пятница, 29.03.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Freestyle Chess09.02

Энциклопедия

Владимир
НЕЙШТАДТ

ЧЕЛОВЕК, СКРЫВАВШИЙ ЛИЦО,

его "секретный агент" из Франкфурта и знаменитые "подопечные"

ИГРЫ В АДУ, ПРИШЕДШЕМ К ВЛАСТИ

Предложение "Шахматного союза Великой Германии" (его почетным президентом стал Геббельс) провести в честь 100-летия Мюнхенского шахматного клуба международный командный турнир грозило ФИДЕ расколом. Пару лет назад Германию вынужден был покинуть великий Ласкер – понятно, по какой причине... Намечавшемуся внеплановому Турниру наций объявили бойкот шахматные федерации США, Британии, а также Бельгии, гражданином которой являлся тогдашний глава Международного олимпийского комитета граф Анри де Байе-Латур. Этот бельгийский аристократ проигнорировал требования (озвученные на сессии МОК в 1933-м в Вене) Международного комитета за сохранение олимпийского духа бойкотировать нацистский режим и перенести олимпийские игры 1936 года из Третьего рейха в Испанию. Многолетний же руководитель и отец-основатель ФИДЕ нидерландский юрист Александр Рюэб решил так: пусть каждая страна сама выбирает – ехать ее шахматной команде в Мюнхен или нет.

Тем временем Геббельс по согласованию с фюрером объявил, что желанными гостями турнира будут и иностранцы неарийского происхождения, и кроме того пообещал щедро возместить командировочные расходы всем командам-участницам – по их желанию. Бросил приманку...

Еще за три года до этого эмигрировавший во Францию австрийский писатель, автор "Марша Радецкого" Йозеф Рот писал Стефану Цвейгу: "Приближается война. Не обольщайте себя. Ад пришел к власти". И вот в этот ад, в город, где зародился фашизм и где на время турнира предусмотрительно убрали с улиц антисемитские лозунги, 21 страна (большинство из них Гитлер во Вторую мировую оккупировал) направила своих шахматистов (а на прошедших перед этим в Берлине XI летних Олимпийских играх колыхались флаги 49 государств – мир тогда еще не осознал, что такое коричневая чума).

Крупнейший в мире шахматный библиофил Александр Рюэб принял насчет "Мюнхена-36", как считалось на шахматном Западе, компромиссное решение. Точнее, это была одна из многих тогдашних уступок – политиков, деятелей культуры разных стран – фашистскому Третьему рейху...

Германская чисто арийская шахматная команда (в которую не включили из-за "состава крови" Ефима Боголюбова) не особенно-то порадовала нацистских вождей.

За день до окончания мюнхенского турнира уверенно лидировала сборная Венгрии, ее главными забойщиками были Ласло Сабо и Лайош Штейнер (состав команд был – 8 основных игроков, двое запасных). Шедшие на 2-м месте поляки отставали на 4 очка...

И как раз перед заключительным туром (31 августа 1936-го) в Мюнхене провел свой очередной президиум руководящий состав Internationaler Fernschachbund (основанная в 1928-м в Берлине федерация "Международные шахматы по переписке").

На этом заседании была создана рабочая группа по организации первого чемпионата мира (среди шахматистов-переписочников), усиленная горячо ратовавшим за проведение такого чемпионата Александром Алехиным.

Правда, сам он не смог прибыть в Мюнхен, поскольку параллельно в Ноттингеме проходил турнир "всех звезд", сразу по окончании которого чемпион мира отбыл в Лондон (и отправил из британской столицы еще одно свое письмо в редакцию "64").

Участники неофициальной шахматной олимпиады изнывали от стоявшей тогда в Мюнхене жары и кляли на чем свет стоит организаторов турнира – большая стеклянная крыша над игровым залом не спасала от палящих солнечных лучей (лучше было бы навесить над залом плотный тент). Это и следующие фото с мюнхенского турнира – из "Deutsche Schachblatter" и сборника "Schach-Olympia Munchen, 1936", изданного под редакцией участника немецкой команды мастера и шахматного композитора Курта Рихтера (после войны жил в ГДР).

В заключительный день соревнований 1 сентября венгры бровку не уступили, поляки финишировали следом, а немецкой команде досталась только "бронза".

В отсутствие Алехина его проект (провести сначала отборочные турниры с участием шахматистов из всех стран-членов IFSB, а потом отличившиеся в этом отборе сразились бы в финале за титул чемпиона) обсуждали (в составе вышеупомянутой рабочей группы) французский мастер Марсель Дюшан, основатель шахматной федерации Венгрии Ференц Халупецкий, неоднократный чемпион Швейцарии, видный сочинитель задач и этюдов доктор Мориц Геннебергер и будущий "секретный франкфуртский агент" Эдмунд Адам, уже зарекомендовавший себя сильным игроком в главных тогдашних международных заочных турнирах – IFSB Bundesmeisterschaft. Это были такие открытые чемпионаты Германии, фактически заочные чемпионаты старого континента, проводившиеся раз в два года и привлекавшие также выдающихся маэстро в "игре за доской".

Руководил тем заседанием президиума в Мюнхене Иштван Абоньи, чье имя было на слуху у довоенной шахматной Европы.

Мне удалось найти в "паутине" только такую крошечную фотографию этого энтузиаста, президента Internationaler Fernschachbund с 1935 по 1939 годы, многолетнего руководителя шахматной федерации Венгрии и главного редактора "Мадьяр Шакквилаг" ("Венгерский шахматный мир").

Абоньи был в числе 15 известных шахматных деятелей, инициировавших на неофициальной шахматной олимпиаде в Париже (проводившейся там в рамках летней Всемирной Олимпиады в июле 1924-го) создание ФИДЕ (первоначально ее назвали FIE, а переименовали год спустя на конгрессе в Цюрихе, по предложению Итальянской федерации). Иштван работал адвокатом в Будапеште, прожил 55 лет, причины его смерти (гибели?) в июле 1942-го – неизвестны...

Надо полагать, в Мюнхене Адам смог пообщаться и с партнерами-заочниками, участвовавшими в этой неофициальной олимпиаде: лидером эстонской сборной Паулем Кересом и первым запасным венгерской сборной Яношем Балогом (показал один из лучших результатов как резервист – 8,5 очка из 13). С восходящей эстонской звездой Эдмунд тогда только что заключил перемирие в опене IFSB за 1935-36 гг. (Адам там занял 4-е место, а Керес, естественно, 1-е).

Мюнхен-1936: поединок Пауля Кереса и Васи Пирца.

С Балогом же Эдмунд на тот момент только "ввязался в драку" в следующем опене, и в этом их поединке немецкий мастер взял верх.

Янош Балог родился в Трансильвании (в 1892-м) и получил румынское гражданство. Играл за сборную Румынии на нескольких Турнирах наций. С 1934-го жил в Будапеште. Работал судьей, адвокатом. Мастером-международником ИКЧФ стал с момента учреждения этого звания (1953 г.), когда его получили еще только двое – Грэм Митчелл и австриец Л.Ватцль. Прожил долгую жизнь, умер в 1980-м.

Играли ли в чемпионатах IFSB представители стремительно набиравшей шахматную мощь Советской страны? Лишь однажды – в первом турнире (1928-1930 гг.), где неплохим результатом (5-е место) отметился ветеран отечественных заочных шахмат (начинавший свою карьеру переписочника еще при Михаиле Чигорине!) Константин Верещагин (1861-1942). А после 1933-го для советских шахматистов было бы безумием светиться в этих опенах. Так, сотрудничавшие с "Ди Швальбе" (немецкий журнал по композиции) наши видные сочинители задач и этюдов Ротинян и Александров были исключены из рядов советской шахматной секции. По тем временам – легко отделались...

Победитель мюнхенской неофициальной олимпиады – сборная Венгрии. В 1-м ряду 2-й слева – Геза Мароци, 2-й справа – Гедеон Барца. Во 2-м ряду крайний справа – Янош Балог, затем А.Гаваши и Ласло Сабо. Крайние слева: в 1-м ряду – неоднократный чемпион Венгрии Эндре (Андреас) Штейнер, за ним его младший брат Лайош. Эндре погиб 29 декабря 1944-го в концлагере. Лайоша спасло то, что он с 1939-го обосновался в Австралии, чемпионаты которой неоднократно выигрывал, начиная с 1945-го.

В завоевавшей в Мюнхене "серебро" польской команде во Вторую мировую были убиты нацистами мастера Хенрик Погорелы, Леон Кремер и Хенрик Фридман.

В №5-6 "Ческословенски шах" (тогда называвшемся "Шах") за 1945-й была опубликована на трех языках – чешском, русском и английском – статья "Шесть лет оккупации и ее жертвы" редактора журнала Карела Зматлика, он приводит мартиролог коллег-соотечественников, погибших в те годы: участник трех Турниров наций Карел Трейбал, шахматный композитор Оскар Вотруба, молодой мастер Эмиль Цинер (игравший в 1936-м в Мюнхене, где чехословацкая команда была 4-й), Франтишек Шуберт, капитан чехословацкой команды на шахматной Олимпиаде в Варшаве Ярослав Дубский (погибший вместе с женой и двумя детьми в газовых камерах Освенцима) и еще многие-многие...

Последняя фотография Карела Трейбала – из статьи К.Зматлика, написавшего о легендарном чешском шахматисте, что у того в жизни были два главных интереса – спокойная семейная жизнь и шахматы.

В период оккупации маэстро был председателем районного суда в небольшом городе Велвары (к северо-западу от Праги). Арестован 30 мая 1941-го в своем рабочем кабинете, в пражской тюрьме ему предъявили бездоказательные обвинения в сокрытии оружия, которое он якобы намеревался передать "врагам" Германии. В 1946-м профессор Ладислав Прокеш издал книгу о Трейбале, в ней рассказывается, что пожилой мастер мужественно вел себя в нацистских застенках, поддерживал других заключенных. Его казнили без суда, место захоронения неизвестно.

Апрельский номер (за 1938 год) журнала "Шахматного союза Великой Германии" с наци №1 на обложке, которого популярный американский еженедельник "Тайм", старательно перечислив все его фюрерские титулы, объявил тогда человеком года. Игры с "пришедшим к власти адом" продолжались!

...Самой знаменитой личностью на том президиуме IFSB в Мюнхене был, конечно, Марсель Дюшан – стоявший у истоков дадаизма и сюрреализма своеобразнейший художник-новатор. Для осмысления его авангардистских творений (скажем, "Невеста, раздетая своими собственными холостяками", 1915-1923) требуются не меньшие мозговые усилия, чем при решении сложных пешечных концовок, которым Марсель посвятил целую книгу, созданную совместно с известным этюдистом из Парижа, уроженцем Одессы Виталием Гальберштадтом. В начале 20-х художник удивил мир искусства своим решением целиком сосредоточиться на шахматной игре. Он играл за сборную Франции на четырех Турнирах наций, в 1932-м стал чемпионом Парижа.

Но высший спортивный успех Марселя – в шахматах по переписке. Единственный раз сыграв в 5-м по счету турнире IFSB Bundesmeisterschaft (в 1933-34 гг.), он и стал тогда победителем заочного чемпионата Европы. Кстати, Эдмунд Адам влился в ряды участников этих опенов только со следующей двухлетки, и они с Дюшаном ни одной заочной партии так и не сыграли…

За какое-то время до оккупации гитлеровцами Парижа Марсель перебрался на юг Франции, оттуда транзитом через Касабланку – в США. В Нью-Йорке он жил в Гринвич-Виллидже (жилой район в Манхэттене, средоточие людей богемы) – в аккурат напротив шахматного клуба Ф. Маршалла. Марсель и Фрэнк были дружны много лет и азартно резались в легкие партии до последних дней великого американского шахматиста... А отсчет своих сражений за доской вели с 1915 года, когда Дюшан впервые приехал в Нью-Йорк.

Марсель Дюшан, 1941 год. Фоторабота друга и соратника художника-шахматиста Мана Рэя (французского и американского художника, кинорежиссера и фотографа).

Созданная Дюшаном в 1910-м картина "Шахматная партия", на которой он запечатлел своих старших братьев Жака и Раймона, также художников.

В отличие от "Шахматного союза Великой Германии", Международный союз шахматистов-переписочников (зародившийся в 1928-м в Берлине и возглавлявшийся, в основном, гражданами Германии и Австрии, аннексированной гитлеровцами) человеконенавистнические расистские идеи нацизма не поддержал. Наоборот, летом 1939-го руководство IFSB выступило (в своем журнале Fernschach, распространявшемся на тот момент в 60 странах) с весьма смелым заявлением, между строк которого читалась глубокая вера в победу мирового сообщества над коричневой чумой. В обращении Международного союза было заявлено, что в "эти судьбоносные тяжелые времена он прекращает свою деятельность – в надежде, что уже в скором времени вместо смертельных снарядов почтовые открытки с шахматными ходами будут вновь странствовать через границы как вестники восстановившихся добрых отношений между народами мира".

Последним мероприятием IFSB был "Bundesmeisterschaft", завершившийся в том же 1939-м, и в этом опене победил не кто иной как Адам, причем очень уверенно! Прошел без поражений, из 14 партий выиграл 10. Второй призер, сильный шведский мастер Харальд Мальмгрен отстал на 2,5 очка...

Харальд Мальмгрен – один из первых гроссмейстеров ИКЧФ (удостоен этого звания в 53-м вместе с Пурди и итальянцем Марио Наполитано). Кстати, в финал первого заочного чемпионата мира Харальд пробился, поделив 1-2 места в одном из отборочных турниров с Грэмом Митчеллом. Между собой они тогда сыграли вничью (как потом и в финале), остальные партии выиграли. С Адамом Харальд впервые сразился еще в 30-е – на одном из open German, и тоже с ничейным результатом.

В ту пору Адам находился на пике формы! И наверняка здорово сыграл бы и в мировом заочном чемпионате, который должен был стартовать – если бы не очевидность надвигавшейся войны – в сроки, установленные президиумом Международного союза переписочников в августе 1937-го в Стокгольме. На том заседании в "Гранд отель рояль" (в разгар проходившей в отеле 7-й Всемирной шахматной олимпиады) присутствовали также Рюэб и чемпион мира Эйве, и, вероятно, это была последняя предвоенная встреча руководителей IFSB. Одному из них предстояло пройти через долгие и тяжкие испытания в заточении за колючей проволокой...

1 часть

Продолжение следует

Все материалы

К Юбилею Марка Дворецкого

«Общения с личностью ничто не заменит»

Кадры Марка Дворецкого

Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»

Владимир Нейштадт

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5

«Встреча в Вашингтоне»

«Шахматисты-бомбисты»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»

«От «Ультры» – до «Эшелона»

Великие турниры прошлого

«Большой международный турнир в Лондоне»

Сергей Ткаченко

«Короли шахматной пехоты»

«Короли шахматной пехоты. Часть 2»

Учимся вместе

Владимир ШИШКИН:
«Может быть, дать шанс?»

Игорь СУХИН:
«Учиться на одни пятерки!»

Юрий Разуваев:
«Надежды России»

Юрий Разуваев:
«Как развивать интеллект»

Ю.Разуваев, А.Селиванов:
«Как научить учиться»

Памяти Максима Сорокина

Он всегда жил для других

Памяти Давида Бронштейна

Диалоги с Сократом

Улыбка Давида

Диалоги

Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»

Андеграунд

Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»

Смена шахматных эпох


«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»

Легенды

Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц

Алехин

«Русский Сфинкс»

«Русский Сфинкс-2»

«Русский Сфинкс-3»

«Русский Сфинкс-4»

«Русский Сфинкс-5»

«Русский Сфинкс-6»

«Московский забияка»

Все чемпионаты СССР


1973

Парад чемпионов


1947

Мистерия Кереса


1945

Дворцовый переворот


1944

Живые и мертвые


1941

Операция "Матч-турнир"


1940

Ставка больше, чем жизнь


1939

Под колесом судьбы


1937

Гамарджоба, Генацвале!


1934-35

Старый конь борозды не портит


1933

Зеркало для наркома


1931

Блеск и нищета массовки


1929

Одесская рулетка


1927

Птенцы Крыленко становятся на крыло


1925

Диагноз: шахматная горячка


1924

Кто не с нами, тот против нас


1923

Червонцы от диктатуры пролетариата


1920

Шахматный пир во время чумы

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум