| Репортаж |
|
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ», специально для СhessPro |
|
ПЕРВЫЕ РАДОСТИ, ПЕРВЫЕ ПЕЧАЛИ |
Первые партии, первые сюрпризы, первые потрясения.
Но сначала был «первый ход». Его исполнил экс-президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
Теймуру Раджабову удалась маленькая хитрость. Ход 1.е2-е4, который сделал экс-президент, произвел, конечно, приятное впечатление. На Владимира Крамника по крайней мере. Но ход этот был не совсем искренний. Когда высокие гости вернулись, совершив круг почета по сцене, ситуация за 1-м столиком изменилась. Мне показалось, что экс-президент Татарстана даже немного удивился. Вроде он пешку-то ставил на поле е4, а на доске была не Русская, а самый настоящий Ферзевый. Дебют чемпионов. И экс-чемпионов.
А вот на доске, где играли Гата Камский и Веселин Топалов, где тоже был сделан любимый ход Остапа Ибрагимовича, он остался на доске и после пуска часов.
Остался ход королевской пешки и на доске, где сражались Шахрияр Мамедьяров с Борисом Гельфандом.
«1.е2-е4, говорите?»
«1…с7-с5!»
Сицилианская!
Когда я спросил у Бориса на пресс-конференции: «Это как же понимать тебя, Боря – дебют молодости?»
Он, выдержав маленькую, мхатовскую паузу, сказал: «Да!»
Вернувшаяся дебютная молодость для Бориса обернулась немалыми страданиями в миттельшпиле, но «старость» в этой партии, или эндшпиль по-научному, израильский гроссмейстер встретил достойно, а вот азербайджанский гроссмейстер не был доволен тем, что случилось в партии…
Но о событиях в этой и остальных партиях несколько позже, вернусь к хронологии тура.
После процедуры «первого хода» высокие гости пришли в пресс-центр, и состоялась пресс-конференция.
На ней ваш корреспондент задал два вопроса. Первый – главному арбитру Игнатиусу Леонгу о «компьютерной безопасности». Второй Минтимеру Шаймиеву: за кого он будет особенно переживать на этом состязании. Первый президент Татарстана ответил дипломатично: «Есть один участник, за которого я буду болеть особенно сильно. Но кто он, я отвечу, когда матчи закончатся…» Мне показалось, что я догадался, за кого будет особенно сильно переживать Главный Любитель Шахмат в Татарстане, но пусть уж он сам скажет, как обещал. А то вдруг я ошибусь?
Что же касается «анти-компьютерных» ухищрений, то Леонг не стал особо распространяться, ограничившись рассказом о «выключенных мобильных телефонах», а вот молодой вице-президент ФИДЕ Илья Левитов дополнил:
– Мы сделали три вещи. Первая: стоит экран, разделяющий игровой зал и сцену. Зрители видят шахматистов, а шахматисты практически не видят зрителей. Это просто тонированное стекло, как в автомобиле. Второе: игроки проходят через металлоискатель, причем настроен он на очень высокую волну, с ремнем не пройдешь… И третье. Пространство над местом игры, отдыха, и даже в туалетах заблокировано от всех электронных сигналов извне. Кроме того, игрокам запрещено выходить туда, где они могут столкнуться с любым другим человеком. То есть игрок видит на протяжении партии только своих коллег, судей и официантов. И если ты по какой-либо причине вышел из зоны под названием «сцена, курительная комната, туалет», то назад тебя уже не пустят. И тебе будет засчитано поражение.
Первой в первом туре закончилась партия Раджабов – Крамник. Игроки пришли в пресс-центр и поговорили с нами, журналистами. Меня приятно удивила их словоохотливость и веселое расположение духа.
Казалось бы, Теймуру особо радоваться было нечему: белым не удалось ничего извлечь из исторического «права выступки». Но, полагаю, в его генеральном плане сражения это было предусмотрено: главное для юного бакинца – «дожить» до партий с ускоренным контролем. Для него чем быстрее он будет, тем лучше.
РАДЖАБОВ:
– У нас сегодня получился Ферзевый гамбит. Довольно популярное сейчас продолжение. Оно встречалось и в матче за шахматную корону. И Ананд так играл черными. То есть, это довольно-таки классический матчевый вариант. У меня были, конечно, кое-какие задумки в этой позиции. То есть, у белых есть кое-какие идеи. Была партия Иванчук – Карлсен, где Карлсен не решил всех проблем черными, то есть, белые имеют возможность подавливать. Честно говоря, после 17…Се6 я уже был расстроен позицией и не видел за себя приемлемых планов, начал было рассматривать разные идеи, но они были связаны с риском для белых. Поэтому я решил играть поспокойнее. Конечно, хотелось бы получать белыми более интересные позиции, но – пока не получилось…
Экс- чемпион мира был настроен благодушно.
КРАМНИК:
– Получилась позиция, где у черных точно нет никаких проблем, но в принципе, и у белых их тоже нет. И не видно планов за обе стороны, позиция совершенно «пустая», ничейная…
Момент истины №1 в этом матче, думается, наступит сегодня, когда у Крамника будут белые. Ясно (мне по крайней мере), что Раджабов не будет играть «дебют чемпионов и экс- чемпионов», потому что вряд ли ему захочется испытать на себе прелесть могучих позиционных «объятий» исполинского шахматного Медведя… Вообще, Бакинец, как мы знаем, особенно силен в острой встречной игре, перед моим мысленным взором до сих пор стоит одна из самых фантастических позиций, которую он создал в своей излюбленной Староиндийской в соавторстве со знаменитым Шахматным Поджигателем Алексеем Шировым. Было это на турнире в Вейк-ан-Зее, том самом, где Тима поделил первое место с Левоном Ароняном и Веселином Топаловым. Ни до, ни после – мне не доводилось видеть столь феерической Староиндийской. Помню, назвал я тот репортаж "Бакинское начало"…
Так вот один из самых интригующих вопросов – лично для меня – будет ли применено оно – Бакинское начало в этом матче? Или нас ждет что-то другое?
Да, чуть не забыл. Теймур весьма афористично ответил на мой вопрос: отчего это он один здесь, да еще в таком матче?
- Просто, честно говоря, я хочу, чтобы мне не мешали… (смех в зале). Я привык готовиться один. Так было обычно на турнирах. А так… Конечно, определенные люди есть, которые что-то наблюдают, о чем-то думают… Их нет здесь. Но это не значит, что их нет вообще.
Вот-вот. Они есть. Просто их не видно. Но они существуют.
А вот у Крамника помощники видны, так сказать, и невооруженным глазом. С одним из этих помощников мне удалось поговорить после того, как завершилась партия Раджабов – Крамник.
КАРЯКИН:
– С Крамником я плодотворно сотрудничал перед Всемирной олимпиадой в Ханты-Мансийске. Отчасти благодаря этому я очень хорошо там сыграл. Но одно дело совместно проводить сборы и совсем другое – помогать на матче. Это разные вещи. Мне довольно интересно посмотреть изнутри, как готовится один из самых опытных матчевых бойцов в современных шахматах. И здесь помимо каких-то материальных соображений гораздо важнее для меня чисто познавательный момент.
– А то, что с Захаром Ефименко вы оказались снова в «одной команде» – приятно?
– Это на самом деле очень приятно! Если бы был кто-то незнакомый для меня, у нас бы не было такой хорошей атмосферы в команде. А так у нас все просто здорово. Надеюсь, Володя покажет все, на что он способен. А потенциал у него – чемпионский.
Да уж. О потенциале Русского Шахматного Медведя наслышаны.
После того, как один столик на сцене опустел, я заглянул в зал, чтобы показать вам, читатель (и зритель), как это все выглядит, так сказать, «изнутри».
А выглядит это так. «Тонированные» стекла позволяют разглядеть все, что можно разглядеть. Остальное дополняют демдоски.
В пресс-центре в это самое время царило задорное оживление в стане азербайджанского гроссмейстера Шахрияра Мамедьярова.
Не только позиция была у Шаха с приличным «плюсом», но и «плюс пешка» стояла на доске!
Но умудренный Элизбар Убилава не спешил радоваться: пешка есть, но ее надо еще ведь реализовать. А вот с этим у подопечного Элизбара вышла маленькая неувязочка.
Два фото, сделанные во время их совместной пресс-конференции, весьма красноречивы. На первой фотографии в «фокусе» Шахрияр . Видно, что он очень расстроен.
На второй фотографии в «фокусе» Борис. Он расслаблен, как бывает расслаблен человек после удачного ДТП: машина чуть ли не всмятку, но ведь сам жив, а это главное!
Будет ли в 3-й партии применен дебют молодости Бориса? Что-то подсказывает мне, что возможны более "зрелые" дебюты в этом матче… Но увидим.
Сицилианка в исполнении Топалова бывала и поострее, как мы помним по супертурнирам с участием Болгарского Феномена.
Но с Гатой не забалуешь…
Ноги-то унести удалось Веселину, но процесс "уноса" был нельзя сказать, чтобы очень уж веселый для него. Интересно, что будет сегодня на этом столе? Французская? Испанская?
На пресс-конференции оба были очень немногословны.
Веселин лишь задумчиво проговорил: «Интересная партия…» И после паузы: «Качество жертвовать было надо…»
И все.
Гата сказал: «Сыграли. Перешли в эндшпиль. Он закончился вничью».
И все .
Пожалуй, наиболее захватывающей и нервной получилась встреча Левона Ароняна и Саши Грищука.
Левон упустил выигрыш, как минимум, трижды.
Саша проявил свои лучшие качества: невозмутимость и выдержку в казалось бы совершенно безнадежном положении.
Про такую ничью обычно говорят, что она стоит иной победы... Для Грищука. А для Ароняна? Ну, что тут скажешь? Для Левона – это неудача. Ведь, казалось бы, очко было уже в кармане. Только вот в кармане дырка оказалась. Образно говоря.
Придется карман заштопать.
АРОНЯН:
– Мне кажется, была интересная теоретическая дуэль. Я при подготовке ход 20…Сg4 не расценивал как главный. Но он интересный. Черные пытаются сделать ничью за счет своей активности. Позицию, мне кажется, я испортил своими ходами, и она была близка к ничьей. Но Александр, мне кажется, сделал неудачный ход 28…Лс8. Мне казалось 28…Лfd8 вело сразу к ничьей. А дальше потихоньку я получил абсолютно выигранную позицию, которую с умением привел к ничьей.
ГРИЩУК:
– Ну да… 28…Лс8 – это, безусловно, просто зевок. Потому что я на 29.Кe3 собирался ходить 29…Ке6 и зевнул, что после 30.Кd5 не успеваю побить слона на d4 конем, потому что после 31.Kb6 качество теряется… Это был первый переломный момент в партии, после чего она для меня пошла под откос… У Левона осталась лишняя пешка, которая была и с дебюта, но вся компенсация постепенно стала исчезать, пока не исчезла настолько, что у белых при лишней пешке и позиция была лучше…
Ну, а потом мне начало везти, везти, и в конце концов – повезло.
Коневой эндшпиль был очень интересный. Ход 67…h4, думаю, лучший шанс для черных.
АРОНЯН:
– Мне сказал после партии Сергей Мовсесян, что вместо 69.Кс5 все еще выигрывало 69.Ке5. Идея Ке5-f3 – очень сильная… Но у меня уже было меньше времени и я на секундах уже «ляпнул» Кс5.
ГРИЩУК:
– Вероятно, Мовсесян с компьютером посмотрел. Ясно, что компьютер десять раз ничью за черных сделает и десять раз – за белых.
А вот в последнем утверждении Саша был не совсем прав.
Сергей Мовсесян в компьютер заглянуть не успел. Он говорил «на глазок». И добавил в нашем разговоре, что «надо посмотреть на компьютере».
Компьютер, конечно, не ошибается.
А людям свойственно.
Интересно, кто ошибется последним в этом матче?
Но уж точно, не компьютер.
|