Родился 19 ноября 1888 года в Гаване Умер 18 марта 1942 года в Нью-Йорке
Третий чемпион мира (1921-1927 г.г.)
Ярчайший природный талант во всей истории шахмат. Если разделить высоту его полета на шахматном небосклоне на затраченный труд, получится наивысший коэффициент полезного действия, который когда-либо был. Великий кубинец очень мало занимался шахматами и даже утверждал, что у него дома нет фигур и доски! Он просто приходил на тур, играл – и побеждал. Даже если это и была шутка, то в ней есть немалая доля истины.
Капабланка прежде всего был практиком. За счет колоссальной интуиции он мог за доской разобраться в сложных позициях, которые соперники анализировали дома. Самый известный пример – партия с Маршаллом в Нью-Йорке (1918), в которой американец впервые применил свою знаменитую контратаку. Ту самую, которую в наши дни не могут опровергнуть гиганты мысли, вооруженные компьютерами! А вот Капа, в первый раз увидев позицию, сумел найти серию сильных ходов – и переиграть автора системы.
Стиль игры, способ мышления Капабланки можно охарактеризовать кратко: полет бабочки. Благодаря огромному таланту Капабланка принимал сложнейшие решения интуитивно, без большого счета, и очень быстро! Поэтому-то и возникало ощущение легкости в игре. Короткую тактику видел он безошибочно, а глубоко «не копал»! Хосе Рауль чувствовал, какой ход хорош, какой – плох. Варианты приходили потом, по ходу дела. Долго думать кубинец не любил, да и не факт, что это сделало бы его игру сильнее. В цейтноты не попадал, сил тратил немного – эти обстоятельства играли важную роль на длинной турнирной дистанции.
В те далекие времена шахматисты в основном играли довольно медленно, и на их фоне скорость Капы производила особое впечатление. Он замечательно играл в блиц, давая фору сильным мастерам – две и даже одну минуту к пяти. Давно мечтаю на машине времени переместиться на сто лет назад и сыграть блицматч с великим кубинцем (с контролем три на три или две на две). Дебютную теорию я знаю лучше, соперники по блицу у меня были сильнее. Но… у третьего чемпиона мира было то, чего нет у меня.
Вспоминая Капабланку, в первую очередь говорят о его безупречной технике и позиционном мастерстве. Эти сильные стороны кубинца опять же проистекают от мощи его интуиции и короткого, чистого счета. Именно короткая тактика является той нитью, из которой можно соткать хорошее позиционное полотно. Можно провести ясный стратегический план, не столкнувшись со случайным контрударом. И именно эта компьютерная ясность мысли позволяет играть внешне очень просто, но сильно. Все мы знаем, что всё гениальное – просто.
Есть и другой, менее известный афоризм, который очень подходит для Капабланки: «Усложнять просто, упрощать сложно!» Хосе Рауль умел исполнять сложную игру шахматы как простую гамму. Игра Капабланки – это легкость и изящество Моцарта.
Недостатки кубинца являются продолжением его достоинств. Как оказалось, легкость в игре несовместима с колоссальным нервным напряжением и огромным объемом работы – это все равно, что играть на флейте, крепко зажав ее в мускулистых руках, негнущимися пальцами. Поэтому в Буэнос-Айресе (1927) чемпион мира не смог одолеть претендента Алехина, хотя по таланту и превосходил его. Попытки напрячься в трудной спортивной ситуации приводили к тому, что в игре начали появляться несвойственные прежде просчеты и позиционные ошибки. Полагаю, Капабланке для выигрыша матча надо было полностью отрешиться от важности момента и просто играть в шахматы. Увы, и это убедительно доказывает история шахмат, достичь такого состояния почти невозможно…
Вклад кубинского чемпиона в теорию дебютов, скажем так, невелик. И головоломных, эффектных комбинаций осуществил немного. Но зато он создал большое количество учебных примеров для тех, кто хочет научиться играть в правильные, позиционные шахматы.
ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
1.
В карьере кубинца много раз встречались короткие изящные комбинации. Даже возникло понятие «маленькая комбинация в стиле Капабланки». Вот визитная карточка Капабланки-тактика.
Ни белые, ни черные не позаботились о том, чтобы сделать форточки перед тем, как ввязаться в бой... 27...Nxc3 28.Rxc3 Rxc3 29.Rxc3. И здесь Бернштейн, вероятно, ожидал 29...Qb1+ 30.Qf1 Qxa2 (играть 30...Rd1 черные не могут из-за мата по восьому ряду), после чего возникал лишь чуть лучший для черных эндшпиль. Однако последовало… 29...Qb2!! Классическая комбинация на тему «отвлечения». Белые получают мат по первому ряду, или теряют ладью после 30.Rc2 Qb1+. Поэтому Бернштейн капитулировал.
2.
К жертвам третий чемпион мира прибегал неохотно, предпочитая технические методы борьбы. Практически все его немногочисленные жертвы логически вытекали из требований позиции. Конечно, чаще всего соперники получали в дар пешки и далее были вынуждены вести долгую неблагодарную оборону. Идеи великого кубинца в следующей партии заметно опередили свое время и стали предтечей популярного в наши дни волжского гамбита.
Испанская партия C60
Арон НИМЦОВИЧ – Хосе-Рауль КАПАБЛАНКА
Санкт-Петербург, 1914
Черные пожертвовали крайнюю пешку, чтобы успеть завершить развитие. По меркам начала XX века у черных не может быть особой компенсации за пешку. Действительно, король белых в безопасности, явных слабостей нет. Некоторая отсталость ферзевого фланга вроде бы значения не имеет... 14.Qa6. Не буду подробно, от хода к ходу, комментировать ход борьбы – Нимцович не чувствовал опасности и поэтому играл не лучшим образом. Мудрейшие рекомендуют здесь 14.Bd2 и затем b2-b3, a2-a4, Ra1–d1 и т.д. 14...Rfe8 15.Qd3 Qe6 16.f3 Nd7! (открывая мощного чернопольного слона – Гуфельд тогда еще не родился! – и намечая перевод коня на с4) 17.Bd2. Заслуживало внимания 17.Bf4 Ne5 18.Bxe5 Bxe5 19.Rab1, сохраняя шансы на спасение. Вопрос стоит уже именно так! 17...Ne5 18.Qe2 Nc4 19.Rab1 Ra8! Черные постепенно усиливают давление. Приговоренные к смерти белые пешки уже видят направленные на них дула.
20.a4? (на 20.b3 следовало 20...Nxd2 21.Qxd2 Ra3! и сыграть a2-a4 белые не успевают; в случае 20.Be1 черные могли открыть второй фронт по центру – 20...d5!) 20...Nxd2 21.Qxd2 Qc4! Обратите внимание на несчастного коня с3. Он, по сути, только мешает белым защищать свои слабые пешки. 22.Rfd1 (22.Ne2 Rxa4 23.b3 Qc5+ 24.Kh1 Ra2-/+) 22...Reb8!
Все боевые единицы черных сконцентрированы на ферзевом фланге. Пешки нет, но их преимущество очевидно. По рисунку позиции на доске – волжский гамбит. Из будущего! 23...Rb4! Конечно, Капабланка не торопится отыгрывать пешку разменом на с3. «Жертвовать» столь сильного слона за беспомощного коня белых сильный шахматист не имеет права. 24.Qg5 Bd4+ 25.Kh1 Rab8. Давление черных достигло критической отметки. Белая плотина уже не в силах сдержать напор…
26.Rxd4 (фактически – это размен равных по силам фигур) 26...Qxd4 27.Rd1 Qc4 28.h4 Rxb2 29.Qd2 Qc5 30.Re1? Qh5! 31.Ra1 (на 31.Qf2 Капабланка заготовил свою фирменную короткую тактику – 31...Rxc2! 32.Qxc2 Qxh4+ 33.Kg1 Qxe1+) 31...Qxh4+ 32.Kg1 Qh5 33.a5 Ra8 34.a6 Qc5+ 35.Kh1 Qc4 36.a7 Qc5 37.e5 Qxe5 38.Ra4 Qh5+ 39.Kg1 Qc5+ 40.Kh2 d5! Аккуратность до конца! Коня белых не стоит пускать на e4. Чтобы не считать лишних вариантов. 41.Rh4 Rxa7 42.Nd1. Белые сдались.
3.
В принципе великий кубинец был универсальным шахматистом даже по современным меркам. Следующая партия скорее подошла бы Талю или Каспарову. Но белыми играл именно Капабланка – строгий позиционный шахматист. Все дело в том, что жертва фигуры логически вытекала из требований позиции.
Черные защитились от угрозы е4-е5. Стоит им сделать рокировку, позиция станет примерно равной. Слабостей нет ни у одной из сторон, структура проста и симметрична. Хосе-Рауль принимает смелое решение. 9.Bxe6! Досчитать варианты до ясной оценки здесь невозможно. Капабланка просто чувствовал, что компенсация должна быть достаточной. И как всегда оказался прав! Заметьте, до известных сицилианских партий с жертвой слона на e6 оставалось еще более четверти века. По большому счету, только в наше время этот удар стал стандартным оружием белых. А классики все делали на свой страх и риск. 9...fxe6 10.Nxe6 (это уникальная четверная вилка; на прицеле черные ферзь, слон, пешка, а также поле с7 – для следующей вилки) 10...Qa5. Аналитики и практики доказали, что упорнее здесь было 10...Qb6! – и борьба идет на три результата. 11.0–0 Bxe3 12.fxe3 Kf7 (бегство не спасает черного короля) 13.Qb3 Kg6 14.Rf5 Qb6 15.Nf4+ Kh6.
16.g4? Ошибка. Завершало плетение матовой сети 16.Qf7! g6 17.Ne6 и черные вынуждены отдавать материал: 17...Qxe6 (17...Rg8 18.Rf3!; 17...Qxe3+ 18.Kh1 Rg8 19.Rf4!) 18.Qxe6 gxf5 19.Nd5 Re8 20.Qd6 и т.д. 16...g5! (отличный контрудар, который кардинально меняет оценку позиции) 17.Qxb6 (на 17.Qf7 есть 17...Rf8!) 17...axb6 18.Rd1! Еще один ход в стиле мастеров атаки прошлого и будущего.
В трудной позиции Капа находит возможности усложнить игру. Очень важно в подобной ситуации – удивлять соперника. Когда не угадываешь ответы соперника, поневоле начинаешь нервничать. 18...Rg8? (шансы на выигрыш оставляло 18...gxf4 19.g5+ Kg7 20.gxf6+ Nxf6 21.Rg5+ Kf7 22.exf4 h6) 19.Nfd5 Nxg4?! Беда никогда не приходит одна. Ошибки тоже следуют сериями. После 19...Nxd5! белые могли надеяться лишь на ничью… 20.Ne7! Rg7 21.Rd6+ Kh5 22.Rf3! (и в позиции без ферзей черный король оказывается в матовой сети) 22...Ngf6 23.Rh3+ Kg4 24.Rg3+ Kh5 25.Nf5 Rg6. Здесь белые могли объявить вечный шах – оба соперника уже были здесь в условиях жесткого цейтнота, – но Капабланка продолжает бороться!
26.Ne7! Вопреки объективной оценке хода ставлю восклицательный знак. Всем настоящим чемпионам свойственна огромная воля к победе. И им благоволит судьба. Как показали последующие анализы, еще сильнее этюдное 26.Rh3+ Kg4 27.Kg2! Nxe4 28.Rd5! Nxc3 29.Rh4+ gxh4 30.Nh6+! Rxh6 31.h3#
Конечно, найти такой изумительный вариант на флажке просто невозможно. Даже современному сильному компьютеру нужно определенное время… 26...g4 (к примерно равной игре вело 26...Nc5!) 27.Nxg6 Kxg6 (27...hxg6 28.e5!) 28.Rxg4+ Kf7 29.Rf4 Kg7 30.e5 Ne8 31.Re6 Nc7 32.Re7+.
И, не дожидаясь удара e5-e6, черные сдались. Очень сложная и красивая партия.
ПАРТИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ
В официальных соревнованиях с 1901 по 1939 год Хосе-Рауль Капабланка сыграл 584 партии...