Возвращаюсь к теме водопадов. Кто-то бывал на Бразильском водопаде Iguazu?
Он намного больше Ниагары, самый большой в мире, но, судя по видео, он очень грязный.
И тогда все туристы с их фототехникой должны быть вымазаны от брызг… с другой стороны, грязь не может так быстро намываться веками, может, это цвет камня такой, но выглядит как грязная вода.
На тв канале accuweather сегодня показывали даже ещё более грязный, чем на этом видео:
Рост числа свадеб на фоне мобилизации хорошо заметен на примере Бурятии, где загс каждый день публикует статистику за прошедшие сутки. Этот регион стал лидером по числу браков: с 1 по 21 сентября бурятские загсы в среднем регистрировали 83 свадьбы в неделю, а после начала мобилизации — 662.
Иранский отшельник, не мывшийся полвека, умер в возрасте 94 лет, после того как его убедили помыться.
Курил сразу по нескольку сигарет одновременно, зажав их в ряд между пальцами.
Любопытный ответ на вечный вопрос: зачем люди занялись земледелием/скотоводством, если охотникам/собирателям живётся так легко и приятно (как мы знаем по современным реликтам, бородатый анекдот неплохо отражает реальность)?
Евгений, раз Вы такое любите читать обратите внимание на эту книжку:
Преобразование энергии в свет, движение и тепло стали залогом нашего культурного и экономического прогресса. Вацлав Смил, заслуженный профессор факультета охраны окружающей среды и специалист в области энергетики, экономики и истории подробно объясняет, как энергия формировала общество на протяжении всей истории. От охотничье-собирательского уклада жизни до современной цивилизации.
Evgeny Gleizerov:Ответ, если коротко - с жиру бесились.
Попсово как-то и по ощущениям неправильно. То, что они там пишут про содержание СО2, относится и к собирательству в равной мере, и к травоядным, которым тоже надо жрать растения, а значит и к хищникам - все пищевые цепочки будут завязаны на СО2. Если корешок не растёт у земледельца, то дикая версия этого корешка не растёт и у собирателя, и кабан, жрущий корешки, дохнет или уходит в другое место.
Социальные причины просто смешные - типа охотников на мамонта много, их девушки не любят, а вот земледелец с амбаром - ого-го.
Переход на сельское хозяйство был чисто дарвиновским - то есть для массового перехода племена, переходящие на с/х, должны были получить преимущество над племенами, завязанными на охоту. Пока такого преимущества не было, собирательство (как источник дополнительной пищи) плавно дрейфовало в сторону земледелия, происходило спорадическое развитие технологий - селекция растений, изобретение инструмента, накопление информации. Когда же такое преимущество появилось, оно не обязательно выражалось в чистых калориях, или количестве времени/труда на их получение - это могла быть и бо́льшая стабильность получения этих калорий, и меньшие риски для здоровья, и какие-то плюсы оседлого образа жизни.
там первым делом демографические преимущества были: у кочевников процент выживания детей неизбежно хуже. да и в целом, человек предпочитает оборудованное на все сезоны жилище с очагом.
я бы копал источник всего этого в одомашнивании скота: никакими злаками человек неолита один фиг не прожил бы. и хотя часов труда на выращивание млекопитающего действительно уходит больше, чем на отлов и убой дикой твари, иметь свою еду в загончике очевидно более удобно.
Оно бы хорошо в те давние времена на Аравийском полуострове или в монгольских степях людям обзавестись хозяйством, жизнь вседовольную начать, и прибалдеть, и приторчать.
Да что-то мешало.
Roger: То, что они там пишут про содержание СО2, относится и к собирательству в равной мере, и к травоядным, которым тоже надо жрать растения, а значит и к хищникам - все пищевые цепочки будут завязаны на СО2. Если корешок не растёт у земледельца, то дикая версия этого корешка не растёт и у собирателя, и кабан, жрущий корешки, дохнет или уходит в другое место.
Социальные причины просто смешные - типа охотников на мамонта много, их девушки не любят, а вот земледелец с амбаром - ого-го.
Там же объяснено: корешок растёт, но не настолько большим вырастает, чтобы его выращивание имело смысл.
И про земледельца с амбаром объяcнено: в отличие от охотника, он имеет возможность делать запасы, устраивать пиры для соплеменников и, таким образом, повышает свой социальный статус. Это не высосано из пальца, а наблюдаемо. Сама статья популярная, но содержит целый ряд ссылок на научные исследования.
In this article, I use both ethnographic and archaeological data to argue that ceremonial feasting and the need for socially valued goods, which are critical for ritual performance and necessary for a variety of social transactions, create the demand that underwrites and sustains economic intensification in small-scale societies. Food for large-scale feasts is acquired through the intensification of food production and procurement targeted specifically for feasting, rather than from the surplus available from routine subsistence production. Large-scale demands for socially valued goods tend to result in specialization on the production of "extraordinary" material culture, which is characterized by two modes of circulation, in networks of social obligations or as offerings in sacred locations.
https://dzen.ru/a/Y1-SR6U8ZnnZyPYf?& Армения: Власти страны заявили, что в 2022 году ее ВВП вырастет на 13% за счет притока граждан РФ. «Талантливые, хорошо образованные люди переезжают в Армению, что может иметь длительный эффект», — заявил председатель Центробанка Мартин Галстян.
Охотники всегда считали амбарный способ завоевания девушек земледельцами читерством.
И на протяжении всей истории с мордобоем старались отобрать у них и урожай, и девушек.
Evgeny Gleizerov: И про земледельца с амбаром объяcнено: в отличие от охотника, он имеет возможность делать запасы, устраивать пиры для соплеменников и, таким образом, повышает свой социальный статус.
Одно семейство пополняет амбары, покуда отсталые соплеменники ходят по лесам и полям с луком и стрелами.
И это можно наблюдать прямо-таки в реальном времени (по ссылке из обсуждаемой статьи):
Agta — a population of small-scale hunter-gatherers from the northern Philippines who are increasingly engaged in agriculture and other non-foraging work. We find that individuals in camps engaging more in non-foraging work spend more time involved in out-of-camp work and have substantially less leisure time. This difference is largely driven by changes in the time allocation of women, who spend substantially more time engaged in out-of-camp work in more agricultural camps. Our results support the hypothesis that hunting and gathering allows a significant amount of leisure time, and that this is lost as communities adopt small-scale agriculture.
Я бы все-таки разделил охотников и кочевников. Ну вот Новгород, например - там было полно охотников и собирателей, которые продавали пушнину, мёд и, в общем, неплохо жили. А кочевники как раз особо не охотились, потому что у них свое стадо есть, да и не за кем в степях охотиться толком.
Сельское хозяйство никто не выдумывал, это напрашивающаяся для собирателей идея. Но всегда было непонятно, почему эта напрашивающаяся идея не реализовывалась в течение сотен тысяч лет существования нашего вида. Статья в популярной форме рассказывает об одном из возможных объяснений этого феномена, упоминая при этом и другие.
saluki: там первым делом демографические преимущества были: у кочевников процент выживания детей неизбежно хуже. да и в целом, человек предпочитает оборудованное на все сезоны жилище с очагом.
я бы копал источник всего этого в одомашнивании скота: никакими злаками человек неолита один фиг не прожил бы. и хотя часов труда на выращивание млекопитающего действительно уходит больше, чем на отлов и убой дикой твари, иметь свою еду в загончике очевидно более удобно.
Evgeny Gleizerov: Сельское хозяйство никто не выдумывал, это напрашивающаяся для собирателей идея.
Задним числом всегда представляется, что идея напрашивалась.
Причем по ссылке речь идет о целой популяции, а не о преимуществах какого-то семейства внутри общины. Чтобы такое преимущество возникло, община прежде должна перейти к земледелию/скотоводству, в рамках которого, собственно, только и возможно имущественное расслоение.