| Мексика. Чемпионат мира. Репортаж |
|
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ», специально для СhessPro |
|
УСТАЛИ ВСЕ |
Вчера в Мехико отмечали День Независимости. По этому поводу по главной улице, под барабанный бой, прошел военный парад. Я сквозь сон (перед туром надо было все же прилечь на пару часиков) услышал какие-то настойчивые звуки и подошел к окну. И с высоты 12-го этажа сделал несколько снимков этого шествия.
Там было много всего. Но я еще заснял даму на лошади в сопровождении чаррос (ребята в сомбреро), которые убеждены, что именно они научили американских ковбоев сидеть правильно на лошади, и этим ограничился.
Когда улица освободилась от военных и конных, я отправился на 4-й тур.
Пока не состоялся выход гроссмейстеров в массы, репортеры (с разрешения организаторов) снимают их на их территории, где туалетные кабинки находятся напротив стола с напитками и закусками. Все под контролем бдительной охраны, которая, впрочем, весьма любезна с журналистами.
Каждого претендента проверяют с металлоискателем.
Какую из партий 4-го тура считать "центральной", решайте сами. В принципе, они все "центральные", или, если угодно, "центровые".
Но все же, партии лидеров, наверное, немного центральнее.
Так начиналась одна из наиболее центральных.
А так она закончилась.
Чемпион имел "лишний" час после дебюта. Но каким-то образом к 37-му ходу сумел оставить себе лишь три минуты с какими-то секундами. И это сказалось. Так бы он, конечно, легко нашел бы 38.Фа2, указанное комментатором Chesspro Андреем Девяткиным.
"Раз пять или семь я мог выиграть в этой партии, - сказал Владимир на пресс-конференции. - Я разочарован".
Грищук тоже был разочарован. Но другим. Тем, что играл, как он потом узнал, по анализу чемпиона и получил самый настоящий "ящик".
Крамник сказал, отвечая на вопрос о грядущем выходном дне, что он считает их количество недостаточным для такого турнира. Что к нему подошел Ананд и жаловался на то, что у него голова плохо работает и он страшно устал.
Видимо, плохо работающая голова помешала Ананду реализовать большой позиционный перевес в партии против Морозевича.
Начиналась вторая "центровая" партия так.
Завершилась она пресс-конференцией в VIP-комнате, куда решили вернуть игроков организаторы (видимо, были высказаны директору турнира претензии за интернет-вопросы Леончо).
Чувства Ананда написаны на его лице: "И не спрашивайте! Голова не работает! Устал, как собака".
Морозевич сказал, что не считает эту партию своим лучшим достижением. Он получил по дебюту позицию, в которой не было продуктивных идей для игры в миттельшпиле. И довольно скоро ему пришлось полностью переключиться на оборону.
Ему был задан интересный вопрос. Сначала журналист, его задавший, в лучших восточных традициях осыпал Морозевича комплиментами, назвав его игру "артистичной", "креативной", а затем спросил, почему он, Морозевич, не обратится к руководству ФИДЕ, чтобы ввести правила, запрещающие предлагать ничью на ранней стадии партии? Дескать, это сделало бы игру Морозевича еще более креативной и артистичной. На что Александр, не меняясь в лице, сказал, что его совершенно не волнует, кто и когда предлагает ничью. Он и сам это порой делает, а что касается правил, то если они начнут решать эти вопросы, то кто будет играть?
В 4-м туре выиграл первую партию Левон Аронян.
На пресс-конференции он несколько раз сказал, что ему очень повезло, что Петер ТАК отреагировал на его действия. У нас с Левоном состоялась маленькая беседа.
- Ваш друг Габриэл Саргиссян сказал, что вам позиции вроде той, которая возникла у вас в партии с Леко, не нравятся, это так?
- А кому они могут понравиться: планов мало, надо стоять. Я не выдержал и "рванул", Петер реагировал неудачно, и мне удалось выиграть. А вообще-то я "ежика" люблю играть черными. Там много возможностей для всевозможных "тычков", можно соперника перехитрить.
- А вчера с Грищуком вы выбрали тактику отчаянья?
- Нет. Просто решил, что можно забрать пешку и за нее немного помучиться.
- Но спаслись-то чудом...
- Спасся из-за везения. Сделал проигрывающий ход, а Грищук не воспользовался этим.
Я сфотографировал счастливого Левона вместе с не менее счастливым Гагиком Оганесяном, Генеральным Секретарем Армянской Шахматной Федерации (на визитке все эти слова были написаны с большой буквы, пишу и я так).
Петер Леко на вопрос, чем он займется в выходной день, ответил под дружный смех присутствовавших: "Постараюсь забыть эту партию!"
Борису Гельфанду из-за ужимок жребия три из четырех пришлось играть черными. С ним все выходили от короля. Ну, а он в "ответном слове" предлагал своим соперникам попробовать опровергнуть Русскую.
Вы видите, как пытается это сделать Петр Свидлер.
Можно, если приглядеться, рассмотреть контуры популярной системы с разносторонними рокировками. Но в Русской куда не рокируй, все равно получишь... пол-очка в таблицу.
Исполнив положенный по регламенту номер, Петр и Борис заняли места за клетчатым столом.
Для разнообразия организаторы провели их пресс-конференцию в зале, где Леончо Гарсия и Зураб Азмайпарашвили рассказывают зрителям о туре. Леончо, воспользовавшись своим служебным положением, задал вопрос гроссмейстерам от имени интернет-аудитории, с которой у него прямая телефонная связь.
Задал он в общем-то вопрос совершенно дурацкий (но, видимо, такова была воля пославшего его интернет-сообщества). Оно, сообщество, обеспокоено большим количеством ничьих именно в Русской. И спросило оно устами Леончо, не пора ли переходить на шахматы Фишера?
Ну, ответ, конечно, был "симметричный".
Оба гроссмейстера - слегка нервно - ответили в том духе, что здесь чемпионат мира по классическим шахматам, и при чем здесь "шахматы Фишера"?
Но Посол Интернетовского Братства решил порадовать свою аудиторию и пристал к Гельфанду, который уже выдал три Русских. Одну, стоходовую, чуть не выиграл.
Ну, Бориса особо приглашать не надо, он заводится быстро (но и отходит - тоже быстро). Он сказал: "Что придется играть, то и играю. А если кто-то в зале знает, как опровергнуть защиту Петрова, то пусть подойдет, я дам свой e-mail".
Подошел лишь я. Но не с тем, чтобы "опровергнуть защиту Петрова". А чтобы узнать, не мог ли Борис выиграть у Леко в их "стоходовочке".
На что мне Борис сказал, что в практической партии в условиях острого дефицита времени это было сделать очень и очень трудно.
В качестве развлечения на этот раз предлагаю снимки, сделанные в шахматном бутике.
Через пару недель обязательно чего-нибудь прикуплю на память.
Проходя мимо этих ребятишек, расположившихся на полу, я им позавидовал, по-хорошему. Вот бы так, сесть на пол и сыграть во что-нибудь. С кем-нибудь. А хотя бы даже и в шахматы...
|