Белая ладья
В этом году отметили 45-летний юбилей легендарные детские соревнования «Белая ладья». Журнал «64» (5/2014) посвятил праздничной дате беседу с одним из основателей «Белой ладьи» Анатолием Авраамовичем Быховским. Состоявшееся в мае открытие очередного турнира школьных дружин было подчеркнуто торжественным и прошло при участии президента России и президента ФИДЕ. Во время последней шахматной Олимпиады в Тромсе «Белой ладье» был придан международный статус – президент Российской шахматной федерации А.Филатов подписал соглашения об участии в финальном турнире с национальными федерациями Белоруссии, Молдовы, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Израиля.
Все эти события невольно перенесли мои воспоминания в середину 70-х – начало 80-х годов – времени, которое теперь смело можно назвать «золотым» периодом развития детских шахмат в СССР. Тогда всесоюзные турниры пионерских дружин «Белая ладья» ежегодно вовлекали по всей стране в командные соревнования сотни тысяч (!) учащихся 1-х – 7-х классов. Из такого количества ребят легко было выбрать наиболее увлеченных для дальнейшего обучения в спортивных школах. Так, в Москве было открыто шахматное отделение в спортивном интернате №9, из которого вышли многие известные шахматисты. По примеру школы М.Ботвинника, появились школы экс-чемпионов мира В.Смыслова и Т.Петросяна (в свое время на сайте ChessPro были опубликованы замечательные воспоминания гроссмейстера Михаила Красенкова, посвященные школе Смыслова). Идею общения юных с выдающимися шахматистами поддержал турнир Дворцов пионеров на приз газеты «Комсомольская правда», в котором старшие школьники получали возможность сразиться с известными гроссмейстерами в сеансах одновременной игры с часами. А на телевидении, между прочим, шла передача «Шахматная школа»! В эту интересную пору проходило и мое приобщение к удивительной игре. В небольшом цикле статей мне захотелось отразить атмосферу, царившую в детских шахматных коллективах того, уже далекого, времени…
Летом 1975 года в городском Дворце пионеров и школьников на Ленинских (ныне Воробьевых) горах шёл прием в экспериментальный первый класс 22-й московской школы, половину которого должны составить юные шахматисты! В этой школе уже были созданы специализированные классы по гандболу, плаванию, гимнастике, а её территориальная близость к городскому Дворцу пионеров позволяла ребятам пользоваться его спортивными площадками и сооружениями. И вот теперь школа решила распахнуть свои двери для маленьких шахматистов.
Одно из испытаний – сеанс одновременной игры, который проводил Александр Николаевич Костьев – директор шахматного отделения Дворца пионеров и инициатор создания шахматного класса на базе 22-й школы. На ход 1.е4 отвечаю 1…d5 2.exd5 c6 – совсем недавно смотрел с отцом старинную партию, в которой игроки соревновались друг с другом в жертве пешек, стремясь к перевесу в развитии. Следует 3.dxc6 Nxс6. Долго «барахтаюсь» без пешки и, в конце концов, проигрываю. На вопрос сеансера «кто научил сына играть такой дебют?», отец отвечает: «да он сам так играет»… и меня принимают в «шахматный» класс. С тех пор я каждый день ездил из Подмосковья в московскую школу, и на дорогу в оба конца уходило около трех часов. Но ни тогда, ни спустя много лет я ни разу не пожалел об этом – все «мучения» перекрывала радость общения с моими друзьями, также страстно влюбленными в шахматы.
После уроков наша дружная компания из школы направлялась пешком во Дворец пионеров, где мы постигали тайны древней игры под руководством нашего первого тренера – А.Н.Костьева.
Александр Николаевич обладал даром создавать на занятиях творческую и доброжелательную атмосферу. Теоретические занятия проходили весьма динамично, сопровождаясь разнообразными игровыми упражнениями и конкурсами. Общее представление о педагогическом методе нашего тренера могут дать его небольшие книжечки «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере», «Уроки шахмат» и «Учителю о шахматах». Азы шахматных знаний излагаются в них просто и занимательно, и именно эти простота и занимательность вызывали в учениках желание узнать больше об изучаемом предмете.
Из игровых приемов, использовавшихся на тренировках, самыми любимыми для нас были молниеносный турнир «Белые – Черные» и конкурс «Проверь себя». Игра «Белые – Черные», в отличие от обычного блица, проводилась без часов – тренер через каждые 5 секунд объявлял «Белые», а еще через 5 секунд – «Черные». Благодаря такому ритму игры у нас всегда было время на размышление, что позволяло избежать бездумного «шлепанья». В конкурсе «Проверь себя» тренер делал на доске ходы из специально подобранной партии, но только, например, за черных. Мы самостоятельно находили ответы белых и записывали их в свои тетради. Через пару минут тренер показывал действительный ход из партии на демонстрационной доске. За каждый угаданный ход начислялись соответствующие очки. В конце занятия подводились итоги и отмечались победители. До сих пор стоит перед глазами партия Шультен – Морфи (Нью-Йорк, 1857), продемонстрированная на одном из подобных конкурсов. Ход американского чемпиона 7...е3!! навсегда остался для меня олицетворением стремительной стратегии при перевесе в развитии. Или сокрушительная жертва ладьи 23.Rxf6!! в партии Смыслов – К.Григорян (Москва, 1976). Примеры эти запомнились на всю жизнь во многом благодаря тому, что демонстрировались в режиме соревнования и требовали самостоятельных усилий.
Вообще, Александр Николаевич постоянно придумывал что-то новое, своеобразное. Однажды он проводил для нас, восьмилетних третьеразрядников, сеанс одновременной игры с часами и постановил прервать все партии в разгар миттельшпиля. На следующем занятии предполагалось продолжить игру, а в качестве домашнего задания было предложено записать в тетрадях анализ отложенных позиций.
Окончание