ChessPro online

Шахматы в школе

вернуться в форум

12.10.2010 | 13:48:11

Главная  -  Поговорим?  -  Федерации

512

Sad_Donkey

КМС

11.04.2012 | 14:04:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Pirron: "...математику следовало бы изъять из школьной программы."


Шутите, наверное.
Математику, как и другие предметы, надо правильно преподавать.
В математике важны не только конкретные сведения (некоторым их набором должен обладать каждый, так же, как каждый должен уметь читать и писать), но методы решения (подходы) задач, в том числе, задач бытового уровня; а также, культура мышления, которая воспитывается у тех, кто занимается математикой - тоже "вещь не лишняя" в жизни.
Не в этой теме обсуждать, но из своего опыта могу сказать, что отношение к математике, "взаимодействие" с ней - хорошая "школа жизни".
Если говорить о пользе изучения, то, конечно, изучать математику - одну из основных наук полезней (просто необходимо), чем шахматы - одну из игр. Что же касается освоения шахмат, как игры (спорта!), то это совсем другой вид деятельности.
номер сообщения: 127-5-5584

513

nikola54

падает...

11.04.2012 | 20:19:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время


Обнинск - 1995 г
На дальнем плане просматриваются два маленьких школьника
Задумчивый слева = на сегодня гросс Александр Харитонов (1986 гр) РГСУ
О такой атмосфере уважения к шахматам в школе мечтают все детские тренеры

__________________________
вдруг ...
номер сообщения: 127-5-5585

514

akm

11.04.2012 | 22:47:21

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
nikola54:
Обнинск - 1995 г
Если не подводит зрение, сеанс даёт Юра Тимошенко, тогда ещё молодой.
номер сообщения: 127-5-5586

515

nikola54

падает...

11.04.2012 | 22:52:26

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
ДА !
Заехал в Обнинск по дружбе с Кожевиным Сергеем
последователь Сокрустов И.

__________________________
вдруг ...
номер сообщения: 127-5-5587

516

akm

11.04.2012 | 22:55:04

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Так я и подумал, по-моему, они с ним вместе ГЦОЛИФК окончили.
номер сообщения: 127-5-5588

517

nikola54

падает...

11.04.2012 | 23:07:58

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Кислов Михаил, будучи на курсах ВШТ был их наставником в общаге
Блиц гонял с ними ночами успешно
Кожевин ныне отошел от шахмат. Есть его страничка на Одноклассниках

__________________________
вдруг ...
номер сообщения: 127-5-5589

518

LB


Петербург

17.04.2012 | 15:02:32
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
И.Г. Сухин на "Радио России"
номер сообщения: 127-5-5590

519

LB


Петербург

25.04.2012 | 09:51:48
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
"Уроки шахмат – уроки творчества и красоты"
номер сообщения: 127-5-5594

520

akm

25.04.2012 | 10:14:53

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Спасибо за отличную статью и очень интересный вывод.
Игра в шахматы - прежде всего эстетический (творческий!) процесс. "Логика" чувств в ней неотделима от логики мысли. Поэтому, на мой взгляд, и к обучению детей шахматам надо подходить также и как к средству эстетического воспитания.
номер сообщения: 127-5-5595

521

Светлана

25.04.2012 | 11:50:51

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: "Уроки шахмат – уроки творчества и красоты"

Просматривая книгу И. Г. Сухина ‘Удивительные приключения в Шахматной стране’ [5] я обратил внимание на одну их задачек, составленных автором для 3-5- летних малышей. На уменьшенной шахматной доске (3х3) расположились две белые и две черные ладьи.
Начинают белые. Цель игры: побить все ладьи противника (“игра на уничтожение”)

Решение оказалось довольно красивым. Чтобы достичь цели ребенок должен преодолеть в себе первый порыв немедленно забрать или атаковать фигуру противника и найти тихий и парадоксальный ход, налаживающий взаимодействие белых ладей. На следующем шагу (когда у черных остается только одна ладья) ситуация повторяется, ставя под сомнение случайность первого хода и обнаруживая в нем уже некоторую закономерность и определённую стратегию. Полное торжество гармонии.
Не удивительно ли, что обучение шахматам может стать уроками творчества и красоты даже для 3-х-летних детей!

Как Вы думаете, какова вероятность того, что 3-5-летние дети на начальном этапе обучения найдут 1. Лhf6 и рассчитают при этом возможные варианты? По моим прикидкам эта вероятность практически нулевая...
Чтобы оценить красоту приведённой позиции, требуется качественно иной уровень игры (понимания). Этого уровня у детей 3-5 лет (в основной массе) просто нет.
Я ещё и противник заданий на "фрагменте" доски и "игры на уничтожение", по поводу последнего: не в шатрандж всё же играть учим...
номер сообщения: 127-5-5596

522

LB


Петербург

25.04.2012 | 13:54:11
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Так ведь по методике Сухина и не учат играть конкретно в шахматы. Его курс - эта такая пропедевтика, подготовка к "настоящим" шахматам, и не только к шахматах, естественно
Что же касается Вашего скепсиса по поводу уровня детишек, то загляните сюда
[ И.Г. Сухин: "Найдите, каким образом белые быстрее всего выигрывают (при наилучшей защите чёрных), если бы игра в шахматы велась бы не до мата, а до первого шаха (даже глупого)." ]

P.S. Нет у меня никаких причин не верить Игорю Георгиевичу
номер сообщения: 127-5-5597

523

akm

25.04.2012 | 14:47:15

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана: Чтобы оценить красоту приведённой позиции, требуется качественно иной уровень игры (понимания). Этого уровня у детей 3-5 лет (в основной массе) просто нет.
Я ещё и противник заданий на "фрагменте" доски и "игры на уничтожение", по поводу последнего: не в шатрандж всё же играть учим...
Признаюсь, я тоже сомневаюсь относительно способности детей 3-5 лет ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ решения приведённой позиции. Но вполне вероятно, некоторые 5-6-летние ребятишки, "заточенные" на решение разного рода головоломок, могут её решить.
Попрошу знакомого тренера провести эксперимент в группе НП.
Что касается шатранджа, да и шахмат Фишера, мне кажется, они могут разнообразить занятия в группах квалифицированных шахматистов. И развивают, должно быть, неплохо.
Или нет?
номер сообщения: 127-5-5598

524

LB


Петербург

25.04.2012 | 16:30:09
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
akm: Признаюсь, я тоже сомневаюсь относительно способности детей 3-5 лет ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ решения приведённой позиции.

Это удивительно конечно. А с другой стороны, теперь детей чуть не с пеленок таскают по серьезным музеям и концертным залам. Классическая музыка, живопись.. Что они могут в этом понять? Более того, беременным женщинам рекомендуют красивую музыку слушать для правильного развития будущего ребенка.
Видимо, откладывается это где-то в глубинах детского сознания, чтобы потом проявиться в тонком эстетическом вкусе, в тяге к прекрасному
номер сообщения: 127-5-5599

525

akm

25.04.2012 | 17:32:08

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: ... детей чуть не с пеленок таскают по серьезным музеям и концертным залам. Классическая музыка, живопись.. Что они могут в этом понять? Более того, беременным женщинам рекомендуют красивую музыку слушать для правильного развития будущего ребенка.
Вы правы, многие задатки закладывается очень рано, скорее всего на уровне вибраций и мимолётных ощушений, и лишь с возрастом приходит осознание и осмысление.
Добавлю, "вибрации" - для музыки, "ощущения" цвета - для живописи.
номер сообщения: 127-5-5600

526

Светлана

25.04.2012 | 22:58:14

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Что же касается Вашего скепсиса по поводу уровня детишек, то загляните сюда
[ И.Г. Сухин: "Найдите, каким образом белые быстрее всего выигрывают (при наилучшей защите чёрных), если бы игра в шахматы велась бы не до мата, а до первого шаха (даже глупого)." ]

P.S. Нет у меня никаких причин не верить Игорю Георгиевичу

Заглянула...
К сказанному мною о той конкретной позиции этот пример не имеет ни малейшего отношения.
К слову, мой скепсис основан на приличном опыте работы с дошкольниками...
номер сообщения: 127-5-5601

527

Светлана

25.04.2012 | 23:00:41

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
akm: Попрошу знакомого тренера провести эксперимент в группе НП.

Со школьниками? Если да, то в этом возрасте каждый год очень много значит...
Я вот на дошкольниках поэкспериментирую...
akm: Что касается шатранджа, да и шахмат Фишера, мне кажется, они могут разнообразить занятия в группах квалифицированных шахматистов. И развивают, должно быть, неплохо.
Или нет?

Разнообразить - да, согласна.
Насчёт развивают - уверенности особой в "неплохо" нет...
номер сообщения: 127-5-5602

528

Светлана

25.04.2012 | 23:05:38

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
akm: Признаюсь, я тоже сомневаюсь относительно способности детей 3-5 лет ОЦЕНИТЬ КРАСОТУ решения приведённой позиции.

Это удивительно конечно. А с другой стороны, теперь детей чуть не с пеленок таскают по серьезным музеям и концертным залам. Классическая музыка, живопись.. Что они могут в этом понять?

Ну картины или музыка им могут просто понравиться, для этого детям совершенно не обязательно ни уметь рисовать, ни сочинять музыку...
А вот о шахматной задаче такого не скажешь... Не разбираешься в шахматах - не оценишь красоту замысла, даже просто не скажешь, нравится решение или нет...
LB: Видимо, откладывается это где-то в глубинах детского сознания, чтобы потом проявиться в тонком эстетическом вкусе, в тяге к прекрасному

Тонкий эстетический вкус в данном случае совершенно иного, отличного от эстетического вкуса в шахматах, плана...
номер сообщения: 127-5-5603

529

LB


Петербург

26.04.2012 | 09:28:22
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана:
Тонкий эстетический вкус в данном случае совершенно иного, отличного от эстетического вкуса в шахматах, плана...

Вкус - он и в Африке вкус. Известно, например, что музыкальные и шахматные способности часто совпадают.
номер сообщения: 127-5-5604

530

akm

26.04.2012 | 09:59:09

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Светлана:
Тонкий эстетический вкус в данном случае совершенно иного, отличного от эстетического вкуса в шахматах, плана...

Вкус - он и в Африке вкус.

Да уж!
А если спуститься с небес... То, следует допустить, что своевременное развитие (в "правильном" возрасте) ВКУСовых и обонятельных рецепторов, основа выссокого профессионализма будущих дегустаторов вин и парфюма.
номер сообщения: 127-5-5605

531

LB


Петербург

26.04.2012 | 12:54:15
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
akm:
А если спуститься с небес... То, следует допустить, что своевременное развитие (в "правильном" возрасте) ВКУСовых и обонятельных рецепторов, основа выссокого профессионализма будущих дегустаторов вин и парфюма.


Как можно спуститься с небес, ежели Светлана, например, с такими ангелочками общается, шахматам их учит.
А насчет рецепторов Вы, наверно, правы. Наверно, "эстетический вкус" гурманы придумали.
номер сообщения: 127-5-5606

532

LB


Петербург

29.08.2012 | 13:07:10
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Накануне нового учебного года вспомнилась статья Э. Ильенкова
'К вопросу о понятии «деятельность» и его значении для педагогики'

Какое это имеет отношение к шахматам? По-моему, всякая игра есть форма практической деятельности.
В своей новой публикации "Шахматы как подобие жизни" я использовал материалы одной нашей старой дискуссии. Если у кого-нибудь возникнут возражения по поводу такой вольности - скажите, и я переделаю.
номер сообщения: 127-5-5624

533

Solovey

29.08.2012 | 14:47:32

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Знаете, а я не спорить хочу, а поделиться одним конкретным методом, мне кажется, полезным для обучения детей. У меня с внучкой получилось.
"А ну, говорю, у тебя король и королева, а у меня король и три пешки.
Сумеешь задержать мои пешки, которые рвутся в ферзи, съесть их, а потом поставить мат королём и королевой?"
И помогаю сначала советами, как это сделать.
Ну, а теперь, говорю, посложнее будет: уже у меня три пешки.
И так на следующий уровень: три, четыре, пять пешек.
Вообще сам-то я эндшпиль, признаться, не люблю - там думать надо. А детям думать полезно.
Потом с пешками и ладьёй. И так поднимаемся. На упражнениях такого типа
Светлана,LB, Америку открыл? Но я как-то именно такого раньше не читал. В самом деле полезное сказал?
номер сообщения: 127-5-5625

534

Светлана

30.08.2012 | 06:22:51

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Solovey: Светлана,LB, Америку открыл? Но я как-то именно такого раньше не читал. В самом деле полезное сказал?

Америка, она у каждого своя...
Полезное упражнение.
номер сообщения: 127-5-5626

535

Solovey

30.08.2012 | 22:17:06

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Уважаемая Светлана, а ещё я придумал, чтоб она сама сочиняла мат в один ход: с конём, с слоном, ладьёй, ферзём. Правда, не так уж много толку, как я ожидал.
А ещё для дошкольников я придумал элементарную "шахматную математику": беру в руку шахматные фигуры - и пусть считают, сколько очков. А если белые и чёрные, то чёрные нужно вычитать. И тут появляется число и с минусом. Например, в руке белая ладья и чёрная королева 5 - 8 = -3.
номер сообщения: 127-5-5627

536

LB


Петербург

01.09.2012 | 10:59:00
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Может быть, первое, чему учат шахматы, это - уважению к правилам, необходимости им подчиняться. «Мораль есть уважение к правилам» - говорил Пиаже. "Очень важно привить ребенку правильное отношение к жизни (вся западная цивилизация построена на уважении к закону), и шахматы формируют идеальную для нашего времени мораль" (Ю. Разуваев)
А второе, чему учат шахматы, - правильно нарушать правила, то есть мыслить творчески.

С Днём знаний!
номер сообщения: 127-5-5628

537

LB


Петербург

18.09.2012 | 10:40:10
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Замечательный пример развития стратегического мышления на уроках шахмат приводит И.Г. Сухин на своем сайте.
См. запись от 14 сентября 2012.
номер сообщения: 127-5-5629

538

Светлана

19.09.2012 | 20:12:21

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB: Замечательный пример развития стратегического мышления на уроках шахмат приводит И.Г. Сухин на своем сайте.
См. запись от 14 сентября 2012.

Рада и за Глеба, и за И.Г.
Вот только не совсем разделяю его оптимизм по поводу того, что
шахматы – бесценный для общеобразовательной школы ресурс для чётко структурированного развития способности действовать "в уме".

Повод:
Я неоднократно разыгрывал подобное положение даже с 14-летними (!) ребятами из московских шахматных кружков (разумеется, не имеющими высоких разрядов), причём, глядя, на доску! И большей частью они бесцельно гоняли ладьёй слона по доске, вот так: 1. Лс1 Сb3 2. Лс3 Са2 3. Ла3, и т.д., и не могли победить.

ИМХО, уровень способности действовать в уме предопределён на генном уровне, эту способность можно развить (не только шахматами, и не факт, что шахматы - это оптимальный для школы ресурс), но у каждого ребёнка по-разному.
А стратегическое мышление Глеба наверняка проявится не только в шахматах.
номер сообщения: 127-5-5630

539

Светлана

19.09.2012 | 20:15:01

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Solovey: Уважаемая Светлана, а ещё я придумал, чтоб она сама сочиняла мат в один ход: с конём, с слоном, ладьёй, ферзём. Правда, не так уж много толку, как я ожидал.

Мой опыт (пробовала ) позволяет утверждать, что это удаётся далеко не всем дошкольникам (и даже школьникам).
Solovey: А ещё для дошкольников я придумал элементарную "шахматную математику": беру в руку шахматные фигуры - и пусть считают, сколько очков. А если белые и чёрные, то чёрные нужно вычитать. И тут появляется число и с минусом. Например, в руке белая ладья и чёрная королева 5 - 8 = -3.

Для общего развития очень даже полезно.
Как они у Вас с минусом управляются?
номер сообщения: 127-5-5631

540

LB


Петербург

20.09.2012 | 11:20:59
Сайт

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
Светлана:
ИМХО, уровень способности действовать в уме предопределён на генном уровне, эту способность можно развить (не только шахматами, и не факт, что шахматы - это оптимальный для школы ресурс), но у каждого ребёнка по-разному.
А стратегическое мышление Глеба наверняка проявится не только в шахматах.

Проявится не только в шахматах, но сформировано во многом благодаря шахматам.
Способность действовать в уме заложена природой, но реализация этой способности обусловлена условиями жизни. Одним из важнейших таких условий является востребованность этой способности на определенном этапе развития. Если в возрасте 5-7 лет ребенок не приобретает опыта действовать в уме, то впоследствии развитие ВПД вызывает большие затруднения - важно не пропустить оптимальный возраст. Это доказано известными случаи с детьми- "маугли", социализация которых оказывалась практически невозможной.
номер сообщения: 127-5-5632

541

Solovey

20.09.2012 | 13:13:02

все его сообщения:
за день, за месяц,
за все время
LB:
Светлана:
ИМХО, уровень способности действовать в уме предопределён на генном уровне, эту способность можно развить (не только шахматами, и не факт, что шахматы - это оптимальный для школы ресурс), но у каждого ребёнка по-разному.
А стратегическое мышление Глеба наверняка проявится не только в шахматах.

Проявится не только в шахматах, но сформировано во многом благодаря шахматам.
Способность действовать в уме заложена природой, но реализация этой способности обусловлена условиями жизни. Одним из важнейших таких условий является востребованность этой способности на определенном этапе развития. Если в возрасте 5-7 лет ребенок не приобретает опыта действовать в уме, то впоследствии развитие ВПД вызывает большие затруднения - важно не пропустить оптимальный возраст. Это доказано известными случаи с детьми- "маугли", социализация которых оказывалась практически невозможной.

Учительские кадры решают всё.
Да, на "генном уровне". И даже да,LB, не факт, "что шахматы - это оптимальный для школв ресурс".
Но если в школу приходите Вы или Светлана, для любого возраста, лучше, конечно, пораньше, то
дети разовьются. И в шахматах. И для жизни. Просто шахматы (допустим, а не карты) - это изученный Вами и любимый материал.
номер сообщения: 127-5-5633