месяц назад, кстати, вышел новый английский перевод "тысячи и одной ночи", что довольно странно, потому что современный и хороший перевод уже есть и вышел он не так давно, в 2008 году.
но потребовалось еще раз перевести, чтобы избавить корпус сказок от сексизма и расизма. переводить, разумеется, поручили женщине.
я даже обомлел немножко от такой новости, потому что если из "тысячи и одной ночи" выкинуть расизм и сексизм, останутся только описания природы, да и то не все. там красной нитью через весь текст проходит, что бабам верить нельзя, особенно если в радиусе десяти километров есть хоть один человек с темным цветом кожи.
собственно, даже рамочная история целиком про это. если помните, персидской империей руководили два брата, шахрияр и кто-то там еще. и вот эти два брата жили в разных городах, и один решил навестить другого, но в последний момент решил вернуться на минуточку во дворец, а там его жена сами понимаете с кем.
и он такой: и это я, говорит, еще от дома отъехать не успел. что же будет, если я уеду надолго?
это, кстати, интересный вопрос. ну, в смысле, какие варианты, на его взгляд, были еще хуже, что он так разволновался.
так или иначе, но жену с рабом он тут же зарубил на месте, а сам поехал к брату, потому что дипломатический визит хрен отменишь. но грустил все это время. и брату про свои матримониальные проблемы тоже ничего не рассказал.
а брат пытался его развеселить, но ничего не помогало. даже на охоту шахрияр отказался ехать, и брат в итоге поехал охотиться один, за себя и за того парня.
и не успел брат уехать на охоту, как его жена — ну, вы понимаете. и, что интересно, опять расизм.
в этот момент шахрияр сразу повеселел, потому что ну всегда приятно, когда не только ты дурачок. и несколько дней ходил радостный, но потом брат вытянул из него правду, эту жену тоже, конечно, казнили, но теперь грусть одолела уже обоих.
и вот они пошли от тоски бродить по миру и увидели ифрита. который в других переводах джинн. а в третьих — шайтан. оказалось, что это одно и то же.
(империя, надо полагать, руководилась все это время сама).
и, короче, они увидели этого дымчатого мужика, испугались и залезли на дерево, хотя в целом были очень смелые, особенно в расизме и сексизме.
джинн вытащил откуда-то девушку, посадил ее под деревом, положил ей голову на колени и уснул.
это, кстати, говорит нам, что джинн был довольно маленький, не такой, как обычно показывают в кино. голова киношного джинна на женских коленях бы не поместилась.
и вот эта девушка заметила братьев на дереве и говорит: так, ребят, спускайтесь прямо сейчас и скорей вонзайте в меня свои нефритовые жезлы.
честно говоря, если сейчас на писательских курсах кто-то что-нибудь такое напишет, к нему с опаской начнут относиться. а тут нормально, сокровищница мировой литературы.
короче, братья поначалу отказывались, но угроза разбудить джинна оказалась удивительно эффективна. и они действительно спустились и вонзили.
это, кстати, свидетельствует о сильной половой конституции. мне кажется, я бы не смог. ну, то есть, тупо страшно же. к тому же, незнакомая женщина, которая проявляет ко мне интерес. наверняка сумасшедшая. с такими лучше не связываться.
но это были крепкие парни, и все вышло как нельзя лучше.
а потом эта женщина им говорит — отдавайте перстни. меня, говорит, джинн украл практически со свадьбы, и теперь я ему мщу тем, что при каждом удобном случае сплю со случайными людьми любой расы, а на память беру у мужика перстень, с вас два. а вообще их у меня уже пятьсот семьдесят.
тут снова возникает вопрос.
что если — спрашиваю для друга — у человека нет перстня.
— володя, да ты мне всю бухгалтерию рушишь!
или что бы она сказала?
но, может, конечно, в те времена у всех были перстни. или она выбирала только мужиков с перстнями. это было бы довольно разумно, кстати. многие женщины и сейчас поступают так же (это предложение нужно, если вам не хватило мизогинии в предыдущих абзацах; если хватило, игнорируйте).
в общем, у них были перстни, и все закончилось хорошо, и они опять повеселели, хотя после секса мужчина обычно грустит и засыпает. но они повеселели, потому что поняли, что если даже ифриту, он же джинн, он же шайтан, наставили рога, то это реально общая для всех мужиков проблема, это не с братьями что-то не так.
и вот они решили никогда больше не жениться, потому что женщинам доверять нельзя, но потом решили все-таки жениться, но with a twist.
и вот шахрияр женился каждую ночь на девственнице, а наутро ее убивал, чтобы она, значит, не совершила непоправимых поступков.
не очень понятно, на что он рассчитывал, но через три года девственницы закончились, осталась одна шахерезада с сестрой. ну а что было дальше, каждый знает. шахерезада начала рассказывать истории, обрывая каждую клиффхэнгером, шахрияр так проникся, что все время откладывал казнь и так далее.
(кстати, если кому-то интересно, первую брачную ночь шахерезады ее младшая сестра провела под кроватью, на которой вся эта брачная ночь происходила — не спрашивайте, почему так получилось, восток).
и это только начало, а дальше там еще жестче местами.
в общем, к новому переводу я изначально плохо отнесся, но, на самом деле, он довольно бережный, хотя расизма действительно сильно меньше, а сексизма не то чтобы нет, но к каждому сексизму написано примечание, в котором отдельно отмечается, какая этот шахрияр мразь.
черный раб, с которым согрешила жена, превратился в поваренка. все остальные черные рабы стали просто людьми с темным цветом кожи. где-то есть невинные, казалось бы, отличия — возможно, переводчица пользовалась другим списком. местами убраны стихи — а герои тысячи и одной ночи регулярно начинают разговаривать стихами — и это, пожалуй, к лучшему.
интересно, что в новом переводе у девушки ифрита не 570 перстней, а всего девяносто. но про это есть примечание!
оказывается, 570 перстней есть всего в одном источнике, во всех остальных как раз 90, но легендарный переводчик сэр ричард бертон выбрал 570, потому что так ему показалось смешнее! а дальше другие переводчики уже на него, наверное, ориентировались немножко, типа, традиция.
это настолько глупо звучит, что я даже не поверил, но сэр ричард бертон действительно так сделал и честно написал об этом в примечании к своему переводу.
вообще говоря, его примечания, пожалуй, местами интереснее самого текста. и уж точно превосходят его по количеству сексизма и расизма на квадратный сантиметр.
комментируя адюльтер жены брата шахрияра с рабом, бертон, между делом, сообщает, что это известный факт, что распутные женщины предпочитают черных, потому что у тех больше. и он, бертон, однажды измерил член одного мужика в сомали, и у того было шесть дюймов в спокойном состоянии. это вообще свойственно этой расе и (внезапно) таким африканским животным, как, например, лошади.
интересно, как это происходило. вот стоишь ты в саванне без трусов, никого не трогаешь, и тут подходит к тебе странно одетый мужик с рулеткой и говорит: старик, мне для науки, я буквально на пару минут тебя отвлеку.
и потом такой: не знаешь, где я могу найти лошадь?
поскольку одним абзацем оскорбить сразу всех не получилось, бертон также сообщает, что у арабов в среднем вообще-то меньше, чем у европейцев, а африканцы еще и сильно дольше могут всем этим заниматься, что очень нравится женщинам, и ни один нормальный мусульманин не поедет с бабой в занзибар (господи, почему именно занзибар), потому что там, куда ни плюнь, для женщины huge attractions и enormous temptations.
(может показаться, что я что-то преувеличиваю, но нет, это почти дословный перевод примечания, и это я еще не упомянул, что сэр ричард бертон подумывал там же зачем-то рассказать о практике удержания семени, но к счастью ему не хватило то ли времени, то ли места на странице).
вообще хорошо, что сэр бертон не дожил до порнхаба. сейчас бы ему нелегко пришлось.
и в результате странное, конечно, возникает ощущение.
с одной стороны, конечно, негоже вычищать сокровищницу мировой литературы. в смысле, как написано, так пускай и будет, из песни слова не выкинешь.
с другой стороны, начинаешь понимать, что в эту песню много чего успели добавить любознательные белые мужчины в панамках.
так что хрен знает. может, нужны и такие переводы тоже.
я, кстати, никогда не обращал внимания на одну деталь в рамочной истории, а тут вдруг заметил.
если помните, шахрияр три года подряд убивал по девственнице каждое утро перед завтраком, но потом связался с шахерезадой и геноцид девственниц прекратил. мы, разумеется, немного переживаем за шахерезаду, но в целом у нас есть ощущения, что на время рассказа массовые убийства прекратились.
но ведь у него был брат.
jenya: Собственно, хотел бы только ещё раз вернуться к первому посту. Публиковать романтическую переписку двух взрослых людей это низкий поступок. Попечительский совет поступил низко. Хотя и легально, поскольку это рабочие емейлы.
Я бы не судил совет так строго, ибо точной причины публикации мы не знаем (я, во всяком случае). Возможно, участники публично отрицали связь или то, что она влияла на работу. От чего создалось впечатление, что университет гоняется за ведьмами. Возможно, совет таким образом был вынужден оправдаться перед публикой за свое решение. Да и не так уж и редко публикуют выборки из частных переписок потенциальных нарушителей закона. Полные материалы многих тяжб во многих странах вообще рутинно выкладываются в онлайн, ибо, по закону, являются "общественным" достоянием. Формально, документы официального расследования, проведенного в государственном учреждении, могут попадать в такую категорию. Вымарывается только личная информация других лиц, что и было сделано в данном случае.
Кстати, в опубликованных письмах нет никакой "клубнички". Зато видно, что президент координировал свои официальные функции с любовными. Для тех, кто не совсем в курсе: президент штатовского (государственного) университета является чиновником штата Мичиган. Он играет на народные деньги и обязан делать это по установленным правилам.
PapaKarlo: Я бы не судил совет так строго, ибо точной причины публикации мы не знаем
Есть такой анекдот.
Мужик говорит приятелю, - ты знаешь, мне вчера хотели дать по морде.
- Откуда ты знаешь?
- А не хотели бы, не дали.
В наших краях известно, что у совета были плохие отношения с президентом, и они искали повода его убрать. Повод нашёлся, но к чему отказывать себе в дополнительном удовольствии. Да, возможно "могут попадать в такую категорию". Возможно, если кто-нибудь подал бы запрос, то через некоторое время (когда новостной повод давно бы прошёл) его бы удовлетворили. Но тогда мало кто прочитал бы эти письма, и эти двое избежали бы такого публичного унижения.
Бывший премьер-министр Эхуд Ольмерт обратился в мировой суд в Тель-Авиве с просьбой обязать семью еще одного бывшего премьер-министра Биньямина Нетаниягу пройти психиатрическое освидетельствование.
Supreme Court will take up Harvard, UNC affirmative action challenge
Верховный суд согласился рассмотреть иск организации азиатских студентов против Гарварда и положительной дискриминации. Они утверждают, что положительная дискриминация одних, это дискриминация других.
Что, казалось бы, и ежу понятно. Всем известно, что процентная норма была ничем иным, как положительной дискриминацией нееврейского населения Российской Империи.
В 1886 году в России была введена процентная норма для приёма евреев в гимназии и университеты. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев считал[2], что, поскольку университеты существуют на налоги, а евреи составляют лишь пять процентов населения Российской империи, то будет несправедливо, если при их склонности к наукам они займут 95% мест в университетах вместо русской молодежи.
Ещё тонкость насчёт частного университета супротив государственного
... Now that Harvard must defend its own policies, the school says it treats every applicant as an individual and looks only at race as one small piece in a holistic picture of the student. But some Asian American students who were denied admission counter that Harvard's defense amounts to subterfuge. They allege that Harvard effectively used racial quotas and discriminated against Asian Americans.
The district court, however, found scant evidence to support those claims, and in November 2020 an appeals court agreed. In their appeal to the Supreme Court, Students for Fair Admission asked justices to erase affirmative action altogether.
In the UNC case, the organization skipped over the usual step of going to the appeals court and instead appealed directly to the Supreme Court, which agreed on Friday to consider the case as a companion to the Harvard case.
The main difference between the cases is that UNC is a state school and, as such, is subject to constitutional constraints that Harvard is not. Still, Harvard must comply with federal civil rights laws, which prohibit discrimination on the basis of race. By accepting both cases, the court can consider whether that public vs. private distinction matters for affirmative action. ...
Я недавно сидел в консерватории на концерте барокко в камерных форматах, и думал, что здесь не так. Потом понял, что там почти не было китайцев, в сравнении с большим симфоническим или струнным оркестром, где их, наверное, уже больше половины.
Но и в оркестре китайцы распределены неравномерно. Поскольку большинство из них, вероятно, дети первого поколения иммигрантов, отдают их родители в основном на скрипку (вероятно, также на фортепиано), а дальше по убывающей - виолончель, альт, духовые инструменты, ну а вокалистов-китайцев среди студентов я вообще с ходу не вспомню (у меня, правда, глаз замылился).
На культорологическую тему могу добавить, что больше всего азиатов на инженерных науках, потом на точных, а на гуманитарных почти нет. На курсе же по математике по аудитории легко отличить "финансовую" математику (сплошь азиаты) от чисто теоретической (pure).
Evgeny Gleizerov: Что, казалось бы, и ежу понятно. Всем известно, что процентная норма была ничем иным, как положительной дискриминацией нееврейского населения Российской Империи.
В 1886 году в России была введена процентная норма для приёма евреев в гимназии и университеты. Обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев считал[2], что, поскольку университеты существуют на налоги, а евреи составляют лишь пять процентов населения Российской империи, то будет несправедливо, если при их склонности к наукам они займут 95% мест в университетах вместо русской молодежи.
Положительная дискриминация чистейшей воды!
В сочетании с законом о кухаркиных детях самое оно
__________________________
не надо шутить с войной
jenya: На культорологическую тему могу добавить, что больше всего азиатов на инженерных науках, потом на точных, а на гуманитарных почти нет.
интересны тут 2 момента. во-первых, насколько это поменяется в следующих поколениях - не факт, что дети финансовых математиков тоже будут интересоваться математикой, а не абстрактной живописью. а во-вторых - интересно, насколько это связано с религией: не секрет, что среди китайских мигрантов сейчас огромный (особенно по китайским меркам) процент христиан, а китайские христиане неизбежно очень фанатичные люди по своей природе: там среда не располагает, и что бы уверовать нужны прямо-таки откровения.
я об этом задумался, когда на кворе ознакомился с многочисленными стонами китайских подростков: оказывается, отвлекаться на мальчиков/девочек от учебы многим запрещено именем джизуза, а контроль осуществляется даже не за учебой, а натурально за чистотой помыслов. эти дети, у которых нет не то, что тик-тока - а просто фейсбука. и в этом смысле отличия китайцев китая от китайцев америки просто колоссальны.
кстати, а сборная собственно китая как себя чувствует на школьных олимпиадах? проигрывают американцам?
кстати, а сборная собственно китая как себя чувствует на школьных олимпиадах? проигрывают американцам?
Не знаю как это связано одно с другим, но если смотреть задания по математике выпускного школьного экзамена (аналог российского ЕГЭ), то расстановка по странам такая: Китай, ЮК,…и остальные.
saluki: а он входит в число обязательных, или это уже только для тех, кто идет в stem?
1. математика обязательна и для гуманитариев, но оценки могут быть поменьше, разумеется.
2. Но, если хочешь поступить на работу в го учреждение ("жизнь удалась"), то я бы с плохими результатами по математике, особенно не рассчитывал.
Мне приходится общаться с топовыми научными китайцами, в Европе в основном, и они часто очень активные и достигают хороших позиций, но на мой вкус скучные они какие-то.
__________________________
Audiatur et altera pars
Quantrinas: Мне приходится общаться с топовыми научными китайцами, в Европе в основном, и они часто очень активные и достигают хороших позиций, но на мой вкус скучные они какие-то.
Quantrinas: Мне приходится общаться с топовыми научными китайцами, в Европе в основном, и они часто очень активные и достигают хороших позиций, но на мой вкус скучные они какие-то.
У них подавлен фермент, расщепляющий алкоголь.
Есть такое.
Но трезвые слишком на школьных отличников зубрил похожи.
__________________________
Audiatur et altera pars
FIBM: Думаю, что в конкурсе «самые бухающие в Азии» побеждают южные корейцы.
Это, наверное, как-то связано со сложностью экзамена по математике
Да я Вас умаляю. До сих пор помню, как принимал южных корейцев на конференции на реке Серёже в далёком 19xx году. Страшное дело.
1. Южный кореец в гостях и у себя дома это «две большие разницы».
2. Заметил, что во многих темах у вас время остановилось где-то на рубеже середины 90-х.