|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как известно, человек пока ещё превосходит программы в оценке крепостей и игре в закрытых позициях. А также, видимо, в борьбе планов.
Хорошая иллюстрация борьбы планов вот такая позиция:
Ход чёрных, у них есть выигрывающий план, для человека довольно несложный концептуально, но программы его не видят. Или уже видят? |
|
|
|
|
Обережний герой: Ход чёрных, у них есть выигрывающий план, для человека довольно несложный концептуально, но программы его не видят. Или уже видят? |
Может не видят, но уже досчитываются (если не нашли более короткого счетного, случайного пути к выигрышу). А это все равно, что видят |
|
|
номер сообщения: 54-36-1832 |
|
|
|
По утверждению эдвансера, он гонял программы, но они не видели. А он нашёл план и выиграл.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1833 |
|
|
|
Обережний герой: По утверждению эдвансера, он гонял программы, но они не видели. А он нашёл план и выиграл. |
К сожалению или скорее к счастью, 100%-ых планов редко бывает, всегда приплетаются случайные ходы-исключения, готовые угробить план. Потому как шахматы хаотическая игра |
|
|
номер сообщения: 54-36-1834 |
|
|
|
Компьютерные программы сильнее человека в счете вариантов, лучше разбираются в комбинационных хитросплетениях? Может быть...
Но на что человеку дана интуиция?
Приведу простенький пример (знакомый любому мотив):
Jester_Buffoon - Guest101387 [A04]
Дружеская партия, 2m + 0s PlayChess (Cafe), 24.04.2009
14. Bxh7+!
Ну какой человек откажет себе в подобном удовольствии?!
А на какой глубине ваши программы отдадут предпочтение жертве? Последите за динамикой оценок.
14... Kxh7 15. Ng5+ Kh6
16. Nde4+- (или 16. Ndf3 - дело вкуса? - о вкусах некогда спорить...).
Соперник стал надолго задумываться над каждым ходом и уронил флаг в уже практически безнадежной позиции...
"Типовая комбинация"?
GOD IS GREAT
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-1835 |
|
|
|
У меня компьютер и программа не лучшие, но поставил на обдумывание, оценка металась от -3 до +2 и устаканилась после 35 минут обдумывания на +0.6. Дальше не стал ждать, сыграл по машине 16. ...Bc8.17.Qe2Bb7.18.Qe3Qc8.19.Nd6cd.20.cd
В-общем, мой компьютер убедительного выигрыша за белых не нашёл.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1837 |
|
|
|
Обережний герой: Как известно, человек пока ещё превосходит программы в оценке крепостей и игре в закрытых позициях. А также, видимо, в борьбе планов.
Хорошая иллюстрация борьбы планов вот такая позиция:
Ход чёрных, у них есть выигрывающий план, для человека довольно несложный концептуально, но программы его не видят. Или уже видят? |
Интересная позиция. Как продолжалась партия? Каков план? |
|
|
номер сообщения: 54-36-1842 |
|
|
|
Точного продолжения партии не знаю, но приблизительный вариант такой:
"1. ... g6! 2. hg Kg7! 3. Rd1 Qh8 4. Qg3 Rh4 5. Qe3 Rh2+ 6. Kf1 Qh4 7. Qg3 Qh6 8. Qe3 Rd8 9. Re1 Rh1+ 10. Ke2 Qh2+ 11. Qf2 R:d4 12. Q:h2 R:h2+ 13. Kf1 Rd5 14. Rb1 Rh1+ 15. Rg1 R:g1+ 16. K:g1 K:g6 17. Ke3 R:c5
у чёрных две лишние пешки, более активная позиция и Рыбья оценка -3,29"
Основа плана - захват линии h посредством жертвы пешки и создания у белых лишней проходной пешки на g6. На такое и человеку трудно решиться, не то что машине. Но при определённой глубине программа должна этот вариант осилить.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1843 |
|
|
|
Обережний герой: У меня компьютер и программа не лучшие, но поставил на обдумывание, оценка металась от -3 до +2 и устаканилась после 35 минут обдумывания на +0.6. Дальше не стал ждать, сыграл по машине 16. ...Bc8.17.Qe2Bb7.18.Qe3Qc8.19.Nd6cd.20.cd
В-общем, мой компьютер убедительного выигрыша за белых не нашёл. | А что за программа и что за машина, если не секрет?
Из приведенного Вами варианта подкиньте-ка им вот это:
18. Rd1 Qc8 19. Bc1.
Какова оценка и что предлагается за черных?
P.S.
Надеюсь, найдут что-нибудь посильнее, чем, например,
19... Nxe5 20. Nxf7+ Kg6??
(20... Kh7 21. Qh5+ Kg8 22. Neg5 Bxg5 23. hxg5+-)
21. Qh5+!! Kxh5 22. Nxe5.
Пешка стоит ферзя?
GOD IS GREAT
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-1844 |
|
|
|
Общие сображения. Три минуты, а пять - так вообще! скажем, Джуниора или тем более Рыбки,
- и - у гроссов нет вопросов: ясно, что сильнейшее продолжение.
У Каспарова в главе про Алехина написано, что в расчете самого сильного
гроссмейстера на пять ходов вперед ошибка обязательно будет.
А железка считает уже ходов 10 полных (не полуходов). И как с такой тягаться?
Я не прав? |
|
|
номер сообщения: 54-36-1845 |
|
|
|
У меня программа Crafty-20.14. Компьютер Athlon 64 X2 5000+ память 1.93 ГБ.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1846 |
|
|
|
Из приведенного Вами варианта подкиньте-ка им вот это:
18. Rd1 Qc8 19. Bc1.
Какова оценка и что предлагается за черных?
|
Приведите, пожалуста, полный текст партии, а то моя программа не позволяет вводить произвольную расстановку (или я не знаю, как это делается), так что каждый раз нужно творчески выставлять позицию из начальльной.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1847 |
|
|
|
Обережний герой: У меня программа Crafty-20.14. Компьютер Athlon 64 X2 5000+ память 1.93 ГБ. | Странно... "Фрицанутые" Dell'ки (не только последние модели, но даже и допотопный Dell OptiPlex с 512 MB RAM) после легкого направляющего пинка достаточно уважительно оценивают "человечность". Приведите, пожалуста, полный текст партии, а то моя программа не позволяет вводить произвольную расстановку (или я не знаю, как это делается), так что каждый раз нужно творчески выставлять позицию из начальльной. | Творчески - это здорово!
А текст... Да ну его - так,.. поденщина, рутинушка, стряпня на скорую руку, сыгралось - забылось. Таких двухминуток у меня за сутки порой по 3-4 сотни на PlayChess набирается, стоит ли эту лабуду ворошить?
Но позиция-то хороша, а?
1r1qnrk1/2pbbppp/2n1p3/ppP1P3/7P/1P1B1N2/PB1N1PP1/2RQK2R w K - 0 14
По-человечески: 14. Bxh7+!
И плевать мне на оценки трусливых программ...
1rq1nr2/1bp1b1p1/4p3/ppP1N2k/4N2P/1P6/P4PP1/2BRK2R b K - 0 22
P.S.
Hiarcs - умничка! Самая человечная прогушка.
GOD IS GREAT
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-1848 |
|
|
|
DenKa: Обережний герой: Как известно, человек пока ещё превосходит программы в оценке крепостей и игре в закрытых позициях. А также, видимо, в борьбе планов.
Хорошая иллюстрация борьбы планов вот такая позиция:
Ход чёрных, у них есть выигрывающий план, для человека довольно несложный концептуально, но программы его не видят. Или уже видят? |
Интересная позиция. Как продолжалась партия? Каков план? |
А вот как развивалась моя партия с программой:
1....g6. 2.Qh3 Qh8.2.hg+ Kg7. 3.Qg3 Rh1. 4.b4 a4. 5.Re2 Ra1.
ни один из этих "моих" ходов программа не выводила на первую линию, но после этого дала -2.77.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1849 |
|
|
|
Из приведенного Вами варианта подкиньте-ка им вот это:
18. Rd1 Qc8 19. Bc1.
Какова оценка и что предлагается за черных?
|
Да, такого нападения моя программа не выдержала.
После 19. ...g6. 20.N:e6+ Kh7. 21.N:f8+ B:f8. 22.e6 она почувстовала себя плохо.
Мне и самому не нравился план с Nd6, смотрится не туда, атака то на короля.
Вы же вполне по человечески подтянули к атаке на короля все фигуры.
Видимо, в дебюте, при атаке на короля человек действительно сильнее, это напоминает го, когда машина ввиду больших вычислительных сложностей не находит правильного решения, а для человека и без вычислений ясен правильный стратегический план - вскрытие неприятельского кололя и атака на него всеми силами.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1850 |
|
|
|
Обережний герой: Да, такого нападения моя программа не выдержала.
... она почувстовала себя плохо. | А каково было человеку, игравшему черными? Мне и самому не нравился план с Nd6, смотрится не туда, атака то на короля.
Вы же вполне по человечески подтянули к атаке на короля все фигуры.
Видимо, в дебюте, при атаке на короля человек действительно сильнее, это напоминает го, когда машина ввиду больших вычислительных сложностей не находит правильного решения, а для человека и без вычислений ясен правильный стратегический план - вскрытие неприятельского кололя и атака на него всеми силами. | Rybka, Hiarcs, некоторые проги-"гамбитеры" выводят, конечно, эту жертву на 1-ю линию. Но, в зависимости от "производственных мощностей", за слишком большое для двухминутного блица время. А человек-то все это знает-помнит-чувствует! Принятие правильного решения в определенной, уже создавшейся позиции - это довольно просто, а вот создать, подготовить? Даром я от рокировки отказался и метнул пешку на h4?
О каких птичках-рыбках соперник думал - это уже другой вопрос...
P.S.
Ваша тема перекликается с "Человек - комп. Бессмысленность и Смысл", там есть несколько "странных партий" (54-15-1814, 54-15-1816, 54-15-1836) - странных для прог, но вполне понятных любому человеку.
GOD IS GREAT
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-1851 |
|
|
|
Человек лучше чувствует позиционные ничьи.
Вот, например, Crafty 23.0 упорно ставит +2 в ничейной позиции
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1897 |
|
|
|
Не говоря уже о традиционных крепостях
Crafty 23.0 даёт оценку -15.68 в пользу чёрных.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-1898 |
|
|
|
Обережний герой: Видимо, в дебюте, при атаке на короля человек действительно сильнее, это напоминает го, когда машина ввиду больших вычислительных сложностей не находит правильного решения, а для человека и без вычислений ясен правильный стратегический план - вскрытие неприятельского кололя и атака на него всеми силами. |
И в дебюте стратегически мыслящий человек без машины как без рук ..
Ведь выяснять корректность жертвы и атаки приходится все же при помощи программы ..
:-) |
|
|
номер сообщения: 54-36-1905 |
|
|
|
Человек сильне компьютера в абсолютно любой позиции при условие, что человек имеет с собой кувалду!
__________________________
Я против софийских правил |
|
|
номер сообщения: 54-36-2008 |
|
|
|
Николай Байтов "Проект новых шахмат"
После того, как Крамник с трудом свёл вничью матч с компьютером, мне пришло в голову некое соображение, позволяющее перевести шахматы в чисто человеческую интеллектуальную область, — во всяком случае, в область, недоступную алгоритмам.
Соображение простое: надо всего лишь ввести в шахматах какую-нибудь вторую цель. Задача оптимизации с тремя целевыми функциями (или с тремя параметрами) — в принципе неразрешима средствами математики (как неразрешима задача движения трёх тел, связанных гравитацией). Но думаю, что и двух целей в шахматах будет достаточно для того, чтобы компьютер навсегда оставил надежду тягаться с человеком в этом виде спорта.
Вторую цель можно сделать более сложной — допускающей симуляционные стратегии (попросту говоря — блеф). Сейчас в шахматах противники ясно видят намерения друг друга. «Зашифроваться» невозможно. Загадки возникают только для дилетантов. Надо сделать так, чтобы загадку приходилось разгадывать игроку любой квалификации…
В качестве второй цели могу предложить, например, такую — каждый из играющих перед началом партии записывает одну свою пешку (т.е. исходную позицию пешки). Если в процессе игры ему удастся довести именно эту пешку до седьмой горизонтали, то он считается выигравшим вне зависимости от общей позиции на доске в этот момент. (Все правила остаются в неприкосновенности.)
Пока совершенно неясно, как будут такие шахматы «работать». Это можно выяснить только игрой — многими играми. Априорную оценку дать настолько сложно, что я и пытаться не буду. Но для меня несомненно (повторяю), что такие шахматы будут гораздо более «человеческими». |
|
|
|
номер сообщения: 54-36-2159 |
|
|
|
lankfrend: Человек сильне компьютера в абсолютно любой позиции при условие, что человек имеет с собой кувалду! |
Не знаю, что имел в виду автор, но в этом, на первый взгляд простоватом высказывании, можно увидеть глубокий смысл.. |
|
|
номер сообщения: 54-36-2160 |
|
|
|
Shaq: Николай Байтов "Проект новых шахмат"
После того, как Крамник с трудом свёл вничью матч с компьютером, мне пришло в голову некое соображение, позволяющее перевести шахматы в чисто человеческую интеллектуальную область, — во всяком случае, в область, недоступную алгоритмам........
|
|
Фигня какая-то. Даже комментировать не хочется... Единственное, что скажу: предлагаемая игра принципиально отличается от того, что мы сейчас понимаем под "шахматами".
Не "бегать" надо от компьютеров, а правильно понимать "что к чему"... |
|
|
номер сообщения: 54-36-2161 |
|
|
|
Sad_Donkey: Единственное, что скажу: предлагаемая игра принципиально отличается от того, что мы сейчас понимаем под "шахматами". |
Что-то подобное предлагаемому ("блеф") давно уже есть в шашках (если не ошибаюсь) |
|
|
номер сообщения: 54-36-2162 |
|
|
|
Шикарная статья в Chesbase.com, 28.01.2010 - Ретроспектива противостояния Каспарова с компьютерами - начиная с сеанса одновременной игры в 1985 году с 32 шахматными компами, завершившегося победой Гарри со счетом 32:0, до сегодняшнего дня.
P.S. Имхо, благодаря вот таким статьям "ЧессБэйс" считается лучшим шахматным сайтом в мире. |
|
|
номер сообщения: 54-36-2204 |
|
|
|
Обережний герой: Как известно, человек пока ещё превосходит программы в оценке крепостей и игре в закрытых позициях... | "Между прочим, трудно установить, кто являлся автором этюда и когда он впервые был опубликован. Во всяком случае эта позиция была приведена в книге "Шахматные стратегемы" (Лондон, 1817), в руководстве А.Д. Петрова (1824) и др."
(Г.М. Каспарян, "Позиционная ничья", издательство "Физкультура и спорт", Москва, 1962 г.)
1. Ne7! d5 2. Nec6 dc 3. Kc3=
И. Хашек
"Ческословенски шах"
1937
Ничья
Ф. Лазар
"Тийдсхрифт"
1947
Ничья
Ф. Симхович
Почетный отзыв
"Швейцарише шахцейтунг"
1923
НичьяP.S.
Проверьте мощность ваших компов при помощи
этюда Л. Митрофанова
Выигрыш
1. b6+ Ka8 2. Re1!
(2. g7? h1=Q 3. g8=Q+ Bb8 4. Qe8 Qa1+ 5. Qa4 Qc3+ =)
2... Nxe1
(2... Ng1 3. g7 h1=Q 4. g8=Q+ Bb8 5. Rxe5 +-)
3. g7 h1=Q
(3... Nc4+ 4. Kb5 h1=Q 5. g8=Q+ Bb8 6. a7 Na3+ 7. Kc6 Qh2 8. axb8=Q+ Qxb8 9. b7+ Ka7 10. Qg1+ Ka6 11. Qb6#)
4. g8=Q+ Bb8 5. a7 Nc6+
(5... Nc4+ 6. Ka6 Qh2 7. b7#)
6. dxc6 Qxh5+ 7. Qg5!! Qxg5+ 8. Ka6 Bxa7 9. c7 +-
maya idam sarvam
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-2229 |
|
|
|
2 апреля Елена Бойцун постарается победить чемпионку мира по шахматам Анну Ушенину
... это будет первый в истории Украины матч по прогрессивному Адвансу, который санкционировала ФИДЕ. Но инициировала украинская сторона. Теперь о том, в чем особенность. Во время игры шахматисткам будет разрешено пользоваться подсказками компьютерных программ...
Дмитрий фон Крик: А сколько программ может использовать одна шахматистка? И не получится ли так, что Вы и Ваша соперница будете просто механически двигать фигуры, помогая компьютеру? Где эта грань – кто кому помогает: компьютер Вам или Вы компьютеру?
Елена Бойцун: Для того чтобы сделать матч как можно более увлекательным, мы с Анной решили взять очень короткий контроль для таких матчей. Это будет всего лишь 30 минут плюс 5 секунд добавления за каждый ход. Получается, что компьютер не сможет играть основную роль в данном матче, поскольку времени для того, чтобы конкретно просмотреть все его анализы, будет недостаточно. И, безусловно, все шахматисты знают такую особенность у компьютеров, что компьютер – не самый умный в первых ходах, то есть самое первое предложение, которое он показывает на первых минутах, или секундах, не обязательно является выигрывающим. Соответственно, всё равно шахматисту нужно думать, смотреть свою стратегию и самому предлагать компьютеру самые лучшие ходы для последующего анализа.
Дмитрий фон Крик: Насколько я знаю, Вы собрались отдавать больше предпочтения программе «Гудини». Почему не «Рыбке», почему не другим программам?
Елена Бойцун: Это правда, в процессе подготовки к матчу я пришла к выводу, что «Гудини» - на данный момент программа, которая быстрее всех думает из всех шахматных программ. А поскольку будет необходимо очень сконцентрировано работать как с компьютером, так и с шахматной доской, то время будет иметь значительную особенность для данного матча. | __________________________
maya idam sarvam
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-4006 |
|
|
|
Судя по фото, блондинка играла черными, архивариусы же ChessBase считают, что черными играла брюнетка.
Иди пойми эти женские продвинутые...
[Event "Kyiv Advanced Chess"]
[Site "?"]
[Date "2013.04.02"]
[Round "?"]
[White "Ushenina, Anna"]
[Black "Boytsun, Olena"]
[Result "1/2-1/2"]
[ECO "D13"]
[EventDate "2013.01.12"]
[SourceDate "2013.04.04"]
[PlyCount "76"]
1. d4 d5 2. c4 c6 3. Nc3 Nf6 4. Nf3 a6 5. cxd5 cxd5 6. Bf4 Nc6 7. Rc1 Bf5 8. e3
Rc8 9. Be2 e6 10. O-O Bd6 11. Bxd6 Qxd6 12. Qb3 Rc7 13. Na4 O-O 14. Nc5 Qe7 15.
Qa4 Rfc8 16. Rc3 Ne4 17. Nxe4 Bxe4 18. Rfc1 Bxf3 19. Bxf3 g6 20. Qc2 Kg7 21. g3
h5 22. h4 Qd8 23. a3 Kf8 24. Be2 Kg7 25. Kg2 Kg8 26. Rc5 Kg7 27. b4 Ra8 28. Qc3
Rcc8 29. a4 Ne7 30. a5 Rxc5 31. bxc5 Nc6 32. Ra1 Qc7 33. Kg1 Rc8 34. Bf1 Kf8 35.
Qd2 Rd8 36. Qc3 Rc8 37. Qd2 Rd8 38. Qc3 Rc8 1/2-1/2
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-4015 |
|
|
|
Проверьте мощность ваших компов при помощи
этюда Л. Митрофанова
Выигрыш
| А король-то голый выигрыша и нету... Ничья тута. |
|
|
номер сообщения: 54-36-4016 |
|
|
|
kozel64: А король-то голый выигрыша и нету... | А что есть?
__________________________
maya idam sarvam |
|
|
номер сообщения: 54-36-4017 |
|
|
|
Сегодня в блиц провёл мощную атаку против программы, но уже в выигранной позиции сдрейфил и согласился на ничью повторением.
1.d4 d5.
2.c4 e6.
3.Nc3 Nf6.
4.Bg5 Bb4.
5.e3 h6.
6.Bxf6 Qxf6.
7.Qb3 Bxc3+.
8.Qxc3 0-0.
9.cd ed.
10.Qxc7 Na6.
11.Qa5 Bf5.
12.Nf3 Qd6.
13.Bxa6 ba.
14.0-0 Rab8.
15.b3 Rfc8.
16.Rfc1 Be4.
17.Rc5 Bxf3.
18.gf Rxc5.
19.Qxc5 Qg6+
20.Kf1 Qf5.
21.Qxa7 Rc8.
22.Qxa6 Rc2.
23.f4 Qh3+.
24.Ke1 Qxh2.
25.Qf1 g5!
26.fg hg.
27.Rd1 g4.
28.Rd2 Rc1+ 1/2-1/2
Выигрывало
28....Rxd2.
29.Kxd2 g3.
и 30....g2, но как раз последнего хода не заметил.
Примечательной в этой партии мне показалась пешечная атака от короля при минимальных средствах.
__________________________
pr.ai PRAI Portal of Robotics and Artificial Intelligence |
|
|
номер сообщения: 54-36-4057 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|