Отличие Пикара от них в том, что он — человек небезупречный, по-своему ограниченный, вдобавок спящий с чужой женой (женой Полански, Эмманюэль Сенье), — иррационально, вопреки логике и выгоде, лезет на рожон. Он сам не понимает, что на него нашло: сострадание, чувство вины, жажда справедливости? Его таинственное упрямство — внутренняя пружина фильма, не дающая ни отвлечься, ни, тем более, соскучиться.
Про Галича так говорили, успешный кинодраматург, зачем ему это всё было надо?
Правда, весьма перенасыщен намеками и загадками. В идеале хорошо бы смотреть в обществе знатоков, типа Roger, jenya или V_A_L, ну или с каким-нибудь доктором искусствоведения на худой конец.
А ведь еще там и сям разбросанные безалаберными мультипликаторами предметы,и оставленные неизвестными хулиганами граффити.
И еще - мне подсказывают - звуковой ряд,который для меня темный лес, переполнен музыкальными шуточками и аллюзиями. :)
Я вкратце напишу, возможно несколько сумбурно. Сегодня ещё раз смотрел - в Энн Арборе показывали это кино с живым оркестром. Какие же новые идеи есть у Формана с Шеффером (фильм "Амадей") по сравнению с "Моцартом и Сальери" Пушкина? Какие-то идеи просто пушкинские, Форман их развивает (и местами утрирует, доводя почти до абсурда).
У Формана Сальери - богоборец (в какой-то момент он даже кидает распятие в огонь). Он решает, что Бог специально создает прекрасную музыку через Моцарта, чтобы посмеяться над его, Сальери, посредственностью. "Всё, чего я когда-либо хотел — это просто петь Господу. Он дал мне желание этого, которое живёт, словно жажда в моём теле, но отказал мне в таланте. Почему?!"
И у Пушкина есть знаменитое "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет и выше"
и далее
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья,
Трудов, усердия, молений послан
У Формана Моцарт - инфантильный пошляк, бабник и вульгарный выпивоха (сам о себе он говорит: я вульгарен, я, - но не моя музыка). И у Пушкина - безумец, гуляка праздный.
У Пушкина Сальери тонко чувствует музыку и боготворит гений Моцарта
Какая глубина!
Какая смелость и какая стройность!
Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь;
Я знаю, я.
У Формана та же идея; Сальери возможно единственный человек в Вене, который следит за каждой новой пьесой Моцарта, не пропускает ни одной постановки, с благоговением берёт в руки его ноты. Такое глубокое понимание музыки, такая способность чувствовать - тоже дар и немалый.
Я бы отметил две новые идеи. Первая видна у Формана в обсуждении при дворе оперы "Свадьба Фигаро". Идея связи жизни с творчеством, вот эта моцартианская раскрепощённость, естественность, лёгкость и непринуждённость противопоставляется упорядоченной жизни Сальери при дворе, строгий регламент, незыблемые ритуалы, и оперы у него такие же серьёзные и помпезные. Поверил алгеброй гармонию, но показано через жизнь.
Вторая - Моцарт невероятный труженник. Нам много раз показывают его за работой, много раз говорят, что он пишет не переставая. За время фильма он сочинил немыслимое количество произведений. По контрасту, произведений Сальери показано два: марш к прибытию Моцарта во дворец и одна опера. Отношение Моцарта к музыке в каком-то смысле фанатичное, у него нет работы при дворе, у него нет учеников, он только сочиняет.
Ну и ещё одно новое наблюдение Формана/Шеффера про роль отца (он умер в мае 1787) и его преломление в опере Дон Жуан (премьера в октябре 1787), - в виде статуи командора; это, конечно, любопытно. Не знаю, отмечали ли это до Шеффера, вполне может быть.
Почему же тогда он так смертельно боится тени земного отца?
Еще отличается у Пушкина и Формана само преступление. И то, как оно преображает Сальери.
В маленькой трагедии подлое убийство друга - неизбежно напоминающее предательство Иуды - оказывается в конце концов бесполезной жертвой, оставляющим Сальери наедине все с теми же сомнениями, что и в начале.
В фильме сам способ убийства высок до инфернального. Нагрузить всемогущий гений тяжестью, которую тот не сможет поднять. И с которой Амадей, хоть и надорвавшись, но справляется. И это злодеяние - если это злодеяние, ведь что убило Моцарта, остается загадкой - делает из Сальери какого-то полуиуду-полуспасителя, благодаря такой жертве получившего право прощать всех грешников в его безумном мире посредственностей.
BillyBones: В фильме сам способ убийства высок до инфернального. Нагрузить всемогущий гений тяжестью, которую тот не сможет поднять. И с которой Амадей, хоть и надорвавшись, но справляется. И это злодеяние - если это злодеяние, ведь что убило Моцарта, остается загадкой - делает из Сальери какого-то полуиуду-полуспасителя, благодаря такой жертве получившего право прощать всех грешников в его безумном мире посредственностей.
Там же идея Сальери была в том, что убив таким образом Моцарта, он присвоит себе реквием. И далее будут пышные похороны и будут играть реквием Сальери. Так Сальери хотел обмануть Бога, но Бог обманул Сальери, убив Моцарта до того, как реквием был закончен (да и жена мешалась). Так Сальери не смог стать дьяволом, опять помешали высшие силы.
Тогда получается Сальери просто плут, причем пафосный :))
Но так скучновато получается.
Хотя все еще остается загадка "таким способом". Все-таки фрейдистское обоснование этого способа посредственно как все фрейдистское. Может, есть что-то другое?...
Насчёт пафосного плута, - Сальери ощущает себя лузером и посредственностью. Духовным лидером всех посредственностей. А в конце ещё высшие силы над ним смеются, раздаётся это пошлое гоготание Моцарта. Не знаю, что на эту тему думал Форман, но мне (зрителю) Сальери отнюдь не кажется посредственностью. И концовка его оперы производит впечатление, и то, что вряд ли кто-нибудь ещё мог так работать с Моцартом в последней сцене, он не сразу, но довольно быстро все понимал и записывал. А вот дьяволом не вышло стать, это да.
jenya: - Сальери ощущает себя лузером и посредственностью.
На это я и намекал, когда написал про "получившего право прощать всех грешников в его безумном мире посредственностей."
Но даже мы, младшие соратники Сальери, понимаем, что простым подлогом обмануть ни себя, ни Бога не никак не может получиться. Получается, надежда была именно на то, что гениальность замысла преступления делает из него самого высокого смысла соавтором М.?
После фильма даже сложно сказать за кого больше обидно, - за реального Сальери, который был талантливее своего персонажа, или за реального Моцарта, который не был таким вульгарным пошляком.
Может быть.Того за то, другую - за это.
Вопрос, можно ли любить себя - без оглядки на безнадежную собственную небожественность.
Других проблем у нас и Сальери, вроде бы и нету.
Бедный Сальери. У него в учениках ходили Бетховен, Шуберт и Лист, а его в лузеры записали. Наверняка, это дело рук неизвестных истории завистников, все-таки человек, кроме всего прочего, важный придворный пост занимал. Однако, благодаря этому жуткому навету, мы имеем шедевр маленькой трагедии АСП.
__________________________
Спасение там, где опасность.