четверг, 26.12.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07

Последние турниры

Чемпионат России
СуперФинал



02.12.2006

Суперфинал чемпионата России проходит в Москве, в ЦДШ им. М.М.Ботвинника со 2 по 15 декабря при 12 участниках по круговой системе.

Крамник - Fritz



25.11.2006

С 25 ноября по 5 декабря в Бонне чемпион мира Владимир Крамник сыграет матч из 6 партий с программой Deep Fritz. В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($500000).

Мемориал Таля



5.11.2006

В Москве с 5 по 19 ноября проходил Мемориал Таля, в программе которого супертурнир 20-й категории и выдающийся по составу блицтурнир. Призовой фонд каждого состязания - 100.000 долларов.

Топалов - Крамник



23.09.2006

После того как "основное время" не выявило победителя (счет 6:6), 13 октября соперники сыграли 4 дополнительных поединка с укороченным контролем времени.

Томск. Высшая лига



2.09.2006

Со 2 по 11 сентября Томск принимает Высшую лигу чемпионата России 2006 года. В турнире участвуют 58 шахматистов - как получившие персональные приглашения, так и победившие в отборочных состязаниях.

Майнц



17.08.2006

В последние годы фестиваль в Майнце вслед за "Амбер-турниром" стал центром легких шахматных жанров. Наряду с массовыми ристалищами традиционно проходят чемпионские дуэли.

Россия - Китай



10.08.2006

С 10 по 20 августа в Китае проходит товарищеский матч сборных России и Китая. В нынешнем поединке как мужчины, так и женщины соревнуются на пяти досках по шевенингенской системе в два круга.

Все материалы
ChessPro

Rambler's Top100
Сергей ШИПОВ,
гроссмейстер

День третий. Каратели в белом

  Недолго музыка играла! Радость от победы во втором туре вновь сменилась чувством безнадежности. На третий день программы, играя белыми, отдали людям лишь пол-очка и досрочно обеспечили себе победу в матче! Надо признать, победу вполне заслуженную – по игре.

  Еще не время подводить итоги. Сосредоточимся пока на шахматном содержании тура. Оно оказалось необычайно большим! К сожалению, у меня просто не хватило сил и времени, чтобы подробно прокомментировать все партии третьего тура. Я мог, конечно, вкратце осветить ключевые моменты, набросать несколько правдоподобных вариантов и позиционных соображений, а затем спокойно лечь спать. Не получилось! Работа затянула, увлекла…
  Захотелось разобраться, вникнуть в нюансы. В результате получились неполные комментарии. Надеюсь, подробное освещение некоторых моментов компенсирует читателям темноту других.

Защита Каро-Канн B12
FRITZ – Рустам КАСЫМЖАНОВ (UZB)

  Перед нами лучшая партия турнира – с точки зрения игры Человека! Узбекский гроссмейстер продемонстрировал высочайший уровень. В жутких осложнениях – там, где люди обычно быстро просчитываются и все зевают, – он сумел разобраться не хуже Фрица. Поверьте мне, бывалому, это невероятно сложное дело. Это подвиг!
  1.e4 c6 2.d4 d5 3.e5. Уверен, этот ход обрадовал Рустама. Остается лишь удивляться тому, что программы в этом матче так легко позволяют людям получать закрытые позиции. После 3.Nc3! Человеку было бы куда труднее...
  3...Bf5 4.Nc3 h5 5.Bd3 Bxd3 6.Qxd3 e6 7.Nf3 Nh6.
  8.a4. Очередное откровение от Машины. Белковому игроку такой ход и в голову не придет. Вот пример довольно грамотной человеческой игры с обеих сторон: 8.0-0 Nf5 9.Ne2 Be7 10.b3 Nd7 11.c4 Nf8 12.Bd2 Ng6 13.c5 Ngh4 14.Nxh4 Bxh4 15.b4 Be7 16.Rab1 a6 17.a4 0-0 18.Rb3 g6 19.h3 h4 20.g4 hxg3 21.fxg3 Kg7, и черные успешно держат оборону (Глек – Выжманавин, Львов 1985).
  8...Be7 9.0-0 Nf5 10.Nd1 (cпрашивается, почему не на e2?) 10...Nd7 11.Ne3. Скорее всего, следующий ход Человека стал сюрпризом для Программы. Ну, не укладывается у нее в голове... в смысле, в процессоре – как можно по доброй воле допускать сдвоение пешек? Вот поэтому и не вела она своего коня на g3. А вдруг черные возьмут на g3, и тогда (о, ужас!) у белых окажутся сдвоены пешки...
  11...g6 12.a5. Еще один нечеловеческий ход. Наш брат всегда с великой осторожностью подходит к вопросам размещения пешек на поля цвета слона. Железным бойцам подобные тонкости играть не мешают.
  12...a6 13.c4 (Фриц идет напролом; Касымжанов «крепчает») 13...Nh4 14.Nxh4 Bxh4 15.b3 Be7 16.f4 Rg8 17.Qe2. Белые намечают пешечную атаку на королевском фланге: g2-g3,h2-h3,g3-g4 и потом f4-f5. Рустам находит кардинальное противоядие.
  17...f5! (черные готовы немного вскрыть игру, несмотря на то что их король остается в центре) 18.Ba3. Фриц соглашается с изменением структуры. Мне это было бы невыносимо! Иметь возможность создать сопернику слабость на e6 и не сделать это? Позволить ему так укрепиться на королевском фланге и играть как ни в чем не бывало? Ну, уж нет! Я бы сыграл 18.exf6 Nxf6, после чего есть два пути. Можно сохранять напряжение в центре – 19.Kh1 Qd7 20.Nd1!, затем конь идет на f2, прикрывая пункт e4, после чего можно давить на пешку e6. Небольшой перевес у белых здесь есть: 20...0-0-0 21.Nf2 Bd6 22.Bd2 Rgf8. Второй путь – 18.exf6 Nxf6 19.cxd5!? Чем брать? На 19...exd5 есть прорыв 20.f5!. А после 19...cxd5 можно сразу вести коня через d1 на f2. Интересно глянуть и жертву фигуры: 20.f5!? gxf5 21.Nxf5 exf5 22.Rxf5 Rg6 23.Bg5 Kf7 24.Raf1 – черным здесь не так просто обороняться. Например, 24...Kg7? (сильнее 24...Rc8 25.Qxh5 и т.д.) 25.Re5 Bf8 26.Bh4! Rc8 27.Re6+–.
  18...Bxa3 19.Rxa3. Теперь структура черных крепка как скала. Правда, есть у них один недостаток – трудно найти применение коню. Нет у него полей для маневра.
  19...Qe7 20.Raa1 0-0-0. Не уверен, что это хороший ход. Черные прячут короля, а сами намечают контратаку g6-g5. Вот только прячут ли?
  21.b4. Разумный, но не единственный способ обострить игру. Любопытные варианты возникали после 21.cxd5 exd5 (совсем не смотрится 21...cxd5 22.b4!) 22.b4, и теперь позиционный маневр 22...Nf8 наталкивается на конкретику 23.b5! cxb5 (боюсь, что после 23...axb5 24.a6 Kb8 25.axb7 Qxb7 26.Nc2 Ne6 27.Nb4 атака белых неотразима) 24.Qf3 Qf7 25.Rac1+ Kb8 26.Rfd1, и черным трудно отразить угрозу Rc1-c5xd5. Возможно, после 21.cxd5 exd5 22.b4 черным надо принять жертву - 22...Qxb4 23.Nc2 Qe7 24.Rfb1 но как далее противостоять давлению белых? Что остается? Видимо, постыдное бегство: 21.cxd5 exd5 22.b4 Nb8!? 23.Rfc1 Kd7 – здесь черные держатся.
  21...dxc4 22.Nxc4 Kb8 23.Rac1 (о пешке b4 обе стороны даже и не думают; это явная отрава!) 23...g5! Черным необходимо срочно искать контршансы.
  24.Nd6 gxf4 25.Rc2.
  25...Nf8. Здесь у черных был интересный способ пристроить коня: 25...Nf6!? 26.Nxb7 (иначе у белых будет просто хуже) 26...Kxb7 27.exf6 Qxf6 28.Rxf4 Rg4! - не вижу здесь ничего опасного для черных. Броня!
  26.Qxh5 Ng6 27.Qf3 Nh4! (такую пешку и жертвовать не жаль) 28.Qxf4 Rg4 29.Qh6 Rdg8. Черные удачно перегруппировали свои фигуры и получили серьезную инициативу. Впрочем, Фриц, как всегда, хладнокровен.
  30.g3.
  30...Rxd4. Атака напролом встречала опровержение: 30...Ng6 31.Kh1 f4 32.Qh5! (хуже 32.Qh3 Nh4! с идеей 33.gxh4? Qg7–+) 32...Rg5 33.Qe2 fxg3 (33...Qh7 34.Ne4) 34.Rf7 Qxf7 35.Nxf7 Nf4 36.Nxg5! (только у белых проблемы после 36.Qe3? g2+ 37.Kg1 Rf5) 36...Nxe2 37.Rxe2 Rxg5 38.h3! – этот ладейный эндшпиль черным не спасти.
  31.Qe3 Rxb4. Вынужденная смелость. После 31...Rdg4 к победе вела красивая комбинация белых 32.b5! axb5 (32...cxb5 33.Rfc1+–) 33.Rxc6! f4 34.Qc5 bxc6 35.Qb6+ Ka8 36.Qxc6+ Ka7 37.Rb1! – у черных лишняя ладья, но они ничего не могут поделать.
  32.Kh1 Ng6 33.Qa3. Фриц не мог не съесть качество. В варианте 33.Qc3 Rb5 34.Nxb5 cxb5 черные также получали определенные контршансы.
  33...Rb5 34.Nxb5 axb5 35.Qd6+ (и отказаться от образования проходной Программа также не могла; оценочная функция диктует выбор) 35...Qxd6 36.exd6. На доске сложнейшее счетное окончание! У черных есть некоторая компенсация за качество. Есть пешка и сильные проходные на ферзевом фланге. Но что очень плохо с человеческой точки зрения – нет комфортной позиционной игры. Каждый ход предельно важен! Можно только восхищаться тем, что Касымжанов сумел здесь сыграть на уровне хорошего компьютера. Мало кто на его месте смог бы устоять...
  36...Kc8! (cправиться с пешкой d6 и удержать свою на e6 без короля не удается; однако по ходу дела возникает еще одна проблема) 37.a6! Kd7 38.a7 (есть третья проходная белых!) 38...Ra8! Проигрывало 38...Kxd6 39.Rd2+ Kc7 (39...Ke7 40.Rfd1!) 40.Re2 Kd6 41.Rd1+ Ke7 42.Red2 - белые ладьи врываются в черный тыл.
  39.Ra1 Kxd6 40.Rd2+ Ke7 41.Re2 Kd6 42.h4! (Фриц запускает «берлагу» – вторую крайнюю проходную!) 42...b4! (у черных тоже есть своя «берлага»; и даже целых три!) 43.h5 Nf8 44.Kg2 c5 45.Rb2! (типичный способ сдерживания проходных пешек – под бой берется самая продвинутая) 45...Kc6! Король идет поддержать прорыв.
  46.h6 Kb5.
  47.g4! (белые пытаются жертвой пешки вскрыть вертикали для ладей) 47...c4! (а черные не тратят время на взятия!) 48.gxf5 b3! (я не буду приводить всех проигрывающих вариантов; поверьте, здесь Рустам имел много возможностей ошибиться!) 49.fxe6 Nxe6 50.h7 Ng5! (пора уничтожить всех белых «берлаг») 51.h8B (только белые могут проиграть после 51.Rh1 Nxh7 52.Rxh7 Rxa7) 51...Rxh8 52.a8Q Rxa8 53.Rxa8. Необычное окончание! Программа издалека была не в силах точно оценить его. У белых огромный материальный перевес, однако уничтожить пешки черных они не могут. Более того! Им надо очень точно играть, чтобы не проиграть. Разумеется, Программа постепенно находит ничейные варианты. А вот белковый игрок здесь белыми мог бы запросто и проиграть.
  53...Ne6 54.Rh8. И в этот момент соперники заключили мир.
  Еще могло последовать: 54...Nc5 55.Kf1 (одна из дорог, ведущих в Рим) 55...c3 (не выигрывает и 55...Kb4) 56.Rxb3+ Nxb3 57.Rc8 Kb4 58.Ke1 (58.Ke2? c2!) 58...b5 59.Kd1 Nd4 60.Kc1 Kb3 61.Rc5 b4 62.Re5 Kc4 63.Re8 b3 64.Rc8+ Kd3 65.Rd8 Kc4 66.Rc8+ Kb4 67.Rb8+ Nb5 68.Kb1 Kc4 69.Rc8+ Kd3 70.Rd8+ Nd4 71.Kc1. Черные не могут добиться прогресса.
  Колоссальная партия! Касымжанов добился ничьей в прямом столкновении с превосходящими силами врага. В безбрежном море тактики он успешно миновал все рифы и сумел сохранить свой фрегат, при этом имел даже весомые шансы на победу. Браво, Рустам!

Французская защита C05
HYDRA – Руслан ПОНОМАРЕВ (UKR)

  Данная партия расширяет границы познания. Есть в ней что-то такое...
  1.d4 e6 2.e4 d5 3.Nd2.
  3...Nf6! (подчеркнутое желание побыстрее стабилизировать центр) 4.e5 Nfd7 5.Bd3 c5 6.c3 Nc6 7.Ne2 a5 8.0-0. Это известная теоретическая позиция. У черных широкий выбор продолжений: 8...a4, 8...cxd4 9.cxd4 Nb6 или 8...Be7. Руслан в игре с себе подобными, безусловно избрал бы что-то подобное. А вот против компьютера решил закрыть позицию.
  8...c4. Теория осуждает этот ход. Черные снимают напряжение в центре, что развязывает белым руки для атаки на королевском фланге. Считается, что контригра черных на ферзевом фланге запаздывает. Однако, на мой взгляд, эта позиция игровая, и не все так просто и однозначно. Руслан следует известному рецепту борьбы с программами, которые безмерно сильны в открытой борьбе и неуверенно трактуют сложные в стратегическом отношении схемы. Увы, все меняется! Отныне и в закрытых позициях программы довольно сильны. Данная партия весьма показательна в этом отношении...
  9.Bc2 b5.
  Давайте внимательно изучим позицию. Что хотят сделать черные? Только ответив на этот вопрос, можно по достоинству оценить последующие действия Программы. А хотят они вот что. Поставить пешку на b4 и затем, НЕ МЕНЯЯ пешек на c3, вести пешку a5 до a3, чтобы разрушить опору пешечной цепочки белых. Предотвратить крах белые могут, лишь сыграв a2-a3 в ответ на a5-a4, но тогда черные разменяют пешки на c3 и получат очень выгодную структуру – белые пешки c3 и a3 слабы, пункт b3 готов к вторжению черных фигур. Удержать оборону на ферзевом фланге белые не в состоянии. В принципе!
  10.b3! Очень приличная новинка! Вопреки стандартным правилам белые делают пару активных ходов на том фланге, где они слабее, и в результате... успешно решают проблемы защиты! Люди ранее по науке толкали пешку на f5 – 10.f4 или же осуществляли фигурную атаку – 10.Nf4 с последующим Qd1-g4 и Nd2-f3-g5.
  10...Nb6 (возможно, черным стоило изменить структуру посредством 10...cxb3!? 11.axb3 Nb6, чтобы затем провести в нужный момент b5-b4 или a5-a4) 11.bxc4 bxc4. Молниеносный ответ. Продолжение 11...dxc4 Руслан, видимо, не стал всерьез рассматривать. Это вполне объяснимо. Черные отстают в развитии, и всегда есть опасность вскрытия игры. Пункт b5 слаб, так что придется идти вперед путем b5-b4. Против столь могучего счетчика как Гидра играть такую позицию не хотелось. Владение пунктом d5 не есть преимущество, потому что и у белых фигур появляется превосходная стоянка на e4.
  12.Rb1! Смотрите, что произошло! Фактически получена позиция в результате продвижения b5-b4 с последующим разменом пешек на с3. Тем самым, который никак не входил в планы черных! Пункт c3 легко защитим, пешка осталась на a2, где она не только вне поля зрения черных фигур, но еще и прикрывает пункт b3. У черных нет полей вторжения! Потраченный темп – не цена за такое счастье. Теперь белые могут спокойно атаковать на королевском фланге.
  12...Kd7. Еще один интересный момент. Для современного шахматиста такой маневр короля-пешехода на безопасный фланг – технический прием. Программы по-прежнему не могут так играть. Для них потеря рокировки – большой минус. Они пока не в состоянии различать исключения из правил и автоматически снижают оценку позиции, если потеряно право на рокировку.
  Черному королю на e8 не приходилось рассчитывать на спокойную жизнь. Вот примерный, иллюстративный вариант: 12...Bd7 13.Nf4 Na7 14.Qg4 g6 (14...Ba4? 15.Nxe6!) 15.Nf3 Nb5 16.Ng5 Qe7 (16...Nxc3? 17.Nxf7 Kxf7 18.Bxg6+ Kg8 19.Bxh7+!) 17.a4 Nxa4 18.Bxa4 Nxc3 19.Ba3! Qxa3 20.Bxd7+ Kxd7 21.Nxf7 Re8 22.Rb7+ Kc6
23.Qxe6+! Rxe6 24.Nd8# – картинка из 19-го века! В тиши ночной пришел к нам с Шреддером и вариант 12...Be7 13.Nf4 g6 14.Qg4 Bd7 15.Nf3 Nb4!? 16.cxb4 axb4 – у черных хорошая позиционная компенсация за фигуру, однако белые пробивают оборону черных прямой атакой – 17.Qh3!, и от удара на g6 защиты нет. На 17...g5 все равно следует 18.Ng6! fxg6 19.Bxg6+ Kf8 20.Qh6+ Kg8 21.Nxg5 Bxg5 22.Bxg5 Qf8 23.Bh5!, и белые побеждают.
  13.Nf4. Гидра начинает фигурную атаку. Я полагаю, что стандартная атака «по Нимцовичу» f2-f4-f5 не менее сильна. Впрочем, конкретный ход в конкретной позиции еще ничего не меняет. Есть время переменить план.
  13...Kc7 14.Qf3 (Программе не терпится, ей надо на что-то напасть; ферзь присматривается к пешке f7 – человечнее 14.Qg4, оставляя поле f3 для коня d2) 14...Rb8. Не решает проблем 14...g6 15.Nh3!, и белые фигуры быстро используют слабость черных полей в лагере черных. Например: 15...Qe7 16.Ng5! Bh6 (16...Qxg5 17.Nxc4 и т.д.) 17.Nge4! dxe4 18.Bxe4 Nd5 (18...Bb7 19.Rxb6! Kxb6 20.Nxc4+ и 21.Bxh6) 19.Nxc4 Bxc1 20.Rfxc1 – атаку белых здесь не остановить. Вы скажете, что я привел слишком компьютерный вариант? Так белыми в этой партии как раз и играл компьютер. Он непременно выдал бы что-то подобное...
  15.Nh5! Прекрасное поле для белого коня! Пункт g7 попадает под напряжение, а в случае g7-g6 конь прыгнет на f6. Для опытных игроков это – позиционный нюанс, обобщение чужого опыта. Гидра приходит к тому же выводу, решая конкретную задачу с числами.
  15...Qe7 16.Re1. Освобождая поле f1 для коня. Заодно Программа централизует ладью, что также увеличивает ее оценку позиции. Иногда в закрытых позициях подобная централизация совершенно бессмысленна. Однако в данном случае белые вполне могут жертвой фигуры взорвать центр, вот тогда ладья на e1 и пригодится. Позиция черных, конечно, не сахар. Но быстро проигрывать они не обязаны! Увы, Пономарев не сумел наладить оборону. Видимо, он не смог сохранить концентрацию или просто устал...
  16...Ba6?! Такое расположение слона никак не может считаться удачным. Впрочем, ход содержит понятную идею дальнейшей эвакуации короля. Вот только, мне кажется, стоило оформить идею немного иначе. Напрашивалось 16...Bd7 с идеей организовать контригру по белым полям. Например: 17.Qg3 Na7!? (безрадостно 17...g6 18.Nf6 Bg7 19.Nf3 h6 20.a4!, и далее следует Rb1-a1 и Bc1-a3) 18.Nxg7 Bxg7 (во время онлайн-репортажа я не заметил, что ход 18...Rg8 невозможен ввиду 19.Nxe6+, более того: даже если бы у белого коня не было отскока с шахом, он мог бы спастись путем Ng7-f5!) 19.Qxg7 Rbg8 20.Qh6 Ba4 – кажется, что черные получают компенсацию за пешку, но иллюзию разрушает компьютерная конкретика: 21.Rxb6! Bxc2 22.Ra6 Nc6 23.Nxc4! Rg6 (23...dxc4 24.d5!; 23...Bd3 24.Ba3!) 24.Qd2 dxc4 25.Qxc2 Qd7 (25...Kb7? 26.Rxc6 Kxc6 27.Qa4+ Kb7 28.Ba3+–) 26.Qa4 Qd5 27.g3 Kb7 28.Rxc6 Qxc6 29.Qxa5 – инициатива белых вкупе с тремя пешками куда весомее качества черных.
  Попробуем иначе: 16...Bd7 17.Qg3 Na7 18.Nxg7 h5!? – конь белых лишается пути к отступлению. Черные намерены пропустить еще и ход h5-h4, а затем заняться контригрой на ферзевом фланге... Однако и в этом случае у белых находится сильное конкретное решение: 19.Nf5! h4 20.Qf4 exf5 21.e6+ Qd6 22.Qxd6+ Bxd6 23.exd7 Nxd7 24.Rxb8 Rxb8 25.Bxf5 Nb5 26.Nb1 – компенсации за пешку у черных нет. Плохо дело...; И как обычно, совершим третью попытку! Бог любит троицу: 16...Bd7 17.Qg3 и здесь займемся королем – 17...Kb7! По-моему, это имеет смысл. А слон на d7 стоит явно лучше, чем на a6. Взятие пешки g7 пока не опасно: 18.Nxg7 Rg8 19.Nf5 Rxg3 20.Nxe7 Rxc3 21.Nxc6 Kxc6 22.Bxh7 Bb4 23.Bb2 Rh8 24.a3 Rxa3 25.Bxa3 Bxa3 – у черных прекрасная компенсация за качество.
  17.Qg3. Ферзь не только атакует пешку g7, но и поглядывает на черного короля. Это очень важный тактический нюанс, который, как уже было показано, сказывается во многих вариантах.
  17...g6? Это уже прямая ошибка. Следовало сразу же вести короля на a7 – 17...Kb7! с уже указанной идеей 18.Nxg7 Rg8 19.Nf5 Rxg3 20.Nxe7 Rxc3 21.Nxc6 Kxc6 22.Bxh7 Bb4. Если белые не берут на g7, то черные уводят короля на a7 и продолжают борьбу. Правда, со слоном на a6 им труднее организовать контригру.
  18.Nf6 Kb7. Даже не хочется рассматривать другие продолжения. Позиция черных уже стратегически безнадежна...
  19.Nde4! (белые ловят черного короля на переправе!) 19...Ka7 (19...dxe4 20.d5!+–) 20.Nd6 (белые кони заняли ключевые высоты) 20...Nc8 21.Ba3 (все черные поля оказываются в распоряжении белых фигур) 21...Rxb1 22.Rxb1 Nxd6 23.Bc5+ Ka8 24.Ba4 Bb7. Заключительная комбинация проста и красива.
 25.exd6! Qxf6 26.Bxc6 Bxc6 27.d7! Bxc5 28.Qc7 (две лишние фигуры черным не помогают; король долго бежал на a8 и там нашел свою смерть) 28...e5 29.dxc5. Черные сдались. Очень интересная в стратегическом отношении партия. Полагаю, стоит ее поглубже изучить...

Испанская партия C90
JUNIOR – Александр ХАЛИФМАН (RUS)

  Третья партия протекала довольно буднично. В ней не было особых спецэффектов. Программа довольно умело использовала мелкие огрехи в игре Александра.
  1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Nf6 4.d3! Это уже стандарт! Уверен, что и белковым гроссмейстерам стоит почаще применять этот ход. А не мучить друг друга, зрителей и комментаторов в том самом эндшпиле, который всем так надоел.
  4...d6 5.c3 Be7 6.0-0 0-0 7.Re1 a6 8.Ba4 b5 9.Bb3 (Фриц сразу прятал слона на c2) 9...Na5 10.Bc2 c5 11.Nbd2 Nc6 12.Nf1 Re8 13.Ng3 Bf8 14.h3 g6.
  15.a3. Нечто новое в игре Джуниора! Вместо прямой игры по центру, которая так хорошо подходит ему по стилю, он начинает вязкую маневренную игру без прямого контакта с соперником. Видимо, причина кроется в дебютной базе. А может, стиль немного меняется.... Лучшие умы человечества здесь проводят прорыв d3-d4. Сразу или после небольшой подготовки.
  Вот отличный пример успешной стратегии белых. Партия настолько хороша, что я ее приведу до самого конца: 15.Be3 h6 16.d4 Bd7 17.Qd2 Kh7 18.d5 Ne7 19.Nh2 g5 20.Bd1 Bg7 21.Ng4 Neg8 22.Bf3 Qc8 23.Qe2 Rf8 24.Bd2 Nxg4 25.hxg4 Nf6 26.Nf5 Bxf5 27.gxf5 Qb7 28.g3 Nd7 29.Kg2 Bf6 30.Rh1 Kg7 31.Rh3 Rh8 32.Rah1 Rh7 33.Bh5 Rah8 34.Qg4 Rg8
35.Bxf7! Kxf7 36.Rxh6 Rxh6 37.Rxh6 Nf8 38.f4! exf4 39.gxf4 Qe7 40.e5 gxf4 41.e6+ Nxe6 42.fxe6+ Kf8 43.Rg6, и черные сдались (Аронян – Де Врегт, Стамбул, 2003)!
  15...Bg7. Новинка. К некоторому перевесу белых привело 15...a5 16.Be3 Bb7 17.a4 b4 18.Qd2 Rb8 19.Bb3 Bg7 20.Bg5 Qb6 21.Rab1! (Ниеминен – Лили, Финляндия 2003).
  16.Be3 Qe7 17.b4! (белые создают неприятное напряжение на ферзевом фланге; и снять его без позиционных уступок черные пока не могут) 17...Bb7 (после этого испанский слон белых становится очень силен) 18.Bb3! (слабость пункта f7 здесь довольно ощутима) 18...h6 19.Qe2 Kh7. Пожалуй, не стоило уводить короля с g8...
  20.Reb1 (весьма откровенная расстановка ладей) 20...Nb8 21.Qa2 Rf8 22.bxc5 dxc5 23.a4 (белые вовремя вскрывают игру и получают серьезную инициативу) 23...Nbd7 (к перевесу белых вело 23...c4 24.Bc2! cxd3 25.Bxd3) 24.Qb2 Bc6 (24...Qd6 25.axb5 axb5 26.Rxa8 Bxa8 27.Ra1 Bc6) 25.axb5 axb5 26.Rxa8 Rxa8 27.Ra1 Rxa1+ 28.Qxa1. Грозит вторжение белого ферзя на a6. Попытка разменять пешки не проходит...
  28...c4 29.dxc4 bxc4 30.Bc2! Пешка на c4 очень слаба. Удержать ее, видимо, невозможно.
  30...Bf8 (не удержать оборону и после 30...Qe6 31.Qa6 Bd5 32.Qa7 Bc6 33.Nd2 Bb5 34.Ba4 Ba6 35.Qc7, затем Qc7-a5 и Bc4-b5) 31.Qa6 Qe6 32.Nd2 Nc5 33.Qxc4 Qxc4 34.Nxc4 Ncxe4 35.Nxe5 Nxg3 36.fxg3 Be4 37.Bxe4 Nxe4 38.c4. Окончание оказалось не из приятных.
  38...Nxg3 (на 38...f5 также следовало 39.Nd7!) 39.Nd7! Kg8 40.Nf6+ Kg7 41.Ne8+ Kg8 42.c5! (пешка неожиданно проскакивает на 8-й ряд; у программ это всегда получается очень хорошо) 42...Nf5 43.c6 Ne7 44.c7 f5 45.Nd6 Bg7 46.Kf2 Be5 47.c8Q+ Nxc8 48.Nxc8. Здесь еще сохранялась недежда. В прежние времена программы частенько ошибались в игровых окончаниях. Однако ныне их техника значительно возросла. Джуниор уверенно реализует свой перевес.
  48...Kg7 49.Ke2 g5 50.Ne7 Kf6 51.Nc6 Bd6 52.Bd4+ Ke6 53.Bg7 Kf7 54.Bc3 h5 (54...Ke6!?) 55.Bb4 Bc7 56.Nd4 Kf6 57.Kd3 Ke5 58.Bc3 Kf6 59.Bd2 Bb6 60.Kc4 f4 61.Kd5 Bxd4 62.Kxd4 Kf5 63.Be1 g4 64.hxg4+ hxg4. После 64...Kxg4 65.Ke4 h4 к победе вело 66.Bxh4!
  65.Kd3. Черные не в силах разменять пешку g2. Выигрыш белых элементарен.
  Здесь Халифман сдался. Где он ошибся? Не решусь на горячую голову, да на скорую руку указать вам момент. Явного перелома не было! Джуниор действовал очень грамотно. Он позиционно переиграл Человека и победил вполне заслуженно.

  Турнирное положение после третьего тура: Программы – 6,5 очка, Люди – 2,5. Все потеряно, кроме чести. Гвардия умирает, но не сдается…