пятница, 24.11.2017
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
London Chess Classic01.12
Суперфинал чемпионата России02.12
«Щелкунчик»18.12

Энциклопедия

Владимир НЕЙШТАДТ

Что ни судьба, то трагедия
Жизнь, творчество и смерть основоположников отечественной шахматной композиции


«ЕГО ПРЕДЧУВСТВИЕ ОПРАВДАЛОСЬ…»

«Эта атмосфера арестов, в которой мы живем, гнетет, – записывал 1 сентября 1937 года в своем дневнике московский писатель Александр Бек. – То и дело слышишь: арестован такой-то, такой-то… Кажется, целому слою или поколению людей ломают сейчас хребты. Ощущение такое, что вокруг разрываются снаряды, которые кучками вырывают людей из рядов. И ждешь – не ударит ли в тебя».
Именно в те осенние дни зашел в номер «Метрополя» к Михаилу Ботвиннику (игравшему матч с Григорием Левенфишем) его друг со школьных лет Сергей Каминер. «Здесь в тетради, – сказал он, – все мои этюды, некоторые еще недоработаны. Возьмите их себе. Боюсь, что они у меня пропадут. Его предчувствие оправдалось…»
Это 6-й чемпион мира напишет много лет спустя.
В советские времена имела место путаница с датой смерти Сергея Каминера. «Шахматный словарь» (1964) указывает 1937 год, Филипп Бондаренко в своей книге «Галерея шахматных этюдистов» (М., 1968) – 1943-й…
В «Избранных этюдах С.Каминера и М.Либуркина» (М., 1981) Рафаэль Кофман напишет, что жизнь Каминера «к сожалению, оборвалась в 1938 году», и уточнит потом в энциклопедии «Шахматы» (М., 1990) – 2 ноября. Теперь точно известно – Каминер был расстрелян 27 сентября 1938-го…
В последние годы жизни, оборвавшейся так рано и трагично, Сергей, в былые времена поражавший творческой активностью, опубликовал всего пару этюдов, что наверняка объяснялось гнетущей атмосферой арестов на его новом месте работы – в Наркомате тяжелой промышленности. Вокруг разрывались снаряды, кучками вырывавшие из рядов сослуживцев.

Одна из последних публикаций Сергея Каминера – в газете «64» от 24 августа 1937 года… В это время в ведомстве, возглавлявшемся «питомцем Сталина» Николаем Ежовым, уже разрабатывался сценарий, по которому выдающегося композитора и его коллег – таких же, как он, представителей первого поколения советской технической интеллигенции, объявят террористами…

 

Решение этюда №98:

1.g8Q Nxg8 2.a7 Bd2 3.c7 Ne3 4.c8R!

Появление на сцене ферзя позволит черным запатоваться – 4.c8Q? Ne7 5.a8Q Nc6! 6.Qxc6 Nc2+ 7.Qxc2 Bb4+ 8.Kxb4.

4...Ne7 5.a8Q Nc6 6.Rxc6 с выигрышем.

«Сергей Михайлович Каминер, – пишет Кофман в уже упоминавшихся «Избранных этюдах...», – родился 26 августа 1908 года. В 12-летнем возрасте поступил учеником-слесарем на завод «Двигатель Революции» в Нижнем Новгороде, затем учился в одной из ленинградских школ. В 1926 году он переехал в Москву и поступил на химический факультет МВТУ им. Н.Э.Баумана...» Но в «Списках жертв политического террора в СССР» значится, что Каминер родился в 1906-м, в городе Романово-Борисоглебске.
...Где-то в середине 60-х автор этих строк, в ту пору учащийся 3-й средней школы Углича, вместе со своими одноклассниками побывал на каникулах в столь же древних городах Ярославской области (позднее этот туристический маршрут стал частью «Золотого кольца России»), в том числе и в Тутаеве, отцом-основателем которого считается угличский князь Роман Владимирович. Помнится, Тутаев предстал перед нами, школьниками-экскурсантами чуть ли не абсолютным двойником Углича – такой же небольшой уютный городок на берегах Волги-матушки, такое же обилие древних храмов. До 1918-го он назывался Романово-Борисоглебск, его жители, как сообщала «Большая энциклопедия» (СПб, 1904), занимались огородничеством, «разводили лук, капусту»...В начале 20-го века в этом уездном городе Ярославской губернии «с живописными окрестностями» помимо 11 церквей было 7 учебных заведений, в том числе земская ремесленная школа. Может, в ней и обучался – перед тем, как поступить учеником-слесарем на завод в Нижнем Новгороде – Сережа Каминер. Если ему тогда было всего 12 (как пишет Кофман), то в 1918-м этот завод именовался АО «Фельзер и Компания», а в «Двигатель революции» старейшее российское моторостроительное предприятие было переименовано в 1922-м. Впрочем, это не суть важно...

Начало 20 века – Романово-Борисоглебск. Свою малую родину Сергей Каминер покинул еще в отрочестве...

Теперь снова обратимся к воспоминаниям 6-го чемпиона мира (из предисловия к «Избранным этюдам С.Каминера и М.Либуркина»):
«Каминер был немного старше меня, а познакомились мы, когда мне исполнилось тринадцать. Как только он увидел меня в Петроградском шахматном собрании, что помещалось на Владимирском проспекте (ныне там театр им. Ленсовета, а тогда был игорный клуб), сразу же предложил сыграть тренировочный матч из трех партий. Я был настолько слабее Сережи, что даже не понял, почему же проиграл все три партии».

(Вот окончание одной из партий этого тренировочного матча.

Ботвинник – Каминер, 1924 г.

1.Rd4? Явная ошибка будущего чемпиона мира, позволившая будущему мастеру этюда провести этюдную комбинацию.

1...Rxc6! 2.Bxc6 Be7+ 3.Kh5 g6+ 4.Kh6 Nh3 и мат неминуем. – В.Н.)

Ходил он ко мне на Невский, а я – к нему на Сергиевскую. Жил он с матерью и старшей сестрой. Нас оставляли одних в большой светлой комнате. Занимались шахматами, анализировали Сережины этюды. Когда надо было размяться, Сережа учил меня боксу, которым увлекался ранее (плечи у него были широкие, лапы – здоровые; мои нос и очки он щадил...).
Сережа болезненно переживал, что я его обгонял по турнирным успехам: он был невысокого мнения о моих шахматных способностях. «Почему это все вам проигрывают?» – спрашивал он меня с недоумением, когда в полуфинале чемпионата Ленинграда 1926 года я добился почти стопроцентного результата. Но как он радовался, когда с ходу показал выигрыш в ладейном конце в отложенной позиции моей решающей партии с Шебаршиным!».

Здесь будущему чемпиону мира – 25 (фото из книги «Михаил Ботвинник. Шах 20 веку», М., 2010)

Заглянем в 1-й том «Шахматного творчества Ботвинника» (М., 1965). Тот самый «ладейный конец»:

73.Rc7+ Kb5.

«Ведет к безнадежному окончанию, – пишет Ботвинник. – Во время партии я не видел, как сумею выиграть после 73...Kd4! Справедливости ради отметим, что и в этом случае после 74.a7 Ra6 75.Kd2 Ke4 76.Rf7!! (если 76.Kc3 , то 76...Kf3 77.Kb4 Kg2! с большими шансами на ничью) 76...Kd4! 77.Kc2 Kc4 78.Rc7+ Kd4 79.Kb3 Ke4 80.Rf7! черный король не проникал на королевский фланг, и белые выигрывали.

Дальнейшее понятно.

74.a7 Ra6 75.Kf3 Ra4 76.Rh7 Kc5 77.Rxh6 Rxa7 78.Ke4 Rg7 79.Ke5 Rg8 80.Re6 Rf8 81.Rg6 Re8+ 82.Kf6 Re4 83.Kxg5 Kd5 84.Rf6 Re8 85.Kh6 Ke5 86.g5 Rh8+ 87.Kg7 Rh3 88.g6 Rxg3 89.Rf1 Ke6 90.Kh7 Ke7 91.g7 Rh3+ 92.Kg8 Rh4 93.Re1+ Kd7 94.Kf7 Rf4+ 95.Kg6 Rg4+ 96.Kf6 Rg3 97.Re5. Черные сдались.»

Тут Ботвинник вообще не упоминает, что при анализе отложенной партии рядом был его друг по школьной поре, но можно предположить, что Каминер и «показал с ходу выигрыш» в случае 73...Kd4!

В этом же 1-м томе приводится их партия из турнира первой и второй категорий в марте-апреле 1925 года (с комментариями Ботвинника).

М.Ботвинник – С.Каминер
Ферзевый гамбит

1.Nf3 Nf6 2.c4 e6 3.d4 d5 4.Nc3 dxc4 5.e3 Nbd7 6.Bxc4 c5 7.0-0 cxd4 8.exd4 Qc7. Преждевременно и явится одной из причин дальнейших затруднений черных.

9.Bb3 Be7 10.Re1 0-0 11.Bg5 a6 12.Rc1 Qd8. Итак, черные потеряли два темпа и заметно отстали в развитии.

13.Ne5 Nxe5. Несмотря на размены, перевес белых становится еще более ощутимым. Сложнее была бы их задача после 13...Nb6.

14.dxe5 Qxd1 15.Rexd1 Nd5 16.Bxe7 Nxe7 17.f4 b5 18.Ne2! В случае 18.Ne4 черные получали важный темп для ввода в игру слона.

18...Ra7 19.Kf2 Bd7 20.Nd4 Rfa8. На 20...Rc8 могло последовать 21.Rxc8+ Nxc8 ( 21...Bxc8 22.Nxb5 ) 22.Nc6 Rb7 23.Nd8 Rc7 24.f5.

21.Rc5 Kf8 22.Bc2 h6 23.Be4 Rb8 24.Rdc1 Rc8 25.Ke3 Ke8 26.h4 Kd8 27.Rxc8+ Bxc8 28.Nc6+ Nxc6 29.Rxc6 Rc7? Решающая ошибка. Необходимо было сразу 29...Rd7.

30.Kd4 Rd7+ 31.Rd6. Теперь после размена белый король успевает защитить пешку d6.

31...Rxd6+ 32.exd6 f6.

33.b4 Kd7 34.Kc5 g6. Ценой пешки выводя, наконец, слона на большую диагональ, но это уже не спасает, так же, как и 34...g5 35.Bc6+ Kd8 36.g3 gxf4 37.gxf4.

35.Bxg6 Bb7 36.g4 e5 37.Bf5+ Kd8 38.fxe5 fxe5 39.g5. Черные сдались».

Каминером-этюдистом Ботвинник восхищался:
«В 16 лет он уже был зрелым и большим мастером композиции. Он сразу по мастерству встал в один ряд с такими корифеями, как Троицкий, бр. Платовы и Л.Куббель (тогда композиторов было много меньше, чем сейчас).
То, чего добился Каминер, понял я весной 1925 года, когда Сережа (в новом шахматном клубе во Дворце Труда) показывал один этюд Л.Куббелю. Леонид Иванович обычно решал этюды молниеносно, но на этот раз капитулировал и попросил автора показать решение.

В позиции на диаграмме (этюд приводится в первоначальном виде, в отличие от более поздней редакции) Каминер, с трудом сдерживая торжество, продемонстрировал ход g3-g4!!
(Искусно нарастив решение на три хода – без добавления материала, молодой этюдист получил за эту изящную миниатюру 2-й приз на конкурсе грековских «Шахмат» за 2-е полугодие 1925 г.:

№1
С.Каминер


Выигрыш

1.b7 Rf8 2.Nb4+ Ke4 3.Nc6 Kf4 4.g4!! Kxg4 5.Kg7 Re8 6.Kf7 Rh8 7.Ke7 Rg8 8.Nd8 Rg7+ 9.Nf7 Rg8 10.Nh6+!

Получается, великий Куббель и не уловил, «попросив автора показать решение», что, жертвуя пешечку на g4, белые в концовке этюда «подсадят» неприятельского короля на вилку! – В.Н.).
С.Каминер стал первым известным композитором, выросшим уже в советский период».

Патриарх отечественной шахматной композиции Леонид Куббель был, можно сказать, крестным отцом Каминера в этюдах и не жалел для него добрых слов.

№2
С.Каминер
«Шахматный листок», 1926 г.


Выигрыш

1.d6 cxd6 2.Bd8 Kxh5 3.Bxe7 Kg6 4.Nf8+ Kf7 5.Bxd6 Bh6 6.Nd7 Ke6 7.Bf8 Be3 8.Nc5+! Но не 8.Bc5 из-за 8...Bh6 , и при отступлении на b8 конь там и увязнет – 9.Nb8 a6 10.Kg2 Bf4 11.Ba7 Ke7.

8...Kd5 9.Nxb7 ( 9.Na4? Bd4 10.c3 b5 11.cxd4 bxa4 =) 9...Kc6 10.Nd8+ Kd7 11.Nf7 Ke6 12.Bh6 с выигрышем.

Прочитав отзыв Леонида Ивановича об этом своем опусе, 20-летний автор наверняка был на седьмом небе от счастья: «Борьба двух легких фигур против короля и слона чрезвычайно интересна и тонка, и проведение ее в виде 12-ходовой игры делает честь нашему юному талантливому композитору».

№3
Л.Куббель
15/V 1925 г.


Выигрыш

« 1.Re8 Nd7 2.Ba4! C прямым нападением на ладью и косвенным – на коня. Отступая ладьей, черные должны одновременно защитить и коня. Для этого у ладьи имеются два поля: b7 и d5.

2...Rb7. Если 2...Kxh2 , то 3.Bxb5 axb5 4.Rg8 Kg2 5.Rxg5+ и затем 6.Rd5.

3.Bc6 Rc7. На 3...Ra7 следует просто 4.Re7 и выигр. Теперь же ладья сама нападает на слона.

4.Rc8! Rxc8 (если 4...Ra7 , то 5.Rh8+ и затем 6.Rh7) 5.Bxd7+ и выигр.

Попытка контригры с ходом 3...Nf6 также не спасает черных: 4.Rf8 Rb6 ( 4...Nh7 5.Rf3+ ) 5.Rxf6 Kxh2 6.Rg6 d3 ( 6...Kg1 7.f4 ) 7.Kc1 d2+ 8.Kc2 Rxb2+ 9.Kxb2 d1Q 10.Rh6+ с последующим 11.Rh1+ и выигр.; или 8...d1Q+ 9.Kxd1 Rxb2 10.Rh6+ Kg1 11.Rh1+ и затем 12.Rh2+.

Второй вариант: 2...Rd5 3.Bc6 Rd6 (на 3...Nf6 выигрывает просто 4.Rh8+ ) 4.Re6! Rxe6 5.Bxd7 и выигр. (эхо).

2 симметричные позиции с жертвой ладьи.

Этот этюд демонстрировался мною на вечере, устроенном Ленинградской губшахсекцией в январе 1925 г., и был опубликован мною после появления в журнале «Шахматы» тождественного по игре этюда С.М.Каминера, находившегося в то время в портфеле редакции этого журнала. Это – еще один случай совпадения идей у разных композиторов».
Л.Куббель, «250 избранных этюдов», М.-Л., 1938 г.

А вот тот самый «тождественный по игре» этюд Каминера:

№4
С.Каминер
«Шахматы», март 1925 г.

Выигрыш

1.Rc4! Rd2+ 2.Ke1 Rd3 3.Ke2 Re3+ 4.Kd2 Re5 5.Re4! и т. д.

1...Rf4+ 2.Kg1! Rf5 3.g4 Rg5 4.h4 Re5 5.Re4!

При переезде главного питерского шахматного очага во Дворец Труда (бывший Николаевский дворец) там были организованы курсы для шахматных инструкторов. Их подковывали по теоретической части Г.Левенфиш, П.Романовский, И.Рабинович, методику кружковой работы преподавал, конечно же, Я.Рохлин, задачно-этюдное направление было вверено Л.Куббелю. Посещал ли эту студию Леонида Ивановича Сергей Каминер – неизвестно, но вообще-то у него и не было периода ученичества: буквально года за два он стал одним из ведущих этюдистов страны!

С.Каминер
№5
Чехословацкий конкурс, 1926 г.
3 приз

Выигрыш

1.Bc4! Куда податься черному скакуну? 1...Nb8 – подальше от белого короля, но это не меньшее из зол: 2.Ke7+! Kh7 3.Bb5 c6 4.Bc4 c5 5.Kd6 и 6.Kc7.

Значит, 1...Nc5+ , и тут начинается лестничное движение. Как писал в своем известном большом эссе «Шахматная поэзия» А.Гурвич, «по диагонали со ступеньки на ступеньку спускается целая батарея. Король и слон белых поочередно нападают на черного коня, терпеливо сохраняя до последнего решительного момента взрывчатую силу шаха навскрышку».

2.Kd5! Na4! ( 2...Nb7 3.Kc6+ ; 2...Nd7 3.Kc6+ ) 3.Bb3! Nc3+! Если 3...Nb6+ , то 4.Kc6+ Kf8 5.Kxc7! a4 6.Ba2 , а на 3...Nb2 у белых заготовлено 4.Kxe5+ с последующим 5.Kd4 и 6.Kc3.

4.Kc4 Nb1! 5.Ba2! Nxa3+ 6.Kb3! Nb5 7.Ka4+!

Систематическое движение трех фигур для тех лет было суперновинкой! В 1982-м в Москве вышла подготовленная известным грузинским композитором Гиа Надареишвили книга «Этюд глазами гроссмейстеров». Ее открывает одно из самых знаменитых полотен героя нашего повествования:

№6
С.Каминер
«Шахматы», 1927 год-I
1-й приз

Выигрыш

Кому Надареишвили предложил прокомментировать этот этюд? Конечно же – Ботвиннику!
«У белых материальный перевес, но общеизвестно, что два лишних коня без пешек не могут принести выигрыш, и это затрудняет задачу белых. К тому же два коня и слон против двух коней (без пешек) также не обеспечивают победу.

1.Nf3+. Полезный ход. Белые перекрывают диагональ d1-h5 и при случае смогут отдать коня за пешку d2.

1...Kc3. Как будет видно в дальнейшем, отступление короля на d3 упрощало задачу белых.

2.e7 Nd7. Если 2...d1Q , то 3.exf8Q , и две лишние фигуры при ферзях гарантируют успех.

3.Nxd2 Nf5. В случае 3...Kxd2 4.Kg5 белая пешка беспрепятственно проходит в ферзи. Сейчас можно заметить, что если бы черный король находился на d3 (1...Kd3), то ход 4.Bb1+ приводил к немедленному выигрышу.

4.Ne4+ Kd4 5.e8N! Фантастическая позиция! Три коня и слон гарантируют победу против двух коней. Превращать пешку в ферзя было бы ошибкой ввиду 5.e8Q Ng7+ с ничьей. Вместо того, чтобы поставить на поле е8 ферзя, белые ставят коня, жертвуя фигуру.

5...Kxe4 6.Bb1+. Эта охота за конем неожиданно приводит к успеху.

6...Ke5. Или 6...Kf4 7.Ng6+ , и белые выигрывают коня.

7.Ng6+ Ke6 8.Ba2#.

Из обыденной начальной позиции игра пришла к матовому финалу. Почти в центре доски черный король получил мат, и чистый мат!»
Судивший конкурс Василий Платов заключил: «Этюд редкой красоты!»
Каминер питал особую привязанность к соотношению две легкие фигуры с пешками против таких же сил, и из серии составленных им этюдов с таким материалом №7 он считал вообще своим лучшим:

№7
С.Каминер
«Шахматы», 1927-II
5-й приз

Выигрыш

1.Ne5! В подтексте этой жертвы коня, как говорят композиторы, «антикритический» (через поле с4) бросок слона – 2.Bg8! с последующим 3.Nc4+ Kc6 4.Bd5+!

1...Bh5. Чтобы поставить слона на е2 и пресечь угрозу белых.

2.Kf1! Отнимая у черного слона это важное поле, и очень аккуратно – вроде бы равноценное 2.Kf2 не годится...С эффектным 2.Bd5 спешить не надо – 2...Be3 3.Nc4+ Kxd5 4.Nxe3+ Kc6.

2...Bd1. Черные не унывают, 3.Bg8 вновь неосуществимо из-за 3...Bb3!

3.Bd5!! Чудная картинка! Неосторожный ход белого короля на f2 сейчас позволил бы черным достичь ничьей посредством 2.Kf2 Bd1 3.Bd5 Bxb2 4.b7 Bd4+ и 5...Ba7.

3...Be3. Защищаясь от шаха на f7, но теперь оба черных слона гибнут от вилок лихого неприятельского скакуна.

4.Nc4+ Kxd5 5.Nxe3+ Kc6 6.Nxd1.

Поступление новой звезды советской композиции в МВТУ им. Баумана совпало с созданием Всесоюзного объединения любителей шахматных задач и этюдов. Его руководителем стал 40-летний москвич Лазарь Залкинд, выдвинувшийся в ряды ведущих российских композиторов еще при царе Николае II. Главной заслугой объединения стал выпуск сборников «Задачи и этюды», и в первом же номере (в 1927-м) была опубликована задача Каминера на кооперативный мат. Поместил ее в своей статье член редколлегии ЗиЭ Моисей Нейман (в будущем - один из ближайших соратников знаменитого академика Н.Семенова, доктор химических наук; о жизни и судьбе Неймана, его выдающихся научных открытиях и большом вкладе в "сказочные шахматы" - в одной из последующих глав). Отметив, что это «первый кооперативный мат, составленный в СССР», он не поскупился на комплименты: «Грациозная задача нашего талантливого этюдиста содержит тонкий стратегический маневр и построена замечательно экономично».

№8
С.Каминер

Кооперативный мат в 3 хода

Для несведущих – в таких задачах начинают черные и помогают белым заматовать черного короля.

1.Qh3 Ne4 2.Bf4 Ng3 3.Ke5 Bc3#!

( 1...Qh3 2.Ne4 Bf4 3.Ng3 Ke5 4.Bc3# )

В этом же, 1-м номере «ЗиЭ» была помещена еще одна задача-кооперативка Каминера, а также два его новых этюда.

Я листаю эти поветшавшие от времени миниатюрные по размеру сборнички, издававшиеся тиражом сначала в три, а затем в четыре тысячи экземпляров (фантастические для современных журналов по композиции цифры!). Практически все до одного советские композиторы и многие зарубежные – и маститые, и те, чьи имена сейчас прочно забыты – считали своим долгом опубликоваться в «ЗиЭ»: ленинградцы братья Арвид, Евгений и Леонид Куббели, одесситы Я.Вильнер и М.Гордиан, А.Козлов (Свердловск), Е.Сорочинский (Киев), профессор И.Галумбирек (Вена), Ф.Палац (Гамбург), П.Комаров (Новосибирск), рекордсмен мира по количеству составленных композиций Т.Доусон (Лондон), И.Нильсен (Дания), будущий писатель-фантаст А.Казанцев (Томск), профессор Н.Извольский (Москва), Я.Матанцев (Вятка), С.Жигис (Витебск), К.Лауэ (Саксония), П.Неунывако (Москва), увековеченный в 1-м томе дилогии о великом комбинаторе…

ГОЛОСОВАЛ ЗА ТО, ЧТОБЫ УБРАТЬ СТАЛИНА С ПОСТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПАРТИИ…

Павел Неунывако был лихой комполка в гражданскую. Под его началом служил Михаил Казаков, будущий генерал армии. В своих мемуарах он пишет: «Природа щедро наделила П.Е.Неунывако многими талантами. Мы знали его не только как храброго солдата, блестящего командира. Он был к тому же и прекрасным шахматистом, мастерски составлял разнообразные шахматные задачи. Свыше ста из них опубликовано в печати (и, добавим, десятки его задач были удостоены высоких отличий на крупнейших отечественных и зарубежных конкурсах, во 2-й половине 20-х бесстрашный рубака красной конницы был, бесспорно, в числе ведущих композиторов СССР – В.Н.)».

По виртуальной базе можно пробить один-единственный этюд Неунывако – его совместное произведение с Владимиром Броном, проживавшим до войны в Харькове. А в тогдашнюю украинскую столицу Павел Ефимович переехал в 1929-м, получив назначение в оборонный сектор Госплана УССР…

№9
В.Брон, П.Неунывако
«Правда», 1930 г.
3-й приз

Ничья

Судя по дате, это однозначно не тот «прелестный этюд», за который не на жизнь, а на смерть бился редактор шахматного отдела маэстро Судейкин («Двенадцать стульев» написаны в 1927-м).

1.Rf7+ Ke6 2.Rf3 Nxe1 3.Re3+ Kf7 4.Rxe1 Bd3+ 5.Kh8 Bc5 (a3) 6.Re5! Ba3 ( 6...Bd4 – пат со связкой ладьи) 7.Rc5! Bb2+ 8.Rc3 Bb1 ( 8...Ba1 – вновь пат со связкой ладьи) 9.d4! Bxc3 – все-таки пат, но уже со связкой пешки!

Если же черные на 4-м ходу рубят белую пешку 4...Bxd2 , тогда так: 5.Re5! Bd3+ 6.Kh8 Bc1 7.Rf5+! Bxf5 – пат.

В начале 30-х на тогдашнего секретаря Совета Обороны Совнаркома Украины Илью Дубинского стали строчить доносы, что он засорил оборонный аппарат троцкистами, в частности, направил в Госплан Неунывако.
«Однажды Павел Неунывако, – пишет в своих мемуарах Дубинский (не только известный военный деятель, также репрессированный в годы сталинской «зачистки» комсостава РККА, но и писатель, прославлявший в своих книгах подвиги Красной Армии, автор 4-х томного собрания сочинений), – этот «враг народа», за которого трепали меня, сказал мне:
– Вот я человек с подмоченной репутацией. Почему? В 1927 году одна пятая часть слушателей академии Фрунзе оказалась в оппозиции. Согрешил и я. Но разве я против партии, против Советской власти? Честно выполнял и выполняю все, что мне предписывают. Не критикую. В гражданскую войну командовал полком в дивизии Федько. Деникинский осколок сидит в печени. Мы голосовали тогда потому, что помнили завещание Ленина. Думали, что партия выиграет от смены Первого секретаря…».

Павел Неунывако был арестован 11 апреля 1938-го в Алма-Ате, где он работал учетчиком на асфальто-бетонном заводе.

В №1 "Шахмат в СССР" за тот год опубликовали трехходовку, составленную им в соавторстве со студентом физмата Московского городского пединститута им. В.П.Потемкина Львом Лошинским (будущим многократным чемпионом СССР по задачам, международным гроссмейстером).

1.Rb8! (с угрозой 2.Qf2+) 1...Ka1 2.Qf1+ , 1...Ka3 2.Qf3+. Эхо-игра!

Не решают другие отскоки ладьи – 1.Rb5? Ka1! ; 1.Rb6? h3! ; 1.Rb7 Ka3!

В нашей алтайской краевой библиотеке им. В.Шишкова в подшивке "Шахмат в СССР" за 1938 год отдел задач в №1 журнала с этой трехходовкой аккуратно вырезан. Вот припоминаю, что и в имевшемся в "шишковке" раритетном сборнике "Советская шахматная композиция", изданном в 1937-м, я не обнаружил большую вступительную статью (а там, знаю, имело место восхваление Николая Крыленко).
Одна из старейших сотрудниц библиотеки в свое время рассказывала мне, сколь много было в сталинщину таких вот изъятий из журналов и книг страниц с именами "врагов народа"...
Павлу Ефимовичу было предъявлено стандартное для тех кровавых лет обвинение: готовил теракты, состоял в контрреволюционной организации. Но, собственно, обречен-то он был еще по результатам того голосования в Академии РККА за снятие первого секретаря... Расстрелян Неунывако в Москве на Донском кладбище в 1940-м 8 февраля...

В предисловии к сборнику своих «Избранных этюдов и задач» (М., 1969) В.Брон пишет, что переехал в Харьков в 1923-м (а родился он в 1909-м в Николаеве), где «стал посещать шахматный клуб, которым руководил тогда брат Алехина Алексей Александрович)…». Возможно, в том клубе Брон и познакомился с Неунывако; две совместные c ним композиции Владимир Акимович включил в «Избранные этюды и задачи» – тот самый «правдинский» этюд 1930 года, а также задачу-трехходовку. Причем этюд он в 1956-м, будучи уже зрелым мастером, основательно переработал и вот как прокомментировал в сборнике новую вступительную игру:

 

Ничья

«Для ничьей белым необходимо уничтожить опасную пешку f3, однако белая ладья под ударом.

1.Re8+! Проигрывает 1.Rf4 из-за удара 1...Nxd3! 2.Nxd3 (ничего лучшего нет) 2...Bxd3+ 3.Kg7 Be2, и черные легко выигрывают.

1...Kd7! 2.Rf8 Nxd3! Черные все-таки наносят этот удар, атакуя ладью и коня.

3.Rf7+! Важный промежуточный шах, который заставляет черного короля стать на линию «е», чтобы атаковать ладью.

3...Ke6! Теперь пешку f3 берет ладья.

4.Rxf3 Nxe1 5.Re3+ Kf7! 6.Rxe1», и на доске – занятная позиция (с гроздью патов со связками ладьи или пешки), по всей видимости, найденная Неунывако и предложенная им для наращивания вступительной игры Брону, к тому времени уже считавшемуся одним из самых перспективных молодых этюдистов в мире…

Владимир Брон, живший после войны в Свердловске (ныне Екатеринбург), был крупным специалистом по огнеупорным материалам. В 1978-м автор этих строк, тогда студент-заочник журфака Уральского университета, был в гостях у знаменитого гроссмейстера. Для доктора технических наук квартира была довольно скромно обставлена. В зале я поздоровался с супругой Владимира Акимовича (они жили вдвоем – детей Бог не дал), после чего мы прошли в его рабочий кабинет. Хозяин продемонстрировал только что составленные им новые этюды, по его просьбе я показывал свои опусы… Легендарная в композиции личность, он оказался простым в общении, кое-что рассказал о своем творческом пути. Вот бы мне тогда поинтересоваться у Владимира Акимовича, при каких обстоятельствах он познакомился с героем гражданской войны Павлом Неунывако, как они на пару сочиняли шахматные ребусы…

УЕХАЛ ИЗ МОСКВЫ В НЕИЗВЕСТНОМ НАПРАВЛЕНИИ…

Также слушателем академии РККА, но другой – «Жуковки», был и еще один герой первых советских конкурсов по составлению шахматных задач. Далее цитирую собственную статью из «Алтайской правды» шестилетней давности:

«Эта фотография – из газеты «64» за 24 февраля 1937 года, вышедшей под шапкой «Да здравствует непобедимая армия страны социализма!» Весь номер посвящен шахматам в Красной Армии и среди прочих шахматных звезд РККА газета особо выделила этого молодого человека с ромбами в петлицах, с волевым подбородком и копной густых волос:
От беспризорника до слушателя Военно-воздушной академии и проблемиста с международным именем – таков путь Василия Дмитриевича Кобеца.
Он родился в 1909 году. Шести лет от роду потерял родителей, был отдан в приют. Оттуда бежал, около четырех лет странствовал по России. В 1921 г. Кобеца определили в Минскую профшколу. Он успешно закончил ее в 1925 г., получив квалификацию слесаря. В школе же он вступил в ряды комсомола. Сейчас В.Д.Кобец – член партии, слушатель пятого курса Военно-воздушной академии РККА.
С шахматной игрой он познакомился в 1924 г. и тогда же заинтересовался композицией. Он начал составлять задачи и вскоре добился крупных успехов. В 1927 г. Кобец завоевывает третий приз на большом международном конкурсе Кечкеметского шахматного клуба. В том же году он добивается первого приза в международном конкурсе «Шахматного листка».

В.Кобец
«Шахматный листок», 1927
1-2 призы на равных

Мат в 3 хода

1.Qa8! – чтоб шахнуть ладьей на f4 с последующим 3.Qxb8#.

1...Bxe5. Как черт от ладана, слон шарахается от ферзя, а тот – за ним:

2.Qb8! И на возврат слона с поеданием ферзя-камикадзе 2...Bxb8 матует 3.c5#. На симметричный ход другого слона 1...Bxd5 белые жертвуют не только ферзя, но вдобавок еще и коня – 2.Nc5!! Bxc4+ 3.N1b3#!

Эффектно!
Всего Кобец составил около 300 задач, завоевал 15 призов и много почетных и похвальных отзывов.

Деятельная натура, Василий и в академии «насаждал» шахматы. В том же номере «64» отмечаются его заслуги как организатора матчей слушателей академии им. Жуковского с другими военными академиями, авиационным институтом, причем «из всех матчей Воздушная академия вышла победительницей с хорошим счетом».
Автор этой заметки, корреспондент «64» Петр Муссури (кстати, также сочинявший шахматные задачи) вскоре будет расстрелян с клеймом «врага народа». А как сложилась судьба героя его публикации, приуроченной к 19-й годовщине РККА, – Василия Кобеца? Тайна сия велика есть. В послевоенной шахматной периодике его задачи не публиковались. Ни одна из поисковых систем всезнающей всемирной паутины не откликается на запрос: «Василий Дмитриевич Кобец». Этой публикацией его имя вводится в интернет-пространство, ждем откликов…».

И отклик был! Московская журналистка Наталья Невраева, задавшись целью найти что-либо в Интернете о добром друге и тезке ее дедушки Василии Ходакове, обнаружила в поисковике мою публикацию в «Алтайке» и «увидела фотографию молодого дяди Васи с копной черных волос!»
«Если бы не фотография, – пишет Наталья Николаевна в своих электронных записках «Дети с Арбата», – я еще и засомневалась бы, что речь в статье идет именно о дедушкином друге. Тем более в материале рассказывалось, что после Великой Отечественной о Кобеце ничего не было слышно. А я-то его помню таким, как на фотографии, только чуть постаревшим! …»
Я связался с Наталией Николаевной по электронке, и вот что она мне написала:
«Кобеца я узнала где-то в 1960-62 годах. Мой дедушка Василий Яковлевич Ходаков (1903 года рождения, участник 4-х войн, журналист, шахматист, умер в 1978 г.) часто бывал в Центральном шахматном клубе. Видимо, там они и познакомились. Дядя Вася Кобец, так я его называла, родственником мне не приходится. Он часто бывал у нас на Арбате, где мы жили тогда большой семьей. Иногда останавливался у нас. Было впечатление, что дома у него в Москве нет. Был очень скромно одет и вообще скромным, но веселым человеком. Дедушка о нем подробностей никаких нам, детям, не рассказывал, видимо, не считал нужным. Только знаю, что дядя Вася сбежал из детдома в действующую армию (это про гражданскую войну – В.Н.)
И еще. О том, что довелось испытать Кобецу в Великую Отечественную – не знаю. Могу лишь предположить, что с ним случилось что-то серьезное, во что нас, детей, не посвятили.
Где-то через год дядя Вася исчез из нашей жизни. Как появился, так и ушел. У него вроде появилась женщина, с которой он связал свою судьбу. Точно – он уехал из Москвы, но куда – не могу сказать. Поэтому меня так удивила Ваша статья. Я обрадовалась, что что-то сумела узнать об этом человеке».

Пару лет назад у автора этих строк завязалась переписка с молодым шахматным историком из Белоруссии Вольфом Рубинчиком, также интересующимся потерянным следом Василия Кобеца. И вот недавно Вольф мне сообщил, что на сайте http://podvignaroda.mil.ru/ он нашел сведения о родившемся в 1909-м в Белорусской ССР, Бельском районе Гродненской области (бывшей губернии), в селе Клепики технике-лейтенанте Василии Дмитриевиче Кобеце. Совпало все: место, где он появился на свет (белорусский коллега уточнил, что под Бельском есть Кленики, а не Клепики – вероятно, опечатка в "Карточке награжденного"), имя, отчество, фамилия, год рождения!

Так ваш покорный слуга узнал о сайте, создатели которого сделали великое дело! Количество обращений в этот «Общедоступный электронный банк документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» составило почти 12 миллионов на середину февраля 2013-го (когда готовился этот материал)! Там я нашел сведения и о красноармейце Илье Моисеевиче Нейштадте, награжденном медалью «За отвагу»: «Находясь на фронте в период с июля 1941 г. по 29 января 1942 г. в составе 1-го стрелкового полка 413-й стрелковой дивизии в должности станкового пулеметчика», мой отец «при освобождении города Калуги 29 января 1942 г. получил тяжелое огнестрельное ранение в правую ногу, вследствие ранения получил инвалидность 3-й группы»…
А возвращаясь к ратной биографии Кобеца – на сайте есть характеристика на Василия Дмитриевича, подготовленная в связи с представлением его к ордену Красной звезды, и Приказ от 30 июня 1945-го о награждении этим ратным орденом личного состава 4-й Воздушной армии, в том числе техника-лейтенанта Василия Кобеца.

В этом приказе Василий Кобец представлен как начальник 388-й Подвижной Авиационно-ремонтной мастерской – а не ПАРМ-1, как в характеристике на него.

Выпускник Военно-воздушной академии РККА – и всего лишь техник-лейтенант? Но лейтенантские звезды получали выпускники летных школ! Не случилась ли с главным шахматным организатором «Жуковки», когда он учился на пятом курсе этой кузницы высшего комсостава воздушных сил Красной Армии, какая беда? Год-то был – 1937-й! О том, что Кобец окончил академию, ничего не сказано в упомянутой характеристике… Из нее следует, что он находился в действующей армии с 16.09.1941 года в должности начальника 8 отдела (обработки) 28 ОТС (отдел технического снабжения, в нечеткой машинописи – ведь столько лет документ пролежал в архивах! – эту аббревиатуру можно истолковать и как ОТЭ – отдел технической эксплуатации – В.Н) и с 9 августа 1944 г. – начальником подвижной авиационно-ремонтной мастерской 78-й специализированной подвижной авиационно-ремонтной базы.

«За период службы в 78-й ПАРБ под его личным руководством, – отмечено далее в характеристике, – оборудован ПАРМ-1 по ремонту авиавооружения, а также произведен ремонт авиавооружения разных систем в количестве 662 единиц; все порученные работы вверенная ему ПАРМ-1 выполняет с хорошим и отличным качеством и не ниже как на 120-125%. За примерный ремонт авиавооружения имеет ряд благодарностей от действующих авиаполков и отличные отзывы. В составе 4ВА (4-й воздушной армии – В.Н.) с 10.12.44 г…»

Лучший советский истребитель времен Великой Отечественной, детище ОКБ-21 С.Лавочкина – Ла-5Ф. На нем был установлен новый форсированный поршневой двигатель внутреннего сгорания АШ-82ФН, созданный под руководством конструктора А.Швецова. 29 таких двигателей, согласно данным сайта podvignaroda.mil.ru, было отремонтировано ПАРМ-1 под началом техника-лейтенанта Василия Кобеца. АШ-82ФН устанавливались также на бомбардировщиках ПЕ-2 и ТУ-2, истребителе ЛА-7…

В конце июня 45-го, когда Кобец был удостоен ордена Красной Звезды, 4-я Воздушная армия располагалась на территории Польши. Василий Дмитриевич был также награжден, как об этом информирует сайт, медалью «За боевые заслуги» и орденом Великой Отечественной войны II степени – в 1985-м (когда появился Указ, согласно которому награждались этим орденом все активные участники Великой Отечественной, в том числе партизаны и подпольщики). И стало быть, один из первопроходцев советской шахматной композиции праздновал 40-летие Победы! Ему было тогда 76… Он был нашим современником!
Неужели у Василия Дмитриевича не осталось никаких родственников, которые могли бы хоть что-то рассказать о нем? Где он жил в 80-е, когда получил свой второй орден? Поиск продолжается…

 

«ВЫДАВАЛ СЕБЯ ЗА ЧЛЕНА ВКП (б), ХОТЯ ИЗ ТАКОВОЙ ИСКЛЮЧЕН»

Бурный приток в годы шахматной горячки молодых сил в композицию подвигнул Всесоюзное объединение во главе с Л.Залкиндом ежегодно проводить чемпионаты страны, о чем было объявлено в 8-м номере «Задач и этюдов», вышедшем в начале 1930-го. Почти весь он был посвящен творчеству А.Троицкого, незадолго до этого удостоенного звания заслуженного деятеля искусства РСФСР, и «в этом акте, – пафосно и несколько витиевато говорилось в редакционной врезке, – наряду с признанием выдающихся и исключительных заслуг нашего гениального этюдиста перед шахматным искусством мы должны также видеть признание общественной значимости шахматной композиции для советской культуры, ибо этим актом впервые в летописях истории шахматная композиция возводится в разряд искусств и впервые в мире проблемист включается в категорию представителей художественно-интеллектуального труда».

Оказавшийся, увы, последним выпуск «Задач и этюдов» открывала фотография А.Троицкого. На тот момент он являлся жителем Пензенской губернии, власти которой обратились с ходатайством в Москву о признании Алексея Алексеевича заслуженным шахматным этюдистом республики и о назначении ему персональной пенсии. А Совет народных комиссаров присвоил «отцу» художественного этюда и вовсе уникальное звание. Возможно,это решение принял сам Алексей Рыков, тогдашний председатель СНК, большой любитель шахмат (расстрелянный в марте 1938-го на полигоне Коммунарка - на том же полигоне полгода спустя расстреляют Сергея Каминера). Титул заслуженного деятеля искусства шахматным композиторам больше не присваивался…
В первом чемпионате СССР оценивались композиции (двухходовки, трехходовки и этюды), опубликованные в 1929 году, причем по местам их расставляли сами же участники. В этюдном разделе конкурировали 35 произведений 8 авторов, первое место занял 23-летний Владимир Корольков (проживавший тогда в Краснодаре), а великий Троицкий оказался даже за чертой призовой тройки, и это был полный триумф новой волны! «Серебро» взял 30-летний литературный критик Абрам Гурвич, «бронзу» – 20-летний Тигран Горгиев (будущий доктор медицинских наук). Но надо сказать, что истинное соотношение сил на отечественном Олимпе шахматной поэзии чемпионат не отразил: среди участников не оказалось живых легенд – братьев Платовых, Леонида Куббеля, вообще кворума и близко не было.
Василий и Михаил Платовы к концу 20-х уже завершали свою этюдную карьеру… Леонид Куббель, наоборот, был тогда в самом расцвете сил, как раз отмечал 25-летие своей творческой деятельности, и этой славной дате посвящался весь 9-й выпуск «Задач и этюдов». Он уже был сверстан и подписан к печати, но случилось непредвиденное – Объединение любителей задач и этюдов упразднили (и это мог сделать только шахматный вождь Николай Крыленко) как «узко-специальное, аполитичное, кастово-замкнутое» (ничего себе замкнутое, сборники «ЗиЭ» тиражом в 4 тысячи экземпляров!). 9-й номер с материалами о Леониде Куббеле так и не вышел, из-за чего гениальный композитор, как писал один из его биографов Александр Батурин, сильно расстроился, заметно снизил творческую активность и на какое-то время практически сошел с конкурсной арены. Но вот, скажем, старший брат Леонида Ивановича Арвид и Николай Малахов (счетовод из села Прасковея на Ставрополье) – их-то юбилеи (25- и 20-летие творческой деятельности) «Задачи и этюды» успели отметить. Тем не менее ни тот, ни другой в первом Всесоюзном чемпионате не участвовали – как и виртуоз пешечного этюда Николай Григорьев, Сергей Каминер, Владимир Брон, Фроим Симхович… А может, это был такой тихий протест части композиторской элиты в связи с тем, что произошло тогда с двумя коллегами по задачно-этюдному цеху?

«В связи с юбилеем Н.К.Малахова мы помещаем на титульном листе его новейший портрет, снятый во время его недавнего пребывания в Ленинграде» («Задачи и этюды», №6).

В июльской книжке журнала «64. Шахматы и шашки в рабочем клубе» за 1929 год неожиданно появилась выписка из протокола экстренного заседания Исполбюро: «Тов. Левмана С.С. за систематически применявшийся им в течение ряда лет обман, выражавшийся в том, что он выдавал себя за члена ВКП(б), хотя он из таковой исключен еще в 1924 г., исключить из членов Исполбюро». После этого экстренного заседания Левман лишился вообще всех своих шахматных постов – и главного функционера Шахинтерна, и соредактора отделов в газетах «Правда» и «Труд», и председателя Московской группы любителей задач и этюдов… Он перестал быть и казначеем Всесоюзного объединения композиторов, руководителю которого вскоре был нанесен гораздо более страшный удар…

 

Продолжение следует

 

Последние турниры

09.11.2017

Победители получают по 60 тысяч долларов, проигравшие – по 40 тысяч.

27.10.2017

В составах мужских и женских команд 4 основных игрока и 1 запасной.

07.10.2017

В составах мужских команд 6 основных игроков и 2 запасных, в женских – 4 основных и 1 запасная.

23.09.2017

Три главных приза: 50000, 25000 и 12500 фунтов стерлингов.

02.09.2017

Нокаут-система при 128 участниках.

13.08.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

01.08.2017

Общий призовой фонд – 300 тысяч долларов, победитель получает 75 тысяч.

24.07.2017

Бильский фестиваль проходит в 50-й раз.

15.07.2017

.

01.07.2017

В мужском и женском турнире 5 победителей вышли в Суперфинал.

28.06.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум