вторник, 19.09.2017
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Клубный Кубок Европы07.10
Командный чемпионат Европы27.10

Энциклопедия

Александр КАЛИНИН,
гроссмейстер, заслуженный тренер России

Дворец пионеров (часть 1)


Белая ладья

В этом году отметили 45-летний юбилей легендарные детские соревнования «Белая ладья». Журнал «64» (5/2014) посвятил праздничной дате беседу с одним из основателей «Белой ладьи» Анатолием Авраамовичем Быховским. Состоявшееся в мае открытие очередного турнира школьных дружин было подчеркнуто торжественным и прошло при участии президента России и президента ФИДЕ. Во время последней шахматной Олимпиады в Тромсе «Белой ладье» был придан международный статус – президент Российской шахматной федерации А.Филатов подписал соглашения об участии в финальном турнире с национальными федерациями Белоруссии, Молдовы, Киргизии, Узбекистана, Туркмении и Израиля.
Все эти события невольно перенесли мои воспоминания в середину 70-х – начало 80-х годов – времени, которое теперь смело можно назвать «золотым» периодом развития детских шахмат в СССР. Тогда всесоюзные турниры пионерских дружин «Белая ладья» ежегодно вовлекали по всей стране в командные соревнования сотни тысяч (!) учащихся 1-х – 7-х классов. Из такого количества ребят легко было выбрать наиболее увлеченных для дальнейшего обучения в спортивных школах. Так, в Москве было открыто шахматное отделение в спортивном интернате №9, из которого вышли многие известные шахматисты. По примеру школы М.Ботвинника, появились школы экс-чемпионов мира В.Смыслова и Т.Петросяна (в свое время на сайте ChessPro были опубликованы замечательные воспоминания гроссмейстера Михаила Красенкова, посвященные школе Смыслова). Идею общения юных с выдающимися шахматистами поддержал турнир Дворцов пионеров на приз газеты «Комсомольская правда», в котором старшие школьники получали возможность сразиться с известными гроссмейстерами в сеансах одновременной игры с часами. А на телевидении, между прочим, шла передача «Шахматная школа»! В эту интересную пору проходило и мое приобщение к удивительной игре. В небольшом цикле статей мне захотелось отразить атмосферу, царившую в детских шахматных коллективах того, уже далекого, времени…

Летом 1975 года в городском Дворце пионеров и школьников на Ленинских (ныне Воробьевых) горах шёл прием в экспериментальный первый класс 22-й московской школы, половину которого должны составить юные шахматисты! В этой школе уже были созданы специализированные классы по гандболу, плаванию, гимнастике, а её территориальная близость к городскому Дворцу пионеров позволяла ребятам пользоваться его спортивными площадками и сооружениями. И вот теперь школа решила распахнуть свои двери для маленьких шахматистов.
Одно из испытаний – сеанс одновременной игры, который проводил Александр Николаевич Костьев – директор шахматного отделения Дворца пионеров и инициатор создания шахматного класса на базе 22-й школы. На ход 1.е4 отвечаю 1…d5 2.exd5 c6 – совсем недавно смотрел с отцом старинную партию, в которой игроки соревновались друг с другом в жертве пешек, стремясь к перевесу в развитии. Следует 3.dxc6 Nxс6. Долго «барахтаюсь» без пешки и, в конце концов, проигрываю. На вопрос сеансера «кто научил сына играть такой дебют?», отец отвечает: «да он сам так играет»… и меня принимают в «шахматный» класс. С тех пор я каждый день ездил из Подмосковья в московскую школу, и на дорогу в оба конца уходило около трех часов. Но ни тогда, ни спустя много лет я ни разу не пожалел об этом – все «мучения» перекрывала радость общения с моими друзьями, также страстно влюбленными в шахматы.
После уроков наша дружная компания из школы направлялась пешком во Дворец пионеров, где мы постигали тайны древней игры под руководством нашего первого тренера – А.Н.Костьева.
Александр Николаевич обладал даром создавать на занятиях творческую и доброжелательную атмосферу. Теоретические занятия проходили весьма динамично, сопровождаясь разнообразными игровыми упражнениями и конкурсами. Общее представление о педагогическом методе нашего тренера могут дать его небольшие книжечки «Шахматный кружок в школе и пионерском лагере», «Уроки шахмат» и «Учителю о шахматах». Азы шахматных знаний излагаются в них просто и занимательно, и именно эти простота и занимательность вызывали в учениках желание узнать больше об изучаемом предмете.
Из игровых приемов, использовавшихся на тренировках, самыми любимыми для нас были молниеносный турнир «Белые – Черные» и конкурс «Проверь себя». Игра «Белые – Черные», в отличие от обычного блица, проводилась без часов – тренер через каждые 5 секунд объявлял «Белые», а еще через 5 секунд – «Черные». Благодаря такому ритму игры у нас всегда было время на размышление, что позволяло избежать бездумного «шлепанья». В конкурсе «Проверь себя» тренер делал на доске ходы из специально подобранной партии, но только, например, за черных. Мы самостоятельно находили ответы белых и записывали их в свои тетради. Через пару минут тренер показывал действительный ход из партии на демонстрационной доске. За каждый угаданный ход начислялись соответствующие очки. В конце занятия подводились итоги и отмечались победители. До сих пор стоит перед глазами партия Шультен – Морфи (Нью-Йорк, 1857), продемонстрированная на одном из подобных конкурсов. Ход американского чемпиона 7...е3!! навсегда остался для меня олицетворением стремительной стратегии при перевесе в развитии. Или сокрушительная жертва ладьи 23.Rxf6!! в партии Смыслов – К.Григорян (Москва, 1976). Примеры эти запомнились на всю жизнь во многом благодаря тому, что демонстрировались в режиме соревнования и требовали самостоятельных усилий.
Вообще, Александр Николаевич постоянно придумывал что-то новое, своеобразное. Однажды он проводил для нас, восьмилетних третьеразрядников, сеанс одновременной игры с часами и постановил прервать все партии в разгар миттельшпиля. На следующем занятии предполагалось продолжить игру, а в качестве домашнего задания было предложено записать в тетрадях анализ отложенных позиций.

 

А.Костьев – А.Калинин
Москва 1976
Сеанс одновременной игры с часами

В этом положении партия была прервана. Мой анализ свелся к следующей короткой записи: «Здесь черные располагают прорывом в центре 22...d5? 23.exd5 Bxd5 (хуже 23...exd5 24.c5 с преимуществом белых), освобождая свою позицию и получая контригру».

В день «доигрывания» последовало:

22...d5? 23.exd5 Bxd5 24.cxd5! Первый же ход, сделанный тренером по завершении моего «анализа», приводит черных к катастрофе! Жертва качества дает белым решающую атаку. 24...Qxc1 25.hxg6 fxg6 26.Nxe6 Nd6 27.Bd4 Rb7 28.Nd3 Qc8 29.Ndc5 Rf7 30.Bxa6 , и черные сдались.

Как догадывается читатель, мне было весьма неловко за такую «домашнюю работу». После этого случая я понял, что анализ позиции является не таким простым делом и требует вдумчивого и серьезного отношения. Поучительными были и последствия «само собой разумеющегося» прорыва 22... d5. Оказалось, что напрашивающиеся ходы далеко не всегда являются хорошими.
Частенько мы получали задания прокомментировать не только свои партии, но и партии мастеров. Было это очень полезно, т.к. наряду с шахматным мышлением развивало и нашу способность стройно излагать собственные мысли!
Вспоминается мне и забавный случай совпадения теоретических занятий с практикой. На утренней тренировке группы III разряда Александр Николаевич показывал нам знаменитую старинную комбинацию:

Позиция Дамиано (XVI век)

К выигрышу ведёт жертва двух ладей, прокладывающая белому ферзю дорогу к полю h7. 1.Rh8+ Kxh8 2.Rh1+ Kg8 3.Rh8+ Kxh8 4.Qh1+ Kg8 5.Qh7#.

И вот, буквально через несколько часов, играя вечером турнирную партию, мой друг и одноклассник Алёша Громов почувствовал возможность осуществления знакомой идеи!

А.Евдокимов – А.Громов
Москва 1978 г.

Здесь Алёша многозначительно посмотрел на меня (я играл за соседним столиком) и сделал ход 1...Rd2 , задумывая сразу несколько комбинаций! Нападение на пешку d4 провоцирует соперника на естественный ход 2.Qe3 , атакуя одновременно черную ладью и пешку е6. Так и было сыграно в партии, на что «со стуком» последовала комбинация Дамиано – 2...Rh1+! 3.Kxh1 Qh8+ 4.Kg1 Qh2#. В этот момент Алеша был самым счастливым человеком на свете и еще целую неделю находился под впечатлением осуществленной жертвы! Добавлю, что ход 1...Rd2 гораздо коварнее, чем выглядит на первый взгляд. Если бы соперник разгадал первоначальный замысел черных и решил оставить ферзя на f3, он вполне мог бы соблазниться эффектным ударом 2.Nxe6. На это было заготовлено «ошеломляющее» 2...Rh1+!! , с еще более красочной реализацией идеи Дамиано!

Будем объективны – после 1...Rd2 2.Rad1! белые получали солидное преимущество, а потому черным следовало предпочесть позиционное продолжение 1...Bf6 2.Rad1 Qg8! с хорошими атакующими возможностями. Но на данном этапе совершенствования усилия юного шахматиста не заслуживают критики. Вспомним высказывание Эм.Ласкера из его «Учебника шахматной игры»: «Начинающий должен всеми силами стремиться к тому, чтобы в практической партии почувствовать комбинацию и оформить ее». Вообще, по моим ощущениям, результат партии не являлся для юных шахматистов 70-х годов чем-то самодовлеющим. Ценилась творческая сторона партии, возможность сыграть интересно, красиво – и наши учителя постоянно подчеркивали эту мысль.
Большим праздником для юных шахматистов каждый раз становились сеансы одновременной игры мастеров и гроссмейстеров, которые периодически проводились во Дворце пионеров. В последнее время нередко приходится слышать, что сегодня подобные мероприятия уже не вызывают особого восторга у ребят. Странно, с чего бы это? Возможно, дело в организации – ведь здесь важно создать по-настоящему праздничную атмосферу. Учась в младших классах, я играл в двух таких сеансах (их проводили мастера Александр Куинджи и Артур Юсупов), и они запомнились на всю жизнь! До сих пор память хранит сюжетную линию обеих партий, хотя они и закончились моим поражением.
Взгляните на одну из них. Сеанс давал воспитанник Дворца пионеров Артур Юсупов, только что завоевавший звание чемпиона мира среди юношей.

А.Юсупов – А.Калинин
Москва 1977 (сеанс)
Английское начало

1.c4 c5 2.Nc3 Nc6 3.Nf3 g6 4.d4 cxd4 5.Nxd4 Bg7 6.Nc2 Nf6 7.g3 d6 8.Bg2 Bd7 9.0-0 0-0 10.b3 a6 11.Bb2

Позиция после 11-го хода белых как раз отражена на фотографии.

11...Qc7. Я уже не помню, почему поставил ферзя на с7. Думаю, это была дань шаблону – против 1.е4 я играл схевенингенский вариант сицилианской защиты, в котором ходы а7-а6 и Qc7 часто являются программными. Но в данном случае, учитывая возможность появления белого коня на d5 и ладьи на с1, ферзь на с7 расположен нелепо. Кстати, неопытные игроки часто испытывают трудности с поиском удобной стоянки для своей сильнейшей фигуры. Сейчас имело смысл расположить ферзя на а5, откуда он поддерживал продвижение b7-b5 и метил на поле h5.

12.Rc1 Rab8 13.Ne3 Rfc8 14.Ncd5 Nxd5 15.Nxd5 Qd8 16.Bxg7 Kxg7 17.Qd2 b5 18.cxb5 axb5 19.Rc2.

Отрезок партии после неудачного 11-го хода черные провели вполне осмысленно, перестроив свои тяжелые фигуры и осуществив подрыв пешки с4. Все же белые сохраняют давление.

19...Ne5. Напрашивающееся 19...e6 20.Nf4 d5 приводило к пешечной конфигурации, явно не гармонирующей с «цветом» оставшегося черного слона. Ходом в тексте я готовлю массовый размен ладей по линии «с», но просматриваю простую тактику.

20.Rfc1 Rxc2 21.Rxc2 Rc8 22.Rxc8 Bxc8 23.Qc3. Двойной удар (угрожает 24.f4 и 24.Nxe7) ведет к выигрышу пешки.

23...Kg8? Черные тут же допускают еще один «зевок», оставаясь без фигуры.
24.Qxc8. 1–0.

Несмотря на быстрое поражение, партия меня кое-чему научила. Я ощутил силу коневого форпоста на поле d5, а в добавление к этому отец показал мне знаменитую партию Ботвинник – Лилиенталь (Москва 1935). Между прочим, так постепенно и растет шахматист – если научится извлекать уроки из каждой встречи!

Все сеансы одновременной игры и классификационные соревнования проходили в красивом и просторном турнирном зале, являвшимся, без сомнения, «жемчужиной» шахматного отделения Дворца пионеров. Большие окна с видом на центральный комплекс учебных зданий, высокие потолки, многочисленные ровные ряды шахматных столиков с готовыми к бою фигурками, а по периметру зала – удивительной красоты деревянные демонстрационные доски ручной работы с металлическими фигурами оригинальной формы и затейливыми изображениями сцен из жизни древних шахматистов разных стран и континентов!

По будням, в первой половине дня, турнирный зал находился в распоряжении групп третьего и четвертого разрядов, которыми руководил Евгений Ануфриевич Пенчко. Зайдя в зал в это время, можно было застать ребят за «самозабвенным» блицем вместе со своим наставником! А если занятия были уже завершены, то взору представала картина, запомнившаяся мне на всю жизнь – широко открытое окно, лучи яркого весеннего солнца, и Евгений Ануфриевич крошит на подоконник булку для голубей и воробьев…
Пенчко не обладал большой практической силой игры, но у него было огромное сердце! Шахматы и детей он любил беззаветно.
В 1936 году, 14-летним мальчиком, пришел Пенчко во Дворец пионеров, размещавшийся тогда в переулке Стопани, не догадываясь, что с Дворцом будет связана вся его жизнь. В годы Великой Отечественной войны Евгений Ануфриевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За взятие Берлина», «Освобождение Праги». Было и тяжелое ранение. Демобилизовавшись из армии в 1946 году, Пенчко без колебаний направился в шахматный сектор Дворца пионеров, став педагогом. Свой шахматный путь начинали у Евгения Ануфриевича многие известные шахматисты – гроссмейстеры Е.Васюков, В.Антошин, Ю.Разуваев, В.Чехов, С.Кишнев, А.Юсупов; мастера Ан.Быховский, Б.Шашин, А.Никитин, М.Юдович (мл.) и другие. Ребенком посчастливилось и мне застать этого замечательного Человека…
Теперь, придя на шахматное отделение Дворца пионеров, вы не найдете прекрасного старого турнирного зала – он разделен на несколько комнат. Исчезли со стен и удивительные демонстрационные доски…

Учась в начальных классах, мы во все глаза смотрели на старших ребят: Мишу Красенкова, Юру Пискова (будущих гроссмейстеров), Сережу Сергиенко (будущего международного мастера), Гену Михайлова, Аллу Канторович – победителей всесоюзного турнира «Белая ладья» в составе команды 22-й московской школы.


Занятия ведет мастер Эдуард Шехтман, тренер команды-победительницы. В первом ряду – Армен Степанян, Михаил Красенков, Ольга Орлова, Татьяна Сабурова, Сергей Сергиенко, Денис Хотимский. Во втором ряду – Юрий Писков, Максим Ноткин, Леонид Левин.

Михаил Красенков и Евгений Бареев


Во многих газетах была тогда напечатана партия Миши Красенкова из этого турнира.

М.Красенков – В.Леви
Житомир 1977
Английское начало

1.c4 e6 2.Nf3 Nf6 3.b3 Be7 4.Bb2 0-0 5.Nc3 b6 6.e3 Bb7 7.Be2 Ne4 8.Qc2 f5 9.d3 Nxc3 10.Bxc3 Bf6 11.d4 d6 12.0-0-0. Длинная рокировка неожиданно привносит остроту в неторопливо развивавшиеся события. Уже в этой детской партии заметен оригинальный позиционный почерк будущего гроссмейстера.

12...Nd7 13.Rhg1 Be7 14.Nd2 a5 15.f4 Nf6 16.g4 Ne4 17.Bb2 a4 18.gxf5 axb3 19.axb3 exf5 20.Bf3 d5 21.cxd5 Qxd5. По окончании игры было установлено, что 21...Nxd2! позволяло черным избежать неприятностей.

Помнится, очередной номер газеты «64» отец отдал мне «на растерзание» лишь после того, как я решил напечатанную в нём Мишину комбинацию.

22.Nxe4 fxe4 23.Bxe4! Qxe4 24.Rxg7+! Kh8. В случае 24...Kxg7 следует «короткое замыкание» – 25.d5+! с выигрышем ферзя. Согласитесь, несложная, но весьма изящная и остроумная комбинация!

25.Qxe4 Bxe4 26.Rxe7 Bd5 27.e4 Rf7 28.Rxf7 Bxf7 29.Rg1. 1-0

Через несколько лет уже мне и моим друзьям пришлось защищать честь 22-й школы на всесоюзных соревнованиях. В финалах «Белой ладьи» я участвовал дважды. Надо сказать, что достижения старших товарищей 1977 года повторить не удалось – в копилке нашей команды оказались серебряная и бронзовая медали. Но не спортивными результатами были важны эти турниры – ребята «вдыхали» ни с чем не сравнимую «командную» атмосферу этих фестивалей, которая не только укрепляла интерес к шахматам, но и влияла на формирование человеческих качеств.
Одна из партий первого для меня финала «Белой ладьи» попала в печать. Правда, все произошло почти «по Ильфу и Петрову», когда имя главного героя упоминалось в газетной заметке в связи с тем, что он... «попал под лошадь»!

А.Калинин – В.Иванов
Первомайск 1981

Журнал «64 шахматное обозрение» дал следующий комментарий к этому фрагменту: «Бросается в глаза еще один серьезный недостаток в игре ребят, над устранением которого надо поработать тренерам. Многие школьники быстро, без особых раздумий делали естественные, бросающиеся в глаза ходы. А ведь важным компонентом подлинного мастерства как раз и является умение критически оценить, казалось бы, само собой разумеющиеся ходы. К этому положению пришла партия между Сашей Калининым (Москва) и Витей Ивановым (Чирчик). Шансы сторон примерно равны. Белым следовало продолжать 23.Rhe1 , но Саша решил "испортить" пешечное расположение черных и сыграл 23.Bxf6?

Теперь сразу выигрывало 23...Rd2! , но...Витя немедленно забрал фигуру – 23...gxf6? , и в дальнейшем даже потерпел поражение».

Забавно, что моя вторая опубликованная партия также была сыграна в финале «Белой ладьи» уже следующего года, в матче московских и ленинградских школьников. Партия была напечатана в журнале «Шахматы в СССР» с коротенькими, но благожелательными примечаниями международного мастера М.Юдовича (старшего).

А.Калинин – М.Элькин
Шеки 1982
Испанская партия

1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 d6 5.Bxc6+. Этот размен, в ответ на улучшенную защиту Стейница, мне посоветовал взять на вооружение отец. Им же была предложена и разработана новинка на 14-м ходу, примененная в настоящей партии.

5...bxc6 6.d4 f6 7.Be3 Ne7 8.Nc3 Ng6 9.Qd3 Be7 10.0-0-0 Be6 11.h4 h5 12.d5. Интерес к данному варианту появился у моего отца после следующей красивой партии, сыгранной в череде бесчисленных дружеских поединков между двумя звенигородскими любителями шахмат В.Калинин – В.Шереметьевский (Звенигород 1962): 12...Bd7 (Основной ход здесь 12...cd. Теперь же черный слон оказывается на с6, где он не принимает должного участия в контроле за комплексом белых полей) 13.dxc6 Bxc6 14.Nd5 a5?! (конечно, не самый полезный ход в данной позиции) 15.Rh3 (Ладья устремляется на g3. Этот маневр черные пытаются парировать переводом слона на g4) 15...Bd7 16.Rg3 Bg4 17.Nh2! (Жертва качества ведет к красивой атаке по белым полям) 17...Bxd1 18.Rxg6 Kf7 19.Rg3 Bg4 20.Nxg4 hxg4.

21.Nxc7! (эффектная комбинация, от начала и до конца проходящая по белым полям) 21...Qxc7 22.Qd5+ Kg6 23.Rxg4+ Kh5 24.Qf7+! Kxg4 25.Qg6+ Kxh4 26.f3 – от двух матовых угроз с полей f2 и g4 защиты нет. 1-0.

Эту партию отец очень любил и спустя много лет с удовольствием показывал её мне. Как здесь не воздать должное демократичности шахматного искусства и не вспомнить знаменитые слова Зигберта Тарраша: «Как в любви, как в музыке, в шахматах кроется сила, приносящая людям радость».

Мой отец Владимир Александрович

12...cxd5 13.exd5. Обычно белые бьют на d5 конем. Ход в тексте тесно связан с развитием ферзя на d3 и последующими действиями белых.

13...Bf7.

14.g4!! Новинка! Неожиданный прорыв на королевском фланге белые сопровождают жертвой нескольких пешек.

14...hxg4 15.h5 Nf8 16.Nh4 Bxh5. М.Юдович (старший) рекомендовал ответную жертву качества 16...Rxh5 17.Nf5 (интересно проверить предварительное 17.f3!? gxf3 , и лишь теперь 18.Nf5 ) 17...Rxf5 18.Qxf5 Qd7 с обоюдными шансами.

17.Nf5 Kf7. На 17...g6 было заготовлено 18.Rxh5 gxh5 19.f3 , с сильным давлением и блокадой по белым полям за пожертвованное качество и пару пешек!

18.Rdg1 Nd7. Теперь на 18...g6 возможно 19.Nh6+ Kg7 20.f3 с сильнейшей атакой.

19.Rxh5! Жертва ладьи за белопольного слона является одной из ключевых идей «гамбита» с ходом g2-g4!

19...Rxh5 20.Rxg4 Rh1+! Важный промежуточный шах – черная ладья успевает покинуть опасное поле. В случае 20...g6 выигрывает 21.Nxd6+ Bxd6 22.Qxg6+ и 23.Qxh5.

21.Kd2 g6. Альтернативой являлось 21...g5 ( 21...Bf8? 22.Nxg7 ) 22.Ng3 Rh6 23.Qf5 , и белые владеют инициативой, вполне компенсирующей материальные пожертвования.

22.Ng3 f5.

23.Nxf5. Очередная жертва позволяет белым, наконец-то, добраться до неприятельского короля, но в дальнейшем они не находят решающего продолжения атаки.

23...gxf5 24.Qxf5+ Nf6 25.Qg6+. После продолжительного раздумья белые решают форсировать ничью вечным шахом. Ни я, во время игры, ни комментатор партии не обратили внимания на «тихий» ход 25.Ne4! , после которого черный король беззащитен от нарастающих угроз противника.

25...Kf8 26.Rg1 Rh7 27.Bh6+ Rxh6 28.Qxh6+ Ke8 29.Qg6+. 1/2-1/2.

Таково было моё видение партии в результате анализа сразу после игры. Сейчас, если прибегнуть к компьютерной проверке, возникает много спорных моментов.

Главные из них – серьезной ошибкой является ход 21...g6 , что белые могли использовать путем 22.Nxd6+!! Bxd6 23.Qxg6+ Ke7 24.Qg7+ Ke8 25.Ne4! , и несмотря на лишнюю ладью, черным трудно отразить наступление противника.

А после случившегося в партии 21...g6 22.Ng3 f5 23.Nxf5 черным позволяла удержать позицию хладнокровная защита 23...Nf8!

«Белая ладья» дарила ребятам из разных уголков страны возможность встреч и радость творческого общения. Наблюдая за игрой своих сверстников из других команд, можно было и кое-чему поучиться. Например, на финале «Белой ладьи» 1982 года в азербайджанском городе Шеки мне запомнилась игра лидера челябинских школьников Руслана Щербакова – будущего известного гроссмейстера. Наряду с хорошей техникой, игру Руслана отличала готовность внезапно, если того требовала позиция, перейти к острым тактическим действиям. Уже в то время юный челябинец занимался в Школе гроссмейстера Александра Панченко. Просматривая партии Руслана того периода, нетрудно обнаружить в его игровом почерке «руку» Учителя.

Руслан Щербаков, 1987 г.. Фото: В.Левитин

Л.Куджма – Р.Щербаков
Шеки 1982
Дебют ферзевых пешек

1.d4 c5 2.c3. Подчеркнуто крепкий ход. Не поддаваясь на индийские «соблазны» ( 2.d5 ), белые как бы играют славянскую защиту с переменой цвета.

2...Nf6. Черные готовы пожертвовать пешкой с5. Подобным образом любил действовать и А.Панченко, получая похожие позиции с переменой цвета из дебюта Рети – 1.Nf3 d5 2.c4 c6 3.g3 dc и т.д.

3.dxc5. А вот искушение «материалом» литовский шахматист не проходит, охотно забирая пешку и играя в дальнейшем на ее удержание.

3...e6 4.b4 a5 5.Qa4 Na6 6.Bd2 b6 7.cxb6 axb4 8.cxb4 Qxb6 9.a3 Bb7 10.Qa5 Qd6 11.Qb5 Bc6 12.Qc4.

Белые опасно задержались с развитием королевского фланга, что позволяет Руслану вступить в ближний бой, осуществив красивую жертву ферзя.

12...Nxb4! 13.Bxb4 Qxb4+! 14.axb4 Rxa1 15.f3. Спасти коня b1 не удается, т.к. на 15.Qb3 следует 15...Be4.

15...Rxb1+ 16.Kf2 Bxb4 17.Nh3 Be1+ 18.Kg1 0-0. Силы белых полностью парализованы, а один ферзь не в силах противостоять наступлению всей вражеской армии.

19.e4 Ra8 20.e5 Nd5 21.Qg4 Ne3 22.Qh5 Nxf1 23.Ng5 Bf2+. 0–1

В Шеки состоялось и первое выступление на всесоюзной арене совсем юного Алексея Широва. Девятилетний Алёша был самым маленьким участником соревнований, но его всегда можно было быстро разыскать в просторном турнирном помещении – достаточно было окинуть взглядом «поле битвы», как в глаза бросалась копна белокурых волос юного рижанина.

Алексей Широв. Рига, 80-е. Фото: М.Рабкин

А.Широв – В.Исаков
Шеки 1982
Сицилианская защита

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 a6 6.Bg5. Неудивительно, что в острой сицилианской защите Алёша идет излюбленным путем своего выдающегося земляка Михаила Таля.

6...e6 7.f4 Be7 8.Qf3 Qc7 9.0-0-0 Nbd7 10.g4 b5 11.Bxf6 Nxf6 12.g5 Nd7 13.f5 Nc5 14.f6 gxf6 15.gxf6 Bf8 16.Bh3 b4 17.Nd5 exd5 18.exd5 Bxh3 19.Rhe1+ Kd8 20.Nc6+ Kc8 21.Qxh3+. Все это уже встречалось на практике. Самостоятельная игра начинается лишь на ближайших ходах.

21...Qd7 22.Qh4 a5 23.Re3 h5 24.Kb1 Qg4 25.Qe1! Kc7 26.a3! bxa3 27.Rxa3 a4.

28.b4! Nb7? По мнению компьютера, равновесие сохранялось после 28...Re8! 29.Qxe8 (или 29.Qf1 Rb8! 30.Rd4 Qxd4! 31.Nxd4 Rxb4+ и т.д.) 29...Qxd1+ 30.Kb2 Bh6! 31.Qxf7+ Kc8 32.Na7+ (после 32.bxc5 Qc1+ 33.Ka2 Qxc2+ вечный шах объявляют черные) 32...Kb8 33.Nc6+ Kc8 34.Na7+ с вечным шахом.

29.Rd4 Qf5 30.Qc3 Kd7 31.Ne7 Qf1+ 32.Ka2 Qa6 33.b5 Qa7 34.b6 Qxb6 35.Rb4 Qc7 36.Qc6+ Kd8 37.Rxb7 Qxc6 38.Nxc6+ Kc8 39.Rxf7 Bh6 40.Rg3 Rf8 41.Rgg7 Bxg7 42.fxg7 Re8 43.Ne7+ Kc7 44.Ng6+ Kb6 45.Rf8 Rxf8 46.Nxf8 , и черные сдались.

Как мы видим, с раннего возраста игру Алексея отличала смелость и стремление к атаке – качества, которые позволили ему в дальнейшем добиться выдающихся спортивных и творческих успехов. Заметна и отличная память юного шахматиста. Впрочем, в запоминании длинных теоретических вариантов еще нет особой доблести! Важно, что в миттельшпиле будущий гроссмейстер действовал «в духе» позиции, свежо и изобретательно – обращают на себя внимание ходы 25.Qe1!, 26.a3, 28.b4!

Мысленно возвращаясь в счастливую пору командных детских турниров, всегда вспоминаю моих замечательных друзей – Васю Прокофьева, Аню Дергачеву, Колю Филипского, Володю Чучелова, Никиту Беседина, Антона Ляшенко, Володю Ладыжанского, Сережу Рохманова, Вадика Хвостова. Все мы учились в 22-й школе и играли за одну команду. Все ребята входили в число ведущих юниоров Москвы. Аня Дергачева потом стала международным мастером, а Володя Чучелов известным гроссмейстером и тренером. Сережа Рохманов, достигнув по уровню результатов и качеству игры мастерского уровня, неожиданно ушел из шахмат после окончания средней школы.
А вот Васи Прокофьева уже нет с нами… Василий дважды становился чемпионом Москвы среди юношей. В 1982 году он достойно представлял столицу в сильнейшем по составу юношеском чемпионате СССР (среди участников турнира были А.Халифман, Е.Бареев, А.Дреев, В.Епишин, Л.Олль, Р.Даутов, А.Шабалов и многие другие известные в будущем шахматисты), разделив 11-16 места в компании с Б.Гельфандом. Василий не успел стать мастером – после службы в армии он, к сожалению, отошел от серьезных турнирных выступлений. В 27 лет жизнь моего друга трагически оборвалась...

В.Прокофьев – М.Гелин
Ленинград 1982
Сицилианская защита

Эта партия состоялась в матче школьных команд Москвы и Минска. Мы с Василием играли за соседними столиками, и я мог непосредственно наблюдать за развитием событий в его поединке.

1.e4 c5 2.Nf3 Nc6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 g6 5.Nc3 Bg7 6.Be3 Nf6 7.Bc4 d6 8.f3 Qb6. Вариант Дракона часто встречается в детских соревнованиях. Обилие тактических возможностей при ясности стратегических идей делают эту систему весьма привлекательной для юных шахматистов. Последний ход черных направляет игру в малоисследованное русло.

9.Bb5 Qc7 10.Nd5 Nxd5 11.exd5 a6 12.Nxc6 axb5 13.Bd4 0-0. Альтернативой являлось 13...bxc6 14.Bxg7 Rg8 , и черные выправляют пешечную структуру, заплатив за это «централизацией» короля в миттельшпиле.

14.Bxg7 Kxg7 15.Qd4+ Kg8 16.Nb4 Qc4.

17.c3!? Когда этот «вкрадчивый» ход был сделан, он мне очень понравился. Белые стремятся удержать ферзя на центральной позиции. В случае же его размена на поле d4 белые, ценой сдвоения центральных пешек, получают возможность активных операций по линии «с».

В партии Х.Стефанссон – Т.Эрнст (Копенгаген 1991) встретилось 17.0-0-0 Qxd4 18.Rxd4 f5 19.Re1 Kf7 20.a3 Bd7 , и белым оказалось непросто подобраться к слабостям соперника на ферзевом фланге.

17...Qxd4 18.cxd4 Bf5 19.Kd2 Rfc8 20.Rhc1 Rc4? Серьезная ошибка. Связанная с этим ходом трансформация пешечной структуры оказывается губительной для черных.

21.Rxc4. Сначала белые сдвоили собственные пешки, а теперь раздваивают пешки соперника! Черная пешка с4 становится удобной мишенью для атаки. Большое значение в дальнейших событиях приобретает активность белого короля.

21...bxc4 22.Kc3 Rc8. Или 22...b5 23.Nc6 Kf8 24.Kb4 , и дела черных плохи.

23.a4 Bd7 24.Nc2 Kf8 25.Ne3 e6 26.a5 Bb5 27.Kb4 Ba6 28.Rc1 exd5 29.Nxd5 Rc6 30.Nb6 Ke8 31.Rc3 Rc7 32.Nxc4 Bxc4 33.Rxc4 Re7 34.Kb5 , и вскоре белые выиграли.
Когда Василий сделал ход 17.с3, мне сразу вспомнилась следующая известная партия:

В.Смыслов – М.Таль
Турнир претендентов 1959

Белые пешки а5 и d5 готовы взять в «тиски» ферзевый фланг противника, но фигуры черных расположены весьма активно. Грозит, например, продвижение е5-е4. Последовало неожиданное 15.Qd3! Rfc8 16.Rfc1 Qxd3 17.cxd3 g6 18.Rc3 Rxc3 19.bxc3 Rc8 20.c4 , и белые развили сильное давление на ферзевом фланге.

По окончании тура Вася подтвердил мои «ассоциации», сообщив, что во время обдумывания хода 17.с3 также вспомнил о партии В.Смыслова. Как видите, в 80-е годы школьники ещё читали шахматные книжки!

Когда юные шахматисты «вырастали» из «Белой ладьи» и переходили в старшие классы, у них появлялась возможность принять участие еще в одном интереснейшем командном состязании – турнире Дворцов пионеров на призы газеты «Комсомольская правда». Эти соревнования, в которых школьники могли сразиться с известными гроссмейстерами в сеансах одновременной игры с часами, сыграли особую роль в становлении юных шахматистов в 70-е – 80-е годы XX века. Но об этом я расскажу во второй части своей публикации…

 

Последние турниры

13.08.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

01.08.2017

Общий призовой фонд – 300 тысяч долларов, победитель получает 75 тысяч.

24.07.2017

Бильский фестиваль проходит в 50-й раз.

15.07.2017

.

01.07.2017

В мужском и женском турнире 5 победителей вышли в Суперфинал.

28.06.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

21.06.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

05.06.2017

Норвежский супертурнир прошел в пятый раз.

29.05.2017

22 лучших игрока получают право участия в Кубке мира.

12.05.2017

5 победителей получили право выступить в Кубке мира.

10.05.2017

Традиционный турнир возобновился после двухлетнего перерыва.

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум