|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 августа 1913 года родился Александр Александрович Котов, гроссмейстер и шахматный литератор
(краткая биография)
В 16 лет Александр Котов стал чемпионом Тулы, а спустя 10 лет, будучи уже москвичем, дебютировал в чемпионате СССР 1939 года и сразу он произвел сенсацию – занял второе место вслед за Михаилом Ботвинником. Наивысших своих успехов Котов достиг уже в послевоенные годы. В знаменитом турнире в Гронингене 1946 года он выиграл и у Ботвинника, и у Эйве, занявших два первых места. В 1948 году Котов делит вместе с Бронштейном 1-2 места в чемпионате СССР. В 1950 году он впервые включается в борьбу за мировое первенство, заняв в турнире претендентов в Будапеште шестое место.
Блестяще выступил Котов в межзональном турнире в Стокгольме в 1952 году, где он стал победителем с результатом 16,5 очка из 20, опередив на 3 очка поделивших 2-3 места Петросяна и Тайманова. Это был «звездный» час Александра Котова – шахматиста яркого атакующего стиля, партии которого не раз удостаивались призов «За красоту» в различных соревнованиях.
У него были и другие успехи – он побеждал на турнире в Венеции в 1950 году, в Гастингсе в 1963-м, в составе сборной СССР дважды (в 1952 и 1954 годах) выигрывал Всемирные Олимпиады, но пиком его достижений навсегда остался Стокгольм 1952 года.
Александр Котов был человеком разносторонним, наделенным не только шахматным талантом. В годы войны он, инженер по профессии, работал в оборонной промышленности и был награжден орденом Ленина за участие в создании новых вооружений. Котов оставил большое литературное наследство. Много лет изучая творчество и жизнь Александра Алехина, он выпустил капитальный труд «Шахматное наследие Алехина», написал роман «Белые и черные» и одноименную пьесу, посвященные жизни великого русского шахматиста. Экранизацией романа стал фильм «Белые снега России».
Перу Котова принадлежат такие книги, как «Советская шахматная школа», «Записки шахматиста», «Похищение Прозерпины», «Труд, талант, победа», «Тайны мышления шахматиста», «Белка в колесе», «Мастерство» и многие другие.
Котов вел большую организаторскую работу. В течение многих лет он был заместителем председателя Шахматной федерации СССР, председателем правления ЦШК СССР, ведущим телевизионной шахматной школы.
Умер Александр Котов в Москве в январе 1981 года.
(сайт Российской шахматной федерации) |
|
|
|
|
номер сообщения: 9-221-11859 |
|
|
|
Александр Котов - один из лучших гроссмейстеров 50-х гг. Будучи, наверное, от природы менее одаренным шахматно, нежели его товарищи по сборной СССР (Авербах, Тайманов, Геллер, Бронштейн, Петросян), за счет своей работоспособности и воли Котов достиг почти самой вершины.
Слова о том, что, якобы из-за того, что Котов был тайным агентом КГБ, 4 гроссмейстера из СССР скатали с ним в 1952 г. быстрые ничейки на межзональном в Стокгольме, далеки от истины. Что мешало советским шахматистам разнести остальных в пух и прах, как это сделал Котов? Скорее я поверю, что ничьи делались из-за того, что форма Котова была великолепна, и соперники этого не могли не ощущать.
В детстве меня просто потрясла партия Авербах-Котов из турнира претендентов 1953 г. Позиционная, не рассчитанная до конца жертва ферзя за пешку (!!!). Красивейшая партия турнира. Я совершенно стандартно отношусь к советским спецслужбам, не знаю и не могу судить, имел ли Котов к ним отношение, но, когда я разбираю его партии, мне это совершенно все равно. В конце концов, история расставит все по своим местам.
Позволю себе процитировать самого Котова ("Белые и черные"):
Американский шахматный журнал в одном из своих номеров поместил гневное письмо некоего Джорджа Бромберга. Тон письма и особенно смысл его удивили и взбудоражили шахматный мир. Возмущенный тем, что чемпион мира играет в турнирах в оккупированной Европе, мистер Бромберг разошелся в гневе, потребовал дисквалифицировать чемпиона мира, не пускать его ни в какие турниры и вообще запретить печатать его партии. «Я откажусь подписываться дальше на ваш журнал, если вы будете печатать партии Алехина», - грозил мистер Бромберг.
На страницах журнала развернулась жаркая дискуссия, но лишь отдельные шахматисты, для которых, очевидно, не дорог был ни сам Алехин, ни шахматное искусство, поддержали Бромберга. «Алехин должен утратить свой титул; нужно также запретить продажу его книг», - предлагал новые репрессии мистер Дж. Платц из Бронкса. Однако большинство читателей сохраняли благоразумие и ясными доводами показывали нелепость предложений Бромберга и Платца.
«Если мы пойдем по этому пути, то следующий шаг, который мы будем обязаны сделать, - это сжечь книги Алехина», - писал один. «Никто же не снимает с программ Вагнера, Бетховена, Моцарта только потому, что они родились на вражеской территории», - вторил ему другой. «Мы не надеемся, что вы будете продолжать печатать партии Алехина, - вторил коллегам третий. - Мы требуем этого». А четвертый свою мысль выразил образно: «Если святой Петр плохой шахматист, а дьявол - отличный, - писал он, - то я предпочту разбирать партии дьявола». |
|
|
|
номер сообщения: 9-221-11860 |
|
|
|
dimarko: ...Позволю себе процитировать самого Котова ("Белые и черные"):
Американский шахматный журнал в одном из своих номеров поместил гневное письмо некоего Джорджа Бромберга. Тон письма и особенно смысл его удивили и взбудоражили шахматный мир. Возмущенный тем, что чемпион мира играет в турнирах в оккупированной Европе, мистер Бромберг разошелся в гневе, потребовал дисквалифицировать чемпиона мира, не пускать его ни в какие турниры и вообще запретить печатать его партии... |
|
При всем уважении к гроссмейстеру Котову замечу, что здесь он немного лукавит. Возмущенные письма читателей были вызваны не тем, что Алехин играл при нацистах (играли многие профессиональные шахматисты, это, в конце концов, их работа), а его пресловутыми статьями. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11861 |
|
|
|
СС: dimarko: ...Позволю себе процитировать самого Котова ("Белые и черные"):
Американский шахматный журнал в одном из своих номеров поместил гневное письмо некоего Джорджа Бромберга. Тон письма и особенно смысл его удивили и взбудоражили шахматный мир. Возмущенный тем, что чемпион мира играет в турнирах в оккупированной Европе, мистер Бромберг разошелся в гневе, потребовал дисквалифицировать чемпиона мира, не пускать его ни в какие турниры и вообще запретить печатать его партии... |
|
При всем уважении к гроссмейстеру Котову замечу, что здесь он немного лукавит. Возмущенные письма читателей были вызваны не тем, что Алехин играл при нацистах (играли многие профессиональные шахматисты, это, в конце концов, их работа), а его пресловутыми статьями. | Согласен. Но идея цитаты не в этом, а в последней, выделенной жирным шрифтом, фразе. Она справедлива для любой причины возмущения читателей. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11862 |
|
|
|
Если бы вы в своей шахматной жизни создали шедевр аналогичный котовскому в партии с Авербахом в 1953г,я бы простил вам все шашни с ЦРУ... |
|
|
номер сообщения: 9-221-11863 |
|
|
|
Да, партия та, конечно, шедевр! |
|
|
номер сообщения: 9-221-11864 |
|
|
|
MaxML: Да, партия та, конечно, шедевр! | В том же турнире Котов продемонстрировал исключительную боевитость. После крайне неудачного старта, когда после первого круга он замыкал таблицу (что-то не заметно было по отношению к нему "уважение" со стороны других советских участников ), в его игре произошла разительная перемена. Второй круг Котов провел очень сильно. В его активе победы над триумфатором турнира Смысловым (только Котов смог его обыграть), Решевским, Эйве, Глигоричем.. Не проиграй в последнем туре Котов Штальбергу, и он мог бы быть пятым.
В этом весь Котов, ведь, несмотря на неровность его результатов, он был в шахматах боец до мозга костей. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11865 |
|
|
|
dimarko:В этом весь Котов, ведь, несмотря на неровность его результатов, он был в шахматах боец до мозга костей. |
Опять-таки, справедливости ради. Котов, конечно, был боец до мозга костей. И не только за шахматной доской. Например в тот самый, триумфальный для него межзональный турнир он попал не через отборочный чемпионат СССР, в котором поделил всего лишь 12-е место, а с помощью интриг. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11866 |
|
|
|
СС: dimarko:В этом весь Котов, ведь, несмотря на неровность его результатов, он был в шахматах боец до мозга костей. |
Опять-таки, справедливости ради. Котов, конечно, был боец до мозга костей. И не только за шахматной доской. Например в тот самый, триумфальный для него межзональный турнир он попал не через отборочный чемпионат СССР, в котором поделил всего лишь 12-е место, а с помощью интриг. | Да, это так. Его послали на межзональный не по спортивному принципу. Как и Андрея Сильнова в Пекин в 2008-м. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11867 |
|
|
|
dimarko:Да, это так. Его послали на межзональный не по спортивному принципу. Как и Андрея Сильнова в Пекин в 2008-м. |
Все же, мне кажется, эти два случая настолько разные, и по многим параметрам, что не стоит их и сранивать. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11868 |
|
|
|
СС: dimarko:Да, это так. Его послали на межзональный не по спортивному принципу. Как и Андрея Сильнова в Пекин в 2008-м. |
Все же, мне кажется, эти два случая настолько разные, и по многим параметрам, что не стоит их и сранивать. | одинаково то, что "неспортивный" принцип отбора оказался верным с точки зрения достижения конечного спортивного результата |
|
|
номер сообщения: 9-221-11869 |
|
|
|
dimarko: СС: dimarko:Да, это так. Его послали на межзональный не по спортивному принципу. Как и Андрея Сильнова в Пекин в 2008-м. |
Все же, мне кажется, эти два случая настолько разные, и по многим параметрам, что не стоит их и сранивать. | одинаково то, что "неспортивный" принцип отбора оказался верным с точки зрения достижения конечного спортивного результата |
Даже "конечный спортивный результат" тут совершенно разный. Олимпийское золото у Сильнова и дележ 8-9 мест в турнире претендентов у Котова (согласитесь, что межзональный - это, при всем при том, всего лишь отборочный турнир). Поэтому утверждение, что в случае Котова "неспортивный" принцип отбора оказался верным, не бесспорно, мягко говоря. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11870 |
|
|
|
Разное количество уровней отбора. Здесь мы можем долго разводить демагогию. Ботвинник тоже этими фокусами не брезговал. С позиции искусства предлагаю остановиться на подлинной значимости творчества Котова для шахмат в целом. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11871 |
|
|
|
dimarko: ...предлагаю остановиться на подлинной значимости творчества Котова для шахмат в целом. |
Согласен, это важнее. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11872 |
|
|
|
Для начала было бы неплохо привести здесь знаменитую комбинацию с жертвой ферзя.
Кто помнит? |
|
|
номер сообщения: 9-221-11873 |
|
|
|
номер сообщения: 9-221-11874 |
|
|
|
Спасибо!
Если честно, то жертва напрашивающаяся. Главное, что бы хватило терпения все просчитать.
У меня не хватило бы - взял бы на h3 не глядя... |
|
|
номер сообщения: 9-221-11875 |
|
|
|
LB:
Спасибо!
Если честно, то жертва напрашивающаяся. Главное, что бы хватило терпения все просчитать.
У меня не хватило бы - взял бы на h3 не глядя... | Нечто аналогичное - Филип-Петросян, но Тигран Вартанович явно подглядел . В Цюрихе он тоже играл и был 5-м после Смыслова, Решевского, Кереса и Бронштейна. Кстати не уверен, что Котов "все посчитал". Если верить Бронштейну, то жертва была полуинтуитивная. Такие жертвы очень просты..., когда воспроизведены на доске |
|
|
номер сообщения: 9-221-11876 |
|
|
|
cтарик:
Если бы вы в своей шахматной жизни создали шедевр аналогичный котовскому в партии с Авербахом в 1953г,я бы простил вам все шашни с ЦРУ... |
а чё, если закрыть глаза на предыдущую обоюдно нелепую игру - интересная комбинация для уровня 3-4 разряда
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11877 |
|
|
|
Mikhail_Golubev: cтарик:
Если бы вы в своей шахматной жизни создали шедевр аналогичный котовскому в партии с Авербахом в 1953г,я бы простил вам все шашни с ЦРУ... |
а чё, если закрыть глаза на предыдущую обоюдно нелепую игру - интересная комбинация для уровня 3-4 разряда
|
"Идея замечательной комбинации Котова была подготовлена всей его предыдущей игрой..."
"Грандиозная партия,справедливо получившая первый приз за красоту"
(Бронштейн)
Название книги гроссмейстеру,надеюсь,известно. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11878 |
|
|
|
Mikhail_Golubev: cтарик:
Если бы вы в своей шахматной жизни создали шедевр аналогичный котовскому в партии с Авербахом в 1953г,я бы простил вам все шашни с ЦРУ... |
а чё, если закрыть глаза на предыдущую обоюдно нелепую игру - интересная комбинация для уровня 3-4 разряда
| жалко Вас, Михаил, искренне. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11879 |
|
|
|
cтарик: Mikhail_Golubev: cтарик:
Если бы вы в своей шахматной жизни создали шедевр аналогичный котовскому в партии с Авербахом в 1953г,я бы простил вам все шашни с ЦРУ... |
а чё, если закрыть глаза на предыдущую обоюдно нелепую игру - интересная комбинация для уровня 3-4 разряда
|
"Идея замечательной комбинации Котова была подготовлена всей его предыдущей игрой..."
"Грандиозная партия,справедливо получившая первый приз за красоту"
(Бронштейн)
Название книги гроссмейстеру,надеюсь,известно. |
"турнир гроссмейстеров" никогда не считал и не считаю особо выдающейся книгой
приз за красоту - это ради бога
остальной комментарий - для уровня максимум первого разряда, а скорее - второго, не уверен даже, что это писал Бронштейн, потому что примитивность в оценке событий партии невероятная: это почти настолько плохо, как серия ходов Авербаха перед комбинацией
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11880 |
|
|
|
В международном турнире гроссмейстеров 1953г было сыграно много замечательных партий,и если партия Авербах-Котов получила первый приз за красоту (ведь речь идет не о модели),то у вас остаётся
только одно возражение -"А ЧЁ"... |
|
|
номер сообщения: 9-221-11881 |
|
|
|
cтарик: В международном турнире гроссмейстеров 1953г было сыграно много замечательных партий,и если партия Авербах-Котов получила первый приз за красоту (ведь речь идет не о модели),то у вас остаётся
только одно возражение -"А ЧЁ"... |
против приза за красоту нету возражений у меня, а Вы могли бы с 1953 года немного продвинуться в осмыслении этой партии, шахмат и жизни вообще - ИМХО
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11882 |
|
|
|
Поскольку у Вас по поводу красоты возражений нет,предлагаю остановиться на подлинной значимости творчества Котова для шахмат в целом-вместо обсуждения моей скромной личности... |
|
|
номер сообщения: 9-221-11883 |
|
|
|
Тот факт, что А.Н.Толстой был неплохим беллетристом, не отменяет того факта, что он был первостатейным мерзавцем. И наоборот.
__________________________
Спасибо жителям Донбасса... |
|
|
номер сообщения: 9-221-11884 |
|
|
|
In his book: "Winning Chess Tactics" Yasser Seirawan said of this game, that it has what is considered one of the world's most beautiful combinations. | Конечно, большому специалисту по староиндийской защите (кстати, я думаю, что МГ Голубев, конечно, самостоятельно, не опираясь на партии гроссмейстеров 50-х гг., досконально изучил этот дебют) необходимо поверить в том, что касается предшествующей миттельшпильной игры гроссмейстеров Авербаха и Котова (в том смысле, что она не идеальна). Но оценка самой комбинации, начинающейся ходом 30.. Q:h3+! (всего один знак ) как 3-разрядной однозначно говорит либо о плохо скрытой зависти, либо о непримиримой антипатии к самому Котову, спроецированной на его шахматное творчество. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11885 |
|
|
|
«Никто же не снимает с программ Вагнера, Бетховена, Моцарта только потому, что они родились на вражеской территории», - вторил ему другой |
То ли Котов, то ли неназванный читатель ловко свалил всех в одну кучу . Вагнера бойкотируют не потому что он немец, а потому что он - нацист по духу.
Что касается Алехина, то Котов оправдывал его, не потому что так думал (своего мнения у этих людей нет по определению), а потому что такая была установка.
__________________________
не надо шутить с войной |
|
|
номер сообщения: 9-221-11886 |
|
|
|
dimarko: In his book: "Winning Chess Tactics" Yasser Seirawan said of this game, that it has what is considered one of the world's most beautiful combinations. | Конечно, большому специалисту по староиндийской защите (кстати, я думаю, что МГ Голубев, конечно, самостоятельно, не опираясь на партии гроссмейстеров 50-х гг., досконально изучил этот дебют) необходимо поверить в том, что касается предшествующей миттельшпильной игры гроссмейстеров Авербаха и Котова (в том смысле, что она не идеальна). Но оценка самой комбинации, начинающейся ходом 30.. Q:h3+! (всего один знак ) как 3-разрядной однозначно говорит либо о плохо скрытой зависти, либо о непримиримой антипатии к самому Котову, спроецированной на его шахматное творчество. |
Воевать с советскими мыльными пузырями - все равно что с ветряными мельницами.
Комбинация как комбинация, поучительная для начинающих, любой серьезный шахматист на h3 должен побить без длительных раздумий, секунд 20 более чем достаточно. Для Накамуры - 1 или 2 секунды.
Лично мне Котов мне малоинтересен во всех его ипостасях.
Вот посмотрел в основной своей рабочей базе, там больше 12 тысяч партий - творчество Котова всех времён представлено у меня поражениями от Кэждана - фрагмент - и Кереса в 28 и 27 ходов соответственно. А, допустим, партий 1950-х годов - в общей сложности 197. То есть, конечно, дикая зависть и громадное влияние творчества. :)
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11888 |
|
|
|
более объективно, основные соперники Котова (Mega Database), можно сравнить с кем он в плюсе и с кем в минусе
это результаты хорошего игрока для второго советского эшелона
при этом активная карьера относительно недолгая
Vassily Smyslov 9/19 -1 19 Games
Paul Keres 7/17 -3 17 Games
Isaak Boleslavsky 4.5/16 -7 16 Games
David I Bronstein 7/15 -1 15 Games
Viacheslav Ragozin 10.5/14 +7 14 Games
Andor Lilienthal 8.5/14 +3 14 Games
Salo Flohr 7.5/12 +3 12 Games
Yuri L Averbakh 5/11 -1 11 Games
Alexander V Tolush 5.5/10 +1 10 Games
Tigran V Petrosian 5/10 +0 10 Games
Georgy Lisitsin 7/9 +5 9 Games
Igor Bondarevsky 4.5/9 +0 9 Games
Laszlo Szabo 4.5/9 +0 9 Games
Mark E Taimanov 4/9 -1 9 Games
Efim P Geller 3.5/9 -2 9 Games
Mikhail Botvinnik 3/9 -3 9 Games
Ludek Pachman 5.5/8 +3 8 Games
Vasily N Panov 4.5/8 +1 8 Games
Gideon Stahlberg 4.5/7 +2 7 Games
Semen Abramovich Furman 3.5/7 +0 7 Games
Vladimir Simagin 3/7 -1 7 Games |
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами. |
|
|
номер сообщения: 9-221-11889 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|