понедельник, 23.12.2024
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
FIDE Women’s Grand Prix29.10
Матч на первенство мира20.11
Чемпионат мира по рапиду и блицу26.12
Поддержать сайт

Энциклопедия

Владимир БАРСКИЙ,
международный мастер

Мир идей Давида Бронштейна


обсудить

Давид Бронштейн (19 февраля 1924, Белая Церковь, Украина – 5 декабря 2006, Минск, Беларусь) – яркий, неординарный, самобытный, изобретательный, хитроумный. Один из самых богатых на оригинальные идеи гроссмейстеров в истории. Не случайно одна из публикаций о нем называлась очень метко: «Шахматы богача».  

ПОДЛИННЫЙ НОВАТОР

В сентябре 2002 года в Москве проходил матч по быстрым шахматам «Россия – Мир». Президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов пригласил в Кремль (гроссмейстеры играли во Дворце съездов, где в советские годы собирались форумы славной нашей партии) почетных гостей-ветеранов шахмат. Я тогда сделал снимок, который бережно храню в архиве: на сцене стоят Андре Арнольдович Лилиенталь, Василий Васильевич Смыслов, Давид Ионович Бронштейн и Виктор Львович Корчной. 

Меня представили Бронштейну как главного редактора новой газеты «Шахматная неделя», и мы разговорились. Хотя нет, этот глагол неточный: Давид Ионович обрушил поток информации, сгусток парадоксальных идей; я же, ошарашенный мощной интеллектуальной атакой, пытался угнаться за ходом мысли собеседника. Журналистский опыт помог всё же устоять на ногах, я немного пришел в себя и попросил разрешения включить диктофон. Бронштейн сразу как-то заскучал и с некоторой обидой произнес:
– У меня нельзя брать интервью так вот на ходу! Приходите ко мне в гости, тогда и поговорим.

Каюсь: в суете повседневной жизни я так и не воспользовался приглашением великого шахматиста. «Неделя» отнимала уйму сил и времени, а Давид Ионович бывал в Москве лишь наездами – жил в основном у своей жены Татьяны Болеславской в Минске. Из книг, статей, разговоров со старшими коллегами постоянно узнаешь о Бронштейне что-то новое и сожалеешь, что в этой жизни уже не удастся его ни о чем расспросить…

Гарри Каспаров в предисловии к книге «Давид против Голиафа», вышедшей в том же 2002 году (авторы – Д.Бронштейн и С.Воронков), писал:

– В одном из недавних интервью Бронштейн с горечью обронил: мол, выиграй я у Ботвинника, все бы мне в рот смотрели! И он прав. Я думаю, выиграй Давид Ионович тот матч (а по игре он, на мой взгляд, заслуживал победы), его идеи действительно оказались бы более востребованными, да и шахматы могли бы пойти несколько иным путем. Не знаю, чего уж ему не хватило, но он не стал чемпионом мира. А жаль. Потому что по глубине понимания шахмат, именно по глубине, а не только по оригинальности (Ларсен тоже оригинален, но до «великого Давида» ему далеко), Бронштейн, безусловно, принадлежит к чемпионской когорте.

И еще одна цитата Каспарова:

– Бронштейн – подлинный новатор. Не только в дебютной теории, но и в самом подходе к шахматам. Одна идея взаимного сеанса одновременной игры на восьми досках, как они играли с Талем, чего стоит! А комментирование ходов прямо во время партии? А создание театра шахмат, на сцене которого разыгрывались бы шедевры прошлого? Вообще Бронштейн не давал скучать. Он думал, как сделать процесс игры более динамичным и интересным для публики, как полнее раскрыть творческий потенциал шахмат. Увы, из всех его многочисленных новаций прижились пока только быстрые шахматы...

Действительно, претендент на мировую корону, сыгравший в 1951 году вничью матч с М.Ботвинником, успел сделать в шахматах очень и очень многое. Вдохнул жизнь в староиндийскую защиту и королевский гамбит. Написал ряд блестящих книг, одна из которых, посвященная турниру претендентов 1953 года, стала абсолютной классикой, ее уже свыше полувека неизменно называют в числе лучших и гроссмейстеры, и любители. Многие идеи Бронштейна на несколько десятилетий опередили свое время. Так, еще в 1987 году, задолго до нашествия компьютеров, Давид Ионович писал: «Сегодня происходит интереснейшее явление – шахматный зритель зачастую опережает игроков на сцене. А вдуматься, что же тут удивительного? Едва партия приобретает свои характерные очертания, искушенный зритель сразу фиксирует тип позиции и начинает не только прогнозировать стандартные планы сторон, но и рассматривать за них конкретные действия, отдельные ходы. Двойственность такой ситуации очевидна: гроссмейстеры застыли в позах глубочайших мыслителей, а в зрительном зале шахматисты-разрядники вспоминают, где и когда встретилась та же позиция, как там было сыграно, почему так, а не иначе…»

А как выглядит процесс «боления» сегодня? Зайдя на сайт, где партии в прямом эфире анализирует «Гудини», любой едва умеющий передвигать фигуры зритель чувствует себя полубогом. Часто он даже не пытается понять логику развития событий на доске, а внимательно всматривается в компьютерные строчки и, саркастически улыбаясь, ждет, «угадает» гроссмейстер правильный ход или нет. «Поднял» первую или хотя бы вторую линию – молодец, нет – слабак, играть не умеет! Эти свои «глубокомысленные» выводы (а по сути – комплексы и эмоции) горе-болельщики тут же выплескивают в чат, принижая тем самым высокое шахматное искусство. Если же совпадений с рекомендациями компьютера оказывается очень много, сердце зрителя наполняется праведным гневом, он начинает подозревать игрока в самом страшном грехе – читерстве. Вряд ли Давид Ионович из далеких восьмидесятых разглядел и эту опасность, но мысль его, безусловно, работала в правильном направлении: чем быстрее контроль, тем сложнее жизнь жуликов. Которых, хочется верить, у нас не так уж много: шахматы отвергают таких людей, поскольку наша игра – благородная, королевская!

«Мы совершенно забыли, что в большом спорте, куда сегодня отнесены шахматные соревнования, исполнение любых технических приемов происходит на предельных скоростях…» Эта цитата, как и предыдущая – из книги Д.Бронштейна «Самоучитель шахматной игры», изданной в Москве в 1987 году обычным по тем временам тиражом – 150 тысяч экземпляров. Конечно, эта небольшая книжечка с веселыми цветными картинками – всё что угодно, но только не самоучитель в привычном для нас значении этого слова: с ее помощью трудно постигать азы шахмат. Но люди, уже серьезно увлеченные нашей игрой, «проглатывают» самоучитель на одном дыхании: это абсолютно небанальные размышления неординарного человека о деле всей его жизни. 

Фото Валерия Левитина

ФОНТАН ИДЕЙ

…В августе 2013 года в Вашингтоне прошел матч-турнир женщин против сеньоров, посвященный памяти гроссмейстера Юрия Разуваева. К соревнованию была выпущена брошюра, куда вошли воспоминания друзей Юрия Сергеевича – гроссмейстеров Генны Сосонко и Бориса Гулько. Приведу пару цитат из очерка Гулько.

«Естественно сравнивать Бронштейна с Мишей Талем. Если Таля можно уподобить солнцу шахмат тех лет, то Бронштейна придется – Луне. Таль был ослепителен и как личность, и как шахматист. Сияние Бронштейна тоже было неземным, но странным и загадочным. Пик гениальности этих двоих разделяет десятилетие. Оба попали под асфальтовый каток, которым для их поколений был Михаил Ботвинник. Правда, если Таль из такого столкновения вышел экс-чемпионом мира, пройдя через величайшую из возможных реализаций честолюбия шахматиста, то Бронштейн в миллиметре от такой реализации оступился. Непонятно, что тут причина, что следствие, но Бронштейну, в отличие от Таля, титул экс-чемпиона мира, пожалуй, как-то бы не пошел. В этом титуле «экс-чемпион мира» облик Бронштейна не вязался со словом «мир». Давид был, определенно, не от мира сего. Может быть, поэтому Бронштейн и был в последний момент какой-то силой остановлен…»

«Бронштейн воспринимал мир вне себя, в отличие от Таля, серьезно, даже мрачно. Поэтому постоянно жаловался. Не всегда было понятно – на что. Не потому, что не на что было жаловаться, жаловаться было на что. Бронштейн воспринимал мир по-иному, не так, как все. Поэтому и жаловался не на то, на что можно было ожидать.

В отличие от Таля, Бронштейн не подписал письма с осуждением невозвращенца Корчного. Я спросил его вскоре после этого, планируются ли у него какие-то турниры. Он удивленно посмотрел на меня: «А чем я лучше Вас?»

Я не могу представить Бронштейна совершающим неэтичный поступок. В то же время он мог сказать что-нибудь такое советское, что начинаешь оглядываться: кому предназначены эти слова, не мне же?

Всё же основное воспоминание от нахождения вблизи Давида – это бьющий из него фонтан идей. Бронштейн, в отличие от Таля, был очень вовлечен в наш мир и готов был в нем всё поменять. Авторство многих его идей относительно шахмат, непонятно почему, отдано Фишеру. Например, «часы Фишера» с добавлением времени после каждого хода, «шахматы Фишера», в которых перед началом игры фигуры располагаются по первому ряду в соответствии с жребием. В начале 2012 года в Памплоне провели турнир, в котором соперники играли между собой одновременно по две партии. Это тоже идея Бронштейна. Он как-то сыграл в Тбилиси матч с Талем на восьми досках одновременно».

Каспаров и Гулько вспомнили одну и ту же красивую идею Бронштейна, не получившую (пока что?) широкого распространения – матч-сеанс один на один. Хотя турнир в Памплоне и состоявшиеся в декабре в Пекине Интеллектуальные игры показывают, что потихоньку просыпается интерес и к этой разновидности шахматного творчества. А вот что писал Давид Ионович о своем изобретении:

«Идея сыграть одновременно несколько партий с гроссмейстером возникла у меня во время одного из турниров, когда я из зрительного зала с интересом наблюдал за игрой на восьми досках. Увлеченно комментируя с друзьями события то на одной, то на другой доске, я внезапно догадался, что… сам играю 16 партий!

Тогда-то и появилась мысль провести матч из восьми партий за один вечер. Партнера для такого необычного состязания долго искать не пришлось: составить мне компанию без колебаний согласился М.Таль. Я был рад узнать от него по окончании встречи, что такой взаимный сеанс одновременной игры ему понравился.

Состоялся наш матч 30 апреля 1982 года в Тбилисском дворце шахмат. Игра длилась пять часов. А циферблатов было 16…»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

В начале 1990-х годов автор этих строк учился в Высшей школе тренеров, функционировавшей при кафедре шахмат Российской государственной академии физической культуры. Одним из наших преподавателей был доктор медицины, профессор Виктор Борисович Малкин. Он был видным специалистом в области авиационной медицины, работал с советскими космонавтами. А еще Малкин с детских лет любил шахматы, играл в силу приличного кандидата в мастера и на кафедре шахмат занимался изучением медико-биологических проблем шахматистов. Виктор Борисович дружил с Бронштейном, высоко ценил многие его идеи. Малкин и предложил мне написать под его руководством дипломную работу на тему «Матч-сеанс один на один как средство специальной подготовки шахматиста». Виктор Борисович смотрел на вещи с научной точки зрения: его интересовало, может ли подобная разновидность шахмат принести пользу в тренировочном процессе, и если да, то какие качества можно развивать с ее помощью?

Мне было интересно «покопаться» в малоизвестных партиях двух великих шахматистов, и я взялся за работу. Бронштейн привел эти поединки в уже упомянутом «Самоучителе», но с очень краткими примечаниями. Долгие годы я прожил со счастливым убеждением, что после тщательного анализа сумел найти кое-что интересное, но при работе над статьей «прогнал» свои варианты на компьютере, и… Что ж, такова жизнь: не только скромный комментатор, но и великие гроссмейстеры упустили из виду массу возможностей!

Прежде чем перейти к разбору партий, позволю себе еще одно отступление. На протяжении многих лет Давид Бронштейн неустанно вел поиск новых форм проведения шахматных соревнований, мечтал о том, чтобы шахматисты творили за доской, а не просто соревновались в знаниях. Чтобы игра стала более зрелищной, динамичной, интересной для широкой аудитории, а «широкой» означает, в том числе, и не слишком квалифицированной. Еще в 70-е годы прошлого века Бронштейн пытался решить вопрос: как сделать шахматы популярным телевизионным видом спорта? Ответ неизвестен до сих пор, но благодаря бурному развитию Интернета вопрос успешно решается в «параллельном пространстве».

В наши дни онлайн- и видеотрансляции с комментариями гроссмейстеров во время крупных соревнований стали уже нормой жизни. Наверное, сейчас уже мало кто знает, что впервые радиорепортажи непосредственно в игровом зале (естественно, с помощью наушников) можно было послушать в 1941 году во время ленинградской части матч-турнира за звание абсолютного чемпиона СССР. Пионером онлайн-репортажа, если использовать современную терминологию, выступил гроссмейстер Григорий Левенфиш. Бронштейн пошел еще дальше: по его замыслу, узнавать о предполагаемом развитии событий зрители должны были от самих участников проходящей на их глазах партии!

Фото Валерия Левитина

Безусловно, можно «закопаться» еще глубже в историю и вспомнить (ибо ничто не ново под луной!), что еще в 1891 году Вильгельм Стейниц, играя с Михаилом Чигориным, выступал в нью-йоркской печати с прогнозами о дальнейшем течении борьбы. Но то был матч по телеграфу, серьезно растянутый по времени. А в 1975 году в Москве, на сцене Центрального дома литератора Таль и Бронштейн во время обычной партии, под тиканье часов делились с собравшимися в зале (разумеется, не слыша друг друга) своими замыслами и оценками. Встреча была организована известным писателем Леонидом Зориным. Многочисленные зрители с напряженным вниманием следили за шахматной драмой, чувствуя себя ее соучастниками. В тот раз победу одержал Бронштейн.

В.Малкин рассказывал мне, что схожая идея была предложена ранее учеными для изучения тайн мышления шахматиста, раскрытия алгоритма поиска хода и принятия решения. В психологии она получила название метода репортажа, т.е. размышления вслух о тех возможностях позиции, которые попали в поле зрения шахматиста и подвергаются его анализу. Голландский профессор психологии и шахматный мастер де Грот впервые провел такое исследование во время знаменитого АВРО-турнира 1938 года. В решении составленной им позиции согласились принять участие Алехин, Эйве, Файн, Флор... Однако Давид Бронштейн сумел не просто перенести этот метод на практическую партию, но и создать яркий, захватывающий спектакль.

Предложенный Бронштейном сценарий долгое время «пролежал на полке», но два года назад оказался востребован, – по иронии судьбы, во время турнира по быстрым шахматам с участием Виши Ананда, Магнуса Карлсена, Левона Ароняна и Владимира Крамника, посвященного 100-летию со дня рождения М.М.Ботвинника. Ирония получилась злой, поскольку Михаил Моисеевич не любил ни быстрых шахмат, ни Бронштейна. Вновь слово Борису Гулько: «Юрий (Разуваев) рассказывал: Ботвинник дал ему, ученику своей школы, проанализировать что-то скучное. «Давайте я лучше проанализирую только что игранную партию Бронштейн – Холмов. Очень интересные осложнения!» Партию Бронштейна? Ни за что! Ботвинник считал Бронштейна своим врагом и на его партию не согласился. Правда, прозвище, данное ему Бронштейну – «великий путаник» – содержит и элемент уважения. Все-таки «великий».

О матче 1951 года, после которого у Ботвинника и Бронштейна испортились отношения, сказано уже немало. Напомню лишь не слишком широко известный факт, о котором Давид Ионович рассказал журналисту Юрию Васильеву. Оказывается, перед началом поединка Ботвинник поставил вопрос о том, как именно должна предлагаться ничья. Ссылаясь на Алехина, Михаил Моисеевич рассуждал о том, что молодые шахматисты порой надоедают многочисленными предложениями ничьей. Бронштейн обдумал ситуацию и на следующий день сформулировал свои предложения: «Шахматист, желающий предложить ничью, должен сделать ход на доске и, не переводя часов, обратиться "в пространство" со словами: "Предлагаю ничью!" После этого шахматист может нажать кнопку часов. Брать назад предложение ничьей нельзя. Соперник может думать над ответом сколько угодно, но сделанный в ответ ход будет означать отказ от ничьей». Всё это потом, кроме слов "обратиться в пространство", было внесено в международный кодекс.

 

МАТЧ-СЕАНС ОДИН НА ОДИН

Талю и Бронштейну необходимо было, прежде всего, определить лимит времени и количество партий. Гроссмейстеры выбрали классический (для тех лет!) контроль, применявшийся в матчах на первенство мира и в большинстве крупных турниров середины XX века – 2,5 часа на 40 ходов. Оба шахматиста весьма благоприятно относились к быстрой игре, были блестящими блицорами (не забудем, что Таль в 52 года стал чемпионом мира по блицу – уникальное достижение!), поэтому они выбрали достаточно большое число партий – 8. Нетрудно подсчитать, что на 40 ходов одной партии каждый из соперников мог тратить в среднем около 20 минут. К слову, Бронштейн всегда очень серьезно относился к такому вопросу, как рациональное расходование времени на обдумывание, он вел хронометраж своих партий и настоятельно советовал другим шахматистам (особенно юным) делать то же самое. 

Партии матча попали в Мегабазу, при желании их легко найти. Михаил Таль победил со счетом 5:3 (+4 -2 =2), и это, в общем, неудивительно: 8-й чемпион мира по-прежнему входил тогда в шахматную элиту, тогда как Бронштейну было уже под шестьдесят, лучшие годы остались позади. Тем не менее, борьба получилась очень напряженной и красочной, гроссмейстеры ни на минуту не забывали, что играют для публики, и старались порадовать ее оживленными тактическими осложнениями.

Фото Бориса Долматовского

Приведу несколько ярких эпизодов, которые можно использовать как тесты «Проверь себя». 

 

М.Таль – Д.Бронштейн
Новоиндийская защита

1.d4 Nf6 2.c4 e6 3.Nf3 b6 4.a3 Be7 5.Nc3 d5 6.cxd5 exd5 7.Bf4 0-0 8.e3 c5 9.Ne5 Bb7 10.Bd3 Nbd7 11.Qf3.

Таль применил новую для того времени расстановку фигур: он вывел слона на d3, а ферзя на f3 и рассчитывает теперь создать давление на королевском фланге. Этот план вошел в моду через 5-6 лет, но потом против него нашли противоядие.

11...Re8 12.0-0 a6 13.Qh3 Nf8 14.Bg5 cxd4 15.exd4 Ne4 16.Nxe4 dxe4 17.Bc4.

Угрозы белых весьма опасны; так, в случае 17...Ne6? выигрывает 18.Nxf7! Черные должны были аккуратно посчитать варианты и забрать слона: 17...Bxg5! 18.Nxf7 Qxd4! , после чего белые вынуждены смириться с вечным шахом: 19.Nh6+ Kh8 20.Nf7+ и т.д. (плохо как 19.Nxg5+ Qxc4 , так и 19.Ba2 Bd5 20.Rad1 Bd2 ).

17...Bd5?! 18.Qb3!

Бронштейн упустил из виду, что 3-я горизонталь расчистилась, и ферзь может перепрыгнуть с фланга на фланг. Теперь у черных серьезные проблемы.

18...Bxc4 19.Qxc4 Ne6 20.Nc6 b5 21.Qa2?!

После этого Бронштейну удается «подкрутить» позицию, отвлекая тем самым внимание Таля от других досок. Значительно четче 21.Qc3 Qd7 22.Nxe7+ Kf8 23.Bh4 g5 24.d5 с победой.

21...Qd7 22.Nxe7+ Kh8 23.Bh4 g5 24.Nd5 gxh4 25.Nb6 Qb7 26.Nxa8 Nf4!

Черные демонстрируют чудеса изворотливости: забыв о материале (как-никак, не хватает целой ладьи!), они пытаются добраться до неприятельского короля.

27.b4.

Точнее 27.Qb3 Rg8 28.d5 Rxg2+ 29.Kh1 f6 30.f3.

27...Rg8 28.d5 Rxg2+ 29.Kh1 Qd7.

«Еще ход, и...однако очередь ходить за белыми, и они находят четкий геометрический маневр ферзем, который полностью отражает все угрозы противника» (Д.Бронштейн).

30.Qb2+.

На самом деле, с этим геометрическим маневром следовало обождать и сразу сыграть 30.Qb3. Теперь в случае 30...Qg4 31.Rg1 h3 решает 32.Qc3+! Kg8 33.Qg3! Если же черные пойдут, как в партии, 30...Nd3 , то сэкономленный шах очень пригодится: 31.Qc3+ (с темпом попадая на линию «с») 31...Kg8 32.Nb6! Qg4 33.Qc8+ , разменивая ферзей.

30...Kg8 31.Qb3 Nd3.

Как мы уже видели, не проходит 31...Qg4 32.Rg1 h3 из-за 33.Qg3! , поэтому черные перекрывают ферзю путь с b3 на g3.

32.Rg1.

32...Rg4?

У черных был фантастический ресурс 32...h3! (с угрозой спертого мата), и борьба за ничью ожидает белых! Так, после 33.Rxg2+ hxg2+ 34.Kxg2 Qg4+ 35.Kf1 Qf3 36.Ra2? белые получают мат: 36...Qh1+ 37.Ke2 Qe1# . Нет счастья и после 34.Kg1 Qh3! со страшной угрозой e4-e3! и матовой атакой ферзем и конем. Например, 35.Rc1 ( 35.Qc2 Ne5 ) 35...Qf3 36.Rc8+ Kg7 37.Qc3+ Kh6 38.Rc6+ Kh5 39.Rf6 Qd1+ 40.Kxg2 Ne1+ , и белым, чтобы спастись от мата, приходится отдавать ферзя.

Лучше 33.Qc2 , но и тут после 33...Qf5 34.Rxg2+ hxg2+ 35.Kg1 Qf3 четкой ничьей не видно.

33.Qc2.

Теперь Таль аккуратно отражает все угрозы.

33...Kf8 34.f3 Rxg1+ 35.Rxg1 Qf5 36.Rf1 e3 37.Nb6 h3 38.d6 Nf2+ 39.Rxf2 exf2 40.Qxf2 Qd3 41.Nd7+ Ke8 42.Ne5 Qxd6 43.Qe2 Qe6 44.Qe4. Черные сдались.

Д.Бронштейн – М.Таль
Английское начало

Лучшая партия Бронштейна в матче. Он тонко переиграл соперника на ферзевом фланге, осуществил вторжение по линии «с». Правда, как часто бывает в рапиде, ошибся на стадии реализации, однако Таль не воспользовался подвернувшимся шансом.

1.c4 e5 2.Nc3 Nf6 3.Nf3 Nc6 4.g3 d5 5.cxd5 Nxd5 6.Bg2 Nb6 7.0-0 Be7 8.d3 0-0 9.Be3 Be6 10.Na4 Nxa4 11.Qxa4 Bd5 12.Rac1 Re8 13.Bc5 Bxc5 14.Rxc5 Qd6 15.Rfc1 Ne7 16.e4! Bc6 17.Qc4 Ng6 18.h4 Nf8 19.Bh3 Rad8 20.b4 a6.

В пользу белых 20...Qxd3 21.Qxd3 Rxd3 22.Nxe5.

21.a4 Bxa4 22.Rxc7 Re7 23.Rxe7 Qxe7 24.Qc7 Qxc7 25.Rxc7 Rxd3 26.Nxe5 Rd1+ 27.Kg2 f6 28.Ng4?!

Выигрывало 28.Rc8! (с угрозой 29.Be6+) 28...Rd6 29.Nc4 Rc6 30.Rb8! , и коня брать нельзя опять же из-за шаха с е6.

28...Bc6 29.f3 Rd2+ 30.Kf1?

А здесь следовало уже отвести коня в оборону – 30.Nf2 с примерным равновесием.

30...Rb2.

После 30...Rc2! неожиданно выяснялось, что у белых нет достойной защиты от 31...Bxe4 с выигрышем пешки, поскольку ладья с7 увязла в неприятельском лагере. Так, в случае 31.Re7 Ng6 32.Re6 h5! 33.Ne3 Rc3 34.Kf2 Bd7 последствия для белых совсем печальные.

31.Ne3 Rb3 32.Kf2 Rb2+ 33.Ke1 Rb3 34.Nf5 Rxf3 35.Ne7+ Kh8 36.Rc8 (еще точнее 36.h5! ) 36...g6 37.Nxc6 bxc6 38.Bg2 Rxg3 39.Kf2 Rb3 40.Rxf8+ Kg7 41.Ra8 Rxb4 42.Rxa6 Rc4 43.Ra7+ Kh6 44.Rf7 f5 45.e5 Rc2+ 46.Kg3. Черные сдались.

И еще один фрагмент, который показывает, что гроссмейстеры в данном матче куда больше заботились о зрителях, нежели о «счете на табло».

Д.Бронштейн – М.Таль

«Конечно, я понимал, что у черных достаточная компенсация за пешку, но никак не предполагал, что вслед за пешкой Таль пожертвует еще и ладью. И это – в эндшпиле без ферзей!» (Д.Бронштейн).

19...Rxc3 20.bxc3 Bxc3 21.Bb2 Bxb2 22.Rd1 Nc5.

«Позиция белых, несмотря на лишнее качество, очень пассивна. А так как играть приходилось почти в темпе блиц, то составить твердый план защиты я не сумел. Ладьи бессмысленно топтались на месте, чем незамедлительно воспользовался партнер. Отточенная техника игры в эндшпиле доставила зрителям эстетическое удовольствие. Принято считать, что сторона, у которой лишнее качество, должна выиграть, а тут всё было наоборот. Исключения из правил всегда удивляют и радуют» (Д.Бронштейн).

23.Rc2 a5 24.Kf1 a4 25.Rb1 a3 26.Ke2 Rb4 27.Kd1 Kg7 28.Ke2 a5 29.h4 h5 30.Kf3 Ne4 31.Re1 f5 32.Rc7+ Kh6 33.Ke3 Bd4+ 34.Kd3 Nc5+ 35.Kc2 Rb2+ 36.Kd1 Bf6 37.Re2 Rb1+ 38.Kc2 Ra1 39.Bf3 Rxa2+ 40.Kd1 Rxe2 41.Bxe2 a2. Белые сдались.

Позиционная жертва ладьи и впрямь была бы хороша, но есть нюанс – после 21.Be4! (вместо 21.Bb2?) белые немедленно выигрывали.

А вот «ответная любезность» Михаила Таля.

«Черные получили технически выигранную позицию. Две ладьи здесь явно сильнее ферзя. В обычном турнире игра, вероятно, через несколько ходов завершилась бы. Насколько я помню, эта партия оканчивалась последней, уже можно было подумать всласть и найти точный порядок ходов. Но не было уже сил, ни духовных, ни физических. Слишком трудный партнер...» (Д.Бронштейн).

Последовало 31.Ne4 Re6 32.Qd3 Rfe8? 33.Qd5? , и на 54-м ходу партия завершилась вничью. Между тем, после 33.Nf6+! Rxf6 34.Qd7+ побеждали белые. Похоже, и Таль к концу матча-сеанса изрядно устал.

Кратко подводя итоги, Давид Ионович писал: «В матче было сделано 611 ходов. Что показала экспериментальная встреча гроссмейстеров? Играть восемь партий интересно, но трудно. Однако играть четыре партии одновременно, вероятно, вполне целесообразно и доступно всем».

В том же далеком 1982 году студентка Наталья Нарчук, учившаяся на кафедре шахмат на 10 лет раньше меня, организовала два аналогичных матча-сеанса. В обоих принял участие студент Александр Ненашев (ныне немецкий гроссмейстер Граф): он сыграл с преподавателем Борисом Злотником на 6 досках и с другим студентом Алоизасом Квейнисом на 4 досках. Участникам эта форма игры понравилась, однако она требует больших затрат энергии, поэтому серьезного развития пока не получила. Но не исключено, что и эта идея Давида Бронштейна со временем будет востребована.

 

Последние турниры

26.12.2024

Общий призовой фонд – 1 миллион  долларов.

20.11.2024

.

29.10.2024

2-й этап Гран-при ФИДЕ.

11.10.2024

Призовой фонд $250 000, $152 000 (w).

03.10.2024

.

10.09.2024

В мужских и женских командах по 4 основных игрока и по 1 запасному.

18.08.2024

.

16.08.2024

.

11.08.2024

Призовой фонд $ 175,000.

14.07.2024

Общий призовой фонд: 28 500 швейцарских франков.

09.07.2024

Призовой фонд $175 000.

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум