| Последние турниры |
Чемпионат России СуперФинал
02.12.2006
Суперфинал чемпионата России проходит в Москве, в ЦДШ им. М.М.Ботвинника со 2 по 15 декабря при 12 участниках по круговой системе.
Крамник - Fritz
25.11.2006
С 25 ноября по 5 декабря в Бонне чемпион мира Владимир Крамник сыграет матч из 6 партий с программой Deep Fritz. В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($500000).
Мемориал Таля
5.11.2006
В Москве с 5 по 19 ноября проходил Мемориал Таля, в программе которого супертурнир 20-й категории и выдающийся по составу блицтурнир. Призовой фонд каждого состязания - 100.000 долларов.
Топалов - Крамник
23.09.2006
После того как "основное время" не выявило победителя (счет 6:6), 13 октября соперники сыграли 4 дополнительных поединка с укороченным контролем времени.
Томск. Высшая лига
2.09.2006
Со 2 по 11 сентября Томск принимает Высшую лигу чемпионата России 2006 года. В турнире участвуют 58 шахматистов - как получившие персональные приглашения, так и победившие в отборочных состязаниях.
Майнц
17.08.2006
В последние годы фестиваль в Майнце вслед за "Амбер-турниром" стал центром легких шахматных жанров. Наряду с массовыми ристалищами традиционно проходят чемпионские дуэли.
Россия - Китай
10.08.2006
С 10 по 20 августа в Китае проходит товарищеский матч сборных России и Китая. В нынешнем поединке как мужчины, так и женщины соревнуются на пяти досках по шевенингенской системе в два круга.
Все материалы ChessPro
|
|
|
|
|
Илья ОДЕССКИЙ, международный мастер |
ЧЕТВЕРЁНКИ
|
Сам не понимаю, как такое может быть. Вроде весь день на "Аэрофлот-опен" прошел в хлопотах: тут поговорил, там встретился, тут мне кто-то что-то объяснил, там я кому-то что-то объяснил. Минуты свободной не было - и вроде событий много... А подходит время репортаж писать - и вспомнить нечего.
То есть вспомнить есть чего - но только всё ведь непечатное. Сплошь! Например, могу вспомнить, как сегодня в фойе главного турнира А1 один мой знакомый друг громко декламировал частушки нашего когда-то общего тренера.
Ну и что? Вспомнить-то я могу. А написать - нет. Потому что там только две строчки печатные, причем они же первые:
Солнце по небу идет,
К горизонту клонится...
А дальше уже всё - шлагбаум.
Могу вспомнить, как один знакомый гроссмейстер сегодня рассказал смешную историю из своей армейской жизни. Очень смешную историю - только там и двух строк печатных не наберется. Если печатать - одни многоточия останутся, а кто над многоточиями смеяться будет?
Вот и получается, что печатать можно только то, что на диктофон записано. Потому что народ когда диктофон видит - у них самоконтроль включается и Главлит начинает в голове работать. Я тут с немалым удивлением - но и удовлетворением, само собой - отметил, что сайт "Chesspro.ru" на турнире читают совсем молодые люди, в Интернет-кафе на первом этаже. Специально для молодежи поясняю: Главлит - это такой громоздкий файервол прежних времен. Как шутят по-черному нынешние тимуровцы: почему в мавзолее такой низкий трафик? - потому что контент не апгрейдится.
На диктофоне у меня сегодня четыре истории. Две - шахматные с фигурами, одна - шахматная без фигур и одна совсем не шахматная (она-то мне и нравится больше других). Объединить я их решил под заголовком "Четверёнки". Заголовок придумал, пока домой ехал. Еду и думаю: все люди как люди, спят уже давно, а я приеду, сяду в кресло и буду, как шестеренка на четвереньках, репортаж писать. А потом думаю: что будет, если шестеренки с четвереньками скрестить?
Они самые и будут.
История первая: Евгений Воробьев.
Московский гроссмейстер Женя Воробьев, рейтинг-фаворит турнира А2, сегодня обыграл (быстро и красиво) индийского гроссмейстера Рамеша. Это не сенсация и даже не новость.
Хорошо, тогда скажу так: он не просто его обыграл, он его обыграл практически дома. Тоже не событие на первую полосу...
Скажу еще точнее: он его обыграл дома в варианте, теория которого кончается довольно рано. То есть гроссмейстер Рамеш думал, что идет по целине, обдуваемый ветерком. А на самом деле индус шел по земле, что горела у него под ногами. И это не просто символ - это симптом.
Понимаете, когда читаешь в шахматной прессе: "теория дебютов зашла слишком далеко", "шахматы превратились в борьбу памяти и компьютера", "исчезает элемент импровизации" и пр. и пр., то не всегда видишь за этим какую-то конкретику. Иногда даже наоборот: видишь за всем этим одну только демагогию.
А, видимо, действительно, идет объективный процесс под условным названием: "Осторожно, двери закрываются". Я где-то читал, что каждый божий день на Земле исчезает столько-то языков. Они вымирают! И, наверное, параллельно с процессом вымирания языков идет процесс вымирания дебютных вариантов. Каждый божий день можно слышать звук лопнувшего мыльного пузыря - это в чьей-то домашней лаборатории закрыли очередной вариант.
Е. ВОРОБЬЕВ - Р.Б. РАМЕШ
1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 d6 6.Bg5 Qb6.
Е.В. Я считаю, что этот ход слабенький. У меня на него было заготовлено редкое продолжение (8.Bf4), но именно так белые получают необходимые темпы для атаки.
Соперник играл быстро и пришел к позиции, которую я проанализировал.
7.Nb3 e6 8.Bf4! Ne5 9.Be3 Qc7 10.f4 Nc6 11.g4 a6 12.g5 Nd7 13.Qd2 b5 14.0-0-0 Bb7.
И.О. И все это стояло у вас дома?
Е.В. Да.
И.О. И где кончился ваш домашний анализ?
Е.В. Чуть дальше. (Читатель! надеюсь, вы будете столь проницательны, чтобы понять: "чуть" в данном контексте - или, точнее, в стилистике немногословного и очень сдержанного Жени Воробьева - означает "проанализировано вплоть до конечного результата").
15.f5! Nce5.
Е.В. Другие возможности - 15...Nde5 (в отличие от 15...Nce5, черные не пускают белого коня на d4) и 15...b4. Хотя позиция черных в любом случае тяжеловата.
16.fxe6 fxe6 17.Nd4 Nc5 18.Bh3.
Е.В. Строчка в домашнем анализе выглядит так: 18.b4 Nxe4 19.Nxe4 Bxe4 20.Nxe6 Qe7 21.Bh3 Bxh1 22.Rxh1. Машина уверенно прогнозирует выигрыш белых, но нет полной уверенности после 20...Qc6 (вместо 20...Qe7).
Нападая на пешку е6, белые хотят получить искомую позицию с перестановкой ходов: 18...Qe7 19.b4 (есть и простой ход 19.а3) 19...Nxe4 20.Nxe4 Bxe4 21.Nxe6 Bxh1 22.Rxh1.
Но соперник допустил грубый зевок, и надобность вспоминать анализ отпала.
18...b4 19.Nxe6!
Е.В. Коня брать нельзя из-за 20.Nd5.
И.О. Понимаю: там будет либо вилка на с7, либо ладья на а8 провиснет.
Е.В. Вот видите: даже для вас это просто, а для индийского гроссмейстера это почему-то оказалось сложно. Впрочем, борьба продолжилась и приняла довольно-таки интересные очертания.
19...Qa5!?
Е.В. Здесь я задумался в первый раз за партию - до этого игра была очень простая. (Простая?! Даже "очень"?! Тонкость и этого ответа прошу разделить со мной читателей сайта "Chesspro" - И.О.) А тут есть масса возможностей, трудно сразу понять, какая из них наилучшая.
К примеру, на 20.Nd5 возможно 20...Nc4 21.Qd4 Qxa2 22.b3 Nxe3 - позиция осталась для меня неясна. Или 20.Bxc5 bxc3 21.Qd4 Qxa2 22.Qxc3 Rc8 23.Nxg7+ Bxg7 24.Bxc8 Nc4, опять же, до конца досчитать этот вариант я не мог.
Из хороших плотных ходов могу выделить 20.Nb1 - защитился от матовых угроз и ничего не потерял. Но я избрал все же активное продолжение.
20.Nxf8 Rd8.
Е.В. На 20...bxc3 следует 21.Qxd6, и черные разваливаются. Соперник нашел лучший ход, но я видел на него возражение:
21.Nd7! bxc3 22.Qxd6 Nc4.
Е.В. На d7 он бить ничем не может: 22...Nexd7 23.Bxc5; 22...Ncxd7 23.Qe6+; 22...Rxd7 23.Qxe5+.
23.Qxc5 Qxa2 24.Nf6+.
Е.В. Здесь он, пожалуй, сыграл не самым упорным образом: 24...Kf7, и после 25.Qc7+ сдался. Более интересно, конечно же, 24...gxf6 25.Rxd8+ Kxd8... (пауза, причем несколько затянувшаяся)
И.О. (не в силах терпеть далее) Грех не сыграть 26.Rd1+, наверное?
Е.В. Как раз после 26.Rd1+ Ke8 надо судорожно искать шахи. Правда, я видел, как выигрываю и в этом случае: 27.Bd7+ Kf7 28.Be6+! (плюс в том, что слон вышел на эту диагональ; то, что это важно, выяснится вскоре) 28...Ke8 29.Rd8+!! Kxd8 30.Qd4+ Kc7 31.Bf4+ Kc6 (после 31...Ne5 черные теряют ферзя: 32.Bxa2) 32.Bd7#!
И.О. Скажу честно, Женя, для такой острой партии прошло что-то слишком мало времени на ваших часах.
Е.В. И я скажу честно: в этой партии я сделал всего два своих хода: 20.Nxf8 и 21.Nd7. Ну, еще мат посчитал форсированный.
История вторая: Алексей Барсов.
Гроссмейстер Алексей Барсов выступает за Узбекистан, живет во Франции, а играет в Москве, на "Аэрофлот-опен". Сдается мне, господа, что эта была преамбула.
Фабула же заключается в том, что Барсов - человек увлеченный, что называется - неравнодушный. Увидев человека с диктофоном, Алексей, вопреки отечественным традициям, не насторожился, а обрадовался. Высокий энергичный дядька, он сам пришел в пресс-центр, сам потребовал, чтобы я включил бандуру и сам, улыбаясь, выдал первую же фразу такого накала, что хоть сейчас вешай на транспарант.
- Пора прекратить позиционировать шахматы как спорт! - возвестил Алексей и победно окинул взглядом немногих бывших в это время в пресс-центре журналистов.
Журналисты мерно стучали по клавишам. Профессионалы - они слышали и не такое; мне же было в диковинку. Я нажал кнопку "Rec" - совершенно ясно, что речь, начавшаяся со столь ударной фразы, заслуживает того, чтобы остаться записанной на пленке.
- Все усилия ни к чему не приводят, - развивал свою мысль Барсов. - Достаточно вспомнить, как чиновники ФИДЕ пытались заикнуться о включении шахмат в программу Олимпийских Игр - и были грубо посланы. Может, имеет смысл признать, что шахматы - это уже не спорт, а... не знаю, как назвать - занятие, что ли? Интеллектуальное занятие со спортивными элементами.
Ведь главная проблема в шахматах на сегодняшний день - это проблема привлечения спонсоров. Убирая шахматы из спортивной сферы, мы приближаем к ним спонсоров, коим доступ в спортивную сферу ныне запрещен. Не знаю, как обстоит дело с табачными спонсорами - сам я не курю, и табачные компании у меня лично симпатии не вызывают - но, допустим, можно было бы привлечь в шахматы алкогольные компании.
Гроссмейстер Барсов перевел дыхание, потерял темп и дал мне шанс вставить словечко:
- А с какой радости алкогольные компании начнут вкладываться в шахматы? И что это за "занятие" такое, которое алкогольные компании захотят спонсировать?
...Не отношу себя к воинствующим трезвенникам. Дегустационные перспективы, что и говорить, открывались радужные. Глаза мои, должно быть, в этот момент увлажнились, как у нью-васюкинцев перед открытием межпланетного шахматного конгресса. Но скептицизм возобладал даже и над дегустационными грезами.
Алексей гнул свое:
- Шахматы - это шахматы, и они имеют большую историю. В шахматах есть всякие элементы: и науки, и образования, и спортивная составляющая. И творчество, разумеется. И не надо какую-то групповую нишу под этот вид деятельности искать. Надо четко сформулировать: шахматы - это шахматы, занятие для достойных людей. Нельзя сводить шахматы к какому-то виду спорта, надо поставить их над видами спорта.
...Ну, что тут скажешь? Я тихонько нажал кнопку "stop".
А ведь Алексей - умный человек и зря бы этот разговор не затеял. Остается одно: дождаться, пока Барсов сформулирует свои мысли на бумаге - может, тогда пойму, что он имел в виду? Пишет он редко, но очень здорово.
Мы продолжили спор в курилке, уже при выключенном диктофоне. Откуда ни возьмись - Влад Ткачев: что обсуждаете? Да вот, говорю, вечную тему: как нам обустроить шахматы. Пустой разговор, отмахивается Влад. Дело надо делать! А потом уже под это дело подводить идеологическую базу. Придумать новый турнир, найти спонсоров, провести успешно и качественно - а потом уже объяснять: и откуда спонсоры, и каким идеологическим калачом удалось их в шахматы заманить.
- Поверите ли, - говорит Влад, - когда очередной журналист задает мне вопрос о ситуации в современном шахматном мире и том, какие пути выхода из кризиса можно предложить, я испытываю неловкость, почти стыд. Да, именно стыд! Сколько можно говорить? Всё говорим, говорим... Надо что-нибудь начать делать, наконец!
Я почувствовал родственную душу. Под всеми словами Влада готов был подписаться хоть сию минуту. Решение созрело мгновенно: во-первых, напроситься на интервью, а, во вторых, никаких вопросов о "ситуации в современном шахматном мире" не задавать. А какие задавать? Решил начать с пробного: о преимуществах французской кухни. И неожиданно напоролся на жесткий ответ:
- А мне французская кухня вообще не нравится.
Я вторично нажал кнопку "Rec".
Забегая вперед: и не пожалел об этом.
История третья: Влад Ткачев.
- Так чем вам французская кухня не угодила? - спросил я, когда мы уже снова переместились в пресс-центр. Возможности задать следующий вопрос я долго ждал. Только успевал записывать.
О французской кухне
- Французская кухня слишком тонка для меня, что ли. В том плане, что человек, который, начиная примерно со второй рюмки, не в силах отличить армянский коньяк от Мартеля ХО, наверное, не создан для французской кухни.
И потом - я вообще предпочитаю хорошо прожаренное мясо, в то время как французы едят мясо (следует какой-то термин на французском языке, означающий, очевидно, то же самое, что в московских стейк-хаусах называют прожаркой "мedium rare") или вообще с кровью. Ну, это не для меня.
Я могу сказать: когда французская кухня доходит до каких-то простых своих воплощений - какая-нибудь брассери - вот тут я готов. Но как только дело доходит до "Maxim's" в центре Парижа - тут у меня сложности. Чопорная обстановка мне не слишком близка.
К, примеру, обязательно перед началом обеда подойдет официантка и предложит попробовать вина - ну, чтобы я сказал: хорошо. А если мне не понравится - она, что же, обратно бутылку унесет? Да? Надо попробовать тогда. Я все равно... как-то стесняюсь, но надо будет сказать: нет, это плохое вино. Интересно, что будет дальше.
Да и потом - не для наших луженых советских желудков все эти французские тонкости. Я предпочитаю узбекскую кухню - или ее арабский вариант: ливанскую. Израильтяне говорили мне, что их кухня во многом совпадает с ливанской. Так, нет?
В принципе, я ничего не имею против и русской кухни. Особенно если это прилагается к соответствующей обстановке. Друзья, ..., караоке - и русская кухня: что может быть лучше? Можно попеть, попить - ну, и так далее.
Французская кухня - не могу сказать, что она мне ненавистна, просто она мной не до конца понимаема. Тем более в нашей московской интерпретации. Москва - это же такой сосуд, что какую жидкость в нее ни залей, всё принимает форму этого сосуда. Соответственно, французская кухня так хорошо легла под нашу московскую пафосную атмосферу... Ах, буйабес! Ах, бургундское вино! Все эти ахи больше говорят о москвичах, нежели о самом блюде. Стоимость которого, кстати, от всех "ахов" тут же взлетает до небес.
Ведь что такое буйабес? Еда марсельских рыбаков, как об этом правильно писал Куприн. Мне вообще очень нравится, как Куприн писал о Франции, потому мне и буйабес виртуально нравится. Но когда я его ем... Мне наша кухня нравится больше.
Как бы это объяснить... В советское время особым шиком считалось курить сигареты "Лаки страйк", да? А потом все вдруг выяснилось, что это сигареты рабочего класса и что в Америке их будут курить только водители-дальнобойщики.
Ведь казалось бы, буйабес - уха, и у нас - уха, так в чем же различие? Во всем! Прежде всего: у нас уху не едят с соусом, не так ли? Там же нужно заваливать несколько ложек соуса - я не знаю, из чего он готовится, но его нужно закидывать. Затем: насколько мне известно, в нашу уху никогда не кладут сыра - там сыр также обязательно надо закидывать. Да и уха у нас какая-то, более спартанская, что ли? В ней меньше ингредиентов, чем в буйабесе. А там какая-то многоступенчатая структура, такое сложное создание... Какой-то тонкий конессёр (знаток) способен понять: достаточно ли перца кинули или следует еще подбросить. А у нас все проще воспринимается. Должна быть свежая рыба, желательно речная, а не морская, желательно наваристая.
Более того, наш антураж поедания ухи - это, как правило, мужская компания на свежем воздухе, правильно? Там же - в ресторане... все обаяние ухи тут же исчезает в этой чопорности. Так что главная разница - во всем! Фактически, уха и буйабес - два разных супа. Разница - как между брассери и трактиром. Декорации, атмосфера, структура блюда - все другое.
- В России в уху принято вливать 50-100 грамм водки.
- Это мне нравится, да.
- В буйабес льют абсент?
- Абсент во Франции вообще запрещен! Насколько мне известно, в Европе осталось три места, где его еще можно пить: Испания, где абсент пьют с молоком - я не могу себе этого представить, но я об этом слышал, - Прага, где мне очень понравилось это дело, потому что у них это целая церемония, особый ритуал, - и Россия, где его просто глушат как самогон. Одно время это было модно, сейчас вроде бы абсент в Москве из моды вышел.
А во Франции абсент запрещен, как запрещен любой энергетический напиток типа "Ред Булл". И даже ввозить абсент во Францию запрещено.
Строго говоря, имидж Франции живет больше в умах тех, кто о ней в свое время читал и был, как любой нормальный советский человек, галломаном. Он больше живет в душах этих людей, чем в самой Франции. Потому что как только говоришь "абсент", у нас сразу в голове: щелк! и думаешь - ага, Франция, где-то в глубине зала играет, условно говоря, Джо Дассен, на стене, разумеется, висит репродукция "Любительницы абсента" Пикассо, по всему кабачку разлита знаменитая зеленая атмосфера...
Во Франции этого уже давным-давно нет! Все равно, как если бы французы представляли, что в России девушки до сих пор носят эти самые... кокошники. Все это - представление, и это представление больше живо у нас, чем у них. О Франции, об абсенте. Я думаю, его бы там никто уже и не пил - даже если бы его там подавали. А мы, побывав там, разумеется, сочли бы своим долгом его выпить - прикоснуться, так сказать...
А меж тем Франция уже совсем-совсем другая.
О Франции
Ведь что такое, если прочитать того же Хемингуэя или Фитцджеральда, была тогда Франция? Это была очень дешевая страна. Очень дешевая страна! И они туда ездили, потому что зарплаты журналиста солидного американского издания хватало и на рестораны, и на стриптиз-бары, и на иные удовольствия. И так - каждый день и круглый год, да? Очень дешевая страна Франция и очень дешевый по американским меркам город Париж. И здесь - корни этого мифа. (проникновенно) Но ведь это давным-давно уже не так... Уже давным-давно Париж - это очень дорогое место.
И потом, Париж в тех же самых текстах американцев - город свободных нравов. Проституция везде запрещена и только в Париже буйным цветом процветает, да? И это уже давным-давно не так. Все уже давным-давно... как сказать... регламентировано. Для государства это, может быть, и хорошо, и надежно, но флёр запрещенного удовольствия город уже утратил. Там, грубо говоря, для этого выделены соответствующие кварталы, в кварталах этих дело поставлено на серьезную деловую основу. Оно бы и к лучшему, но, во всяком случае, мало сочетается с нашими представлениями о Франции, которые мы почерпнули из американских книжек почти вековой давности.
Теперь о приятном. Во-первых, Франция - одна из немногих стран, где нас любят.
- Скажите, Влад, а что вы понимаете под словом "нас"?
- ???
- Ну, вы все время говорите: "мы", "они", "нас", "их" и т.д. "Мы" - это кто?
- Все мы в той или иной степени советские люди, хотим этого или не хотим.
Так вот. Продолжаю. Во многом за счет де Голля и, можно сказать, природного русофильства французы относятся к нам, во-первых, без предвзятой антипатии, во-вторых, с интересом. Вот у 9 из 10-и французов интерес к нам в той или иной мере будет представлен! На бытовом уровне эта симпатия очень чувствуется, и в Европе таких мест больше совсем нет - или их очень мало. Симпатия - это первое.
Второе. Французское общество открыто влияниям извне. Они искренне интересуются, берут, впитывают в себя разные культуры: арабские, мусульманские, североафриканские, англосаксонские, разумеется, но и славянские тоже. Не люблю это слово - "толерантность", - скажу: интерес. Это подкупает во Франции и французах.
Потом. Я очень люблю французскую кулинарию. Жутко люблю! В Москве все эти заведения "a la France" (тяжелый вздох) ну, это ничего общего не имеет с настоящей французской кулинарией. Строго говоря, это профанация. В Москве за все время я так хорошего круассана нигде и не нашел. Хотя это основа основ! Во Франции в любой булочной, в любом, самом захудалом городишке круассан будет лучше, чем в самом дорогом месте у нас в Москве.
Великолепная винная продукция. Потом, перетекая сюда, она становится в 5 раз дороже. Как минимум!
Что мне еще очень нравится во Франции - легкость нравов, такая, знаете ли, легкость ко всему... От этого, может, идут какие-то минусы, но мне так больше нравится. Беседы с людьми, которых видишь в первый раз в жизни - они же должны быть легкими. Не надо говорить о политике, говори либо легко, либо не говори вообще!
У нас наоборот: обычно, уже после второй-третьей рюмки, говорят либо ничего, либо тяжело. "Ты меня уважаешь? нет, ты скажи: ты меня уважаешь?" Или: "ты за коммунистов? Скажи! Или ты против коммунистов?" У них так не принято, это даже смешно. Допустим, в компании один за коммунистов, другой - против; беседа все равно будет носить легкий характер.
Что еще? Погода отличная! да и вообще - страна очень красивая. Я помню, когда в первый раз был во Франции, и мы поехали играть в Тулузу - ну, просто дух захватывает. Выходишь из машины, смотришь - такая красота кругом... такого я не видел нигде. Выжженная Испания, потом Италия - так давит, потому что вся страна как один большой музей; более того, давит еще и неверие, потому что не веришь, что все это II века до н. э., думаешь, что сделано это в веке 17-м - тут я поклонник теории Фоменко. А во Франции все такое в меру натуральное и в натуральном виде красивое...
Да! Возвращаясь к французской кухне. Я опять-таки хочу подчеркнуть: может, я не сильно люблю городскую кухню, но зато я очень люблю кухню домашнюю. Проезжаешь мимо какого-нибудь деревенского ресторанчика, зайдешь - а у них хлеб свой, сами пекут. Картошку принесут... (со смехом) Правда, это очень сильно напоминает русскую кухню - может, за это и люблю?
История четвертая. Женя Алексеев
После 4-го тура в главном турнире А1 три лидера. Один явный фаворит - Акопян; один игрок с серьезной репутацией - Эльянов, и один мальчишка - Алексеев.
Вообще-то это иллюзия, оптический обман. Между Павлом Эльяновым и Женей Алексеевым - каких-нибудь 2,5 года разницы. Но разницы ощутимой - один был совсем не лишним в чемпионской олимпийской сборной, второй же, по большому счету, только начинает путь в элиту мировых шахмат.
Алексеева, так уж повелось, "пиарили" всегда меньше, нежели его талантливых сверстников и даже погодков. Женя и сам приложил к этому руку. Замкнутый, на первый взгляд, несколько угрюмый; к тому же любивший (и любящий поныне) носить темные дымчатые очки, только усиливающие имидж нелюдимого, может быть, даже заносчивого парня. Но главное - я слышал подобные отзывы не раз и не два - за Женей закрепилось определение неуча, который кроме как играть в шахматы, больше ничего не умеет и больше ни к чему не стремится.
Женя и впрямь - в отличие от ярких ребят примерно своего возраста - не может блеснуть ни остроумной фразой, ни яркой комбинацией. Его речь суха, часто односложна, его стиль - стиль трудяги, перепахивающего своего соперника, а не гарцующего перед ним.
Скажу откровенно: какое-то время и я был о Жене почти того же мнения, что и другие. Хотя коротко я знаком и с ним, и с его отцом Володей уже давно, с лета 1999 года, своим мнением не удосужился обзавестись, предпочтя обходиться чужими.
Все изменилось прошлой весной, на детском супертурнире в Киришах, где Женя, наравне с Сережей Карякиным, играл в качестве приглашенной "звезды". Женя на тот турнир приехал без отца; в один из вечеров мы разговорились и поговорили крепко. А потом продолжили знакомство, и уже ходили по городу вместе и до партии, и после нее. Я понял, что мальчик по складу своей души очень ранимый - и с душой совершенно ребячьей. Этим все и объясняется: и псевдоугрюмость, и настороженность, и односложность в ответах.
Ничего элементарного в нем нет и, скорее всего, никогда не было; а есть только комплексы, которые пока непреодолимы. И есть желание доказать "всем" не словами, а результатом - но доказать что? Не уверен, что он сам может это четко сформулировать - для себя; а на людях, в диктофон репортера он, вне всякого сомнения, скажет что-нибудь стандартное. "Буду бороться", "стараться побеждать" и пр.
Во многом решающей для Жени станет следующая партия, с Мамедьяровым - белыми, но это ничего не значит: в конце концов, на последнем чемпионате мира "до 20" он проиграл Шахрияру как раз белым цветом. Но то когда было; а здесь, на "Аэрофлот-опен", Женя, по его словам, чувствует себя комфортно, и кроме всего прочего, Фортуна ему благоволит.
Е. АЛЕКСЕЕВ - Ю. КУЗУБОВ
Очередь хода за черными. На вид, у белых серьезное преимущество - ладья h6 в полном ауте. Но когда Женя показывал мне эту партию, то сказал, что после 20...exf4 21.exf4 (21.gxf4? Nc3!) он собирался сам предложить ничью. Почему? Потому что в варианте 21...Nc3!? 22.Bxc3 Qe3+ 23.Rf2 Rxc3 24.Qb2 Nf6 ее все равно пришлось бы добиваться вечным шахом: 25.Rd3!? Rxd3 26.Qxf6 и т.д., а в варианте 21...Nxg3!? Женя сходу не смог показать и ничьей: 22.hxg3 Qxe2 23.Rfe1 Qc2 24.Qxc2 Rxc2 25.Ba1 Rh3.
Но последовало 20...g5? (черные не заметили 24-го хода противника) 21.fxe5 dxe5 22.d6+ Qe6 23.Qxe6+ Rxe6 24.Bb5!, и вмиг все кончено: 24...Rc6 25.Nxe5 Rc2 26.Bxd7 Rh6 27.Be6+ с выигрышем.
|
|