вторник, 19.09.2017
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Клубный Кубок Европы07.10
Командный чемпионат Европы27.10

Аэрофлот-опен. Репортаж

Илья ОДЕССКИЙ,
международный мастер

БЕЙ ПЕРВЫМ

Оказывается, в то самое время, когда шахматисты отмечали открытие «Аэрофлот-опена», в России открылся футбольный сезон. Вот это да! ФК «Зенит» со счетом 1:0 разгромил гостей из Испании. Молодцы. Спартаковцы тоже вышли на поле и встали стеной у ворот. Ох, и бились они – люто. Сам я не видел, но говорят.

К футболу, обещаю, еще вернемся. А пока давайте посмотрим, как начинался первый тур «Аэрофлот-опена».

Тур начинался спокойно. Участники щупали фигуры, надписывали бланки, сосредоточенно смотрели в пустоту перед собой. Настраивались на партию. Судьи были преисполнены важности момента. Репортеры щелкали затворами. В холодильниках охлаждалась вода. Какая все-таки прелесть эти простые предложения.

Минут за пятнадцать до начала тура.

Александр Халифман. Чем-то напоминает пианиста. Нет?

Примерно тем же занят и Алексей Дреев.

Судя по всему, Алексей – человек не суеверный. Потому что у меня стойкое ощущение, что на недавнем Суперфинале первенства России гроссмейстер Дреев проиграл пару партий, будучи именно в этой зебристой униформе. И все равно надел ее вновь. Да еще на первый тур.

Значит, верит в себя, в свои силы. А не в счастливую и несчастливую фуфайку.

Артем Тимофеев.

Уже все знают, что Артем год с хвостиком играет по принципу «то густо, то пусто». Занимает почти исключительно первые и последние места. Завалил круговик в Сараево – выиграл Кубок России. Завалил Суперфинал – выиграл «Moscow open». И так круглый год.

Если придерживаться строгой чересполосицы, то ничего хорошего на этом турнире Артема не ждет. После очередного успеха пора валиться. А с другой стороны – год только начался, старые приметы не в счет. Пора закладывать новые традиции. Хорошо бы победные.

Для журналистов – уже писал об этом – Артем даже не находка, а просто эталон. Лучшего и желать нельзя. Всегда корректен, выдержан. Абсолютно не подвержен «звездной болезни». Поэтому даже из чисто шкурных соображений желаю Артему успеха. Будет Артем наверху – будет информация из первых рук, будет о чем писать. Но если отставить цинизм в сторону, скажу, что Артем – замечательный парень, которому можно пожелать успеха просто так.

Хисматуллин – Сутовский. Битва гигантов. Иначе говоря, тяжеловесов. Центнера три в сумме парни могут потянуть. Хорошо, согласен на двести пятьдесят. Кстати, если что, могу выйти на замену.

Сергей Волков. Матерый профи. Был чемпионом России.

Много, ох, много может рассказать Сергей о своей профессии. «Не ходите, дети, в шахматы играть...» Но пока до мемуаров дело не дошло. Очередной турнир, новые надежды. Сбудутся ли? Как знать. На всех призов все равно не хватит – это уж точно.

Евгений Наер. Настраивается на тур, а, может, на весь турнир. Глядит в прекрасное далёко.

Женя – из той редкой породы собеседников, рядом с которыми всяк и шутит остроумнее, и мыслит ярче. Но сейчас к Маэстро лучше не подходить. Какие уж тут шутки. Неудачно начнешь турнир – и можешь свободно шутить за свои деньги так, что все обхохочутся.

Судьи дают отмашку. Можно начинать игру. Поехали!

Слева – направо: Анджей Филипович, Ашот Вардапетян, Герт Гийссен. Второй день подряд у микрофона Александр Бах. Он не судья, но он придумал этот турнир. Кремлевский мечтатель. Так что по справедливости давать отмашку должен именно он.

Лицо турнира: Наталья Шустаева.

Игра началась. Первый тур «Аэрофлот-опена» стартовал. Куда смотреть, на что?

Первое, что бросается в глаза – это конечно, то, что называется «и стар, и млад». В этом «фишка» любой, даже самой пафосной швейцарки. Можно ставить рейтинговые барьеры, можно – денежные, все равно: в одном зале, за соседними столиками окажутся представители как минимум трех поколений. А то и четырех. В этом смысле шахматы – один из самых демократичных видов спорта.

За доской – Илья Нижник. И Артур Юсупов.

Конечно, Юсупов не стар. Он, прошу прощения за банальность, суперстар.

Партию дня каждый пусть выберет себе по душе. Для меня таковой стала партия Каруана – Хоу Ифань.

Фабиано Каруана, конечно, пока еще не Карлсен и не Карякин. Не говоря уже про иных прочих. Тем не менее: маленький итальянец взял себе фамилию на нужную букву. И растет, действительно, не по дням, а по часам. Уже ясно, что будет очень сильный гроссмейстер. Весь вопрос, насколько «очень».

А про Хоу Ифань вообще молчу.

Все-таки жаль, что рекламный рынок шахмат так ничтожен. Иначе производители заколок могли бы сильно приподняться. Сколько ей лет, этому монстрику? 13, 14? А первые ее фото появились, кажется, когда ей было 11. И уже тогда на всех фотках – фирменные заколки числом две.

Дети бодались до полного опупения. После первого контроля у китаянки оставался ферзь, зато итальянец имел ладью, коня и пешку, дошедшую до d7. Финита? А вот шиш. Монстрик Фаня уперлась на последнем рубеже. Как-то ловко вернула ферзя за ладью и проходную пешку. Правда, у Каруаны еще оставался конь. Но для победы одной лошади не хватило. Ничья!

Интересная партия. Надеюсь, она попадет в обзор на «Chesspro». Мне бы хотелось почитать, что там было на самом деле. А то пока сплошные эмоции.

Тур шел своим чередом. Быстро сыграл вничью Халифман, почти сразу же разошлись миром Рязанцев с вьетнамцем. А вот и первый результативный поединок. Выиграл Виорел Иордакеску. Выиграл – и скромно сказал, что партия получилась не очень печатная. Я с него взял слово, что как только будет печатная, он в экспресс-режиме прокомментирует ее для «Chesspro».

Виорел сказал, что с удовольствием.

Следующий результат пропустить я просто не мог. Потому что был заинтригован донельзя.

Дело было так. Встречаю Владимира Федоровича Лепешкина. Причем «встречаю» – это очень тихо сказано. У Владимира Федоровича лета немалые, но несется он мне навстречу на всех парах. И говорит:

– Хотите сенсацию?

Я немножко состорожничал. Спрашиваю:

– Со знаком «плюс»? Или «минус»?

– Плюс, – говорит Владимир Федорович. И, не дожидаясь формального согласия, выпаливает:

– Непомнящий закрыл Челябинский вариант!

При этих словах я, признаюсь, обернулся. Что называется, взял паузу. Собеседник стоял рядом. Терпение его было на исходе.

Владимир Федорович – известный тренер, аналитик. Человек серьезный. Словами не разбрасывается, во всяком случае. С другой стороны, что значит «закрыл»? В смысле – запер, что ли?

– Владимир Федорович, что значит «закрыл»?

– Вы слушайте, что я вам говорю. Малахов закрыл ход «ладья бэ восемь», Непомнящий сегодня закрыл ход «а пять». Хотя я об этой идее знал еще полгода назад. Всё, Челябинский вариант закрыт!

Вы что-нибудь слышали про «ладья бэ восемь»? А про «а пять»? Вот и я – что-то очень смутно. Поэтому со всевозможным спокойствием поблагодарил Владимира Федоровича, а про себя решил: чем бы ни закончилась партия – утащу Яна в пресс-центр.

Партия закончилась победой белых. Ян дал себя увести в пресс-центр и даже дал экспресс-комментарий. В беседе принимал участие главный редактор журнала «64» Марк Глуховский.

Давайте послушаем. И подвигаем. В уме.

Комментирует гроссмейстер
Ян НЕПОМНЯЩИЙ

Я.НЕПОМНЯЩИЙ - З.АНДРИАСЯН
Сицилианская защита B33

1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cd 4.Nxd4 e5 5.Nb5 d6 6.N1c3 a6 7.Na3 b5 8.Nd5 Nf6 9.Bg5 Be7 10.Bxf6 Bxf6 11.c4 b4 12.Nc2.

Ян Непомнящий. Челябинский вариант. Ну, и чего?

12...a5.

Илья Одесский. Значит, такую вещь сказал Владимир Федорович Лепешкин: ход 12...Rb8 закрыл Малахов. А ход 12...a5 сегодня закрыл Непомнящий. И вообще челябинский вариант закрыт.

Прокомментируй это как-нибудь, пожалуйста.

Я.Н. Пока не знаю, чем плох ход 12...Rb8. Для меня это большое открытие. Что касается хода 12...a5 и моей реакции на него, то все это не ново. Морозевич так играл совсем недавно, на чемпионате мира по блицу в Москве.

13.Qf3.

Я.Н. Понятно, что после 13.g3 или 13.Be2 у белых ничего нет. Позиция практически равная. А после 13.Qf3 еще можно как-то соперника поднапрячь.

И.О. Ход 13.Qf3 был сделан с целью поставить ладью на d1 и провести с4-с5?

Я.Н. Не факт. Смотря как черные будут реагировать. Если так, как в нашей партии, то да. А если 13...Bg5, тогда 14.h4 Bh6 15.g4. Так и расставлял Морозевич.

И.О. А на 14...Bxh4 что?

Я.Н. А на 14...Bxh4 просто 15.Rxh4 Qxh4 16.Nc7+. Фигура выигрывается.

{И.О. Пришел домой, разыграл вариант – и сначала не понял, где фигура выигрывается. Продолжим: 16...Ke7 17.Nxa8 Bg4. А потом дошло: 18.Ne3! }

13...Be6 14.Rd1.

Я.Н. Эндшпиль после 14.Nxf6+ Qxf6 15.Qxf6 gf черные держат без особых проблем. Может даже получше у них оказаться.

14...Be7.

Я.Н. На 14...Bxd5 бью пешкой: 15.cd, конь уходит, и даю шах на b5. А если 15...Na7, то позиция у черных достаточно противная. Стабильно похуже. По крайней мере, я так понимал. Хотя специально этот вариант не готовил. Не ожидал, что соперник сюда пойдет. Вообще не ожидал челябинского варианта.

15.c5!?

Я.Н. Если я за что-то борюсь, то делать этот ход надо.

И.О. Скажи честно: стояла позиция дома?

Я.Н. Нет. Не перед этой партией, во всяком случае.

И.О. Но после с4-с5 позицию уже можно оценить?

Я.Н. Оценить можно. Позиция абсолютно неясная.

15...0-0.

Я.Н. Рокировка – правильный ход.

Марк Глуховский. Может, и правильный, но надо объяснить читателям, почему нельзя съесть пешку.

Я.Н. Можно ферзя выиграть: 15...dc 16.Nf6+. Хотя я, честно говоря, нацеливался на 16.Bb5.

М.Г. Да нет, не об этой пешке речь. О черной пешке: 15...0-0 16.Nxe7+ Qxe7, и бьем на d6.

Я.Н. Мне казалось, что позиция у черных может получиться неплохая. Потому что чем бить? Если ладьей: 17.Rxd6, то 17...Rac8. Пешка лишняя, но так посмотреть... маловато, честно говоря. На 18.Bb5 есть ход 18...Na7. На с5 упадет, вообще будет неясно, в чью пользу позиция. А на 17.cd у черных два ответа. Мне казалось правильным 17...Qb7. Не знаю, почему, но так казалось. Висит на а2. Если 18.b3, то 18...a4. У черных простая игра.

Поэтому я не тороплюсь забирать материал.

16.Bb5 Na7?

Я.Н. Надо было играть 16...Bxd5. На 17.ed есть 17...Na7. Я сначала думал, что 18.Bc6, потом смотрю: бить-то необязательно, можно хотя бы 18...Rc8 пойти. Вообще ничего нет у белых.

Должен брать ладьей: 17.Rxd5. Тогда 17...Qc7. Что это за позиция? Мне казалось, что хуже я не стою. С другой стороны, а как бороться за перевес? Например, 18.Bxc6 Qxc6 19.Ne3. Отдаем пешку: 19...dc 20.Nf5. Может, ничего и нет у белых. Может, вообще надо уравнивать.

Короче говоря, надо анализировать. А он пошел как-то очень странно. 16...Na7 – грубая ошибка даже из общих соображений. Уводит коня из центра, хотя мог его защитить.

Еще был ход 16...Rc8. Соперник сказал, что отказался из-за 17.Ba6. Я не понял, что имеется в виду. Ему виднее. Я бы, наверное, отвечал 17.0-0.

17.Ba4.

Я.Н. Конь на а7 очень плохо стоит. А мой слон на а4, напротив, встал полезно. Много полей контролирует. Вообще хорошая игра по белым полям.

17...Bxd5.

Я.Н. На 17...dc я, честно говоря, не собирался забирать ферзя (18.Nf6+). Пошел бы 18.Nce3. Один конь на d5, второй лезет на с4. А у соперника конь на а7 отрезан.

Позиция, объективно, все равно не такая ясная. Но перевес, думаю, уже приличный. Черным очень трудно как-то фигуры пристроить свои.

18.Rxd5 Qc7.

Я.Н. После этого позиция уже близка к проигранной. Был какой-то ход 18...Qb8, чтобы не подставляться по 7-му ряду. Тогда, наверное, 19.Ne3 dc 20.Nf5. Просто сильная инициатива по белым полям.

19.0-0 Rad8.

Я.Н. Тут вступает в силу тактический нюанс. Черные никак не могут избавиться от своей пешки d6, потому что на 19...dc следует 20.Rd7.

20.Rfd1 Nc6.

Я.Н. Снова нельзя бить: 20...dc 21.Rd7. А на 20...Nc8 я считал 21.Ne3 dc 22.Rd7. Захожу всеми фигурами ему в тыл. Позиция уже такая... Даже очень-очень такая... 

21.Qd3 Nd4.

Я.Н. С одной стороны, белые ничем не грозят. Скажем, соперник делает форточку: 21...h6. И на 22.cd Rxd6 23.Rxd6 Bxd6 24.Qxd6 находится ход 24...Rd8. С другой стороны, на 21...h6 неприятно 22.Qb5, и если 22...Na7, то заканчивает 23.Qb6. А если форточку не делать, то мой следующий ход очевиден: ставлю коня на е3.

Так что соперник, скорее всего, выбрал меньшее из зол.

22.Nxd4 ed 23.c6.

Я.Н. Здесь я, честно говоря, бросил думать. Лишний слон практически. И лишняя пешка. В общем, белые выиграли.

Ян откланялся и ушел, а я остался в пресс-центре. Челябинский вариант, похоже, как закрыли, так и открыли. Гроза прошла стороной. Ну и хорошо.

Рядом трудились французские коллеги.

Кто слева, за ноутбуком – честно, не знаю. А справа улыбается гроссмейстер и журналист Робер Фонтен. Похоже, у него тоже все хорошо.

Решил воспользоваться случаем, уточнить одно место из вчерашнего репортажа. Спрашиваю у Робера: что, ваша Мари Себа действительно такая странная, как все говорят?

– Ого-го! – отвечает Фонтен. – Еще какая! Very strange!

Пророческими оказались его слова. Знаете, что сделала эта Себа? Взяла и обыграла нашего Ивана Попова. Парень, между прочим, – чемпион мира «до 18» и вице-чемпион мира «до 20». А тут взял и сдался – за два хода до мата.

Ну, и кто она после этого? Очень, очень very strange.

М.СЕБА - И.ПОПОВ

54.Kf3! Плохо 54...Rxe8 55.Rg7! и g3-g4 с матом. А ничего хорошего уже и не придумаешь.

Фавориты вообще в первый день выступили посредственно. Проиграл Джобава. Проиграл Волокитин. И Вашье-Лаграв. Проиграл Волков. И Паша Смирнов проиграл тоже. О ничьих я даже не говорю. Их вообще набралось полтора десятка.

Почему так происходит? Ведь буквально на днях завершился «Moscow open». Так и там тоже в первом туре был звездопад. Нет, понятно: класс игроков выравнивается, слабых соперников практически не осталось и т.д. Все это уже на зубах навязло. Жувачка, общее место.

А все-таки – почему?

Ни к селу, ни к городу, а просто в связи с открытием футбольного сезона хочу рассказать одну историю. Дело было на чемпионате мира по футболу... кажется, 1990 года. А, может, и не 90-го. Но точно на чемпионате мира по футболу.

И на этом чемпионате мира судьи почему-то очень часто назначали пенальти. Почти в каждом матче. А поскольку чемпионат мира – можно сказать, король турниров, все хотят выиграть, то и пробивать пенальти вызывались не абы кто, а самые сильные игроки в команде.

И вот почему-то этим самым сильным игрокам ужасно не везло. То есть (условно) подходит к точке Марадона. Бьет! – штанга. Подходит... ну, я не знаю, Руммениге. Бьет! – перекладина. Подходит Барези. Бьет! – выше ворот. Ужас.

А комментатор, сидючи в своей будке, каждый раз выдавал один и тот же штампованный комментарий. «Марадона упустил стопроцентный момент! Руммениге упустил стопроцентный момент! Барези упустил стопроцентный момент!» И т.д.

Это еще не история. Это как раз предыстория.

История же заключается в том, что после чемпионата мира была статья. И автор этой статьи ссылался на исследования Константина Есенина. Ну, кто такой Константин Есенин, объяснять не надо. Это сын поэта Сергея Есенина и Зинаиды Райх. Но для нас главное, что Константин Есенин – бог отечественной футбольной статистики. Был. Он умер в 1986 году.

Да. Так вот, Константин Есенин знал о футболе все. То есть абсолютно все. В том числе и про пенальти. Он провел исследование. Взял всю возможную статистику, обработал и пришел к неожиданному выводу. Пенальти – никакой не стопроцентный момент. Вероятность забития пенальти составляет ровно 83 процента.

Что означает, что 17 процентов – против.

Против чего? Против гола, по-видимому. И вот, пока я читал статью, эти 17% становились все более и более живыми. Как будто это 17 штанг. Или 17 кочек. Или, если обобщить, – 17 осязаемых, конкретных, одушевленных проблем на пути бьющего игрока. И будь ты хоть Марадона, хоть Барези, хоть сам Погребняк. Хоть кто. Ты подходишь к точке, и ты знаешь: даже если ты пробьешь идеально – точно, сильно, в угол, щечкой, пыром, с разбегу, с ложным замахом – все равно! 83 процента – что ты забьешь. А 17 процентов – против.

Какая тут связь с шахматами? И есть ли она вообще? Если нет – получается, что вы зря читали предыдущие абзацы. А я зря их писал – заодно удивляясь собственной памяти, поставившей защитника Барези на точку пробития пенальти. Как будто у итальянцев не было сносных нападающих. Были, конечно.

Но вот что я хочу сказать. Оставим даже в стороне опен-турниры. Возьмем более экстремальный пример: Кубок мира. Турнир по нокаут-системе, с выбыванием. Все хотят выиграть, никто из фаворитов не играет вполсилы. Но скажите, был ли хотя бы один Кубок мира – мужской или женский, неважно – в котором в первом же круге не выбывал явный фаворит? Мне кажется, что не было.

Больше всего привлекает само это слово: статистика. Не эмоция, не психическая накрутка, а голая цифирь. Слабейший в паре игрок знает, что в первом круге у него есть реальный шанс выбить более сильного. Потому что в каждом таком турнире в первом круге хотя бы один фаворит, да выбывал. Выбывал – и давал эти несчастные 17% в общую копилку статистики.

Справедливости ради скажу, что в первом туре «Аэрофлот-опена» фавориты потеряли не 17, а чуть ли не 50% очков. Что означает, что моя гипотеза хромает на обе ноги.

Встретимся во втором туре.

Последние турниры

Мемориал Таля

07.06.2012

Мемориал Таля проходит с 7 по 18 июня в Москве, в Доме Пашкова

Чемпионат США

07.05.2012

Чемпионат США проходит в Сент-Луисе с 7 по 20 мая по круговой системе при 12 участниках.

Мемориал Капабланки

03.05.2012

Организуемый в 47-й раз Мемориал Капабланки проходит в Гаване с 3 по 14 мая.

Матч Аронян – Крамник

21.04.2012

Матч из 6 партий между Левоном Ароняном (Армения, 2820) и Владимиром Крамником (Россия, 2801) проходит в Цюрихе с 21 по 28 апреля.

Командный чемпионат России

08.04.2012

Командный чемпионат России проходит в Лоо с 8 по 16 апреля в 7 туров.

Чемпионат Европы

19.03.2012

Чемпионат Европы проходит в Пловдиве (Болгария) с 19 по 31 марта по швейцарской системе в 11 туров.

Чемпионат Европы среди женщин

02.03.2012

Чемпионаты Европы среди женщин по классическим шахматам, быстрым шахматам и блицу проходят в Газиантепе с 1 по 19 марта.

Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин

17.02.2012

Кубок АШП по быстрым шахматам среди женщин проходит в Тбилиси с 17 по 22 февраля.

Aeroflot Open

06.02.2012

Aeroflot Open проходит с 6 по 17 февраля в Москве, в гостинице «Космос», пр. Мира, 150.

Гибралтар

23.01.2012

Юбилейный десятый фестиваль проходит на Гибралтаре с 23 января по 2 февраля.

Вейк-ан-Зее

13.01.2012

Фестиваль Tata Steel Chess проходит в Вейк-ан-Зее с 13 по 29 января.

Все материалы

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум