четверг, 21.11.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Чемпионат США, Сент-Луис11.10
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Поддержать сайт

Картотека

Марк ДВОРЕЦКИЙ,
заслуженный тренер СССР

"ПЛАВАНИЕ" В ТЕОРИИ

Многие главы в "Учебнике эндшпиля Марка Дворецкого" (в дальнейшем – УЭМД) завершаются рубрикой "Трагикомедии", содержащей практические примеры грубых ошибок, связанных с темой соответствующей главы. А недавно я в основном завершил работу над новой книгой, которая будет называться "Трагикомедии в эндшпиле". Она поможет читателям освежить в памяти некоторые важные теоретические позиции и технические приемы, заставит задуматься над причинами эндшпильных ошибок, совершаемых всеми: и рядовыми любителями, и выдающимися гроссмейстерами, чтобы в дальнейшем избегать подобных ошибок. Тем же, кто с УЭМД не знаком, новая книга послужит введением в увлекательный мир эндшпиля и, возможно, побудит их заняться систематическим изучением теории окончаний.

Предлагаю вниманию посетителей сайта отрывок из новой книги.

Аронян - Карлсен
Москва 2006

Ч

69...Ra1?!

Черные без нужды меняют одну защитительную стойку на другую. Проще было препятствовать продвижению пешки, оставаясь ладьей у нее в тылу: 69...Re2! (70.Kd6 Kf7!), и лишь в ответ на 70.Re8 - переходить к фланговой атаке: 70...Ra2.

70.Ke7 Ra5 71.e6 Ra7+ 72.Rd7

Ч

Возникла важная теоретическая позиция, в которой ничья достигается без труда, благодаря тому, что ладья владеет длинной стороной. Все же некоторые тонкости надо знать – ведь очень многие шахматисты в такой ситуации проигрывали. Не стала исключением и данная партия.

72...Ra8

Наиболее надежный метод защиты – контроль над 8-й горизонталью. Ведь если белым удастся безнаказанно сыграть Ke8 и e6-e7, их позиция станет выигранной.

Впрочем, ладья вправе отступить на почти любое поле, например, 72...Ra1. Дело в том, что после 73.Ke8+ черных спасает активное 73...Kf6! 74.e7 Ke6! – сказывается неудачное расположение белой ладьи. Важно, что на 75.Kf8 есть шах 75...Rf1+!.

Из последнего замечания становится ясно, что единственное проигрывающее отступление ладьи по линии "a" – 72...Ra6??. После 73.Ke8+ Kf6 74.e7 Ke6 75.Kf8! шах ладьей невозможен. Как это ни парадоксально, многие шахматисты ставили ладью именно на a6! Самый знаменитый случай – окончание партии Капабланка – Менчик (диаграмма 9.11 в УЭМД).

73.Rd6!?

Ничего не дает 73.Rd8 Ra7+ 74.Kd6 Ra6+ 75.Ke5 Ra5+ 76.Rd5 Ra8.

Ч?

При ладье на d6 черные обязаны держать ладью на 8-й горизонтали. Ведь если допустить Ke8, то активной контригры, связанной с Kf6, уже не будет – пешка пойдет на e7 с шахом!

Приближать ладью к королю 73...Rb8? невыгодно ввиду 74.Rd8 Rb7+ 75.Kd6 Rb6+ 76.Kd7 Rb7+ 77.Kc6+-. А значит, остается единственный ход, не ухудшающий ситуацию: 73...Kg6!=.

73...Ra7+?? 74.Ke8 Черные сдались.

Могло последовать 74...Ra8+ 75.Rd8 Ra1 76.e7 Ra7 77.Rd1 или 77.Rc8.

Как прокомментировать случившееся? Вывод кажется очевидным: молодой и исключительно талантливый норвежский гроссмейстер не знаком с основами теории окончаний, никогда эндшпилем не занимался.

Однако на следующий день после партии я беседовал с тренером Магнуса Карлсена гроссмейстером Питером-Хайне Нильсеном. Он заверил меня, что Магнус изучал эндшпильные книги. А значит, напрашивающееся объяснение не годится, дело вовсе не в отсутствии элементарных познаний. На самом деле, этот эпизод побуждает нас задуматься о несовпадении между теорией и практическими навыками, необходимости тренироваться в применении своих знаний на практике.

На уроках математики в школе изучаются теоретические правила, формулы, методы решения задач. Но учителя, не ограничиваясь преподаванием теории, предлагают школьникам множество упражнений. Без этого приобретенные познания превратились бы в мертвый груз, большая их часть вскоре была бы забыта.

Предположим, человек, никогда не садившийся за руль, назубок выучил правила уличного движения и приемы управления автомобилем, точно знает, когда и как надо вертеть руль и жать на педали. Достаточно ли этого, чтобы выехать на улицу с оживленным движением? Конечно же, нет – надо сначала потренироваться, выработать и закрепить навыки вождения.

Точно так же и в шахматах. Знание теории окончаний отнюдь не гарантирует умения разыгрывать эндшпиль.

При чтении эндшпильных книг вы знакомитесь со множеством поучительных примеров, но не знаете, какие из них особенно важны и требуют глубокого понимания всех тонкостей. (Кстати, одна из главных методических идей при написании УЭМД как раз и заключалась в четком выделении ключевой, обязательной информации.) Чтобы лучше понять и запомнить изученный материал, важно рассмотреть дополнительные примеры на данную тему, прорешать соответствующие упражнения.

Как я отметил в предисловии к УЭМД, далеко не всегда связь между теорией и конкретными практическими окончаниями прямая и очевидная. Порой непросто разглядеть в сложной позиции знакомые теоретические контуры, понять, какими именно из изученных идей предстоит воспользоваться. В других случаях позиция, напротив, очень похожа на теоретическую - важно подметить малозаметные отличия и установить, как они повлияют на течение и исход борьбы.

В связи со сказанным припоминается эпизод на одной из сессий моей школы для одаренных шахматистов, проходившей под Москвой в октябре 2001 года. В ней участвовали не только юные кандидаты в мастера, но также мастера и даже гроссмейстеры. Я рассказал о теории эндшпиля "ладья и пешка на половине противника против ладьи" – слушатели аккуратно все записали. Потом им была предложена следующая позиция (9.22 в УЭМД).

Роуд – Крамлинг
чемпионат мира среди юношей, Инсбрук 1977

Б

Стой черная ладья на e1, ничья достигалась без каких-либо проблем (в УЭМД эта ситуация названа "вторым методом защиты в позиции Филидора"). Но ладья расположена менее удачно, и при своем ходе белые побеждают, хотя, вопреки ожидаемому, - с немалым трудом. Им предстоит точно считать конкретные варианты, опираясь, разумеется, на оценку базовых теоретических позиций.

Я разбил слушателей на команды из двух человек. Командам предстояло соревноваться между собой в разыгрывании этого окончания. В каждой команде один из ее членов играл белыми, другой – черными, так что шансы в матчах объективно были равны.

Командам было предоставлено время (кажется, 30 или 45 минут) для подготовки к игре – анализа позиции с правом использования записей и передвижения фигур по доске (но, разумеется, без помощи компьютера). Затем начались матчи.

Казалось бы, в подобных условиях задача шахматистов не слишком сложна. Увы, ни одна из партий не закончилась закономерно – в каждой один из партнеров (а в большинстве случаев - оба) допускали грубые ошибки, причем, как правило, на самых первых ходах.

Я повторил тренировку, используя другой ладейный эндшпиль Хектор – Красенков (9.14 в УЭМД) – с тем же печальным результатом.

Тремя месяцами позже эксперимент был повторен на тренировочной сессии сильнейшего в тот момент французского клуба NАО. Я напомнил членам команды основы теории ладейного эндшпиля, а затем предложил им разыграть упомянутые выше две позиции против меня в сеансе одновременной игры (правда, без предварительного анализа). Результат оказался точно таким же: ни один из соперников не справился с задачей. А ведь среди них были ведущие гроссмейстеры Франции Этьен Бакро, Лоран Фрессине...

Я не случайно рассказал эту историю. Она наглядно иллюстрирует, насколько далек от желаемого реальный уровень эндшпильного мастерства даже у очень сильных шахматистов. И неудивительно - они ведь никогда систематически не изучали теорию эндшпиля, не тренировались в расчете конкретных вариантов, опирающихся на теоретические познания.

Не сомневаюсь, что ту же картину мы бы увидели, если предметом изучения стала бы какая-либо серьезная миттельшпильная проблема. Так стоит ли тратить все время и силы на бесконечную работу над дебютом, как это делает подавляющее большинство шахматистов, если в других областях шахмат таятся огромные резервы роста мастерства?!

Предложу вашему вниманию две "многоактные трагикомедии", в которых неоднократно ошибались оба партнера.

Сальве - Берн
Санкт-Петербург 1909

Б

Позиция, разумеется, совершенно ничейна. Однако один из ведущих шахматистов прошлого Амос Берн демонстрирует незнакомство с азами теории эндшпиля и постепенно ставит партию на грань поражения.

75.Rf7+ Ke8?!

Первый шаг "не туда". Грамотнее 75...Kc8! – король должен стремиться на короткую сторону.

76.Rh7 Rd3

Хороший ход, но, наверно, проще было 76...Ra3 с последующим 77...Ra6, реализуя основной защитительный метод Филидора.

77.Ke6 Re3+

Еще не поздно направить короля на короткую сторону: 77...Kd8!?.

78.Kd6 Ra3 79.Rh8+ Kf7 80.Rc8

Ч?

80...Ra6+?

Проигрывающий ход – фланговые шахи с короткой стороны бесперспективны. В подобных ситуациях удается спастись, только расположив ладью в тылу у пешки: 80...Rd3 81.d5 Rd1 82.Kc6 Ke7! или 82.Rd8 Ra1!. При центральной пешке указанный метод защиты гарантирует легкую ничью даже с королем на длинной стороне.

81.Rc6?

Минус хода, сделанного белыми, в том, что он позволяет противнику вернуться к правильному плану: 81...Ra1 82.d5 Rd1!=.

Выигрывало (правда, с немалым трудом) 81.Kd7! Ra5 (ничего не меняет 81...Ra7+ 82.Rc7) 82.Rc5! Ra7+ 83.Rc7 Ra5 84.Kd6+ Kf6

Б

85.d5

Слабее рекомендованное много лет назад А.Иглицким 85.Rc8 Ra6+ 86.Kd7 Ra7+ 87.Kc6?.

Ч?

Комментатор продолжил 87...Ra6+? 88.Kb5 Rd6 89.Kc5 Ke7 90.Re8+, не заметив тонкого возражения 87...Ra4!!=.

85...Ra6+ 86.Rc6 (бесполезно 86.Kc5 Ra5+ 87.Kc6 Ra6+ 88.Kb5 Ra1)

Ч

В ответ на 86...Ra1 имеет смысл сыграть 87.Rb6!, чтобы королю было удобнее отступить на вертикаль "с". Например, 87...Ra7 (87...Kf7 88.Kc7) 88.Rb1 Ra6+ 89.Kc7 Ra7+ (89...Ke5 90.d6) 90.Rb7 Ra8 91.Kd7 и 92.d6+-.

В случае 86...Ra7 преждевременно 87.Rc1 Ra6+ 88.Kc7 Ra7+, и 89.Kb6? упускает победу в связи с 89...Rd7! 90.Kc6 Ke7. Можно сделать тот же ход 87.Rb6 или избрать 87.Rc5!. Черные в цугцванге – им приходится ухудшить положение короля или ладьи: 87...Ra1 (87...Kf5 88.Rc1 Ra6+ 89.Kc7 Ke5 90.d6+-) 88.Kd7 Ra7+ 89.Rc7 Ra8 90.d6+-.  

81...Ra8?

Б

Незнание правильного плана защиты (Ra1-d1) позволило противнику, сыграв 82.Kd7!+-, вернуться к вариантам, рассмотренным выше. Увы, Георг Сальве не воспользовался этой возможностью и окончательно утратил шансы на победу – черные, наконец, построили позицию Филидора.

82.Rc7+? Ke8= 83.d5 Kd8 84.Rd7+ Ke8 85.Rc7 (85.Rh7 Ra6+) 85...Kd8 86.Rc6 Ra7 87.Rb6 Rd7+ 88.Kc5 Rc7+ 89.Kd4 Ra7 90.Rh6 Rg7 91.Ra6 Rb7 92.Ra1 Kd7 93.Ke5 Rb6 94.Ra7+ Kd8 95.Kd4 Rh6 96.Kc5 Rg6 97.Rb7 Rh6 98.Rb8+ Kd7 99.Rg8 Ничья.

Ну, что ж, в начале 20-го века шахматами занимались менее профессионально, чем теперь, и теорию знали плохо. Казалось бы, к концу столетия картина должна была измениться. Но взгляните на следующее окончание.

Жу Чень - Тайманов
Рокебрюн 1998

Ч

85...Rc1+??

Поразительно: опытнейший гроссмейстер Марк Тайманов не знает, где держать ладью! Элементарную ничью давало 85...Ke7 или 85...Rd3.

86.Kd6 Kc8 87.Rh8+ Kb7 88.Kd7 Rc7+ 89.Ke6 Rg7

Б

90.Re8??

После 90.d6! пешку не остановить.

90...Rg5?

Спасало только 90...Rg6+ 91.Kd7 Rh6! - ладья располагалась на длинной стороне в максимальном удалении от пешки.

В дальнейшем необходимость захвата вертикали "h" игнорировалась обоими партнерами.

91.d6 Rg6+

Б

92.Kd7?

Легко выигрывало 92.Ke7! (угроза 93.d7 не дает противнику времени для 92...Rh6) 92...Rg7+ (не проходит 92...Kc6 93.Rc8+ Kd5 94.d7 Rg7+ 95.Ke8 Ke6 ввиду 96.Rc6+) 93.Kf6, и нет 93...Rh7 94.Re7+, а на 93...Rd7 следует 94.Ke6.

92...Rg1?

Необходимо было 92...Rh6!=.

93.Re7?

К цели вел почти любой ход. 93.Kd8 или 93.Ke7 обеспечивало продвижение пешки на 7-ю горизонталь, а 93.Rh8 устанавливало контроль над длинной стороной.

Зато сейчас черные добивались ничьей, сыграв 93...Rh1!.

93...Rg8?

Последняя ошибка.

94.Rh7

Возникла хорошо известная в теории позиция обоюдного цугцванга (диаграмма 9.8 в УЭМД). Ход за черными, и им приходится ухудшить расположение одной из своих фигур. Напомню, что на 94...Kb6 решает 95.Rh1 Rg7+ 96.Ke6 Rg6+ 97.Ke7 Rg7+ 98.Kf6 Rg2, и теперь не 99.Rc1? Rh2!=, а 99.Rd1!+- (этого хода не было бы при короле на b7).

94...Rf8 95.Ke7 Rf1 96.d7

Другая возможность - 96.Ke8+ Kc6 97.d7 Re1+ 98.Re7 Rh1 99.Re6+.

96...Re1+ 97.Kd8

Ч

97...Kc6

В случае 97...Rg1 классическим методом выигрыша является построение "мостика" – перекрытие по 4-й горизонтали от вертикальных шахов. Например: 98.Rh4 Rb1 99.Re4 Rh1 100.Rb4+ Ka7 101.Kc7 Rc1+ 102.Kd6 Rd1+ 103.Kc6 Rc1+ 104.Kd5 Rd1+ 105.Rd4+-.

Но, пожалуй, проще ведет к цели 98.Rh8 Re1 99.Re8 Rh1 100.Ke7.

98.Kc8 Черные сдались.

Все материалы

Марк Дворецкий:
«Уроки стратегии»
«Уроки одного проигрыша»
«Ловушки для комментаторов»
«"Неизвестная" партия Михаила Таля»
«Как помогать молодым талантам»
«Эмоции и сила игры»
«Юсупов и Долматов – путь наверх. Часть 2»
«Юсупов и Долматов – путь наверх. Часть 1»
«Не все то золото, что блестит»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 4»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 3»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 2»
«Обогащение стратегического арсенала. Часть 1»
«Борьба равных»
«Критические моменты борьбы. Часть 2»
«Критические моменты борьбы»
«Когда подводит техника»
«"Плавание" в теории»
«Ладья и слон против ладьи»
«Этюды Вотавы»
«Этюды для практиков»
«Промежуточные ходы в эндшпиле»
«Контрольная работа»
«Шахматная ботаника - вариантные дебри 2»
«Шахматная ботаника - вариантные дебри»
«Шахматная ботаника - 'кустарник'»
«Шахматная ботаника - 'Ствол'»
«Идеальная партия»
«Сюрпризы при расчете-2»
«Сюрпризы при расчете вариантов»
«Хаос на доске»
«Съесть пешку, или...»
«Терпеливая защита»
«Спасительные комбинации»
«Приглашение к анализу»

Игорь Январев:
«Партии-призраки»
«Анализ после анализа»
«"TN" в эндшпиле!?»

Олег Перваков:
«Обреченная идти вперед»

Эмиль Сутовский:
«Безумство храбрых»

И.Лысый, А.Кузнецов:
«Картотека комментатора-3»
«Картотека комментатора-2»
«Картотека комментатора»

Илья Одесский:
«Душа души моей»
«Земляничная поляна навсегда»

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум