четверг, 21.09.2017
Расписание:
RSS LIVE КОНТАКТЫ
Остров Мэн23.09
Клубный Кубок Европы07.10
Командный чемпионат Европы27.10

Учимся вместе

Сергей ЗАГРЕБЕЛЬНЫЙ,
гроссмейстер

Эвбейский дракон


обсудить

С окончанием учебного года, неважно, студент ты или обычный школяр, наступает самое счастливое время – лето! Наконец-то можно забросить в самый дальний угол учебники, не ходить в разные там секции и кружки, которые на лето тоже закрываются, в общем, жизнь вступает в фазу Великого Ничегонеделанья. Вот тут и начинается самый клёв! Как для опытного рыбака зорька, так для шахматного тренера лето – сезон «ловли» учеников своих, когда появляется возможность интенсивно позаниматься. Конечно, на крючок попадают далеко не все, многие исчезают из поля зрения на все три летних месяца. Сознательные же родители прекрасно понимают, что всё хорошо в меру, особенно безделье. И поэтому они с удовольствием откликаются на предложение отправить своих детей в шахматные лагеря. (Определение «шахматный лагерь» мне совсем не нравится: звучит по-детски и не в полной мере отражает суть процесса. Гораздо уместнее определение «учебно-тренировочный сбор», как оно называется у спортсменов, и в чём я в годы своей молодости принимал участие сам.) Греция, Болгария, Черногория, Белоруссия… вариантов много, только выбирай! СШОР «Юность Москвы» (он же клуб имени Тиграна Петросяна) готова загрузить своего ученика хоть на всё лето – пожалуйста! Причём цены заметно ниже рыночных, во многих случаях вместе с детьми могут поехать и родители. Помимо «государственных» предложений, тренеры школы проявляют и личную инициативу, так, Людмила Сергеевна Белавенец из года в год возит детей на турнир в Румынию, тропу в Польшу проложил Евгений Александрович Решетников. Ваш покорный слуга по старой турнирной памяти предпочёл Грецию, о сборе в которой, собственно, и пойдёт речь. Да, прежде чем перейти к подробностям, выражу признательность и благодарность директору школы Наталье Николаевне Чухровой, без всемерной поддержки которой подобные поездки были бы просто невозможны.
В середине июня школьный сезон завершается турниром «Здравствуй, лето», по окончании которого вот уже второй год подряд мы отправляемся в Грецию, остров Эвбея, город Амаринтос. Мы – это отряд из тренера, учеников и группы поддержки этих самых учеников, в которую могут входить родители, бабушки, сёстры, братья и т.д. Количество учеников осталось прежним – 12. Местечко нашего базирования тихое, спокойное, вдали от бойких туристических центров, внутренние ворота нашего уютного мини-отеля выводят прямо к морю, тут же в таверне на свежем воздухе место для занятий, магазины и всякое прочее – всё в шаговой доступности.

Несказанно повезло с погодой: изнуряющая жара ещё не наступила, в то же время солнца для активного пляжного отдыха было вполне достаточно. По вечерам тут же на пляже проходили нешуточные футбольные баталии. А уже непосредственно перед сном под ветвистым тутовником во дворике нашего пансиона ребята играли в только им понятные настольные игры, любимая из которых, насколько я понял, «мафия». «Город просыпается», «доктор убит», «комиссар убит» – всё время у них там кого-то убивают… в общем, сплошная жуть))) 

Не меньшим успехом у ребят пользовались походы в местную кондитерскую «на мороженое». Взрослые не отставали! Такого вкусного мороженого в Москве не отведаешь. Ещё ребята теперь знают, что такое настоящий греческий салат, из настоящей греческой таверны, а не ту пародию на греческий салат, что предлагают у нас, например, в «Му-Му» на Большой Дмитровке. 

Экскурсии в Афины и Дельфы, купание в чистейших водах Эгейского моря, футбольные баталии и другие курортные прелести смотрите в фотогалерее. Далее пойдёт речь о самом процессе.

Два занятия в сутки, до обеда и после, по два часа каждое, 21 день подряд. К подобной нагрузке никто не привык, в школьное время дети приходят два раза в неделю на те же два часа. Это в идеале, если не пропускают, а они, разумеется, пропускают, да ещё как. В общем, некоторые из детей в эти три недели получают почти годовую нагрузку.
Другой вопрос – как выстроить учебный процесс, учитывая разный уровень юных игроков, от третьего разряда до первого? Или возраст? Самому юному спортсмену Вове Ерёмину всего 6 лет, но ничего, забегая вперёд, скажу – молодец, выдержал, пропустил всего одну или две тренировки. Самый простой для тренера выход – игра и решение задач. Играют-решают, играют-решают… хотят блицевать – извольте; «шведки», в которые дети готовы биться хоть круглые сутки, – пожалуйста, вплоть до «двухходовок» и «поддавков», по принципу «чем бы дитя ни тешилось…», а там и сбору конец. Столь халтурный подход тоже что-то даст, это всяк лучше, чем ничего, однако ведь хочется провести время с наибольшей пользой, дать по максимуму, а сколько каждый возьмёт – другой вопрос, от тебя не всегда зависящий.
Шахматную партию, как и организм человека, можно разделить на части. Дебют, миттельшпиль, эндшпиль – это если делить по-крупному. Само понятие «дебют» состоит из разных начал, систем, гамбитов, защит и т.д. Имеются различные типовые позиции миттельшпиля, например, позиции с изолированной пешкой. Об эндшпилях и не говорю – пешечные, ладейные, ферзевые… короче, уйма всяких. Изучать всю эту массу шахматных знаний по отдельности дело довольно муторное и малоинтересное, особенно, когда многие из этих знаний оторваны от конкретной шахматной жизни. Представьте только, заканчиваешь шахматный ВУЗ, а у тебя в дипломе – «специалист по окончаниям с разноцветными слонами при пешках не более пяти». Ничего смешного! Мы приходим в районную поликлинику, где сначала нас отправят к специалисту по левому уху, затем по правому глазу и т.д. К чему я клоню? Я против подробного изучения разных стадий партии, её деталей, скажем, ладейного эндшпиля? Нет, конечно, только «за», но лучше всего эти знания подавать максимально приближёнными к жизни. Возьмём, например, элемент «тактика», которому на начальном этапе вслед за самой игрой уделяется максимальное время. Дети решают, решают, решают… достигают в этом определённых этапов, доходят до высоких степеней трудности, способны уже решать «пятёрочку», но вот создаётся ситуация в партии, задачка на «2» или даже «1» – и мимо, даже не заметили.
Про эндшпили я вообще молчу – сплошная чёрная дыра.

Всё же самым запущенным местом у детей, как ни странно, является дебют. Не знаю, как у других тренеров, но именно тут у меня возникают главные трудности. Некоторые случаи просто вводят в ступор. Переходит ко мне мальчик. Перворазрядник, вполне себе интересный, перспективный, «соображающий» – выводы из тренировочного процесса. Подошло время играть в первенстве Москвы. И что я вижу? Результат белыми 0,5 из 4. Смотрю партии, везде «каменная стена» обратным цветом: 1.f4 и далее построение e3, d4, с3, напрочь убивая слона с1. Там идея в том, чтобы коня на е5 и далее – прямая атака на короля. Однажды виды на атаку появились, требовалось пожертвовать, но необходимой для данного варианта пробивной мощи проявлено не было. Чуть промедлил, чуть не туда – и момент упущен, а изначальная проблема «тупого» слона никуда не делась. С этим слоном он так из партии в партию и загибался. Я ему: «Зачем ты играешь столь убогий дебют? Неважно, что ничего другого ты не знаешь. Во-первых, твои соперники тоже ничего не знают, во-вторых, хуже всё равно не будет». Прошло время, первый тур «петросяновского» опена «Здравствуй, лето». И что я вижу? Конечно, 1.f4! Каков итог? Конечно, 0-1. Я уже за помощью к маме, мол, где и как ваш сын подцепил эту дебютную заразу, от которой никак невозможно избавиться. Затем обращаюсь к самому герою: слушай, ок, дебют бывает сам по себе дрянной, но даёт хорошие результаты, или хотя бы, несмотря на свою дурную репутацию, в этом варианте получаешь перспективные позиции, но у тебя же – полная, беспросветная безнадёга: и позиции получаешь убогие, и результат в 9 случаях из 10 плачевный. И чего, спрашивается… «А мне нравится!» – получаю ответ. Вот вам ещё один пример на тему «любовь зла», на что можно лишь беспомощно развести руками.
Известно, что переделывать всегда труднее, чем строить с нуля. Так и с дебютом. До тренерской работы с совсем юными шахматистами я и предположить не мог, что самые упёртые консерваторы – дети, причём, чем меньше возраст, тем эта упёртость проявляется с большей силой. Знакомство с шахматами с чего начинается? Обозначили силу фигур, научили ими ходить, далее что? Понятно, «детский мат». Пройдя этот важный этап, когда объяснят, что так просто мат не ставится, переходят к следующему этапу обучения – «развитие фигур». Партия начинается с тех же ходов, что и при «детском мате», только без выпада ферзя на h5. Коней на f3 и с3, слона на с4, рокировка, далее единственной продуктивной идеей является связка коня f6 с последующим её использованием посредством Nd5. Чёрные делают то же самое, кто вперёд использует связку, тот и молодец! Если же соперники уже продвинутые, предусмотрительно выставят пешки на h3 и h6 – тогда начинается вызывающее зевоту рутинное перетягивание канатов. И вот на этом этапе дети застревают напрочь, подъёмным краном из этого дебютного болота их не вытащишь. Зачем осваивать что-то новое, когда в своём болоте всё известно и так знакомо. Предвижу резонный вопрос: разве в дебютных проблемах ученика виноват не тренер? Отчасти это так, однако в процессе рутинного школьного обучения, когда занятия проходят в группах, когда сегодня ребёнок пришёл, а следующее занятие он пропустил, уделять много внимания дебюту – крайне непродуктивно, не говоря о том, что на определённом этапе к выбору дебютного репертуара необходимо подходить крайне ответственно. Тут, как при выборе обуви, необходимо, чтобы дебют был впору, нигде не давил, чтобы чувствовалось в нём легко и комфортно. Можно, конечно, всех в кирзовые сапоги…

В Грецию приехали ребята не только из моей группы, с некоторыми я не был знаком вовсе, в общем, нужно было проверить всех в деле. Поэтому начали сбор с турнира (по часу каждому, партии записываются). Разделившись на две команды по шесть человек, «Радужные панды» и «Розовые кенгуру», ребята сразу включились в работу. Разумеется, тут же обрушилось ставшее за время работы детским тренером для меня тошнотворным 1.е4 е5 с дальнейшим симметричным развитием фигур. Кое-какое разнообразие наблюдалось у ребят постарше, лечебным бальзамом на мою израненную тренерскую душу вылилась следующая партия.

 

Влад Семёнов – Лёша Корнеенко

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.Bb5+ Bd7 8.Bxd7+ Nbxd7 9.0-0 0-0 10.Nb3 a6 11.f3 Rc8 12.Qd2 Ne5 13.Rab1 Nc4 14.Qe2 Nxb2 15.Rxb2 Rxc3, и в итоге чёрные победили.

После каждого тура мы подводили итоги, разбирали самые интересные моменты борьбы, решали возникающие в них тактические задачки, благо, партии начинающих дают их уйму, успевай только подмечать и запоминать, не нужны никакие «решебники» (хотя не скрою, без них тоже не обошлось). В примере выше ставилась позиция после 14 хода белых.
Кстати, открою секрет: именно эта партия определила главное направление всех сборов. С окончанием командного противостояния, в котором «Радужные панды» одержали три уверенные победы, дебютная вольница кончилась. Несмотря на раздающиеся со всех сторон писки и стоны, жёсткой диктаторской рукой постановил, что с наступлением часа икс все играют исключительно вариант дракона. Перед этим часом были показаны основные пути и направления. Почему именно Дракон, а не, скажем, варианты Найдорфа или Паульсена и почему вообще сицилианская защита, а не, например, ферзевый гамбит? В первую очередь меня интересовал ответ на 1.е4. Раз двигать 1…е5 я запретил, то из наиболее масштабных дебютов оставалась сицилианская защита, представление о которой обязан иметь любой мало-мальски образованный шахматист. Дракон же мне сподручней больше за белых, чтобы на примере игры против Дракона показать ребятам наиболее принципиальное направление против вообще сицилианской защиты. Меня не устраивают разные там «левые» системы, как 2.с3 или закрытая система, которыми так любят оснащать своих учеников многие тренеры; главный их принцип – что попроще и поуниверсальнее. Мой опыт показывает, что подобный «щадящий» режим разыгрывания начала партий делает ученика дебютным калекой на всю оставшуюся шахматную жизнь, или, если не быть столь категоричным, создаёт серьёзные проблемы на выходе из детского возраста.

Базовая игра чёрных в сицилианской защите довольно проста: давление по полуоткрытой линии «с», движением пешки «b» атакуется конь с3, который как закрывает собой пешку с2, так и защищает пешку е4, кроме того необходимо знать о переводе коня на с4, после чего возможны удары на а3 или b2, выигрывая пешку. Всё. Для начала достаточно. Причём достаточно, чтобы играть любой из вариантов сицилианской защиты. Дракон, Найдорф, Паульсен, Шевенинген – суть везде одна, разница только в деталях. Так, знание этих базовых приемов позволило второразряднику Лёше Корнеенко легко обыграть перворазрядника Владика Семёнова. Проблема Влада в том, что он вообще не имел представления о том, что делать в сицилианской защите белыми. Он дважды бестолково шаховал на b5, после чего ему было объяснено, что в данном случае размен белопольного слона ослабляет важное поле с4, откуда в партии с Корнеенко и пришла беда. Усвоив полученные уроки, в дальнейшем Влад не шаховал.

Обязательной для дальнейшего разыгрывания служила позиция после ходов 1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 Nc6 8.Qd2 0-0.

Здесь было объяснено, что суть дальнейшей игры белых заключена в прямой атаке на короля, а именно – три нуля, посредством h2-h4-h5 вскрывается линия «h», далее ходом Bh6 убирается главный охранник чёрного короля офицер g7, после чего, собственно, останется только поставить мат. Чёрные, в свою очередь, атакуют на противоположном фланге. В общем, кто вперёд. Начали разыгрывать эту позицию с 15-минуток, организовав два турнира по шесть человек в каждом. В группе «А» уверенную победу одержал имевший некоторый опыт разыгрывания Дракона Лёша Корнеенко, среди ребят помладше первенствовал Вадим Ларин. Поначалу чёрных громили буквально подчистую, они никак не могли отбиться от прямой атаки на короля. Пришлось прийти им на помощь. В первую очередь показать, что в позиции на диаграмме на 9.0-0-0 самым принципиальным ответом является решительное 9…d5!?. Кстати, если в группе «А» некоторые взяли этот ход на вооружение почти сразу, то в группе «Б» он дался далеко не всем, всё-таки ребята послабее в своих действиях менее гибки. Итак, кроме удара по центру 9…d5, в руки играющих чёрными был дан ещё защитительный ресурс в виде сдерживающего h7-h5. Вдобавок примерная расстановка чёрных. Иллюстрацией послужила партия чемпионов. Тренерские комментарии у демонстрационной доски, а также отдельные реплики ребят даны курсивом (как и в последующих разбираемых партиях).

Ананд – Каспаров
11-я партия матча на первенство мира,
Нью-Йорк 1995.

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.Bc4. Направлено именно против 9...d5 , иначе белым нечего зря тратить время.

9...Bd7 10.0-0-0 Ne5 11.Bb3 Rc8 12.h4 h5. Этот важный ресурс необходимо запомнить и умело им пользоваться. Чтобы прорвать оборону чёрных, порой приходится идти на жертвы, их суть в следующей игре: 13.g4 hxg4 14.h5 , всеми силами стараясь открыть линии для атаки на короля. Конечно, на подобные меры надо идти не столь безрассудно, как я показал.

13.Kb1. Важная профилактика. Король уходит от опасного противостояния по линии «с» (необходимость сего скромного хода некоторые испытали на себе, подробности ниже) и при случае поджидает ферзя на а5, чтобы встретить его выпадом Nd5.

13...Nc4. А вот вам и типичный для всей сицилианской защиты манёвр коня на с4.

14.Bxc4 Rxc4 15.Nde2 b5. Теперь идёт вперёд пешка «b», причём неважно, на каком фланге расположен белый король.

16.Bh6. После 16...b4 17.Bxg7 уместно ли промежуточное 17...bxc3 -? Конечно! Выигрываем коня!!!

Ответ 18.Qh6! для многих стал полным откровением.

16...Qa5.

Вопрос: выгодно ли белым продолжение 17.Nd5 Qxd2 18.Nxe7+ , известным приёмом забирая пешку?

Задание не из простых, особенно когда при написании статьи я подключил машину. Конечно, решили далеко не все. Главным моим «опровержением» по горячим следам являлся вариант 18...Kh7 19.Bxd2 Re8 20.Nd5? (только дома обнаружилось 20.b3! с дальнейшим 20...Rc5 21.Bf4 Bf8 22.Bxd6 Bxe7 23.Bxc5 Bxc5 , и точную оценку позиции дать затрудняюсь, моя прога берёт сторону белых) 20...Nxd5 21.exd5 Rxe2 , выигрывая фигуру. Этот вариант после длительного размышления обнаружил только один человек. Зато сразу несколько предложило менее очевидное 19...Nxe4!? 20.fxe4 (и здесь сильнее 20.b3! Nxd2+ 21.Rxd2 Rc7 22.Rxd6 Be5 с компенсацией) 20...Rxe4 с нападением сразу на двух коней. Точная оценка после 17.Nd5 не является целью данной работы, наверняка она общеизвестна, могу лишь констатировать, что у моего движка 17.Nd5 на первой линии. Понятно, что Каспаровым всё проанализировано, и он смело сыграл 16...Qa5. Удивляет другое: гроссмейстер Бенджамин, комментируя партию для ChessBase, эту возможность даже не указал.

17.Bxg7 Kxg7 18.Nf4 Rfc8. Давление чёрных нарастает, в этих позициях зачастую жертвуется на с3 качество, не ради конкретного выигрыша материала, чисто позиционное решение.
19.Ncd5. А вот вам спасательный круг, когда играете Дракона белыми. Соперник в своей атаке вас явно опережает – самое время, чтобы не получить мат, разменять самую опасную фигуру соперника, т.е. ферзя.

19...Qxd2 20.Rxd2 Nxd5 21.Nxd5. Дальнейшее развитие событий нас не очень интересует, дождёмся финала.

21...Kf8 22.Re1 Rb8 23.b3 Rc5 24.Nf4 Rbc8 25.Kb2 a5 26.a3 Kg7 27.Nd5 Be6 28.b4? axb4 29.axb4 Rc4 30.Nb6?? Неужели Каспаров наивно зевнул качество? Есть ли тут подвох?

Пришлось показать. 30...Rxb4+ 31.Ka3 Rxc2! Белые сдались, не воспроизводя на доске очевидное 32.Rxc2 Rb3+ 33.Ka2 Re3+.

Потренировавшись пару дней в быстрых шахматах, разобрав ключевые моменты борьбы у демонстрационной доски, мы пошли дальше – организовали турнир с тем же разделением на группы «А» и «Б». По окончании каждого тура шёл разбор полётов. Начнём с третьеразрядников.

Женя Ершова – Георгий Гадзацев

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 Nc6 8.Qd2 0-0 9.Nxc6?! В чём минус размена на с6? Ничего сложного. Очевидно – в открытии линии «b».

9...bxc6 10.0-0-0. Благоразумнее было рокировать в короткую сторону.

10...Bb7? В чём недостатки этого хода? Линия «b» перекрывается. И ещё слон покинул важную диагональ.

11.h4 h5. Как продолжать белым?

12.g4! Блестящее решение, характерное для Дракона при разносторонних рокировках.

12...hxg4 13.fxg4. Энергичнее немедленное 13.h5!

13...Nxg4 14.h5! gxh5 15.Rxh5 Nxe3 16.Qxe3. Здесь мы прекрасно видим, ради чего белые пожертвовали пешку и вскрывали линии «g» и «h», король чёрных совершенно беспомощен. 16...e6 17.Kb1? Ребята овладели некоторым арсеналом средств, но правильно им распорядиться могут далеко не всегда. В обычных условиях полезный профилактический ход конкретно здесь является потерей времени.

17...d5 18.Bd3 Qf6? 19.e5 Qd8 20.Bh7+ Kh8 21.Qd3 Qc7. И как здесь заканчиваем партию? Решили все.

22.Bg8+ Kxg8 23.Qh7 с симпатичным матом. 1–0.

Окрылённая успехом, Женя в следующей же партии с Толей Фатюшкиным ринулась его развивать. Прямо сходу, с нашей начальной позиции (см. первую диаграмму), чего тянуть!

9.h4 h5 10.g4!?? Потеряв пешку, не получив взамен атаки, Женя растерялась, быстренько рассталась с половиной комплекта и вскоре сдалась. Будет уроком: всему своё место и время.

Вова Еремин – Георгий Гадзацев

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 Nc6 8.Qd2 0-0 9.0-0-0 Re8. Я этот ход не показывал, Георгий же объяснил, что таким способом он хотел избежать размена чернопольных слонов, на Bh6 заготовлен ответ Bh8. Приём известный, не только в Драконе, подобная осведомлённость не может не радовать. Ход 9...Re8 в Драконе не на первых линиях, но так тоже играют.

10.h4 h5 Георгий пользуется всем известным ему оборонительным арсеналом.

11.Bb5?! Подобный выпад слона мы уже критиковали.

11...Bd7 12.Nxc6 Bxc6 13.Bxc6 bxc6 14.Qe2 Rb8! Конечно! Не зря же белые вскрыли линию против своего короля, скажем им спасибо.

15.g4 ( 15.e5 Nd5 ) 15...hxg4? А это зачем? 10...h5 сыграно с целью блокировки фланга, теперь же ты сам эту блокаду снимаешь. Следовало играть 15...Qa5 , подготавливая решающий штурм.

16.fxg4 e6? Сергей Николаевич, вы же говорили, что надо проводить дэ-пять. Типичная для начинающих шахматистов проблема с местом и временем. Уже здесь имелось решающее продолжение. Найдите его. 16...Nxe4! 17.Nxe4 Bxb2+ 18.Kd2 Qa5+ 19.c3 Bxc3+ 20.Nxc3 Rb2+.

17.Bxa7. Вопрос: почему от подобных пешек мы обычно отказываемся? Чтобы не давать сопернику линию для атаки на нашего короля.

17...Rb7 18.Bc5 d5 19.Be3? Белые бестолково топчутся на месте.

19...Qa5 20.Qd2. Берём тетрадки, записываем решение.

Наконец-то сработало главное «драконовское оружие» – массированный удар по пункту b2:

20...Nxe4! Открывая дорогу сидевшему в засаде слону.

21.Qd3 Nxc3. Точнее 21...Bxc3.

22.bxc3 Bxc3 23.Bd2 Qa3. Мат. Конечно, белые в этой партии действовали совсем беззубо, однако напомню, что Вове Ерёмину всего 6 лет.

Самое время вспомнить о «Сергей Николаевич, вы же говорили, что надо проводить дэ-пять». Говорил, конечно. И показывал…

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0 d5!?

Далее объяснялось, что на то и направлен ход 9.Bc4 – чтобы предотвратить немедленное 9...d5 , иначе белым вообще незачем тратить драгоценное время на телодвижения слона f1. Мимоходом обозначил другую возможность – 9.g4 d5? 10.g5 , однако задачи объять необъятное не ставилось, потому было решено ограничиться двумя основными продолжениями: 9.Bc4 и 9.0-0-0 , хотя, конечно, как вы уже видели, ребята начинали «проявлять инициативу» прямо здесь. Однако вернёмся к лекции на тему 9.0-0-0 d5. Ведь, по сути, чёрные жертвуют пешку:

10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Nxd5. На самом деле чаще пешку не забирают, а идут на вариант 12.Bd4 e5 13.Bc5 Be6!? Чёрные смело жертвуют качество. В шахматах, помимо чисто «арифметической» цены фигур на пешки, имеется ещё цена «динамическая». Не буду говорить подробно, но видно, что после 14.Bxf8 Qxf8 угрозы чёрных становятся более конкретными: слон готов к смертельному уколу 15...Bh6, ферзь с f8 в любой момент может выскочить на b4, подключаясь к атаке на короля.

12...cxd5 13.Qxd5 Qc7! Многих сей ход привёл чуть ли не в ужас – чёрные на ровном месте «зевают» целую ладью! Ещё один подходящий повод заняться тактическим фитнесом.

Итак, в чём идея «зевка»? Записываем.

14.Qxa8 Bf5 15.Qxf8+ Kxf8. Время фитнеса не закончено. Следующее упражнение. Грозит мат на с2. Как играть белым? Обозначьте ходы-кандидаты. Затем, исходя из ваших вариантов, выберите лучший. Сильнейшее 16.Rd2! – главное теоретическое продолжение. За небольшой материальный урон чёрные в виде компенсации владеют некоторой игровой инициативой, все их фигуры весьма активны. Другие защиты от мата ведут к материальным потерям: 16.c3? Bxc3 ; 16.c4 (слишком раскрывает короля) 16...Qa5 17.a3 Ke8 ; 16.Bd3 Qe5! (или 16...Bxb2+ сразу) 17.Kd2 Bxd3 18.Kxd3 Qxb2 ; оригинальное 16.Bc4 опровергается путём 16...Bxb2+! (открывая королю форточку) 17.Kxb2 Qxc4.

Если белые ладью а8 не забирают. Тогда чёрные, всеми силами уклоняясь от размена ферзей, стараются организовать атаку по открытым вертикалям «b»и «с». Конечно, избегаем перехода в эндшпиль не до фанатизма, если имеется приемлемая для нас возможность, то почему бы и нет, к примеру: 14.Qc5 Qb7 15.Qb5 Qxb5 16.Bxb5 Rb8 17.a4 a6 , и далее забирая на b2.

Регулярно вариант с 9...d5 встречался в партиях Моти Глуховского. Во всех белые практически не выходили из дебюта, каждый раз подрываясь на заложенных в этом начале минах. Правда, сам Мотя был на высоте далеко не всегда.

Игорь Ерёмин – Мотя Глуховский

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0 d5!? 10.exd5 Nxd5 11.Nxc6 bxc6 12.Nxd5 cxd5 13.Qxd5 Qc7! 14.Qc4?! Федот, да не тот – обычная для нас картина, правильно 14.Qc5.

14...Qe5 15.Bd4? Необходимо было откупиться пешкой: 15.Qc3 Qxc3 16.bxc3 Bxc3.

Ход чёрных. Начали!

Во время партии Матвей начал решать правильно: 15...Qf4+ 16.Kb1 (к выигрышу качества ведёт 16.Rd2 Be6 17.Qc3 Bh6 ) 16...Rd8 17.c3 e5. Тема «связки»! Кажется, что всё решено, однако белые сопротивляются.

18.g3 Qxf3? Видеть за противную сторону – пожалуй, главная ахиллесова пята юных шахматистов. Стоило просто отойти 18...Qf6. Хотя, забегая вперёд, скажу, что взятие на f3 далеко не ошибочно, если вглядеться «по-взрослому».

19.Be2! Понятно, что этот естественный ход был благополучно прозёван. Несмотря на просмотр, при правильной игре сухими из воды белые не выходили. Требовать невозможного от своих ребят глупо, однако вы, уважаемые читатели, можете попытаться эту задачку осилить. Решение весьма эффектное: 19...Qe4+! 20.Bd3 Qb7 21.Be3 Rxd3!!

19...Qb7? 20.Be3 Be6 21.Qb4 Qc6 , и в итоге чёрные даже проиграли.

Даня Убушиев – Мотя Глуховский

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.0-0-0 d5!? 10.exd5. Позднее между этими же соперниками была сыграна партия-миниатюра, в которой каждый был занят исключительно своим делом: 10.Nxc6 bxc6 11.g4? Rb8 12.h4 Qa5 13.h5 dxe4 14.fxe4 Nxe4! 15.Qd3 Bxc3 16.bxc3 Qa3. Мат.

10...Nxd5 11.Nxc6 bxc6. Данзан всё время шёл в этот вариант, регулярно терпел фиаско и на моё «наверное, надо что-то менять» всякий раз давал ответ: «Нет!».

12.g4? Rb8. Идейно, конечно, оно всё правильно, однако сильнее конкретное 12...Bxc3! 13.bxc3 Qa5 –+.

13.Bd4 e5 14.Bc5 Be6!? Применение полученных знаний на практике! Уже неплохо, сделаем вид, что 14...e4! мы не заметили.

15.Bxf8 Qxf8 16.Bc4?

Итак, задачка на «двоечку», т.е. совсем простая. Во время партии чёрные её не решили.

Решение – 16...Nxc3 17.Qxc3 ( 17.bxc3 Qa3# ; 17.Bxe6 Nxd1 18.Bb3 Bh6 19.g5 Rd8 20.Qg2 Ne3 21.Qe2 Bxg5 ) 17...e4 18.Rd4 c5.

Так почему крепкий перворазрядник, на занятиях легко решающий задачки со сложностью «5» и более, не справился с пустяковой «двоечкой»? Во-первых, решение задач «книжных» и возникающих в партии – две большие разницы. Что касается конкретно Матвея, то ему не хватает простого «видения» или, если сказать совсем по-современному, видения «линий» (у Котова это «ходы-кандидаты» и «дерево»). Моте достаточно узреть что-то, как ему кажется, интересное – и всё, далее он позицию уже не сканирует. И неважно, что его ход по компьютерной оценке будет на третьей или более далёкой линии, Мотя весь погружается в свою идею, по сути, начинается строительство кооператива, подгонки решения под нужный ему ответ. Рядом могут валяться решения гораздо более простые, совсем элементарные, но Мотя (как и другие ребята) на них даже не бросит взгляда, они находятся вне его поля зрения, что надо понимать буквально – не видит глазами, а не чем-то там ещё. Весь наш сбор я не уставал напоминать, что шахматы есть не процесс думания, шахматы – процесс ВИДЕНИЯ. Чем шире и глубже шахматист видит, тем сильнее он играет. Плюс накопленные знания.

16...Nf4? Как Мотя на разборе объяснил, он хотел выиграть ферзя. Любопытно, что у моего компа ход 16...Nf4 на безнадёжно далёкой двадцатой линии. Первые же – 16...Nxc3! и 16...e4 – Матвей даже не видел, что, конечно, очень плохо, так как я постоянно твержу, что любые шахи (они же порой маты), взятия, нападения – именно в такой очерёдности – мы СМОТРИМ в первую очередь и лишь потом всё прочее.

17.Bxe6 Nxe6. Осталось только сыграть 18...Bh6.

18.Qd6! Увы, мечты сбываются далеко не всегда, соперник «почему-то» не зевнул.

18...Qc8 19.Qd7 Qa6 20.Rd6 Nd4? К неясной ситуации вело более конкретное 20...Qb6 21.b3 Qe3+ 22.Kb2 e4 23.Rxc6 exf3 и т.д.

21.Qc7 Rf8 22.Rd8 с преимуществом белых.

Возвращаемся варианту с 9.Bc4, которым ближе к концу сборов было сыграно несколько любопытных партий с полезными учебными примерами.

Лёша Корнеенко – Даня Убушиев

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.Bc4 Nxd4 10.Bxd4 Qc7 11.Bb3 Be6 12.Bxe6 fxe6 13.0-0-0 Rac8 14.h4 Qc6 15.g4 b5 16.h5? b4 17.Ne2.

Пожалуй, моё любимое. С первой попытки не решил никто. Хотя задачка отнюдь не сложная, максимум на «пятёрочку», правда, с хитрецой, попробуйте решить...Кстати, на данном живом примере легко объяснять ключевые принципы сицилианской защиты, как совсем общие, например, игру чёрных по линии «с», так и более частные, здесь – для чего белым нужна профилактика в виде скромного Kb1. Если помните, в партии Жени Ершовой ход Kb1 стал напрасной потерей времени, в нашем же примере он был жизненно необходим, и вот почему..

17...Bh6! Отличный ход – отвлечение ферзя от защиты пункта с2. В той или иной редакции подобные позиции встречаются во многих «решебниках».

Далее последовало 18.f4 Nxe4 19.Qd3 e5 (к решающему перевесу вело неожиданное 19...g5! ) 20.hxg6! , и на доске заполыхало, шансы сторон обоюдны. Как видим, осуществлению известной идеи отвлечения мешает пешка f3. Сам по себе ход 17...Bh6 хорош, но это тот самый случай, когда лучшее – не враг хорошего. Лучшее – 17...Nxe4!! 18.fxe4 (или 18.Qd3 Rxf3!! – ещё одно отвлечение) 18...Bh6 19.g5 Bxg5.

Осваивая новый инструмент, всегда рискуешь набить синяки и шишки. Как в следующем примере на ту же самую, что и выше, тактическую тему..

Даня Убушиев – Влад Семенов

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.Bc4. Наконец-то Данзан не допускает 9...d5 ; прогресс!

9...Nxd4 10.Bxd4 Qc7 11.Bb3 Be6 12.0-0-0 Rac8 13.Kb1!? Ещё одно маленькое для нас достижение.

13...a6 14.g4 b5 15.h4 b4 16.Ne2 a5 17.h5 Bxb3. Важный момент. В подобных случаях детей учат бить к центру, т.е. «грамотно» здесь 18.axb3 , однако в сицилианской защите чаще бьют от центра, чтобы убрать из-под обстрела извечную цель чёрных – пешку с2 и не позволить им после а5-а4 оголить вертикаль «а». К тому же в некоторых случаях вскрывшаяся линия «с» используется белыми для вторжения в тыл противника. Разумеется, все эти тонкости ребятам разъяснены, что они не раз подтверждали на практике.

18.cxb3!

18...Bh6?? Со всего дуру прямо по пальцам! После просмотра ночного футбола (чемпионат мира в Бразилии) Влада в этой партии не узнать.

19.Qxh6 e5. Осознав, что намеченное 19...Qc2+ 20.Ka1 Qxe2 21.Bxf6 exf6 22.hxg6 ведёт к мату по линии «h».

20.Rc1 Qb7 21.Be3 Qb5 22.Rxc8 Qd3+? Привозя в свои ворота ещё один мяч.

23.Rc2 Rc8 24.Rhc1. Дальнейшее неинтересно.

Следующей победой Владик полностью себя реабилитировал.

Влад Семенов – Мотя Глуховский

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 0-0 8.Qd2 Nc6 9.Bc4 Bd7 10.0-0-0 Rc8 11.Bb3 Ne5 12.Kb1!? Брошенные на благодатную почву зёрна обязательно прорастут!

12...Nc4 13.Bxc4 Rxc4 14.g4!? По первой теоретической линии!

14...Qc7. При разносторонних рокировках действовать нужно быстро. Позже я показал Матвею лучшую игру: 14...b5!? 15.Ndxb5 Qb8 16.Nd4 Rfc8 – про открытые линии против короля он уже знает.

15.h4. Тычки g5 и е5 имели место почти на каждом шагу, но углубляться не будем, самое интересное нас ждёт в конце.

15...Rc8 16.h5 a6. И снова слишком медлительно.

17.hxg6 fxg6 18.Nde2 b5 19.Rc1 a5. Нормальную позицию сохраняло 19...b4 20.Nd5 Nxd5 21.exd5 Qd8 22.Bd4 Qf8 , переводя ферзя ближе к королю.

20.Bh6 Bh8 21.Bg5 a4? Мы за себя-то толком не видим, а уж за соперника тем более. Необходимо было срочно отправлять домой ладью - 21...Rf8.

Можете решать прямо отсюда, ребятам я ставил позицию на два хода дальше.

22.Bxf6! exf6 (на 22...Bxf6 решает 23.Nd5 и 24.Qh6) 23.Qd5+ , и здесь я с изумлением увидел 23...Kf8? 24.Rxh7 , после чего можно было не продолжать, настолько всё ясно. Основной ответ, безусловно, 23...Kg7. К моему удовлетворению, задачу решили все, тема оказалась знакомой.

Соперники же справились ещё во время партии: 24.Rxh7+! Kxh7 25.Qf7+ Kh6 26.Rh1+ Kg5 27.Rh5+ gxh5 28.Qxh5. Мат. Потому-то Мотя, как он объяснил, и пошёл 23...Kf8 , на что я ему указал, что чисто с практической точки зрения он поступил неразумно, так как выигрывающую жертву ладьи соперник ещё должен обнаружить – что в нашем случае не столь очевидно, – ход же в партии не ставит перед ним никаких проблем вообще, для лёгкого выигрыша достаточно увидеть лишь элементарное, дармовое взятие пешки h7.

И в заключение пример того, что вариант дракона не ограничивается острыми атаками «кто вперёд», нередко белые решают перейти в многофигурное окончание, что, кстати, демонстрировалось на примере партии Ананд – Каспаров. Наша редакция…

Мотя Глуховский – Никита Казанцев

1.e4 c5 2.Nf3 d6 3.d4 cxd4 4.Nxd4 Nf6 5.Nc3 g6 6.Be3 Bg7 7.f3 Nc6 8.Qd2 0-0 9.Bc4 Bd7 10.0-0-0 Rc8 11.Bb3 Ne5 12.h4 h5 13.Kb1 Nc4 14.Bxc4 Rxc4 15.Nde2 b5 16.Bh6 Qa5 Браво! Всё идёт по партии двух великих чемпионов (см. в самом начале).

17.Bxg7 Kxg7 18.Nd5. Ананд играл сначала 18.Nf4 и на 18...Rfc819.Ncd5.

18...Qxd2 19.Rxd2 Nxd5 20.exd5 Rfc8.

В итоге грамотной игры с обеих сторон на доске возникло примерно равное окончание.

21.b3 R4c5 22.Re1 a5. Наверное, стоило зафиксировать пешку с2 путём стандартного 22...b4.

23.c3! Вовремя!

23...b4? А вот это зря, позволяет белым избавиться от главных своих забот – на с2 и d5.

24.c4! a4 25.Nd4 axb3? Никита напрасно вскрывает линию, откуда вскоре придёт беда.

26.axb3 Kf8 27.Ra2! Re8. Чёрные совершенно не знают, что им делать.

28.Ra7 Bf5+ 29.Kb2 e6 30.dxe6 Bxe6 31.Nb5?! Пора уже было пожинать плоды своей неплохо проделанной работы – 31.Rb7.

31...Rc6?! 32.Rd1 Rd8 33.Ra4 Ke8 34.Rxb4 +–. Достаточно. Белые в этой партии продемонстрировали вполне зрелые шахматы, в итоге заслуженно победили.

Завершая отчёт о проделанной работе, хотелось бы поблагодарить родителей, предоставивших своим детям уникальную возможность на целых три недели погрузиться в насыщенную шахматную среду. В том или ином объёме, в зависимости от восприимчивости, пользу от ежедневных занятий получил каждый, что обязательно скажется в предстоящих турнирных баталиях. Впрочем, новый учебный год ещё не начался, до него целый месяц, его нужно провести с пользой, а потому со словами «до свидания, Греция» мы говорим «здравствуй, Болгария!». 

 

Последние турниры

13.08.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

01.08.2017

Общий призовой фонд – 300 тысяч долларов, победитель получает 75 тысяч.

24.07.2017

Бильский фестиваль проходит в 50-й раз.

15.07.2017

.

01.07.2017

В мужском и женском турнире 5 победителей вышли в Суперфинал.

28.06.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

21.06.2017

Общий призовой фонд – 150 тысяч долларов.

05.06.2017

Норвежский супертурнир прошел в пятый раз.

29.05.2017

22 лучших игрока получают право участия в Кубке мира.

12.05.2017

5 победителей получили право выступить в Кубке мира.

10.05.2017

Традиционный турнир возобновился после двухлетнего перерыва.

Все турниры

 
Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум