8! 5.exd8N+! Kf6 6.g8N+! Rxg8 7.hxg8N+! Kg6 8.f8N #!

Справедливости ради необходимо отметить, что этот этюд является по существу исправленной автором задачей У.Шинкмана («Deutsche Schachzeitung», 1908, мат в 8 ходов), к начальной позиции которой добавлено четыре (!) черные фигуры. Тем не менее формально рекорд состоялся.

Наиболее удачные примеры, на мой взгляд, связаны с троекратным превращением пешек в коня. Вот три из них.

№5. В.Корольков
1-2-й приз, «64», 1937

Самая страшная угроза черных – превращение в коня c1N+ с последующим матом. Поэтому действия белых должны быть стремительными.

1.Rh5+! Kxh5 (1...Bxh5 2.d8Q+; 1...Kg3 2.Rh1) 2.Nf4+ Kh6 3.g8N+! Kh7 4.Ngf6+ (4.Nef6+? Kg7! 5.N6h5+ Bxh5) 4...Kh6 (4...Kh8 5.Nxg6 #) 5.Nxg4+ Kh7 6.Nef6+ Kg7 7.Ne6+ Kf7 8.d8N+! Ke7 9.c8N #!

Ответим на угрозу черных тремя превращениями в коня и матом в пять лошадиных сил!

№6. А.Сочнев
1-3-й приз, «Д.Гургенидзе-50», 2004

Здесь троекратному превращению в коня предшествует предварительный план.

1.Nd6+! Жертва вынуждена. Плохо как 1.Rg5? Rxg5 2.hxg5 e2 3.g6+ Ke7 4.Na7 e1Q 5.Nc8+ Rxc8 6.dxc8Q Qh4+ 7.Kg8 Qc4+, так и 1.Kh6? Rf6+ 2.Kh5 Rf5+ 3.Kg4 Rf6 4.Kh3 e2.

1...cxd6.

Сейчас белым необходимо как-то выиграть темп, чтобы успеть сыграть c6-c7. К цели ведет неочевидный маневр: 2.Kh6! (снова не годится 2.Rg5? Rxg5 3.hxg5 e2 4.c7 e1Q 5.d8N+ Rxd8 6.cxd8N+ Ke7 7.g8Q Qb1+ 8.g6 c2 9.Nf7 Kd7 10.Qd8+ Kc6 11.Qxd6+ Kb7) 2...Rf6+ 3.Kh5 Rf5+ 4.Kg4 Rf4+ 5.Kh3! Rxf3+. Пешка f3 уничтожена, и белый король возвращается восвояси.

6.Kg4! Rf4+ 7.Kh5 Rf5+ 8.Kh6 Rf6+ 9.Kh7! Rf5.

И, наконец, решающее звено предварительного плана: 10.Rf1! Rxf1. Теперь – смело вперед! 11.c7! Rf5 12.d8N+! Rxd8 13.cxd8N+! Kf6 14.g8N #!

Отличный логический этюд!

Кстати, Алексей Сочнев собрал большую коллекцию этюдов, в которых проходит хотя бы двукратное превращение в слабую фигуру. Да и сам он одно время увлекался рекордными замыслами, в частности этюдами с наименьшим соотношением числа слабых превращений к количеству фигур в начальной позиции. Увы, рекорд (5 превращений в коня при 10 фигурах) так и не состоялся – в опубликованной позиции был найден неисправимый дефект.

При смешанном, черно-белом превращении в коня выделю пешечный этюд №6.

№7. Н.Кралин
2-й приз, «Шахматы в СССР», 1980

Единственная надежда белых на спасение – самозапатование.

Но уже после естественного 1.a7! Kxa7 надо призадуматься и сделать сначала один точный ход – 2.g4! b1N! (2...b1Q 3.h4, и пат нерушим), а затем и другой, очень эффектный – 3.h3!!

Именно тот случай, когда, согласно русской пословице, поспешишь – людей насмешишь. После 3.h4? Nc3 белые оказываются в цугцванге и проигрывают: 4.dxc3 d2 5.c4 d1Q 6.c5 Qd4 7.exd4 e3 8.d5 e2 9.d6 e1N! 10.d7 Nd3 11.d8Q Nf4 #.

3...Nc3 4.h4. А теперь в том же цугцванге – черные. Они вынуждены во избежание пата белым ходить королем, чья позиция на поле а7 неуязвима.

4...Kb7. Лучший ответ. При 4...Ka6 5.dxc3 d2 6.c4 d1Q 7.c5 Qd4 8.exd4 e3 9.d5 e2 10.dxc6! белых спасает шах на с8.

5.dxc3 d2 6.c4 d1Q 7.c5 Qd4 8.exd4 e3 9.d5 e2 10.d6 e1N! 11.d7 Nd3 12.d8N+!

Вот где сказалось положение черного короля на b7!

12...Ka6 13.Ne6 Nf4+ 14.Nxf4 exf4, и все-таки пат!

2b. Превращение в слона.

Здесь выделяется рекордный замысел М.Зинара – пятикратное превращение на одном и том же поле!

№8. М.Зинар
1-й спец. почетный отзыв, «Дружба-200», 1983

1.f7 Rh8 2.fxe8B! Внимание – к полю h5, вокруг которого разворачиваются все дальнейшие события. После 2.fxe8Q? Ra1! (но не 2...Rxh5+ 3.Qxh5 Rh8 4.e8B! с переходом в авторское решение) 3.Bxa1 Rxh5+ 4.Qxh5 черные запатованы.

2...Raxe8 3.dxe8B! Rxe8 4.Bd4! Rh8 5.e8B! Rxe8 6.e7 Rh8 7.e8B! Rxe8 8.e6 Rf8 (или 8...Rg8 9.e7 Rg5 10.e8B+-) 9.e7 Rf5 10.e8B!

Заключительный нюанс. Все, победа! Ни к чему не приводила попытка распатовать черных и получить ферзя: 10.Bxf2+? Kxf2 11.e8Q g3 12.Qe1+ Kxe1 13.c8Q Kxf1 14.Qc4+ Kf2 15.Qd4+ Kf1 с очевидной ничьей.

2c. Превращение в ладью.

Михаил Зинар – замечательный современный мастер пешечного этюда, последователь Николая Григорьева, большое место в своем творчестве уделил и таскам на слабое превращение. Ему, помимо №8, принадлежат еще три рекорда.

№9 демонстрирует троекратное превращение в ладью в чисто пешечном этюде.

№9. А.Давранян, М.Зинар
1-й почетный отзыв, «Шахматы в СССР», 1989

Дабы не запатовать черного короля на полях h2, h3 и f3, белые вынуждены поочередно превращать три свои пешки в ладьи.

1.f8R! (1.f8Q? Kh2 2.a7 d1Q+ 3.Kxd1 f1Q+ 4.Qxf1, пат)1...f1Q 2.Rxf1+ Kxf1 3.Kxd2 Kxg2 4.a7 Kxh3 5.a8R!

В ферзя превращать снова нельзя – 5.a8Q? g2 6.Qg8 (ничья и в случае 6.Qc8+ Kh2! 7.Qd8 h3 8.Qxd6 g1Q 9.Qxe5+ Kh1 10.d6 Qf2+ 11.Kd1 h2=) 6...g1Q 7.Qxg1, пат.

5...Kg2 6.a5 (здесь и на следующем ходу возможна перестановка хода Rh8 – вполне допустимая дуаль) 6...h3 7.a6 h2 8.Rh8 (8.a7? h1Q 9.Rb8 Qf1 10.a8Q Qd3+ 11.Kc1 Qxe3+ 12.Kb2 Qf2+ 13.Ka3 e3–+) 8...h1Q 9.Rxh1 Kxh1 10.a7 g2.

11.a8R! (11.a8Q? g1Q 12.Qh8+ Kg2 13.Qg7+ Kf3 14.Qxg1, пат) 11...g1Q 12.Rh8+ Kg2 13.Rg8+ Kf2 14.Rxg1 Kxg1 15.c4, выигрыш.

Шестикратное превращение в ладью осуществлено в №10.

№10. М.Зинар
Спец. почетный отзыв, «Шахматы в СССР», 1984

1.a8R! Здесь борьба белых направлена на предотвращение такого пата: 1.a8Q? Nf2+ 2.Nxf2 g2+ 3.Qxa3 Rg3+ 4.Qxg3.

1...Rb3 2.b8R! (2.Rxb2? Rxb2) 2...Rc3 3.c8R! Rd3 4.d8R! Re3 5.e8R! Rf3 6.f8R!

Финальный аккорд. Ни сейчас, ни ранее белые не могли жертвовать ладью на 3-й горизонтали: 6.Ra3? Rxa3 7.Ra8 Rb3 8.Rcb8 Rc3 9.Rdc8 Rd3 10.Red8 Re3, и черная ладья благополучно барражирует по линии, уклоняясь от настойчивых приставаний коллег по амплуа.

Остальное просто: 6...Nf2+ 7.Nxf2 g2+ 8.Rxf3 Rg3+ 9.Rxg3, и пата нет, выигрыш.

Израильскому этюдисту Гади Костеффу удалось впоследствии добиться семикратного превращения в ладью, но в его этюде порядок превращений произвольный, что, безусловно, не позволяет говорить об этом этюде, как о таске.

3. Таск Бабсона.

Одна из самых трудных тем в композиции. Необходимо в четырех вариантах осуществить взаимные превращения белых и черных пешек в одноименные фигуры. Впервые в ортодоксальной форме (мат в 4 хода) ее удалось реализовать в 1984 году казанскому проблемисту Леониду Ярошу. Необходимо отметить, что ему здорово помогли московские композиторы.

Зато Гади удалось пока единственному реализовать в этюдной форме 3/4 таска Бабсона. Две более ранние попытки Я.Русинека окончились неудачей.

№11. Г.Костефф
«Chess in Israel», 1997

Сначала – какая-никакая, но вступительная игра: 1...Bc4+ (1...e1Q 2.Rxe1 Nxe1+ 3.Ke2 Rxe7+ 4.Nxe7 Nd7 5.Nxg8+ Kf7 6.Kxe1 Kxg8 7.Kd2 Kf7 8.c4 Ke7 9.Be5) 2.Kd4 (плохо 2.Ke4? Bd5+ 3.Kd3 Bc4+ 4.Ke4 Bd5+ 5.Kd4 Rc4+ 6.Kd3 e1Q 7.Rxe1 Nxe1+ 8.Kd2 Nf3+ 9.Kd1 Re4 10.c4+ Kf7 11.Ne5+ Rxe5) 2...Rd7+ 3.Kc5 Na4+ 4.Kxc4 (4.Kc6? Bb5 #) 4...Ne3+ (4...Nxb2+ 5.Kc5; 4...Rc7+ 5.Kd5) 5.Kb4. Отравление пешкой b3 рано или поздно, но наступит: 5.Kxb3? Rxb7+ 6.Kxa4 Nd1 7.e8N+ Kf7 8.Nd6+ Kf6 9.Nxb7 e1Q 10.Kb3 Qe2 11.Rb1 Qb5+ 12.Ka2 Qc4+ 13.Ka1 Nxc3 14.Bxc3+ Qxc3+ 15.Ka2 Qc2+.

5...Rxb7+ 6.Kxa4 Nd1. В случае 6...Rxe7 7.Re1! Nc2 8.Nxe7 Nxe1 9.Nd5+ Kf7 10.Nb4! Nc2 11.Nd3 черные еще могут посопротивляться, но конец ясен. А при 6...Nc4 победу белым приносит превращение в коня: 7.e8N+! Kf7 8.Ne5+!

7.Rxd1!

Рано 7.e8N+? Kf7 8.Nd6+ Kg8 9.Nxb7 e1Q 10.Kxb3 Qd2 11.Rb1 Qd5+. Игра разветвляется:

A. 7...exd1N 8.e8N+! Kf7 9.Nd6+,

B. 7...exd1R 8.e8R! (8.e8Q? Rd4+ 9.c4 Rb4+ 10.axb4, пат),

C. 7...exd1Q 8.e8Q! Qd4+ 9.c4! (9.cxd4? Rb4+ 10.axb4, пат).

Трудно требовать какой-то осмысленной игры при столь сложном замысле. Удастся ли кому-нибудь из этюдистов полный таск Бабсона?

4. Таск Валладао.

Еще одна примечательная тема в композиции. Необходимо продемонстрировать три самых оригинальных шахматных хода: рокировку, взятие на проходе и превращение пешки.

Костеффу принадлежит самое, на мой взгляд, элегантное выражение таска Валладао.

№12. Г.Костефф
«Problemist», 2007

1.0-0-0+! g1Q 2.Rxg1+ Kxg1 3.Kb2 dxe4.

4.f4! (кокетство наказывается: 4.f3? e3 5.f4 Kf2 6.f5 Kxe2 7.f6 Kd2 8.f7 e2 9.f8Q a1Q+ 10.Kxa1 e1Q+=) 4...exf3 5.exf3 Kg2 6.f4 Kg3 7.f5 Kg4 8.f6 Kf5 9.f7 Kg6.

10.f8R! с победой.

Формально в таске Валладао пешка может превращаться в ферзя. Но, на мой взгляд, идеальное выполнение этой темы – когда пешка превращается в слабую фигуру.

Автору №13 удалось осуществить три разных превращения в таске Валладао. Очередь за всеми четырьмя?

№13. С.Хорнекер
«Konig und Turm», 2007

1.0-0 (короля необходимо увести с линии «е» во избежание шахов) 1...f5! После 1...Qe7 2.Rxf7! Qxe6 3.Rf6+ Qxf6 4.gxf6 пешечный эндшпиль легко выигран для белых.

2.gxf6, и разветвление:

A. 2...Qc8 3.f7 Qxe6 4.f8N+!,

B. 2...Qc7 3.f7 Qe5 4.f8R!;

C. 2...Qa8 3.f7 Qxa2 4.Rf6+! Kxf6 5.f8Q+.

При выполнении темы 7-го командного чемпионата мира авторам следующего этюда удалось реализовать и таск Валладао, правда, не в идеальной форме.

№14. Н.Кралин, О.Перваков
13-е место, 7WCCT, 2004

1.Nb3+! Как мы увидим в финальной позиции этюда, белым необходимо избавиться от «пятой колонны» в лице собственной пешки е4. Поэтому рано 1.Qd1+? 1...Kxe4 2.Nc5+ Kd4! Другая тропинка приводит к скорой гибели: 2...Kf4 3.Nd3+! Kf5 4.Qxe3 Rxe3 5.Kf2 Rxe6 6.d7 Rd6 7.Nc5. Теперь белый король избавляется от «предателя» из самого ближнего круга: 3.Qd1+ Ke5!

4.Qd4+! Отойдя на предыдущем ходу королем на е5, черные провоцировали соперника на ошибочное 4.Nd7+? Kxe6 5.Nc5+ Kf7! 6.Ra7+ Kg6 7.Qd3+ Kh6 8.Qxe3+ Rxe3 9.Kf2 Rxe2+ 10.Kg1 Rxc2 11.Nb3 Rb2 12.d7 Rb1+ 13.Kxg2 Rd1.

4...Kxd4. «Скверна» в собственных рядах ликвидирована, и белые приступают к реализации главного плана: 5.0-0-0+ Kxc5 6.d7 Rh1 7.d8Q g1Q 8.Qd4+ Kb4 9.c5+ Ka5 10.Qxc3+ b4! 11.Qa1+ Kb5 12.c4+ bxc3 13.Qb1+ Kxc5.

И заключительный аккорд 14.Qf5+! с выигрышем. При наличии пешки e4 этот ход был бы невозможен.

И в заключение – два занимательных примера на тему:

5. Замурование превращенных фигур.

№15. М.Зинар
Юбилей В.Арчакова, 1989

Как задержать крайне опасную черную пешку е3? Плохо 1.h8Q? e2 2.Qxh2 gxh2 3.a8Q e1Q+.

Остается уповать на 1.b5+ Kb6! Вроде бы избегая минированных полей типа 1...Kxc7 2.a8Q e2 3.Qxa5+ или 1...Kxb5 2.h8Q e2 3.Qh5+. Но теперь возможна оригинальная патовая комбинация.

2.a8N+! (2.h8N? e2 3.a8N+ Kxb5 (c5); 2.h8Q? e2 3.a8N+ Ka7) 2...Ka7 3.b6+ Ka6 4.h8N!, и пат нерушим!

Ну а перед автором №16 хочется снять шляпу. Составить такой романтический, жизнеутверждающий этюд в столь ужасное время!.. 

№16. А.Хуртиг
2-й приз, «Schackvorlden», 1943

Мало того, что у черных подавляющий перевес в силе, так еще и матовых угроз навалом. Спасение для белых кажется из области фантастики. Но оно есть!

1.a8B+! Выясняется, что черный король легко уходит от двух белых ферзей после 1.a8Q+? Kc8 2.b7+ Kd7 3.Qd5+ Ke7 4.hxg8N+ Nxg8! (не поздно сделать «кляксу»: 4...Rxg8? 5.Qe5+) 5.Qxd8+ Kxd8 6.Qxb8+ Ke7.

1...Kc8 2.b7+ Kd7 3.Qd5+ Ke7 4.Qe5+ Kf8. «Раз уж от двух ферзей ушел, то от одного-то и подавно!», – торжествует черный король. Но его ждет бо-о-о-льшой сюрприз...

5.Qxg7+!! Kxg7. Надежда еще не покинула черных: 6.h8Q+? Kf8! 7.Qg7+ Ke8 8.Qf8+ Kd7!, снова расправляясь с белым ферзем.

Однако 6.h8B+! Kf8 7.g7+ Kf7 – пат!

Все материалы

Марк Дворецкий:
«Уроки стратегии»
«Уроки одного проигрыша»
«Ловушки для комментаторов»
«"Неизвестная" партия Михаила Таля»
«Как помогать молодым талантам»
«Эмоции и сила игры»
«Юсупов и Долматов – путь наверх. Часть 2»
«Юсупов и Долматов – путь наверх. Часть 1»
«Не все то золото, что блестит»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 4»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 3»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 2»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 1»
«Борьба равных»
«Критические моменты борьбы. Часть 2»
«Критические моменты борьбы»
«Когда подводит техника»
«"Плавание" в теории»
«Ладья и слон против ладьи»
«Этюды Вотавы»
«Этюды для практиков»
«Промежуточные ходы в эндшпиле»
«Контрольная работа»
«Шахматная ботаника - вариантные дебри 2»
«Шахматная ботаника - вариантные дебри»
«Шахматная ботаника - 'кустарник'»
«Шахматная ботаника - 'Ствол'»
«Идеальная партия»
«Сюрпризы при расчете-2»
«Сюрпризы при расчете вариантов»
«Хаос на доске»
«Съесть пешку, или...»
«Терпеливая защита»
«Спасительные комбинации»
«Приглашение к анализу»

Игорь Январев:
«Партии-призраки»
«Анализ после анализа»
«"TN" в эндшпиле!?»

Олег Перваков:
«Обреченная идти вперед»

Эмиль Сутовский:
«Безумство храбрых»

И.Лысый, А.Кузнецов:
«Картотека комментатора-3»
«Картотека комментатора-2»
«Картотека комментатора»

Илья Одесский:
«Душа души моей»
«Земляничная поляна навсегда»

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум