Лучшая киноактриса СССР.
С уважением, Евгений Шпилевой.
Почему именно киноактрисы, да потому что найдётся уйма «знатоков», которые с пеной у рта будут доказывать, что в театре та или иная исполнительница играла гениально, а в кино ей просто не дали шанса. Может так оно и есть, но всё-таки настоящая популярность к актрисам приходила после «звёздной» роли именно в кино, когда фильм увидели миллионы кино- и телезрителей, а не несколько тысяч театральных гурманов. Понятно, что немаловажную роль при составлении хит-парада играли и мои личные симпатии, но от этого никуда ни деться. Хотя в своё оправдание могу сказать, что я старался быть максимально объективным, хотя от субъективизма, разумеется, не убежал. Кстати, название «лучшая» всё-таки условно. Больше тут подходит «самая популярная», но это частности, ведь частенько (хотя, конечно, не всегда) это слова-синонимы. Основная цель моей работы вызвать вас на диалог, на спор, которые помогут определить более точную картину. Итак, начнём…
А начнём мы с киноактрис, которые не попали в лучшую десятку, но какие по моему мнению, которое опиралось опять таки на популярность в наше время, оставили заметный след в истории советского кино. Постараюсь придерживаться хронологического порядка.
Рина Зелёная (1901 -1991), конечно заслуживает внимания. Её помнят по фильмам о Шерлоке Холмсе, где она в уже солидном возрасте великолепно сыграла миссис Хадсон. Но это был венец её карьеры, а ведь до этого она также успешно снималась, хоть и в далеко не главных ролях. Это и «Подкидыш», и «Три толстяка», и заметные маленькие роли в фильмах Гайдая и Нечаева.
Любовь Орлова (1902 – 1975) – сверхпопулярная актриса в 30-х и 40-х годах, если бы СССР распался чуть раньше (лет на 20 раньше), наверняка вошла бы в десятку.
Татьяна Пельтцер (1904 -1992) – раскрылась как актриса уже в зрелые годы, играла в основном бабушек. Ну и конечно нельзя не отметить её прекрасную игру в таких хитах, как «Вам и не снилось» и «Формула любви». А ведь Пельтцер в тех фильмах было уже под 80!
Любовь Добржанская (1908 -1980) запомнилась как мама в знаменитых фильмах Рязанова. Но меня она просто поразила в фильме «Игрок». Сыграно на высочайшем уровне.
Евгения Ханаева (1921 – 1987) стала знаменитой в уже довольно солидном возрасте, но её блистательное исполнение ролей в фильмах «Розыгрыш», «По семейным обстоятельствам» и «Москва слезам не верит» будет помнить не одно поколение.
Любовь Соколова (1921 – 2001) запомнилась по маленьким ролям в основном чьих-то мам или бабушек, но этих ролей было так много и в стольких количествах хитов, что не упомянуть эту актрису просто нельзя.
Людмила Касаткина (1925) может показаться несколько однообразной актрисой, но участие во многих известных фильмах на протяжении долгого времени говорит о многом. Меня лично Касаткина поразила исполнением в фильме «Душечка». Кстати, мало кто знает, что именно она озвучивала Багиру в мультфильмах про Маугли.
Вера Васильева (1925) стала знаменитостью в 1947 году после фильма «Сказание о земле Сибирской», когда была совсем молодой. Но потом на протяжении всей своей карьеры оставалась на виду, что не может не вызвать восхищения.
Ольга Аросева (1925) не может похвастаться популярностью в наши дни, но не упомянуть её я не могу. В 60-е и 70-е годы у неё была мегапопулярность в основном из-за участия в Кабачке «13 стульев». На и сейчас многие узнают Аросеву по фильмам Рязанова
Тамара Носова (1927 – 2007) обладала очень выразительной внешностью, что при наличии яркого актёрского дарования позволяло долго оставаться на плаву. Сразу вспоминается участие в фильмах «Молодая гвардия», «Карнавальная ночь», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Мертвые души». А ведь между этими фильмами прошла целая эпоха.
Инна Макарова (1928) считалась элитной актрисой с 50-х годов. Конечно участие в таких лентах, как «Высота», «Девчата» и «Преступление и наказание» нельзя обойти вниманием.
Нина Меньшикова (1928 – 2007) была женой Станислава Ростоцкого и её участие во многих фильмах многие связывали именно с этим фактом, но по прошествии лет можно сказать, что участие в огромном количестве знаменитейших кинолент показывает её необыкновенное актёрское дарование.
Надежда Румянцева (1930 – 2008) снималась не так уж и много в советское время, но роль Тоси в «Девчатах» сделало её легендой, с чем я думаю вряд ли кто-то будет спорить.
Майя Булгакова (1932 -1994) так сразу в какой-то знаковой роли вспомнить трудно, но когда смотришь на её послужной список участий в знаковых фильмах становиться понятно, что не упомянуть её просто нельзя.
Татьяна Доронина (1933) на мой взгляд просто фантастическая актриса. То, что она вытворяет в фильмах «Старшая сестра» и «Мачеха» надо видеть! В десятку она не попала лишь потому, что ролей в кино у неё было на удивление немного.
Наталья Фатеева (1934) – актриса невероятной красоты, но то, что она осталась востребованной и известной актрисой в зрелом возрасте говорит о большом таланте и большом трудолюбии.
Валентина Талызина (1935) обладает прекрасным голосом. Она озвучивала очень много. Но отрицать её актёрский талант просто глупо. Одних ярких ролей в фильмах Рязанова и Данелии у неё наберётся с десяток.
Ия Саввина (1936), несмотря на неброскую внешность, оставила яркий след в советском кино. Начала она с «Дамы с собачкой», что явилось достаточным успехом. Сразу приходят на ум её роли в фильмах «Служили два товарища», «Романс о влюбленных» и «Гараж». Ну и конечно невозможно забыть голос Пятачка, который ему подарила именно Ия Саввина.
Алла Демидова (1936) недавно призналась, что жалеет из-за излишней переборчивости в выборе ролей в молодости. Жалеть можно и нам, ведь это прекрасная актриса могла подарить много приятных минут своей игрой. Сразу вспоминаются «Стакан воды» и «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей».
Светлана Немоляева (1937) стала известной после фильма «Служебный роман». Её многие называли актрисой Рязанова. И действительно самые значимые роли советского периода у Светланы были у этого замечательного режиссёра. Но можно вспомнить и достаточно яркие исполнения в фильмах «Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова» и «Визит дамы».
Софико Чиаурели (1937 - 2008) – это суперзвезда в Грузии. В советском кино она запомнилась в фильмах «Не горюй» и «Ищите женщину».
Лия Ахеджакова (1938) была очень близка к десятке, но как ни странно сегодня её вспоминают не так часто, выбирая красавиц. Да маленькая Лия (рост 1.50м) обладает экстравагантной внешностью. Но именно она стала её фирменным знаком. Яркий талант позволил её стать одной из любимых актрис Рязанова.
Лидия Федосеева-Шукшина (1938) считалась просто женой великого Василия Шукшина. Естественно злые языки говорили, что он её протаскивал на главные роли, хотя прекрасную игру Лидии в «Калине красной» просто нельзя не отметить. Но после смерти мужа она не потерялась и сразу вспоминаются её роли в фильмах «Вам и не снилось», «Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова» и «Мёртвые души».
Наталья Крачковская (1938) благодаря своим габаритам попала в поле зрения Гайдая, когда тот выбирал актрису на роль мадам Грицацуевой в «12 стульях». А благодаря своему таланту и неиссякаемому оптимизму стала одной из самых узнаваемых актрис советского периода.
Ольга Волкова (1939) стала знаменитой в довольно зрелом возрасте. Неброская внешность не приносит успех в молодости. Но её роли в 80-х годах причислили её к знаковым актрисам советского периода.
Лариса Голубкина (1940) проснулась знаменитой после премьеры фильма «Гусарская баллада». Потом она снялась в знаменитой саге «Освобождение». Но в целом можно сказать, что кинокарьера у Ларисы не сложилась.
Жанна Прохоренко (1940) была совсем молоденькой, когда снималась в фильме «Баллада о солдате». Именно эта роль Шуры стала её визитной карточкой. Жанна оставалась востребованной (мне лично нравится её роль в фильме «Иду на грозу»), снималась в достаточно известных фильмах, таких как «Калина красная», но свой первый успех превзойти не смогла.
Светлана Светличная (1940) просто блистательно исполнила роль соблазнительницы в фильме «Бриллиантовая рука». Да по тем временам она была достаточно известной актрисой, чего только стоят роли в фильмах «Стряпуха» и «Неподсуден». Но всё же главным достоинством Светланы считалась красота и со временем ролей стало мало. Хотя не стоит забывать, что она снималась в таких суперхитах, как «Семнадцать мгновений весны» и «Место встречи изменить нельзя».
Жанна Болотова (1941) поражала своей загадочной красотой. Неудивительно, что она играла часто необыкновенных женщин, иногда даже инопланетянок. Сразу приходят на ум роли Жанны в фильмах «Дом, в котором я живу», «Если ты прав...» и «Из жизни отдыхающих».
Признаюсь честно, что Вера Алентова (1942) мне не нравится. Я лично считаю её средней актрисой. На свою звёздную роль в фильме «Москва слезам не верит» она попала из-за отказа других более именитых актрис, ну и потому что режиссёром был её муж. Дальнейшая карьера Веры показала, что её не очень-то ценили, но всё же роль Кати Тихомировой до сих пор приносит ей популярность.
Ирина Мирошниченко (1942) никогда не была на первых ролях. Суперузнаваимости у неё тоже не было. Но высокий актёрский класс позволял ей на протяжении многих лет быть на виду в СССР. Из ролей Ирины сразу же вспоминаются «Я шагаю по Москве», «Андрей Рублев», «Авария», «Старый Новый год» и «Вам и не снилось».
Маргарита Терехова (1942) что называется острохарактерная актриса. Известной она стала после блистательной роли Таси в «Монологе». Роли Маргариты в фильмах «Собака на сене» и «Д`Артаньян и три мушкетера» лишь добавили ей в популярности.
Валентина Теличкина (1945) – одна из самых недооценённых актрис, на мой опять-таки взгляд, советского периода. Актёрский талант признавали практически все режиссёры, приглашая сниматься, но вот по настоящему значимые роли не давали. И всё же роли в таких фильмах как «У озера», «Начало», «Не может быть!», «Пять вечеров» и «Васса» навсегда её оставят в истории кинематографа СССР.
Наталья Селезнева (1945) – во многом баловень судьбы. Ведь Бог подарил ей не только красоту, но и участие в культовом фильме «Операция «Ы» и другие приключения» в очень молодом возрасте. Да её известность зыждется в основном на фильмах Гайдая и участие в проекте «Кабачок «13 стульев», но своё место в истории кино она заняла.
Екатерина Васильева (1945) – одна из самых любимых моих актрис. Но, увы, как я бы не хотел, в десятку ей попасть не удалось. Уж больно мало у ней знаковых ролей в советском кино. Многие помнят Екатерину по фильмам «Соломенная шляпка», «Обыкновенное чудо» и «Экипаж». А роль Клары Цеханасян в фильме «Визит дамы» я до сих пор считаю эталоном актёрского мастерства.
Нина Русланова (1945) первую заметную роль получила очень быстро. Но роль Нади в «Коротких встречах» была скорее удачей. А вот свою актёрскую состоятельность Нина доказала исполнением ролей в фильмах «Афоня», «Цыган», «Мой друг Иван Лапшин» и «Собачье сердце».
Людмила Зайцева (1946) запомнилась зрителям ещё в 70-е годы в фильмах «А зори здесь тихие» и «Здравствуй и прощай». Но на меня лично наибольшее впечатление произвела роль в «Маленькой Вере».
Марина Неелова (1947) – великолепная актриса, иного и не скажешь. Но сегодняшняя популярность не настолько высока, чтобы она смогла попасть в десятку лучших. Роли Марины в фильмах «Старая, старая сказка», «Монолог», «Осенний марафон» и «Фантазии Фарятьева» навсегда оставят за ней статус звезды советского кино.
Елена Соловей (1947) трудно вписывается в советскую реальность. Но как оказалось она практически идеально вписывается в фильмы Никиты Михалкова. Её Ольга из «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» просто превосходна, несмотря на то, что ей вроде бы как около 18 лет, а Елене уже было за 30. Ну и нельзя не отметить роли в фильмах «Жена ушла» и «Вам и не снилось».
Татьяна Васильева (1947) была очень близка к попаданию в десятку. С популярностью сейчас у неё всё в порядке. А вот участий в хитах советского времени не так уж и много. Хотя роли Татьяны в фильмах «Здравствуйте, я ваша тетя!» и «Самая обаятельная и привлекательная» делают из неё практически легендарную актрису.
Ольга Остроумова (1947) всегда была на виду. Уже за свой первый фильм «Доживем до понедельника» она была отмечена зрителями. А дальше понеслось: «А зори здесь тихие», «Любовь земная», «Гараж». И это далеко неполный список работ Ольги.
Ирина Купченко (1948) – сильнейшая, острохарактерная актриса. В десятку она не попала по причине недостаточной популярности сегодня. В 70-е, 80-е годы она брала на себя сложнейшие роли. Особенно меня впечатлили её работы в фильмах «Отпуск в сентябре» и «Без свидетелей». Это была просто феерия. Дуэты Купченко с Далем и Ульяновым просто поражают своей харизмой. Ну и конечно, то что она снималась и у обоих Михалковых, и у Захарова, и у Рязанова говорит о её огромном таланте.
Любовь Полищук (1949 -2006) в советское время не имела стабильного места в обойме советских кинозвёзд. Она сделала себе имя в фильмах Татарского и во второй половине 80-х уже была по-настоящему востребованной. Можно легко вспомнить роли в фильмах «Презумпция невиновности», «Интердевочка» и «Любовь с привилегиями».
Увы и ах, но я решил быть объективным и поэтому Светлана Крючкова (1950) не попала в десятку лучших актрис СССР. Игра Светланы меня всегда завораживала. Начала она с «Большой перемены» просто блистательно. И потом понеслось: сплошные звёздные роли в фильмах «Премия», «Не может быть!», «Старший сын», «Женитьба», «Родня», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Собака Баскервилей», а также фильмы Козакова, Быкова и т.д. и т.п. Одним словом вы поняли. Светлана Крючкова - одна из моих самых любимых актрис.
Ирина Алферова (1951) – одна из самых красивых актрис в советском кино. Прославилась исполнением роли Констанцы в фильме «Д`Артаньян и три мушкетера». Кстати она говорила там не своим голосом. Мне лично понравилось её игра в фильмах «С любимыми не расставайтесь» и «Ночные забавы».
Наталья Белохвостикова (1951) в 18 лет исполнила главную роль в фильме «У озера». Кто не смотрел – рекомендую. Наталья там неподражаема. Далее были заметные роли в фильмах «Красное и черное», «Тегеран-43», «Принцесса цирка» и «Законный брак».
Анна Каменкова (1953) в кино с 5 лет! Её роли в фильмах «Весенний призыв», «Молодая жена» и «Визит к Минотавру» лично мне нравятся.
Елена Проклова (1953) также начала кинокарьеру в малолетстве. И уже в 70-х стала настоящей звездой. Особо заметные роли Елены в фильмах «Гори, гори, моя звезда», «Мимино» и «Собака на сене».
Елена Коренева (1953) – настоящая прима. Я был в восторге от её игры в фильме «Ася». А чего стоит эпизод из фильма «Экипаж». Высший класс! Из её звёздных ролей следует выделить следующие фильмы: «Романс о влюбленных», «Тот самый Мюнхгаузен» и «Покровские ворота».
Евгения Симонова (1955) резко стартовала. Звёздные роли в фильмах «В бой идут одни «старики», «Афоня» и «Пропавшая экспедиция». И это в 20 лет! Когда Евгения снималась в фильме «Обыкновенное чудо» было ясно, что это уже сложившаяся актриса. Но увы молодость прошла и звёздных ролей не стало. Хотя актриса и неплохая.
Вера Глаголева (1956) появилась на экранах ещё в середине 70-х. Но настоящая слава пришла в следующем десетилетии после ролей в фильмах «Торпедоносцы», «Выйти замуж за капитана» и «Сошедшие с небес».
Наталья Андрейченко (1956) была так называемой интеллигентной красавицей. Но первая значимая роль в фильме «Военно-полевой роман» была совсем не такой, что только доказывает разносторонность таланта Натальи. А уж после главной роли в фильме «Мэри Поппинс, до свидания» к ней пришла всесоюзная слава.
Елена Сафонова (1956) не может похвастаться большим количеством известных кинолент. Но роль Ольги в фильме «Зимняя вишня» стало эталоном советской женщины в середине 80-х.
Марина Дюжева (1956) стала звездой совсем молоденькой. Но ведь играла она действительно блестяще. Роли в фильмах «Мимино» и «По семейным обстоятельствам» стали для Марины её визитной карточкой.
Татьяна Догилева (1957) – невероятно талантливая актриса, что называется на все времена. Для неё не проблема сыграть любую роль. В советский период Татьяна запомнилась по фильмам «Покровские ворота», «Блондинка за углом», «Прохиндиада, или Бег на месте» и «Забытая мелодия для флейты».
Скажу сразу, что для меня Александра Яковлева (1957) – далеко не эталон актрисы. Но от попадания в десятку лучших её отделило лишь несколько сантиметров. Сейчас наверно именно Александра самая популярная актриса советского периода. Это вы легко можете проверить по запросам в Интернете. И действительно её роли в фильмах «Экипаж», «Чародеи» и «Человек с бульвара Капуцинов» сделали из неё икону для советской молодёжи 80-х.
Елена Цыплакова (1958) успела прославится ещё в 70-е годы. И следует отметить играла она исключительно хорошо. Сильная главная роль в фильме «Школьный вальс», маленькие, но заметные роли в фильмах «Д`Артаньян и три мушкетера» и «Приключения принца Флоризеля», прекрасное исполнение в фильме «Адам женится на Еве». Но потом, увы, молодость прошла, Елена стала полнеть и заметные роли исчезли.
Наталья Вавилова (1959) после ролей в фильмах «Розыгрыш» и «Москва слезам не верит» стала всесоюзной знаменитостью. Казалось бы карьера только начинается. Но, увы, последующие роли Натальи не впечатляли, а после травмы позвоночника она вообще карьеру актрисы завершила.
Наверное Марина Левтова (1959 - 2000) – самая старательная и трудолюбивая актриса позднего периода советского кино. Кажется она играла буквально всё – и везде старалась выложится на полную катушку. Может суперролей у неё и не было, но можно вспомнить прекрасную игру Марины в фильмах «Моя Анфиса», «Трижды о любви» и «ТАСС уполномочен заявить».
Татьяна Друбич (1959) – это загадочная красавица, не похожая на советских женщин. Её типаж стал востребован во второй половине 80-х годов. Хотя сниматься Татьяна начала ещё в 70-х. Но всё наиболее известные роли в фильмах «Асса» и «Десять негритят» приходятся на период перестройки.
К этому списку при желании можно добавить Клару Лучко (1925), Наталью Кустинскую (1938), Валентину Малявину (1941) и Ларису Гузееву (1959), которые были в своё время достаточно популярными. Конечно, я не забыл Елену Яковлеву (1961), Ирину Розанову (1961), Захарову Александру (1962), Анну Самохину (1963), Машную Ольгу (1964), Михайлову Дарью (1965), Ольгу Кабо (1968) и Немоляеву Анастасию. Все они прекрасные актрисы и успели прославиться в советское время. Но если я их причислю к номинанткам на титул лучшей киноактрисы СССР, то это значит притянуть факты за уши. Всё-таки их вклад в советское кино не так весом.
Ну вот мы наконец-то и подошли к лучшей десятке.
10 Фаина Раневская (1896 – 1984) Должен признать, что картин с участием этой великой актрисы я видел немного. Но ярчайшие образы в фильмах «Подкидыш», «Свадьба», «Золушка» и особенно «У них есть Родина» не забуду уже никогда. Нельзя не отметить, что Редакционным советом английской энциклопедии "Кто есть кто" ("Who is who") включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Мало кто из советских актрис удостаивался такой чести. Ну а как можно забыть великолепный голос Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся». Фразу «А я сошла с ума!» повторяют до сих пор.
9 Анастасия Вертинская (1944) Когда я начинал работу над этим хит-парадом, то конечно помнил про Анастасию, но не мог представить, что она попадёт в десятку лучших. Но после детального изучения её послужного списка в советском кино, а также популярности в наши дни, я понял, что тут Анастасия по праву. Её слава началась с роли Гуттиэре в фильме «Человек-амфибия». На этой же волне у Насти получилась и Ассоль из фильма «Алые паруса», который имел немалый успех в те времена. Но это можно было списать на удачу, на попадание в образ. Но дальнейшие её работы показали, что советский зритель имеет дело с крупным актёрским дарованием. Роль Офелии в «Гамлете» уже поразила кинокритиков. Выходит Анастасии по плечу и сложные драматические роли. На волне популярности её не могли не взять на крупные проекты по Льву Толстому «Война и мир» и «Анна Каренина». Хороша Анастасия была в фильмах «Не горюй» и «Влюбленные». Дальше карьера Анастасии пошла на спад. Ну тут уж никуда не убежать от личных дел. И всё же, когда она появлялась на экранах, никто не сомневался в её высоком актёрском классе. Роли в фильмах «Тень», «Безымянная звезда» и «Овод» были достаточно сложны и поэтому их помнят и сейчас.
8 Ирина Муравьева (1948) Удивительное дело, но Ирина прославилась уже будучи матерью двух детей, когда абсолютное большинство женщин уже утрачивают мотивацию сделать карьеру. Нельзя сказать, что в молодости она не была востребованной (в частности зрители могли её увидеть в достаточно популярном фильме «Чисто английское убийство»), но больших ролей ей не предлагали. Настоящий взрыв произвела игра Ирины в фильме «Москва слезам не верит». Её Люда напрочь переиграла главную героиню Катю. Харизма Муравьёвой била через край. После этой роли на Ирину обрушился поток приглашений. А когда выяснилось, что она и петь умеет, её цена возросла многократно. Настоящий бенефис в свою честь Ирина устроила в фильме «Карнавал», где она играла молоденькую Нину Соломатину бесподобно. Режиссёр Лиознова тут же взяла Муравьёву на главную женскую роль в фильме «Мы, нижеподписавшиеся». И тут успех! Ну и венец карьеры – фильм «Самая обаятельная и привлекательная». Надя Клюева в исполнении Муравьёвой – это шик и блеск! Ирина достойна была занять и более высокое место в этом хит-параде, но сегодняшнее поколение не очень жалует эту замечательную актрису. Популярность Муравьёвой в Интернете достаточно высокая, но не зашкаливающая за рамки.
7 Галина Польских (1939) Карьера Галина складывалась, что называется по правильному. Закончила институт, и только после этого начала сниматься в кино. Первая роль в фильме «Дикая собака динго» уже была отмечена зрителями. Ну а роль Алёны в фильме «Я шагаю по Москве» сделал Галину всесоюзной знаменитостью. Но всё же в молодости у Польских значительных ролей не доставало. Но уже в зрелом возрасте она в полной мере проявила своё актёрское мастерство. Безусловно, самой звёздной ролью, которая до сих пор является её визитной карточкой, стала Галина Аркадьевна из фильма «По семейным обстоятельствам». Почти тут же вышел фильм «Суета сует», где Польских уже явно прима. Практически до развала СССР у неё не будет недостатка в приглашениях. Из самых заметных ролей можно вспомнить фильмы «Белые росы», «Человек с бульвара Капуцинов» и «Ёлки - Палки!».
6 Алиса Фрейндлих (1934) Алиса начала сниматься довольно рано, но значительных ролей в молодости у неё не было (можно разве что вспомнить маленькую роль в фильме «Полосатый рейс»). Небольшое внимание Фрейндлих обратила на себя в фильме «Похождения зубного врача», где она показала, что может очень даже хорошо петь. Именно за это теперь её будут приглашать всё чаще и чаще. Алиса снималась достаточно часто, но всесоюзная слава пришла к ней за исполнение роли Мымры в фильме «Служебный роман». Фрейндлих там была на недосягаемой высоте. Мало того, что она прекрасно сыграла, она ещё и спела всенародные шлягеры, которые и в наше время все знают. Талант певицы тут же был востребован в фильме «Д`Артаньян и три мушкетера», что только добавило Фрейндлих популярности. Но всё же основная её профессия – актёрская. И тут Алисе начали давать очень сложные роли в фильмах «Сталкер», «Сергей Иванович уходит на пенсию» и «Опасный возраст». Везде она была на высоте. Неудивительно, что в это время ей присваивают звание народной артистки СССР.
5 Лариса Удовиченко (1955) Самая молодая актриса в этой десятке. Казалось бы по выслуге лет она не должна была тут быть. Но популярность не обманешь. Сейчас Лариса самая популярная актриса времён СССР в Интернете. Станислав Говорухин рассказывал, что на съёмки фильма «Место встречи изменить нельзя» пришла совсем молоденькая девочка. Но изучив карьеру Ларисы могу твёрдо сказать, что тогда это была уже опытная и сложившаяся актриса. Сниматься Удовиченко начала совсем юной. Но уже роль в фильме «Дочки-матери» выделила её, как одну из самых одарённых. Роли в фильмах «Золотая мина» и «И это все о нем» уже поставили Ларису в один ряд со звёздами советского экрана. Роль же Маньки-Облигации до сих пор является её визитной карточкой. Тут Лариса просто блеснула, особенно если учесть, что Говорухин позволил ей импровизировать. На волне популярности Лариса снимается в фильме «Летучая мышь», где также был отмечен её актёрский талант. Но лучшую, на мой взгляд, роль Удовиченко сыграла в фильме «Валентина», где затмила саму Инну Чурикову. Сыграть девицу, которая прошла Крым и Рим, всегда не просто, но Лариса превзошла саму себя. После этого Удовиченко играет уже очень много. Из известных фильмов можно вспомнить «Женатый холостяк», «Зимняя вишня» и «Самая обаятельная и привлекательная».
4 Инна Чурикова (1943) Инна в молодости не была симпатичной девушкой, но как ни странно именно неброская внешность и помогла ей довольно быстро стать известной актрисой. Маленькая роль в фильме «Я шагаю по Москве» уже показала режиссёрам, как использовать Чурикову в кино. Небольшие роли в фильмах «Тридцать три», «Неуловимые мстители» и «Старшая сестра» привели к главной и очень сильно исполненной роли в фильме «В огне брода нет» Глеба Панфилова. Видимо, именно с этого фильма и берёт начало их творческий тандем. Теперь почти во всех фильмах этого режиссёра главные роли будет играть именно Чурикова. Следующий фильм «Начало» стал лучшим для этого тандема. История некрасивой девушки Паши Строгановой поразила всю страну. Чурикова играла превосходно. Неудивительно, что она стала кумиром всех несимпатичных девушек в СССР. Но, увы, у Панфилова дальше хорошие фильмы не получались. А поговаривают, что Чурикова отказывала многим режиссёрам, желая играть только у мужа. А жаль думаю в 70-е годы она могла подарить не один шедевр. Следующей хорошей роли в кино пришлось ждать почти 10 лет. Но зато в фильме Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» Чурикова развернулась по полной программе. Осталось только негодовать возмущённым советским кинозрителям, почему так долго не давали ролей такой прекрасной актрисе. Дальше была прекрасная работа Тодоровского «Военно-полевой роман» и Чурикова, хоть и не исполняла главную роль, смотрелась просто великолепно. Маленькая роль дамы, прекрасной во всех отношениях в фильме «Мертвые души» - это шедевр, который хочется всё время пересматривать. Ну и наконец мать Ивана в фильме «Курьер», где Чурикова сыграла брошенную женщину так, что практически все разведённые дамы увидели в этой роли себя. Могу сказать лишь то, что если бы не простой Инны в 70-е годы, она в этом хит-параде была явно выше.
3 Нонна Мордюкова (1925 – 2008) Нонна также была Редакционным советом английской энциклопедии "Кто есть кто" ("Who is who") включена в десятку самых выдающихся актрис ХХ века. Понятно, что признание советских актрис было реверансом в сторону развалившегося СССР. Ведь не думаю, что в Англии увлечены советским кино, но то, что выбирали самых лучших - однозначно. Ещё студенткой
Мордюкова прославилась в фильме «Молодая гвардия», впрочем, как и целая группа молодых артистов. Но лишь она стала воистину народной любимицей. В 50-е у Нонны были заметные роли в фильмах «Чужая родня» и «Добровольцы», но расцвет карьеры был в 60-е. Что вытворяет Мордюков в фильмах «Председатель» и «Журавушка» - это надо видеть. В первом фильме дуэт с Ульяновым сносил все барьеры. Энергия прямо выскакивает на зрителя! Во втором Нонна уже солирует, хотя её роль явно отрицательная. Главной героини Чурсиной рядом с Мордюковой просто не видно(Хотя тут есть советский парадокс. Чурсину признали лучшей актрисой года, но думаю тут заслуга именно Мордюковой). За эти фильмы Нонна стала Лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Это тем более удивительно, что роли то отрицательные. Также была прекрасная роль в фильме «Комиссар», который, увы, положили на полку. Ну а роль Управдома в фильме «Бриллиантовая рука» знают все! Уже за эти роли Мордюкова была живой легендой, но она выдала ещё пару шедевром. Фильм «Родня» показал во всей красе разносторонность таланта этой актрисы. Харизма бьёт со страшной силой. Ну а маленькая роль спекулянтки в фильме «Вокзал для двоих» - это просто блеск!
2 Наталья Гундарева (1948 – 2005) Наталья не врывалась, как метеор на советские экраны. Ей не сваливались на голову главные роли в хитовых кинолентах. Но маховик популярности после неспешного начала раскачался с такой силой, что в середине 80-х Гундарева была настоящей примой, непререкаемым авторитетом в кино, хотя ей не было и сорока лет. Уже в фильме «Здравствуй и прощай» Наталья показала себе острохарактерной драматической актрисой, которая умеет показывать неподдельные страдания. Первая главная роль в фильме «Сладкая женщина» тут же принесло ей звание лучшей артистки года. А ведь роль то по сути отрицательная. Но Наталья её сыграла так, что всем советским зрителям стало её жалко. Роль обманутой жены в фильме «Осенний марафон» была сыграна так натурально, с таким внутренним напряжением, что поразила даже кинокритиков. За эту маленькую роль Гундарева стала Лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.. Роль жены мужа-дурака в фильме «Отпуск в сентябре» не была широко известна, но поверьте мне и там Наталья сотворила феерию. Ну а роль матери-героини в фильме «Однажды двадцать лет спустя» сделала Гундареву любимой актрисой СССР. Она показала столько добра, столько понимания, что не влюбиться в неё было просто невозможно. Естественно, Наталья снова стала лучшей артисткой года. Это же звание (уже третье!) ей принесла роль свахи в фильме «Одиноким предоставляется общежитие». Опять никаких вопросов, лучше сыграть просто невозможно. Были ещё очень сильные роли в фильмах «Зимний вечер в Гаграх» и «Жизнь Клима Самгина». Но на меня наибольшее впечатление произвела роль опустившейся женщины в фильме «Собачий пир». Там Гундарева превзошла саму себя. К сожалению, из-за развала СССР этот фильм не очень популярен, но поклонникам творчества этой великой актрисы я настоятельно рекомендую посмотреть этот фильм. Вы получите настоящее удовольствие от игры Натальи.
1 Людмила Гурченко (1935) Когда я только планировал начать эту работу, уже не сомневался, кто будет под первым номером. И действительно, после изучения послужного списка Людмилы Марковны и её популярности в наши дни моя уверенность ещё больше окрепла.
Совсем молоденькая Люся Гурченко стала всесоюзной звездой после роли в фильме «Карнавальная ночь». Там она не только прекрасно играла, но и прекрасно пела. Песня «5 минут» до сих пор достаточно популярна в народе. Дальше были главные роли, но превзойти первый успех не удавалось. Сама Гурченко говорит сейчас, что ей не давали сниматься из-за отказа сотрудничать с КГБ. Думаю, Людмила Марковна немного лукавит. Кто не поленится и посмотрит список ролей, увидит, что ролей было достаточно. Но они были не столь хороши. Возможно, молодая актриса где-то всё таки словила пресловутую «звёздочку». Главных ролей становилось всё меньше. И вот новый виток карьеры. С начала 70-х Людмила начинает показывать свой высокий класс. Небольшие роли в фильмах «Тень», «Табачный капитан» и «Дети Ванюшина» были исполнены на высочайшем уровне. Гурченко тут же вспомнили. Вспомнили и про талант певицы. Теперь очень часто в фильмах Людмила будет ещё и петь. Фильмы «Соломенная шляпка», «Мама» и «Небесные ласточки» укрепляют её на лидерских позициях. Последовали сложные роли в фильмах «Вторая попытка Виктора Крохина», «Пять вечеров» и «Сибириада». Везде Гурченко показывает, что она прекрасная драматическая актриса. В первой половине 80-х настоящий расцвет кинокарьеры Людмилы Марковны. Роли в фильмах «Любимая женщина механика Гаврилова» и «Вокзал для двоих» стали её визитной карточкой. Никто не удивился, что Гурченко признали лучшей актрисой года. Фильм «Любовь и голуби» по моему мнению своим успехом обязан исключительно Людмиле Марковне. Она буквально вытянула эту киноленту на своих плечах. Роль в фильме «Прохиндиада, или Бег на месте» показала насколько разносторонняя актриса Гурченко. Перед развалом СССР Людмила Марковна успела стать лучшей актрисой года за фильм «Моя морячка». Участие в стольких шедеврах советского кино и популярность нынешних дней сделало Людмилу Гурченко безоговорочным победителем этого хит-парада.
Ну, вот вроде бы и всё. Уфффффф! Какая же работа была проделана. Но когда я посмотрел на список советских актёров, мне стало плохо. Как их много, какие они все талантливые и какие разные! Но я сделаю это. И надеюсь мне ничто не помешает в составлении хит-парада «Лучший киноактёр СССР».
Этот хит-парад лучших советских киноактрис (подчёркиваю, именно киноактрис, почему именно «кино» уточню ниже) не претендует на объективность. Я составил его исходя из популярности сегодняшнего дня, в основном по наблюдениям за запросами по актрисам советского периода. Конечно, наиболее скурпулёзный охват начинается с 60-х годов. Но наиболее известные актрисы раннего периода также были учтены. Главным критерием было участие в знаменитых фильмах, так называемых хитах. Понятно, что опять-таки исходя из реалий сегодняшнего дня, ведь многие популярные в те года фильмы, сейчас уже совсем не смотрятся и наоборот.
Спасибо огромное, Евгений, за интересный материал!
Удобнее было бы читать, если бы фамилии актрис были бы выделены жирным шрифтом.
Такого рода рейтинги всегда очень субъективны. В "свою" 10-ку обязательно включил бы Ладынину и Брыльску, ну а Гурченко однозначно самая народная из советских.
Труд, конечно, хорош, но список всё же субъективен. Я вообще не люблю эти хит-парады с номерками, зато мне понравилась идея вспомнить что-то доброе про всех.
Из тех, кто не попал в список, сразу вспомнилась Елена Санаева. Карьеру её подрубило знакомство с будущим мужем, Роланом Быковым, но в список её можно включить хотя бы даже за одну бессмертную роль Лисы Алисы.
За лучших актрис не скажу - не знаю. А самые красивые это:
- Дарья Михайлова ("Валентина")
- Наталья Вавилова ("Москва слезам не верит")
- Анастасия Немоляева (от "Курьера" до "Перегона" - все появления на экране без исключения)
Я помню записи в его студенческом дневнике:
"Главное в книге и в женщине - не форма, а содержание..."
Даже теперь, после бесчисленных жизненных разочарований, эта установка кажется мне скучноватой.
И мне по-прежнему нравятся только красивые женщины. Сергей Довлатов. "Наши"
Вот уж не ожидал, что так быстро будет столько откликов!
Shaq, я свой текст набирал в Ворде и всё красиво выделил, даже разные цвета использовал, аж самому приятно смотреть, а сюда скинул скопированный текст и тут всё вышло однородным. Видно, тут мне тоже надо поучиться.
Многих актрис я, конечно, не называл не потому, что забыл, а потому что не считал их вклад в киноисскуство СССР достаточно весомым. Ну а Брыльска всё таки польская актриса.
Илья Одесский, я думаю, если бы вы составили хит-парад самых красивых актрис СССР, то популярность этого материала просто зашкалили. Ведь все тут знают ваш литературный талант. Я лично стараюсь не пропускать ни одной Вашей статьи, даже если в чём-то с Вами не согласен, всегда читаю с огромным интересом.
Спасибо всем, кто обратил внимание на мой труд. А то, что список субъективен, я не спорю. Для того я и поместил этот материал, чтоб узнать ваше мнение.
Pirron: Мне обидно за советское киноискусство. Неужели не нашлось никого получше Гурченко? По мне так та же Мордюкова всяко лучше.
Ага. Я конечно не люблю Мордюкову :-), но всё-таки - большая актриса, в то время как Гурченко имхо полный ноль как собственно актриса - играет саму себя. Кому нравится этот тип - сойдёт. А поскольку мне отвратителен .. :-)
Нечто аналогичное можно сказать о Дорониной - но совсем другой коленкор. Ибо если у Гурченко кроме темперамента и напора ничего нет за душой - Доронина личность очень видимо крупная и глубокая - и потому если в ударе - получается великолепно. Безусловно претендентка на #1.
Прекрасная артистка Неёлова. Великолепны обе Васильевы. Чурикова - великая, ровня и родня(по духу) Дорониной.
Лично на меня самое сильное впечатление произвела Шуранова в басовском "Опасном повороте".
Разумеется, очень сильна Раневская, но не в моём вкусе, потому не буду. Аналогично Чурсина А вот Орлова имхо просто пустое место - ничего кроме внешности и главных ролей.
Всё это разумеется чистые имхи.
Всё-таки вот мой список претенденток :
Шуранова, Чурикова, обе Васильевы, Доронина, Неёлова.
Но я - не киноман
Мне в среднем Гурченко нравится, но думаю при опросе она испытывала бы трудности с попаданием в десятку. В мою наверно не вошла бы. Не уверен.
Но точно ставлю выше Чурикову, Фрейндлих, Васильевых.
За обзор спасибо, было приятно почитать, вкусовые разногласия тут не главное.
Всё же Орлову я бы вынес в топ-10. Также заслуживают упоминания в общем списке другие актрисы довоенного времени - Ладынина, Целиковская, Серова.
Чурикова - живое опровержение тезиса Ильи Одесского о том, что форма важнее содержания. Я тут уже как-то вспоминал Чурикову в фильме "Морозко", там она затмила красавицу Настеньку (Наталья Седых) и практически сделала половину фильма. Также можно вспомнить почётных бабушек советского кинематографа - Раневскую, Зелёную, Пельтцер.
Довлатова это не отменяет, он говорил не об актрисах, а о женщинах
PS Я, вообще-то, отвечал Григорию, но смотрю, что Чурикова может выйти в лидеры по очкам
PPS Да, из довоенных актрис ещё вспомнил Лидию Смирнову и Веру Марецкую (последней, правда, повредит имидж "Матери" и "Члена Правительства").
shyev: Ирина Купченко (1948) – сильнейшая, острохарактерная актриса. В десятку она не попала по причине недостаточной популярности сегодня. В 70-е, 80-е годы она брала на себя сложнейшие роли. Особенно меня впечатлили её работы в фильмах «Отпуск в сентябре» и «Без свидетелей». Это была просто феерия. Дуэты Купченко с Далем и Ульяновым просто поражают своей харизмой. Ну и конечно, то что она снималась и у обоих Михалковых, и у Захарова, и у Рязанова говорит о её огромном таланте.
Спасибо за интересную тему. Купченко - великолепная актриса, и на мой вкус должна быть в десятке палюбому во что бы то ни стало. Фильм "Без свидетелей" произвел на меня в свое время сильнейшее впечатление. Добавлю еще несколько ролей (две из которых Вы имели в виду) - в "Обыкновенном чуде" Захарова, в "Дяде Ване" Кончаловского, в фильме "Поворот" Абдрашитова, Трубецкая у Мотыля. Самый сильный прием Купченко - метнуть взгляд. Бьет наповал. Я бы не устоял. Вот я писал про Купченко в "Повороте".
Вы знаете, у меня детство прошло в Киеве. Потом так получилось, что я уехала в Москву. Я и хотела поступать в Москве, я не хотела учиться в Киеве. Потом так случилось, что умер мой отец, потом бабушка и дедушка. Мама переехала в Москву, и у меня ни одного человека там не осталось. В общем, детские воспоминания – это самые счастливые воспоминания. Хочется вернуться туда, где прошло детство. Конечно, я вспоминаю Киев, но я понимаю, что там жить я никогда не буду. Я туда часто езжу – в командировки, со спектаклями или на съемки. Я приезжаю и так же иду на кладбище, потом гуляю по тому месту, где я жила, словом, все так же, как у всех. Одинаково.
Вы никогда не жалели о том, что в вашей жизни все случилось так, как случилось?
Я довольна, потому что моя жизнь складывалась довольно удачно, тут грех роптать. Жалею ли я, могло ли быть иначе? Я совершенно не могу представить, как бы это было иначе. Вот если бы я стала заниматься делом, которое мне чуждо, противно, тогда можно было бы сказать, тогда можно было бы изменить свою судьбу, и это не поздно сделать и в 30, и в 40 лет. У меня этого не было, я всегда любила дело, которым я занималась, мне везло. Понимаете, в нашей профессии удача – это очень важно, именно чтобы повезло. Потому что сотни гениальных артистов, которых никто не знает именно потому, что им в свое время не улыбнулась та самая удача. У меня складывалось все благополучно, поэтому у меня никогда не было мысли о том, что в своей жизни что-то сделала не так, вернее, это только кажется, что я делала что-то, а на самом деле жизнь шла так, как она и должна была идти, как предначертано.
Уже вижу, что мнений много. Нравятся разные актрисы. Неплохо провести опрос посетителей Чесспро по этому вопросу. Я же подчёркиваю, что в первую очередь учитывал участие актрисы в знаковом фильме, который и сейчас массово смотрится. По личным впечатлениям у меня Доронина среди лидеров была. Но, увы, список её фильмов не впечатляет.
shyev: Неплохо провести опрос посетителей Чесспро по этому вопросу.
А для чего опрос проводить по этому крайне субъективному вопросу? Мы с Вами убеждены, что именно Гурченко - the best, а кто-то Чурикова. Тут нет объективных показателей для составления рейтинга.
P.S. Не понимаю, как такое может быть (по идее не должно было сохраниться в памяти, т.к. мне тогда было 5 лет), но помню как зимой 1982 c мамой на морозе стояли в очереди в кинотеатре "Москва" в Минске за билетами на "Вокзал для двоих" и помню как Гурченко с Басилашвили в конце фильма утром бежали в лагерь и потом заиграл аккордеон. Просто потрясающая роль Гурченко. И плевать, конечно же, на бред Григория в адрес Гурченко в этой теме. Понятно же, что она на самом деле - народная актриса в самом главном смысле этого слова.
shyev: Неплохо провести опрос посетителей Чесспро по этому вопросу.
А для чего опрос проводить по этому крайне субъективному вопросу? Мы с Вами убеждены, что именно Гурченко - the best, а кто-то Чурикова. Тут нет объективных показателей для составления рейтинга.
P.S. Не понимаю, как такое может быть (по идее не должно было сохраниться в памяти, т.к. мне тогда было 5 лет), но помню как зимой 1982 c мамой на морозе стояли в очереди в кинотеатре "Москва" в Минске за билетами на "Вокзал для двоих" и помню как Гурченко с Басилашвили в конце фильма утром бежали в лагерь и потом заиграл аккордеон. Просто потрясающая роль Гурченко. И плевать, конечно же, на бред Григория в адрес Гурченко в этой теме. Понятно же, что она на самом деле - народная актриса в самом главном смысле этого слова.
Я бы скорей наплевал на мнение народа, чем на мнение отдельной личности, если это - Личность. Так что мнение таких изысканных эстетов, как Женя, Старый Семен, Роджер, Григорий для меня важней мнения толпы. Тем более,что и мой личный вкус мне говорит: да, Гурченко хорошо сыграла много хороших ролей - но роль величайшей актрисы советского кинематографа ей явно не по плечу.
Pirron: Я бы скорей наплевал на мнение народа, чем на мнение отдельной личности, если это - Личность. Так что мнение таких изысканных эстетов, как Женя, Старый Семен, Роджер, Григорий для меня важней мнения толпы.
О-о-о...Не думаю, что даже мнение всеми уважаемого в ШахРунете товарища СС по данному вопросу важнее мнения простой пенсионерки из деревни или любого другого "простого представителя народа", отправленных Вами в "толпу".
Pirron: Я бы скорей наплевал на мнение народа, чем на мнение отдельной личности, если это - Личность. Так что мнение таких изысканных эстетов, как Женя, Старый Семен, Роджер, Григорий для меня важней мнения толпы.
О-о-о...Не думаю, что даже мнение всеми уважаемого в ШахРунете товарища СС по данному вопросу важнее мнения простой пенсионерки из деревни или любого другого "простого представителя народа", отправленных Вами в "толпу".
Конечно, и такой радикальный демократизм имеет право на существование. Но лично мне он неблизок. Мнение умного, эстетически образованного человека по данному вопросу мне важней, чем мнение прапорщика Хрюкина. Нет, не такой он человек, этот Хрюкин, чтобы я благоговейно внимал его мнению.