| Мексика. Чемпионат мира |
|
Эмиль СУТОВСКИЙ, гроссмейстер |
|
КАССАНДРА А-ЛЯ РЮС |
"Уж сколько раз твердили миру…"
День начинался неплохо. После проверки электронной почты и написания нескольких email'ов (удивительно, насколько возросла потребность людей в ежедневной переписке с изобретением Интернета…) я собрался было изучить позиции пятого тура чемпионата России. Увы, у ребят был выходной день. Тогда я отправился на свой любимый Chesspro, надеясь наконец прочитать нечто интересное про стартующий чемпионат мира.
Честно говоря, я не ожидал особых откровений - скорее статистику поединков между участниками мексиканской битвы и рассуждений типа "Крамник, конечно, окажется в плюсе, но вряд ли сумеет победить" или "Морозевич может показать любой результат".
Однако, увы, даже такой статьи там не оказалось. Я был несколько удивлен и позвонил редактору сайта Максиму Ноткину, который посетовал на сильную простуду, нехватку рабочих рук в связи с чемпионатом России и прочие неурядицы. В итоге, практически не приходя в сознание, я обещался написать подобную статью сам, причем сделать это "хорошо и нестандартно".
Что ж, попробую справиться с возложенной на меня миссией.
"Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой"
Конечно, никто из участников нынешнего чемпионата не нуждается в дополнительном представлении. В послужном списке каждого множество регалий, но все же претендентов на корону можно разделить на группы по принципиально важным критериям.
1. Шахматные взаимоотношения
Практически все участники чемпионата мира сыграли между собой двузначное число партий, что позволяет делать определенные выводы. По результатам этой междоусобицы можно выделить две группы:
К первой я бы отнес Крамника (общий результат с соперниками в классике +11), Ананда (+7) и Свидлера (+3). С Крамником и Анандом все понятно, Свидлер же имеет по -4 с обоими Эло-фаворитами и, соответственно, +11 со всеми остальными. То есть, ему остается не проиграть свои микроматчи Владимиру и Виши и сохранить исторически благополучный расклад со всеми остальными.
Вторая группа может похвастаться лишь локальными успехами. Так, Аронян ведет в поединках с Анандом (при этом стоит отметить, что выигранная Левоном партия - это настоящий шедевр), а Леко - единственный, кто удерживает равный счет с Крамником.
Казалось бы, непонятно, почему вдруг ситуация должна резко измениться - два Эло-фаворита разыграют между собой звание, а остальные участники станут свидетелями этой гонки.
Однако хочу напомнить, что все эти выкладки - "дела давно минувших дней", и тот же Свидлер с радостью бы обменял свои "исторические" +4 против Леко на минимальное преимущество в их предстоящем противостоянии. Да и Крамнику с Анандом предстоит подтверждать свое номинальное превосходство "здесь и сейчас".
Любителям статистики рекомендую изучить статью Ильи Городецкого в 9-м номере "64", а мы же перейдем ко второму пункту.
2. Возраст
Как бы ни была важна чисто шахматная составляющая, отыграть на высоком уровне 14 туров в непривычной климатической зоне будет очень тяжело. И в этом плане более молодые участники получают несомненное преимущество. Здесь я бы разбил соискателей на 3 группы:
1. Грищук, Аронян, Леко.
2. Морозевич.
3. Свидлер, Крамник, Ананд, Гельфанд
С первой группой всё очевидно - все ребята молодые. Леко, тот вообще всегда в форме. Да и Ароняну с Грищуком природное здоровье вкупе с молодостью помогают держать тонус, несмотря на не совсем спортивный образ жизни.
Морозевич, хоть и ненамного младше Свидлера и Крамника, но никогда на здоровье не жаловался (не помню ни одного его высказывания по поводу того, что внезапно закончились силы по ходу турнира). К тому же Александр играет в такие "рваные" шахматы, что общее более низкое качество партий (а это неизбежно, учитывая длину турнира и его значимость) ему может оказаться на руку.
К третьей группе я бы отнес всех остальных. Пожалуй, лишь от Ананда мы почти не слышали сетований по поводу накопившейся усталости, но и у него на длинной дистанции очень часто случаются перепады (в этой связи можно вспомнить Сан-Луис-2005).
3. Победные традиции
Наверняка многие из нас пристально следят за футбольными баталиями. Так вот там частенько сильная, но не титулованная команда ведет в счете против именитых соперников, которые не демонстрируют свою лучшую игру. И вроде бы все по делу, только в решающий момент не хватает терпения, умения, опыта, закалки, чтобы проявить все свои лучшие качества в так называемое "money time". В этом плане участники мексиканского чемпионата делятся четко на две половины:
Ананд, Крамник, Аронян, Леко
и
Морозевич, Свидлер, Гельфанд, Грищук.
Первая четверка за последние десять лет выиграла несметное количество супертурниров, в то время как все большие победы блестящих игроков второй четверки легко перечислить, загибая пальцы одной руки. Мне этот фактор представляется чрезвычайно важным, поскольку речь идет об опытных бойцах, которым на протяжении уже многих лет чего-то не хватает, чтоб выигрывать самые сильные турниры.
4. Психологическая устойчивость
Еще один важный показатель в столь длинном и напряженном состязании. Уверен, никто из участников не пройдет дистанцию без обидных потерь (я говорю не о поражениях, а об упущенных половинках). И не все сумеют собраться и после досадного упущения выйти на следующую партию полностью отмобилизованными.
К более устойчивым я бы отнес Ароняна, Грищука, Крамника, Свидлера и Гельфанда.
В то же время в карьере Ананда, Леко и Морозевича не раз случались срывы, когда после неудачной партии терялась вера в себя да и вкус к игре.
Таким образом, если сопоставить все параметры, фаворитами являются Крамник и Аронян.
Поверьте, я не подгонял параметры под свой прогноз. Более того, разложив все по полочкам, я обнаружил, что армянский гроссмейстер является чуть ли не фаворитом - в то время как в букмекерской конторе его шансы оцениваются как 1 к 5.
Конечно, кроме вышеперечисленных критериев оценки, существует масса других - и одним из важнейших является
Форма на данный момент
Очень важный аспект. По себе знаю, что любая подготовка может оказаться бессмысленной, если ты находишься в плохой форме. Участники турнира предпочли готовиться в "тиши кабинета" (на самом деле, эта идиома давно устарела, ибо мерно гудящие процессоры плюс безмерно бурлящие идеями секунданты давно уже стали неотъемлемой частью подготовки к крупнейшим турнирам), оставив открытым вопрос об игровой форме.
Поэтому ранжировать участников по этому принципу никак не получится. Однако, чтоб читателям не было обидно, давайте попробуем заглянуть в творческую лабораторию лучших гроссмейстеров мира!
На этот раз, в отличие от Сан-Луиса, я никоим образом не задействован в подготовке кого-либо из участников турнира, поэтому имею моральное право поделиться с вами своими предположениями.
Дебюты
Итак, что будет модно нынешней осенью? Вопрос далеко не праздный - не секрет, что у сильнейших гроссмейстеров 90% шахматной подготовки заключается в изучении дебютов. И конечно, к чемпионату мира участники подойдут во всеоружии.
Причем очевидно, что тех же Крамника, Ананда, Леко и Гельфанда "прихватывать" необходимо именно в дебюте, потом такого шанса может и не представиться.
Что ж, попробую предсказать, по каким направлениям будут вестись основные дискуссии.
1.e4 или 1.d4? Удивительно, но "ученые до сих пор не установили", какой же первый ход является более сильным. Я не стану здесь философствовать на эту тему - благо, среди авторов Chesspro я заметил Евгения Эллиновича Свешникова… Скажу только, что в Мехико 1.d4 будет преобладать.
Конечно, называть конкретные цифры несколько безответственно, но я все же попробую:
1.d4 встретится порядка 30 раз (из 56).
В последнее время наблюдается удивительная тенденция - на 1.d4 переходят закоренелые поклонники открытых начал. Недавно к этому списку добавился Свидлер, которого впору называть "Человек, измученный Маршаллом". Ход ферзевой пешкой на протяжении многих лет является основным для Крамника, Ароняна и Гельфанда.
В последние несколько лет к ним частично примкнули Леко, Грищук, Свидлер и Морозевич.
Основным противоядием черных станут новоиндийская (Нимцович, каталон) и славянка.
Петя Свидлер может пару раз сыграть Грюнфельд (хотя мне кажется, он должен был припасти альтернативный дебют на случай, если Грюнфельд не пойдет).
Морозевич, возможно, порадует зрителей и соперников староиндийской, не исключено появление принятого ферзевого гамбита.
Но в подавляющем большинстве партий, начатых ходом ферзевой пешки, будет сыграно 1.d4 d5 2.c4 c6 и 1.d4 Nf6 2.c4 e6.
Так что, уважаемые читатели, можно не переживать, что партии начинаются в 23.00 по московскому времени - говорят, некоторые варианты славянки и каталона служат отличным снотворным.
1.e4 - "Остап играл в шахматы второй раз в жизни"
Удивительное чутье все же было у Великого Комбинатора. И видимо, не случайно он на всех досках избрал именно ход королевской пешкой. Сыграй он 1.d4, максимум, на что мог бы претендовать - это звание "Великий Стратег".
Впрочем, благородный ореол вокруг волшебной увертюры к захватывающему поединку - а именно так в стародавние времена можно было расценивать 1.е4 - заметно потускнел.
Удивительно, но это произошло по вине одного из наиболее романтичных атакующих шахматистов в истории - Фрэнка Маршалла. Его детище настолько надежно прикрыло главные варианты испанской партии, что с отчаяния люди переходят на 1.d4! Конечно, можно искать несуществующее "плюс-равно" в вариантах Анти-Маршалла с а3 и h3, но уверяю вас, все понимают, что ничего реального у белых там нет и быть не может. Немудрено, что играть Маршалла за черных стало чуть ли не правилом хорошего тона, и почти все участники чемпионата включили эту своеобразную панацею от испанской пытки в свой дебютный репертуар.
Причем в качестве основного дебюта - что, впрочем, вполне объяснимо. Зачем изучать головоломные позиции, возникающие в сицилианке, или мучиться в каком-нибудь Каро-Канне? Маршалл - сыграл и порядок. Маршалл решит все ваши проблемы. Не уверен в своей мужской силе - Маршалл, идеальное решение. В общем, какой рекламный слоган ни возьми - все подходит.
Короче, практически все элитные игроки "не тормознули", маршальнули, серьезно озадачив белых. Отмечу, что белые ходят озадаченными уже лет пять, и особыми достижениями похвастаться не могут.
Честно говоря, во всей истории шахмат не припомнится подобного единодушия по отношению к какой-либо дебютной системе.
Поэтому 1.е4 ("иду на вы") уступит в популярности 1.d4 ("идем на вас"), и мы увидим лишь немногим более 20 партий (для пущей точности пусть будет 21), в которых последователи Остапа Ибрагимыча будут пытаться доказать преимущество выступки этим ветхозаветным способом.
Единственный сценарий, при котором 1.е4 все же будет главным ходом - это убедительная победа в первых турах, одержанная в Маршалле. Если Ананду (основному ечетырнику) удастся найти и успешно применить мощную новинку в главных вариантах Маршалла, то многие (Свидлер, Грищук, Леко, Морозевич) заиграют 1.е4 с прежней улыбкой на устах. А так нас ожидает сплошное 1.е4 е5 с унылым Анти-Маршаллом (причем Анти-Маршаллом я предлагаю считать в данном случае не только 8.a4, 8.d4 или 8.h3, но и итальянскую и шотландскую партии!) вперемежку со столь же веселой русской партией и редкими вкраплениями в лице Найдорфа.
Что касается 1.c4, 1.Nf3 или очередных дебютных откровений со стороны Морозевича, то не думаю, что они окажут сколько-нибудь существенное влияние на дебютную карту турнира. Хотя "неправильными началами" (а на таком уровне все дебюты кроме 1.e4 или 1.d4 впору считать неправильными) все же будет сыграно несколько партий.
Итак, подведем итоги:
Нас ожидает увлекательный турнир, в котором нет явного фаворита. Более того, рискну предположить, что в отличие от Сан-Луиса, ни один участник не сумеет оторваться от коллектива, и весьма возможно, что для первого места (или его дележа) хватит скромных +3.
Фавориты - Крамник и Аронян, в непосредственной близости от них - Ананд. Шансы остальных на победу в турнире весьма и весьма незначительны.
Мы, несомненно, увидим много интересного в дебютах - не зря же участники потратили на подготовку именно к этому турниру порядка трех человеко-лет (если суммировать перерыв между последними турнирными поединками всех участников и началом чемпионата мира). А сколько ушло на подготовку компьютеро-ватт и секунданто-долларов - даже трудно представить.
Значимые новинки будут - уверен, все участники добросовестно подготовились к столь значительному событию. Но вот общий рисунок дебютной борьбы в чемпионате мира будет во многом зависеть от решения критического вопроса - удастся ли белым поставить проблемы в Маршалле. Если да - то нас ждет весьма зрелищный турнир. В противном случае простые смертные могут оказаться недостаточно подкованными в шахматном плане, чтобы оценить глубину демонстрируемых замыслов, благо в высочайшем классе игроков сомневаться не приходится.
Конечно, многим хотелось бы видеть в составе турнира таких ярких игроков, как Веселин Топалов, Василий Иванчук, Теймур Раджабов, Шахрияр Мамедьяров, Алексей Широв. Мне тоже импонирует почерк каждого из вышеперечисленных шахматистов, но может быть, именно эта, столь любимая зрителями манера игры и стала причиной их коллективного непопадания в финал чемпионата мира?
Если же говорить об участниках предстоящего турнира, то действительно, преобладают последователи "Здравого смысла в шахматах". Скорее даже, не "последователи", а, не побоюсь этого слова, адепты! Но поверьте, на одном академизме и практичной манере игры претендентами и чемпионами не становятся.
Хотя действительно существуют опасения, что процент ничьих в турнире будет довольно высок (мой прогноз 60-65%), но это скорее вызвано особенностями стиля таких шахматистов, как Крамник, Леко или Гельфанд. И ни один сторонник открытых шахмат не убедит меня, что результат +4 =10 (нечто подобное наверняка видится тому же Крамнику идеальным раскладом) хуже, нежели +5-2=7.
С годами я начинаю понимать, что +4=10 лучше, чем даже +6-2=6, как бы это ни было противно рядовому любителю шахмат. Конечно, мне напомнят слова незабвенного Михаила Таля, который говорил, что предпочитает выиграть и проиграть, нежели сделать две ничьи. Однако и я за цитатой в словарь не полезу, а вспомню другое изречение Михаила Нехемьевича - "Поражение - это микросмерть". Звучит несколько пафосно, но безусловно, родилось не на пустом месте.
Мы, конечно, вправе ожидать бескомпромиссной борьбы во всех партиях, но не стоит забывать, что это не просто супертурнир, а чемпионат мира! Да и бразильская система - "… а мы - сколько захотим" здесь не сработает - уж слишком плотный подобрался состав даже по сравнению с предыдущим чемпионатом. Поэтому давайте воздержимся от критики участников - очевидно, что каждый из них будет стремиться к победе в турнире, а уж "щит и латы, посох и заплаты - каждый выбирает по себе".
В заключение хочу пожелать всем участникам турнира творческих успехов (ибо пожелание сразу всей восьмерке спортивных успехов никак не может быть воплощено в жизнь). Вне зависимости от итогов мексиканский чемпионат несомненно получит всеобщее признание в качестве одного из сильнейших турниров в истории шахмат. Очень хочется, чтобы столь представительное соревнование подарило бы любителям нашей игры множество запоминающихся поединков.
Ну а победит, как всегда, Сильнейший!
|