| Вейк-ан-Зее. Репортаж |
|
Юрий ВАСИЛЬЕВ, «СЭ», специально для СhessPro |
|
КАК СТАТЬ ДЖЕНТЛЬМЕНОМ |
СТАЛЬ И ДЕНЬГИ
Отчет свой начну с уточнений. Должен признаться, что по поводу размеров призовых за "лучшую партию тура", которые волевым решением присуждает бывший боснийский, а ныне голландский гроссмейстер Иван Соколов я оказался, мягко говоря, не совсем точным. Призы нынче такие: 500 евро в турнире "А", 250 евро – в турнире "В" и 100 евро в турнире "С".
После 5-го тура я спросил у Широва, сколько у него уже таких отличий, он сказал : "За 1-ю, 3-ю и 4-ю". И попросил (разумеется, шутя) "не отнимать у него деньги в своих репортажах".
Каюсь, опирался на устаревшие данные.
Но это же хорошо, что корусмены увеличили призы! Значит, добрую сталь варят в "Корусе", и значит, пользуется она спросом на рынке.
Кстати, о стали.
Вот как видит этот процесс знаменитый фотолетописец "Коруса" фотохудожник Фред Лукас. Этот плакат можно увидеть в самых разных местах в Вейке.
А это дым "Коруса", который не сладок и не приятен. Даже для голландцев, хотя это их отечество.
Но не все деньги улетают в трубу. Часть из них оседает в карманах креативных и удачливых шахматистов.
За первый приз (10 000 евро) борьба наверняка еще обострится во второй половине турнира, но те деньги, которые Алексей Широв уже заработал за свои красивые победы – "1-ю, 3-ю, 4-ю" – у него уже никто не сможет отнять. Даже я, в своих репортажах.
КОНКУРЕНТЫ. ГЛАВНЫЕ?
Тур 5-й начался ударом гонга, который произвела эта почтенная дама.
Не просто центральной, а суперцентральной была партия Хикару Накамуры против Магнуса Карлсена
Хикару пару турниров тому назад, как мне рассказал Саша Чернин, заявил, что не видит для себя препятствий к титулу чемпиона мира. Сказано сильно, конечно. Но может, журналисты "подредактировали"? Мне Хикару говорил на этот счет спокойнее.
Впрочем, препятствий, вероятно, нет, но есть серьезные конкуренты. В частности, один из самых серьезных как раз сидел в 5-м туре напротив Хикару.
Хикару не стал его баловать строгим костюмом и ярким галстуком. Не тот случай. На партию с Викингом Хикару пришел в обычной рабочей одежде. В какой он ходит каждый день. Рабочий момент, рабочая обстановка, рабочая одежда.
Ну а вот дебютные одежды были у него припасены для этого рандеву весьма экстравагантные.
Не те, что проходят в мастер-классе у Великого.
Может быть, поэтому получил Хикару после дебюта позицию почти подавляющую. Позиция была у Магнуса оччччень опасная. Это и он сам понимал, то поднося руку к фигуре, то отдергивая ее, то вновь погружаясь в раздумья, то отодвигая локоть для удара, то вновь подпирая голову руками.
Однако Хикару где-то продешевил. Вероятно, недооценил рейд вражеского ферзя вглубь своего войска. В результате из позиции испарилась острота, и инициатива перешла к черным. Ничья – не то, чего жаждал Накамура. Столкнулся с ним в дверях. Вид имел суровый. Зубы сжал, брови свел, был явно недоволен.
А его соперник (главный конкурент на пути к трону) выглядел очень усталым, еле языком ворочал, объясняя обступившим его журналистам, как непросто ему пришлось в этой партии.
Потом, как я узнал, Магнус выказал Накамуре уважение и даже ввел его в ранг будущих своих главных конкурентов.
Ну, что ж. Кажется, Накамуру "повысили в звании"? Теперь он не "средневес", но "полутяж".
О партии Ананд – Карлсен из 6-го тура ничего не скажешь, кроме того, что она состоялась. Учитывая обоюдное нежелание играть и добрые отношения чемпиона мира и лидера рейтинг-листа, результат закономерный и предсказуемый.
СПРОСИТЕ У ТИШИНЫ
В 5-м туре порадовал своей "не-Русской" партией Владимир Крамник. Ведь может же, когда припрет!
- А что мне, шахматы бросать прикажете? Если он Русскую вдруг опровергнет? – улыбался экс-чемпион мира после игры. – С Анандом, Карлсеном – да! Буду играть Русскую. А со Смитсом – нет!
Сказал, как отрезал.
А все-таки жаль, что нельзя и с указанными гроссмейстерами сыграть не-Русскую!
А как бы хотелось увидеть, скажем, "сицилианку" или "испанку" в исполнении 14-го чемпиона мира!
Так нет же: вновь нас ждут, стало быть, русские напевы:
"Хотят ли русские войны,
Спросите вы у тишины…."
А вот в 6-м туре Владимир играл белыми и красиво переиграл Люка ван Вели. В партии было все, что обычно бывало в лучших крамниковских партиях: тотальный зажим, тонкая реализация, комбинационный взрыв, этюдные мотивы. И – вынос тела черных.
Между прочим, Владимир по-прежнему намерен постараться выполнить свой "бизнес-план", о котором мы с ним говорили накануне турнира. По поводу сумасшедших "+5" Алексея Широва Крамник, тонко усмехнувшись, сказал, что все-таки Алексей не играл еще с сильнейшими.
БЫВАЕТ
После победы над Люком ван Вели у Широва перфоманс был под 3500. Поначалу казалось, что у Люка ван Вели все в порядке. Его тренер гроссмейстер Чучелов даже сказал, что у его подопечного "лучше"!
Но как-то постепенно начал Люк "терять нитку", а затем стал на раздачу материала. Широв, конечно, материал-то прибрал к рукам и уверенно привел Люка к общему знаменателю.
- Конечно, я понимал, что в дебюте сильно рискую, делая ход Корчного …g5. Но все-таки считал, что раз Виктор Львович так сыграл и выиграл партию, совсем бессмысленным ход точно быть не может. Трудно оценить возникающие позиции, может быть, где-то у меня опасно, но какие-то контршансы всегда есть. То есть, в целом я считал, что этот ход вполне будет в духе моей игры в этом турнире и все может получиться. И неожиданно получилось все опять.
- Был момент, когда ты стоял похуже немного?
- Может быть. Компьютерами же не разрешается пользоваться во время партии, это компьютер должен показывать, было там хуже или не было. Мне казалось, что там нормально. Вроде мне казалось, что очень опасным для меня был ход Сd6 (когда я взял пешку на е2, то он мог сыграть сразу Сd6, и вроде у меня опасная позиция). Но опасная – не значит, что проигранная. Где-то у меня шансы на уравнение все равно остаются.
- Пять из пяти – феноменальный результат…
- Бывает… - сказал Алексей и весело рассмеялся.
Что было, то было.
После партии с Шортом невероятная серия Широва прервалась.
ТРИКОЛОР, НО НЕ НАШ
А теперь обратим внимание на очень интересного мальчика. Зовут его Аниш Гири. Ему 15 лет, он лидирует в турнире "В". С неплохим результатом "+4".
Среди поверженных Гири гроссмейстеров Эмиль Сутовский, Ливиу-Дитер Нисипяну. Ни Хуа ничего не смог с Гири сделать белыми. На столике рядом с Гири стоит "триколор". Цвета те же, но порядок не тот. Не под нашим флагом играет лидер турнира "В", а под голландским. Хотя Аниш Гири – гражданин России. Но состоит он в голландской федерации и даже является чемпионом Голландии.
В минувший выходной я поговорил с юным чемпионом Голландии, лидером группы "В" Анишем Гири.
Перед вами запись нашей получасовой беседы. Я не стал ее особо "причесывать", как мальчик говорил, так я и оставил.
- Расскажи о своей семье.
- Моя мама из России, а папа из Непала. Он индус. Папа приехал в Россию учиться. Ну, и потом в 1994-м родился я. Довольно долго, до того, как мне исполнилось 8, мы жили в Петербурге. Потом поехали с семьей в Японию. Мой папа гидротехник, и его пригласили туда работать. Мама не работает.
- У тебя есть братья и сестры?
- У меня две сестры. Одной сейчас 11 лет, а другой 5. В общем, на протяжении 5 лет мы то ездили в Японию, то вновь возвращались в Россию. Потом приехали в Голландию. Папа здесь получил работу. Живем неподалеку от Гааги.
- Ты на турнире один?
- Да.
- Расскажи, как ты стал заниматься шахматами?
- В 6 лет на день рождения мне подарили книжку. Книга называлась: "Как стать джентльменом". И там был раздел про шахматы. До этого, когда мне было 5 лет, меня мама пыталась учить играть в шахматы. Но я ничего не понял тогда. А тут стал читать книгу и все понял. Стал с мамой немного играть. А в 7 лет пошел в шахматную школу – ДЮСШ №2 Калининского района в Питере.
- Кто были твои первые учителя в шахматах?
- Сначала меня тренировала Ася Владимировна Ковалева, а затем Андрей Сергеевич Праслов, у него рейтинг 2400, он почти международный мастер.
- И как продвигались твои успехи?
- Через год я выполнил норму 1-го разряда, потом, когда семья поехала в Японию, я там играл очень редко. Немножко поигрывал – раз-два в месяц в каком-то клубе. Но потом я стал играть в Интернете.
- По минуте на партию?
- Нет, почему по минуте - по три минуты. Интернет, думаю, сыграл решающую роль.
- А как теорию осваивал?
- Основу заложили занятия с тренерами в ДЮСШ. А так я не был особо теоретиком. Играл, и все.
- Что тебе больше нравилось, красивые атаки или логичная позиционная игра?
- Сначала я был атакер. А сейчас стал более аккуратно играть, позиционно. Потом, когда вернулся в Россию, начал помаленьку играть в городских соревнованиях. Выиграл чемпионат России среди тех, кому нет 12. Я довольно хорошо играл тогда. И меня послали на чемпионат Европы.
- А гроссмейстером-то ты как стал?
- Когда приехал в Голландию, у меня был рейтинг 2400, и я довольно сильно играл. Выиграл первый свой турнир здесь в Хилверсуме в 2008 году, там я выполнил первую гроссмейстерскую норму. После этого сыграл несколько хороших турниров и выполнил мастерские нормы. Потом в конце 2008-го выполнил вторую гроссмейстерскую норму в Гронингене. И третью здесь, в Вейк-ан-Зее в прошлом году.
- Ты был на тот момент самым молодым гроссмейстером мира?
- Да. Мне на тот момент было 14 с половиной.
- А как стал чемпионом Голландии?
- Сначала выиграл открытый чемпионат Голландии, чтобы отобраться. Я шел пять из пяти, но потом как-то получилось, что одну партию проиграл не очень сильному шахматисту. Но все равно отобрался. Я стал лучше играть, потому что начал тренироваться с Чучеловым, тренером голландской сборной. И в чемпионате Голландии у меня шла игра, сделал первые три ничьи, а потом стал выигрывать.
- За сборную еще не играл?
- Нет, надеюсь на Олимпиаде сыграть.
- О своих шахматных пристрастиях что скажешь? Какие у тебя любимые шахматные книжки?
- Мне первый тренер посоветовала почитать Каспарова. Я взял второй том "Моих великих предшественников". Книга понравилась. Потом мне дали книгу Бронштейна. Точно не помню, как называется, о каком-то очень знаменитом турнире. Там много очень хороших староиндийских.
- Твой любимый дебют?
- Да, раньше я больше всего любил староиндийскую. Но сейчас почти перестал играть ее. Сначала я легко выигрывал у слабых соперников, потом однажды я проиграл в одном варианте, не очень главном. И проиграл полностью, без шансов. Подошел ко мне один человек и говорит: "Я тоже играю этот вариант. И это не единственный неприятный вариант в староиндийской защите". После этого я подумал: если в этой защите так много неприятных вариантов, зачем ее применять? И решил играть что-то поспокойнее.
- Славянку?
- Да.
- Перешел на рельсы варианта, который постоянно играет гроссмейстер Малахов?
- Нет, нет! Это уж слишком спокойно.
- На каких языках ты говоришь?
- На русском, английском, голландском. Говорил на японском, когда жил в Японии, сейчас немного забывать стал. И еще хорошо говорил по-непальски, но редко на нем говорю.
- А дома в семье вы на каком языке говорите?
- На русском.
- С Анандом тебе не доводилось общаться?
- Нет.
- А вообще, как к нему относишься?
- Я считаю его сильнейшим шахматистом мира на данный момент.
- А кто из турнира "А" тебе нравится еще?
- Крамник.
- Как думаешь, между турниром "А" и турниром "В", где ты играешь, большой разрыв в классе?
- Думаю, да. Однажды я играл партию с Эльяновым. Раньше я играл с людьми, у которых 2600, и ничего. А после партии с ним почувствовал, что он намного сильней меня.
- Я заметил, что когда Крамник анализировал партию с Леко, ты все время наблюдал за анализом. Что-то тебя поразило в их анализе?
- Поразило, что Крамника я считал позиционным шахматистом, а он такие интересные варианты демонстрировал, один вариант красивее другого!
- А кто из современных крупных шахматистов тебе нравится больше всего? Кому бы ты хотел подражать?
- Ну, подражать это слишком. Но Каспаров, мне кажется, – сильнейший шахматист всех времен. Сейчас нравится, как играет Ананд. Как играет Карлсен, меня не впечатляет, мне его стиль кажется слишком сухим. Но, конечно, он очень сильный шахматист. Хотелось бы выигрывать некоторые позиции так, как это делает Крамник.
- Ты много занимаешься шахматами?
- Много. В зависимости того, сколько остается от подготовки уроков в школе.
- А ты сейчас в каком классе?
- В Голландии не такая система, как в России. Если взять этот год, то учиться мне еще три года в школе.
- А может тебе, как Фишеру, бросить школу, ведь там не учат, как стать чемпионом мира. Фишер так говорил.
- Нет, думаю, так поступать не надо. Я хочу даже университет окончить. И родители, и многие мои знакомые взрослые говорят, что полезно получить образование для уверенности в себе. И для шахмат это будет полезно.
- А какую специальность выберешь в университете?
- Еще не знаю. В школе, где надо было выбирать направление, я выбрал физику, химию и биологию. Но возможно, я стану профессиональным шахматистом. Еще не решил.
|