|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Vova17: Хайдук: LB: Прошлое сохраняется не только в человеческой памяти. | А где ещё? | В Кельнском соборе, например. | Лично для меня, вот в таком виде. Чем не кукурузный початок, или копна сена? |
|
|
номер сообщения: 8-233-52254 |
|
|
|
Обережний герой: компьютерная интуиция в шахматах уже сейчас достигла человеческого уровня, ибо позволяет очень быстро оценивать позицию, при этом как и человек не думая, а извлекая решение из памяти, из специальной высокоскоростной библиотеки готовых решений и оценочных факторов. |
Госпожа Простакова недоумевала: зачем изучать географию, когда есть извозчики? Современный "продвинутый пользователь" тоже сильно удивляется: Какая-такая непостижимая интуиция? Чего трепаться о загадках творчества? Комп всё быстренько рассчитает и выдаст сильнейшее продолжение. Вот вам и вся интуиция. Давно мол она алгоритмизированна, запрограммирована безо всякой эстетики и прочей фигни.
Знаете, это уже не психология потребителя, а потребительское мировоззрение. Ну зачем, в самом деле, выращивать свиней? Возиться с навозом... - гадость какая. Ветчину ведь можно купить в ближайшем супермаркете, а свиную отбивную скушать в чистой, культурной обстановке - под музыку Вивальди ...
Спросил однажды у Хайдука
- Вы понимаете, что прежде чем нам по гладким дорогам ездить, люди может по пояс в грязи их прокладывали?
- А я когда по шоссе еду, об этом не думаю
В старые, добрые времена... Но об этом в следующий раз. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53543 |
|
|
|
Мне-то, продафцу огурцоф, негоже продавать огурцы, ЛБ |
|
|
номер сообщения: 8-233-53544 |
|
|
|
Хайдук: Мне-то, продафцу огурцоф, негоже продавать огурцы, ЛБ |
Про огурцоф не понял, но надеясь, что Вы на меня не обиделись, ув. Хайдук. Тем более, что судя по последним постам Ваше мнение изменилось, и Вы не будете уже доказывать, что гладкие дороги логики самой логикой и прокладываются. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53545 |
|
|
|
LB: судя по последним постам Ваше мнение изменилось, и Вы не будете уже доказывать, что гладкие дороги логики самой логикой и проложены. |
Никогда не сомневался, что логикой новое построить нельзя, попросту надо было найти подходящее место чувствам |
|
|
номер сообщения: 8-233-53546 |
|
|
|
Хайдук: LB: судя по последним постам Ваше мнение изменилось, и Вы не будете уже доказывать, что гладкие дороги логики самой логикой и проложены. |
Никогда не сомневался, что логикой новое построить нельзя, попросту надо было найти подходящее место чувствам |
Нашли? |
|
|
номер сообщения: 8-233-53547 |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-53548 |
|
|
|
Хайдук: надо было найти подходящее место чувствам |
Удивительно, до какой степени рационализм, ставший стержнем европейского воспитания и образования,застилает людям глаза. Ищут место тому, чем наполнена их жизнь, без чего в реальности и шага ступить не могут.
Думают, что эстетика - это в музее. Вошел в музей - эстетика началась, вышел из музея - эстетика кончилась.
В Афинах IV в. до н. э. под насмешки стародумов вроде Аристофана с его "Облаками" в азартных и педантических спорах о понятиях, запечатленных в диалогах Платона, была выработана культура дефиниции, и дефиниция стала важнейшим инструментом античного рационализма. Мышлению, даже весьма развитому, но не прошедшему через некоторую специфическую выучку, форма дефиниции чужда. Можно прочесть весь Ветхий Завет от корки до корки и не найти там ни одной формальной дефиниции; предмет выясняется не через определение, но через уподобление по типу «притчи» . Освященная тысячелетиями традиция построения высказываний продолжена и в Евангелиях: «Царство Небесное подобно» тому-то и тому-то — и ни разу мы не встречаем: «Царство Небесное есть» то-то и то-то. Единственная дефиниция на весь Новый Завет недаром встречается в Послании к евреям (гл. 11, ст. I), которое очень выделяется в новозаветном корпусе своей сообразованностью с некоторыми греческими нормами построения текста...
С.С. Аверинцев |
«Вся философия есть «критика языка» (Л.Витгенштейн) |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-53553 |
|
|
|
То, что было выработано греками - только это и создает предпосылки для корректной и плодотворной дискуссии. Только это вводит нас в царство разума, где можно отстаивать свое мнение, опираясь на факты и выводы. Мышление же с помощью уподоблений насквозь авторитарно. Необходимой его предпосылкой является возведение самого себя в ранг монопольного обладателя абсолютной истины, чьи высказывания не обсуждаются, а принимаются на веру.Правда, это верно только в том случае, если подобное мышление практикуется в метафизике и религии.В литературе оно становится элементом эстетической игры, художник не присваивает себе иррациональный авторитет и ведет диалог с читателем, как равный с равным. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53554 |
|
|
|
Конкретная и плодотворная дискуссия в области метафизики - это оксюморон. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53567 |
|
|
|
в азартных и педантических спорах о понятиях, запечатленных в диалогах Платона, была выработана культура дефиниции, и дефиниция стала важнейшим инструментом античного рационализма. Мышлению, даже весьма развитому, но не прошедшему через некоторую специфическую выучку, форма дефиниции чужда. |
Дефиниция (или не) не так уж фатальная, если сходным образом понимать некоторый контекст, а расхождения (локальные) можно быстро устранить сходу. Понимание намного важнее. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53570 |
|
|
|
LB: Хайдук: надо было найти подходящее место чувствам |
Удивительно, до какой степени рационализм, ставший стержнем европейского воспитания и образования,застилает людям глаза. Ищут место тому, чем наполнена их жизнь, без чего в реальности и шага ступить не могут.
Думают, что эстетика - это в музее. Вошел в музей - эстетика началась, вышел из музея - эстетика кончилась. |
Эстетика вездесуща, конечно, спору нет. Даже когда прозябает всуе, человеку приятно чувствуется все-таки. Не всегда охотно расстаёмся с ленью, но обычно НЕ ненавидим того, чем приходится заниматься, развлекаться или зарабатывать на жизнь.
Правильно ли Вас понял?
ЗЫ. Как понимать философскую эстетику, что это такое? |
|
|
номер сообщения: 8-233-53573 |
|
|
|
Pirron: Мышление же с помощью уподоблений насквозь авторитарно. Необходимой его предпосылкой является возведение самого себя в ранг монопольного обладателя абсолютной истины, чьи высказывания не обсуждаются, а принимаются на веру. Правда, это верно только в том случае, если подобное мышление практикуется в метафизике и религии. |
Обязательно ли должно быть авторитарным уподобление? И почему в метафизике? Что такое метафизика? |
|
|
номер сообщения: 8-233-53575 |
|
|
|
Хайдук: Что такое метафизика? |
По-моему, "метафизика" - дурное слово, считающееся в приличном обществе ругательством и оскорблением. Оно обозначает отсталость и косность мышления - всё то зло, в борьбе с которым сформировалась и обрела силу диалектика.
P.S. Разговор про эстетику давайте отложим до завтра, извините - дикий цейтнот |
|
|
номер сообщения: 8-233-53579 |
|
|
|
Хайдук: Pirron: Мышление же с помощью уподоблений насквозь авторитарно. Необходимой его предпосылкой является возведение самого себя в ранг монопольного обладателя абсолютной истины, чьи высказывания не обсуждаются, а принимаются на веру. Правда, это верно только в том случае, если подобное мышление практикуется в метафизике и религии. |
Обязательно ли должно быть авторитарным уподобление? И почему в метафизике? Что такое метафизика? |
Мне кажется, Хайдук, что высказывания типа "царство божие есть то-то и то-то" легче рационально обсуждать, их можно доказывать и опровергать, в их пользу можно высказывать аргументы и с этими аргументами можно не соглашаться. Высказывания же типа "царство божие подобно" - после чего следует образ или притча, практически не поддаются рациональному обсуждению. Это безопасно в искусстве, но опасно в том случае, если человек встал в позу провозглашателя истины. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53588 |
|
|
|
Pirron: Высказывания же типа "царство божие подобно" - после чего следует образ или притча, практически не поддаются рациональному обсуждению. |
И это хорошо. Не всё доступно рациональному обсуждению.
__________________________
Спасение там, где опасность. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53591 |
|
|
|
Пиррон, Вы считаете, что философия ближе к математике, чем к литературе? |
|
|
номер сообщения: 8-233-53594 |
|
|
|
Рационализм комфортен. Это такой дом, где поддерживается строгий порядок, всё разложено по своим местам. Толстые стены отгораживают от хаоса реальности, от прошлого, создавшего этот дом, от самого времени. Но не выходить из этого дома нельзя - иначе он просто рухнет... А природа, реальность за пределами этого комфорта рациональности, не знает языка понятий. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53595 |
|
|
|
LB: Пиррон, Вы считаете, что философия ближе к математике, чем к литературе? |
А Вы как считаете, ЛБ ? |
|
|
номер сообщения: 8-233-53596 |
|
|
|
Рационализм изощреннее, чем о нем думают |
|
|
номер сообщения: 8-233-53597 |
|
|
|
Хайдук: Рационализм изощреннее, чем о нем думают |
По-моему, именно изощренность рационализма создает иллюзию его всеохватности и всесильности. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53598 |
|
|
|
Хайдук: LB: Пиррон, Вы считаете, что философия ближе к математике, чем к литературе? |
А Вы как считаете, ЛБ ? |
Образно говоря, философия как и литература(искусство вообще) занимается стратегией [жизни], и поэтому не может претендовать на "точный расчет вариантов". В отличие от претензий метафизики. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53599 |
|
|
|
Vova17: Pirron: Высказывания же типа "царство божие подобно" - после чего следует образ или притча, практически не поддаются рациональному обсуждению. |
И это хорошо. Не всё доступно рациональному обсуждению.
|
Нельзя сказать, что я с этим совсем не согласен. Просто я хотел подчеркнуть заслуги греков, создавших такое измерение в нашей культуре, где разногласия можно разрешить с помощью корректной дискуссии, а не с помощью костров инквизиции. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53601 |
|
|
|
LB: Пиррон, Вы считаете, что философия ближе к математике, чем к литературе? |
Я думаю, она как раз где-то посредине между математикой и литературой.Какой-то из философов при этом ближе к математике, какой-то - к литературе.В утрированной форме это можно выразить так: философ - это человек, который изучает математику для того, чтобы потом заниматься литературой. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53602 |
|
|
|
Мне всё-таки кажется, что философия по природе своей, по назначению ближе к искусству. Несмотря на то, что философия, бывало, и отстаивала рационализм, и сама принимала его форму, как, например, у Спинозы
Спора нет, рациональность - великое достижение человечества. Но когда претензии рацио превышают его возможности, когда он становится в культуре этакой "собакой на сене", экспансии рационализма необходимо противодействовать.
Вероятно, самый большой грех рационализма - пренебрежение тем, что мы называем "душой", как каким-то рудиментом, мешающим прогрессу. На самом же деле, ни люди, ни "роботы" (в кавычках), без которых, человечество вероятно, не обойдется, без души существовать не могут. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53607 |
|
|
|
На днях написал такое на КФ:
По существу философия это мифология сегодняшнего дня..., свидетельствует бОльше о субъективном мире и ценностях нашего брата, чем о реальности out there. Даже у греков объективные изыскания и результаты были перемешаны с мифологическими измышлениями башки - ранний человек попросту не мог уйти от мифологического восприятия окружающего мира. Сегодня наука наконец отмежевалась от мифов или так кажется. Она остаётся частью (антропоморфной по определению) культуры, но все-таки особой частью, не так уж антропоморфной (давеча ув. Roger хотел убедить меня в противном, но я уперся усами ). Философия или скорее часть её натурфилософия остаются как-бы пуповиной, связывающей науку с откровенными мифологическими грезами наших недавних предков. Было бы очень интересно сравнить нашу науку (и технологии) с таковыми иной продвинутой, внеземной цивилизации. |
|
|
номер сообщения: 8-233-53622 |
|
|
|
Хайдук: LB: Хайдук: надо было найти подходящее место чувствам |
Удивительно, до какой степени рационализм, ставший стержнем европейского воспитания и образования,застилает людям глаза. Ищут место тому, чем наполнена их жизнь, без чего в реальности и шага ступить не могут.
Думают, что эстетика - это в музее. Вошел в музей - эстетика началась, вышел из музея - эстетика кончилась. |
Эстетика вездесуща, конечно, спору нет. Даже когда прозябает всуе, человеку приятно чувствуется все-таки. Не всегда охотно расстаёмся с ленью, но обычно НЕ ненавидим того, чем приходится заниматься, развлекаться или зарабатывать на жизнь.
Правильно ли Вас понял?
|
Послушаем Гегеля:
«Философия должна выдержать напор всякого рода заподазриваний и отсоветований. Она существует лишь как некая внутренняя необходимость, которая сильнее субъекта, которая не дает ему покоя и неустанно побуждает его дух двигаться дальше, дабы он превозмог и добыл достойное разума. Источником (этой науки) является лишь интерес к предмету и истине».
Понимаете: не польза, не всеобщее благо, не деньги и признание, не честолюбие, а простой человеческий интерес к предмету.
В сущности, интересное, как и прекрасное - эстетическая категория. Интерес основан на чувстве.
Эстетическое чувство всегда идет впереди рассудочного обоснования и прокладывает ему дорогу. Такое моё мнение.
И любимый Гегелем афоризм:
«Хулящий философию обретет уважение толпы» (Цицерон)
|
|
|
|
номер сообщения: 8-233-53776 |
|
|
|
LB: не польза, не всеобщее благо, не деньги и признание, не честолюбие, а простой человеческий интерес к предмету. В сущности, интересное, как и прекрасное - эстетическая категория.
Интерес основан на чувстве. Эстетическое чувство всегда идет впереди рассудочного обоснования и прокладывает ему дорогу. |
|
|
|
номер сообщения: 8-233-53817 |
|
|
|
«Призвание человека - быть вечным учеником у беспредельной диалектики Универсума. История земного человеческого общества есть лишь подготовка наша к дальнейшим, более высоким ступеням космической эволюции. Это - подготовка к тому, чтобы стать достойными космического со-творчества в беспредельной диалектике Универсума»
Г.С. Батищев
|
|
|
|
номер сообщения: 8-233-55092 |
|
|
|
Не хфатит сил/ресурсоф человечеству на космическое уж-де со-творчество с Универсумом, ЛБ, скорее всего.
ЗЫ. Заметил, кстати, как-бы привычку к обольщению уж-де красивыми афористическими сентенциями кем попало. Как по мне, так лучше меньше да лучше (смысла) |
|
|
номер сообщения: 8-233-55093 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|