Забавно
«Улыбки на его лице уже не было, и наверняка он теперь корил себя за то, что вступил в совершенно ненужный разговор с пьяным идиотом, который вообразил, что он видит в шахматной партии больше него, Капабланки, сильнейшего шахматного игрока в мире … Ну, или, по крайней мере, если уж судить объективно, то есть недоброжелательно, то одного из трех сильнейших игроков в мире, считая Ласкера и Рубинштейна.
Eduardo Bauzá Mercére has forwarded some photographs which he took on 30 January 2019 at the Club Argentino de Ajedrez, Paraguay 1858, Ciudad Autónoma de Buenos Aires, 1120, Argentina. In the shot below, the Club’s display of the board and pieces used for the 1927 world championship match is intended to show the final position in the decisive 34th match-game, after 82 Re7
“Dr. Alekhine’s game is 20% bluff.” In January 1935, during a brief stay in the Netherlands, Capablanca agreed to a taped appearance with Han Hollander, a renowned sports journalist, and Max Euwe. At the end of that year, Euwe beat Alekhine 15½-14½ in a world title match.
Капабланка в 50! В тот же день играл партию с Алехиным и тот преподнёс ему подарок в своём стиле - выиграл!
Arnhem, Netherlands, 19th November 1938. The chairman of AVRO, Willem de Clerq, congratulates ex-World Champion José Raúl Capablanca on the occasion of his 50th birthday.
В 1921 году на палубе парохода, отправлявшегося из Батуми в Константинополь, стояла молодая девушка. Ее звали Ольга Чубарова и была она дочерью полковника царской армии Евгения Чубарова, который служил в Тифлисе. Там же, в столице Грузии, Ольга и появилась на свет.
В историю она вошла как жена легендарного шахматного короля Хосе Рауля Капабланки, с которым познакомилась в 1933 году в Нью-Йорке.
Шахматист служил в посольстве Кубы в Америке. До этого он несколько лет представлял интересы своего острова в Санкт-Петербурге.
В замужестве Ольга носила фамилию своего первого мужа, князя Чегодаева, с которым связала свою жизнь в столице Турции. Но после переезда в Америку и встречи Ольги с Капабланкой шансов у князя удержать жену уже не было.
На светских раутах о новой красивой паре говорили с восхищением – «шахматный король и русская княгиня».
Брак с Капабланкой продлился всего несколько лет. В 1942 году шахматный чемпион умер. Ему было всего 53 года.
Предав тело мужа земле в его родной Гаване, Ольга потом переправляла его родным все деньги, полученные за мемуары о великом шахматисте.
Она так вспоминала о Хосе Рауле Капабланке, которого называла просто «Капа»:
«Это была любовь с первого взгляда. Капабланка сказал мне при знакомстве: «Мы обязательно поженимся!»
У меня были различные предложения, но я отказалась от них в его пользу. И вскоре мы действительно поженились! Капабланка очень любил Россию. С ней его связывали воспоминания молодости, где у него оставалось много друзей, знакомых шахматистов.
Капабланка был единственным иностранным шахматистом, который играл на четырех московских турнирах: 1914, 1925, 1935, 1936 годов. Русский язык Капа не знал, кроме самых элементарных слов. Мы с ним разговаривали по-французски. Этим языком он владел блестяще».
Ольга сопровождала мужа на все шахматные турниры. Исключением стали лишь поездки Капабланки в Москву в 1935 и 1936 годах. Перспектива увидеть столицу бывшей Российской империи Ольгу Чегодаеву не прельстила.
После смерти Капабланки Ольга еще дважды была замужем. Ее третьим супругом стал олимпийский чемпион по гребле.
После него она вышла замуж, за героя Америки, адмирала Кларка.
В четвертый раз Ольга овдовела в 1974 году. И доживала свой век в огромной квартире на Парк-авеню, в одной квартире с конгрессменом Фишем, вдовцом ее родной сестры Марии.
В конце жизни Ольга Чегодаева разбирала шахматный архив своего второго мужа, выступала с воспоминаниями о Капабланке, бывала в шахматном клубе Нью-Йорка. Там с ней познакомился гроссмейстер Сосонко, оставивший воспоминания об Ольге: "...Я познакомился с Ольгой в Манхэттенском шахматном клубе. Я увидел очень пожилую женщину, по-американски неопределенного возраста, с уложенными волосами, сильными следами косметики на лице и сверкающими перстнями на тронутых старческой пигментацией пальцах...".
Ольги Чубаровой-Чегодаевой-Капабланка-Кларк не стало в 1994 году, ей было 95 лет. Ее похоронили на знаменитом кладбище в Арлингтоне, возле могилы ее последнего мужа, адмирала Кларка.
Появление этого документа было связано с приглашением Капабланки вместе с рядом других участников Нью-Йоркского турнира 1924 года приехать в Москву, где намечалось провести первое в СССР международное шахматное состязание. Но зарубежная пресса была тогда полна всевозможных слухов об «ужасах в стране большевиков». В Министерстве иностранных дел Кубы, где состоял на службе Капабланка, ему не советовали ехать, предупреждая об опасности для жизни. Он этому не верил, был полон радужных воспоминаний о пребывании в России в 1914 году. К тому же появилась возможность реабилитировать себя за относительную неудачу в Нью-Йорке.
И Капабланка принимает решение поехать в Москву. «Конечно, всякое может случиться...» — мог подумать он. И перед тем как отправиться в Россию, Капабланка садится за письменный стол, берет бланк «Union Club Habana» и ясным, почти каллиграфическим почерком пишет:
«Окт. 7. 1925
Мой дорогой сын!
Это письмо ты должен хранить, чтобы прочитать его еще раз, когда тебе будет 21 год. Потому что вещи, которые ты сейчас не знаешь и не понимаешь, тогда ты уже будешь знать и понимать.
Прежде всего ты должен всегда уважать и любить твою мать больше всего на свете.
Постарайся никогда не врать ей, говори всегда правду. Твой отец во всем мире имеет репутацию человека очень прямого, предельно честного и правдивого. Постарайся подражать мне в этом. Будь хорошим учеником и сильным, чтобы мог защищать твою мать и сестру как умом своим, так и физически. Независимо от твоих наклонностей к профессии запомни, что все равно ты должен стать адвокатом, чтобы ты мог защитить интересы твои и твоей семьи. После того как ты станешь адвокатом, если ты предпочтешь другую профессию, можешь посвятить себя тому, что тебе нравится.
Имей в виду, что самое лучшее время человека — это годы студенческие. Тебе может так не покажется в пору твоей молодости. Но когда она окажется позади и тебе будет уже около сорока, ты поймешь, что я прав.
Что касается твоего физического развития, то есть два дела, которые ты должен выполнять хорошо: плавать и заниматься боксом, для того чтобы ты мог себя чувствовать уверенно как на море, так и на суше. Это, конечно, не означает, что ты должен часто пускать в ход кулаки, но ты должен быть готовым сделать это в случае необходимости.
Постарайся быть человеком широкой эрудиции. Нет в мире ничего более занимательного, чем книги.
Но при всем этом помни, что нужно быть полезным для человечества.
Если ты можешь этого избежать, то никогда не играй в карты, не кури, не пей никаких спиртных напитков. Все эти пороки укорачивают жизнь и ослабляют человека, как в физическом плане, так и в интеллектуальном и моральном.
Будь прямым и хорошим человеком.
Твой отец обнимает тебя со всей любовью.
X. Р. Капабланка».
Увы, сын его был тогда еще мал, чтобы прочесть это письмо. И на отдельном листке бумаги Капабланка написал: «Для моего сына Хосе Рауля. Когда ему исполнится 10 лет и потом для всей его жизни. X. Р. Капабланка».
И. Линдер, В. Линдер "Хосе Рауль Капабланка: жизнь и игра"(с)
JOSÉ RAÚL CAPABLANCA CUBA
MARGATE (1935)
José Raúl Capablanca vence en Margate a Philip Milner-Barry, con las piezas blancas
Margate tuvo una breve historia pero con ilustres ganadores como Capablanca, Alekhine y Keres