| Мексика. Чемпионат мира. Репортаж |
|
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ», специально для СhessPro |
|
БЕЛАЯ ЛОШАДЬ |
Пора поставить точку в мексиканских бдениях. И познакомить посетителей сайта с фотографиями с последних туров и награждения. Буду говорить о самых ярких впечатлениях.
Самым ярким впечатлением 13-го тура была партия Грищук - Ананд. Но так как я ее видел только в записи, рассказывать о ней не буду. Ананду удалось сделать ноги. И это хорошо для него, для мировых и индийских шахмат и в какой-то мере для будущего матча Крамника с победителем Мехико. Матч Ананд - Крамник, как вы понимаете, вызовет повышенный интерес у шахматной публики. Да и у нешахматной, пожалуй, тоже.
В 14-м туре самой яркой была женщина, пускавшая часы в партии Ананд - Леко.
Она - посол Гондураса в Мексике. И думаю, ее назначили послом, потому что она выиграла конкурс красоты в своей стране и в соседних тоже. Впрочем, возможно, я ошибаюсь.
Вторым по яркости было впечатление от фанатов Мехико, которые скандировали сначала: "Ананд! Ананд! Ананд!"
А потом толпой ринулись к нему в очередь за автографами.
После того как Борис Гельфанд не сумел обыграть Александра Морозевича,
стало ясно, что второй приз достанется Владимиру Крамнику. А третий - Борису.
На следующий день было награждение.
По проспекту Реформы в сопровождении конных полицейских в сомбреро процессия шахматистов двинулась к дворцу горнорудной промышленности.
Во дворце у входа всех встречал страшный "турок", о котором писал журналист и писатель Виктор Хенкин. Но для того, чтобы он не двоился в глазах, требовалось надеть специальные очки (или выпить текилы).
Шахматистов рассадили в красивые кресла.
В президиуме собралось человек 10 (двое не поместились).
Было большое опасение, что выступят все. Но, слава Всевышнему, они проявили сострадание. Тепло встреченные собравшимися (в зале было довольно жарко) выступили человек пять.
На этом прения прекратились. Началось собственно награждение.
Первым вызвали Бориса Гельфанда. Он, вздрогнув и испуганно озираясь, направился к столу президиума. И по доброте душевной, а может, из-за легкой рассеянности начал пожимать руки всем 10-ти в президиуме. Тем самым обрек на повторение и вызванных за ним Крамника и Ананда.
Крамник, вызванный к столу, чисто механически, с вежливой улыбкой, проделал Борин ритуал с пожатиями рук членам президиума, а потом встал посреди сцены, скрестив руки, и стал смотреть с легким своим прищуром в зал. Затем покорно руки опустил и дал всем насладиться зрелищем его медали.
Спустившись в зал, он аккуратно снял награду, рассмотрел ее, попробовал ее на вес и положил затем в карман. Все же, какая-никакая, память.
Награждение Ананда было многоступенчатым.
Сначала два ангелочка вынесли венок.
Потом местная распорядительница вынесла цветное одеяло, выполненное в традиционном мексиканском колорите.
Затем, медаль, венок и одеяло водрузили на Ананда и дали ему в руки большой букет.
Так он и стоял, счастливый и новый.
На этом торжественная часть закончилась. Было подозрение, что будет не то фуршет, не то банкет с распитием текилы, но мы с моим товарищем тассовцем Игорем Варламовым покинули дворец горнорудной промышленности и вышли в ночь.
Игорь, большой лошадник, прямиком направился к тем самым полицейским, которые пасли своих четвероногих друзей у памятника какому-то там из Бурбонов. Игорь говорил, но я не запомнил.
Это последнее самое яркое впечатление о чемпионате мира, который последний раз проводился по такой формуле.
Дальше нас ждет Ханты-Мансийск. Играть будут почти все, что и здесь. За исключением, сами понимаете, Ананда. Крамника, Топалова. Сомневался - играть или не играть - Леко. Говорил запальчиво, что не будет играть, Гельфанд: ему эти "нокауты" с фидешным контролем - как кость в горле.
Были, конечно, интервью. Владимир, не отходя от кассы, выдал штук пять или шесть интервью всем русскоговорящим журналистам, в том числе и автору этих строк. Если коротко отразить суть его высказываний, то они сведутся к следующему. Игрой доволен. По уровню ничуть не уступил Ананду. Виши "собрал все, что можно собрать", Владимир недобрал явно. "Просел" в середине турнира. Решающим ударом для него стал невыигрыш партии у Грищука. Проиграл Морозевичу, потому что это был "день Морозевича". Александр может у кого хочешь выиграть, когда в ударе. Матч между Владимиром и Виши подведет черту и расставит точки. Он покажет, кто сильней. Владимир, выигравший у Каспарова, Топалова и отстоявший титул в матче с Леко, уверен, что одолеет и индийца и вернет корону в Россию.
Ананд, с которым я беседовал на следующий день по поводу матча с Крамником, сказал следующее:
"Для меня самым важным было выиграть этот турнир. И о возможном матче с Крамником в случае победы я пока много не думал. Это одна из привилегий, которые щедро раздает ФИДЕ. Мне она представляется смешной. Я не склонен оценивать предстоящий матч с Крамником в столь грандиозных категориях, в каких рассматривает он. Думаю, этот турнир был так же важен. Матч с Крамником для меня будет очередным шагом в моей карьере, и ничего другого." Остальную часть интервью с Анандом читайте в завтрашнем номере "СЭ". Впрочем, у Ананда столько людей брало в эти дни интервью, что наверняка будет опубликована не одна версия.
Ананд, как и Крамник, намерены сыграть в Мемориале Таля. Крамник в обеих дисциплинах. Ананд, вроде, только в блице. Но надо уточнять. Возможно, Александр Бах уговорит нового чемпиона мира сыграть и в классическом турнире.
|