пятница, 22.11.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Чемпионат США, Сент-Луис11.10
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Поддержать сайт

Юбилей

Адриан МИХАЛЬЧИШИН,
гроссмейстер

МОЛОДЫЕ ЛЬВОВСКИЕ ЛЬВЫ. ВИКТОРУ КАРТУ – 80!

Виктор Эммануилович Карт родился 19 июня 1929 г. в небольшом городке Бердичеве (где свадьбу играл сам Бальзак!). И, что удивительно, на той же улице, что другой великий тренер, будущий ленинградец Владимир Зак. Они поддерживали «земляческие» отношения, и в середине 60-ых игрались традиционные юношеские матчи Ленинград - Львов, однако у старшего по возрасту Зака был нелегкий характер, и в 1966 году он написал письмо в украинскую спортивную газету, обвиняя Карта в неприезде на один из матчей.

Отец Карта был военным врачом (служил в кавалерийских корпусах), и семья много путешествовала. Война застала их в Новосибирске, отец ушел на фронт, мать стала работать в военных госпиталях, а Виктору пришлось в 14 лет пойти работать на завод и заканчивать вечернюю школу. После войны переезд семьи в Житомир и решение Виктора поступать на исторический факультет университета во Львове (400 км от Житомира – в то время, как до Киева было всего 100), повлекло за собой появление львовской шахматной школы, а не киевской!

Начал играть он довольно поздно, – лет в 12, и участвовал в шахматных поединках в обеденный перерыв на заводе в Новосибирске. Научил его играть в шахматы отец, любивший фианкеттировать слонов. Затем завуч в школе был шахматистом. Среди его соперников было несколько крепких первокатегорников из эвакуированных.

После возвращения в освобожденный Житомир стал играть в городском первенстве среди школьников и выиграл его. А главным призом были трофейные немецкие штаны! Его одноклассником по счастливой случайности стал кандидат в мастера Юра Ольховский, а классом моложе учился еще один замечательный тренер Михаил Тросман, воспитатель гроссмейстера Иосифа Дорфмана (ныне Тросман живет в Нью-Йорке, был первым наставником Ирины Круш). Под их влиянием пошел Виктор в библиотеку и набрал шахматных книг. После приезда во Львов в 1946-м и поступления в университет он первым делом направился на площадь Рынок в шахматный клуб. Чемпионом Львова был тогда Михаил Романишин, отец будущего ученика Карта, гроссмейстера Олега. Учеба на историческом факультете много времени не отнимала. Свое свободное время Виктор Эммануилович проводил не только в клубе – от природы он был награжден крепким телосложением и в промежутке между шахматным клубом и карточными сражениями (с друзьями-шахматистами мастером Юрием Симкиным, кандидатом и будущим преподавателем Богданом Воробцом и великим в будущем Леонидом Штейном) стал чемпионом университета по штанге! Своих учеников он стимулировал заниматься спортом – тем более, что в нашей ДЮСШ были отделения борьбы (где любил покачаться Саша Белявский), легкой атлетики и тенниса. И в летнем лагере мы вовсю сражались в футбол с легкоатлетами и теннисистами (и совсем им не уступали). С последними у нас было двоеборье – они нам давали фору 30:0 в каждом гейме, а мы им в ответ – ладью вперед! Сам же Карт, будучи настолько крепкого сложения, в последние 40 лет, по моему наблюдению, не делал даже утренней зарядки. Со здоровьем, слава Богу, проблем не имел, кроме двух операций, проведенных при помощи Берты Белявской – одной из его учениц, ставшей хирургом.

Шахматная жизнь во Львове бурлила – главным катализатором был известный мастер и тренер Алексей Сокольский. На его лекциях учились все – и Штейн, и Борис Каталымов (уехавший в Алатау на работу после вуза), и Юрий Шабанов (уехавший в Магадан), и, конечно, Карт, не понимавший тогда, для чего ему пригодятся лекции великого тренера. Затем, когда Сокольский уехал, а Штейн ушел в армию на 3 года, шахматная жизнь во Львове погрузилась в сумерки. Самому Карту после окончания университета предложили работу учителя в школах Львовской области (километрах в 30 от областного центра). Здесь он получил неоценимый педагогический опыт, женился. Появилась дочь Элла, и пришлось искать работу во Львове. Места учителя истории не оказалось, но освободилось место руководителя шахматного кружка во Дворце пионеров. Мастер Рафаил Горенштейн уехал в Ялту к теплому морю, и вот судьба опять сказала свое слово! К этому времени развернулся талант приятеля Карта великого Леонида Штейна, ставшего гроссом и чемпионом СССР. Под шум фанфар в честь его побед пошла талантливая молодежь во Дворец Пионеров, а затем в ДЮСШ-2, где открылось отделение шахмат, тоже благодаря успехам Штейна.

Сам Штейн неоднократно приходил на занятия во Дворец пионеров, давал сеансы, иногда анализировал с молодежью – есть знаменитые фотографии, где он анализирует с Романишиным и семилетним (!) Белявским, подстриженным под барабан.

Что характерно для Карта-тренера? Размышления о содержании тренировок и о путях роста шахматиста. В начале карьеры читал книги великих тренеров и недоумевал, почему не получается желаемый результат. Он первым понял, что единственный путь - это индивидуальный подход к каждому ученику. Никаких общих дебютных репертуаров (что, увы, характерно для многих мастеров-тренеров), обучение самостоятельной работе и приятнейшая дружеская атмосфера во время занятий. Пропагандировал ученикам работу в парах, что привносит важный соревновательный момент в тренировку. На групповых занятиях мы анализировали только партии из классических турниров, и часто обсуждения были настолько остры, что партию успевали детально проанализировать лишь за два занятия. Определял сильные и слабые стороны каждого, затем развивал сильные и избавлял от слабых с помощью упражнений. Так, у Марты Литинской были проблемы с реализацией, и ей ставились позиции с перевесом в тренировочных партиях с тренером или сильным кандидатом в мастера.

Действовал Карт методом проб и ошибок, но из ошибок извлекал уроки - его первые ученики Ира Розенцвайг и Миша Бурдман стали чемпионами СССР среди школьников, но затем мастерского уровня не достигли. Сделал выводы. И более молодое поколение стало жестче в борьбе и не распылялось на ненужные побочные занятия.

Мы могли сравнивать его с другими тренерами (когда вошли в юношеские сборные Украины и СССР) и поняли, что хороший тренер напоминает второго отца.

С Б.Постовским

Карт работал со старшим тренером сборной Украины Наумом Левиным, а после эмиграции того в Австралию сам возглавил все сборные Украины, которые под его руководством достигли наибольших успехов – победы на Спартакиаде народов СССР 1979 г. и чемпионате СССР 1984 г.

Он никогда не принижал труд своих тренеров-сотрудников и смог привлечь к работе со сборной Юрия Сахарова, пребывавшего в опале. Самый большой подвиг Карта – это принятие решения, что ученики переросли его и что для них нужно искать других наставников и спарринг-партнеров (я не знаю другого тренера, пошедшего на такое – разве что тренер Таля Александр Кобленц). Так, Белявский учился у Ботвинника и Болеславского, а Романишин - у Таля. В 1976 г. Карту удалось договориться с находившимся в немилости у властей Виктором Корчным о сборе во Львове, и великий Виктор произвел огромное впечатление на нас, показав, как работают гроссы экстра-класса.

Карт великолепно восстанавливал каждого из учеников после поражений (к каждому был нужен специфический подход). С тренером молодые звонари могли пошутить без ограничений. У нас была семейная (картовская) традиция – на турнире перед выходным днем все вместе до поздней ночи играли в покер. И вот однажды во Владикавказе 1978 г. ушлые ученички к полуночи выиграли все деньги у тренера, и тот, расстроенный, плюхнулся спать тут же в номере. Комментарий учеников был «Безмятежный сон бедняка». Прозвище «месье» закрепилось за ним так: в 1973 г. я играл на первенстве Европы среди кадетов, и один из судей звал его «месье Виктор», и, вспомнив про пушкинское «Monsieur прогнали со двора», ученички закрепили обращение за тренером.

Своих секретов он никому не передавал - ученики, решившие сами стать тренерами, должны были по крупицам собирать его опыт, а сам он патологически ненавидел что-нибудь писать. Он практически не имел врагов. Когда юный Гарри Каспаров должен был ехать во Францию на первенство мира среди кадетов (а его тренер А.Никитин числился невыездным), то единственной компромиссной кандидатурой был именно Карт. Каспаров провел во Львове сбор, а затем Карт повез его во Францию. Гарри потом долго работал с львовскими тренерами – сначала с Дорфманом, а затем с Белявским.

С А.Белявским

С А.Хузманом и Б.Гельфандом

С В.Цешковским

Успехи самого Карта в шахматах были довольно скромными: два раза был чемпионом Львова - в 1953 и 1958 гг., чемпион ДСО «Авангард» 1958 и 1961 гг. (в первом из этих состязаний опередил самого Штейна), выступал в составе сборной Львова на командных чемпионатах Украины. Став тренером, с 1963 г. прекратил серьезную игру - выступил лишь в 1980 г. в маленьком международном турнире в венгерском городе-побратиме Печ. У нас была, тем не менее, привычка играть с тренером легкие тематические партии - я сам (когда был уже приличным мастером) учился с ним играть королевский гамбит.

Б.Воробец - В.Карт
Староиндийская защита E81
Чемпионат Львова, 1958

Это был последний чемпионат города, в котором принимал участие Леонид Штейн – он его и выиграл убедительно. Белыми в этой партии играл друг Карта и Штейна, впоследствии преподаватель математики университета имени Ивана Франко, гроза моего физического факультета.

1.d4 Nf6 2.c4 g6 3.Nc3 Bg7 4.e4 0-0 5.f3 c5. Как и Штейн, любимый тренер применял черными только староиндийку. Однако здесь Штейн предпочитал e7-e5.

6.d5 d6 7.Bg5 Nbd7. Лучше было бы 7...e6 8.Qd2 exd5 9.Nxd5 – так впоследствии играл великий Бобби.

8.Qd2 Re8. Опять же по нынешним меркам медлительный ход.

9.g4 Ne5 10.Bh6 Bh8 11.h4. Неприятно было 11.h3 с идеей f3-f4.

11...e6 12.0-0-0 Qa5 13.h5 exd5 14.exd5. Современные игроки побили бы 14.cxd5.

14...b5! 15.hxg6 fxg6 16.cxb5 a6. С теми же идеями, что в волжском гамбите.

17.Qh2 Продолжение 17.b6! тормозило игру черных.

17...axb5 18.Bxb5 Bd7 19.Bxd7 Nfxd7. Сейчас при двух открытых линиях положение белого короля становится незавидным.

20.Bg5 Nf8 21.Qh4 Nxf3. Менее эффектным, но более простым было 21...Nc4.

22.Nxf3 Bxc3 23.Bf6 Bxf6 24.Qxf6 Qxa2 25.Ng5 Qc4+ 26.Kb1 Ra7 27.Rhf1 Rea8 28.Qc3 Qxg4. Белые сдались.

Месье Виктор великолепно готовит, однажды в 1985 г. он пригласил нас с Смбатом Лпутяном на великолепный обед (в те времена в Стране Советов невозможно было попасть в ресторан, где человек мог бы спокойно поесть). Обожал сам покупать мясо и овощи на Галицком рынке во Львове, где его знали все продавщицы и с удовольствием с ним торговались. Но при своем гурманстве (в Москве любил ходить с учениками в «Метрополь», «Прагу» или «Арагви») обожал разные пирожки и беляши – однажды в Пятигорске изумленный Геллер увидел Карта, со вкусом уминавшего беляш, и прокомментировал: «Джимми, у нас впереди еще долгая дорога, а Вы совершаете такие непродуманные поступки». Геллер по старой дружбе поддразнивал Карта именем президента США того времени Джимми Картера.

Очень заводной игрок по натуре, Виктор Эммануилович, лишь только появлялась возможность сыграть в белот или преферанс, был готов к борьбе. Был начитан, любил бывать во Львовской опере, знал хорошо весь репертуар, и мы ему благодарны за один из незабываемых спектаклей «Лючия ди Ламмермур» с Анатолием Соловьяненко и Евгенией Мирошниченко в Киевской опере в 1971 г. (конечно, ему было далеко до другого любителя оперы Григория Равинского, слушавшего свою любимую «Пиковую Даму» 50 раз!).

Все в жизни меняется, что-то заканчивается, что-то начинается. Львовская школа изменилась, появились новые тренеры, новые таланты…

Марта Литинская, Александр Белявский, Олег Романишин, Иосиф Дорфман и Адриан Михальчишин выигрывали все: чемпионаты СССР (личные и командные), Олимпиады и чемпионаты мира и Европы среди молодежи и юношей, Кубки Европы. Многие были в 80-ых претендентами на мировую корону. Затем на путь побед вышли Зоя Лельчук и Ирина Челушкина. А потом пришло время Василия Иванчука, которому лишь судьба помешала стать чемпионом мира. Большинство из этого поколения стали тренерами и успешно воспитывают молодых талантливых шахматистов. В 1986 году Михальчишин и Дорфман открыли свою школу, и 20 лет спустя их ученики гроссмейстеры Виталий Голод, Ярослав Сроковский, Александр Сулыпа, Андрей Максименко, Роман Видоняк и Михаил Козаков успешно тренируют сборные разных стран мира. Когда наступили переломные 90-ые годы, казалось, кризис затронул все области жизни, и львовским шахматам не выжить. Однако появилось молодое поколение тренеров, и особенно велика роль Владимира Грабинского. Он начал с воспитания Андрея Волокитина. В это же время появились Катя Лагно и сестры Аня и Маричка Музычук. У девочек несколько иные подходы к работе (в особенности у их родителей). Катя Лагно уехала в Краматорск, где мощный концерн “Стирол” собрал юношей со всей Украины (не спрашивая у тренеров и клубов, вырастивших таланты). Там тренировались Карякин, Пономарев, Ефименко, Арещенко, Кузубов. Потом концерн утратил интерес к шахматам, и все шахматисты поразбегались по просторам Украины.

А во Львове велась работа – основа ведь не пара игроков, а тренерская школа. Виктор Карт передал свой опыт, полученный от Сокольского и обогащенный общением с Владимиром Заком, Юрием Сахаровым, Анатолием Быховским, Наумом Левиным. Усилия Грабинского в 90-ых дали щедрый урожай новой львовской школы в начале 21-го столетия. Андрей Волокитин стал основным игроком сборной Украины и олимпийским чемпионом, сестры Музычук растут постоянно – Аня на 6-й позиции в мировом рейтинг-листе. Мартын Кравцив выиграл в 2008 г. в Пекине интеллектуальные игры, Юрий Вовк в нынешнем году занял первое место в Каппель-ля-Гран, Юрий Криворучко вышел в Кубок мира, успешно играл во многих международных турнирах. Михаил Олексиенко стал гроссмейстером и успешно изучает математику в аспирантуре Львовского национального университета.

(Вообще, интересно, что университет является колыбелью и школой для всех львовских шахмат! Исторический факультет закончил сам Виктор Эммануилович, журналистику – Леонид Штейн. Далее пошло-поехало. Кроме Белявского, которого по глупости не приняли на юрфак, и Иванчука – оба закончили инфиз – практически все остальные львовские гроссмейстеры закончили университет имени Ивана Франко. Ректор университета профессор Иван Вакарчук, министр образования, сам большой любитель шахмат поддержал команду университета, которая постоянно находится в тройке лучших на Украине, а один раз даже была чемпионом.)

Подрастают молодые Жеребух, Ипатов, Ветошко – львовская школа развивается и укрепляется, хотя сколько людей уехало работать на Запад: Иосиф Дорфман во Франции, Александр Белявский, Адриан Михальчишин и Анна Музычук – в Словении, Виталий Голод – в Израиле, Александр Сулыпа – в Польше, Ярослав Сроковский, Феликс Левин и Аркадий Ротштейн – в Германии... Где их только нет – птенцов гнезда Картового? И везде они основывают свои школы, свои системы, и их ученики, добиваясь успехов, уже не знают, кому они обязаны – своим непосредственным тренерам или львовской шахматной школе!

Ее основатель, заслуженный тренер СССР и Украины, 8 лет уже не живет во Львове среди своих учеников, он с младшей дочерью уехал в немецкий Ганновер. Мсье Виктор стал герром Картом, и сто лет ему… Дорогой Виктор Эммануилович, Ваши ученики, разметанные по миру, желают Вам и в Германии сотворить «Ганноверскую школу»!

Все материалы

К Юбилею Марка Дворецкого

«Общения с личностью ничто не заменит»

Кадры Марка Дворецкого

Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»

Владимир Нейштадт

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4

Страсть и военная тайна
гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5

«Встреча в Вашингтоне»

«Шахматисты-бомбисты»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»

«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»

«От «Ультры» – до «Эшелона»

Великие турниры прошлого

«Большой международный турнир в Лондоне»

Сергей Ткаченко

«Короли шахматной пехоты»

«Короли шахматной пехоты. Часть 2»

Учимся вместе

Владимир ШИШКИН:
«Может быть, дать шанс?»

Игорь СУХИН:
«Учиться на одни пятерки!»

Юрий Разуваев:
«Надежды России»

Юрий Разуваев:
«Как развивать интеллект»

Ю.Разуваев, А.Селиванов:
«Как научить учиться»

Памяти Максима Сорокина

Он всегда жил для других

Памяти Давида Бронштейна

Диалоги с Сократом

Улыбка Давида

Диалоги

Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»

Андеграунд

Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»

Смена шахматных эпох


«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»

Легенды

Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц

Алехин

«Русский Сфинкс»

«Русский Сфинкс-2»

«Русский Сфинкс-3»

«Русский Сфинкс-4»

«Русский Сфинкс-5»

«Русский Сфинкс-6»

«Московский забияка»

Все чемпионаты СССР


1973

Парад чемпионов


1947

Мистерия Кереса


1945

Дворцовый переворот


1944

Живые и мертвые


1941

Операция "Матч-турнир"


1940

Ставка больше, чем жизнь


1939

Под колесом судьбы


1937

Гамарджоба, Генацвале!


1934-35

Старый конь борозды не портит


1933

Зеркало для наркома


1931

Блеск и нищета массовки


1929

Одесская рулетка


1927

Птенцы Крыленко становятся на крыло


1925

Диагноз: шахматная горячка


1924

Кто не с нами, тот против нас


1923

Червонцы от диктатуры пролетариата


1920

Шахматный пир во время чумы

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум