вторник, 23.04.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Freestyle Chess09.02
Турнир претендентов03.04
Турнир претенденток03.04

Энциклопедия

Владимир НЕЙШТАДТ

ЗАЩИТА КОРОЛЬКОВА


К 105-летию легендарного этюдиста-романтика и 100-летию "премного благодарного" ему шахматиста из сибирской глубинки

В один из летних дней одна тысяча девятьсот восемьдесят пятого года ваш покорный слуга прибыл авиарейсом из Барнаула в основанный Петром Великим город на брегах Невы. В ту пору я готовил для издательства "Физкультура и спорт" брошюру "Дом наш шахматный" (издана в 1986-м, а редактировал ее не кто иной, как Сергей Воронков), и в Северной столице мне нужно было вникнуть в повседневную жизнь клуба им. М.И.Чигорина. А поскольку я, всю жизнь, считай, проживший в сибирском «медвежьем углу», в Питере еще ни разу не был, то жаждал с оказией побывать и в его местах, как говорится, овеянных легендами...
Директор второго по значимости клуба шахматной Сверхдержавы (первый, понятно, на Гоголевском, 14) Сергей Тихонов (невысокий, худощавый, подтянутый, молодо выглядевший для своих лет) встретил меня приветливо, угостил чаем. Рассказал, что был человеком военным, в 45-м участвовал в боях с милитаристской Японией (командовал взводом противотанковых пушек), окончив затем Высшее артиллерийское инженерное училище, дослужился до полковника. Уйдя в запас, работал директором Дома физкультуры горного института, ЛГШК возглавил в 1980-м и, как мне стало ясно по ходу наших с ним многочасовых бесед, к новому делу отнесся творчески. Выпытав у Сергея Ивановича секреты клубной работы, я переключился на туристическую составляющую, а моими гидами в хождениях по историческим питерским местам были мой земляк и давний добрый приятель Костя Черепанов и его очаровательная девушка, на которой он вскоре женился.
Детство, юность Кости прошли в столице главной сибирской житницы (то бишь Алтайского края), он довольно рано (для тех лет) стал кандидатом в мастера по шахматам и в Питер приехал для получения как высшего философского образования, так и заветного мастерского значка. В ЛГУ учился на вечернем, а трудился тренером на знаменитом Кировском заводе, где десятки лет проработал инженером-электриком неоднократный чемпион СССР по составлению шахматных этюдов, заслуженный мастер спорта Владимир Корольков, возглавлявший шахматную федерацию родного предприятия.
"Избранные этюды" Королькова, вышедшие в 1958-м, я в младые годы держал под подушкой, а еще только-только вступив на этюдную стезю, к своему изумлению, получил от него открыточку с вдохновляющими словами (подробней об этом ниже), и вот наконец представился шанс очно познакомиться с живым Классиком (собственно, это было еще одной заранее спланированной целью моей поездки в Питер). И тут я рассчитывал на помощь некогда игравшего вместе с мэтром в команде «Кировского» своего друга-земляка (кстати, с большой выдумкой редактировавшего шахматный отдел заводской многотиражки), но узнал от него тревожную новость, что Владимир Александрович не так давно перенес инфаркт. Позвонив кому-то из близких шахматных друзей Королькова, Костя сказал, что лучше его сейчас не беспокоить. Встреча с великим этюдистом не состоялась.

Владимир Корольков
Это фото мой земляк Костя Черепанов обнаружил как бесхозное в каком-то заводском складском помещении. И при снятии раритета со старой памятной доски малость его повредил.

В 1929-м наши шахматные композиторы впервые провели чемпионат СССР, назвав его Всесоюзным первенством. Взявшему тогда «золото» в этюдном разделе Владимиру Королькову было всего 22. А на этой фотографии ему лет 40. Значит, безошибочно можно определить, что здесь он запечатлен после дележа с Марком Либуркиным 1-2 места в чемпионате СССР 1948 года. Владимир Александрович становился чемпионом Советского Союза и позднее – в 1965-м, когда он на 49 очков опередил неофициального чемпиона мира Генриха Каспаряна!
...Году так в 1980-м я обнаружил в своей почте ведущего шахматного отдела краевой газеты "Алтайская правда" письмо от барнаульца Василия Михайловича Яхонтова (мне незнакомого). Он предлагал посмотреть ("а может, и опубликовать") несколько его этюдов, и я сразу подумал – а не тот ли это человек, за которого когда-то горячо вступился сам Корольков?! Эту историю я знал по старым подшивкам "Шахмат в СССР"...
В 1950-м в единственном тогда на всю нашу необъятную страну шахматном журнале появилась миниатюра абсолютно неизвестного в композиторских кругах автора – В.Яхонтова из Людиново.
Почему-то выждав несколько лет, известный композитор из Донбасса А.Каковин сильно «наехал» (в январском номере «Шахмат в СССР» за 1954 год) на дебютанта: "Если сравнить его этюд с известным этюдом А.Троицкого, то становится очевидным, что произведение В.Яхонтова не имеет права на существование, а его "творческие" методы заслуживают порицания". Всю несостоятельность этого обвинения вскрыла в декабрьском (того же года) номере журнала статья Королькова "В защиту молодого этюдиста".

Цитирую:
«Несколько лет назад молодой этюдист В.Яхонтов порадовал нас разработкой уже давно известной идеи, которую до него лучше всего выразил А.Троицкий. Прежде всего бросается в глаза чрезвычайная экономичность построения этюда Яхонтова, сумевшего выразить трудную идею в форме миниатюры, – на доске всего лишь 6 фигур. Но достоинства этюда Яхонтова заключаются не только в этом. Несмотря на "остроумие и глубину замысла", отмеченные В.Платовым, этюд Троицкого имеет существенный недостаток. Заключается он в отсутствии идейной связи между фигурами на королевском фланге и черным королем, прикованным к своему месту белыми пешками. Между тем у Яхонтова эта связь не только существует, но и органически входит в структуру его этюда. Действительно, своим 4-м ходом, подготовленным предыдущей игрой, белый король грозит приблизиться к черному королю и к своим пешкам с тем, чтобы в случае 4...b3 добиться ничьей посредством 5.Kрe7 b2 6.h8Ф+ Kр:h8 7.Kрf7 и т. д. Лишь после 4...Кс3 белый король меняет направление маршрута и начинает преследование черной пешки.
Отметим, что во всех предыдущих этюдах на эту тему (в том числе и у А.Троицкого) конь попадает на тематическое поле, занимаемое им в заключительной позиции, взяв при этом фигуру или пешку белых, а у Яхонтова конь, вынужденный защищать своего короля от мата, идет на поле с3 без взятия.
Нисколько не умаляя достоинств этюда Троицкого, надо признать творческую удачу молодого композитора, сумевшего представить известную идею с максимальной полнотой и в весьма красивой форме. Тем большее недоумение вызывает заметка А.Каковина, опубликованная в журнале №1, где В.Яхонтов обвиняется чуть ли не в плагиате».

Заслуженный деятель искусств РСФСР Алексей Алексеевич Троицкий (1868-1942), чей классический этюд удачно разработал молодой композитор-сибиряк.

После блестящей "защиты Королькова" миниатюра Василия Яхонтова удостоилась чести появиться на страницах знаменитой антологии "Советский шахматный этюд" (М.,1955)!
...В письме Яхонтова в "Алтайку" указывался номер домашнего телефона, я мгновенно его набрал. Ответил молодой женский голос, вероятно, дочь. Затем к телефону подошел Василий Михайлович, я тепло с ним поздоровался, а он вдруг грубо: "А чего вы, собственно, мне звоните, какое вам до меня дело?". И швырнул трубку, разговор оборвался.
Я оторопел. Ничего себе!
Прошло дня два. Телефонный звонок – Василий Михайлович. Говорит, он только что вышел из больницы, где ему сделали сложную операцию, и от этого – сильнейшая неврастения. "Вы уж извините, это был у меня срыв. Пью кучу успокоительных лекарств. Давайте общаться". И мы стали перезваниваться довольно часто.
Из его рассказов я узнал, что он вырос в Томске, там окончил индустриальный институт. На Алтай переехал в первой половине 50-х. Как раз тогда в Барнауле в небольшом спортзале стадиона «Динамо» проходил чемпионат Сибири и Дальнего Востока, и Яхонтову запомнилось , как поражал своей молниеносной игрой (словно резался в блиц!) на том чемпионате молодой Леонид Штейн, носивший сержантские погоны.

Фото из очерка Адриана Михальчишина "Леонид Штейн. Молодые годы" – без указания места встречи. А это как раз как раз могла быть «разборка» лидеров чемпионата Сибири 1954 года в Барнауле, куда сержант Штейн прибыл из своей части в Улан-Удэ. Его соперник Васильев, как видно из нижеследующей таблицы, представлял Хабаровск и стал третьим призером.

На сибирском чемпионате в Барнауле между Штейном и Васильевым вклинился в призовой состав представитель хозяев поля Василий Лепихин (это был сильный кандидат в мастера, победитель одного из четвертьфиналов чемпионата СССР, и кроме того он считался неофициальным чемпионом Сибири по преферансу!). На этом снимке сильнейших шахматистов Алтая середины 20-го века Лепихин – 2-й справа в первом ряду. А первый слева в этом же ряду, стриженный "под Котовского" – Василий Яхонтов.

Я не догадался выяснить у Василия Михайловича – почему при публикации той самой его (заслужившей горячую похвалу Королькова) миниатюры в "Шахматах в СССР" значится, что он жил в калужском городе Людиново...
Долгие годы Яхонтов занимал руководящие инженерно-конструкторские должности на крупнейших барнаульских заводах. Он был крепким перворазрядником (по-нынешнему как минимум – кандидат в мастера), как-то даже выиграл чемпионат краевой столицы.
К сожалению, мы с ним общались только по телефону. Он тяжело болел, говорил, что сочинительство шахматных этюдов теперь для него одна отрада. В последние годы жизни Василий Михайлович получил несколько отличий на Всесоюзных конкурсах, не расставался с шахматной доской, уже и не вставая с постели из-за недугов. Умер он в 1986-м.
Со словами прощания я поместил в «Алтайской правде» небольшой этюдик Василия Михайловича, который он не успел увидеть опубликованным.

 

№1
В.Яхонтов

Выигрыш

В таких случаях говорят – позиция словно выхвачена из партии.

1.Rh8+ Rh6 2.Rxh6+ gxh6 3.Bg3+ Kh5 4.Kf5 (теперь грозит Bf2(е1) и матец)

4...Bh4! 5.Bc7! (красивая игра слонов!) 5...Be1 6.Bd8! Bg3 (притормаживая опасную неприятельскую пешечку и спеша на подмогу застрявшей в углу лошадке, но в дело вступает другой пехотинец белых...) 7.e5! Bxe5 (а вдруг король тяпнет слона?) 8.g4#!

Простенько, но со вкусом – для рубрики типа «5 минут на диаграмму»!

Королькова не стало в 1987-м. В вышедшей год спустя замечательной книге «Этюды, статьи, анализы» 6-кратный чемпион СССР Генрих Каспарян напишет:
«На каждом этапе развития этюда появляются такие авторы, которые задают тон своими открытиями, разработкой новых идей. Без этого не было бы подлинного прогресса. Мы, этюдисты старшего поколения, были свидетелями такого явления, вернее, взрыва в двадцатых-тридцатых годах. Появление тогда на этюдном горизонте В.Королькова сопровождалось, с одной стороны, критическими замечаниями в адрес его творчества, а с другой – восхищением его новаторскими идеями, мыслями. Без такой колоритной фигуры, как Корольков, думаю, этюдная композиция не обогатилась бы новыми, дерзкими идеями...»
Полагаю, Генрих Великий не возразил бы дополнить этот панегирик тем, что Корольков был не только дерзким новатором, но еще и учителем молодых этюдистов всея Руси.
Кажется, в начале 2000-х была попытка провести чемпионат России среди композиторов до 30 лет. И если мне не изменяет память, лишь двое молодых этюдистов прислали свои опусы. А вот на первый конкурс для начинающих этюдистов, который был проведен «Шахматами в СССР» в 1954-м, поступило 73 работы 46 авторов! Судья – а это был Корольков – отметил первым и третьим призами искрометно-комбинационные произведения 22-летнего Леопольда Митрофанова из Томска. А затем по горячим следам опубликовал в журнале большую статью «На пути к мастерству» – с «разбором полетов», ценными советами и победителю конкурса, и другим участникам. (По моим подсчетам, всего Корольков опубликовал минимум 40 статей по «технологии» составления этюдов. Собрать бы их под одной обложкой и издать как учебник!) Так Владимир Александрович открыл, а затем и выпестовал новую звезду мирового этюдного искусства. Ведь вернувшись в Ленинград (откуда его подростком в годы блокады вывезли в Сибирь), Леопольд Митрофанов стал соавтором своего учителя, и их блистательный дуэт завоевал (помимо прочих высоких наград) золотые медали на трех конкурсах ФИДЕ кряду!

№2
В.Корольков, Л.Митрофанов
«Золото» конкурса ФИДЕ-1962

Ничья

1.Ra1 Qg6! 2.Rh2+! ( 2.Rg1+? Kxg1 3.Nf3+ Kf1 4.Rh1+ Ke2 , и король уходит от приставаний ладьи) 2...Kxh2 3.Nf3+ Kh3 4.Rh1+ Kg2 5.Rh2+ (размен ладьи на ферзя –самоубийство) 5...Kf1 6.Ke3 Qc2 (легко парируя матовую угрозу, но белые сейчас создадут новую и симметричную) 7.Rh1+ Kg2 8.Rg1+ Kh3 9.Kf4 Qg6 10.Rh1+ Kg2 11.Rh2+ Kf1 12.Ke3 с вечной угрозой мата.
Сразу же после первого конкурса для начинающих этюдистов, отмеченного творческим взлетом Митрофанова, Корольков отсудил и второй такой конкурс в «Шахматах в СССР», на который поступило уже свыше 100 произведений 65 авторов!
Первый приз получил Д.Годес из Харькова, и вот как прокомментировал его этюд Корольков:

№3
Д.Годес

Ничья

«Вечный шах в финале этюда красив, так как попытка черных его избежать приводит либо к пату белым, либо одной из многочисленных коневых вилок.

1.Nf6+ ( 1.Nxc1 d2 2.Na2 Kd3 3.Nb4+ Kc3 4.Nd5+ Kd4 ) 1...Ke3 (лучший ход; если 1...Ke5 , то 2.Nxe8 d2 3.Nc3 Kd4 4.Nd1 Kd3 5.Kf3 ; или 1...Kd4 2.Nxc1 d2 3.Nb3+ ) 2.Nxc1 (теперь нельзя 2.Nxe8 из-за 2...Bb2 3.Nd6 Be5+ 4.Kg2 Bxd6 5.Nc3 d2 6.Kf1 Kd3 7.Nd1 Kc2 8.Ke2 Bc5 9.Nb2 Bd4 10.Nd1 h4 , и белые в цугцванге) 2...h4+! (красивая жертва пешки, преследующая цель отвлечь белого короля; если сразу 2...d2 , то 3.Nd5+ Kd4 4.Nb3+ Kxd5 5.Nxd2 с ничьей) 3.Kxh4 d2 4.Ng4+ Kf3 5.Nb3 ( 5.Ne5+? Kg2 ) 5...d1Q 6.Nd4+! Kf4 (после 6...Qxd4 белым пат со связанным конем, а на другие ходы короля последовали бы вилки – 6...Kg2 7.Ne3+ или 6...Ke4 7.Nf2+ ) 7.Ne6+ Kf3 (нельзя 7...Kf5 из-за новой вилки конем 8.Ne3+ ) 8.Nd4+ , и белые дают вечный шах».

…Вторая половина 60-х, одна из престижных пятиэтажек (старой планировки, не «хрущевка») в самом центре Барнаула. Летний день. Я сижу за отлично сервированным столом (хозяйка – чернобровая, миловидная, чем-то напоминающая «Незнакомку» Крамского, особенно рекомендует мне на десерт мясистую свежайшую клубнику под сметану – «только что с грядки») в гостях у преподавателя Алтайского политехнического института, кандидата философских наук, мастера спорта по шахматам Дмитрия Годеса. Он старше меня на 11 лет, но просит называть его просто Дмитрий – «мы же коллеги» (собственно, я и напросился-то к нему в гости, чтоб поговорить «за» этюды). Чаевничаем, Дмитрий рассказывает, что когда Корольков в 1955-м дал ему первый приз в конкурсе для начинающих, у них завязалась переписка, и он получил от Владимира Александровича массу ценных советов. И тут я похвалился, что только что выудил из своего почтового ящика открыточку от Королькова! А получилось так. Я тогда впервые послал на один из всесоюзных конкурсов три своих опуса (в одном конверте уместился весь на тот момент мой творческий багаж!), и через какое-то время судивший этот конкурс Корольков написал мне, что они сыроваты и каждый вдобавок с побочным решением. Но при этом – окрылил мэтр начинающего составителя! – идеи во всех трех ему симпатичны!

Этот снимок мне прислал одессит, гроссмейстер, заслуженный мастер спорта Украины, автор замечательных эссе на ChessPro Сергей Ткаченко с такой «сопроводиловкой»: «Поход на пляж, поселок Черноморка, что под Одессой, 1984 год, 2-й Всесоюзный фестиваль шахматных композиторов и решателей. Слева направо: Иосиф Крихели (ныне покойный гроссмейстер из Грузии, в тот год стал чемпионом СССР по задачам-многоходовкам – В.Н), ваш покорный слуга, Дмитрий Годес (сзади) и программист из Подмосковья (фамилию запамятовал). Помнится, купил килограмма два спелой черешни, и Иосиф Михайлович пытался ее продегустировать, не выбрасывая сигареты… Снимок сделала Раиса Кырма».

Добавлю, что как раз в 1984-м Дмитрий, мой многолетний соавтор (мы с ним составили более 30 этюдов, один из них – 2-й приз криворожского конкурса СК «Богатырь», я привел на сайте в материале «Не для слабых духом»), был удостоен звания гроссмейстера ИКЧФ! Он тогда уже жил в Рязани, и в этом городе несколько лет назад трагически погиб. Своих первенцев, идеи которых одобрил Корольков, я затем упорно дорабатывал и вроде довел до ума. Во всяком случае, вот этот вошел в «Альбом ФИДЕ» за 1989-91 годы.

№4
В.Нейштадт

Ничья

1.Bh7+ Kh8! ( 1...Kxh7 2.Rxh5+ Kg8 3.Rg3+ с матом) 2.Rxh5 Bf3! 3.Rxf3 Rh4! (смысл этих жертв – дать глоток воздуха неприятельскому королю, чтобы белые не «сбросили» свои фигуры и не «ушли» в пат) 4.Rxh4 Qxe5. Теперь, если 5.Bg8+ Kxg8 6.Re4?! , то 6...Qh2!

5.Re3!! (ладью надо пожертвовать не на е4,а клеточкой ниже!) 5...Qxe3 (если ферзь попятится назад, то это просто глупо – 5...Qxf6 6.Re8+ Kg7 7.Rg8# )

6.Bg8+ Kxg8 7.Rg4+ Kf8. И далее игра построена на цугцванговых нюансах и темпо-ходах.

8.Rc4! ( 8.Rb4? Qe5 9.Rb8+ Qe8 , и у белых нет выжидательного хода!) 8...Kg8 (теперь же на 8...Qe5 (е2, е1) последует 9.Rc8+ Qe8 10.Rb8 , и в цугцванге оказываются не белые, а черные!; на ход королем в другую сторону 8...Ke8 у белых припасено 9.Re4+ ) 9.Rg4+ Kh7 10.Rh4+ Kg8 ( 10...Qh6 11.Rh1 – эхо-игра на пат с новым цугцвангом для черных!) 11.Rg4+ Kf8 12.Rc4 – позиционная ничья.

Почти 40 лет назад на конкурсе рижских «Шахмат» был отмечен почетным отзывом следующий мой опус.

№5
В.Нейштадт

И сейчас могу выпалить наизусть, что написал о нем судья того конкурса, а им был не кто иной, как Корольков: «Смелый замысел, единственный в своем роде! В этюде осуществлена перемена связок двух легких превращенных фигур – слона и коня белых. Ясно, что построение этюда оставляет желать лучшего, но кто бросит камень в композитора, взявшегося за осуществление столь необычной идеи?»

1.Rh5+ gxh5 2.g5+ Kg6 3.e8B+ Nf7+ 4.Kg8 Ra8 ( 4...Nbd6 5.c8N Qe1 6.Bxf7+ Nxf7 7.Ne7+ Bxe7 – пат) 5.c8N 5...Qa2 6.Ne7+ Bxe7 пат или 5...Nbd8 6.Bxf7+ Nxf7 – снова пат.

Купив в киоске «Союзпечати» этот номер «Шахмат» (январский за 1975 год) и раз десять с понятными чувствами перечитав заключение по моему этюду Королькова, я тут же взялся набрасывать эскиз, в котором белые превращали бы свои пешки в слабые фигуры с теми же мотивировками, но игра заканчивалась бы не переменой патов со связками (это для меня был уже пройденный этап!), а по-новому – позиционной ничьей с вечной угрозой мата… В тот же день я такой эскиз набросал, не подозревая, что доводка еще одного «смелого замысла, единственного в своем роде» растянется на многие годы и что в конце концов из этого наброска получится этюд-перевертыш (в котором слабыми превращениями отметятся уже не белые, а черные)...

№6
В.Нейштадт
«Шахматная неделя», 2003
Спецпочетный отзыв

Выигрыш. Ход черных

1...c1B+! (быстро проигрывает 1...c1Q+? ввиду 2.Rb2 e1Q 3.Qxe1 Qxe1 4.Ra2# ) 2.Rb2 ( 2.Kb4? Ka2! ) 2...e1N! (Второе слабое превращение! На этот раз пешку нельзя превращать в ферзя ввиду следующего: 2...e1Q 3.Qg2 Qg3 4.Qe4 dxe4 5.f8Q Qd3 6.Qf4 e3 7.Qxe3 Bxb2+ 8.Rxb2 Qxc3+ 9.Rb3! ) 3.Qd3! ( 3.Qxe1 – пат со связкой новоиспеченного слона) 3...Nxd3 4.R8b4!! Только отдав обе ладьи, белые смогут решить свои проблемы. Пешка f7 грозит стать ферзем, но по ходу решения она этого не сделает. Угроза сильнее исполнения! А если сейчас 4.f8Q , то 4...Nxb2 5.Qf1 Nd1+ 6.Kb4 Ba3+! 7.Kxa3 с переменой пата со связкой! Попробовать 6.Rb2? Тогда 6...Bxb2+ 7.Kb4 Ka2 8.Qxc4+ dxc4 9.d5 Bc1 10.d6 Bxd2 =

4...Nxb2 5.Rxc4 Nxc4+ 6.Kb3! Kb1!

И вновь нельзя 7.f8Q? Nxa5+ 8.Kb4 Nc6+ с вечным шахом. А что, если простое 7.Ba3 Bxa3 8.d3 и, похоже, белые выиграют, прорвавшись королем к черной пешке а6? Смотрим – 8...Bf8 9.dxc4 dxc4+ 10.Kxc4 Kb2 11.d5 Ka3 12.d6 Bxd6 13.Kd5 Bf8 14.Kc6 Kxa4 15.Kb6 Be7! 16.c4 Kb4 17.Kxa6 Bc5! =
Так есть ли тут выигрыш? Есть!

7.Bd6!! (нормальные герои всегда идут в обход!) 7...Nxd2+ 8.Kb4 Ne4. В поисках защитных ресурсов черные неистощимы! Опять ведь нельзя превращать пешку «f» в ферзя – 9.f8Q? Ka2!

9.Bf4! После этого красивого хода происходит наконец разбалансировка вроде бы крепкой позиции черных.

9...Bb2! Ловушечный ход. Можно проиграть, взяв слона – 9...Bxf4 10.f8Q Bd6+ 11.Qxd6 Nxd6 12.Kc5 Nc8 13.Kxd5.

10.Kb3! Точность до конца – 10.f8Q? Ka2.

Прошел год, может, полтора после публикации этого этюда. Решил еще раз его проверить его, прежде чем «выдвигать» в очередной «Альбом ФИДЕ». Что такое?! Дуаль!! Наряду с 7.Bd6, оказывается, можно и 7.Be7 с последующей жертвой слона на g5! После 7.Be7 Nxd2+ 8.Kb4 Ka2 9.Kc5 Ba3+ 10.Kb6 Bxe7 11.Kxa6 белые выигрывают, а я-то считал – черный конь подтянется и остановит фланговую проходную белых.
До избавления от дуали руки все никак не доходили. И вот только на днях я взялся за это всерьез и попросил известного этюдиста Юрия Акобия (давно состою с ним в переписке и всегда с удовольствием захожу на его прекрасный именной сайт) на всякий случай проверить, что у меня получилось. Коллега из Грузии любезно согласился (спасибо ему за помощь в «ремонтных» работах!), и...одно за другим забраковал (из-за нерешаемостей) несколько предложенных мной «исправлений». Наконец, после нескольких попыток, получаю от него мейл – «кажется, теперь все в порядке».

№7
В.Нейштадт

Выигрыш. Ход черных

1...c1B+! 2.Rb2 Ne1! (аналогичная жертва 2...Ne3 не проходит – 3.dxe3! , но не 3.Qg6?! hxg6 4.Kb4 Bxb2 5.Bd6 Ba3+! 6.Kxa3 Nc2# ) 3.Qd3! ( 3.Kb4? hxg3 4.f8Q? Nd3+ 5.Ka3 g2 6.Qg8 g1Q 7.Qxg1 Ne1 8.Kb4 Nd3+ 9.Ka3 Ne1 – позиционная ничья, которую я и собирался воплотить в первоначальном эскизике; или 4.Bd6 Nd3+ 5.Ka3 g2 6.Bh2 Ne1 7.Kb4 Nd3+ с той же позиционной ничьей) 3...Nxd3 4.R8b4! [ 4.f8Q? Nxb2 5.Qf1 Nd1+ 6.Rb2! Bxb2+ 7.Kb4 Ka2 8.Qxc4+ dxc4 9.Kxc4 Nf2 10.d5 Nxh3 =] 4...Nxb2 5.Rxc4! Nxc4+ 6.Kb3! Kb1!

7.Be7!! (теперь слон выбирает это поле, а 7.Bd6? стало ложным следом – 7...Nxd2+ 8.Kb4 Ne4 9.Bf4 Bxf4 10.f8Q Bd6+ 11.Qxd6 Nxd6 12.Kc5 Ne4+ 13.Kb6 Nf2 =) 7...Nxd2+ 8.Kb4 Ne4! Жаль, не удалось в новой редакции этюда сохранить оба слабых превращения, но зато эффектней стал удар слоном. 9.Bg5! (под два удара!) 9...Bb2 10.Kb3! с победой!

Посвящаю №7 105-летию Королькова (он родился 7 ноября 1907-го), по-доброму относившегося к моим романтическим этюдам, ну, а сам Владимир Александрович был, и это факт неоспоримый, главным на земном шаре этюдистом-романтиком!
А у Василия Яхонтова (которого Мастер однажды защитил) в этом году – 100-летний юбилей! Он родился в ноябре (более точную дату не знаю) 1912-го. Помню его слова о Королькове – «премного ему благодарен…».
И в заключение – два снимка из домашнего архива моего земляка Кости Черепанова (ныне проживающего в Выборге)

Место действия – Дворец культуры и техники им.И.Газа (в котором не раз чествовали В.Королькова и как ветерана «Кировского», и как чемпиона страны и мира по этюдам!), 1987 год.
Догадались, кто сеансер (в ту пору один из сильнейших в мире шахматистов) и двое его юных соперников, ставших знаменитыми гроссмейстерами?

Ответ

 

Последние турниры

03.04.2024

Победитель сыграет матч с чемпионом мира.

03.04.2024

Победительница сыграет матч с чемпионкой мира.

26.12.2023

Общий призовой фонд – 1 миллион  долларов.

15.12.2023

Призовой фонд - $60 000.

12.12.2023

Фестиваль проходит в 10-й раз.

01.12.2023

Первый приз - £15,000.

21.11.2023

Пятый этап Grand Chess Tour.

11.11.2023

11-20 ноября.

25.10.2023

Дуглас, о-в Мэн.

11.10.2023

Призовой фонд – $110 000.

05.10.2023

Призовой фонд $250 000, $152 000 (w).

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум