Во второй половине двадцатых годов в этюдное сообщество пришла – а точнее сказать, шумно ворвалась! – большая группа авторов из Советского Союза: Гербстман, Гурвич, Горгиев, Сомов-Насимович, Либуркин, Брон, Заходякин, Корольков, Каспарян… В настоящей работе я расскажу об одном из представителей этой славной плеяды – Тигране Борисовиче Горгиеве, которому в ушедшем 2010 году исполнилось бы 100 лет. Со второй половины 1927 года этюдные спектакли Горгиева все чаще и чаще стали появляться на страницах советской и зарубежной шахматной печати. И не только этюды! Сейчас мало кто знает, что Горгиев был главным «агитатором, горланом-главарем» романтического направления в этюдном творчестве. Вот какие строки выудил я из статьи «Взгляд на прошлое и настоящее», опубликованной в журнале «Задачи и этюды», №8 за 1930 год: «Классическая школа этюдного искусства обнаруживает свою формальную сущность: на первом плане – материал: игра ладьей, борьба ферзей, упорная война между конем и слоном и наоборот. Таковы классические темы, заполняющие содержание этюда. Так работают братья Платовы, Ринк и др. Но этой школе присущ крупный "дефект" – она в золотой клетке формы держит взаперти творческую фантазию композитора; из рамок материала нет выхода! А.А.Троицкий отдает обильную дань господствовавшему течению. Отдает не потому, что находится во власти классической школы, подобно Ринку, а просто в виде известного "долга вежливости". Среди медлительного прогресса классической школы чувствуется какое-то другое неуловимое брожение. Оно постепенно делается все заметнее. Ровная поверхность этюдной "глади" приходит в бурное движение. Выплывает новый лозунг – "материал для идеи!". Так постепенно складывается новая этюдная школа романтизма. Ряд композиторов становится горячими сторонниками нового направления. Блестящие комбинационные замыслы, то изящные и тонкие, полные глубокого содержания, доступного лишь тонкому ценителю, то полные неожиданного внешнего эффекта, – все это приносит романтическая школа, не считающаяся с соотношением сил. Идея! Вот – то, ради чего можно пожертвовать парадоксальностью материала, искусственностью позиции». Лихо оправдав отечественного классика Алексея Алексеевича Троицкого, молодой этюдист нанес несколько словесных уколов иностранному титану – французу Анри Ринку. Но поверьте, дорогие читатели, это были самые безобидные выпады в адрес Ринка. При каждом удобном случае осмелевший Тигран бросал увесистый «камушек» в классический «огород» западного мэтра, обвиняя его во всех смертных этюдных грехах – «механицизме и формализме». В пылу азарта этюдист из Кизляра намекал-советовал французу поучиться «творческой смелости и задору» у молодых советских этюдистов!.. А что же Ринк? Увы, мне так и не удалось найти в шахматной прессе его ответ-реакцию на статьи Горгиева. Может, Ринк не читал советских шахматных журналов? Или читал, но не желал опускаться со своего этюдного трона до словесной дуэли с начинающим автором, снисходительно наблюдая за летящими в его сторону стрелами: мол, молодо-зелено, пускай повоюет… И только недавно я узнал, что Ринк таки внимательно следил за литературным творчеством Горгиева и, конечно же, болезненно переживал выпады в свой адрес. Около года назад Юрий Гордиан подарил мне уникальную переписку своего отца – знаменитого сказочного композитора Марка Филипповича Гордиана с будущим международным гроссмейстером Владимиром Александровичем Корольковым. В письме, датированном 26 апреля 1959 года, Гордиан-старший пишет: «Мне вспомнился любопытный эпизод из двадцатых годов, который, возможно, представит для Вас интерес. Как-то неожиданно я получил от Ринка любезное письмо с просьбой перевести ему на французский язык статью Горгиева из "64" (речь идет о работе "Борьба фигур", опубликованной в №13 и №14 журнала "64" за 1929 год. –Авт.) Каким путем Ринк узнал мой адрес и почему он решил, что я сумею быть ему полезным – это мне и по сей день неизвестно. В этой статье молодой Горгиев восстал против механического направления в творчестве Ринка и ратовал за комбинационное содержание этюда, приводя ряд тому примеров. Статью я перевел и отослал Ринку. Он меня поблагодарил, но в его ответном письме сквозила явная обида на Горгиева – молодежь, дескать, не уважает и не ценит опыт и творческие достижения старшего поколения и т.п. Разумеется, в дискуссию с ним по этому поводу я не вступил» … Вот какие этюдные страсти кипели в то непростое время! А ведь с момента первой этюдной публикации Горгиева до перечисленных выше революционных статей не прошло и двух лет… Кто же он, этот «гроза авторитетов» из Кизляра, заставивший нервничать самого Ринка? Какие пути-дорожки привели паренька из российской глубинки в этюдное творчество? Но вначале, дабы рассказ о нашем герое был более объемным, несколько строк о Кизляре. Этот небольшой город на Северном Кавказе, расположившийся близ реки Терек и граничащий на западе с Чечней, был официально основан как русская крепость в 1735 году. То было время, когда правительство всеми силами старалось укрепить свое положение на Кавказе. В течение 18 века Кизляр интенсивно заселяется. Сюда, в поисках лучшей доли и переселяются армянские предки будущего этюдиста... Тигран Борисович Горгиев родился 30 августа 1910 года в семье известного в Кизляре адвоката. Кроме юридической практики Горгиев-старший был одним из активных членов местного благотворительного общества, жертвуя солидные денежные суммы на нужды города. До сегодняшних дней в Кизляре сохранился "дом адвоката Горгиева", построенный по его проекту и впоследствии подаренный городу. Увы, мне не удалось установить, когда и при каких обстоятельствах состоялось это дарение – до или после октябрьского переворота. Тем не менее, этот щедрый дар, по одной из версий, спас адвоката от печально-знаменитых репрессий тридцатых годов…
Посещал Горгиев-старший и «Дворянское собрание Кизляра», а проще говоря, светский клуб, где по вечерам собиралась вся городская элита. Краеведы утверждают, что в светском клубе были и комнаты для игры в шахматы, но найти сведения о турнирах и сильных игроках дореволюционной поры местным историкам пока не удалось… Отец Тиграна, родившийся в 1861 году (год отмены крепостного права!) прожил долгую жизнь и ушел в лучший мир в 1954 году. К сожалению, мама будущего этюдиста рано умерла (предположительно где-то между 1914-м и 1916-м годами) и не смогла порадоваться шахматным успехам своего сына… В биографии известных игроков часто мелькает типичная фраза: «с шахматами меня познакомил отец». Увы, родитель Горгиева был равнодушен к движениям фигур на клетчатой доске, предпочитая им карточные расклады. На выручку пришел родной брат отца, переплетчик книг по профессии, взявшийся обучить восьмилетнего племянника шахматной науке. «У дяди был шахматный столик, и фигурки находились в ящиках. Расставили фигуры и начинали играть. Дядя сразу дал мне мат», – припомнит позднее Тигран. Игра так увлекла нашего героя, что вскоре он сравнялся по силе с учителем. После серии болезненных поражений дядя, не желая быть предметом насмешек, ссылаясь на занятость, стал уклоняться от игры с племянником… Поощряя интерес сына к древней игре, отец покупает в Махачкале чудом сохранившийся в горниле гражданской войны учебник по шахматам. Хорошим подспорьем в изучении тонкостей игры были также знаменитые отделы мастера Зноско-Боровского из приложений к «Ниве», выходившие еще до октябрьского переворота… «Шахматная лихорадка», вызванная Московским международным турниром 1925 года, добралась до самых окраин некогда могучей империи. «Шахматы в массы!» – звучало со страниц шахматной печати… «Систематический разбор партий лучших мастеров того времени помог мне повысить шахматную квалификацию. Результаты не замедлили сказаться: я скоро победил своих немногочисленных городских соперников, которые после этого неожиданно для меня стали избегать дальнейших встреч со мной за шахматной доской. Возможно, что отсутствие серьезных партнеров для игры способствовало более тщательному изучению различных литературных шахматных материалов. Первое знакомство с задачами и этюдами вначале не произвело на меня особого впечатления. Интерес к композиции возник у меня как-то неожиданно», – напишет Горгиев в авторской книге «Избранные этюды». Этюдный первенец Горгиева (№1) увидел свет на страницах газеты «Известия» в 1927 году, где регулярно выходил шахматный отдел под редакцией короля пешечного этюда и мастера-практика Николая Дмитриевича Григорьева.
У читателя, естественно, возникнет вопрос: «А каким этюдам Всесоюзного чемпионата 1929 года отдал предпочтение сам Горгиев?». Удовлетворю это любопытство. На первое место Тигран поставил романтическое творение Владимира Королькова (№9).
|
![]() |
Дегустация этюдного замысла. Днепропетровск, 70-е годы |
Отметим и организационный талант Горгиева. Его переезд в Днепропетровск здорово всколыхнул местную шахматную жизнь. В газетах стали выходить шахматные рубрики, пропагандирующие этюдное и задачное творчество. Как результат, стали появляться новые имена решателей и составителей шахматных композиций. Благодаря Горгиеву шахматным творчеством « заболели » Александр и Валерий Семененко, Николай Грива…
![]() |
Рафаэль Кофман в гостях у днепропетровских композиторов, 1958 год. |
В начале 60-х Горгиев несколько лет жил и работал в Одессе. И здесь он взбурлил шахматную жизнь! Благодаря его стараниям в одесских газетах стали появляться « шахматные странички » , по средам в городском шахматном клубе регулярно собирались поклонники шахматной поэзии. Именно Горгиева считает своим крестным отцом в этюдном творчестве ветеран композиторской гвардии Украины – международный мастер ФИДЕ из Одессы Николай Васильевич Резвов.
![]() |
Слева направо: Н.Резвов, А.Глущак, Т.Горгиев и Ю.Гордиан. Одесса, 1961 год |
В начале 70-х вспомнили и в Дагестане о своем знаменитом земляке! После открытия в сентябре 1971 года в Кизляре шахматного клуба (как уверяют местные краеведы, первого в Дагестане!), любители шахмат узнали украинский адрес Горгиева и написали мэтру письмо об этом событии. Горгиев с радостью приветствовал это начинание и вскоре… редактировал шахматную рубрику в газете « Кизлярская правда » !
Шахматный клуб Кизляра после смерти Горгиева в 1976 году был назван его именем. Жаль, в 2001-м сей клуб прекратил свое существование…
![]() |
Шахматный клуб имени Горгиева |
Но не все так печально! Мне стало известно, что шахматисты города, журналисты и краеведы пытаются возродить шахматный клуб и добиваются присвоения Горгиеву звания Почетного гражданина города. Давайте пожелаем им удач в этом прекрасном деле!..
Не менее впечатляющие достижения у Горгиева и на медицинском поприще. Темой его довоенной кандидатской диссертации были исследования бактерицидных свойств рыбьего жира. Эти работы медицинской юности стали фундаментом для будущего открытия…
Известно, что традиционные антибиотики, подавляя рост микроорганизмов и вызывая их гибель, порой наносят вред и живым клеткам, изменяют микрофлору желудка и т.п. «А нельзя ли придумать такое вещество, которое будет повышать защитные силы организма и не вредить ему?» – задался целью молодой ученый. Как известно – все гениальное просто! Бактерицидная жидкость на основе рыбьего жира из печени трески стала результатом его творческих поисков и многолетних клинических испытаний. Практика показала, что «Бактерицидная жидкость по Горгиеву» эффективно действует не только внутри организма, но и прекрасно заживляет внешние раны, помогает при различных кожных заболеваниях. Вскоре «Всесоюзный комитет вакцин и сывороток» дал добро на массовое применение открытия, и в 1967 году в Харькове был налажен серийный выпуск этой уникальной жидкости.
Счастливый триумф и на медицинском поприще, скажете!? Не спешите с выводами! После нескольких лет производства «Бактерицидной жидкости по Горгиеву» ушлые чиновники от медицины зарегистрировали уже в «Фармакологическом комитете» СССР абсолютно тот же препарат, но под названием «Эктерицид», уведя в тень автора изобретения. Тигран Горгиев со свойственной ему прямотой бросился защищать выстраданное детище, писал письма в Министерство здравоохранения, партийные органы… Увы, борьба ученого-одиночки с Системой всегда (редчайшие исключения не в счет!) заканчиваются поражением героя. Единственный светлый момент в этой истории в том, что препарат «Эктерицид» успешно применяется в медицинской практике и в наши дни...
Популярны среди нынешней решательской братии и этюдные открытия Тиграна. Его симпатичные спектакли из жизни шахматных фигур доставляют радость творческих открытий ценителям шахматных тайн. В подтверждение этих слов я предлагаю вам, мои дорогие читатели, получить удовольствие от небольшой подборки этюдов Тиграна Горгиева.
Решайте, разыгрывайте и наслаждайтесь!
![]() |
Классики ХХ века: (слева направо) Ф.Бондаренко, А.Гуляев и Т.Горгиев |
Козыри белых – грозные пешки, которые в нужный момент можно...элегантно пожертвовать:
1.Nd5+ Kd7! 2.c8Q+ Rxc8! 3.Bg4+ Kc6 4.Bxc8 Bb7! 5.Kd3!! Используя привязанность черного короля к своему слону, белый монарх делает маневр с прицелом на финальный мат.
5...Ba8 6.Kc4! Bb7 7.a8Q! Bxa8 8.Ba6! Bb7 (увы, нет 8...Kd7 9.Nb6+, вилка) 9.Bb5#.
Как и в предыдущем этюде, в композиции №12 те же действующие лица плюс две белые пешки. Но сюжетная канва и финальная развязка иная.
Несмотря на прекрасно расположенные фигуры, склонить удачу на свою сторону белым ой как не просто! Например: 1.f6+? Kxf6 2.Ne8+ Ke7 3.Be4 (или 3.g8Q Rd2+ 4.Kxd2 b1Q 5.Bd5 Qb4+ 6.Ke3 Qe1+ 7.Kd3! Qd1+ 8.Ke3 Qe1+ 9.Kf3! Qf1+ 10.Kg3 Be5+, и белым не уйти от вечного шаха) 3...b1Q+! 4.Kxb1 Rd1+ с ничьей. Не выручают и превращения пехотинца: 1.g8Q? Rxc7+! или 1.g8N+? Kf8 2.Nd5 Rg7, каждый раз с равенством.
1.Nd5+! Rxd5! (1...Kf7 2.g8Q+ Kxg8 3.Nf6+, вилка) 2.g8N+! Ладья отравлена: 2.Bxd5? b1Q+! 3.Kxb1 Bxg7 с ничьей.
2...Kd6! 3.Bxd5 Kxd5 4.Kb1! Плохо 4.f6? b1Q+ 5.Kxb1 Bd4 6.f7 Bg7, и черные спасены. Сейчас начинается второй акт шахматного спектакля.
4...Kd6! 5.f6!! Тематически ложно 5.h4?! Ke5 6.f6 Ke6 7.h5 Kf7 8.h6 Kxg8 9.h3 b5 10.h4 b4 11.h5 b3, и белые в цугцванге.
5...Ke6 6.h4 Kf7 7.h5 Kxg8 8.h6 b5 9.h3! (темп еще пригодится!) 9...b4 10.h4 b3 11.h5, и в цугцванге уже черные. Развязка не за горами.
11...Kh8! 12.f7 Kh7 13.f8R! (но не 13.f8Q?, пат) 13...Kxh6 14.Rf5, и белые побеждают. Конечно не 14.Rh8+? Kg5 15.Rh7 Kh4, и ладья навечно привязана к защите пешки
Тема Доминации (№13) всегда притягивала Горгиева, а по-молодости – особенно!
Несложный расчет показывает, что после напрашивающегося отскока коня – 1.Nd3?! cxb2 2.Nxb2 Bd4 3.N~ Bf6 гибель последней белой пешки неизбежна.
Но ведь можно и не отступать конем! 1.b4! axb4 2.Nd3! c2! 3.Bxc2 Kh5 4.Ne1 Bb6 (пешка неуязвима из-за 5.Nf3+) 5.Ng2 Bd8 6.Bd1! Bxh4. Черные достигли своей цели и выиграли пешку. Увы, этого для равенства уже недостаточно...
7.Ke3+ Kg5 8.Kf3! b3 (8...Kh5 9.Kf4+) 9.Bxb3 Kh5 10.Bf7+ Kg5 11.Be8! Доминация! Черные вынуждены расстаться с юрким слоном...
Любил Горгиев использовать в своем творчестве (№14) нюансы окончания Троицкого «два коня против пешки».
На доске материальное равновесие, очагов напряженности нет, а слоны черных свободны в выборе полей. Может, комментатор забыл добавить белым пешку? Нет, они выигрывают и без пешечного подарка!
1.Bf3+! Kc5! 2.Nb7+ Kb6 3.Nxd6, беря под прицел сразу двух черных слонов – грозит как 4.N:f7, так и 4.Nc8+ ~ 5.N:a7 и т.д. Как же черным уберечь одного из своих слонов и спасти партию? А... никак! Нужно жертвовать!
3...Bd5! 4.Bxd5 Kc5! 5.Nc8! Bb8! Плохо 5...Kxd5 6.Nxa7 a5 7.Nab5 a4 8.Na3 с победой по Троицкому. Сейчас угрожает связка 6... Be5 с ничьей.
6.Nc6! Kxd5 7.Nxb8 a5! (последняя надежда перехитрить белых) 8.Nb6+ Kc5!, подталкивая коня на программный останов пешки – 9.Na4+? Kb5! 10.Kb3 с патовым спасением.
К счастью, пешку можно остановить и клеточкой ниже: 9.Nc4! a4 10.Na3 с выигрышем.
Задачные идеи, несмотря на конструктивные сложности, тоже нашли отражение в его творчестве (№15).
Черная ладья мечтает попасть на первый ряд и сильно огорчить белого предводителя. Значит, нужно вязать ей руки. Но как? Ложно 1.Qd6+? Rb4 2.Bh3 g2 3.Bxg2 h3 4.Ba8 h2, и белые не в силах предотвратить патовую развязку.
Правильно 1.Qe7+! Rb4 2.Bh3! К радости черных 2.Qc5? g2 3.Qxc3+ Rb3 4.Qc5+ Rb4 и белые должны форсировать вечный шах... Нет и 2.Be4? из-за 2...h3! с равенством.
2...g2 3.Bxg2 h3 4.Ba8!! Еще один тонкий ход с логической начинкой! После 4.Bh1? h2 5.Qb7 Rb2! 6.Be4 Rb4 все пути к победе закрыты, так как белый слон путается под ногами у своей королевы. 4...h2 5.Qb7! Rg4! 6.Qg2! Rb4 7.Qh1! (стратегическая диагональ свободна!). Выигрыш. Подобный финт белого слона в задачной композиции называется "лойдовским освобождением линии".
Не обходил Горгиев стороной и классическое наследие (№16).
Две связанные черные пешки, на первый взгляд, легко «порвут» белого короля. Только неисправимый оптимист может сделать ставку на сдвоенную белую пару. И тем не менее – эта ставка срабатывает!
Ппрограммное 1.Kf4? имеет изъян: 1...f5 2.h6 Kf6 (f8)! 3.h5 Kf7!, и белые в цугцванге.
1.h6! Kf8! (продолжая строить цугцванговые козни!) 2.h5! Kf7! (2...Kg8 3.Kf4 f5 4.Kxf5 g3 5.Kg6!, и т.д. по решению) 3.Ke3!! f5 4.Kf4!, и цугцванг уже в пользу белых!
4...Kf6 5.Kg3! Проигрывает 5.h7? Kg7 6.Kxf5 g3 и черная пешка побежала к призовому полю.
5...Kf7 6.Kf4 Kf8, иначе позиционная ничья. Не ошиблись ли белые в расчетах: Ведь пешка вновь на всех парах летит за наградой?.. На выручку приходит патовый склеп:
7.Kxf5! g3 8.Kf6! Kg8 (8...g2 9.h7) 9.Kg6 g2 10.h7+ Kh8 11.Kh6! g1Q. Классический финал!
Этюд №17, уверен, понравится практикам.
Сразу плохо 1.Nf3+? Ke3, и можно сушить весла. Нужно провести предварительную жертвенную подготовку: 1.Be5+! Kxe5 2.Nf3+ Kf4 3.Nd2 Ke3 4.Nb1! Bxb1 5.b7 Bxc2 6.Kb6! b1Q+ 7.Kc7!, и слон мешает новорожденному ферзю вырваться на простор.
Если 5...Ba2 (второй вариант), то после 6.Kb6 b1Q+ 7.Ka7! возникает знакомая ситуация, где кроме слона-помехи участвует и уцелевшая пешка с2. Ферзь вновь выключен из игры, и превращение белой пешки неизбежно. Ничья, господа решатели!
Патовые страсти также волновали мастера (№18).
Черная пешка на пороге превращения, а посему ход 1.Rd8?!, на первый прикид, не имеет альтернативы. Но после 1...Bd4 2.f6 d1Q 3.f7 Nb6+ 4.Kb7 Qb3 черные выигрывают. Хитрее 1.f6?!, но и это не панацея от несчастий: 1...Bxf6 2.Re8+ Kf4!, и можно сдаваться.
Спасает предварительное 1.Re8+! Kd3 2.f6! (пора!) 2...Bxf6 3.c7 d1Q (или 3...Nb6+ 4.Kb7 d1Q 5.Rd8+ Bd4 6.Rxd4+ Kxd4 7.Kxb6 Qg4 8.Kb7 с простой ничьей) 4.Rd8+ Bd4 5.Rxd4+ Kxd4 6.Ka7!! Соль замысла.
6...Qc2 7.c8Q! Qxc8 с патовым счастьем у белых.
Чисто пешечные страсти (№19) всегда были в чести у Мастера
Хочется сразу бросить в бой короля: 1.Kg4? a5 2.Kf5 a4 3.Kxf6 Kg8 4.e5 a3 5.e6 a2 6.e7, но 6...a1Q+, шах!
А вот после 1.e5!! fxe5 король темп в темп успевает задержать пешку: 2.Kg5! a5 3.Kf6! Kg8 4.Kxe5 a4 5.Kd4 a3 6.Kc3 и пешка остановлена.
У автора главной веткой решения считалось 1...Kg7 2.Kg4 Kxg6 3.exf6 a5 4.Kf4 a4 5.Ke5 Kf7 6.Kd4, также успевая в квадрат пешки. Но кроме 3.exf6 к ничьей ведет и 3.Kf4 f5 4.e6 Kf6 5.e7! Поэтому приходится корректировать решение.
![]() |
Литературное наследие Горгиева |
К 100-летнему юбилею Горгиева журнал по шахматной композиции "Проблемист Украины" провел конкурс составления этюдов. В творческом соревновании приняли участие 26 авторов из 14 стран, приславшие 36 этюдов. Судья конкурса Сергей Дидух отметил 13 композиций. Познакомьтесь с тремя композициями из этого конкурса: этюдом-победителем, бронзовым призером и работой, замкнувшей наградной список.
Белой пешке всего два хода до призового поля. Но, как показывает сюжет этюда, сделать эти шаги очень непросто.
Слабо 1.Bd7? Qf4, и ферзь врывается в лагерь белых. Не лучше и 1.Kb6? Qe3+ с потерей слона.
1.Ka6! Qc4! 2.Bd7! (2.Kb6? Qg8! 3.Bd7 Qb8+ с ничьей) 2...Ka2 3.Kb6 Qd4+!, максимально препятствуя движению пешки. Слишком вяло 3...Qf7 4.Bf5 Qf6 5.Kb7 Ka3 6.c7 и белые без проблем побеждают.
4.Kb7 Ka3 5.Kb8!, готовя на 5...Qd6+ эффектное 6.c7! Qxd7 7.Rb6! Qd4 8.Ra6+ Kb4 9.c8Q с победой.
5...Ka4 6.Rb7 Qh8+ 7.Bc8! Забавно, но при своем ходе белые не могут выиграть. Да, на доске мощная сеть взаимного цугцванга!
7...Ka5 8.c7. Теперь начинается самое интересное. Чтобы победить, белой ладье кровь из носа нужно попасть на поле d8. Но как сие исполнить и не быть сбитой ферзем? Эврика! Белым поможет в этом желании умелое прочтение полей соответствия в противостоянии черного ферзя и белой ладьи. Первая пара этих полей: h8-b7. Три других: g8-b1, f8-b2, e8-b3.
8...Qf8! (8...Qe8 9.Rb3! или 8...Qg8 9.Rb1!, каждый раз взаимный цугцванг) Сейчас на длинный ход 9.Rb1? припасено 9...Qg8! (здесь и далее белые в цугцванге) 10.Rb2 (10.Rd1 Qb3+) 10...Qf8! 11.Rb3 Qe8! 12.Rb7 (12.Rd3 Qb5+) 12...Qh8! Позиционная ничья, замешанная на цугцванге!
Правильно 9.Rb2!!, и теперь уже белые переводят цугцванговые стрелки на соперника.
9...Qh8 10.Rd2! Kb6 11.Rd6+ Kc5 12.Rd8 Qb2+ 13.Bb7, и белые побеждают. Дальнейшее просто: на 13...Qh2 белые переводят ладью на с6, например, по маршруту d1-c1-c6 и уходят королем на а8.
Французский автор известен в этюдном мире особой любовью к шестифигурным позициям, выдавая порой на-гора довольно пресные спектакли. Но на сей раз француз выдал истинный бриллиант в тонкой цугцванговой оправе!
Жадность, как гласит народная мудрость, к добру не приводит: 1.Bxc6? Nxf5 2.Kxa7 Ne3 3.Be4 (3.c5 Kg5 4.Kb7 Rf7) 3...Rf7 4.Bc5 Kf4 5.Bd3 Rd7 6.Be2 Rd2 7.Bxe3+ Kxe3 или 1.Kxc6? Nxf5 2.Bc5 Ne7+ 3.Kb5 Kf4 4.Bxa7 c6+ с победой черных. Попытка умерить аппетит ходом 1.Be6? также проигрывает: 1...Nxf5 2.Kxa7 Kf4 3.Kb7 Ne7 4.Bxe7 Rxe7 5.Bc8 c5 6.Kc6 Re5 и т.д.
1.Bg8!, заманивая ладью на восьмую линию. 1...Rh8 (не опасно 1...Rh1 2.f6 Rf1 3.f7 Ne4 4.Be7 Nd6+ 5.Bxd6 cxd6 6.Kxc6 с простой ничьей)
Тематический ложный след: 3.Ba3? c5!! 4.Bxc5 Ne4! (на 4...c6?! белые отвечают: 5.Be7! Nf5 6.f7 Nxe7 7.fxg8Q+ Nxg8 8.Kxc6 Ne7+ 9.Kb5 Kf5 10.Ka6 Nc8 11.Kb7, забавное колесо белого короля b7-c6-b5-a6-b7! 11...Ke5 12.Kxc8 Kd4 13.Kb7 a5 14.Kb6 a4 15.c5 с ничьей) 5.f7 Nxc5+ 6.Kxa7 Rg6! Предусмотрительный сброс пешки с6 обеспечил ладью рабочим местом на 6-ой горизонтали. 7.f8Q Ra6+ 8.Kb8 Nd7+ с выигрышем.
Другие отступления слона также не спасают: 3.Be7? Nf5 4.f7 Nxe7 5.fxg8Q+ Nxg8 или 3.Bg7? Nf5 4.f7 Nd6+ 5.Kxc6 Nxf7 и т.д.
3...Ne4 4.f7 Nxc5+ 5.Kxa7, и ладья лишена возможности просочиться в лагерь белых по 6-му ряду! 5...Ra8+! (5...Rh8 6.f8Q Rxf8, пат) 6.Kxa8 Ne6 7.c5! Kf5 8.Kb7! Kf6 9.f8Q+ Nxf8 10.Kxc7. Ничья.
Красивый логический этюд с ювелирной игрой двух белых слонов!
И на закуску этюд попроще:
У белых не хватает ладьи, но есть грозный пехотинец. А это уже не мало!
1.e7! c2 2.Kb2 Rg1! 3.Kxc2 exd3+ 4.Kd2! (4.Kxd3? Re1) 4...Rg2+ 5.Kxd3 Rxg3+ 6.Kd4! Сближаться с ладьей опасно – укусит!: 6.Ke4? Rg1 7.Kf5 (7.e8Q Re1+) 7...Rf1+ 8.Kg5 f6+! 9.Kg4 Re1, и белая пешка бесславно гибнет.
6...Rg8 7.Ke5 Re8 8.Kf6 Rxe7 9.Kxe7 f5 10.Kd6! Выручай, маневр Рети!
10...f4 11.Kc6 Ka7 12.Kc7 f3 13.b5 f2 14.b6+ Ka6 15.b7 f1Q 16.b8Q с ничьей. Гимн трудяге-королю!
И совсем напоследок еще немного сухой статистики о нашем герое. Международный арбитр (1956), мастер спорта СССР (1959) и международный мастер по шахматной композиции (1969). Пять раз выходил в финал чемпионата СССР по разделу этюдов. Автор более 250 этюдов, 3-х книг и 101(!!) статьи по шахматной композиции. Рейтинг в "Альбоме ФИДЕ" – 66,67 балла (до заветной нормы международного гроссмейстера не хватило всего лишь 3,33 очка). Умер Горгиев 13 декабря 1976 года от сердечного приступа: сказались последствия неравной схватки с чиновниками от медицины...
![]() |
А жизнь продолжается! Сын Мастера, автор эссе и племянник Мастера. |
Моя глубокая признательность всем, кто помог мне в написании этого труда.
Шахматным композиторам: Юрию Гордиану, Анатолию Глущаку, Николаю Гриве, Сергею Дидуху и Николаю Резвову.
Главному специалисту краеведческого музея им.П.И.Багратиона, директору шахматного клуба им. Т.Горгиева с 1996 по 2001 год – Льву Серебрякову.
Собкорам газеты «Дагестанская правда» – Александру Иванову и Владимиру Минервину.
Отдельная благодарность сыну Мастера – Борису Тиграновичу Горгиеву.
Одесса, февраль, 2010