ГЕНИЙ, С КОТОРЫМ БЫЛО ТЕПЛО
Странно, но с какого-то момента я стал замечать, что мне гораздо ближе те, кто любит Бронштейна, чем поклонники Ботвинника. Скажу больше: отношение к ним и их творчеству было той лакмусовой бумажкой, которая почти безошибочно указывала на духовное родство (помните у Воннегута: люди одного карасса) либо чужеродность. С годами я даже догадался почему: Бронштейн познавал шахматы как художник, а не как ученый. Он воспринимал их как единое целое, не пытаясь разъять на составные части. И в своих гениальных книжках он пытался вернуть всем нам божественную радость творчества, которую так легко утратить за клинической точностью вариантов.
Ключевое слово здесь – радость! Многим, знаю, Давид Ионович запомнился человеком обиженным, чудаковатым, одержимым идеями переделать шахматный мир и сами шахматы. Отчасти он таким и был в последние годы. Тяжелая болезнь, одиночество, разочарование в любимом искусстве, которое на глазах превращалось в компьютерную игру, надломили его жизненный стержень (от природы невероятно прочный!), ожесточили характер. Но стоит ли выдавать эту искаженную страданием маску за истинный образ Бронштейна, как это делают иные беллетристы?
Хотите узнать, каким он был на самом деле? Тогда смотрите его партии, особенно того, золотого периода, пока судьба еще не шарахнула его о чемпионский трон! Сколько в них изящества, «пушкинской» легкости, шаловливого лукавства, мудрой простоты… Вот оно, подлинное зеркало его души! Их хорошо переигрывать сейчас, в эти юбилейные дни, когда на душе тяжело от происходящего в стране, а в сердце февральская тоска по теплу и солнцу. Только не включайте компьютер – юбиляр его не жаловал: он любил работать и показывать свои партии, передвигая живые деревянные фигуры по живой деревянной доске. И когда, приезжая сейчас в Минск, я открываю коробку с настоящим английским «стаунтоном», которым был рожден наш «Давид против Голиафа», мне кажется, что фигуры всё еще хранят тепло его рук…
Сергей Воронков
Статью Владимира Барского «Мир идей Давида Бронштейна» читайте в разделе «Энциклопедия».