Остались считанные часы до старта турнира претендентов в Москве. Было бы лучше, если вместо этого текста появилось бы превью турнира - с прогнозами, портретами претендентов и пр. Они появятся, конечно, но их приходится предварить рассуждениями "на другую тему". Я имею в виду решение компании «Агон» запретить трансляцию партий (соответственно и онлайн-комментарии, которые давно стали нашей «визитной карточкой»).
Интернет бурлит, коллеги высказали уже ряд существенных претензий к данному решению (прежде всего отсутствие каких-либо правил и условий для ретрансляций, по сути, монополизация турнира). Разделяя многие из этих претензий, я убежден – большинство из них не учитывает всего клубка задач и проблем, стоящих перед «Агоном». А проблемы эти глобальны, масштабны, и для их решения требуются серьезные коллективные усилия.
ФИДЕ и «Агон» за последние годы сделали немало, но до заветной цели - а именно, превращения шахмат в коммерческий вид спорта – по-прежнему еще очень далеко. Последнее решение «Агон», по моему мнению, свидетельствует об одном - проблему пытаются решить по шаблону, особенно и не скрывая этого. В частности, мотивируя свой шаг, представители компании используют фразы "как в футболе", "как в теннисе".
Но шахматы уникальны. Они, конечно, не занесены к нам из космоса, так что земные, рыночные законы действуют и на них. Но у шахмат есть своя специфика и ее нужно очень тонко учитывать. Прежде всего - шахматы абсолютно не телевизионный вид спорта, они не для телевизора. Вы просто представьте себе: человек сидит пять часов подряд, уткнувшись «в ящик» и наблюдая за выражением двух лиц. Конечно, в нашей игре были и есть немало мимических гениев, но и это не может приковывать внимание в течение долгих часов. Ведь все события, вся основная драматургия вершится «за кадром» - не на лицах шахматистов, а на доске. Поэтому говорить о какой-то привлекательности для широкой телевизионной аудитории не проходится. Никогда шахматы не станут телевизионным видом спорта – публике это быстро надоест. Карлсен, которому таки удалось прорваться на норвежское телевидение – это исключение, подтверждающее правило.
Между тем, многолетнее повторение этой мантры – «шахматы в телевизор» - не приближает нас к заветной цели. Я уже лет двадцать слышу «давайте продвинем шахматы в телевизор», но это ложный путь. Важно это понимать.
Учитывая особенности шахмат, надо соответственно выстраивать и стратегию их продвижения «в массы». У нас свои плюсы. Шахматы - тотально интернетный вид спорта, а потому логичнее использовать прежде всего возможности интернета.
Для монетизации, для привлечения титульных спонсоров вовсе необязательно использовать грубую силу запретов. Наоборот, интернет - свободная зона и «Агон» достигнет еще больших успехов, используя его преимущества.
Вместо того, чтобы запрещать и локализовать весь трафик на официальном сайте, «Агон» мог бы разработать веб-шаблон страницы для трансляции всех своих топовых событий. И раскинуть «свою паутину» по всему миру. Данную страницу могли бы размещать у себя сайты, желающие и способные транслировать турниры, но в этом случае они были бы обязаны транслировать и весь поток рекламы спонсоров от «Агон».
«Агон» мог бы предоставлять код вставки данной страницы, или код видео или только ссылку на pgn-файл всем сайтам, отвечающим заданным им же критериям. В этом случае интересы спонсоров не будут ущемлены; более того, их реклама начнет транслироваться по всему миру. Это не только расширит географию, но и увеличит аудиторию.
Обязательным элементом этих страниц должен быть открытый счетчик, с тем чтобы «Агон» и его спонсоры имели полную статистику. Статистика здесь – ключевое слово, ведь счетчик – фактически икона любого эффективного медиа-менеджера (Обычно же мы не знаем статистики официальных сайтов, она, как правило, закрыта. Нам сообщают о сотнях тысяч и миллионах, но эти цифры не показательны – ведь говорится о просмотрах, которые не дают реальной картины, и забывается о хостах, т.е. имеет место элементарная путаница в терминах.)
Преимущество шахмат (их удивительную адаптивность к многочисленной интернет-аудитории) запреты фактически сводят на нет – ни в одном современном виде спорта вы не встретите подобную монополию.
Не нужно воевать с сайтами, пусть аудитория смотрит там, где привыкла смотреть - ведь это вовсе не мешает «Агону» достигать своих целей, а совсем наоборот. Один из возможных механизмов я описал выше.
Поэтому запятую в заголовке я бы поставил после второго слова.
Артур АВЕТИСЯН,
шеф-редактор chesspro.ru