| Энциклопедия |
|
ШАХМАТЫ ОСТРОВА ЛЬЮИС Часть вторая |
Автор текста: Джеймс Робинсон
Хранитель Британского музея; заведует коллекциями Средних веков.
Перевод и подбор иллюстраций: Антон Губанов
Некогда кмс с рейтингом 2385, участник четырёх финалов чемпионата Санкт-Петербурга.
Двукратный чемпион мира по игре "Что? Где? Когда?".
Обработка иллюстраций: Александра Киланова
Третий призёр чемпионата мира и чемпионка СНГ по игре "Что? Где? Когда?".
|
Статуя вблизи места находки шахмат у залива Уиг |
В 13-м чемпионате США по игре "Что? Где? Когда?", проходившем в Бостоне в марте 2008 года, был задан такой вопрос (автор - Юрий Выменец из Санкт-Петербурга):
В XII веке активное участие в гражданской войне в Норвегии приняли занимавшие высокое положение люди, что, по одной из версий, привело к появлению этих людей на другом "театре военных действий". Назовите этих людей.
Если вы не знаете или забыли правильный ответ на этот вопрос, читайте первую часть этой статьи.
Краткая история шахмат по XII век
Происхождение шахмат
С самого начала своей истории шахматы считались сложной игрой, требующей стратегического мышления и мастерства. Однако процесс возникновения шахмат восстанавливается с трудом. Не исключено, что они были изобретены одним человеком. На роль изобретателя игры выдвигалось немало достойных кандидатов, среди которых - Аристотель, Гален и Гиппократ. Наиболее популярная средневековая теория состояла в том, что шахматы придумал Паламед, чтобы развеять скуку во время длительной осады Трои.
Настенная живопись гробницы Нефертари в Египте, датируемая примерно 1250 годом до н. э., изображает царицу с фигурами, напоминающими шахматные; это обстоятельство могло бы отодвинуть время появления игры ещё дальше в прошлое. Некоторые ранние теоретики доходили до момента сотворения человека и утверждали, что шахматы изобрёл Адам, желавший утешиться после смерти Авеля.
|
Фреска на стене гробницы Нефертари |
С классическим прошлым шахматы стали ассоциироваться в средние века. Схожего мнения придерживались и более поздние авторитеты, привыкшие к тому, что все заслуживающие внимания достижения происходят из древних Греции и Рима. Из-за отсутствия письменных и археологических источников происхождение шахмат известно лишь обрывочно, но всё же считается, что они появились в Индии примерно в VI веке нашей эры. Оттуда игра распространилась на запад в Персию, а затем на исламские территории. Эта теория была выдвинута в 1694 году исследователем Томасом Гайдом.
Восточное происхождение шахмат доказывается терминологией игры. Древнейшие шахматные книги, собранные по кусочкам из разных источников, имеют арабское происхождение и датируются примерно 850 годом. Существование этих компиляций свидетельствует, что игра в то время уже была широко распространена. Общее мнение арабских шахматных авторов IX - X веков состояло в том, что шахматы пришли в исламский мир из Персии, куда, в свою очередь, прибыли из Индии. Арабское название шахмат "шатрандж" произошло от персидского "чатранг", восходящего к санскритскому "чатуранга". Последнее переводится как "четыре части" и означает четыре подразделения индийской армии: колесницы (ладьи), слоны, кавалерия (кони) и пехота (пешки). Это деление сохранилось в шахматах до наших дней.
Наиболее древние персидские фигуры найдены профессором Юрием Биряковым при раскопках в Афрасиабе (близ современного Самарканда) и относятся к VII веку. Первые известные исламские фигуры созданы в IX веке; обнаруженные в Нишапуре (Иран), они сейчас хранятся в Метрополитен-музее Нью-Йорка. Персия была покорена арабскими войсками в 640-х годах, и почти сразу же стали появляться арабские переводы наиболее значимых персидских манускриптов. По всей вероятности, шахматы двигались тем же путём и к 800 году широко распространились на Ближнем Востоке.
|
Ладья (колесница), найденная в Афрасиабе |
Ранняя эволюция шахматных фигур в Европе
Крепче остальных шахматных фигур за своё первоначальное имя держится ладья. Английское слово "rook" происходит от персидского "rukh", что означает "колесница". В индийской игре ладья действительно чаще всего изображалась в виде боевой колесницы. В процессе эволюции колесница превратилась в башню - весьма ироничный образ для столь стремительно движущейся фигуры, хотя он и неплохо отражает защитный потенциал ладьи. Термины, использовавшиеся для обозначения фигур в ранней западноевропейской литературе, взяты из арабского - либо как транслитерация ("rukh" перешло в "rochus", а затем в "rook"), либо как перевод на латынь (персидское или арабское "shah" стало словом "rex" - "король").
Остальные фигуры средневекового варианта шахмат изначально предполагали совершенно иную форму. Так, персидское "фарзин" в конечном счёте превратилось в арабское "визирь" ("советник"); тем не менее, в европейских шахматах эта фигура стала королевой. Поза со склонённой на руку головой у королев из комплекта льюисских шахмат, вероятно, связана с ролью визиря как советника и обозначает погружённость в размышления. Здесь чувствуется и влияние христианства: эта поза обычна для Девы Марии у подножия креста в сценах Распятия XII века, а также для Адама, размышляющего о потерянном рае в византийской резьбе по кости XI-XII веков. В обоих случаях присутствует нотка отчаяния или печали, однако основной эмоциональный фокус делается на созерцании.
Альтернативное объяснение рога, который держат в руках две льюисские королевы, предложено в "Младшей Эдде" Стурлусона. В эпосе рог используется королевой для хранения денег - вполне подходящий атрибут для жены короля, играющей роль советника.
В появлении на шахматной доске королевы (как и в появлении епископов) нет ничего удивительного. К концу XII века уже появились примеры, когда грозные правительницы обладали значительной властью. Так, в Англии Генрих II после смерти Томаса Бекета тут же обрёл нового противника в лице своей жены Элеоноры Аквитанской. В 1173 году Элеонора поддержала военное выступление против Генриха в пользу своих сыновей (среди которых был и будущий король Ричард I Львиное Сердце). Как результат, оставшийся срок правления Генриха она провела в плену.
|
Элеонора Аквитанская в представлении Кинуко Крафт |
Как уже отмечалось, епископ в шахматах был нововведением XII века (это и есть правильный ответ на вопрос, приведённый в самом начале статьи). Ранее эта фигура называлась иногда "принцем" или "прыгуном", но в конечном счёте она ведёт происхождение от индийского слона. Прошлое коня прослеживается до исходного слова "кавалерия", а пешки - до "пешего солдата" или "пехотинца". Шахматы с острова Льюис следуют скандинавской практике изображать ладьи как пеших солдат, тогда как самим пешкам остаётся роль безликих абстрактных столбиков.
Льюисские пешки больше других фигур напоминают абстрактные формы, использовавшиеся в арабских шахматах. Эти формы были разработаны так, чтобы (в соответствии с требованиями ислама) отображать функцию фигуры без буквального представления. Например, слон изготавливался как фигура с двумя куполами, что означало двух ездоков на его спине; ладья имела двухзубцовый силуэт индийской боевой колесницы; король и ферзь напоминали трон. Такую троноподобную форму имеет весьма забавный ферзь, хранящийся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе. Датированный XII веком и на основании стиля головного убора считающийся испанским, этот ферзь чётко показывает переходный этап между абстрактной и изобразительной фигурами.
|
Ферзь из коллекции музея Уолтерса в Балтиморе |
Из всех фигур абстрактного типа наиболее узнаваемым является конь - либо по лошадиной голове, либо по её грубому изображению. Шахматные фигуры из китовой кости, найденные в Уитчемптоне, графство Дорсет, своей абстрактной формой предвосхищают льюисские пешки (см. особенно крайнюю справа фигуру на фотографии), демонстрируя и элементы символического дизайна. Они прекрасно иллюстрируют одну из трудностей, связанных с находками абстрактных фигур для игр: если вместе с такими фигурами не обнаруживаются другие датируемые объекты, определить их возраст по стилистике крайне трудно (в частности потому, что мода на использование таких фигур никогда не исчезала).
|
Фигуры из Уитчемптона |
Многие фигуры могли быть не местным европейским изделием, а импортом из исламского мира. Когда их находят в количестве лишь нескольких экземпляров, то нельзя даже с уверенностью сказать, что эти фигуры предназначались именно для игры в шахматы. Льюисский клад замечателен тем, что до нас дошло достаточно много фигур, и мы можем быть уверены, что это именно шахматы. Кроме того, льюисские шахматы обладают таким скульптурным качеством, что нет почти никаких сомнений в их происхождении из Северной Европы XII века.
История шахмат в Европе по XII век
В условиях бурного культурного обмена и революционного подъёма в области знаний, характеризовавшего период с середины XI до середины XIII века, шахматы вступили в период расцвета. Главными кандидатами на роль распространителей шахмат в Европе являются юг Испании, Сицилия и юг Италии - основные центры мирного диалога с исламским миром. Знаменитые шахматы из Кабинета медалей в Париже служат наглядным доказательством проникновения шахмат на юг Италии. Легенда долго связывала эти шахматы с именем Карла Великого, но в действительности они, скорее всего, были изготовлены в Салерно в конце XI века.
|
Комплект, называемый "шахматами Карла Великого" |
Немногие дошедшие до нас документальные свидетельства подтверждают важную роль южной Италии и Испании в ранней истории европейских шахмат. В монастыре швейцарского Айнзидельна хранятся два очень редких манускрипта, упоминающие шахматы. Наиболее ранний из них относится, вероятно, к 990-м годам. Оба манускрипта содержат длинную поэму, описывающую правила шахмат. Существенно, что в обоих случаях шахматы сравниваются с игрой в кости и ставятся на более высокий моральный уровень с точки зрения требуемого мастерства.
Сравнение шахмат и игры в кости красной нитью проходит через всё Средневековье. Сходство шахмат с играми на везение, такими как кости, делало их неприемлемыми для официальной церкви. Священнослужителям периодически запрещали играть в шахматы, но, тем не менее, в центрах распространения знаний священники столь же постоянно шахматам обучались. Со временем аргументация, изложенная в поэмах Айнзидельна, получила широкое распространение, и шахматы стали признаваться возвышающим занятием.
Естественный путь проникновения шахмат в Швейцарию лежит через Италию, куда они, следовательно, должны были прийти ранее конца X века. Альтернативная версия гласит, что игра попала в Европу через Феофано - византийскую жену императора Священной Римской империи Оттона II. Согласно документу 984 года, Феофано оказывала королевское попечительство монастырю в Айнзидельне.
|
Императрица, подарившая Европе шахматы (мозаика). |
Примерно в то же время богач Арменгол I, граф Урхеля (входившего в Испанскую Марку), завещал свои шахматы монастырю Сен-Жиль, располагавшемуся, вероятно, недалеко от Нима. Его завещание датируется примерно 1008 - 1010 гг. Невестка Арменгола, графиня Эрмесинда, подарила шахматы тому же монастырю в 1058 году. В завещании Эрмесинды указывалось, что фигуры сделаны из горного хрусталя (изделия для сверхэлитного рынка создавались не только из кости). В резьбе по горному хрусталю специализировались исламские мастера, тогда как европейцы изготавливали имитации. Подарки, полученные монастырём Сен-Жиля, указывают, что путь шахмат в Южную Францию лежал через Испанию.
Из Сицилии шахматы отправились в Италию, где к середине XI века стали настолько известны, что даже породили собственных критиков. Горячий церковный реформатор Пётр Дамиани недвусмысленно осудил шахматы. Примерно в 1061-62 годах в письме к новоизбранному Папе Александру II он изложил инцидент, в который был вовлечён епископ Флоренции. Пётр начинает с обычных жалоб на мирское поведение священников: "Я краснею от стыда, рассказывая о ещё более позорном легкомыслии, а именно охоте, соколиной охоте и особенно о безумстве костей и шахмат". До Петра дошли сведения о том, что флорентийский епископ проводит вечера за игрой в шахматы. Пётр бросил епископу упрёк, напомнив ему о неприемлемости костей и шахмат для служителей церкви. Епископ пытался оправдаться, ссылаясь на разницу между этими двумя играми, но безуспешно. Дамиани ясно выразил свою позицию, закончив письмо Александру II следующим пассажем: "Насколько постыдна, насколько бессмысленна и насколько отвратительна эта игра, когда в неё играет священник!".
Близость шахмат к азартным играм в литературе того периода обыгрывалась и другим путём, при котором шахматы являлись мерилом морального поведения. Поэма "Руодлиб", написанная немецким монахом около 1070 года, рассказывает о серии шахматных партий, критичных для сюжета и важных для изображения героя как добродетельного рыцаря. Руодлиб отправлен послом к побеждённому королю для подписания мирного договора. Он вызывает подозрение у королевского наместника, который приглашает рыцаря сыграть в шахматы. Партия следует за партией, и на пятый день Руодлиб в качестве любезности проигрывает. Тогда король сам предлагает Руодлибу сыграть с ним, поставив перед рыцарем дилемму:
Я решительно отклонил это предложение, сказав: "Жалок и несчастен тот, кто играет с королём". Король ответил с мягкой улыбкой: "Мой дорогой друг, ты не должен ничего бояться. Я не рассержусь, если ни разу не выиграю; но я хочу, чтобы ты играл против меня в полную силу. Видишь ли, я хочу научиться у тебя ходам, которые не знаю сам".
Руодлиб согласился и выиграл три партии кряду. Король начал увеличивать заклад и постепенно проиграл всё, что у него было. В игру вступили придворные, но и они оказались разбиты. Выигрыш Руодлиба был для того времени крайне значительным, однако рыцарь не захотел приобрести выгоду от азартной игры. Его скромность в первоначальном отказе королю и его нежелание извлечь доход от своего мастерства показывают важность социального этикета и выражают неявное порицание игр на ставку.
Постепенно шахматы начинают служить и признаком мудрого правления. В рыцарских романах они постоянно упоминаются как показатель королевского достоинства. Снорре Стурлусон в "Хеймскрингле" (написанной около 1230 года) излагает намного более ранние события, и среди прочего расссказывает о партии в шахматы между королём Кнутом и ярлом Ульфом:
И когда король Кнут и ярл Ульф играли в шахматы, король сделал плохой ход, и ярл побил его коня. Король вернул коня на место и заявил, что хочет переходить. Ярл пришёл в ярость и швырнул доску на землю.
На следующий день по приказу Кнута Ульф был убит.
Фредерик Мэдден приводит версию о том, что король Кнут привёз шахматы на Британские острова, которыми правил с 1016 по 1035 годы. В капитальной "Истории шахмат" Мюррея указывается, что знакомство Кнута с шахматами могло произойти во время паломничества короля в Рим в 1027 году. Однако сейчас невозможно определить, имеет ли эпизод из "Хеймскринглы" какое-либо реальное основание. Представляется намного более вероятным, что Стурлусон использовал литературный обычай, согласно которому шахматы являются индикатором хорошего и плохого поведения.
Умение играть в шахматы было важным навыком героев эпических рыцарских поэм, составленных между 1150 и 1250 годами. Не без помощи подобной литературы в XIV - XV веках шахматы стали составной частью искусства любви и ухаживания. В то же время, фигура справедливого короля, умелого в шахматной игре, вряд ли была чисто литературным изобретением. Пособия по надлежащему поведению содержались в многочисленных руководствах XII века, и немалая их часть рекламировала шахматы как часть светского воспитания.
Путешествуя через Испанию, Францию и Англию, испанский священник Пётр Альфонси (1062-1125) на своём примере показал, как интеллектуальные достижения переносились из страны в страну. Да и сама его личность - богатый "культурный коктейль", бывший таким характерным свойством тогдашней Испании. Пётр родился в еврейской семье, но в 1106 году был крещён. Позднее он жил в Англии, где, вероятно, работал личным врачом Генриха I. В начале XII века он написал сочинение под названием "Disciplina Clericalis" ("Наставления клирику"). В главе "О семи свободных искусствах, семи искусствах рыцаря и семи правилах хорошего тона" Альфонси утверждает: "Рыцарские искусства, с которыми следует быть знакомым, таковы: верховая езда, плавание, стрельба из лука, кулачный бой, соколиная охота, шахматы и стихоплётство".
В некоторых духовных орденах, ввиду их особого статуса, шахматы были прямо запрещены. Рыцари-тамплиеры - участники Крестовых походов - могли участвовать в дуэлях, гадать на свечном воске и играть в некоторые настольные игры, но не в шахматы или нарды. Их устав, утверждённый на Соборе в Труа в 1129 году в присутствии святого Бернара Клервоского, запрещал рыцарям такие светские развлечения, как соколиная и обычная охота.
|
Св. Бернар из Клерво, запретивший шахматы тамплиерам. |
На протяжении XII века религиозные принципы в отношении шахмат постепенно изменялись. Запрет на игру в шахматы никогда не был успешным: ранняя шахматная литература распространялась, по большей части, среди монахов и членов орденов, а символическая насыщенность игры отлично подходила как иллюстрация к урокам морали. Так, изумительный мозаичный пол в алтаре церкви Сан-Савино в Пьяченце, датированный началом XII века, изображает загадочную партию в шахматы, причём полностью виден только один игрок. От его противника осталась лишь рука, опускающаяся на доску откуда-то снаружи.
|
Мозаичное покрытие пола в церкви Сан-Савино |
Эта особенность сюжета могла быть решением художника в условиях недостатка пространства, и некоторые истолкования этой мозаики считают её просто уроком шахмат. Однако более вероятно, что шахматы призваны подчеркнуть центральную сцену картины, на которой представлено колесо Фортуны. Колесо вращается сверхъестественной силой; персонажи, цепляющиеся за каркас колеса, в соответствии с капризами судьбы то поднимаются, то опускаются. Не может ли эта мозаика быть ранним примером этической игры в шахматы против Смерти или Фортуны - символическим противоборством, ставшим популярным в XIII веке? В любом случае, фаталистический упор на случай в дизайне мозаики адекватно отражает понятие игры везения против мастерства.
Мастерство, стратегия и борьба в шахматах использованы как яркая иллюстрация в труде Ричарда Илийского, созданном в 1177 году. Его "Dialogus de Scaccario" ("Диалог о Палате шахматной доски") имеет форму бесед ученика с учителем, объясняющим, как управляется Казначейство. Английское слово "Exchequer", соответствующее латинскому "Scaccario" и до сих пор обозначающее Министерство финансов, происходит от расчерченного в клетку сукна, помогавшего в финансовых расчётах. Когда ученик спрашивает, как Казначейство получило своё имя, Ричард в явном виде упоминает шахматы:
Насколько я могу судить, лучшее объяснение состоит в том, что сукно похоже на шахматную доску.
Так как на шахматной доске фигуры расставлены в соответствии со званием и движутся по ясным правилам и ограничениям <...>; и здесь тоже один председательствует, другие ассистируют и никто не вправе переступить через назначенные законы. И как на шахматной доске битва ведётся между королями, здесь сражение происходит между двумя людьми, а именно казначеем и шерифом...
Шахматная партия иногда могла продолжаться очень долго, что вело к инициативам по ускорению игры. Гиральд Камбрийский в конце XII века писал, что игроки использовали для этого меньшее число фигур. Глава из его "Gemma Ecclesiastica" ("Драгоценность церкви") о злоупотреблении логикой проводит аналогию между древним и современным искусством дискуссий, а также игрой в шахматы:
Существует поучительное сравнение между выдающимися шахматистами древних времён, которые играли всеми фигурами, и сегодняшними, пользующимися только частью комплекта <...>. В наши дни такие долгие соревнования не проводятся, потому что считаются слишком скучными, и они заменены игрой, где присутствуют только некоторые фигуры, потому что такая игра менее утомительна и менее длинна.
Когда Гиральд говорит о "древностях", он ссылается на классическое прошлое. В этом отношении он не отличается от других средневековых теоретиков, полагавших, что шахматы были изобретены во время осады Трои. Интересно, что Гиральд, похоже, оставлял за шахматами элемент добродетели.
Тем не менее, затяжные сомнения в моральной репутации игры продолжили жить. В философской работе учёного Александра Некама "De Naturis Rerum" ("О природе вещей"), датированной примерно 1200-04 гг., шахматы описываются достаточно подробно, но заключается, что это легкомысленное занятие. Замечания Александра могли быть вызваны традиционной ассоциацией шахмат с азартными играми. Действительно, наиболее спорной попыткой ускорить игру было введение костей для определения хода, и это, разумеется, никак не помогало рассеять опасения за моральную сторону игры.
Не вполне ясно, когда появилась практика использования костей. В споре между Петром Дамиани и флорентийским епископом в 1061-62 гг. использовалась достаточно туманная терминология, и создаётся впечатление, что кости могли применяться в Италии даже в те ранние времена (когда шахматы были ещё новинкой). Различие между шахматами как игрой умения и игрой в кости как основанной на случае имело особую важность, и именно оно в конце концов обеспечило признание шахмат как более возвышенной игры.
Существует мало свидетельств о том, насколько хорошо играли в шахматы в XII веке, однако общие признаки говорят о том, что стандарты игры были невысоки. В XIII веке появились серии манускриптов, исследующие стратегию и решение шахматных задач, но все они в значительной степени основаны на ранних исламских работах и показывают немного оригинальности мысли. Тем не менее, в XIII веке было предложено решение проблемы медленной игры, когда пешки стали постепенно получать нынешнюю привилегию продвигаться на первом ходе на две клетки вместо одной; подобно этому, королям и ферзям было разрешено иногда прыгать на несколько клеток, что позволяло быстрее ввести их в игру. Всё же, уже в 1283 году в богато иллюстрированной "Libro del Ajedrez" ("Книге шахмат"), выпущенной Альфонсом X Мудрым, рекомендовалось использовать кости для "уменьшения утомительности, которую испытывают игроки от долгой партии, когда играют по всем правилам".
|
"Книга шахмат", выпущенная Альфонсом X Мудрым |
Льюисские шашки
В шахматах кости использовались время от времени, зато в популярной европейской разновидности нард ("tables") они являлись неизменным атрибутом. Эта настольная игра известна с римских времён, но особый престиж и популярность завоевала в период примерно с 1050 по 1200 годы. Повышение статуса нард хорошо заметно по исключительно высокому качеству материалов и резьбы дошедших до нас шашек, а также по оценкам количества изготовленных комплектов. Для создания шашек чаще всего использовались моржовая или слоновая кость. Как правило, костяные шашки были искусно гравированы в форме горельефа со сложными сценами, включающими мифических чудовищ, астрологические символы или сюжеты из классической мифологии.
|
Шашки для нард из клада острова Льюис |
Шашки, найденные на острове Льюис, необычно плоские. Значительная часть из них имеет две или три окружности, слегка надрезанные циркулем почти по краю. Возможно, таким образом они были размечены для более поздней гравировки и представляют собой, следовательно, пример торговли заготовками. Трудно установить причину отсутствия украшений, когда сохранилось так мало фигур: всего четырнадцать из тридцати (минимальное количество шашек для одного набора) или более. Можно предположить, что когда клад был найден, все завершённые шашки были собраны отдельно. Но даже без той степени гравировки, которая обычно характеризовала шашки из моржовой кости в Большой XII век, шашки с острова Льюис вполне гармонируют с другими фигурами клада как высококачественные товары, предназначенные для рынка роскоши.
Мир моржовой кости
|
"Голова моржа". Акварель Альбрехта Дюрера. |
Испанский священник V века Павел Орозий написал историю цивилизации вплоть до своего времени. Этот труд назывался "История против язычников в семи книгах", и к IX веку он стал классическим текстом. Около 890 года Альфред Великий перевёл книгу на староанглийский, добавив последующие события и распространив географический охват на территории к северу от Альп. Расширенная хроника включала путешествия норвежца по имени Оттар, который предпринял экспедицию в Белое море, собирая в качестве добычи моржовые клыки и шкуры. Оттар посетил двор короля Альфреда и предложил тому в подарок клыки:
Главной целью его путешествия, не считая исследования земель, были моржи, потому что в клыках у моржей превосходная кость (некоторые из этих клыков были поднесены королю), а моржовая шкура хороша для корабельных канатов.
Торговля моржовым клыком процветала и приносила большой доход с середины IX по XIII век. Морж, обитающий лишь в недоступных районах Гренландии и на дальнем севере Норвегии, был труднодостижимым источником богатства. Его резвость и изящество в воде делали неэффективной морскую охоту, и поэтому моржа добывали на земле или на льду, где он становится медленным, тяжелым и уязвимым. Норвежцы были опытными охотниками, и после освоения Гренландии в XI веке они начали экспортировать большое количество моржового клыка по всей Европе, а также за её пределы. Высокий уровень торговли был, несомненно, подкреплён совпавшим по времени снижением доступности слоновой кости, причины которого до сих пор неизвестны.
Моржовый клык отправлялся из портов Скандинавии (в основном норвежских) в места назначения Западной Европы, а также по Волге на Русь и Средний Восток. Наиболее важными пунктами распространения моржового клыка в Норвегии XII века были Тронхейм и Берген. Обширные торговые связи с исламским миром, установленные Скандинавией в IX - X веках, считаются одним из возможных путей распространения шахмат в Северную Европу. Тем не менее, отсутствие каких-либо археологических или документальных свидетельств делает это предположение маловероятным. Сама природа шахмат подразумевает период обучения, который менее вероятен во время быстрых торговых сделок, чем во время социальных контактов, формируемых с течением времени в центрах межкультурного взаимодействия (таких как юг Италии и Испания). Представляется, что в процессе распространения шахмат с юга на север скандинавы познакомились с ними одними из последних. И тогда - с учётом недавнего появления шахмат в Скандинавии - остаётся только поражаться, насколько совершенны льюисские фигуры. Уровень их изысканности мог быть связан с художественными новшествами, практиковавшимися в мастерских по моржовой кости; но, скорее всего, он был подсказан аристократическими рынками, создававшими соответствующий спрос.
Археологические данные позволили установить, что мастерские по производству товаров из моржовой кости находились не только в Тронхейме, но и за пределами Норвегии: в Роскилле (Дания), Кентербери (Англия) и Кёльне (Германия). Отсюда следует, что клыки часто экспортировались необработанными. Они могли использоваться для изготовления самых разных изделий: шкатулок, брошей, верхушек епископских посохов, пряжек и, конечно, фигур для игр.
Шахматы острова Льюис и сопутствующие фигуры наверняка являются продуктом одного из центров резьбы по моржовой кости. Стилистические особенности делают наиболее вероятным кандидатом Тронхейм. Клад, вероятно, был зарыт для хранения (и впоследствии никогда на был раскопан) купцом, путешествовавшим по установившемуся пути между Скандинавией и Ирландией через западное побережье Шотландии. Немногим ранее 1817 года в одном из болот ирландского графства Мит была обнаружена шахматная королева, изготовленная в конце XII века; это указывает на существование торговли данным видом роскоши вдоль практически того же маршрута. Королева, хранящаяся в Национальном музее Ирландии, напоминает льюисских королев - она тоже восседает на троне, опершись головой на руку. Отличием является худшее качество резьбы и необычный свинцовый стержень с железным шпилем.
|
Ферзь, найденный в графстве Мит, Ирландия |
Ещё одно свидетельство существования того же пути приведено Мэдденом. Он рассказывает о шахматном короле, найденном в замке Данстаффнэйдж на побережье Аргайла, напротив острова Малл. Спрос на шахматы в этом регионе обеспечивался королевским двором в Дублине и местной аристократией Гебрид.
|
Замок Данстаффнэйдж |
Связь между Дублином, Западными островами и Скандинавией (в особенности Норвегией) время от времени становилась тесной и подчас кровавой. Норвегия установила номинальный контроль над Гебридами в 1098 году, и её власть, хотя и хрупкая, во второй половине XII века ещё сохранилась. В 1153 году было создано новое архиепископство Нидароса (старое название Тронхейма), которому была передана епархия острова Мэн и Гебрид. Дважды норвежские короли оказывали поддержку местному правителю Годреду II: в 1153 году против нападения Ирландии и в 1158 году, когда Годред искал убежища от войск Сомерледа из Аргайла.
В 1187 году Годред II умер, а его владения перешли сыновьям: Рагнальду, Олафу и Ивару. Остров Льюис достался Олафу (будущему королю Мэна и Гебрид Олафу Чёрному), в то время как остальная часть Островов, не находившаяся под контролем Годреда, распалась на мелкие королевства под управлением потомков Сомерледа.
Существует печальный пробел в наших знаниях о королевстве Мэн, касающийся предметов материального богатства и культуры. Всё же известно, что торговля товарами аристократического спроса находила здесь своих покупателей, причём после 1187 года целевую аудиторию составляли по меньшей мере три отдельных знатных двора. Однако рынок товаров из моржовой кости был уже близок к потере монополии.
Подавляющее большинство сохранившихся предметов из моржовой кости датировано XI - XIII веками. Роковым для промысла стало возобновление торговли слоновой костью. Потеря спроса на моржовую кость, хотя и не была единственной причиной, существенно повлияла на принятое Норвегией в XIV веке решение свернуть поселения в Гренландии. Исключительное качество моржового клыка на длительный срок сделало его единственной подходящей заменой для слоновой кости. Другие материалы - роговые отростки, зубы и кости - не обладали такой гладкой и сочной текстурой, которую давала слоновая кость.
Клык моржа, хотя и не столь длинный, как бивень слона, может достигать метра в длину. Клыки самок меньше, но и менее искривлены. Обдумывая дизайн фигуры, резчик должен был учитывать кривизну и разработать способ, которым будет разрезан клык: одну и ту же заготовку можно использовать для нескольких фигур разных размеров. Вторая задача резчика - избежать обнажения уродливого вторичного дентина в пульповой полости, которая нередко формируется в опасной близости к поверхности. В нескольких случаях этот крайне пористый материал виден и в льюисских фигурах - либо на поверхности, либо под трещиной.
|
Обнажение дентина в проломе у ног коня |
Сложности, с которыми сталкивался мастер при изготовлении шахматных фигур, видны по "заплатке", поставленной поверх трещины на одной из королев шотландской части коллекции. Чтобы скрыть повреждение, резчик сдвинул назад левую сторону трона. Тем не менее, почти во всех остальных фигурах мастер тщательно проследил за тем, чтобы избежать областей с недостатками. Его осведомлённость об уязвимых участках ограничила распространение случайных повреждений.
Все фигуры замечательно компактны и прочны; их центр тяжести находится достаточно низко, чтобы во время игры их было сложно уронить, но легко передвигать по доске. У любой фигуры все точки проекции на горизонтальную плоскость находятся внутри периметра опоры. Посохи, щиты, мечи и копья располагаются близко к "телу" и далеко не выступают. Ноги коней формируют часть крепкого основания, обычно скрытого драпировкой. Довольно приземлённая анатомия фигур с их преувеличенно большими головами - частично следствие отсутствия шеи. Хотя шеи придали бы фигурам больший натурализм и изящество, они ухудшили бы балансировку и повысили ломкость: известно, что шея в резьбе является слабым местом.
|
Фигура рыцаря на коне прочна и устойчива |
Ни одна шахматная доска XII века не сохранилась. Согласно более поздним литературным источникам, доски выставлялись на видное место как показатель статуса хозяина. Герои баллад иногда получали в подарок доски из чистого золота, которые могли мгновенно превратиться в оружие. В 1983 году при раскопках мусорной ямы в Глостере были найдены доска для игр конца XI - начала XII века и полный набор шашек; это дало нам некоторые указания на то, как могла выглядеть шахматная доска. Костяные пластинки, раскрашенные в разные цвета, были уложены на деревянную основу и закреплены металлическими заклёпками. Конструкция вышла весьма тяжёлой, что частично объясняется намного большим значением, которое имели средневековые доски по сравнению с их современными аналогами. Так, для самой большой из льюисских фигур потребовалась бы доска с клетками площадью по меньшей мере 82 квадратных сантиметра.
Когда в 1832 году сэр Фредерик Мэдден впервые исследовал фигуры для статьи в "Археологии", он осторожно заметил, что значительное их количество было окрашено в красный цвет. В описании королев он записал, что одна "принадлежит красному набору и всё ещё сохраняет цвет в очень глубоких слоях". В числе окрашенных в красный цвет фигур Мэдден перечислил короля, королеву, четырёх епископов, рыцаря и стражника, а также большое количество неуточнённых пешек. Когда в 1997 году Нейл Стрэтфорд готовил публикацию о шахматах острова Льюис, специалисты Британского музея снова осмотрели фигуры, чтобы идентифицировать использованные красители. Однако никакого определённого свидетельства окраски фигур найдено не было.
Тем не менее, нам известно, что при обработке моржового клыка красители использовались. Упоминавшаяся выше поэма конца X века из Айнзидельна описывает красно-белую клетчатую доску, используемую для игры в шахматы; это подтверждает, что такая комбинация цветов была возможна и для льюисских шахмат. Таким образом, замечание Мэддена имеет исторический смысл. Скорее всего, краски просто-напросто потускнели - до степени ниже наших возможностей по их обнаружению. Пресвитер Теофил, писавший в первой половине XII века, указывает, что для окрашивания кости в красный цвет применялась марена (Rubia tinctorum) - травянистое растение, корень которого вообще использовался для получения красной краски.
Исследование, проводившееся во второй половине XX века Национальным музеем Шотландии, позволило установить, что некоторые фигуры могли быть изготовлены из китового зуба (хотя почти все остальные фигуры вырезаны из моржового клыка). Характерная для китового зуба компактная ячеистая структура обнаружена с помощью микроскопических наблюдений у четырёх стражников и двух пешек. Китобойный промысел, более опасный, чем охота на моржей, практиковался в тех же районах - близ побережий северной Норвегии и Гренландии.
И моржовый клык, и китовый зуб плохо сохраняются в земле. В дополнение к тому, климат острова Льюис далеко не мягок. И всё же шахматы сохранились в большом количестве. Их состояние от фигуры к фигуре отличается, поэтому можно предположить, что некоторые из них сильнее подвергались воздействию окружающей среды. Это довод в пользу предположения о том, что фигуры были спрятаны в защитной камере, которая незадолго до их обнаружения была повреждена. Весьма неправдоподобно, чтобы фигуры когда-либо оказывались под водой. Крошечные каналы, которыми покрыты поверхности фигур, объясняются действием живущих в песке насекомых. По крайней мере часть подземной жизни фигуры могли провести в деревянной шкатулке, материал которой не смог сопротивляться долгому погребению.
Уникальные долгожители, шахматы острова Льюис дают нам ценную информацию об истории шахмат в Европе, в частности, свидетельствуя о растущем влиянии епископов в обществе Романского периода. Не существует другого визуального материала, который бы настолько совершенно документировал весь ряд и многообразие оружия и доспехов, использовавшихся в сражениях XII века. Ни одна другая находка не отражает так ярко производство предметов роскоши из моржового клыка для светского рынка. Грустно осознавать, что существовали и погибли многие другие подобные комплекты шахмат. Печально думать и о судьбе купца, который в момент опасности спрятал драгоценный груз и которому что-то помешало вернуться или найти клад в ползучих песках залива Уиг.
|
Ползучие пески залива Уиг |
|
| Все материалы |
К Юбилею Марка Дворецкого
«Общения с личностью ничто не заменит»
Кадры Марка Дворецкого
Итоги юбилейного конкурса этюдов «Марку Дворецкому-60»
Владимир Нейштадт
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 1
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 2
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 3
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 4
Страсть и военная тайна гроссмейстера Ройбена Файна, часть 5
«Встреча в Вашингтоне»
«Шахматисты-бомбисты»
«Шахматисты-бомбисты. Часть 3-я»
«Шахматисты-бомбисты. Часть 4-я»
«От «Ультры» – до «Эшелона»
Великие турниры прошлого
«Большой международный турнир в Лондоне»
Сергей Ткаченко
«Короли шахматной пехоты»
«Короли шахматной пехоты. Часть 2»
Учимся вместе
Владимир ШИШКИН: «Может быть, дать шанс?»
Игорь СУХИН: «Учиться на одни пятерки!»
Юрий Разуваев: «Надежды России»
Юрий Разуваев: «Как развивать интеллект»
Ю.Разуваев, А.Селиванов: «Как научить учиться»
Памяти Максима Сорокина
Он всегда жил для других
Памяти Давида Бронштейна
Диалоги с Сократом
Улыбка Давида
Диалоги
Генна Сосонко:
«Амстердам»
«Вариант Морфея»
«Пророк из Муггенштурма»
«О славе»
Андеграунд
Илья Одесский:
«Нет слов»
«Затруднение ученого»
«Гамбит Литуса-2 или новые приключения неуловимых»
«Гамбит Литуса»
Смена шахматных эпох
«Решающая дуэль глазами секунданта»
«Огонь и Лед. Решающая битва»
Легенды
Вишванатан Ананд
Гарри Каспаров
Анатолий Карпов
Роберт Фишер
Борис Спасский
Тигран Петросян
Михаил Таль
Ефим Геллер
Василий Смыслов
Михаил Ботвинник
Макс Эйве
Александр Алехин
Хосе Рауль Капабланка
Эмануил Ласкер
Вильгельм Стейниц
Алехин
«Русский Сфинкс»
«Русский Сфинкс-2»
«Русский Сфинкс-3»
«Русский Сфинкс-4»
«Русский Сфинкс-5»
«Русский Сфинкс-6»
«Московский забияка»
Все чемпионаты СССР
1973
Парад чемпионов
1947
Мистерия Кереса
1945
Дворцовый переворот
1944
Живые и мертвые
1941
Операция "Матч-турнир"
1940
Ставка больше, чем жизнь
1939
Под колесом судьбы
1937
Гамарджоба, Генацвале!
1934-35
Старый конь борозды не портит
1933
Зеркало для наркома
1931
Блеск и нищета массовки
1929
Одесская рулетка
1927
Птенцы Крыленко становятся на крыло
1925
Диагноз: шахматная горячка
1924
Кто не с нами, тот против нас
1923
Червонцы от диктатуры пролетариата
1920
Шахматный пир во время чумы
Все материалы
|
|
|