LB:Когда говорят, что красота - это гармония, ровным счетом ничего не объясняют, а просто заменяют одно слово другим - не менее загадочным.
Что такое гармония? Почему (для чего) она вызывает эстетическое чувство? Каково реальное (практическое) воздействие гармонии на человека?
В музыке это объективное понятие, как и в природе, птицы прекрасно знают и проявляют это знание в пении:
Благозвучие как порядок в царстве звуков, стройность в распределении интервалов, аккордов, ладов и их последований - это и есть музыкальная гармония
Так как музыкальный ряд построен на сочетании звуков, чьи частоты соотносятся как простые натуральные числа, мы имеем дело фактически с резонансами. Возникающие при этом интервалы 1:1 (унисон), 1:2 (октава), 2:3 (квинта), 3:4 (кварта) и т.д. воспринимаются как консосансы (созвучное звучание), в отличие от диссонансов. Ну и т.д., что в совокупности составляет сложную музыкальную ткань из консонансов и диссонансов, динамически меняющуюся во времени.
Центральная категория гармонии - лад. Равномерно-темперированный 12-ти тонный строй, широко распространен в европейской музыке. На Востоке широко используется пентатоника. В Индии - 22-тонный строй. В Персии, кажется раньше использовался 17-ти тонный. А в Китае еще 2000 лет назад были выяснены важнейшие особенности 53-тонного:
Китайский теоретик Цзин Фан (I век до н. э.) выполнил первые известные вычисления, указывающие на важнейшие особенностей системы 53РДО. Эта шкала, также известная как шкала Меркатора, очень хороша для приближения к пифагорейскому строю. Чистый строй и натуральный звукоряд также очень хорошо приближаются этой шкалой. Величина наименьшего нотного интервала лежит между дидимовой и пифагорейской коммами. Таким образом строй 53РДО подменяет близкие по величине, но разные натуральные коммы одинаковыми темперированными и может быть назван коммотемперированным.
Т.о., у разных человеческих культур выработан разный инструментарий музыкального выражения, но всюду используются сочетания частот, равные(или близкие) отношению натуральных чисел (резонансы)
Поэтому ответы на вопросы:
Почему (для чего) она вызывает эстетическое чувство? Каково реальное (практическое) воздействие гармонии на человека?
могут лежать в области воздействия и восприятия резонансов живыми организмами на этой планете. А т.к. явление носит далеко не узко-человеческий характер, а по-видимому универсально, то ответы могут относиться к самому существу отношений живой ткани с упорядоченными структурами, одним из частных проявлений которых являются звуковые упорядоченные структуры (музыка)
Ломает или не ломает? Со мной бывало так, что после кинофильма или концерта выходил из зала совершенно ошарашенным, выпавшим из пространства и времени: кто я? что должен дальше делать? зачем и куда теперь идти? Временное помешательство, которое до конца может и не пройти.
И со мной бывало, и сейчас, к счастью, еще бывает.
И конечно, "ломает не всегда плохо", вопрос только в объективности и всеобщности явлений. А они:
а) субъективны: одного ломает, а другого нет; для одного что-то норма, парадоксально и т.д.,для другого нет.
б) не всеобщи: находится достаточно явлений, в мире музыки и природы например, для которых процитированные в начальном посте утверждения, дают сбой.
____________
Если учитывать, что живая ткань сама является упорядоченной структурой, то ее особое отношение к другим упорядоченным структурам, акустическим, пространственным, световым, проявляющееся в "эстетическом чувстве" и сложном комплексе реакций, может лежать близко к самой природе жизни, о которой (возможно, к счастью) сейчас мало что известно человеку.
"Так как музыкальный ряд построен на сочетании звуков, чьи частоты соотносятся как простые числа, мы имеем дело фактически с резонансами. Возникающие при этом интервалы 1:1 (унисон),..."
О милые заблудшие души, рискнувшие посетить сию страницу!
Не доверяйтесь злобному дядюшке ювелиру!
Единица не является простым числом.
Только это всё не так.
Какие натуральные числа?
Корень из двух. В двенадцатой степени на каждую ступень лада умножайте.
Das Wohlteperierte Klavier.
Не я же придумал, какой-то немецкий товарищ.
(А, да знаю, знаю, что не он придумал. Он продвинул)
Jeweller: вопрос только в объективности и всеобщности явлений. А они:
а) субъективны: одного ломает, а другого нет; для одного что-то норма, парадоксально и т.д.,для другого нет.
б) не всеобщи: находится достаточно явлений, в мире музыки и природы например, для которых процитированные в начальном посте утверждения, дают сбой.
Ну, не знаю. Я говорю о эстетическом чувстве, когда оно есть, а не тогда, когда его нет. "Слепые", "глухие", не умеющие играть в шахматы - если речь идет о красоте шахмат, остаются просто за рамками эстетических обобщений.
Эстетическое чувство - это оценка и прогноз, который может быть подтвержден или опровергнут только ВРЕМЕНЕМ. Чувство предвосхищает, но не дает гарантий.
dm_litv: Das Wohlteperierte Klavier.
Не я же придумал, какой-то немецкий товарищ.
(А, да знаю, знаю, что не он придумал. Он продвинул)
ХТК это хорошо темперированный клавир, а не равномерно темперированный. Насколько знаю, тогда существовало несколько школ темперации (немецкая, французская...). В рамках каждой из них, также существовало несколько вариантов хорошей(неравномерной) темперации. В одном из таких вариантов был настроен клавир Баха, и ХТК написан под хорошую темперацию (что и отражено в названии), где сохранено много чистых интервалов, в отличие от равномерной, "грязной". Я не слышал, чтобы сейчас ХТК исполнялся в специально настроенном для этого хорошо темперированном строе, исполняют в равномерном, отчего он звучит не совсем так, как создавался.
Какие натуральные числа?
Корень из двух. В двенадцатой степени на каждую ступень лада умножайте.
1) Духовые, смычковые спокойно воспроизводят чистые интервалы натурального звукоряда, конфликт может возникнуть при соединении с клавишными, настроенными жестко в равномерной темперации.
2) Вокальное пение, народные инструменты (русская гармонь, осетинская гармошка, например). Хотя, к сожалению, и народные в диатоническом строе стали делать в равномерной(12-тоннной) темперации, что плохо, т.к. теряется чистота звучания.
3) Индийская рага - несколько вариантов 22-тонного строя на натуральных соотношениях, никакой равномерной темперации.
4) У меня написано:
у разных человеческих культур выработан разный инструментарий музыкального выражения, но всюду используются сочетания частот, равные(или близкие) отношению натуральных чисел (резонансы)
- равные(или близкие).
При том, что в равномерной темперации интервалы становятся грязными, отличия от натурального звукоряда, и соответственно от точных резонансов, составляют в большинстве 1-3 биения, что достаточно близко. Например:
квинта:
натуральный строй - 3,0000/2
равномерный строй - 2,9966/2
кварта:
натуральный строй - 4,0000/3
равномерный строй - 4,0045/3
большая терция:
натуральный строй - 5,0000/4
равномерный строй - 5,0040/4
Как Вам, уважаемый Jeweller, 14-я соната Бетховена в такой редакции?
Вот действительно, бессмертное произведение...
Правда, тут есть что то, что образно, кусками, на фильм "Меланхолия" наталкивают...
Качественный инструментал, есть свой нерв, пмм это неплохо.
Несколько дней назад нашел исполнение Артура Рубинштейна - это лучшее. Абсолютная зрелость и огромная внутренняя сила, которая в каждый момент полностью контролируется.
После Вашего поста, ув ram63k, заглянул на youtube, обнаружилось большое количество обработок 14-сонаты, мелодия конечно сама просится, но чтобы столько раз?.. Начинаешь слушать - ерунда, много банальных, неинтересных, неживых, грубых и т.д. Хотелось найти хорошую транс-обработку, но ничего интересного не попалось. Зато попалось:
Вариант Heavy Metal - здесь мне субъективно не хватило как раз heavy, интересно было бы услышать в максимально "тяжелом" варианте.
Вариант Techno - пмм, возможности техно-обработки до конца не использованы.
Это лучше. Обработка воспринимается тяжелей чем heavymetal-вариант, хотя выразительные средства другие:
Пожалуй, ув.Jeweller, у Рубинштйна и есть то, что хотел нам донести Бетховен. Варианты же с техно и металом - слух местами режет, и труднее настроится на лирический лад. В таких темпах, как бы это выразиться, ближе к немеркнущим вещам не станешь. Хотя, конечно слух "учить" и "растить" надо, а когда нам, с повседневной суетой?
ram63k: Варианты же с техно и металом - слух местами режет
еще как)
Все "лайт"версии имеют только относительную ценность когда сделаны хорошо, и антиценность, когда сделаны плохо.
С классическим исполнением сравнение вряд ли возможно - явления разных миров.
_______
ram63k: Какая то энергия идет от этого мальчика, и ничем необьяснимое внутреннее потрясение получаешь.
Выдающееся исполнение, на мой взгляд, без всяких скидок.
Так получилось, что все сезоны проекта прошли мимо меня, но недавно наверстал. Там есть несколько исполнений, интересных. Ссылки позже дам.. Очень способные дети. Иногда их исполнение можно считать вторым хрестоматийным, до такой степени вложена душа, и профессионально.