Гугл напомнил, что в 2010 году в эти дни мы ездили в кемпинг в Висконсине на выходные (сосновый лес, мечта). В машине сочиняли стихи тестю (не сохранились), стихи сопровождали подарок: книжку ЖЗЛ про Окуджаву. У меня записан только промежуточный вариант одного четверостишия:
Хотят и молодой метис,
И пожилой мулат
Постичь как рисовал Матисс
И как писал Булат.
Этнический состав программы по физики для школьников примерно такой. Ходят 20 человек. "Белых" в сумме двое: один целиком, у одной папа, у другого мама (украинка). Азиатов трое: два полных (в смысле круглых) китайца, у третьего мама китаянка, папа японец. Остальные индийцы. Я продвигаюсь достаточно быстро, две трети следят хорошо, трети тяжело. Каждый день два часа (с небольшим перерывом на кидание летающей тарелки) рассказываю про квантовую физику начала двадцатого века, дальше час говорит приглашённый лектор. Сегодня Д. развлекал школьников рассказом о том, как он бросил физику и перешёл в программирование. Был чрезвычайно убедителен. Боюсь, завтра ко мне никто не придёт, как в том рассказе О. Генри про хитроумный бизнес-план торговли алкоголем в сочетании с прочувствованной речью о вреде пьянства.
Делал некий поиск, набрёл на такой обмен репликами
Илья Одесский: Ну, начинается. Уже и Рошаля сюда же притянули. И пишет, разумеется, аноним. Не знаю, что сделал для русскоязычной шахматной журналистики некий "претендент", но знаю, что сделал Рошаль. Он сделал Журнал.
Pretendent: Илюша, дак ты меня не признал?! Ну что ж, могет быть, богатым стану когда-нибудь)))))))))))))) Правда, вряд ли мне по силам уловить, какое отношение имеют мои пусть и ничтожные заслуги к статье Гвоздева и личности Рошаля и что дурного я сказал о последнем, но в конце концов форум - он ведь и создан не для глубокомысленных рассуждений, а чтоб потрепаться))))
Илья Одесский:
Pretendent: Илюша, дак ты меня не признал?!
И опять вспомнился Довлатов:
"Донос был анонимный.
Отца пригласили в дирекцию. Показали ему злополучную бумагу. Отец вынул лупу и говорит:
- Позвольте взглянуть?
Ему разрешили.
Он склонился над бумагой. Через минуту раздалось тихое бормотание:
- Так... Нажим в заглавных буквах... Шатен... Промежуток между "бэ" и твердым знаком... Узкие глаза... Незамкнутый овал... Курит одну сигарету за другой... "Эр", переходящее в "е"... Ботинки сорок третьего размера... Хорошо... Короткий росчерк над буквой "дэ"... Усы... Перекладина... Оборванная линия...Шурка Богуславский...
Затем отец поднялся и торжественно воскликнул:
- Это написал Шурик Богуславский!"
Что ж, попробую и я.
- Так...
Илюша
неоправданное панибратство...
Гвоздев - старинный приятель Рошаля, когда-то работал в "64" ответсеком.
что-то знает про "64",
Уровень у дяди Лени
бестолковое добросердечие...
2-я математическая, где учились какие-то жутко гениальные дети (надо же, и мне в гениях довелось походить)
имеет отношение к физматшколе...
Удачи во всем
незадирист и отходчив... и похоже, действительно знакомы.
Затем Одесский поднялся и торжественно воскликнул:
- Это написал журналист Панеях!
Да ладно - он просто узнал у кого-то, что это написал Панеях. Даже я откуда-то знал, что "претендент" - это Панеях, хотя личностью "претендента" никогда специально не интересовался. И не знал, кто такой Панеях.
Да, Е.Г. вот тоже часто выдвигает аргумент про анонима. И тут не совсем понятно, ну ответит человек, что он Чалкин или Залкинд, играет в силу слабого первого разряда и работает инженером-химиком, и что дальше? То есть, с одной стороны, хорошо знать, с каким мировоззрением ты споришь, проще формулировать аргументы. Для критики слева нужен один ответ, а для критики справа - другой. С другой стороны, знать именно фамилию для этого нет необходимости.
Я был свидетелем того, как у человека, подписавшегося именем и фамилией, спросили, каков его ник на форуме Чесспро - чтобы лучше понимать, с кем имеют дело.
Не знаю, где это было, но здесь на форуме я припоминаю всего два случая, когда люди, обычно пишущие под ником, представлялись своим полным именем. В одном случае, давно, это сделал Сэд. В другом, сравнительно недавно, меш/мерш/скептик. В обоих случаях это произошло, когда они ощутили себя обиженными.
Солженицын, Войнович, Максимов могли совмещать свое писательство с диссидентством, потому что отвечали только за себя. Я же, работая в театре и кино, становился ответчиком за коллектив. Фильм, в титрах которого значится Юлий Ким, могли положить на полку, а спектакль с моим именем на афише – закрыть. Поэтому я стал Ю. Михайловым. Это продолжалось с 69-го по 85-й год, когда Булат Окуджава своим очерком “Запоздалый комплимент”, посвященным мне в “Литературной газете”, этот псевдоним отменил. То есть он начал писать обо мне как о Ю. Михайлове, но где-то в середине его прорвало: “Да какой там Ю. Михайлов, когда все мы знаем, что это Юлий Ким!” Это было уже горбачевское время, уже повеяло перестроечным духом. И я вернулся к своей, как говорится, “девичьей фамилии”.
Мне этот Ю,Михайлов чем-то нравился. Собственно говоря, он владел стихосложением не лучше маститых советских поэтов-песенников, а с Р.Рождественским вообще в этом смысле конкурировать не мог. Но, тем не менее, он как-то выделялся на общем фоне. По_моему, я впервые услышал песню на его стихи в каком-то детском фильме. Там были такие слова:
Как все просто удается на словах и на бумаге,
как легко на гладкой карте стрелку прочертить.
А потом идти придется через горы и овраги.
Так что прежде, человечек, выучись ходить.
Мне лень проверять - по-моему, это был его текст. Почему-то он мне понравился, и я стал следить за творчеством этого Ю.Михайлова, и он мне был симпатичен. Но в качестве Юлия Кима он как-то чересчур обнаглел, стал слишком самодоволен. У него противный голос и полностью отсутствуют способности к музыке. Тем не менее он уверен, что прекрасно исполняет свои песни, и даже порой вносит коррективы в сочинения тех композиторов, которые написали музыку на его текст. Например, однажды он хвастался, что не согласился с мнением Гладкова, и на концертах одну песню из "Двенадцати стульев" исполняет по-своему - точней, одно место из этой песни. И после этого издал какой-то ослиный рев, от которого, впрочем, даже у осла завяли бы уши. Хотя, может, это я чего-то не понимаю в его пении - ведь народ на его концерты ходит охотно.
Я в принципе не способен воспринимать музыку, но тексты Кима мне кажутся абсолютно заурядными. Например, к Окуджаве я сейчас равнодушен, но того, что это значительный поэт, отрицать не могу. А этот король мне кажется голым.
Ким: ...Окуджава своим очерком “Запоздалый комплимент” ... Это было уже горбачевское время, уже повеяло перестроечным духом.
Выходит, Окуджава первым почувствовал, что пахнет перестроечным духом.
Его статья вышла 4 апреля 1985, когда о переменах только мечтали. Само слово у Горбачева появилось 23 апреля 1985, и то лишь в смысле "перестройки хозяйственного управления".
А "горбачевским духом" в области культуры по-настоящему запахло в 1986-м.
Это я к тому, что публикация статьи в тот момент была проявлением немалой смелости - точно знать, куда повернет дело, главред еще не мог.
Первыми проявлениеми этого "духа" были публикации Н. Гумилёва и возвращение в кинозалы Тарковского. То и другое, если не ошибаюсь - осень 1986.
"Перестройка и ускорение" первоначально понимались полностью в андроповском духе, да Горбачёв и был птенец гнезда Андропова. В 1985 году и намёка на либерализацию не было.
Намёки на изменения определённо были. Уж не знаю, кто на какие рассчитывал. Яковлев стал заведующим отделом пропаганды уже летом 1985 года. Были и другие знаки наверное.
__________________________
Audiatur et altera pars
Evgeny Gleizerov: Первыми проявлениеми этого "духа" были публикации Н. Гумилёва и возвращение в кинозалы Тарковского. То и другое, если не ошибаюсь - осень 1986.
"Перестройка и ускорение" первоначально понимались полностью в андроповском духе, да Горбачёв и был птенец гнезда Андропова. В 1985 году и намёка на либерализацию не было.
Совершенно верно. Единственное, у Андропова это называлось "совершенствованием развитого социализма".
Roger: Я так понимаю, это в порядке перевоспитания Пиррона.
А ведь были заметки в газетах, как прекратились безобразия на автобусной остановке, когда там установили транслятор классической музыки. Ударим пятым концертом Моцарта по бездорожью и разгильдяйству!
Я не раз защищал Кима в разговорах со Львом Харитоном, но Лев умер, и сейчас у меня меньше мотивации. Разве что дам ссылку на свой старый пост, с тех раз я ходил на его концерты раз пять и даже один раз вёз Ю.Ч. с полдороги из Индианаполиса в Энн Арбор, Ю.А. кормила его супом, а Д. играл ему на маримбе. Ну и может стоит напомнить, что название треда - это строчка из Кима. В мае мы ездили в Израиль, в результате племянники и племянницы наконец-то прониклись и распевают эту зажигательную песенку при каждом удобном и неудобном случае.
Можно ещё добавить, что Ким, писавший в Израиле на мотив Дунаевского
С гулькин нос страна моя родная,
Очень мало в ней лесов полей и рек,
Но другой такой страны не знаю,
Где так счастлив русский человек!
написал культовую для еврейского национального самосознания вещь. Они с Дашкевичем переложили псалом 137. Есть редкая запись, как он исполняет это Валентину Никулину в ранних девяностых в Иерусалиме в частной квартире. Вот более поздняя запись
Как первая песня была заставкой к передаче "В гостях у сказки" на советском тв, так вторая является заставкой к передаче Ирушалаим на девятом канале израильского тв.
Мне перестойка запомнилась с 1987. Летом мы со школой ездили на "Белую Ладью" в Пинск, и в автобусе в Пинске я распевал строчки на мотив "в траве сидел кузнечик"
Под знаменем марксизма
Марксизма-ленинизма
Идём, идём к победе
К победе коммунизма
Представьте себе, представьте себе, -
К победе коммунизма!
Представьте себе, представьте себе, -
К победе коммунизма!
А осенью того же 1987 года впервые напечатали Галича, которого я тогда знал наизусть.
У меня все эти ветры перемен дули в паруса моей личной жизни. В 1986 году я женился и у меня родилась дочь. Нужно было как-то кормить семью, а в новых условиях моя профессия оказалась никому не нужна. Судьба, правда, предоставила мне шанс стать помощником депутата, но я его профукал.
__________________________
Спасение там, где опасность.
jenya: Можно ещё добавить, что Ким написал культовую для еврейского национального самосознания вещь. Они с Дашкевичем переложили псалом 137.
При всём уважении к вам, тёзка, это высказывание представляется мне ярко юдофобским. Если уж вот это вот вытьё - культовая для национального самосознания вещь... Я не про псалом, а про переложение.
86-й - достаточно счастливый для меня год: год моего дембеля. Помню, с каким изумлением и радостью я замечал в окне поезда пейзажи уже не казахстанской, чуждой мне по духу, а настоящей русской природы. Доехав же наконец до Москвы, я бестолку пробродил по улицам часа два - и вдруг словно бы оказался в сказке. Никогда я не видел ничего более удивительного и прекрасного, хотя это был всего лишь Арбат. Полностью одичавший, но быстро вновь превращающийся в цивилизованного человека, я включил вечером телевизор - и впервые узнал, что в стране идет перестройка.
jenya: Можно ещё добавить, что Ким написал культовую для еврейского национального самосознания вещь. Они с Дашкевичем переложили псалом 137.
При всём уважении к вам, тёзка, это высказывание представляется мне ярко юдофобским. Если уж вот это вот вытьё - культовая для национального самосознания вещь... Я не про псалом, а про переложение.
Я-то собирался сделать юдофильское высказывание :)
Но культовость определяется не только мной с Вами, а неким общественным сознанием.
В круге моих бывших и нынешних израильских знакомых это так оно и есть, и передача тоже не зря взяла такую заставку.
Pirron: 86-й - достаточно счастливый для меня год: год моего дембеля. Помню, с каким изумлением и радостью я замечал в окне поезда пейзажи уже не чуждой мне казахстанской, а настоящей русской природы. Доехав же наконец до Москвы, я бестолку пробродил по улицам часа два - и вдруг словно бы оказался в сказке. Никогда я не видел ничего более удивительного и прекрасного, хотя это был всего лишь Арбат. Полностью одичавший, но быстро вновь превращающийся в цивилизованного человека, я включил вечером телевизор - и впервые узнал, что в стране идет перестройка
Я как-то видел передачу с Ахеджаковой. Она рассказала про некого благодарного зрителя, написавшего ей письмо. Человек сидел в тюряге и при выходе ему выдали какую-то минимальную сумму денег. На эти деньги он вымылся в бане и пошёл в кино на "Служебный роман". Это было самым счастливым событием его жизни, особенно ему понравилась секретарша. "Вы моя свобода!" - писал он Ахеджаковой.