| Последние турниры |
Чемпионат России СуперФинал
02.12.2006
Суперфинал чемпионата России проходит в Москве, в ЦДШ им. М.М.Ботвинника со 2 по 15 декабря при 12 участниках по круговой системе.
Крамник - Fritz
25.11.2006
С 25 ноября по 5 декабря в Бонне чемпион мира Владимир Крамник сыграет матч из 6 партий с программой Deep Fritz. В случае победы Крамник получит 1 миллион долларов, тем самым удвоив свой стартовый гонорар ($500000).
Мемориал Таля
5.11.2006
В Москве с 5 по 19 ноября проходил Мемориал Таля, в программе которого супертурнир 20-й категории и выдающийся по составу блицтурнир. Призовой фонд каждого состязания - 100.000 долларов.
Топалов - Крамник
23.09.2006
После того как "основное время" не выявило победителя (счет 6:6), 13 октября соперники сыграли 4 дополнительных поединка с укороченным контролем времени.
Томск. Высшая лига
2.09.2006
Со 2 по 11 сентября Томск принимает Высшую лигу чемпионата России 2006 года. В турнире участвуют 58 шахматистов - как получившие персональные приглашения, так и победившие в отборочных состязаниях.
Майнц
17.08.2006
В последние годы фестиваль в Майнце вслед за "Амбер-турниром" стал центром легких шахматных жанров. Наряду с массовыми ристалищами традиционно проходят чемпионские дуэли.
Россия - Китай
10.08.2006
С 10 по 20 августа в Китае проходит товарищеский матч сборных России и Китая. В нынешнем поединке как мужчины, так и женщины соревнуются на пяти досках по шевенингенской системе в два круга.
Все материалы ChessPro
|
|
|
|
|
Сергей ШИПОВ, гроссмейстер |
Первый раунд. Избиение младенцев |
Трудно подобрать слова, чтобы политкорректно написать о том безобразии, которое мы наблюдаем в Бильбао! Я всегда был против участия машин в людских соревнованиях. Не буду приводить набившие оскомину сравнения бегуна с автомобилем, штангиста с подъемным краном, математика с калькулятором, и т.д.
На сегодняшний день играть с программой – это все равно, что боксеру биться с каменной стеной. Стена не чувствует боли, не ведает страха, не устает и уже не имеет слабых мест. О дебютном превосходстве программ писалось неоднократно – человек не способен запомнить и сотой доли того, что заложено в компьютер. Далее, давайте взглянем на календарь! Дней отдыха нет, следовательно, с каждым туром люди будут сдавать все больше и больше. Количество туров не имеет значения. Важен принцип. Программы явно находятся в привилегированных условиях.
Так почему же это происходит вновь и вновь? К сожалению, таковы реалии жизни. Широкой публике, то есть людям далеким от шахмат, интересно противостояние Человека и Компьютера. Это будоражит воображение. И неважно, во что они там играют – в крестики-нолики, домино или шахматы. На такие зрелища есть спрос, следовательно, есть возможность рекламы, следовательно, есть деньги. Вот и корень! Шахматисты в массе своей бедны как церковные мыши. Вот и боксируют со стенами на потеху публики, зарабатывая хлеб насущный.
Раньше еще можно было надеяться на позитивный исход. Подвиги Каспарова, Крамника и Бареева оставляли какую-то надежду. Но это уже в прошлом. Избиение человека в матче Гидра – Адамс стало переломным с психологической точки зрения! Теперь программы просто сильнее людей…
Перед тем как демонстрировать партии первого тура, позвольте вкратце рассказать о программах. Скажем так, я не вполне согласен с описанием Жени Атарова (точнее, Константина Ланды – Е.А.), которое можно прочитать в его вступительной речи. У меня побольше опыт работы с компьютерами…
Фриц некогда был ярым материалистом. За пешку мог удавиться, ел все подряд – что можно и что нельзя. И, соответственно, страдал в борьбе с коварными людьми. Постепенно в программу вносились определенные коррективы, но решающим моментом стал яркий успех ее антипода – Джуниора. В последних версиях Фриц уже вполне сбалансирован, материализм и стремление к инициативе в его игре присутствуют в равной мере.
Джуниор – программа совсем молодая. Ребенок израильских программистов просто поразил мир своим романтическим стилем игры. Фигурально выражаясь, он за один шах готов был мать родную продать! Соответственно, когда (и если!) шахи в позициях кончались, наступали прозрение и смена оценки позиции. И все же агрессивный стиль игры приносил Джуниору успех в борьбе не только с людьми (вспомните незабвенный удар слоном на h2 в матче с Каспаровым!), но и с другими программами. Израильтянин неоднократно выигрывал мировые чемпионаты! В последнее время, разумеется, разработчики внесли ряд ценных уточнений в алгоритм. Теперь Джуниор отлично ориентируется в позиционных нюансах и, где это необходимо, проявляет должную жадность.
О Гидре сказать что-то определенное трудно – ее нет в свободном доступе. Это бывшая программа Брутус, которая также была одной из сильнейших в мире. Матч звероящера с Адамсом произвел оглушительное впечатление! Возможно, дело в том великолепном железе, которое использовала программа. А может быть, и в ее личных достоинствах. Во всяком случае, игра Гидры с Адамсом была почти идеальна. Перед нами был вполне человеческий гроссмейстер, чьи способности доведены практически до абсолюта. Повторяю, это только ощущения от просмотра партий матча. Для прямых сравнений с другими программами еще нет оснований. Нужна статистика, новые турниры, партии и дополнительный анализ оных.
Для полного комплекта в матче не хватает Шреддера, очень успешной программы на текущий момент, а также Ананда – самого авторитетного победителя нокаут-чемпионатов (именно во множественном числе, Гронинген засчитываю тоже!) ФИДЕ. Позвольте мне, по мере сил, восполнить сей пробел. Вопреки многолетней традиции чередования программ при анализе, на этот раз поиск подводных камней в вариантах я буду производить только с помощью Шреддера. С Виши немного сложнее… Впрочем, он наверняка наблюдает за ходом борьбы, так что и Ананд мысленно с нами!
В первом туре матча люди грамотно разыграли дебют – все трое получили закрытые положения, в которых есть четкие позиционные ориентиры и почти нет тактики. А проигрывали по-разному…
Испанская партия C66 FRITZ – Александр ХАЛИФМАН (RUS)
В центральной партии дня Человек неудачно играл на выходе из дебюта: 1.e4 e5 2.Nf3 Nc6 3.Bb5 Nf6. Приглашение в берлинский эндшпиль! Помнится, в одной из первых битв людей с машинами Ананд легко и непринужденно выиграл у Фрица именно в основной линии берлинского варианта. Без ферзей и тактики на доске железный друг оказался совершенно беспомощным. Кстати, эта ситуация сохраняется до сих пор! Даже лучшие программы сегодняшнего дня не в силах правильно оценивать берлинские позиции...
4.d3! (ход на борьбу; Фриц – видимо, это было заложено в его дебютную базу – сохраняет все фигуры на доске) 4...d6 5.c3 Be7. Вы знаете, этот ход мне кажется черезчур скромным. Далее черные ведут этого слона на g7. Так почему бы это не сделать сразу же, без потери двух темпов – 5...g6! Я не знаю ответа на этот вопрос. Во всяком случае, практика последних лет говорит о том, что никакой опасной конкретики здесь у белых нет. Черные получают полноправную игру!
6.0-0 0-0 7.Nbd2 a6 8.Ba4 b5 9.Bc2 Re8. В партии Адамс – Бакро (Интернет 2003) игра сторон не поддается расшифровке: 9...Bb7 10.Re1 Re8 11.Nf1 Bf8 12.Bg5 h6 13.Bh4 Be7 14.Ne3 Nd7 15.Bg3 Bf8 16.a3 g6 17.h4 h5 18.Bb3 Be7 (туда-сюда-обратно!) 19.Nd5 Nc5 20.Nxe7+ Qxe7 21.Ba2 Na4 22.Qd2 Kg7 23.Ng5 Nd8 24.f4 – белые получили серьезный перевес, но в дальнейшем действовали неудачно.
10.Re1 Bf8 11.d4 h6. Дань испанским традициям. Собственно, в отсутствие белопольного слона белых на диагонали a2-f7 не было необходимости в данной профилактике. Сейчас нюанс выглядит пустяшным, но ослабление белых полей на королевском фланге остается на долгое будущее... Применялось также 11...Bb7 и 11...g6.
12.Nf1 Bb7. Возможно, это уже неточность. Конечно, трудно сравнивать серьезную партию с быстрыми шахматами. Однако у Ананда разница в силе между двумя этими игровыми жанрами почти отсутствует! Он играл здесь 12...g6 13.h3 Bg7 14.Ng3 Bb7 15.Be3 exd4 16.cxd4 Nb4 17.Bb1 Nxe4 18.Nxe4 Bxe4 19.Bxe4 Rxe4 20.Qb3 c5 21.a3 cxd4 22.Bxd4 Rxe1+ 23.Rxe1 Nc6 24.Bxg7 Kxg7 25.Qc3+ Ne5 26.Nxe5 dxe5 27.Rxe5 Qf6 28.Rc5. и здесь в поединке Морозевич – Ананд (Монако 2005) была зафиксирована ничья.
13.Ng3 g6. Эта позиция чаще всего с перестановкой ходов возникает из архангельского варианта, где черные первым делом ставят слона на b7.
14.a4! Атака пункта b5 сочетается с развитием ладьи a1. В ряде партий белые здесь зачем-то играли 14.h3 – этот ход выглядит слишком вяло и неконкретно. Форточка в будущем, конечно, пригодится, а вот поле g4 черным уже ни к чему – их белопольный слон уже направился в другую сторону. Соответственно, перевеса у белых быть не должно.
14...Bg7. Завершая задуманный маневр. После 14...exd4 15.cxd4 Nb4 16.Bb1 c5 17.d5 bxa4 18.Bd2 a5 19.Rxa4 Bg7 20.Bc3 Nd7 21.Nf1 Ba6 черные в партии Койперс – Цинн (Галле 1967) получили хорошую игру. Впрочем, белые явно играли не лучшим образом! Вместо 17.d5 сильнее 17.Bd2! – слон берет на мушку черного коня, белый ферзь намерен встать на с1 с двойным ударом на c5 и h6. В вариантах возможен пробег пешки e4-e5-e6!, после чего сказывается слабость пункта g6.
15.Bd3! Очень сильная новинка! Фриц ставит вопрос о пешке b5 ребром. Причем, заметьте, напряжение в центре сохраняется. Это очень хорошая антибелковая стратегия – никаких разменов и никаких замкнутых структур! По сути здесь еще нет никакой теории. Партии-предшественницы плохи: 15.d5 Ne7 16.b3 Qd7 17.c4 c5 18.h3 bxc4 19.bxc4 a5 20.Bd2 Nh7 21.Qc1 h5 22.Bc3 Rf8 23.Qd2 Qc7 24.Rab1 Ba6 25.Bd3 Rfb8 26.Bxa5 Qa7 27.Bc3 Qd7 28.a5, и черным плохо (Долежал – Серветто, Аргентина 1993). И уж совсем не выдерживает никакой критики игра двух чешских мальчиков – 15.Bd2 Na5 16.b3 c5 17.d5 bxa4 18.Rxa4 Bc8 19.Qa1 Nb7 20.Rxa6 и т.д.
15...bxa4?! Начиная с этого момента Халифман шаг за шагом сдает свои позиции. Против белкового соперника Саша наверняка сыграл бы здесь 15...exd4 16.axb5 (безыдейно 16.cxd4 Nb4!) 16...axb5 17.Rxa8 Qxa8 18.cxd4 Nb4! 19.Bxb5 Rb8, получая хорошую инициативу за пешку.
Причем белым еще надо суметь удержать эту пешку! Висят их бойцы на b5 и e4. Есть, к примеру, такой забавный вариант: 20.Nd2!? Nxe4 21.Ndxe4 Bxe4 22.Nxe4 Rxb5 23.Bxh6 Bxh6 24.Nf6+ Kg7 (24...Kf8? 25.Re8+ Qxe8 26.Nxe8 Kxe8 27.Qe2+) 25.Ne8+ Kf8 26.Nxc7 Qc6 27.Nxb5 Qxb5 – видимо, шансы здесь примерно равны. Попробуем еще раз – 15...exd4 16.axb5 axb5 17.Rxa8 Qxa8 18.cxd4 Nb4 19.Bxb5 Rb8 20.Bd3!? Re8 (20...Nxd3 21.Qxd3 Re8 22.Nd2!) 21.d5 (или 21.Bc4 Nxe4 22.Qb3 d5 23.Bf1 Nc6 – белые нейтрализуют белопольную батарею черных, но перевеса им это также не дает) 21...Nxd3 (не так ясно 21...c6 22.dxc6 Bxc6 23.Bf1! Nxe4 24.Nxe4 Bxe4 25.Qxd6+/=) 22.Qxd3 c6 23.dxc6 Bxc6 – ничейные размены неизбежны. Удержать пункт e4 невозможно. Пара сильных слонов гарантирует черным достойную контригру даже в позиции без пешки – 24.Qxd6 (24.Nd2?! d5 25.e5 Ng4=/+) 24...Nxe4 25.Qa3 Qb7! и т.д.
16.Qxa4 exd4?! (еще один ход не лучшего качества; cледовало искать упрощений, удерживая пункт e5 – 16...Qd7!) 17.cxd4 (перевес белых в центре становится подавляющим) 17...Nd7 18.Be3 Nb6 19.Qb3 a5. Единственный способ хоть как-то пристроить коня c6. Эх, давно следовало отправить его на b4...
20.Bb5 Rf8?! (последний шаг к пропасти; хорошо ли, плохо ли, надо было сохранять военное присутствие в центре – 20...Re7) 21.d5 Nb4 22.Bd4., Вот и все! У белых огромный позиционный перевес. Они могут атаковать на обоих флангах, а также в центре. Программы в таких позициях уже не выпускают свою жертву. Далее Халифман героически оборонялся, но, я думаю, от него уже ничего не зависело.
  22...Bxd4 23.Nxd4 Bc8 24.Nc6 Nxc6 25.Bxc6 Ra7 26.Ne2! (cмена коней на пункте d4) 26...Bd7 27.Nd4 a4 28.Qd3 Bc8 29.Qe3 Kh7 30.f4 Qe7 31.Qc3! Этот ход меня поразил. Фриц прежних версий наверняка сыграл бы здесь 31.b3, выигрывая пешку. Нынешний не торопится с материальными приобретениями, а планомерно усиливает нажим по центру. Вполне человеческая игра!
31...Qf6 (здесь Человек был уже в сильном цейтноте) 32.e5 dxe5 33.fxe5 Qe7 34.Nb5 Ra6.
35.Rad1!? Еще одна «человечинка» в исполнении Фрица. Он до предела усиливает свою центральную группировку, перед тем как пойти на штурм. Мой прибор настаивает на 35.d6 cxd6 36.exd6 Qg5 37.Re7, также с подавляющей позицией.
35...a3! (сброс пешки позволяет Халифману дотянуть до контрольной отметки; и только) 36.bxa3 Ra4 (теперь белым уже пора наступать) 37.d6! cxd6 38.Nxd6 (дело вкуса; люди и машины в большинстве своем избрали бы здесь 38.exd6) 38...Ra6 39.Bb5 Ra8 40.Qd4! Неожиданно у черных возникают большие проблемы с конем b6.
40...Qa7 41.Bc6 Rb8 42.Rb1 Be6.
43.Bb7! Rxb7 (в варианте 43...Nc8 44.Qxa7 Nxa7 45.a4 у белых совсем простая игра – надо поставить пешку на a6, разменять коней и т.д.) 44.Nxb7 Qxb7 45.Rxb6 Qa7. Наконец-то Человеку удалось избавиться от всех своих позиционных проблем. Но, конечно, цена – качество и пешка – слишком высока. Однако здесь у меня затеплилась надежда. А вдруг Фриц недооценит контригру черных? По виду, пешку a4 трудно продвинуть далеко, а пункт g2 потенциально слаб...
46.a4 Rc8 47.Rb4 Qa8 (есть прицел на g2) 48.Qf2 (есть защита 2-го ряда!) 48...Rc3 49.Rf4 Qb7 50.Rf1! (внешне столь крепкий пункт f7 оказывается очень слабым; во многих вариантах удар белых проходит «на ура») 50...Kg7 51.a5! Qc7. Например, 51...Ra3 52.Rxf7+! Bxf7 (52...Qxf7 53.Qc5!) 53.e6 Bxe6 54.Qf8+ Kh7 55.Qxa3+-.
 52.Qd4. И вновь грозит взятие на f7, на этот раз в сочетании со вскрытым шахом e5-e6.
52...Kg8 53.a6! Пешка близка к цели, угрозы белому королю отсутствуют. Черные сдались.
Человек в этой партии играл нарочито крепко, однако, по странному стечению обстоятельств, все же зевнул зубодробительный удар Программы.
Староиндийское начало A06 Руслан ПОНОМАРЕВ (UKR) – JUNIOR
1.Nf3 d5 2.d3. Яркий пример антикомпьютерной стратегии! Уже вторым своим ходом Руслан уходит от всяческой теории и получает позицию из староиндийского начала. Белые делают вид, что они черные!
2...Nf6 3.g3 c6 4.Nbd2 (еще одна любопытная перестановка ходов; после 4.Bg2 Bg4 получалась хорошо известная схема, которая наверняка четко прописана в компьютерной базе) 4...Nbd7 5.Bg2 e5. Обычно такая структура возникает с черным слоном на g4. А здесь ему заслонил дорогу собственный конь.
6.0-0 Bd6 7.e4 0-0 8.Kh1. Новинка, как это ни смешно звучит на 8-м ходу партии. Позиция настолько стабильна, что конкретный порядок ходов не имеет большого значения. И все же Руслан вряд ли отказался бы от повторения следующей партии: 8.a4 Re8 9.Re1 d4? 10.Nc4 Bb4 11.Rf1 Qc7 12.Nh4 g6 13.f4 – у белых комфортный «староиндийский» перевес, (Кёниг – Майер, Германия 1999). Разумеется, Человек понимал, что Машина не станет делать столь слабые ходы за черных...
8...Re8 9.Qe1 a5 (разумное начало разумного плана; черные держат пункт e4 под напряжением и постепенно наступают на ферзевом фланге) 10.a4 b6 11.Nh4. Белые, понятное дело, намерены атаковать на королевском.
11...Nc5. Черные отлично расставили свои фигуры. Они явно лучше белых готовы к вскрытию игры. Очень важно, что пока остались на доске пешки d3 и d5. В иных позициях белые могут сыграть exd5 и на cxd5 прорезать белые поля путем c2-c4. Но только не в этом случае. Мощный конь на с5 парализует всякое движение белых в центре.
12.f3 (немного странный на вид, но опять же антикомпьютерный маневр; напрашивалось 12.b3 с последующим выходом слона на b2, однако, видимо, Руслан опасался слабости черных полей на ферзевом фланге) 12...g6! (человеческая игра на ограничение соперника; конь h4 производит жалкое впечатление) 13.Rf2. Отказавшись раз от хода 13.b3 , Руслан больше к нему не возвращается. Впрочем, в данной позиции у черных уже есть и конкретное возражение – 13...Ne6!, и в вариантах этот конь идет на d4.
13...Ra7! (прекрасный маневр) 14.Re2 Rae7 (батарея черных в центре производит впечатление; белые даже и думать не вправе о резких ходах) 15.Qf1. Идея с разменом белопольных слонов вполне логична, исходя из пешечной структуры. Однако провести ее не удается. Видимо, стоило все же заняться развитием слона c1 – 15.Nf1!?
15...Nh5 16.Bh3 Ne6! (cвоего лучшего слона черные берегут для лучших дел; cмотрите финальную позицию партии!) 17.Nb3 (прикрыть пункт d4 необходимо; правда, положение коня на b3 трудно назвать удачным) 17...Ra7 (Джуниор пока не видит, где прорываться) 18.Ng2. Разумный маневр коня. Вот только на одно мгновение остается без защиты слон h3...
18...Rc7 (последнее приготовление) 19.Be3? Белые не чувствуют опасности. Следующий ход черных просто не приходит в голову Человеку! Ведь атакована пешка b6, и кажется, что черные первым делом обязаны ее защитить. Неудачно 19.Ne3 Nd4! 20.Nxd4 exd4 21.Bxc8 dxe3 22.Bg4 d4, и с пешкой e3 без жертвы фигуры не справиться. Сильнее 19.Bg4 с идеей 19...Nf6 20.Bxe6 Bxe6 21.Bg5=/+.
19...Nef4!! Колоссальной силы удар! Его можно сравнивать даже с жертвой слона на h2 из памятного матча с Каспаровым. В первую очередь ход в партии – удар по психике соперника, и только во вторую – по позиции. Просчет всегда крайне досаден. А тут происходит еще и явный сбой в антикомпьютерной стратегии Пономарева, суть которой можно выразить двумя словами – минимум тактики!
20.Bxf4. Попытка удержать позицию в закрытом состоянии. После 20.gxf4 Bxh3 21.fxe5 (21.Bxb6 Nxf4!) 21...Bxe5 22.Bxb6 Qb8 23.Bxc7 Bxc7 черные получали сильную инициативу по черным полям. Защитить пункт h2 белые не в силах: 24.Qg1 Bxh2! 25.Qxh2 Ng3+ 26.Kg1 Nxe2+ 27.Kh1 Ng3+ 28.Kg1 Qb6+ 29.d4 Ne2+ 30.Kh1 Nxd4! и т.д. И уж совсем тоскливо 20.Bxc8 Nxe2 – здесь надо идти на позицию без качества ввиду угрозы удара на g3.
20...Bxh3 21.Bd2 f5! (черные идут напролом; они получают страшную инициативу по белым полям) 22.Qg1 fxe4 23.fxe4 Rf7 (избавиться от слона соперника на h3 белые не в силах; cледовательно, их король все время находится в матовой сети) 24.Rf1 Rxf1 25.Qxf1 Be7! (черные готовят маневр Nh5-f6-g4!) 26.exd5. Можно понять решение Руслана. Сколько можно мучиться в партере. Надо признать, что умер он стоя – в настоящей мужской борьбе.
26...Qxd5 27.Kg1 Nf6 28.Qe1 Ng4 (король белых совсем плох) 29.Ne3 Nxe3 30.Bxe3 Rf8 31.Rf2 Rxf2 32.Qxf2. Белым остался всего один ход до счастья: Nb3-d2! Однако...
32...e4! (и вновь Джуниор не замечает угрозы пешке b6; вскрытие центра фиксирует решающий перевес черных. Это классический случай преимущества пары слонов) 33.Nc1 (33.dxe4? Qd1+) 33...c5 34.b3 g5! (Стейниц был бы доволен, увидев игру черных; идет планомерный захват пространства, в придачу белые фигуры лишаются опорного поля f4) 35.c4 Qc6 36.Ne2. Отчаянная попытка найти компенсацию за пешку. Конь белых идет в атаку! После 36.d4 cxd4 37.Bxd4 Джуниор мог реализовать другой завет классика – преимущество двух слонов состоит в том, что одного из них всегда можно разменять: 37...Bc5! 38.Bxc5 (38.Ne2 e3!) 38...bxc5 39.Qd2 (39.Ne2 e3; 39.Qe3 Qf6 40.Qe2 e3!) 39...Qf6 40.Qd5+ Kg7 41.Qd1 e3 42.Nd3 Qd4 43.Qe2
и здесь путем 43...Kg8! черные ставят белых в положение полного цугцванга – 44.Ne1 (44.Nb2 Bg4) 44...Qd2! и т.д.
36...exd3 37.Nc3 Bd8 38.Nd5 Qe6 39.Bd2 Qe4 40.Nc3 Qg4 41.Nd5 h5 42.Qe3 Qd1+ 43.Be1.
43...Kg7! (для программы достаточно пары секунд, чтобы найти подобный тихий ход; шахи белых быстро кончаются) 44.Kf2 Bg4! (перевод слона на d1 завершает борьбу) 45.Bc3+ Kf7 46.Qd2 Qxd2+ 47.Bxd2 Bd1 48.Ke3 Bxb3 49.Kxd3 Bxa4. Дальнейшее – традиционный ритуал Пономарева. Он всегда сопротивляется до последнего вздоха. Однако то, что изредка проходит с людьми, с машинами пройти не может.
50.h4 gxh4 51.gxh4 Bb3 52.Kc3 a4 53.Bg5 Bxg5 54.hxg5 b5 55.Nf4 b4+ 56.Kb2 Bxc4 57.Nxh5.
57...a3+. Белые сдались. Отличная, можно сказать, учебная партия!
Эта партия стала самой обидной в туре! Смею утверждать, что Человек классическим образом переиграл Программу, но, как известно, реализовать перевес совсем без тактики невозможно. Так вот, в осложнениях на 4-м часу игры Рустам все зевнул и быстро проиграл.
Староиндийская защита E92 HYDRA – Рустам КАСЫМЖАНОВ (UZB)
1.d4 Nf6 2.c4 g6! 3.Nc3 Bg7! (cтароиндийская защита была, есть и будет лучшим антикомпьютерным дебютом за черных после 1.d4) 4.e4 d6 5.Nf3 0-0 6.Be2 e5 7.Be3 Na6 8.0-0 c6 9.d5 Ng4 10.Bg5 f6 11.Bh4 c5 12.Ne1 Nh6. По причине небольшого пространственного перевеса все программы мира считают эту позицию лучшей для белых. Оценка верная, однако все они недооценивают предстоящую атаку черных на королевском фланге! Ведь почувствовать ее силу они могут, лишь ДОСЧИТАВ в одном из вариантов до реальной матовой угрозы своему королю. Такая глубина расчета еще явно неосуществима на практике. Поэтому с позиционной точки зрения программы не в силах здесь играть в силу гроссмейстера.
13.a3 Bd7 14.Nd3 g5. Новинка. Черные решительно проводят свой план. Полезно сразу напасть на слона h4, пока не сделан ход f2-f3. В следующей партии показано, почему белые пока придержали пешку на f2: 14...Qc8 15.Nb5 Nf7 16.b4 h6 17.Rc1 Nc7 18.a4 h5 19.f4!, и черные вынуждены защищаться там, где намеревались атаковать (Халкиас – Мазе, Москва 2005). Очень полезна с учебной точки зрения игра белых в другом, более древнем поединке: 14...Kh8 15.b4 g5 16.Bg3 f5 17.f3 f4 18.Be1 b6 19.Rb1 Rg8 и теперь, внимание, 20.g4! fxg3 21.hxg3 g4?! (азарт оказался сильнее здравого смысла) 22.fxg4 Bf6 23.Nf2 Bg5 24.Qd3 Nc7 25.bxc5 bxc5 26.Ncd1 Ne8 27.Ne3 Rb8 28.Rxb8 Qxb8 29.Nf5 – белые сохранили лишнюю пешку и без проблем победили (ван Вели – Зюде, Мюнхен 1992).
15.Bg3 Qe7 16.f3 f5 17.Bf2. «Какое счастье!» – подумал здесь Рустам. С антибелковой точки зрения хорошо было 17.exf5!, что позволяет белым получить более живую игру.
17...f4 18.b4 b6. Черные легко удерживают пункт c5. Это очень важный момент в партии.
19.h3?! (типовая ошибка белых в староиндийской защите; они лишают себя возможности g2-g4, которую так успешно осуществил в своей партии будущий голландский чемпион – теперь атака черных неотвратима) 19...Nf7 20.Rb1 h5 21.Rb2. Белые полностью переключаются на защитные действия. Видимо, где-то здесь Гидра уже поняла, что ее король находится в опасной зоне. Досчитала один вариант до мата! Натуральней смотрится 21.bxc5 с идеей в зависимости от реакции черных вторгнуться ладьей на b7 или атаковать пешку b6 путем a3-a4-a5.
21...Nh6 22.Be1 Bf6 23.Nf2 (все назад – на защиту пункта g4; но эти потуги белых тщетны) 23...Kh8. Неплохо смотрелось и 23...Kh7 – именно так чаще всего располагают короля черные в подобных положениях. В данной ситуации вторжение белой ладьи на b7 уже неосуществимо.
24.Qd3 Rg8 25.Nb5! (атака пешек a7 и d6 – сдерживающий маневр; до поры, до времени, конечно...) 25...Rg6 26.Bd1. Судя по рисунку позиции, белые переиграны! Вот-вот начнется матовая атака. Впрочем, осуществить ее не так легко. Важно понимать, что черные пока не имеют большого превосходства на решающем участке борьбы – в ауте находится конь на a6. Человек, играй он белыми, начал бы расстраиваться, бояться мата – в таком состоянии трудно сохранить хладнокровие и здравый смысл. А вот Программа нервов лишена, поэтому спокойно обороняется.
26...Rag8. Идейное решение. Конечно, с этой жертвой можно было и подождать. Черные могли еще немного поманеврировать перед штурмом, благо белые не в силах ничего предпринять. Котов здесь наверняка протоптался бы на месте до 40-го хода, правда, в наши времена откладываний уже нет! Однако лишний час времени появляется. И все же это было бы спорным решением. Усталость наступает неотвратимо в любом случае. Атаковать лучше еще относительно свеженьким!
Досчитать немедленный прорыв на g4 до мата белым не удается – 26...g4 27.fxg4 hxg4 28.Nxg4 Nxg4 29.Bxg4 Bxg4 30.hxg4 Rag8 31.Rf3! Rxg4 32.Rh3+ Kg7 33.Rh5!, и, поставив ферзя на h3, белые перехватывают инициативу. Делаем вторую попытку: 26...g4 27.fxg4 hxg4 (к позиции из партии ведет 27...Rag8) 28.Nxg4 Bh4!? 29.Nxh6 Rxh6 – это перспективная жертва пешки, однако опять же до мата досчитать трудно. Очень интересный способ атаки демонстрирует здесь мой маленький Шреддер – 26...Kg7!?, далее черные взрывают укрепления белых путем g5-g4, а ферзевую ладью ведут на h8!
27.Nxa7 g4! 28.fxg4 (один из важнейших моментов в поединке) 28...Bh4. Программный староиндийский маневр. Давайте посмотрим, спасались белые после 28...Qh7! или нет?
Вот примерный вариант – 29.Nc6 hxg4 30.Nxg4 (30.hxg4) 30...Nxg4 31.Bxg4 Bxg4 32.hxg4 Rh6! (вот в чем идея хода ферзем на h7) 33.Qf3 Bh4 34.g3 Bxg3 35.Bxg3 fxg3 36.g5! Rh4 (36...Rxg5? 37.Nd8!; 36...Rh2 37.Nd8!) 37.Qxg3! Rh1+ 38.Kg2 Rxf1 39.Kxf1 Qh1+ 40.Ke2 Rf8 41.Rc2 Qxe4+ 42.Kd2 Rf3 – уверен, здесь каждый предпочел бы сторону черных. Они продолжают атаку без всякого риска.
29.Nc6 Qg7 30.Bc3! (чисто компьютерная защита; неожиданно оказывается, что у черных слаба пешка f4. – предвидеть такой оборот дела люди пока не в состоянии) 30...hxg4 (30...Bxf2+? 31.Rbxf2 hxg4 32.h4! f3 33.g3+-) 31.Nxg4 Nxg4 32.Bxg4 Bxg4. Здесь Рустам наверняка рассчитывал лишь на взятие слона g4.
33.Rxf4! Еще один страшный удар по человеческой психике за сегодняшний день. Слабее 33.hxg4 Bg3!, и черные сохраняют сильную атаку.
33...Bh5 34.Qf1 (неожиданно у белых появляются угрозы; в принципе, у них уже есть три пешки за фигуру, к тому же считать коня a6 полноценной фигурой нельзя) 34...Bg3? В цейтноте Рустам по инерции продолжил атаку и оказался разгромлен. Следовало перейти к обороне – 34...Bf6! 35.Rf5 Qh6, хотя и в этом случае черными объективно играть труднее.
35.Rf7 Qh6 36.Bd2! Маневры белого слона предугадать было сложно. Все это очень нестандартно и сильно!
36...Bf4. (удар 36...Bh2+ отражается легко и просто – 37.Kh1!) 37.Bxf4 exf4 38.Rxf4. На стороне белых уже не только инициатива, но и материальный перевес.
38...Rg3? Харакири.
39.Ne7! Белый конь в отличие от черного успел вернуться с ферзевого фланга на королевский. Он неизбежно съедает одну из вражеских ладей. Черные сдались. Обиднейшее поражение Человека!
Турнирное положение идеально и симметрично: у программ – по очку, у людей – нули. Теперь абсолютно ясна задача, стоящая перед Александром, Русланом и Рустамом. О выигрыше матча и говорить не приходится. Надо выиграть хотя бы одну партию! И желательно – побольше ничьих…
|
|