воскресенье, 24.11.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07

Последние турниры

Чемпионат России
СуперФинал



02.12.2006

Суперфинал чемпионата России проходит в Москве, в ЦДШ им. М.М.Ботвинника со 2 по 15 декабря при 12 участниках по круговой системе.

Крамник - Fritz



25.11.2006

С 25 ноября по 5 декабря в Бонне чемпион мира Владимир Крамник сыграет матч из 6 партий с программой Deep Fritz. В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($500000).

Мемориал Таля



5.11.2006

В Москве с 5 по 19 ноября проходил Мемориал Таля, в программе которого супертурнир 20-й категории и выдающийся по составу блицтурнир. Призовой фонд каждого состязания - 100.000 долларов.

Топалов - Крамник



23.09.2006

После того как "основное время" не выявило победителя (счет 6:6), 13 октября соперники сыграли 4 дополнительных поединка с укороченным контролем времени.

Томск. Высшая лига



2.09.2006

Со 2 по 11 сентября Томск принимает Высшую лигу чемпионата России 2006 года. В турнире участвуют 58 шахматистов - как получившие персональные приглашения, так и победившие в отборочных состязаниях.

Майнц



17.08.2006

В последние годы фестиваль в Майнце вслед за "Амбер-турниром" стал центром легких шахматных жанров. Наряду с массовыми ристалищами традиционно проходят чемпионские дуэли.

Россия - Китай



10.08.2006

С 10 по 20 августа в Китае проходит товарищеский матч сборных России и Китая. В нынешнем поединке как мужчины, так и женщины соревнуются на пяти досках по шевенингенской системе в два круга.

Все материалы
ChessPro

Rambler's Top100
Борис АЛЬТЕРМАН,
международный гроссмейстер

Растут не по дням, а по часам…

  Год с небольшим назад, после знаменитого сражения при Нью-Йорке Каспаров – Deep Junior, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов объявил, что следующий чемпион мира среди компьютеров в 2004 году получит право на матч с сильнейшим шахматистом мира. Более того, по задумке Илюмжинова подобный поединок мог бы стать «вершиной шахматной пирамиды»…

  Возможно благодаря этому в чемпионате мира, который проходил в Граце, собрался рекордно сильный состав участников. В частности – четыре суперпрограммы: Junior (чемпион мира 1997 и 2001-2001 годов), Shredder (1996, 1999 и 2000), Fritz (1995) и Brutus. Как и предполагалось, борьба за победу свелась к их соперничеству. «Шредер» и «Фриц» финишировали с фантастическим показателем – 9.5 из 11, на пол-очка от них отстал «Джуниор», на очко – «Брутус». В матче за титул более удачливым оказался Shredder – 1.5:0.5.
  Мир замер в ожидании исторического поединка Человек – Компьютер…
  Однако, как оказалось, выявить сильнейшего среди людей гораздо труднее, чем среди машин. Срыв матча Пономарев – Каспаров поставил ФИДЕ перед новой проблемой: где найти соперника Гарри? Рассчитывать теперь на деньги с Украины было невозможно, но Кирсана выручил «ливийский друг» – Муаммар Каддафи, который спас «нокаут» чемпионат мира ФИДЕ.
  В такой ситуации было не до разговоров о матче «Шредера» с сильнейшим из людей. Какая уж тут вершина пирамиды! Не до жиру – быть бы живу…
* * *
  Тем более что прошло едва семь месяцев после Граца, как в университете «Bar-Ilan» израильского города Рамат-Ган принял 12-й чемпионат мира среди компьютеров. По традиции его организатором выступила Международная Ассоциация компьютерных игр (ICGA; президент – Дэвид Леви), а спонсорами – мэрия Рамат-Гана, израильское представительство Intel и IBM, министерство по туризму Израиля, а также компании Aladdin Knowledge Systems, Mercury Interactive, Pitango. Чемпионат прошел по швейцарской системе в 11 туров.
  Для чемпионата, «на прокат» организаторы приготовили вполне обычные компьютеры на базе процессора Intel Pentium 4 с тактовой частотой 2.8 GHz и оперативной памятью 512 Mи. Однако сильнейшие – Junior, Fritz и Shredder, а также еще Diep и Crafty благодаря спонсорам (спасибо HP и Transtec) смогли использовать куда более мощные четырехпроцессорные машины.
  Одна из этих машин предназначалась для «Брутуса», однако не так давно эта программа была продана солидной арабской компании в Абу-Даби и по известным причинам в Израиль не приехала. Но… свято место пусто не бывает – и ее «заменил» Crafty, разработанный профессором Хайятом.
* * *
  Компьютерные шахматы – это сочетание таланта и интеллекта. Чтобы побеждать, нужны ум, нестандартное мышление и… финансовая независимость. Долгие годы программисты-любители шахмат писали программки ради удовольствия, но со временем выяснилось, что создание сильных игровых модулей – неплохой бизнес, о чем говорят весомые продажи Fritz, Junior или Shredder. Хотя и они вряд ли могут сделать авторов программ богатыми.
  Вот почему у меня всегда вызывает смех, когда гроссмейстеры, которым предстоит встреча за доской с компьютером, заявляют, что должны получать солидный гонорар – ведь их имя будет использоваться при продаже программы. Фактически шахматные программисты никогда не были бизнесменами.
  Взять тот же чемпионат мира среди компьютеров. Для того чтобы принять в нем участие, программистам надо оплатить проживание и перелет, а, кроме того – арендовать или купить компьютер, на котором будет установлено его детище. Вы представляете, во сколько все это может обойтись?! Чтобы пойти на такие финансовые риски, надо действительно любить шахматы…
  С расходами все понятно, а вот доход. По большому счету, кроме всемирно известной и достаточно раскрученной марки «Fritz» и наиболее популярной в США программы «ChessMaster», никто из программистов реально не может прожить на доходы от продажи своих «электронных гроссмейстеров».
  Во время турнира я спросил у автора «Шредера» немца Стефана Майера-Калена, смог бы он прожить только на свои шахматные доходы. Он улыбнулся: «Это зависит от того, что называть жизнью. Конечно, я получаю свой процент от продаж, но мне еще очень далеко до продаж того же “Фрица”…»
  Все остальные, включая авторов «Джуниора» (Шай Бушинский в настоящий момент пишет докторскую диссертацию, Амир Бан – один из директоров хорошо известной в Израиле высокотехнологичной компании M-Systems) – настоящие любители. Не удивительно, что в этом году ICGA решила погасить расходы авторов любительских программ, выплатив каждому по $500.
* * *
  И, надо сказать, было за что: в первом туре все три фаворита чемпионата – Junior, Shredder и Fritz – потеряли по пол-очка. После этого две «Джуниор» и «Шредер» начали гонку за титулом, выигрывая практически все партии, а вот у новой версии «Фрица» игра с самого начала чемпионата не заладилась…
  Программа, которая сыграла вничью матчи с Крамником в 2002 и с Каспаровым в 2003 году, сначала сделала еще одну ничью, а затем просрочила время в партии третьего тура с Falcon. Из-за программной ошибки оператор не смог ввести последний контрольный ход, и ей было засчитано поражение.
  Позиция у Fritz в этот момент была довольно перспективной. Перспективной была она и во время 10 тура, когда он потерпел еще одно поражение – от голландского Diep. Как потом выяснилось, это была битва за бронзу…
  В этот момент «Джуниор» и «Шредер» были далеко впереди. К заключительному туру они подошли, имея равное количество очков. И здесь Junior, наконец-то, вышел вперед – он победил ParSOS, в то время как Shredder не сумел черными одолеть Falcon. Забавно: одна израильская программа помогла другой израильской программе получить корону компьютерного короля.
  Программы Бушинского/Бана и Майера-Калена стали во главе таблицы по праву, поскольку показали совершенно новое качество компьютерных шахмат. Обе тонко «чувствуют» инициативу и с удовольствием идут в атаку.
  Наблюдая за некоторыми удивительными стратегическими планами «Шредера» мне иногда казалось, что им подсказывают Ботвинник или Карпов. За уникальным же стилем «Джуниора» так и мерещатся Каспаров или Широв – его игра и впрямь очень «человеческая», он (в отличие от многих программ) способен предпочесть позиционное преимущество материальному! То, о чем не так давно шахматным программистам приходилось только мечтать…
* * *
  Не поэтому ли многие сильные шахматисты уже сейчас используют Junior как основной аналитический модуль и привычное: «Что по этому поводу думает Fritz?» – постепенно уходит в прошлое. Сегодня четырехкратный чемпион мира считается одним из наиболее надежных тактических «движков».
  Начиная с 1999 года, я работаю над стратегической составляющей, а также дебютной книгой «Джуниора». За последние годы компьютерные программы довольно далеко ушли в плане «понимания»: если раньше мне было легко находить позиционные ошибки и «искусственные» ходы, то теперь временами становится трудно различать игру компьютеров от игры людей (нет сомнений, что уже не первый год между ними идет взаимное обогащение).
  Итак… вы вероятно ждете, что теперь я назову дату, когда лучший компьютер убедительно обыграет человека? Как говорится, если Каспаров, Крамник или Ананд в ближайшее время не сыграют с машиной в ближайшем будущем, думаю, лучшие шахматные программисты не будут иметь серьезной мотивации для улучшения своих детищ, и у нас в запасе еще есть много лет. В противном случае, если мы станем свидетелями жестких противостояний Человек – Компьютер (как нам обещал Илюмжинов), тогда Junior, Shredder, Fritz и Hydra в самое ближайшее время сумеют достичь уровня 2850 или выше.

  В заключении мне хотелось бы представить две, наверное, лучших партии компьютерного чемпионата, которые показывают большой прогресс шахматных программ. Глядя на изумительную позиционную жертву, предпринятую «Джуниором» против «Дипа» и триллера из последнего тура между «Фалконом» и «Шредером», приходится признать: нам есть чему у них поучиться!
  Первая партия в исполнении Junior воскрешает классической тему борьбы духа и материи или же… столкновение между Карповым и Каспаровым.

Принятый ферзевый гамбит D20
DIEP – DEEP JUNIOR

  1.d4 d5 2.c4 dxc4. Diep – это крепкая позиционная программа, написанная Винсентом Дипвеном. Так… раз соперник позиционный – идем «в открытую»!
  3.e4 (не сюрприз для «Джуниора» – в этой линии «Дип» сокрушил «Шредера») 3…Nf6 4.e5 Nd5 5.Bxc4 Nb6 6.Bd3 Nc6 7.Be3 Nb4 8.Be4 f5.Обе программы браво маршируют по своим дебютным книжкам.
  9.exf6 exf6 10.a3 f5 11.axb4 fxe4 12.Nc3 Be6 13.Nh3 Qd7 14.Nf4 (14.Qh5+ g6 15.Qe5 Bg7 16.Qxe4 0–0) 14...Be7 15.Nxe6. Diep решил лишить черных двух слонов. Но заслуживает внимания также 15.Ra5 Bf7 16.Re5 Nc4 17.Rxe4 0–0. Впрочем, Junior тут чувствует себя нормально…
  15...Qxe6 16.d5 Qg6 17.0–0 0–0 18.Bc5! Белые ставят слона на лучшее поле, где он, к тому же, защищает пешки ферзевого фланга. И тут…
  18…Rae8!! Настоящая революция в компьютерных шахматах! Это подлинно «человеческий» ход, вполне в стиле Каспарова или Широва. Идея проста: пока белые будут лакомиться «боковыми» пешками черных, те успеют перегруппироваться и создать атаку на королевском фланге. Альтернатива: 18...Bd6 19.Qe2 (19.Qd4 Rf4 20.Rfe1 Re8 21.Bxd6) 19...Rf4 20.g3! ведет к лучшей игре для белых, поскольку черные испытывают проблемы с пешкой e4.
  19.Rxa7 (белые принимают вызов) 19…Nc4! «Шоу должно продолжаться!» Черные из пассивной лошади на b6 получат прекрасного скакуна на e5 (централизация!) и давление черных на королевском фланге станет серьезным.
  20.Qe2 Bxc5 (теперь черные предлагают другую пешку) 21.bxc5 Ne5. У белых лишняя пешка и, может показаться, ничто не угрожает их королю, и… «Дип», не чувствуя опасности, снимает с доски еще одну пешку…
  22.Rxb7? Решающая ошибка. Теперь атака на королевском фланге решает партию. «Интуиция» Diep не подсказала ему, что надо быть аккуратней…
  После 22.Ra4! (приглядываясь к пешке e4), белые не опровергали идею соперника, но избегали какой-либо опасности. Черные ответили бы 22…Rf4! (менее чисто 22...Nd3 23.Rxe4 Nf4 24.Qf3 Rxe4 25.Nxe4 Nxd5 26.Qe2 и белые удерживали пешку) 23.Nxe4 (23.Kh1 Nd3 и позиция неясна) 23...Nf3+ 24.Kh1 Rexe4 25.Rxe4 Qxe4 26.Qxe4 Rxe4 27.gxf3 Rd4 с ничейным ладейником.
  22...Nf3+ 23.Kh1 Re5! Вероятно, «Дип» недооценил этот выпад. Ладья через центр перебрасывается на королевский фланг и позиция белых становится критической – уж больно много там фигур противника. В подобном же стиле играют Каспаров, Широв и, наверное, Морозевич.
  24.Ra1 Rh5 25.h3 Qg4. Наращивая давление на пешку h3. Королевский фланг белых подвергается тотальному уничтожению.
  26.Qf1 Ng5 27.Rxc7 Nxh3. Белые сдались.

  А вот вторая партия – из «другой оперы», но от нее тоже дух захватывает!

Сицилианская защита B80
FALCON – SHREDDER

  1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Be3 e6 7.f3 b5 8.g4 h6 9.Qd2 Nbd7 10.0–0–0 Bb7 11.h4 d5!? Черные отклоняются от классической линии: 11...b4 12.Na4 Qa5 13.b3 Nc5, которая стала очень популярной после знаменитой партии Топалов – Каспаров. Но это прыжок в глубину…
  Мне кажется, «Шредер» испытывает явные проблемы с дебютным репертуаром. Программу необходимо долго «гонять» по тестам, чтобы понять, какие позиции ваша программа будет играть лучше, чем ее оппонент.
  12.Bh3 b4 13.Na4 dxe4 14.g5 hxg5 15.hxg5 exf3. Черные должны жертвовать коня, поскольку 15...Nd5 16.g6! практически сразу ведет к поражению. В этой позиции трудно поверить, что черный король доживет до конца партии!
  16.g6! Сильнейший ответ. Вместо взятия фигуры, белые сами жертвуют пешку. Забавно, что эта же позиция у тех же соперников возникла несколькими днями позже во время блицтурнира и… Shredder уверенно выиграл! В той партии Falcon пошел на 16.gxf6 Nxf6 и в острой борьбе уступил.
  16...Rxh3! (черные должны избавиться от этого убийцы) 17.Rxh3 Qa5 18.b3 Ne5 19.gxf7+ Kxf7. Наконец-то «Шредер» перелистнул последнюю страницу дебютной книги и заиграл сам – и после ответа Falcon 20.Bg5 впервые в партии задумался. Причем, на целых 10 минут.
  20...Ne4? Этот слабый ход ведет к огромным осложнениям. Зная итог партии, хотелось бы предложить за черных 20...Be7 с неясной позицией.
  21.Qf4+. Не могу утверждать, что авторы «Фалкона» «угадали» с типом позиции, но после этого хода произошло что-то невероятное: «Шредер» задумался на 42 минуты! С каждой минутой размышлений его оценка позиции все падала и падала. Видимо, немецкая программа нашла блестящий тактический ресурс, который был в распоряжении белых и искала защиту.
  Так иногда случается с компьютерами: в то время как люди очень быстро считают на ход вперед, компьютер переберет все возможные варианты, пока не увеличит оценку позиции. Так вот, похоже, за эти 42 минуты Shredder изучил все возможные ходы – и… досчитался до ничьей!!! Во время столь продолжительного размышления своего подопечного лицо Майера-Калена было мрачным – не сравнить с тем, какое у него стало по окончании партии! Чтобы не упустить Junior, им надо было, во что бы то ни стало, выигрывать…
  21…Kg8 22.Nxe6 Ng6. Интересно также 22...Nf7 23.Bd8 Qe5 24.Qxe5 Nxe5, но 25.Rh5 ведет к несколько лучшей позицией для белых.
  23.Rh8+!! «Шредер» проигнорировал этот блестящий ход. Белые жертвуют целую ладью ради выигрыша одного темпа. Ирония судьбы: пока черные думали над своим ходом, то же самое могли делать белые. И вот результат.
  23…Nxh8. Все это единственное. После 23...Kxh8 24.Qf7! ничто не может спасти черных. Матовая атака у белых после 24… Ng3 25.Bf6 gxf6 26.Rd7 Ne7 27.Qxf6+ Kg8 28.Rxe7…
  24. Rd7! (белые создают новую угрозу – построить батарею) 24…Nf6. Чтобы продолжить сопротивление, черные должны просто отдать своего коня. При 24...Nxg5?? игра заканчивается красивым матом 25.Qxf8+ Rxf8 26.Rxg7#
  25.Bxf6 Ng6.
  26.Qd4. Основной ничейный вариант «Шредера»: 26.Qh2! Qf5 27.Nxf8 Qf4+ (27...Qxf6 28.Nxg6 Qxg6 29.Rxb7 Qg2 30.Qc7=) 28.Qxf4 Nxf4 29.Ng6 Nxg6 30.Rxg7+ Kf8 31.Nc5! и белые форсированно дают вечный шах: 31…f2 32.Ne6+ Ke8 33.Nc7+ Kf8 34.Ne6+. Следовательно26.Qd4 тоже дает ничью.
  26...Qf5 27.Nxf8 Qxf6 28.Qxf6 gxf6 29.Nh7! Единственный ход. Иначе у белых будут проблемы. Некоторое время Shredder рассматривал здесь 29...Ne7 30.Kd2 Kxh7 31.Rxb7! А также странный, но, вероятно, тоже ведущий к ничьей вариант: 31.Rxe7+ Kg6 32.Rxb7 Re8 33.Rxb4 Kg5 34.Nc3 f2 35.Re4 f1Q 36.Rxe8 и белые строят крепость (несмотря на оценку «-2.00» по «Шредеру» или «Джуниору»). Наконец 31...Re8 32.Ke3 Kg6 33.Kxf3 Nd5 34.Nc5 тоже ведет к ничейному эндшпилю.
  29...Ne5 30.Nxf6+ Kf8 31.Nh7+ Kg8 32.Nf6+ Kf8 33.Nh7+ Kg8 34.Nf6+. Ничья, для «Шредера» равноценная поражению. Но он сделал все, что мог…