Присоединяюсь, направляя поздравления в неизвестное время и пространство, но пользуясь случаем засвидетельствовать неизменное уважение и восхищение сохранённым интеллектуальным и, в частности, шахматным потенциалом
Извините, что нахально спроецировал на себя Ваши возможности. Я-то чувствую, что с возрастом мой интеллект угасает, а Ваш - на столь высоком уровне, что и в голову не пришло, что ранее он мог быть ещё выше. Да и Ваш ник в этом случае должен был быть Sad Owl. Каюсь, каюсь, каюсь
"Азербайджанская сторона направит ноту в МИД России в связи с задержанием своего гражданина, подозреваемого в убийстве в московском Бирюлево, и будет требовать оказания ему консульской поддержки, сообщил посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль оглы."
Вовка Ушац, мой школьный друг, повзрослев, стал профессиональным музыкантом - флейтистом. Он прошел разные стадии становления в этом качестве и, соответственно, в разные периоды нашего общения я слышал от него рассказы о различных сторонах жизни служителей муз. Вот что припомнилось в этот раз. Вовка тогда играл в составе небольшого музыкального коллектива в каком-то ресторане.В смысле официального статуса, он был работником Мосэстрады, а по простому - лабухом.
Однажды он рассказал мне о случайной встрече с весьма популярным одно время советским эстрадным певцом Поладом Бюльбюль оглы.
"Играем мы. Гляжу, в зал входит Бюльбюль оглы с женщиной. Думаю, хорошо бы его к нам затащить, чтобы он с нами спел что-нибудь. Классная реклама будет и заведению и нашему коллективу. В перерыве подхожу к столику, за которым они сидели, и произношу речь. Говорю Поладу, что мы знаем и любим его песни и что для нас было бы большой честью, если бы он спел в сопровождении нашего оркестра одну-две из них, по своему выбору. Он отвечает, что он пришел с подругой отдохнуть и петь в этот вечер совершенно не расположен. Я продолжаю - говорю, что все понимаю, что надеюсь, что его подруга нас простит, и повторяю свою просьбу. Он отвечает - извините, мол, никак не могу, у меня на этот вечер совершенно другие планы. Тут у меня вся дипломатия кончилась и я ему говорю: "Да ладно, хватит вые....ся!". А он отвечает: "А я и не вые....юсь". На том и расстались. Не стал он с нами петь, засранец".
Вовки уже давно-давно нет на этом свете. А Полад-то жив. Был министром культуры Азербайджана, а теперь вот - посол...
Старина «В»
«В» - милейшей души человек, общительный до невозможности. Он мастер спорта СССР по шахматам и, кажется, знаком со всеми шахматистами в мире - от «рядовых тружеников шахматных полей» до грандов. Он старше меня на несколько лет. Достигнув ветеранского возраста (в шахматном исчислении, а в миру - «пенсионного»), я стал часто играть с ним в одних турнирах. Однажды мы познакомились и между нами установились приятельские отношения. Мне даже казалось, что дружеские, потому что иногда он делился со мной «сокровенным». Но позже выяснилось, что в интимных беседах он делился тем же самым и со всем остальным миром.
Позавчера мы с ним в очередной раз оказались за соседними шахматными столиками и я, закончив пораньше свою партию, решил дождаться «В», чтобы вместе поехать домой.
Наконец, закончилась и его партии и мы, негромко переговариваясь, стали спускаться по лестнице, к гардеробу. Когда мы оказались на ровной поверхности, «В», не то чтобы спросил, но произнес, явно ожидая от меня реакции: «Вот не пойму, надо ли на дорожку зайти в туалет?». Я заверил его, что если есть сомнения на этот счет, то зайти, конечно, надо. «А вы были правы» - поделился со мной «В» после посещения туалета. Мы оделись и вышли на улицу.
«С кем вы сегодня играли?» - спросил «В». Я ответил на этот вопрос и на следующий – о том, как закончилась моя партия. «Так вы – молодец. Вам за это два очка надо дать» - прокомментировал «В». Остальную часть пути до метро мы обсуждали его соперника и то, как протекала его партия. Поговорить было о чем, поскольку соперником «В» в этот вечер был очень-очень маленький мальчик по фамилии Цой. «Я еле уцелел» - рассказывал «В» - «Но мне сказали, что этот мальчик – чемпион России в своей возрастной категории». Малыш играл хорошо. Даже после того, как «В», извернувшись, сумел перейти в, казалось бы, совсем ничейное окончание, в котором и играть-то нет никакого смысла, он изобретательно изыскивал шансы игры на победу и до некоторой степени в этом преуспел. Все же, «В» сделал ничью. «Так он же – чемпион России», повторил он несколько раз во время нашего недолгого похода.
К тому моменту, когда мы подошли к метро, тема малыша – чемпиона России, а также тонкостей ладейного эндшпиля, случившегося в его партии с «В» была исчерпана. Прежде чем мы вошли в метро, «В» совершил традиционный ритуал. Он остановился, повернулся лицом к большому православному храму, расположенному на другой стороне улицы, немного постоял молча и перекрестился. Я деликатно отошел в сторону на несколько метров. Потом «В» подошел ко мне, на ходу одевая головной убор и сказал: «А хороший совет вы мне дали – насчет туалета».
Нам предстояло ехать вместе три остановки. И началось. «Я этот вариант как-то со Шматковым играл» - рассказывал «В» - «Там все известно. Надо фигуру пожертвовать на эф пять, а потом дать шах ферзем с а пять и отобрать ее. Равная игра получается». Улучшив момент, я вставил: «Послушайте, «В», я этот вариант не знаю и совершенно не понимаю, о чем вы говорите. Может быть, не надо?». Даже не сделав паузы, «В» продолжал: «Но он, после шаха на пять, сыграл це три и я, по глупости на це три пробил ». Я пробовал защититься: «Я вас умоляю, «В», я ничего не понимаю и очень устал. Пожалуйста, не надо мне рассказывать варианты». «В» вежливо подождал когда я закончу говорить и продолжил: «После ферзь це три там совсем другая игра. Материальное равенство я восстановил, но он сыграл конь де три и я остался без рокировки». Я бы рассердился или умер, но у меня на это не было сил. К тому же, мы подъехали к моей остановке. «Всего доброго, «В»», сказал я с облегчением. «И вам всего доброго», вежливо ответил «В». И добавил вдогонку: «Жалко, что я тогда ферзь эф пять не сыграл».
Сегодня мы опять играем. Я – с каким-то ребенком, постарше, чем прошлый соперник «В». Ни азарта и никакого желания играть у меня нет. С утра болит голова – простудился, что ли? Или магнитные бури на Солнце? Вон и кот спит целый день.
А может просто «подъезжаем»?
Но надо ехать играть. Как же иначе?
Не переживайте, Сэд, он ерунду говорит. Там после отыгрыша фигуры ферзи меняются, у белых хроническая слабость на d3 и плохой слон. В эндшпиле им предстоит противная защита.
Шматков сегодня играл рядом со мной с другим маленьким мальчиком. Когда у соперника Шматкова кто-то спросил, какой у него рейтинг, мальчик ответил, что тысяча шестьсот с чем-то.
Услышав это, Шматков возмутился: "Как же так? Свой рейтинг надо знать точно! У тебя рейтинг 1658. Но это не важно. Мы здесь все спортсмены, все бойцы. Несмотря на возраст, несмотря на то, есть ли у кого ордена или нет..."
Ордена, из присутствующих, были только у самого Шматкова. Три ордена Ленина на левой стороне груди. Он рассказывал, что эти ордена ему вручал сам товарищ Зюганов.
Прошу прощения, полезный совет вызвал художественную ассоциацию. С русским переводом не смог найти. Общий смысл такой, что члена семьи взяли на прогулку из сумасшедшего дома.