Предновогодний турнир «Щелкунчик» проводится в Москве второй год подряд. Организует его Российская шахматная федерация с помощью Фонда поддержки шахматного творчества и предпринимателя Олега Скворцова. На сей раз параллельно с «матчем поколений» состязаются команды юношей и девушек, но в своих обзорах мы сфокусируем внимание на гроссмейстерских дуэлях.
Команды «Королей» и «Принцев» по сравнению с прошлым годом обновились наполовину. За старших вместе с Петером Леко и Александром Морозевичем теперь выступают Борис Гельфанд и Евгений Наер, а у младших компанию Владиславу Артемьеву и Григорию Опарину составляют обладатель Кубка России Иван Букавшин и чемпион мира среди юниоров Михаил Антипов.
Игра проходит в три круга: один в классику, два в рапид. Победы и ничьи в классике «весят» в два раза больше.
Таким образом, после первого дня, не принесшего преимущества ни одной из сторон, общий счет – 4:4.
Первыми гол забили «Принцы»: Морозевич, добившись заметного перевеса в партии с Антиповым, увлекся уничтожением пешек ферзевого фланга и позволил сопернику создать угрозы королю. В осложнениях Александр грубо ошибся и понес тяжелые материальные потери.
Впрочем, к этому моменту «Короли» уже долгое время твердо рассчитывали получить 2 очка в поединке Леко – Букавшин, где Петер «прихватил» на переходе из дебюта к миттельшпилю. До контроля Иван дотянул, однако сразу после цейтнота потерял две пешки и сложил оружие.
Первой в туре закончилась встреча Наер – Опарин. Не лишенная эффекта жертва белого коня на е6 в сицилианской была в сущности мнимой, так как держаться за материал черные явно не имели права. Вернув фигуру, Григорий перевел игру в окончание, где четкими действиями защитил слабую пешку. После серии форсированных ходов возник мертво-ничейный разноцвет.
У Артемьева с Гельфандом в защите Грюнфельда с доски быстро ушли центральные пешки и три пары легких фигур. В равном положении Борис, вероятно, мог сыграть построже. Владиславу удалось развить инициативу и вынудить черных к сдаче пешки. Однако в результате возник четырехладейный эндшпиль с хорошо известным из классического наследия рисунком, в котором белые ладьи оказались прикованы к охране добычи.
Фото: Этери Кублашвили
Е.Наер – Г.Опарин
П.Леко – И.Букавшин
М.Антипов – А.Морозевич
В.Артемьев – Б.Гельфанд