|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Pirron: "...математику следовало бы изъять из школьной программы."
|
Шутите, наверное.
Математику, как и другие предметы, надо правильно преподавать.
В математике важны не только конкретные сведения (некоторым их набором должен обладать каждый, так же, как каждый должен уметь читать и писать), но методы решения (подходы) задач, в том числе, задач бытового уровня; а также, культура мышления, которая воспитывается у тех, кто занимается математикой - тоже "вещь не лишняя" в жизни.
Не в этой теме обсуждать, но из своего опыта могу сказать, что отношение к математике, "взаимодействие" с ней - хорошая "школа жизни".
Если говорить о пользе изучения, то, конечно, изучать математику - одну из основных наук полезней (просто необходимо), чем шахматы - одну из игр. Что же касается освоения шахмат, как игры (спорта!), то это совсем другой вид деятельности. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5584 |
|
|
|
Обнинск - 1995 г
На дальнем плане просматриваются два маленьких школьника
Задумчивый слева = на сегодня гросс Александр Харитонов (1986 гр) РГСУ
О такой атмосфере уважения к шахматам в школе мечтают все детские тренеры
__________________________
вдруг ... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5585 |
|
|
|
nikola54:
Обнинск - 1995 г | Если не подводит зрение, сеанс даёт Юра Тимошенко, тогда ещё молодой. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5586 |
|
|
|
ДА !
Заехал в Обнинск по дружбе с Кожевиным Сергеем
последователь Сокрустов И.
__________________________
вдруг ... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5587 |
|
|
|
Так я и подумал, по-моему, они с ним вместе ГЦОЛИФК окончили. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5588 |
|
|
|
Кислов Михаил, будучи на курсах ВШТ был их наставником в общаге
Блиц гонял с ними ночами успешно
Кожевин ныне отошел от шахмат. Есть его страничка на Одноклассниках
__________________________
вдруг ... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5589 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-5590 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-5594 |
|
|
|
Спасибо за отличную статью и очень интересный вывод.
Игра в шахматы - прежде всего эстетический (творческий!) процесс. "Логика" чувств в ней неотделима от логики мысли. Поэтому, на мой взгляд, и к обучению детей шахматам надо подходить также и как к средству эстетического воспитания. |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-5595 |
|
|
|
Просматривая книгу И. Г. Сухина ‘Удивительные приключения в Шахматной стране’ [5] я обратил внимание на одну их задачек, составленных автором для 3-5- летних малышей. На уменьшенной шахматной доске (3х3) расположились две белые и две черные ладьи.
Начинают белые. Цель игры: побить все ладьи противника (“игра на уничтожение”)
Решение оказалось довольно красивым. Чтобы достичь цели ребенок должен преодолеть в себе первый порыв немедленно забрать или атаковать фигуру противника и найти тихий и парадоксальный ход, налаживающий взаимодействие белых ладей. На следующем шагу (когда у черных остается только одна ладья) ситуация повторяется, ставя под сомнение случайность первого хода и обнаруживая в нем уже некоторую закономерность и определённую стратегию. Полное торжество гармонии.
Не удивительно ли, что обучение шахматам может стать уроками творчества и красоты даже для 3-х-летних детей! |
Как Вы думаете, какова вероятность того, что 3-5-летние дети на начальном этапе обучения найдут 1. Лhf6 и рассчитают при этом возможные варианты? По моим прикидкам эта вероятность практически нулевая...
Чтобы оценить красоту приведённой позиции, требуется качественно иной уровень игры (понимания). Этого уровня у детей 3-5 лет (в основной массе) просто нет.
Я ещё и противник заданий на "фрагменте" доски и "игры на уничтожение", по поводу последнего: не в шатрандж всё же играть учим... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5596 |
|
|
|
Так ведь по методике Сухина и не учат играть конкретно в шахматы. Его курс - эта такая пропедевтика, подготовка к "настоящим" шахматам, и не только к шахматах, естественно
Что же касается Вашего скепсиса по поводу уровня детишек, то загляните сюда
[ И.Г. Сухин: "Найдите, каким образом белые быстрее всего выигрывают (при наилучшей защите чёрных), если бы игра в шахматы велась бы не до мата, а до первого шаха (даже глупого)." ]
P.S. Нет у меня никаких причин не верить Игорю Георгиевичу |
|
|
номер сообщения: 127-5-5597 |
|
|
|
Светлана: Чтобы оценить красоту приведённой позиции, требуется качественно иной уровень игры (понимания). Этого уровня у детей 3-5 лет (в основной массе) просто нет.
Я ещё и противник заданий на "фрагменте" доски и "игры на уничтожение", по поводу последнего: не в шатрандж всё же играть учим... | Признаюсь, я тоже сомневаюсь относительно способности детей 3-5 лет ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ решения приведённой позиции. Но вполне вероятно, некоторые 5-6-летние ребятишки, "заточенные" на решение разного рода головоломок, могут её решить.
Попрошу знакомого тренера провести эксперимент в группе НП.
Что касается шатранджа, да и шахмат Фишера, мне кажется, они могут разнообразить занятия в группах квалифицированных шахматистов. И развивают, должно быть, неплохо.
Или нет? |
|
|
номер сообщения: 127-5-5598 |
|
|
|
akm: Признаюсь, я тоже сомневаюсь относительно способности детей 3-5 лет ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ решения приведённой позиции. |
Это удивительно конечно. А с другой стороны, теперь детей чуть не с пеленок таскают по серьезным музеям и концертным залам. Классическая музыка, живопись.. Что они могут в этом понять? Более того, беременным женщинам рекомендуют красивую музыку слушать для правильного развития будущего ребенка.
Видимо, откладывается это где-то в глубинах детского сознания, чтобы потом проявиться в тонком эстетическом вкусе, в тяге к прекрасному |
|
|
номер сообщения: 127-5-5599 |
|
|
|
LB: ... детей чуть не с пеленок таскают по серьезным музеям и концертным залам. Классическая музыка, живопись.. Что они могут в этом понять? Более того, беременным женщинам рекомендуют красивую музыку слушать для правильного развития будущего ребенка.
| Вы правы, многие задатки закладывается очень рано, скорее всего на уровне вибраций и мимолётных ощушений, и лишь с возрастом приходит осознание и осмысление.
Добавлю, "вибрации" - для музыки, "ощущения" цвета - для живописи. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5600 |
|
|
|
LB: Что же касается Вашего скепсиса по поводу уровня детишек, то загляните сюда
[ И.Г. Сухин: "Найдите, каким образом белые быстрее всего выигрывают (при наилучшей защите чёрных), если бы игра в шахматы велась бы не до мата, а до первого шаха (даже глупого)." ]
P.S. Нет у меня никаких причин не верить Игорю Георгиевичу |
Заглянула...
К сказанному мною о той конкретной позиции этот пример не имеет ни малейшего отношения.
К слову, мой скепсис основан на приличном опыте работы с дошкольниками... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5601 |
|
|
|
akm: Попрошу знакомого тренера провести эксперимент в группе НП. |
Со школьниками? Если да, то в этом возрасте каждый год очень много значит...
Я вот на дошкольниках поэкспериментирую...
akm: Что касается шатранджа, да и шахмат Фишера, мне кажется, они могут разнообразить занятия в группах квалифицированных шахматистов. И развивают, должно быть, неплохо.
Или нет? |
Разнообразить - да, согласна.
Насчёт развивают - уверенности особой в "неплохо" нет... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5602 |
|
|
|
LB: akm: Признаюсь, я тоже сомневаюсь относительно способности детей 3-5 лет ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ решения приведённой позиции. |
Это удивительно конечно. А с другой стороны, теперь детей чуть не с пеленок таскают по серьезным музеям и концертным залам. Классическая музыка, живопись.. Что они могут в этом понять? |
Ну картины или музыка им могут просто понравиться, для этого детям совершенно не обязательно ни уметь рисовать, ни сочинять музыку...
А вот о шахматной задаче такого не скажешь... Не разбираешься в шахматах - не оценишь красоту замысла, даже просто не скажешь, нравится решение или нет...
LB: Видимо, откладывается это где-то в глубинах детского сознания, чтобы потом проявиться в тонком эстетическом вкусе, в тяге к прекрасному |
Тонкий эстетический вкус в данном случае совершенно иного, отличного от эстетического вкуса в шахматах, плана... |
|
|
номер сообщения: 127-5-5603 |
|
|
|
Светлана:
Тонкий эстетический вкус в данном случае совершенно иного, отличного от эстетического вкуса в шахматах, плана... |
Вкус - он и в Африке вкус. Известно, например, что музыкальные и шахматные способности часто совпадают. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5604 |
|
|
|
LB: Светлана:
Тонкий эстетический вкус в данном случае совершенно иного, отличного от эстетического вкуса в шахматах, плана... |
Вкус - он и в Африке вкус. |
Да уж!
А если спуститься с небес... То, следует допустить, что своевременное развитие (в "правильном" возрасте) ВКУСовых и обонятельных рецепторов, основа выссокого профессионализма будущих дегустаторов вин и парфюма. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5605 |
|
|
|
akm:
А если спуститься с небес... То, следует допустить, что своевременное развитие (в "правильном" возрасте) ВКУСовых и обонятельных рецепторов, основа выссокого профессионализма будущих дегустаторов вин и парфюма. |
Как можно спуститься с небес, ежели Светлана, например, с такими ангелочками общается, шахматам их учит.
А насчет рецепторов Вы, наверно, правы. Наверно, "эстетический вкус" гурманы придумали. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5606 |
|
|
|
номер сообщения: 127-5-5624 |
|
|
|
Знаете, а я не спорить хочу, а поделиться одним конкретным методом, мне кажется, полезным для обучения детей. У меня с внучкой получилось.
"А ну, говорю, у тебя король и королева, а у меня король и три пешки.
Сумеешь задержать мои пешки, которые рвутся в ферзи, съесть их, а потом поставить мат королём и королевой?"
И помогаю сначала советами, как это сделать.
Ну, а теперь, говорю, посложнее будет: уже у меня три пешки.
И так на следующий уровень: три, четыре, пять пешек.
Вообще сам-то я эндшпиль, признаться, не люблю - там думать надо. А детям думать полезно.
Потом с пешками и ладьёй. И так поднимаемся. На упражнениях такого типа
Светлана,LB, Америку открыл? Но я как-то именно такого раньше не читал. В самом деле полезное сказал? |
|
|
номер сообщения: 127-5-5625 |
|
|
|
Solovey: Светлана,LB, Америку открыл? Но я как-то именно такого раньше не читал. В самом деле полезное сказал? |
Америка, она у каждого своя...
Полезное упражнение. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5626 |
|
|
|
Уважаемая Светлана, а ещё я придумал, чтоб она сама сочиняла мат в один ход: с конём, с слоном, ладьёй, ферзём. Правда, не так уж много толку, как я ожидал.
А ещё для дошкольников я придумал элементарную "шахматную математику": беру в руку шахматные фигуры - и пусть считают, сколько очков. А если белые и чёрные, то чёрные нужно вычитать. И тут появляется число и с минусом. Например, в руке белая ладья и чёрная королева 5 - 8 = -3. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5627 |
|
|
|
Может быть, первое, чему учат шахматы, это - уважению к правилам, необходимости им подчиняться. «Мораль есть уважение к правилам» - говорил Пиаже. "Очень важно привить ребенку правильное отношение к жизни (вся западная цивилизация построена на уважении к закону), и шахматы формируют идеальную для нашего времени мораль" (Ю. Разуваев)
А второе, чему учат шахматы, - правильно нарушать правила, то есть мыслить творчески.
С Днём знаний! |
|
|
номер сообщения: 127-5-5628 |
|
|
|
Замечательный пример развития стратегического мышления на уроках шахмат приводит И.Г. Сухин на своем сайте.
См. запись от 14 сентября 2012. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5629 |
|
|
|
LB: Замечательный пример развития стратегического мышления на уроках шахмат приводит И.Г. Сухин на своем сайте.
См. запись от 14 сентября 2012. |
Рада и за Глеба, и за И.Г.
Вот только не совсем разделяю его оптимизм по поводу того, что шахматы – бесценный для общеобразовательной школы ресурс для чётко структурированного развития способности действовать "в уме". |
Повод: Я неоднократно разыгрывал подобное положение даже с 14-летними (!) ребятами из московских шахматных кружков (разумеется, не имеющими высоких разрядов), причём, глядя, на доску! И большей частью они бесцельно гоняли ладьёй слона по доске, вот так: 1. Лс1 Сb3 2. Лс3 Са2 3. Ла3, и т.д., и не могли победить. |
ИМХО, уровень способности действовать в уме предопределён на генном уровне, эту способность можно развить (не только шахматами, и не факт, что шахматы - это оптимальный для школы ресурс), но у каждого ребёнка по-разному.
А стратегическое мышление Глеба наверняка проявится не только в шахматах. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5630 |
|
|
|
Solovey: Уважаемая Светлана, а ещё я придумал, чтоб она сама сочиняла мат в один ход: с конём, с слоном, ладьёй, ферзём. Правда, не так уж много толку, как я ожидал. |
Мой опыт (пробовала ) позволяет утверждать, что это удаётся далеко не всем дошкольникам (и даже школьникам).
Solovey: А ещё для дошкольников я придумал элементарную "шахматную математику": беру в руку шахматные фигуры - и пусть считают, сколько очков. А если белые и чёрные, то чёрные нужно вычитать. И тут появляется число и с минусом. Например, в руке белая ладья и чёрная королева 5 - 8 = -3. |
Для общего развития очень даже полезно.
Как они у Вас с минусом управляются? |
|
|
номер сообщения: 127-5-5631 |
|
|
|
Светлана:
ИМХО, уровень способности действовать в уме предопределён на генном уровне, эту способность можно развить (не только шахматами, и не факт, что шахматы - это оптимальный для школы ресурс), но у каждого ребёнка по-разному.
А стратегическое мышление Глеба наверняка проявится не только в шахматах. |
Проявится не только в шахматах, но сформировано во многом благодаря шахматам.
Способность действовать в уме заложена природой, но реализация этой способности обусловлена условиями жизни. Одним из важнейших таких условий является востребованность этой способности на определенном этапе развития. Если в возрасте 5-7 лет ребенок не приобретает опыта действовать в уме, то впоследствии развитие ВПД вызывает большие затруднения - важно не пропустить оптимальный возраст. Это доказано известными случаи с детьми- "маугли", социализация которых оказывалась практически невозможной. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5632 |
|
|
|
LB: Светлана:
ИМХО, уровень способности действовать в уме предопределён на генном уровне, эту способность можно развить (не только шахматами, и не факт, что шахматы - это оптимальный для школы ресурс), но у каждого ребёнка по-разному.
А стратегическое мышление Глеба наверняка проявится не только в шахматах. |
Проявится не только в шахматах, но сформировано во многом благодаря шахматам.
Способность действовать в уме заложена природой, но реализация этой способности обусловлена условиями жизни. Одним из важнейших таких условий является востребованность этой способности на определенном этапе развития. Если в возрасте 5-7 лет ребенок не приобретает опыта действовать в уме, то впоследствии развитие ВПД вызывает большие затруднения - важно не пропустить оптимальный возраст. Это доказано известными случаи с детьми- "маугли", социализация которых оказывалась практически невозможной. |
Учительские кадры решают всё.
Да, на "генном уровне". И даже да,LB, не факт, "что шахматы - это оптимальный для школв ресурс".
Но если в школу приходите Вы или Светлана, для любого возраста, лучше, конечно, пораньше, то
дети разовьются. И в шахматах. И для жизни. Просто шахматы (допустим, а не карты) - это изученный Вами и любимый материал. |
|
|
номер сообщения: 127-5-5633 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Copyright chesspro.ru 2004-2024 гг. |
|
|
|