ChessPro online

Лидер поэтического поколения

вернуться в форум

19.05.2009 | 12:07:53

Главная  -  Парк культуры  -  Поэзия

182

Roger

19.07.2017 | 16:38:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Почитатель: Вас, старик, можно не так понять, срочно меняйте "при этом" - на что угодно.

И поэтому очень великий!
номер сообщения: 83-17-8804

183

IvanStepanovъ

15.04.2022 | 01:30:48

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Русский поэт Иосиф Бродский

При встрече Довлатов спросил Бродского: ''чем сейчас занимаетесь?'' Тот ответил: ''собой''.

Основным и единственным предметом занятий Бродского был человек. На этом поприще он внес свой посильный вклад в общую сокровищницу мировой культуры, за что и получил признание.

Познавать человека можно по-разному, но самый действенный метод - если взять за объект себя самого! Разумеется, объект должен быть богат содержанием, иначе усилия не дадут нужного результата.
В чем это человеческое содержание? Только в духовных поисках, душевных муках, борении страстей, доходящих до т.н. ''пограничных ситуаций''. Что это за ситуации и когда они возникают? Ошибается, кто подумал, что речь о смертельной схватке с недругом на поле брани – нет: на миру, как известно, и смерть красна. Такие ситуации стерегут человека в уютном домашнем углу, в ночной тиши, наедине со своей совестью и своими внутренними бесами... Практика показывает, не всем дано благополучно пережить эти встречи, но сильные духом выходят из них умудренными, обновленными и ...приближаются к Богу.

Наиболее последовательные и упорные искатели истины сознательно загоняют себя в такие ситуации - самые яркие примеры: схимники, отшельники.
Бродский был как раз таким.
Вся его поэзия есть отражение таких опытов затворничества и самопогружения и является своего рода поэтическими отчетами о проделанной работе.



Далеко не все, даже тонкие ценители поэзии, понимают и принимают Бродского, но кто такой же как он искатель истины, тот находит в его стихах духовные и душевные созвучья, мудреет его опытом и черпает в нем силы для жизни.

У Бродского, конечно, не всё сплошь пограничные стихи, но почти все исповедальные и абсолютно все - приближение к разгадке тайны человеческого бытия.



Бродский сложный поэт. Поэзия его глубока, стихи насыщены не сразу уловимыми смыслами и ассоциациями, они сдержанны, не кричат, не взывают к миру, в них тихое, порой мучительное, размышление о нем; страсти здесь не фонтанируют, они сдавлены и уложены в словесную вязь, которую распутывать и распутывать. Поэзия Бродского - занятие для чистых словесников, он не Визбор, его не спеть у костра. У Бродского надо поискать лирику в духе ''растворил я окно, - стало грустно невмочь, - опустился пред ним на колени'', - для него это слишком откровенно и незамысловато. Даже ''Колыбельная'' у него бьет нервным зудом и поисками смыслов.



Или вот такое, под названием ‘’Дерево’’? Обратим внимание, в стихотворении шестнадцать строк, и всё оно - одним предложением.



Не правда ли, виртуоз?!

Поэт Бродский двинул вперед не только поэтический слог, но и сам русский язык, который под его рукой явил нам новые, поистине беспредельные свои выразительные возможности.

Хочу предложить вниманию читающей публики одно стихотворение-загадку, над которым я сижу с тех пор, как узнал его. Небольшое и не самое яркое, чем-то оно зацепило и затянуло как омут – я то и дело возвращаюсь к его дешифровке.



Вот на данный момент результаты моих разысканий:

- ‘’Точка в конце прямой’’ это тот предел, до которого доходит художник в своих исканиях. Прямая линия жизни/творчества тоже состоит из точек, но истина не где-то посередине, она в самом конце. Что это за ''конец''? Фазиль Искандер говорил, что юмор есть попятное движение от пропасти... Ага, значит, встреча с пропастью - естественное и неизбежное событие в творческой жизни, его не минует ни один истинный художник. Скорее всего это и имеет в виду автор. То есть чтобы понять истину, надо дойти до точки, до пограничного состояния: только здесь истина предстает во всей - ''обозримой'' - наготе и полноте...

- Похуже дела с ‘’вычитанием юлы и внешних данных’’. Возможны разные варианты. Например: уставшее сознание перестает в какой-то момент адекватно воспринимать сначала предметы обстановки, потом творец перестает следить за самим собой, становясь этакой образиной... Так, что ли? Однако при чем здесь все-таки какая-то ‘’юла’’? Гм-м… А если это те самые бессмысленные по жизни кружение и суета, которым мы все подвержены и чему мы когда-то решаем положить конец? - тогда все ненужное ‘’вычитается’’, в результате чего жизнь приобретает большую осмысленность и цельность ...Однако, как видим, и здесь есть своя оборотная сторона: паутина, вечное чемоданное настроение, бездомность…

- С ''дальше ехать некуда'' после этих загадок, кажется, уже совсем просто: это должно означать, что поэт в своих поисках слова/истины уперся в стену либо заглянул в пропасть, то есть элементарно выдохся на дистанции. Если в этом состоянии продолжать писать, это будет уже чистое ремесленничество, то есть ‘’златоуст’’ начнет просто кропать для заработка, на золотые зубы...

Вот такой он поэт Бродский. Жуковский и Бальмонт сказали ясным слогом, пожалуй, все что можно - Бродскому не хватает классических выразительных средств. Он идет дальше, развивает стилистику поэтического языка, неустанно создает новую образность, его новаторство здесь, пожалуй, беспрецедентно. Нарочито ли он усложняет читателю понимание своих смыслов? Думаю, нет. Хитросплетения образов, которыми наполнены его стихи, есть его реальная внутренняя жизнь; а что можно сказать просто, он и говорит просто.

Да, Бродского меньше всего заботит, понятен он с ходу всем и каждому, или читателю надо сильно понатужиться. Будь по-иному, это была бы уже не поэзия, а светофор на развилке.

Бродского не любят те, кто вообще не любит излишние умствования и излишне умных, тех, кто все усложняет, в то время как надо быть проще. Бродский раздражает тех, кому нужен поводырь по жизни в виде инструкций, правил и указателей и кому от Бродского никакой в этом смысле пользы. Те же, кто высшей ценностью почитает самого человека, кто готов разделить боли своего ближнего, кто не боится окунуться в его душевную муть и путаницу, кому понятны сильные страсти, и кто сам запутался в своих темных лабиринтах и ищет выхода на свет, к Истине, - те читают Бродского. Самого русского из русских поэтов!

Иосиф Бродский - безусловный гений русского слова. Он - оттуда, из Серебряного века.
В Америке качали нефть и строили небоскребы, а у нас в это время сидели по чердакам и выстраивали из слов лестницу в небо. На слово молились, верили, что оно вознесет прямо к Царским вратам. Светлая память верующим! После них пришли другие, тоже интересные, но уже не те.
А Бродский именно из тех, он один не отрекся от веры во всемогущество Слова, поднял затоптанное знамя и понес вверх по лестнице.
Бродский продолжал дело русской культуры - вылеплял в словах мимолетность бытия: настроение, впечатление, душу... Скажут: зачем? не лучше ли работать руками, обустраивая необустроенную нашу землю? Спросите об этом Пушкина, он тоже, вроде Бродского, тунеядец.

Бродского следует читать уже затем, чтобы представлять, на что способен русский язык, в чем его величие и могущество и далеко ли от вещего слова до рая. Для нас это важно, русские люди - они ведь, несмотря ни на что, все те же: продолжают верить не в нефть, небоскребы и дороги, а в Слово. Чтобы прям раз - и на Небо! Бродский самый первый из таких. Поэтому поэт Иосиф Бродский очень-очень русский человек.

А если кто-то считает, что так работать над словом есть пустая трата времени, значит, он не совсем (совсем не) русской культуры…

Еще Бродскому вменяют его эмигрантство, космополитизм. Другие, напротив, рады бы видеть в Бродском убежденного эмигранта и космополита.
Дудки и тем и другим!



Судьба обрекла его стать эмигрантом, но от этого он не перестал быть плоть от плоти земли русской, русским по судьбе и по духу.

На страницах данной темы проходит одно пронзительное стихотворение Бродского от 1991 года, где он восстает против наметившегося цивилизационного раскола на землях векового содружества – это ли не лучшее доказательство его подлинного патриотизма и принадлежности к славянскому братству?!

Наконец, Иосиф Бродский – и это в нем самое главное! – всегда оставался с русским языком, верой и правдой служил ему, а лучшего вида русского патриотизма не придумано.

__________________________
IvanStepanovъ тот же IvanStepanov
номер сообщения: 83-17-9307

184

арт.

created 2004.06.10 20.00.00

15.04.2022 | 01:47:46
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
и интересно, кому и что вы доказываете?!

Наконец, Иосиф Бродский – и это в нем самое главное! – всегда оставался с русским языком, верой и правдой служил ему, а лучшего вида русского патриотизма не придумано.
номер сообщения: 83-17-9309

185

IvanStepanovъ

15.04.2022 | 02:00:18

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
арт.: и интересно, кому и что вы доказываете?!

Наконец, Иосиф Бродский – и это в нем самое главное! – всегда оставался с русским языком, верой и правдой служил ему, а лучшего вида русского патриотизма не придумано.

Спасибо за прочтение.

Возможно, уважаемый Арт, Вы недостаточно знаете среднюю гуманитарную массу - ей есть чего доказывать насчет Бродского, к ней и обращаюсь

__________________________
IvanStepanovъ тот же IvanStepanov
номер сообщения: 83-17-9310

186

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

15.04.2022 | 05:57:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Точка всегда обозримей в конце прямой.
Веко хватает пространство, как воздух – жабра.
Изо рта, сказавшего всё, кроме «Боже мой»,
вырывается с шумом абракадабра.
Вычитанье, начавшееся с юлы
и т. п., подбирается к внешним данным;
паутиной окованные углы
придают сходство комнате с чемоданом.
Дальше ехать некуда. Дальше не
отличить златоуста от златоротца.
И будильник так тикает в тишине,
точно дом через десять минут взорвётся.

Хорошее стихотворение! Но моя интерпретация другая, конечно. Стихи Бродского, даже сложные, всегда эмоциональны, и его сюжеты пропущены через себя. Связь Христа и Бога-Отца это его отношения с сыном ("И это был взгляд Отца"), возвращение Одиссея - это его возможное или невозможное возвращение на Родину ("Воротиться сюда через двадцать лет") или про личную драму с уходом М.Б. ("Дом разграблен. Стада у него – свели"), вся лирика идёт через его отношения с М.Б. и так далее. Здесь речь идёт о болезненной для Бродского идее эмиграции как смерти. Как в буквальном смысле непосредственно смерти, так и в плане творческой смерти, он боялся, что не сможет больше писать.

Первые две строчки сочетают время и пространство. Прямая - это ось времени (жизненный отрезок), а конечная точка на ней это смерть. Напоследок есть жгучее желание надышаться и наглядеться. Членораздельно говорить уже не получается, а может уже не получается сочинять. Внешние данные идут на убыль, как он писал в другом стихотворении, "Скоро, Постум, друг твой, любящий сложенье, долг свой давний вычитанию заплатит". Чемодан это элемент отъезда, но ехать уже некуда, и тут речь уже не о пространстве, а о времени. Представьте, человек сидит в небольшой комнате с паутиной по углам, он страшно одинок, и единственные звуки - это громкое тиканье часов. И он воспринимает это как обратный отсчёт времени.

Про юлу не знаю, что сказать. Про златоуста/златоротца могу сказать только, что златоротец (золоторотец) это оборванец, а кто "не может отличить" и тонкости противопоставления проповедника и оборванца (высокое от низкого? поэта от обывателя?) пока не улавливаю. Но ощущение окуджавское "только ровная дорога до последнего звонка", только звонок может быть через десять минут.
номер сообщения: 83-17-9311

187

IvanStepanovъ

15.04.2022 | 07:42:03

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: ....
Про юлу не знаю, что сказать. Про златоуста/златоротца могу сказать только, что златоротец (золоторотец) это оборванец, а кто "не может отличить" и тонкости противопоставления проповедника и оборванца (высокое от низкого? поэта от обывателя?) пока не улавливаю. Но ощущение окуджавское "только ровная дорога до последнего звонка", только звонок может быть через десять минут.

Весь камень преткновения именно в этом вычитании, начавшемся с юлы, которое подбирается к внешним данным... Что за юла такая вычитается?.. А после нее вычитаются внешние данные, к которым вопросов вроде бы нет...

Не будь этой замороки-юлы, золоторотец это, конечно, оборванец, и все как будто укладывается: вчерашний успешный писатель сегодня неудачник, и его гонят со съемной квартиры... Но!

Стихи рисуют, как мне видится, типичную обстановку/атмосферу, где обитает и творит, допустим, поэт... Обстановка, конечно, скудная; у самого поэта творческий кризис, мозги в напряжении, соответственно напряжена атмосфера комнаты-чемодана... Реально взорваться, вообще-то, должны мозги, но кажется, что взорвется комната... Короче, Бродский описал одно из своих обычных творческих состояний. Но вряд ли Бродский уж так боялся участи оборванца, поэтому золоторотец может иметь и другой, нетрадиционный, смысл...

Если принять мою версию, то и юла сюда более-менее укладывается. А вне этой версии юла как-то не гармонирует ни с чем.

В сетях я читал самые разные толкования, ваше толкование - еще одно. Но и у вас с юлой ничего не выходит. Приходится мне пока держаться своей версии.

P.S.
....а кто "не может отличить" и тонкости противопоставления проповедника и оборванца (высокое от низкого? поэта от обывателя?) пока не улавливаю.

В мою версию это тоже ложится: стихи Бродского, написанные с божеством и вдохновением, не отличить от его стихов, написанных без божества и вдохновения (для заработка, на золотые зубы), поскольку Бродский истинный профессионал и способен быть ремесленником. (Только не для этого он живет на свете)

__________________________
IvanStepanovъ тот же IvanStepanov
номер сообщения: 83-17-9313

188

jenya

не то, чтобы очень
но и не так, чтобы совсем не

15.04.2022 | 16:46:29

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Юла и другие детские игрушки возглавляют хронологический список потерь. Началось с них, а теперь подобралось к самому лирическому герою, недолго уже осталось.
номер сообщения: 83-17-9315

189

IvanStepanovъ

15.04.2022 | 21:06:54

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
jenya: Юла и другие детские игрушки возглавляют хронологический список потерь. Началось с них, а теперь подобралось к самому лирическому герою, недолго уже осталось.

Это самое простое, но не очень похоже на Бродского: стал бы он называть прямым текстом какие-то детские игрушки...

1 час по полуночи 16 апреля...

А вообще, эта ваша версия - интересная: сидит творческий человек в своей норе, что-то у него не ладится, и начинаются самокопания - перебирает он свою жизнь, вспоминает детство, любимые игрушки... смотрит в зеркало, замечает в общем ряду потерь новые, в том числе на голове... И даже если не чувствовать еще за спиной эту, с косой, все равно человек переживает драму уходящего времени... Стихотворение как раз об этом.

Пожалуй, версия принимается - и юла это действительно просто детская игрушка. Так-так, не есть ли это прорыв?..

__________________________
IvanStepanovъ тот же IvanStepanov
номер сообщения: 83-17-9316