пятница, 19.04.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Freestyle Chess09.02
Турнир претендентов03.04
Турнир претенденток03.04

Энциклопедия

Александр КАЛИНИН,
гроссмейстер, заслуженный тренер России

Мой Учитель


15 февраля отпраздновал свой 91-й день рождения Абрам Иосифович Хасин – легендарная личность шахматного мира.
Свой путь в шахматах Абрам Иосифович начинал в 1939 году, в секции киевского Дворца пионеров и школьников, которой руководил мастер А.Константинопольский. Было тогда «юному» шахматисту уже 16 лет! Даже по тем временам это выглядело слишком поздним «стартом». Со времени занятий в киевском Дворце пионеров берет начало и дружба А.Хасина с Д.Бронштейном, переросшая в творческое содружество.
Совершенствование прервала война. В 1942 году Хасин был тяжело ранен в боях под Сталинградом и потерял обе ноги. Абрам Иосифович нашел в себе силы и мужество вернуться к активной жизни в мирное время. По профессии преподаватель английского языка, он стал шахматным мастером большой практической силы, пять раз участвовал в финалах первенства СССР.
Общеизвестны высокие результаты Хасина в заочных шахматах. Он завоевал звание гроссмейстера ИКЧФ, в составе команды СССР дважды становился победителем Всемирных Олимпиад, был триумфатором многих международных турниров.
Исключительно успешной оказалась педагогическая деятельность Абрама Иосифовича, по праву считавшегося в 60-е – 80-е годы прошлого века одним из ведущих тренеров страны. Среди его учеников упомяну Я.Мурея, Б.Гулько, Е.Фаталибекову, Т.Миногину, Л.Юртаева, Е.Бареева, В.Чучелова. Хасин был многолетним тренером сборных команд Москвы, приводил к победам студенческую сборную СССР.
Перечислять все турнирные и тренерские достижения Абрама Иосифовича, равно как и имена всех его учеников, нет никакой возможности – на это уйдет не одна страница! Если нынешняя молодежь захочет больше узнать об этом необыкновенном человеке, она может обратиться к книге Г.Сосонко «Тогда», в которой Абраму Иосифовичу посвящено великолепное эссе. Хороша и статья «Как я стал спартаковцем», написанная Хасиным для сайта «ChessPro» два года назад. А потому я прекращаю цитировать общеизвестные факты и хочу поделиться с читателями своими детскими и юношескими впечатлениями от общения с Мастером.

В жизни человека много случайного. Так вышло, что с первого класса я учился вместе с дочкой моего будущего наставника. Почти каждый день шумная ватага маленьких шахматистов, и среди нас Анечка Дергачева, направлялась из 22-й московской школы (известной своими шахматными традициями) в городской Дворец пионеров и школьников на Воробьевых горах, где мы постигали тайны древней игры на увлекательных занятиях А.Н.Костьева.
Однажды вся наша дружная компания отправилась к Ане домой на день рождения. Там мы узнали, что ее папа – известный шахматный мастер. До сих пор помню, как в перерыве между детскими забавами Аня откуда-то извлекла старенький бланк с записью шахматной партии, воскликнув: «Смотрите, мой папа выиграл у Петросяна!» И насладившись произведенным эффектом, добавила: «А еще мой папа сыграл пять партий со Спасским, и все они закончились вничью!» Мы, понятно, были потрясены!
Приходя к Абраму Иосифовичу, частенько можно было застать у него в гостях известных шахматистов. В тот первый день «на огонек» заглянула его любимая ученица Тамара Миногина. Десятиклассница спортивного интерната N9 только что выиграла первенство СССР среди девушек, и мы «во все глаза» смотрели на юную чемпионессу!
Со спортинтернатом N9 у Хасина связаны особенно приятные воспоминания. Здесь его тренерскую удачу олицетворяли Леонид Юртаев и Женя Бареев. В финале первенства СССР 1986 года в Киеве, ставшего «звездным» для Евгения Бареева, Абрам Иосифович секундировал своему питомцу.
Я попал «на выучку» к Хасину в шестом классе – в то время Абрам Иосифович уже работал в московском городском Дворце пионеров. Могу засвидетельствовать – Абрам Иосифович пользовался у ребят огромной любовью и уважением. Необычайной была сама личность Педагога, за внешней строгостью которого скрывалась удивительная доброта. Я, например, не припомню случая, чтобы Хасин был резок со своими учениками или заставил нас почувствовать себя неловко. Однажды я «набедокурил» в школе (бывало и такое), и Абрам Иосифович проводил со мной воспитательную беседу. Не было никаких упреков – просто спокойно разъяснял, что так поступать не следовало. А в конце разговора Абрам Иосифович неожиданно сказал: «А знаешь Саша, я и сам, когда учился в школе…»! Для меня такое терпимое и уважительное отношение к людям стало уроком на всю жизнь.
Шахматные занятия в нашей группе проходили самым обычным образом – рассматривались партии учеников, анализировались разные позиции, освещались отдельные темы. Главный обучающий эффект заключался в деталях – в тех оценках, рекомендациях, высказываниях Мастера, из которых, как из кусочков мозаики, формировалось наше понимание игры.
На тренировках широко использовался игровой метод. Прежде чем приступить к изучению очередной классической или современной партии, ребятам частенько предлагалось разыграть между собой одну из ее ключевых позиций. Иногда практиковалась и игра «вслепую».
Была еще знаменитая «хасинская картотека» – прообраз современных компьютерных баз. Из шахматных бюллетеней вырезались партии, которые затем наклеивались на карточки и сортировались по дебютным индексам. При изучении определенного дебютного варианта мы получали в свое распоряжение соответствующий ящичек из картотеки, содержащий партии на заданную тему. Впрочем, сравнение картотеки с современными базами данных является весьма условным. Сегодня на головы игроков выливается несметное количество подчас совершенно ненужной информации. А в советском «Шахматном бюллетене» публиковались только наиболее интересные партии турниров – редакционная коллегия журнала обладала хорошим шахматным вкусом.
Но главное, еще раз повторю, заключалось в оценках Мастером самых разнообразных позиций, суммировавших его огромный шахматный и жизненный опыт. Приведу несколько поучительных примеров:
– В одной из партий мне удалось тактическим путем выиграть пешку. Желая развить успех, я продолжал преследовать противника, сбившись на внешне активные ходы. Постепенно мое преимущество растаяло, и партия завершилась вничью. После игры Абрам Иосифович заметил: «Выиграв пешку, нужно, в первую очередь, консолидировать свою позицию!»;
– «Играя против изолированной пешки, следует разменять легкие фигуры, оставив на доске тяжелые».

А из книги Г.Сосонко «Тогда» я узнал, что молодому Борису Гулько запомнилось другое высказывание Хасина на похожую тему: «Если у вас конь пешку неприятельскую блокирует, к эндшпилю стремитесь, а если против коня-блокера играете, старайтесь атаку создать»;
– «В борьбе ферзя против двух ладей преимущество будет на стороне ферзя в том случае, если взаимодействие между ладьями нарушено». На это высказывание Абрама Иосифовича недавно обратил мое внимание международный мастер Игорь Январев.

Следующему эпизоду необходимо предпослать небольшое вступление. В детстве я познакомился с партией Тарраш – Тейхман (Сан Себастьян 1912), ставшей классическим образцом разыгрывания «французского» эндшпиля.

 

Зигберт Тарраш так оценивает положение: «У белых больше пространства; черные стеснены не только пешкой е5, но и собственной пешкой е6. Белый конь занимает на d4 доминирующую позицию, согнать с которой его невозможно; для черного же коня такое недостижимо....Хотя черные и владеют единственной почти открытой линией, у белых в противовес этому есть значительное преимущество: они могут поставить в центр важнейшую для эндшпиля фигуру – короля, чего опять-таки не могут сделать черные».

17...Rac8 18.Kf2 Rc7 19.Ke3 Re8 20.Rf2 Nb7 21.Bf1 Na5 22.b3 h6 23.Bd3 Nc6 24.Nxc6 Bxc6 25.Kd4 Bd7 26.g4 Bc8 27.h4 g6 28.Rh1 Kg7 29.h5 , и в дальнейшем, комбинируя угрозы на королевском фланге с возможностью (после размена всех ладей) вторжения короля через поле с5, белые добились победы. И вот однажды Абрам Иосифович анализировал с нами французский эндшпиль, сходный по структуре с рассмотренной партией Тарраша. С доски исчезли чернопольные слоны, и черные остались с «плохим» французским слоном. Знакомые с классикой, мы считали позицию белых выигранной! Но нашему Учителю положение черных представлялось вполне обороноспособным: «Ну и что с того, что у черных плохой слон? Играя на победу, белые должны будут вскрыть позицию, а тогда мой плохой слон станет хорошим!» Подобные оценки, высказанные сильным шахматистом и опытным тренером, гораздо ценнее для ребят, чем демонстрация десятка дебютных вариантов, потому что развивают позиционное чутье и самостоятельность мышления!

А несколько лет спустя, при помощи сформулированной выше идеи, гроссмейстеру Александру Чернину удалось сделать популярным вариант, считавшийся нелегким для черных со времен Тарраша:

Шорт – Чернин
Монпелье 1985
Французская защита

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nc3 Nf6 4.e5 Nfd7 5.f4 c5 6.Nf3 Nc6 7.Be3 cxd4 8.Nxd4 Bc5 9.Qd2 Nxd4 10.Bxd4 Bxd4 11.Qxd4 Qb6. Черные прямо из дебюта переводят игру в эндшпиль, соглашаясь на размен чернопольных слонов и уступая сопернику контроль над полем d4. На турнире претендентов в Монпелье А.Чернин с успехом отстоял этот метод игры в партиях против Н.Шорта и Я.Тиммана.

12.Nb5 Qxd4 13.Nxd4 Ke7 14.g3 Nb8! 15.Kd2 Bd7 16.Bd3 Nc6.

В чем же черные видят компенсацию за перечисленные плюсы позиции соперника? Дело в том, что в их расположении нет непоправимых слабостей, а к числу стратегических козырей относятся хорошая пешечная структура и контроль над полуоткрытой линией «с». Достаточно убрать с доски белопольных слонов, и преимущество будет уже у черных! К тому же, как мы увидим, белым нелегко найти брешь в крепости соперника. Прорыва не будет – возможна лишь длительная осада!

17.Nf3 h6 18.h4 h5! Допускать зажим королевского фланга путем h4-h5 нельзя. Как ни парадоксально, черным лучше всего расположить пешки на h5 и g6 – т.е. на полях цвета собственного слона! Таким способом максимально тормозится наступление соперника на королевском фланге. Ходы h2-h3, g3-g4 и f4-f5 приведут лишь к массовому размену пешек, а после e6:f5 откроется простор и для «французского» слона. По этой же причине черные могут не опасаться и прорыва с2-с4.

19.a3 Rac8 20.Rhe1 Na5 21.b3 g6.

Черные достигли оптимальной оборонительной позиции и не намерены двигаться с места. Соперник не в состоянии пробить их укрепления, и вскоре партия завершилась ничьей.

В 1985 году подобная трактовка французского эндшпиля произвела на «непосвященных» большое впечатление. Но на «неофициальном» уровне, как мы убедились, эта «новинка» и раньше не представляла большого секрета!

Вообще, французская защита была коронным оружием А.Хасина, и неслучайно его ученик Е.Бареев стал одним из главных специалистов в этом дебюте за черных.

Время от времени Абрам Иосифович выезжал со своими учениками на соревнования, хотя, надо полагать, это и было для него непросто. Вспоминаю свои выступления за юношеские сборные Москвы и московского городского Дворца пионеров – присутствие Хасина в качестве тренера придавало команде уверенность и спокойствие.
В памяти всплывают забавные эпизоды командных турниров…
В одной из партий я зевнул пешку, но, как оказалось, более или менее «удачно» – удалось одержать победу. После игры направляюсь к тренерам – А.Хасину и В.Вульфсону. Владимир Викторович спрашивает, зевнул я пешку или пожертвовал? А Абрам Иосифович, не давая мне ответить, со смехом говорит: «Саша, в таких случаях говори, как Толуш: если выиграл – значит, пожертвовал, ну а если проиграл – значит, зевнул!»
Из «фольклора» самого Хасина запомнилось выражение «отрезать пехоту от танков» – иногда оно очень точно выражает стратегическую сущность позиции!
В 1985 году в Ленинграде проходили I Всесоюзные юношеские игры. В матче Москва – Эстония моя партия пришла к позиции, в которой я собирался приступить к расчету заманчивой жертвы пешки. И вдруг… мои мысли унеслись далеко от доски. Очнулся я от постукивания палочки – Абрам Иосифович, явно нервничая, наблюдал за моими «размышлениями». Бросил взгляд на часы – прошло уже 20 минут! Не рассчитывая никаких вариантов, сразу жертвую пешку. После игры рассказал об этом ребятам. А вечером, на собрании команды, Абрам Иосифович и говорит: «Саша сегодня молодец – точно рассчитал варианты и правильно пожертвовал пешку!»… Ну, тут вся команда и покатилась со смеху!
На тех же соревнованиях случилась у меня с Абрамом Иосифовичем поучительная беседа на «французскую» тему. В партии Калинин – Витолс, сыгранной в матче Москва – Латвия, ключевая позиция возникла после ходов

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nd2 Nf6 4.e5 Nfd7 5.c3 c5 6.Bd3 Nc6 7.Ne2 cxd4 8.cxd4 f6 9.exf6 Nxf6 10.Nf3 Bd6 11.0-0 Qc7 12.Bg5 0-0 13.Bh4 e5 14.dxe5 Nxe5 15.Nxe5 Bxe5 16.Bg3 Bxg3 17.Nxg3 Qf4 18.Bc2 Bd7 19.Qd3 g6 20.Bb3 Be6 21.Rad1 Rad8 22.Qd4 Qxd4 23.Rxd4 Rd6 24.Rfd1 Rfd8 25.Ne2 Kg7 26.Nf4 Bf7 27.Kf1 h6.

Игра перешла в характерный для данного варианта эндшпиль. Нападение и защита пешки d5 уравновешивают друг друга. Могут ли белые усилить свою позицию? Мне представлялся выгодным размен одной пары ладей, что позволит централизовать короля, не опасаясь возникновения «миттельшпильных» мотивов, возможных в «четырехладейной» позиции. Вскоре удалось придумать и способ осуществления этой идеи.

28.Re1 Ne4 29.Rc1 Rc6 30.Rcd1 Nf6 31.Re1 Rcd6 32.Re7. «Маятниковые» движения позволили белой ладье проникнуть на 7-ю горизонталь, и черные сами ищут ее размена.

32...R8d7 33.Rxd7 Nxd7 34.Nd3 a6 35.f3 Be6 36.Kf2 Kf6 37.Nf4 Nb6 38.Ke3 Bf7 39.Nd3 Nd7 40.Nf4 Nb6.

Здесь партия была отложена, и белые записали секретный ход. Я оптимистично оценивал свои шансы и, вообще, гордился «хитрым» маневром ладьи на 28-32 ходах. Но на выходе из турнирного зала Абрам Иосифович буквально меня «ошарашил»: «Саша, что-то ты неуверенно разыгрывал техническую позицию! Еще Ботвинник в матче с Бронштейном показал, как надо действовать в похожих ситуациях. И зачем ты разменял ладьи? Играя против «изолятора», надо менять легкие фигуры, а не тяжелые!»
Вот тебе и раз!.. Позднее, когда при анализе отложенной позиции было установлено преимущество белых, Абрам Иосифович смягчился: «Ладно, можно играть и так!»
При доигрывании черные существенно облегчили противнику жизнь, допустив серьезную тактическую ошибку:

41.Nd3 Re6+. Логичным представлялось 41...Nd7 42.h4 с постепенной активизацией белых пешек на королевском фланге.

42.Kd2 Rc6? 43.Rf4+ Ke6 44.Ne5 Rc7 45.Rxf7 Rxf7 46.Nxf7 Kxf7 47.Kd3 Ke6 48.Kd4 Kd6 49.f4 , и белые вскоре выиграли.

Все завершилось благополучно, но слова тренера не давали покоя. По возвращении домой я сразу же отыскал партию Ботвинник – Бронштейн (Москва 1951):

Первым делом белые сосредоточили давление своих фигур на пешке d5.

21.Nc2 Rd8 22.Rd3 Kf8 23.Rfd1 Ke7 24.Kf1 Kd7 25.Bg5 Kc6 26.b4 Bf8 27.Ne3 Re5.

Пока события развиваются сходным с моей партией образом – атака и защита пешки d5 уравновешивают друг друга. Но теперь в распоряжении белых имеется важный ресурс. М.Ботвинник мог сыграть 28.Bxf6 gxf6 29.f4 Rh5 30.c4! Bxb4 31.Nxd5 Bd6 32.Nxf6 Rhh8 33.Ne4 Be7 34.Rxd8 Rxd8 35.Rxd8 Bxd8 36.Ke2 f5 37.Ng5 , выигрывая пешку и получая хорошие шансы на победу. Только здесь до меня дошло, что в своей партии я вел осаду не изолированной, а проходной пешки d5! Как следствие, я был лишен возможности подорвать пешку d5 своей пешкой, расположенной на соседней вертикали. Отсюда и возникли трудности с применением трафаретных методов! С другой стороны, белые обладают пешечным превосходством на королевском фланге, и их усилия должны быть направлены на его активизацию. В свете сказанного размен пары ладей выглядит вполне логичным, т.к. упрощения повышают «вес» белой отдаленной проходной пешки.

Думается, этот эпизод наглядно демонстрирует тренерский метод Абрама Иосифовича. Обозначая возможное направление аналитических поисков, он никогда ничего «не разжевывал» – ученик должен был развивать свою самостоятельность! Подводит техника игры – возьми и прочитай книгу, изучи классические партии; тренер полагает твой ход неточным – защищай свое мнение; а как следовало играть – «пошевели» сперва собственными мозгами!

Игровой почерк Абрама Иосифовича отличался тактической изобретательностью и стремлением избежать шаблонных путей. В его стиле упорство в защите и готовность «пострадать» за лишний материал причудливо сочетались со стремительностью в атаке и жертвоприношениями в борьбе за инициативу.
В уже упоминавшейся книге Г.Сосонко «Тогда» Абрам Иосифович так охарактеризовал стиль своей игры: «Думаю, стиль мой активно-позиционный: пассивности не терпел, но за материал мог страдать. Бывало, пешку какую-нибудь схвачу на b2 и в глухую защиту ухожу».
Следующие две партии, на мой взгляд, иллюстрируют эту «противоречивость» в творчестве Мастера. Первая из них была сыграна в полуфинале первенства СССР 1960 года. Осуществленная здесь тонкая позиционная жертва пешки не приветствуется (по крайней мере, при первом приближении) современными игровыми программами – что выглядит как комплимент! Партия дается с примечаниями Абрама Иосифовича («Шахматный ежегодник» 1960 год). Вообще, Хасин прокомментировал в печати множество самых разных партий. Но мне больше всего нравились примечания к его собственным поединкам – в них находил отражение личный подход Мастера к борьбе за шахматной доской.

Хасин – Мнацаканян
Ростов-на-Дону 1960
Испанская партия

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 d6 5.c3 Bd7 6.d4 Nge7. Мастер Мнацаканян отлично подготовился к турниру и преподнес своим противникам немало неожиданностей в дебюте. Изменив своей излюбленной сицилианской защите, на этот раз он сделал не совсем удачный выбор, т.к. встретившийся в партии вариант улучшенной защиты Стейница был мне хорошо известен.

7.Bb3. После этого хода черные вынуждены несколько ослабить свой королевский фланг.

7...h6 8.Nbd2 Ng6 9.Nc4 Be7 10.Ne3. Обычно здесь или еще на 8-м ходу белые рокируют, после чего черные могут использовать свой 7-й ход h7-h6 путем 10.0-0 Bg5! 11.Ne3 Bxe3 для размена «плохого» чернопольного слона на коня белых.

10...Bf6. Возможно, что и теперь лучше 10...Bg5.

11.dxe5. На 11.Nd5 могло последовать 11...Bg4.

11...dxe5. После 11...Ngxe5 12.Nxe5 Bxe5 13.Qh5 у белых отличная атакующая позиция.

12.Nd5 Na5. Конечно, плохо 12...0-0 ввиду 13.Nxf6+ и т.д.

13.Be3. Направлено против возможного с7-с6 и связано с интересным планом.

13...Be6. Плохо 13...Nxb3 из-за 14.Qxb3! с различными угрозами.

14.Qd3 Nxb3. Иначе белые уйдут слоном на с2.

15.axb3 Be7. Уведя слона с поля f6, черные не только прикрывают поле с5 от возможного вторжения, но и угрожают атаковать коня d5 путем Qd7 и с7-с6, а при случае и f7-f5.

16.h4!? Интересная позиционная жертва пешки, предпринятая, главным образом, для того, чтобы заставить черных изменить свой план и перейти к защите.

16...Bxd5. Перед тем как взять пешку, черные разменивают сильного коня белых. На мой взгляд, это решение несвоевременно, ибо место коня займет сильная пешка «d», и белые получают отличное центральное поле для ферзя.

17.exd5 Nxh4. Пользуясь тем, что пешка «g» находится под ударом, черные разменивают еще одну фигуру.

18.Nxh4 Bxh4 19.Qe4! Вынуждая черного слона занять пассивную позицию.

19...Bf6 20.b4 Qd7. Здесь черные могли рокировать, т.к. жертва слона пока не проходит. Однако после 20...0-0 21.Rh5 угроза g2-g4-g5 весьма неприятна.

21.c4 c6 22.0-0-0! 0-0-0. Сильнейшую атаку получали белые после 22...cxd5 23.Rxd5 ; например: 23...Qa4 (или 23...Qe6 24.Bc5! Rd8 25.Rhd1 и т.д.) 24.Bc5! Qa1+? 25.Kc2 Qxh1 26.Rxe5+! Bxe5 27.Qxe5+ Kd7 28.Qd6+ Kc8 29.Bb6 с неизбежным матом.

23.Bb6 Rde8 24.d6. Эта далеко продвинутая проходная пешка очень сильна. Черный ферзь должен ее блокировать.

24...Bg5+. С целью активизировать свои пешки в центре. Несколько лучше было 24...Re6 25.c5 Bd8.

25.Kb1 f5 26.Qc2 Bd8 27.Bxd8 Kxd8. На 27...Rxd8 также последовало бы 28.b5 с сильнейшей атакой.

28.b5! Вскрывая линии для атаки.

28...axb5. Избежать вскрытия линий черные не в состоянии.

29.cxb5 Re6 30.bxc6 bxc6. Проигрывает и 30...Qxc6 31.Qxf5 и т.д.

31.Rh3! Вот когда сказался ход h2-h4!

31...Rf8 32.Ra3 Qb7. Или 32...Ke8 33.Ra8+ Kf7 34.Qxf5+.

33.Rb3 Qa8 34.Qc5 Rf7 35.Qb6+ Kc8. Не спасает и 35...Ke8 36.Qb8+ Qxb8 37.Rxb8+ Kd7 38.Rb7+ Ke8 39.Rxf7 Kxf7 40.d7.

36.Rc3 Rb7 37.Rxc6+. 1-0

Вторая партия была сыграна в заочных соревнованиях. Ради удержания минимального материального перевеса белые решились на экстравагантный ход, который большинство шахматистов вряд ли бы восприняло всерьез. А вот компьютеру эта идея нравится!

Хасин – Сапунджиев
Командное первенство Европы 1988/92
Ферзевый гамбит

1.d4 d5 2.c4 e6 3.Nc3 Nf6 4.Bg5 Be7 5.e3 0-0 6.Qc2 c5 7.dxc5 dxc4 8.Bxc4 Qa5 9.Nf3 Qxc5 10.Bd3. Классический вариант ферзевого гамбита привел к расчистке линий в центре. Фигуры белых расположены активнее, а потому они сохраняют некоторую инициативу.

10...h6 11.Bh4 Bd7. Обычное продолжение здесь 11...Nbd7. Болгарский мастер ищет новые пути.

12.0-0 Bc6 13.Nd4! Чтобы поддержать ускользающую инициативу, белые должны действовать предельно конкретно. Напрашивающееся 13.e4 Nbd7! ( 13...e5?! 14.b4! Qxb4 15.Nxe5 ) 14.a3 a5 вело к уравнению (указано А.Хасиным).

13...Nd5 14.Nxc6 Nxc6 15.Nxd5 Qxd5 16.Bh7+! Kh8 17.Be4! Qa5 18.Bxe7. Выигрыш пешки при разноцветных слонах 18.Bxc6 Bxh4 19.Bxb7 Rab8 20.Bf3 Bf6 не оставлял белым шансов на успех.

18...Nxe7 19.Bxb7 Rab8 20.Bf3 Rfc8 21.Qe2 Rd8! Черные классическим путем движутся к уравнению. Временно пожертвовав пешку, они резко активизировали свои фигуры. Распрощавшись со своей материальной добычей, белые могут легко разрядить возникшее напряжение, и тогда ничья станет очевидной.

22.a3! Пешка b2 начинает цепляться за жизнь! На 22...Rd2?! заготовлено 23.b4! Rxe2 24.bxa5 с преимуществом. Но кажется, что следующий ход черных окончательно закрепляет равенство сторон.

22...Rb3 23.Rfd1 Rdb8 24.Rd2 Qe5. Участь пешки b2 предрешена - на 25.Rb1 следует 25...Rxa3. Однако...

25.Ra2!! Признаюсь - такой ход мне никогда бы не пришел в голову! Ради удержания слабенькой, открытой «всем ветрам» пешки b2 белые готовы «замуровать» собственную ладью! Но при более внимательном рассмотрении оказывается, что черным не так-то просто усилить свою позицию, в то время как у белых имеются некоторые идеи. Можно направить слона с f3 на d1 или через с6 (если конь покинет поле е7) на а4; ферзь не прочь занять поле d1 с возможностями проявления активности по линии «d»; пешка g2 готова сделать шаг вперед, устраняя возможность «катастроф» на первой горизонтали..

25...Nf5. Стоять на месте черным психологически непросто, и они ищут конкретных решений.

26.g3. Абрам Иосифович отказался от хода 26.Bc6 ввиду варианта 26...Nxe3! 27.fxe3 27...Rxe3 , и черные выигрывают. Однако компьютер опровергает эту комбинацию при помощи 27.Ra1, и побеждают уже белые.

26...Nxe3? Черные приводят в действие свою основную идею, но не замечают ее опровержения. Конечно, сегодня в заочных шахматах такая ошибка практически невозможна - современные компьютеры, как сторожевые псы, охраняют своих хозяев от тактических неприятностей. Вот только интересно ли играть в такие шахматы?

Хасин советовал черным 26...Nd6 27.Bc6 Ne4 28.Rc2 с вязкой борьбой.

Черный конь неуязвим - 27.fxe3? Rxe3 28.Qf2 Rxf3 29.Qxf3 Qe1+ 30.Qf1 Qxd2 31.Qxf7 Rc8 , и белые проигрывают. Однако Хасин приготовил неожиданный контрудар:

27.Rc2!! Компьютер указывает этот ресурс мгновенно, а вот человеку его очень легко упустить из виду! Сразу даже и не поймешь, в чем смысл сделанного хода. Оказывается - это единственный способ воспрепятствовать прыжку Ne3-c4, позволявшему черному коню уйти из-под связки. Теперь материальные потери для черных неизбежны.

27...Qf5 28.fxe3 Rxe3 29.Qxe3 Qxc2 30.Be4 Qd1+ 31.Kg2 Rb3 32.Qf2. 1-0

Вновь переигрывая эту партию, я смотрю на позицию после 24-го хода черных, на белую пешку b2. В стиле шахматиста отражается его характер. В беседе с Генной Сосонко Абрам Иосифович так вспоминал о тяжелых днях после ранения под Сталинградом: «Врач, обход делавший, сказал (думал, наверное, что я не слышу) «ну, этот – не жилец». А я про себя думаю, погоди, старый хрен, я еще тебя переживу… Молодой был, очень жить хотел». Не с того ли трагического времени берет свое начало стойкость хасинских шахматных батальонов? Кстати, в рассмотренной партии пешка b2 так и не исчезла с доски!

Следующая консультационная партия была сыграна Абрамом Иосифовичем со своими учениками на одном из сборов юношеской команды Москвы. Для меня тогда явилось маленьким открытием, что наш тренер готов вести борьбу в подчеркнуто строгой позиционной манере.

Хасин – Консультанты (Н.Филипский, В.Прокофьев, А.Калинин, В.Чучелов)
Подольск 1982
Английское начало

К тому времени Хасин давно отошел от практической игры, ограничиваясь участием в заочных соревнованиях и эпизодическим выступлением в командных матчах. Решив сыграть с нами консультационную партию, Абрам Иосифович отнесся к ней со всей серьезностью, и было заметно, что в нем проснулся боевой дух. На партию наш тренер пришел в строгом костюме, белоснежной рубашке и галстуке. Во время игры азарт борьбы взял свое – на спинку стула был отправлен пиджак, а затем и галстук…

1.c4 c5 2.g3 g6 3.Bg2 Bg7 4.Nc3 Nc6 5.d3 d6 6.Bd2.

Тонкий психологический подход. Абрам Иосифович жаждет победы и строит дебютную стадию наиболее неудобным для соперников образом. Помню, узрев на доске симметричный вариант английского начала, «консультанты» заметно заскучали..

6...Rb8 7.a3 Bd7 8.b4 b6 9.Nf3 Qc8 10.0-0 Bh3 11.Bxh3 Qxh3 12.Qa4 Qd7 13.Rab1 Nf6 14.Kg2 0-0 15.Nd5 Nxd5 16.cxd5 Ne5 17.Qxd7 Nxd7.

Партия перешла в примерно равный эндшпиль. В дальнейшей борьбе Абрам Иосифович переиграл своих учеников практически «без звука». В этом нет ничего удивительного, ведь именно в подобных «простых» позициях рельефно проявляется разница в классе. В дальнейшем консультанты ограничиваются крепкими, но не объединенными конкретной идеей ходами, в то время как белые методично играют на увеличение подвижности своей пешечной цепи.

18.Rfc1 Rfc8 19.e4 b5 20.Be3. Препятствуя маневру Nd7-b6-a4.

20...a6 21.Kf1 Kf8 22.Ke2 Ke8 23.Nd2. Белый конь направляется к полю а5.

23...Rb7 24.Nb3 Rbc7 25.Na5 cxb4 26.axb4 Rxc1 27.Rxc1 Rxc1 28.Bxc1 Bc3 29.Bd2 Bxd2 30.Kxd2.

Переход в коневое окончание выявил очевидное преимущество белых. Лишняя пешка соперника на ферзевом фланге парализована, в то время как белые пешки на правой половине доски весьма активны.

30...Nb8 31.Ke3 Kd7 32.Kf4. Очевидно, что белому королю найдется работа на королевском фланге.

32...h6 33.d4 e6 34.dxe6+ fxe6 35.d5 exd5 36.exd5 Kc7 37.h4 Nd7 38.h5 gxh5 39.Kf5 Ne5 40.f4 Nc4 41.Nb3 Ne3+ 42.Kg6 h4 43.gxh4 Ng2 44.h5 Nxf4+ 45.Kxh6 Nxd5 46.Kg5 Kd7 47.h6. 1-0

С окончанием школы завершалось и обучение юных шахматистов во Дворце пионеров. Но учеников Хасина всегда продолжает тянуть к своему учителю. Не раз и я, уже отслужив в армии и завершив учебу в институте, обращался к Абраму Иосифовичу за советом. В 1996 году, добившись права выступать в гроссмейстерском турнире «B» фестиваля в Вейк-ан-Зее, приехал я к Хасину с вопросом – как мне готовиться к ответственному соревнованию? Получил я массу рекомендаций – и как составить свой творческий «портрет», и «портреты» своих соперников; и какие дебютные системы выбрать, и как их осваивать; и как бороться с собственными недостатками. Теперь стараюсь использовать эти бесценные советы в своей тренерской практике, а тогда не хватило мне организованности, чтобы выполнить все намеченное. Но здесь уж ничего не поделаешь – в конце концов, как говорил М.Таль, «каждый шахматист – сам кузнец своего турнирного счастья».

С 2002 года Абрам Иосифович живет в немецком городе Эссене. Недавно его дочь Аня передала мне некоторые материалы из московского архива Мастера. Я держу в руках старенькую тетрадку, в которой рукой Хасина записаны его партии 40-х – 50-х годов. Среди соперников – Лилиенталь, Константинопольский, Болеславский, Бронштейн, Фурман, Петросян, Симагин, Суэтин, Нежметдинов, Полугаевский и многие другие известные мастера и гроссмейстеры. Есть и встречи с малоизвестными шахматистами. Завершу статью двумя партиями из этой тетради, сыгранные pro и contra французской защиты. Вы не найдете их в компьютерных базах, а имена партнеров Абрама Иосифовича вряд ли вам знакомы. Неизвестна даже точная дата этих встреч. По некоторым признакам могу предположить, что это конец 40-х годов прошлого века. На тетрадных полях, напротив обеих партий, стоит пометка «комбинация». Я не буду ничего комментировать – просто смотрите. Абраму Иосифовичу тогда не было и тридцати лет, и только что окончилась страшная война…

Багдасарян – Хасин
Французская защита

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nc3 Bb4 4.e5 Ne7 5.a3 Bxc3+ 6.bxc3 c5 7.Nf3 Qa5 8.Qd2 Nbc6 9.Bd3 c4 10.Be2 Qa4 11.Ng5 h6 12.Nh3 Bd7 13.0-0 0-0-0 14.Re1 f5 15.exf6 gxf6 16.Bg4 e5 17.Bxd7+ Rxd7 18.dxe5 fxe5 19.f4 e4 20.Kh1 Rg8 21.Qf2 Nf5 22.Rg1 Qa5 23.Bb2 Rdg7 24.Rad1 Nce7 25.g3? d4! 26.cxd4 Qd5 27.Rde1.

27...e3+ 28.Qg2 Nxg3+! 29.hxg3 Rxg3 30.Qxd5 Rxh3#.

Хасин – Кагановский
Французская защита

1.e4 e6 2.d4 d5 3.Nc3 Bb4 4.e5 c5 5.a3 Ba5 6.b4 cxd4 7.Qg4 Ne7 8.bxa5 dxc3 9.Qxg7 Rg8 10.Qxh7 Nbc6 11.f4 Qxa5 12.Nf3 Bd7 13.Ng5 Nd8? 14.Be2 Bb5 15.Bh5 Rf8 16.a4! Bc4 17.Qg7 Nf5.

18.Nh7!! Qc5 ( 18...Nxg7 19.Nf6+ Ke7 20.Ba3+ ) 19.Qxf8+! Qxf8 20.Nf6+. 1–0

 

Последние турниры

03.04.2024

Победитель сыграет матч с чемпионом мира.

03.04.2024

Победительница сыграет матч с чемпионкой мира.

26.12.2023

Общий призовой фонд – 1 миллион  долларов.

15.12.2023

Призовой фонд - $60 000.

12.12.2023

Фестиваль проходит в 10-й раз.

01.12.2023

Первый приз - £15,000.

21.11.2023

Пятый этап Grand Chess Tour.

11.11.2023

11-20 ноября.

25.10.2023

Дуглас, о-в Мэн.

11.10.2023

Призовой фонд – $110 000.

05.10.2023

Призовой фонд $250 000, $152 000 (w).

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум