четверг, 28.03.2024
Расписание:
RSS LIVE ПРОГНОЗЫ КОНТАКТЫ
Дортмунд02.07
Сан-Себастьян06.07
Биль18.07

Последние турниры

Чемпионат России
СуперФинал



02.12.2006

Суперфинал чемпионата России проходит в Москве, в ЦДШ им. М.М.Ботвинника со 2 по 15 декабря при 12 участниках по круговой системе.

Крамник - Fritz



25.11.2006

С 25 ноября по 5 декабря в Бонне чемпион мира Владимир Крамник сыграет матч из 6 партий с программой Deep Fritz. В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($500000).

Мемориал Таля



5.11.2006

В Москве с 5 по 19 ноября проходил Мемориал Таля, в программе которого супертурнир 20-й категории и выдающийся по составу блицтурнир. Призовой фонд каждого состязания - 100.000 долларов.

Топалов - Крамник



23.09.2006

После того как "основное время" не выявило победителя (счет 6:6), 13 октября соперники сыграли 4 дополнительных поединка с укороченным контролем времени.

Томск. Высшая лига



2.09.2006

Со 2 по 11 сентября Томск принимает Высшую лигу чемпионата России 2006 года. В турнире участвуют 58 шахматистов - как получившие персональные приглашения, так и победившие в отборочных состязаниях.

Майнц



17.08.2006

В последние годы фестиваль в Майнце вслед за "Амбер-турниром" стал центром легких шахматных жанров. Наряду с массовыми ристалищами традиционно проходят чемпионские дуэли.

Россия - Китай



10.08.2006

С 10 по 20 августа в Китае проходит товарищеский матч сборных России и Китая. В нынешнем поединке как мужчины, так и женщины соревнуются на пяти досках по шевенингенской системе в два круга.

Все материалы
ChessPro

Rambler's Top100
Илья ОДЕССКИЙ,
международный мастер

ШЕСТОК ЗОЛОТОЙ


  Мир не без добрых людей.
  Многие из них читают сайт "Chesspro.ru", некоторые - мои репортажи, опубликованные на этом сайте. Некоторые из некоторых играют в турнире "Аэрофлот-опен". Стоило мне придти на шестой тур, как я был окружен вниманием и заботой.
  Оказывается, добрые люди уже прочли, каких творческих усилий стоило мне сочинить заголовок к предыдущему туру (он должен был быть глубокомысленным и в нем обязательно должен был заключаться намек на числительное "пять"). И теперь уважаемые гроссмейстеры и мастера спорта наперебой предлагали свои варианты заглавия к туру шестому.

  Более других запомнился гроссмейстер-минималист, который предложил озаглавить репортаж одним словом: "Шестой". Причем в процессе обсуждения выяснилось, что мы с ним имели в виду одно и то же - советский фильм про войнушку, который так и назывался: "Шестой". Герой этого фильма, красный командир (его играл хороший актер Никоненко) едет в какой-то город, чтобы вступить там в должность начальника милиции. Предыдущих начальников милиции поубивали одного за другим, и так пять раз кряду, и, следовательно, Никоненко, ехавший занимать эту расстрельную должность, был по порядковому номеру именно шестым. В финале фильма он легко перехитрял (можно так сказать?) лидера незаконных вооруженных формирований, белогвардейского засранца по фамилии, кажется, Вахромеев. Того играл и вовсе фантастический актер Михаил Казаков. Чего в те годы им только не приходилось играть!
  Аллегория, которую предложил гроссмейстер-минималист, была изящной, но все же несколько кровожадной. Дескать, каждый следующий тур выдвигает своего кандидата на должность "начальника милиции". И в каждом следующем туре происходит такая штука: бах! - и вакансия снова свободна. Помимо того, что аллегория кровожадна, она, сдается мне, еще и недостоверна. Точно не следил, но, кажется, несколько участников как начали лидировать с первого тура, так и находятся во главе пелотона вплоть до шестого тура включительно. Так что этот заголовок отпадает.
  Один неизвестный мне юноша в течение всего разговора находился чуть поодаль и молчал. А потом вдруг открыл рот и ни к селу, ни к городу сказал два слова:
  - Седьмой континент.
  И ушел. Наверное, он из группы "В" - там у них на один тур больше прошло.
  ...Но вскоре я уже точно знал, какой у меня сегодня будет заголовок. Я взял его из первой строфы замечательного стихотворения Арсения Тарковского "Сверчок":

  Если правду сказать, я по крови - домашний сверчок,
  Заповедную песню пою над печною золой.
  И один для меня приготовит крутой кипяток,
  А другой для меня приготовит шесток золотой.

  Очень, как мне кажется, подходят эти строки к герою моего сегодняшнего рассказа. С первого тура я набивался к нему в гости, хотел даже не интервью сделать, а просто поговорить по душам. Сесть - чтобы на время не смотреть, не дергаться, отгородиться от всех - и как следует поговорить. А Муртас всё отнекивался: мол, хорошей партии на "Аэрофлот-опене" пока не сыграл, показывать нечего, надо бы обождать - глядишь, чего и появится. И появилась - блестящая победа над Максимом Сорокиным, черным цветом, в фирменном кажгалеевском стиле: налетела атака не пойми откуда и в 3-4 хода превратила крепкую вроде позицию соперника в щепы.
  Да, я совсем забыл представить своего собеседника. Его зовут Муртас Кажгалеев. Он из Казахстана, жил 4 года во Франции, теперь решил вернуться на родину. Гроссмейстер, рейтинг стабильно держит "за 2600". Ну, что еще... талантливый, разумеется, и добился таких-то и таких-то успехов... В общем, все это "не то".
  Гроссмейстеров с серьезным рейтингом много, и большинство из них талантливые, и даже среди тех, кто не достиг еще планки "2600", тоже много талантов. А вот Муртас Кажгалеев такой - один.
  Невероятно интересен мне этот человек. В первую очередь именно как человек, а потом уже как шахматист. Хотя он очень любит шахматы и отдается им полностью, без остатка, все же я склонен полагать, что как личность он гораздо больше, нежели только игрок в шахматы.
  Как бы это объяснить... Видите ли, среди шахматистов (в том числе и высокого уровня) много тех, кто производит впечатление серьезно тронутых людей. И совсем мало тех, кто "поет заповедную песню". Есть ли разница между теми и другими? Уверен, что есть.
  На Руси во все времена почитали сумасшедших; в народе - юродивых, в среде рафинированной интеллигенции - романтических безумцев. Но я запомнил жесткое стихотворение Пушкина, которое начинается словами: "Не дай мне бог сойти с ума". Очень заманчивая штука - сойти с катушек, потерять связь с реальностью и, пребывая в дистиллированном мире королей и пешек, прослыть там гением. И носа не высовывать из той придуманной сказки, и довести свой контакт с внешним миром до какого-то физиологического минимума...
  ...У Муртаса очень выразительное лицо, потрясающая лицевая мимика. Он будто бы всегда удивлен, будто бы сейчас скажет: "Вот это да!" Так смотрит на мир ребенок - или взрослый человек с открытой миру душой. И это восклицание, готовое, кажется, у него во всякую минуту вырваться - оно свидетельство того, что человек открыт, что ему все интересно! Интересно жить, любить, интересно творить, радоваться, мучиться, совершать какие-то ошибки... Жить в реальном, а не искусно сочиненном мире - и в то же время отличаться от нас, от обывателей; отличаться способностью разорвать путы, приковывающие к "бытовухе", к мещанскому способу существования...
  Ладно. Я ведь заранее предполагал, что собьюсь, "дам петуха". Невозможно - мне, во всяком случае, - передать суть человека, который столь разительно на всех нас не похож. Который "поет" свою "заповедную песню". Лучшее, что я могу сделать - и самое правильное - просто передать наш разговор. А перед разговором Муртас сам захотел прокомментировать сегодняшнюю партию. Пожалуйста. Только, уважаемый читатель, не думай, что это его "визитная карточка" или что-то в этом роде. Ничего такого, просто затравка к беседе.

М. СОРОКИН - М. КАЖГАЛЕЕВ (VI тур)


  1.e4.
  
  М.К. Обычно Максим Сорокин начинает с 1.d4, но, видимо, турнирная ситуация обязывает его играть как можно более боевой дебют. Поэтому - Испанская партия. Я в ответ избираю вариант, который применяю уже много лет.
  
  1...e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Ba4 Nf6 5.0-0 b5 6.Bb3 Bc5.

  И.О. Как называется этот вариант? "Архангельский"?
  М.К. По этому поводу у нас с Владом (Ткачевым - И.О.) как раз есть особое мнение. И не только у нас.
  Вообще, вариант - он старый. А в новой версии этот вариант придумал Юртаев. И показал Владу, и Влад впервые применил его на турнире в Тилбурге в 94-м. Против Бологана. Под словом "впервые" я имею в виду, разумеется, впервые на высоком уровне.

Вот эта партия: 7.c3 d6 8.d4 Bb6 9.Bg5 h6 10.Bh4 g5 11.Bg3 Bg4 12.dxe5 Nxe5 13.Nbd2 Nfd7 14.Bd5 Rb8 15.h3 Bh5 16.Bxe5 Nxe5 17.g4 Bg6 18.Nxe5 dxe5 19.Qf3 h5 20.Kg2 hxg4 21.hxg4 Ke7 22.Qg3 Qd6 23.Nf3 c6 24.Bb3 Bc7 25.Rad1 Qf6 26.Rfe1 Rh6 27.Nd4 Rbh8 28.Nf5+ Bxf5 29.exf5 Rh4 30.Rh1 Rxh1, ничья (Бологан - Ткачев, Тилбург 1994).

  Во многих книгах новую версию варианта называют именем Онищука, Маланюка и прочих. Они, конечно, внесли свой вклад, но имя Юртаева нигде не упоминается. Поэтому хотелось бы восстановить справедливость и воздать ему по заслугам. Ход 6...Bc5 и все основные линии варианта показал Ткачеву именно Юртаев.
  Потом теория быстро развивалась, понятно, что Юртаев не участвовал в этих партиях, но факт, что теория, начиная с 94-го, шла по его анализам.
  А вариант жив до сего времени. Недаром за последние два месяца его применяли такие шахматисты как Халифман, Камский, И. Соколов и Ананд.
  
  7.a4 Rb8 8.axb5 axb5.
  
  М.К. (повторяя про себя ходы) а пран бэ, а пран бэ.
  И.О. Это что такое? По-французски что-нибудь?
  М.К. (спохватываясь) Ах, ну да...
  И.О. Муртас, неужели ты до такой степени стал двуязычным?
  М.К. Достаточно. В шахматном смысле уж точно. Пишу (записываю партию), я, во всяком случае, по-французски, причем не для понтов, а как бы уже по привычке.
  И.О. А что это значит: а пран бэ?
  М.К. "а бьет b, a бьет b".
  
  9.d3 d6 10.Be3 0-0 11.Nbd2 Bb6 12.c3 Ne7.
  
  М.К. Максим выбрал линию не самую принципиальную, но ведущую к сложной борьбе.
  
  13.Nh4 Bg4 14.Qe1.
  
  М.К. Позиция требует от меня каких-то действий, ибо всерьез угрожает 15.f4.

  И.О. Это все еще теория или уже началась самостоятельная игра?
  М.К. Более или менее самостоятельная игра. Тут уже теория не жесткая, после 9.d3 d6 позицию можно жестко уже не анализировать - с "Фрицем", я имею в виду.
  
  14...Nh5!?
  
  М.К. Приятно сделать такой ход, хотя бы с точки зрения эстетики. Один конь на h5, другой - на h4.
  
  15.h3 Bd7.
  
  М.К. Показывает стремление к более сложной борьбе, нежели 15...Be6.
  
  16.Ndf3.
  
  М.К. Неожиданный ход. Я думал, последует 16.Qd1 g6 и т.д. Но соперник сыграл интересно. Теперь кони белых стоят на f3 и h4; хорошо это или плохо - трудно сказать.
  
  16...Kh8!?
  
  М.К. И уже черные начинают готовить f7-f5! Опять-таки, варианты разные - где-то прорыв проходит, где-то нет.
  
  17.g4 Ng6.
  
  М.К. На самом деле, прямого столкновения еще нет; борьба идет за какие-то сантиметры.
  
  18.Bg5.
  
  М.К. Видимо, правильный ход - 18.Ng2, но то, что этот ход сильнее, чем 18.Bg5, показало только течение партии. На 18.Ng2 возможно 18...Nf6 - в итоге всех маневров черные не пустили коня на f5, белые, в свою очередь - на f4. Можно рассматривать и 18...Nhf4, но после 19.Bxf4 ощущение, что получше у белых.

  М.К. И тут планировавшееся 18...f6 перестало меня устраивать ввиду 19.Nxg6+ hxg6 20.Be3 Nf4 21.Bxf4 exf4.
  Поэтому я сыграл 18...Nxh4!? 19.Bxh4, и теперь совершенно неожиданная жертва...

  19...Qe8!
  
  М.К. Белые не могут отказаться от взятия коня: на 20.Bg5 находится 20...Ng3! В том, что этот ход оказался возможен, есть, конечно же, элемент везения.
  И.О. То есть ты не будешь надувать щеки и говорить, что все это ты предвидел, еще когда играл 14...Nh5!?
  М.К. (в тон) Я это предвидел, когда ходил 19...Qe8!
  
  20.gxh5 f5!
  
  И.О. Так, значит, идея жертвы вовсе не в том, чтобы взять слоном на h3?
  М.К. Нет, тут другая гармония: слон идет на большую диагональ, ладья на f5 и ферзь на h5.
  
  21.exf5 Qxh5.
  
  М.К. Рано 21...Bc6 22.Nd4!, и белые, избегая разгрома, форсируют переход в эндшпиль.
  
  22.Bd1.
  
  22.Bd5 "не лечит" из-за простого 22...c6. Гармония полная! (в восхищении от сделанного самим собой) Ну тематическая же позиция!
  
  22...Bc6 23.Nxe5 Qxh4 24.Nxc6 Qg3+ 25.Kh1 Qxh3+ 26.Kg1 Rxf5 27.Qe7 Qg3+ 28.Kh1 Bxf2. Мат неизбежен. Белые сдались.
  
  И.О. По-моему, замечательная партия. Мне очень понравилось.
  М.К. Непонятная. Она... как бы это сказать... как короткий выстрел, да? Все как-то шло спокойно, потом - раз! и всё. После 20...f5! сколько ходов борьба еще продолжалась? 2-3 хода, от 22...Bc6 уже идет линия очень короткая и прямая.
  
  И.О. Муртас! Я тебе честно скажу: каждый раз, когда мы видимся (а это происходит нечасто, раз в несколько лет), ты всегда находишь способ меня поразить. Наверное, ты один из самых нестандартных людей, которых я знаю.
  Разве можно забыть, к примеру, рождественский турнир в ЦШК, на который ты явился... в шутовском колпаке!?
  М.К. Для меня-то как раз это вещи нормальные, специально никакой оригинальности для себя я не ищу. Это не PR, ничего такого. Иногда просто охота сделать приятное людям! Повеселить их... Отсюда и колпак, и многое другое...
  И.О. Ну, с точки зрения повеселить людей, насколько я могу судить, тебе удалось добиться своей цели. Все, кому не лень, веселились, глядя на гроссмейстера в колпаке.
  М.К. А я хотел, чтобы это оставалось в людях - способность искренне повеселиться. Надеюсь, что это в них не утеряно.
  И.О. Расскажи о русскоязычной колонии во Франции. О колонистах "нового поколения". То есть не Вайсер с Дорфманом, а Ткачев, Кажгалеев, Щекачев, Барсов, Трегубов...
  Что бы ты мог сказать нашим читателям? Вы жили в одном городе или в разных? Жили дружно или оказались разбросаны по чужой стране?
  М.К. Лично я жил в Каннах 3 года, а потом переехал в Париж. Ну, что сказать про колонистов... Жили мы дружно, хотя, с другой стороны, все были достаточно интегрированы во французскую жизнь, во всяком случае, в шахматное общество. И с ведущими коренными шахматистами Франции, и с любителями - со всеми у нас хорошие отношения, и необходимости в какой-то обособленной русскоязычной шахматной колонии во Франции не было. Была, конечно, обособленность языковая, но лишь сперва.
  И.О. Язык легко дался?
  М.К. Мне - да. Я сразу начал работать тренером, и всё - общение, работа, преподавание, быт, газеты, телевидение - все шло на французском.
  И.О. Как же ты его изучал? Брал преподавателя, занимался по учебнику или еще как?
  М.К. Я немножко изучал язык еще в Казахстане - с преподавателем, А в принципе совет, чтобы выучить язык, могу дать простой: нужно сплошное общение на языке той страны, где собираешься жить, и... желание! Желание выучить язык, вот и всё.
  И.О. А как вообще ты оказался во Франции? Не без помощи Влада, надо полагать?
  М.К. Разумеется, без протекции Влада тут не обошлось, но, кроме того, меня пригласил директор Каннского шахматного клуба Дамир Левачич. Ну... по-французски его фамилия читается как "Левасик".
  И.О. Любопытно. Вспоминаю фильм Годара "На последнем дыхании". Там главного героя, венгра по происхождению, звали Ласло Ковач, так французы вместо "Ковач" произносили с ударением на последний слог "Ковакс".
  М.К. Верно. Ну так вот, этот Левачич-Левасик пригласил меня в Канны поработать с местными детьми. А я к тому времени уже решил заканчивать карьеру шахматиста практика, и потому предложение поработать тренером пришлось мне весьма по душе.
  И.О. А, собственно, почему это приглашение пришлось тебе по душе?
  М.К. Оно меняло в моей жизни практически всё: круг общения, язык, профессию, страну, город и т.д. Я "раздумывал" секунд 15 и - согласился, подписал контракт на год, потом продлил еще на два года.
  И.О. Тогда почему ты вернулся в Казахстан? Если это не секрет, конечно.
  М.К. Прежде всего это связано с изменением моего семейного положения. Я женился два года назад - на своей землячке.
  И.О. То есть жена - казашка?
  М.К. По национальности она русская, но из Казахстана. Из моего родного города Уральска.
  Мы прожили с ней в Париже год. Но потом у нас "на подходе", если можно так выразиться, была Изабель, и рожала жена уже дома, в Казахстане.
  И.О. Слушай, а почему - Изабель? Отец казах, мать русская.
  М.К. Во-первых, потому что Аджани, "Королева Марго"...
  И.О. А Марго тут при чем? Так зовут твою жену?
  М.К. Нет, Екатерина.
  И.О. Тогда это ваш с ней ваш любимый фильм, я угадал?
  М.К. Это мой любимый фильм... вернее, он мне очень нравится. А жена, по-моему, его даже ни разу не видела. (смеется) А, может, видела - я не знаю. Во даем! Сейчас напишем, что не видела, Катя прочтет, и окажется, что это не так...
  Ну что, - Изабель, Франция... Я уехал из Франции, но Франция, скажем так, не уехала из меня. Мне кажется, Изабель - это красивое имя. Жена была "за", ее родители тоже были "за". У всех нас к Франции осталось самое родное отношение.
  И.О. Если "самое родное отношение", тогда я снова не понимаю: зачем возвращаться?
  М.К. Я решил вновь начать вести жизнь профессионального игрока. А шахматный профессионал может жить и в Казахстане.
  Французский период - это период моей тренерской карьеры. До него был вообще непонятно какой период... для меня лично, по ощущениям. С тренерской карьерой я на данный момент "завязал" - не знаю, надолго ли. Может, на несколько лет, а, может, навсегда. Посмотрим.
  Франция мне очень нравится - с одной стороны. И не очень нравится - с другой. Я прожил там 4 года и могу сказать, что... это больше не мечта.
  И.О. Эффект новизны пропал?
  М.К. Пропал, да.
  Есть, конечно же, какая-то недосказанность в моих отношениях с Францией, с Парижем. Парижем-то я "заболел" еще после чтения Хемингуэя. Отчасти я эту мечту реализовал... но не до конца. Не до конца!
  И.О. Вы с Владом - удивительные люди. Я на днях сделал с ним большой материал - и он тоже признался, что изучал Париж по книгам Хемингуэя, Фитцджеральда...
  Получается такая картина. Живут в Казахстане два подростка - талантливые молодые шахматисты - и спят и видят, как бы им очутиться в Париже.
  М.К. Да я думаю, нас не двое было, а намного-намного больше. По всему Союзу! В тех текстах такие моменты были... завораживающие, я бы даже сказал, гипнотизирующие. Хотя это, конечно, для кого как. Недавно Евгений Владимиров сказал мне, что хемингуэевский "Праздник, который всегда с собой" хорош тем, что похож на телефонный справочник. Настолько там все четко стенографируется - куда пойти пообедать, где послушать музыку, где еще как-нибудь поразвлечься.
  Я помню, мне было 14-15 лет, и мне снились сны о Париже. В этих снах я видел Собор Парижской богоматери - разумеется, ничего общего с реальным Нотр-Дамом не имеющий. Но важен сам факт: снился!
  Я говорил, что осталась недосказанность от Франции? Не недосказанность, а разочарование осталось! Разочарование в тех западных жизненных ценностях, что царят там.
  И.О. Что ж это за ценности такие, Муртас, что от них одни разочарования?
  М.К. На самом деле, жизнь там очень трудная. То есть она, может быть, трудная везде... Но кроме трудностей, есть и другие шокирующие вещи.
  К примеру, я не нашел во Франции людей, которые прочли бы вот эту самую книгу, "Праздник, который всегда с собой" Хемингуэя.
  И.О. Для французов это "давно прошедшее время"?
  М.К. Не то чтобы "давно прошедшее", просто большинство французов воспринимает книги только лишь в прикладном смысле.
  И.О. Удивительные ты вещи говоришь, Муртас. Знаешь, у нас есть такой телеканал, называется "Культура". Так по этому каналу постоянно рассказывают о "новой волне французской литературы", о "молодых французских писателях". А если есть писатели, значит, у этой новой литературы должны быть и читатели?!
  М.К. То, что Франция - страна великой культуры и многовековой цивилизованности - с этим никто не спорит. Но то, что средний француз прочитал за свою жизнь книг (если только это не справочники) намного меньше, чем читают у нас, на родине - это тоже факт.
  Конечно, не все так однозначно. В своем Уральске я потратил 25 лет на то, чтобы найти компанию, которая меня бы устраивала, а во Франции я жил намного меньше. И, кстати, я приобрел друзей-французов. Но все же на бытовом уровне общаться "с нашими" гораздо интереснее.
  Может быть, мешает кастовость шахматного мира; все со всеми раз и навсегда перезнакомились и других людей уже не замечают. А, к примеру, недалеко от шахмат ушла такая игра как покер - и сколько же там новых интересных людей!
  И.О. Я с большим интересом наблюдал за твоей игрой в Ханты-Мансийске. Причем совершенно не удивился победе черным цветом над Раджабовым. В моем понимании, Муртас Кажгалеев - как раз тот человек, который совершенно заслуженно, не на подставках, а именно за счет своей блестящей игры может "убрать" человека с Эло за 2700. Причем убрать так, что тот и не пикнет.

Т. РАДЖАБОВ - М. КАЖГАЛЕЕВ
Ханты-Мансийск 2005


  1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 a6 4.Bxc6 dxc6 5.0-0 Ne7 6.Nxe5 Qd4 7.Qh5 g6 8.Qg5 Bg7 9.Nd3 f5 10.e5 c5 11.b3 b6 12.Bb2 Qg4 13.Qe3 Nd5 14.Qe1 Bb7 15.f3 Qg5 16.Nc3 O-O-O 17.Nxd5 Bxd5 18.Qe2 f4 19.b4 c4 20.Nf2 Rhe8 21.Rfe1 Qe7 22.a3 Kb8 23.d3 cxd3 24.cxd3 g5 25.d4 h5 26.Qxa6 g4 27.Qe2.

  27...Bf6 28.Ne4 Bh4 29.Rf1 Rg8 30.Kh1 Rdf8 31.Nd2 Bg3 32.Rfc1 Qh4. [0:1]
  
  И.О. С другой стороны, в следующий круг пробился все-таки Тима Раджабов... Неужели так трудно было "отсушить" ничью белым цветом?
  М.К. Элементарно не хватило опыта участия в таких соревнованиях.
  Вот теннисисту такой формат привычен: он приехал на Уимблдон - то ли он все две недели там проведет, то ли улетит в тот же день, что и прилетел. А шахматист, грубо говоря, привык, что вот он приехал 1-го числа и раньше 10-го не уедет.
  А в Ханты-Мансийске перед началом каждого тура сообщали: выбывшие участники, просьба по окончании тура пройти туда-то и оформить обратные билеты. И - до свиданья.
  И.О. Это раздражало?
  М.К. Нет, это не раздражало - это создавало повышенное давление в зале. Помню, спросил у одного знакомого шахматиста, также выступавшего на Кубке мира: ну что, как настроение?
  - Да вот, за билетами пока не собираюсь, - был ответ.
  А я вовсе не это имел в виду!
  Поэтому в турнирах, где каждая партия может оказаться последней, надо иметь привычку играть. Плюс, объективно, Тима - игрок повыше уровнем, чем я.
  И.О. Но ведь он намного моложе.
  М.К. Тем не менее. Он сыграл с Каспаровым. Анандом... Парадокс, но он столь же моложе, сколь и опытнее.
  
  Мы говорили, говорили... Обо всем на свете. О дебютном репертуаре Муртаса, который по его собственным словам, "заточен на победу" любым цветом - потому что в швейцарках того уровня, в которых ему чаще всего доводилось принимать участие, иначе нельзя. И о том, почему с таким дебютным репертуаром трудно играть "по заказу" на ничью - ну нет в его арсенале плотных и скучных дебютных схем, все почти сплошь "кривые" и агрессивные!
  И о том, как набирал Муртас свой рейтинг - играл в турнирах, где гроссмейстеров днем с огнем не сыщешь - "слабых турнирах", как о них прямо говорил Муртас. И где необходимо было набирать и 7,5 и 8 очков из 9 - и набирал ведь!
  И о его преподавательской деятельности. Особое удовольствие доставляла работа с мальчиком, который выглядел гораздо моложе своих лет. Субтильный, странный, но с доброй душой и безусловным шахматным талантом - о занятиях с ним у Муртаса остались самые лучшие воспоминания. Мальчишку звали Максим, фамилия двойная - Вашье-Лаграв...
  И о его поколении казахских шахматистов, которые вопреки всему стали гроссмейстерами - а теперь, когда жизнь кое-как налаживается, молодых сильных игроков в Казахстане что-то не видно. Правда, поправляет сам себя Муртас, появился один интересный парень, чуть Мамедьярова в Ханты-Мансийске не обыграл. Зовут - Нурлан Ибраев, что из него получится - надо будет посмотреть.
  И о французских журналистах, к игре Муртаса не раз и не два добавлявших эпитеты "гениальная", "блистательная", "грандиозная". И самое главное - о простом человеческом семейном счастье, за которое он готов отдать все эпитеты на свете. Ему 32, жене - 23, да еще 10-месячная Изабель - вот так выглядит их счастье.
  Говорили, говорили... Кажется, пора и честь знать. Я потянулся к диктофону, чтобы нажать на "стоп", но Муртас жестом остановил меня.
  - Хочу напоследок сказать самые добрые слова в адрес сайта "Chesspro.ru". Это ни в коем случае не лесть, а просто констатация факта.
  Во время крупных соревнований каждое утро у меня начинается с того, что я смотрю комментарии Сергея Шипова. Поразительные бывают вещи! Так, Бакро выиграл у Грищука партию в Ханты-Мансийске, применив новинку... которую рекомендовал Шипов, когда анализировал партию Топалов - Леко из Сан-Луисского чемпионата мира!
  Могу честно сказать: сайтов такого уровня во Франции просто нет; во всяком случае, мне про них ничего неизвестно. Сейчас сайт заметно расширил тематику и круг авторов, став, по существу, ежедневной электронной газетой с очень качественными материалами, причем (смеется) совершенно бесплатными! Пишут люди и полезно, и интересно. То есть я могу полезную шахматную информацию почерпнуть, а могу - что для меня тоже немаловажно - просто почитать, как газету читают или любое другое чтиво. Фантастический сайт!
  
  Сами понимаете, уважаемые читатели, что после таких слов я, во-первых, немедленно убрал диктофон (пока Муртас, натура мятущаяся и противоречивая, не захотел бы сказать что-то, что вдруг перечеркнуло бы два предыдущих абзаца - с него станется), а, во-вторых, поставил точку в сегодняшнем репортаже.
  Писать что-либо ниже таких слов - это кощунство.