русская версия английская версия пятница, 26.04.2024
Расписание:
Интервью

ВЛАД ТКАЧЁВ. КИНО. ШАХМАТЫ. КОРОНАВИРУС

обсудить

«Там у вас, наверное, почти 11 вечера? Жарко?» Владу всегда интересно знать, что происходит нового в родной Алма-Ате.  Знакомы давно, но видимся нечасто, есть что обсудить, и разговор начинается с тем отвлечённых.

Сергей КИМ

 

Сам чем занимался зимой-весной-летом? 

Весь период коронавируса не двигался. Был только неделю на фестивале фильмов Кустурицы в Сербии (начало января, сроки точно не вспомню), а так сижу дома.

Где именно проходил фестиваль?

На границе с Боснией, откуда он родом. Там он построил деревню, которая называется легко и понятно Дрвенград… За неё он получил, кстати, даже какую-то премию как за некое архитектурное достижение. А по большому счету, это работает как туристический комплекс, а во время фестиваля служит приютом для любителей кино.

Приезжает много из-за рубежа, в том числе знаменитости, например, Джонни Депп (правда, не в этом году). В этом году были делегации из бывших союзных республик, из Европы – особенно много французов. А меня пригласили в качестве члена жюри. Довольно неожиданно! Не хочу особо хвалиться, но даже не припомню, когда еще гроссмейстер входил в состав жюри кинофестиваля. Во всяком случае, не знаю ничего подобного ни про Каннский, ни про Венецианский, Сан-Себастьянский, Сочинский или Московский, не говоря уже об «Оскаре».

Формально я был одним из трех, а на самом деле четырех членов жюри. Паоло Вирци – знаменитый итальянский режиссёр, обласканный вниманием и всевозможными премиями. Тонино Бенаквиста, известный писатель-романист, по его книге «Малавита» был в свое время снят крупнобюджетный голливудский фильм (комедия) с Робертом де Ниро. И формально дело бы закончилось на мне, но, на самом деле, был еще французский кинокритик, который постоянно участвовал в наших «посиделках».

В день смотрели обычно по два внеконкурсных фильма, но это было необязательно, в зависимости от желания. Потом 5-6 конкурсных фильмов и вечером собирались, обсуждали и выставляли предварительные оценки.

По окончании, дней через шесть после начала, мы собрались, еще раз обсудили оценки и так определили трёх лауреатов и два дополнительных приза. Было очень много творческой интеллигенции из Сербии: писатели, журналисты, люди шоу-бизнеса, кинотусовка… Ощущения приятные! В отличие от моих коллег, у меня это было впервые в жизни! Надеюсь, не в последний…

Обязательная программа – просмотр 5-6 фильмов. Не было усталости от кино?

Я же киноман! И если увлекаюсь каким-то автором… Перед отъездом невероятно увлекся Шукшиным. Можно сказать, влюбился, причем произошло это, в известном смысле, случайно. Нашел у него много параллелей с Кустурицей и мне стало интересно! К фестивалю я готовился серьезно.

Когда я чем-то увлечен, мне не трудно посмотреть несколько фильмов, а если я «убиваюсь» по какому-то сериалу (это в прошлом, но сравнительно недавно), то могу за день «съесть» весь сезон! Поэтому посмотреть много фильмов ежедневно для меня на протяжении лет – абсолютно нормальная история.

В 2002 году я очень сильно, полупрофессионально увлёкся кино, а в году пятом-шестом по наводке Свидлера подсел на сериалы. Может быть «полупрофессионально» сказано слишком амбициозно, но это очень большая страсть!

А сериалы какого направления? Исторические? Детективы?

Зависит ровно от того, нравится игра, подача или что-то вообще неуловимое… Абсолютно неважно на какую тему! Единственное – очень холоден к романтическим комедиям. И вообще к комедиям отношусь прохладно в большинстве случаев. Драма, очень люблю исторические, детективы – так себе. Рад тому, что Netflix и прочие конюшни превратили все это в отдельное направление кинобизнеса в последние годы. Приятно, что и отдельные страны «не топтали свое время» зря на этой почве и начали снимать сериалы. Бельгийцы стали отличаться прекрасным материалом, испанцы, немцы, изредка итальянцы… Между прочим, на Netflix и три русских сериала болтается. И, если «Спарта» – не мое, «Метод» – тоже не поклонник, то «Троцкий» очень нравится! Очень достойно, на мой взгляд. Посмотрел его зимой 17-го и не удивлен, что он нашел свой путь. Считаю, что он этого абсолютно достоин.

«Троцкий», как я понимаю, исторический сериал?

Скорее, псевдоисторический. Историю Троцкого я знаю очень неплохо. Внимательно прочел его книгу «Моя жизнь», поэтому, в принципе, неплохо представлял его биографию. Понятно, что в сериал факты подбирались несколько тенденциозно. Тем не менее, понравилось, как это было сделано. Хотя и «не линейно». Но главная проблема любого «байопика» – сделать все не слишком «линейно». Не случайно жанр считается одним из самых рискованных. Вот если делать, например, «пеплум» – легко  уйти в «бугага». А в «байопике» соблазн податься в слишком сухую передачу академических фактов. Здесь родился, здесь женился, здесь достиг первого успеха. А здесь пришел к финалу карьеры и так далее. И создателям «Троцкого» удалось решить задачу достаточно свежо, а фигура его мне всегда была достаточно интересна.

Трудно не испытывать респект к человеку, который так хорошо писал! Абсолютно роскошно, и здесь мало кто с ним может сравниться. Правда, мемуары Герцена нравятся мне больше. Но они вообще года с 98-го входят в «тройку» моих любимых, и тут, я думаю, ничего не изменится. Завершая тему: в мемуаристике отличиться вообще очень сложно, а 95 процентов просто невозможно читать.

Ну что? Теперь к шахматам?

Давай!

Вопрос не слишком оригинальный, но что поделать? Твое отношение к создавшейся на сегодняшний день ситуации.

Что сказать? Не являюсь инсайдером, потому что не играю в шахматы уже не первый год. Да, систематически общаюсь с людьми того или иного уровня, которые хотели бы играть, но играть не могут. И здесь моя точка зрения будет дана также через преломление их взглядов. У самого меня это так, достаточно отвлеченно, не так больно, потому что я уже не играю, зарабатываю деньги иначе.

Чем запомнились «коронавирусные» месяцы? Во-первых, тем, что три самых больших «конюшни» онлайновских шахмат – Chess.com, Chess24, относительно недавно купленный Карлсеном, и Lichess запускали свои большие мероприятия. О Lichess я знаю уже лет пять-шесть от моих французских друзей, прежде всего, потому что его создатель француз. Потихоньку сайт становился респектабельным среди гроссмейстеров, но по-прежнему в русскоязычной среде о Lichess, как я думаю, знают далеко не все. В связи с этим хочу рассказать небольшой прикол, кому-то, возможно, это покажется интересным. Когда я открыл в википедии статью, посвященную Lichess, я увидел, что чувака, который его создал, зовут Тибо дю Плесси. У меня что-то ёкнуло, потому что я уже слышал эту фамилию. Проверил, все верно – это подлинное имя кардинала Ришелье! Арман-Жан дю Плесси. Соответственно автор Lichess-а, вероятней всего – его далёкий, далёкий потомок!

Далее. Эти «конюшни» стали выдвигать новые форматы. Ещё несколько лет назад единственным поставщиком их был Chess.com, ФИДЕ не создавала новых форматов в принципе. Всё было исключительно консервативно. Но вот Chess24 начинает создавать новые форматы, начиная, условно говоря, с «Banter Blitz» и приходит к серии турниров «Carlsen Invitational». Сразу скажу, что из тех новых форматов, порождённых «лихими временами», мне однозначно больше всех нравится формат, реализованный на Lichess. Clutch. Как выяснилось, что это означает не только форму дамской сумочки, но и «сцепление», «связка». В чём суть? Люди играют два дня, всего двенадцать партий. Первые четыре партии первого дня оцениваются в сумме по одному очку. А вот следующие… пятая и шестая – уже по два очка! То есть, если ты проигрываешь по итогам первых партий 0:4, очередными двумя имеешь шанс сравнять счет. Еще интересней второй день!  Снова первые четыре по одному очку, а одиннадцатая и двенадцатая – по три! Идея мне очень понравилась, потому что позволяет прийти к тому, что мы так часто не получаем в круговых турнирах. То есть, хорошей кульминации. Старик Аристотель может  быть доволен – его труды не забыты, все решается в конце! На заброшенной старой фабрике в поединке «плохого» и «хорошего». Условно. Для кого-то один хорош, другой плох и наоборот.

Формат Карлсена восторга не вызвал, потому что он удивительно длинный. Один матч, который длится три дня, по-моему, несносно долго. Если во второй день счет матча равный, играют еще третий. Очень сложно объяснить людям не «воцерковлённым», что вообще происходит в матче в плане счета. При этом должен сразу оговориться, что вне зависимости от того, удачна попытка нового формата или нет, приветствую любые инновации в этом вопросе! В любом случае. Потому что, как мне кажется, то, что творится не первый век с круговыми турнирами – это просто ужас. Ничего хуже этого формата просто не может существовать! Кстати, точно так же я считал, когда играл сам. Если для кого-то приглашение на круговой турнир становилось грандиозным свершением в карьере, то я, получив такое приглашение (хотя получал я их не так часто), каждый раз сильно задумывался: а стоит ли мне играть? Потому что знал: умираю со скуки в этих круговиках. Одни и те же люди изо дня в день и, не дай бог, если ты плохо начал! Становится совершенно непонятно, что ты продолжаешь здесь делать, ничего хорошего тебе не предстоит, только продолжаешь изматывать нервную систему. И не можешь отвлечься с кем-то со стороны, потому что на протяжении десяти-одиннадцати дней люди одни и те же. А в Вейк-ан-Зее куда как дольше!

Итак. «Конюшни» выдвигали новые форматы. Некоторые из них были инновационными. И саму суть их я приветствую. Перехожу к негативу. Мне очень не понравилось, что Карлсен в трудную для шахмат годину «сеял свои облигации» исключительно среди элитных игроков. И не я один так считаю. Это мнение очень большого количества людей. Что когда реально многим людям пришлось достаточно плохо (и, кстати, продолжает оставаться!), неплохо было бы проявить определенную солидарность.

Кого-то мои слова сильно покоробят, но деньги, мягко говоря, «вкидывались» не в бедных людей. С которыми ничего не произойдёт, даже если они не будут играть еще год-другой. Вместо того, чтобы помочь тем условно 125 гроссмейстерам, вынужденным играть каждый вторник за приз в тысячу долларов. И это чистой воды лотерея, где первый приз достается одному человеку, и ты сам прекрасно понимаешь, что этой тысячи надолго не хватит…  

По моим наблюдениям, даже не половина, а явно меньше гроссмейстеров хорошего уровня обладает социальными способностями, чтобы давать уроки. Это мало кому дано. Знаю, что в Англии, например, это заметное меньшинство. Олдскульные гроссмейстеры явно не умеют этого делать. И чем им заняться в момент, когда вообще ничего не происходит? А в это время проходит турнир, где люди настолько привыкли каждый день играть очередной «супер», что они даже какие-то определенные дебютные идеи не стремятся показывать, придерживая их для пост-коронавирусного периода. Или для того же турнира претендентов.

Иначе говоря, как мне кажется, здесь изменило чувство деликатности. Если ты обладаешь таким ресурсом как Chess24, за которым наверняка стоит немалая спонсорская помощь, в этом я не сомневаюсь, то неплохо было бы проявить солидарность по отношению к более «широким слоям населения». Хотел бы еще раз подчеркнуть, что когда я говорю эти слова – не имею за этим ни малейшего «махрового» интереса. Мне лично от этого «ни холодно, ни жарко», просто таковы мои личные ощущения.

Что сказать еще об онлайн шахматах? Коль скоро, говоря о народных турнирах, деньги в любом случае не хлынули – они остались на том же, если не на еще более низком уровне, чем раньше, то, естественно, никакой онлайн революции не произошло и близко. Насколько я понимаю, кроме как поставить камеру перед шахматистом, никто никаких античитинговых мер не изобрел. Если человек, перед которым стоит камера, захочет «читить», то он все равно «читить» сможет. Например, если сбоку (неважно какого), где камера «не схватывает», сидит его ассистент. Если античитинговые средства существуют, то они пока широкой публике не представлены. Прошу всех успокоиться, ничего особого не произошло, и на данный момент будущее я вижу в «оффлайне».

Считаешь ли ты угрозу пандемии достаточно серьезной для того, чтобы в данный момент переносить или отменять «живые» турниры?

Да, считаю. Более того. Не один и не два человека из моих знакомых являются COVID-диссидентами, но как только вся эта драма началась, я не поленился и где-то дней пять копался в «испанке». Теперь могу сыпать фактами об «испанке», 1918 годе (а в Штатах еще и первая половина 19-го) в большом количестве. В Европу это было занесено на фронт в марте 18-го из Штатов. Скажу, что облегчение началось только в июне, когда стали массово прибегать к маскам и изоляции больных, плюс стало тепло и начала подниматься температура воздуха (30+). Нынешний СOVID-19 и «испанка» относятся к одной группе вирусов. Все то, что я прочел касательно 18-го года и свидетельства медиков из разных стран и на разных языках сейчас, заставляет меня верить в то, что эти меры вынуждены. Другое дело, что некоторые вещи, на мой взгляд, сделаны неловко.

Возьмем турнир претендентов. Здесь очевидна несправедливость: а) по отношению к Раджабову. Она бросается в глаза. Он не предложил ничего из ряда вон выходящего. Просто он один из первых понял опасность того, что грядёт. Возможно, он об «испанке» прочел раньше, чем я. Потому что я на тот  момент опасность в полной мере еще не представлял. б). Очевидная несправедливость совершена по отношению к Дину. Насколько мне известно, две недели в карантине «парился» только он. И его провал объясним. Что может быть логичнее, если ты знаешь о том, как он провел две недели перед турниром?

Нельзя сказать, что турнир, который начнется со второго круга, будет тем же турниром, который мог продолжиться тогда. Это совершенно разные вещи! И абсолютно любой человек, который разбирается в спорте, это подтвердит. Отменить нельзя, и возникает какая-то неловкость. Сейчас, мне кажется, совершенной ошибкой было начинать все это тогда. Особенно, когда стало ясно, что появился «казус Раджабова», а затем «казус Дина». В некотором смысле организаторам повезло, что Дин такой спокойный парень. На его месте другой естественно побежал бы писать кляузы в различные инстанции. И сильно подозреваю, что с немалым успехом. Но парня жалко!

Не могу винить тех, кто потом отменил свои турниры. Их резоны мне близки.

Не секрет, что ты давно сотрудничаешь с одним из участников. Скажешь пару слов об игре Александра? Позиции были хороши, но вот итоговые результаты не вполне соответствуют?

По итогам первых трёх туров понятно, что Грищук должен был стоять «+2», это предельно очевидно. Но опять-таки проблема времени маячила в этих двух ничейных партиях. Так что по позициям – да. Но в отрыве от времени. Могло бы быть «+2», а могло и не быть. Поэтому не могу сказать, что сильно много не добрал, тем более, что одна какая-то (уже не помню с кем) абсолютно безнадежная была спасена. Полтинник поэтому, как мне кажется, не слишком большой «недобор». Может даже и меньше, чем у других. По большому счету – все в рамках допустимого. 

Хотелось уточнить еще один момент по ситуации с вирусом. Все-таки турниры небольшого формата стали проводить. Имеет смысл потихоньку возвращаться или полный локдаун до конца года неизбежен?

Сам понимаешь, это зависит от позиции властей в отдельно взятой стране. Как только начались шероховатости в этом вопросе, ФИДЕ моментально закрыла турнир претендентов. Если в Европе есть ярко выраженные COVID-диссиденты в лице шведов (или белорусов), то, наверное, провести им что-то будет не так сложно. А в стране куда более консервативной в этом отношении, как Франции, провести ничего не получится. Естественно, организатор в Каннах не станет запрашивать Париж, но он свяжется с заместителем мэра, ответственным за спорт. И если тот скажет: «Нет, старичок, пока подождите», то, естественно, ничего просто не будет. Например. Уже не помню по датам, когда там, в июле Каннский кинофестиваль? Но если в мэрии не получили кивок головы, то никакого кинофестиваля, который так любят хотя бы потому что он проходит во Дворце кинофестивалей и там открывается божественный вид на набережную… то… ничего не будет!

Расскажи о новичках, недавно вышедших на шахматную сцену. Кого можно выделить? Привнесли они в шахматы что-то новое, чего не было, скажем, в твоем поколении? Тот же Фирузджа?

Хм… Фирузджа безусловно привносит нечто новое, но не могу сказать, что это мне по душе. Все эти разговоры, что растет потенциальный Лендл для Макинроя, или Агасси для Сампраса, или Хингис для Штеффи Граф, то есть условный конкурент на долгие годы вперед… эти разговоры я не принимаю. Пока вижу блестящее умение в игре в быстрых контролях и куда менее развитое в классическом. На фоне некоторых ультраразвитых качеств очевидные гигантские слабости. На фоне редких ярких вспышек отличается также провалами, пока работа не налажена. Но, насколько я знаю, она ведется, и, вполне возможно, через год-другой моя тональность в этом вопросе изменится. Как известно, ему созданы неплохие условия во Франции в Шартре, так что «телодвижения» имеют место быть. Естественно, как всегда в этом случае, речь идет о создании хорошей творческой команды. Это если говорить о Фируздже.

Конечно, имеется новый виток развития творческой судьбы Даниила Дубова. Главный поставщик сенсационного (я слежу за своими словами, именно сенсационного) материала в теоретическом плане сейчас именно он. Я нередко восторгаюсь его находками, но чтобы слегка охолонить болельщиков, вынужден заметить, что показываемые им результаты достигнуты в основном в быстрых контролях. Хотя я был и остаюсь их адвокатом, так как они вызывают у меня больше симпатий, но в классику у него пока получается заметно хуже и там он ничем особенно не выделился. Но опять-таки в творческом плане с ним в дебюте сейчас мало кто может состязаться. Это, кстати, легко отслеживать, потому что на куче того, что играет Карлсен, все равно стоит тавро Дубова! Это видно за версту, потому что стиль довольно трудно спутать. Оценки ему я даю прекрасные, потому что сам как аналитик восторгаюсь.

Что касается остальных молодых, то чтобы кто-то из них выделился в последнее время? Не припомню.

В связи с коронавирусом, а, возможно, другие факторы также сыграли свою роль, появилось много новых шахматных каналов самого различного направления. Ширится движение стримеров. Знаю, что вы с Муртасом Кажгалеевым дебютировали на твиче во время матча 2018 года, а теперь вроде снова запустились с интересным проектом?

В 18-м году это родилось более или менее случайно. Несколько раз Муртас «брякнул», что неплохо нам бы повыступать вместе во время какого-то значительного мероприятия. Потом нами овладел какой-то дикий энтузиазм, и за два дня наладили всю логистику и со всеми договорились. С Муртасом, со всей группой, с Ташкентом постоянно шли переговоры. Ринулись туда и начали делать.

В чем была изначальная концепция? В том, что шахматный коммент – это совсем необязательно физиономия одного или другого комментатора, шахматная доска, голоса и всё. Мы хотели, чтобы зритель видел некую студию, в которую время от времени приглашаются люди, не имеющие к шахматам никакого отношения. У нас были, разумеется, прямые включения Крамника, Гельфанда и других прекрасных шахматистов. Илья Смирин, Боря Аврух, прошу прощения у тех, кого забыл. Но приглашали также актеров. Была оперная дива, местный рокер. Ведь шахматный коммент длится очень долго, когда идет классика, и мы хотели разбавить все это элементами «Кабачка 13 стульев». Чтобы участвовали Пан Спортсмен, пан Артист, пан Музыкант и т. д.

Трудность заключалась в том, что для того чтобы это было хорошо сделано, работа камеры и всего должна действовать как часы. И я не могу сказать, что все у нас здесь было прекрасно. Хотя, как мне кажется, некоторые вещи получились. Из достижений можно отметить, что получился «гроссмейстерский стрим» – две трети публики были гроссмейстеры. Многие за 2700. Причем, многие говорили мне, что никогда не смотрели до этого стримы, а нас решили глянуть. Но! Конечно, тяжелейшая ошибка была сделана на уровне планирования. Когда за два дня я с горящими глазами созванивался со всеми,  не предполагал, что в это время одновременно запускают 20 000 каналов. Больших и малых. Были монстры, как русскоязычный Шипова, и много «утлых лодочек» по 20 и менее зрителей. Но это была гигантская флотилия, армада! И тут мы еще «подгребли» на нашем плоту… Я думал: будет, ну, может 20, ну, 50 каналов. Здесь меня просто подвела моя некомпетентность в этом вопросе. А оказалось 20 000+. Поэтому мы не набрали того количества зрителей, о котором мечталось, ну, и ладно! В любом случае воспоминания об этом у меня остались прекрасные. Не очень люблю это слово, но можно сказать, романтические…

Спустя два года Муртас решил снова «войти в эту реку». Тут формат будет несколько иным, это не коллективный, а проект Муртаса. К которому я собираюсь время от времени подключаться. Равно как и шахматистка из Питера Арина Киселева. Будут еще и другие люди. Муртас хочет выходить два раза в неделю, может быть, один, а может и три раза, но каждую неделю, хочет стать регулярным стримером. Что его на это подвигло? Гроссмейстеры хорошего уровня, которые занимаются этим на русском языке, очень немногочисленны. За плечами, условно говоря, одного гуру многие делают, а многие непостоянно. И строго говоря, рынок более или менее свободен. Я желаю своему другу успеха и готов всячески этому способствовать, но дело это очень тяжелое!

Я помню, когда мы открывали сайт WhyChess, был полон дикого энтузиазма, чтобы сделать его одним из лучших сайтов и в какой-то момент это даже получилось… Но я также помню слова Кристофа Бутона, при котором «Europe Echecs» стал одним из лучших шахматных журналов, мы связывались с ним по какому-то поводу и он написал фразу, которую забыть очень сложно: «Теперь готовься каждый день кормить чудовище!» Я помню, пробежал такой холодок. Только не такой, когда я вижу новинки Дубова, а несколько иной (с улыбкой). Трудно подписываться на работу, которая в какой-то момент может оказаться весьма монотонной. Сделать искрометное, приятное интервью с Манаковой или побеседовать с фантастическим чуваком типа Джобавы – это одно. Или для меня понятно, что с чисто профессиональной точки зрения интересно было говорить с Крамником. Или с Грищуком. Другое – когда такого материала нет и надо просто выходить в эфир, играть с несильными шахматистами  и стримить. Между нами говоря, довольно механическая работа, сам понимаешь. И вместе с тем отдавать себе отчет в том, что надо это делать, чтобы расширять аудиторию. А это достигается, прежде всего, постоянством.

И многое зависит от удачи, кто вытянет счастливый лотерейный билет? Дудь, например,  сделал передачу, посвященную Кремниевой долине и молодым IT-специалистам. Такая передача может подвигнуть на опыты тысячи людей, которые начинают «ломиться» в Калифорнию. Но у всех ли получится?  У большинства нет. В шахматах, тем более, часто это просто лотерея. У нашего с Муртасом друга Кевина Борди (канал Echess Blitz Stream) получилось. Сейчас у него 48 с половиной тысяч подписчиков на французском языке. Я подчеркиваю – на французском. А ведь шахматная тема на французском языке – несравненно менее популярна, чем на русском. А скоро будем праздновать 50 000 подписчиков, надеюсь, будет весело, потому что на празднование 40 000 в Париж приехало человек 150. Надеюсь, что коронавирус к этому времени отойдет, и 50 000 будем праздновать коллективом человек в триста.

Но это в каком-то смысле подвиг. Мы с Муртасом подписывались тогда на единичное мероприятие, а сейчас он хочет сделать это на постоянной основе.

А ты сам как считаешь, насколько перспективным выглядит это направление?

В твоем вопросе угадывается второй: «Почему ты сам это не делаешь?» Или: «На каких условиях ты сделал бы это сам?» Я однозначно могу сказать, что, будучи относительно слабым в технике (и ясно, что это уже до конца жизни, ничего не изменится) и, желая при этом сделать что-то артистичное, потому что не хочется делать как другие, подписался бы на подобный проект, если бы он делался в студии. С полномасштабной работой камер, соответствующим освещением, сценарий мог бы написать сам, но, наверное, для качественной съемки потребовался и режиссер. Если бы подобного рода группа, условно говоря, в три помощника была сформирована, то я с удовольствием делал бы такой материал раз в неделю.

Понимаю, что такое сравнение не вполне корректно, но если говорить о шахматной версии, то речь идет о том, что делает, например, Парфёнов или его ученик Пивоваров… понятное дело, на шахматной почве. Но, если условно, речь идет о том, что на экране в комнате видна моя физиономия и я двигаю только шахматы, то для меня нет никаких оснований под это подписываться, потому что мне это не интересно. Другой вопрос – участвовать в проектах моих товарищей, чтобы иногда что-то добавить, возможно, подставить свое плечо. Где-то просто поговорить, потому что я болтлив (смеется). То здесь – я всегда готов. И к Муртасу, и к Кевину я уже тысячу раз подключался. Надеюсь, что у Муртаса получится как у Кевина, но это очень долгий путь. Кевин занялся этим, когда это не было еще никаким мэйнстримом шесть лет назад, если не изменяет память. Тогда не было никакой Собчак, никакого Дудя, никакого бесчисленного количества этих интервьюеров и интервьюерш, как сейчас на Youtube.

В прошлом году на командном чемпионате мира в Астане мы разговаривали с тобой о путях выхода шахмат из постепенно создающегося кризиса. Сейчас ситуация еще более осложнилась. А в каких-то аспектах близка к неразрешимой. Что ты скажешь о дальнейших перспективах?

Я не могу скрыть, к сожалению, своего глубокого пессимизма. Возможно, впервые с того момента, как начал давать свои первые интервью. А это произошло лет тридцать назад году в 91-м, когда стал чемпионом Казахстана среди мужчин. Тогда я излучал оптимизм и готов был способствовать всему. Сейчас, увы и ах, все совсем не так. Со стороны ФИДЕ я увидел только потуги к изменению формата Олимпиады. Но больше ничего нового. Вообще у меня складывается ощущение… это не информация от кого бы то ни было… что на следующих выборах Карлсен сам или с помощью своего кандидата захочет возглавить ФИДЕ. Мне кажется, все, что мы о нем узнаем в последнее время, свидетельствует ровно об этом. Если так, то можно сказать, он наследует заветам Ботвинника. В известном смысле выстраивается единая линия: Ботвинник-Карпов-Каспаров-Карлсен. Но (как было сказано мной в начале нашего разговора) все его интенции, которые я наблюдаю, они, как у Каспарова, исключительно элитны. Мне же кажется, что этот вечный вопрос «Как нам реорганизовать Рабкрин», то есть цикл розыгрыша титула чемпиона мира, абсолютно не касается 99% шахматистов. Кстати, и Каспаров, когда избирался на пост Президента ФИДЕ, ничего нового в этом вопросе не говорил.

Я абсолютно убежден в бесперспективности программы «Шахматы в школе». В подавляющем большинстве стран ревность и инерцию со стороны министерства образования преодолеть невозможно. Нет ни одной известной мне страны,  где подобное Министерство не жаловалось бы на отсутствие денег. Я говорю, например, про Францию или Россию… и соответственно никто никогда не согласится нести расходы на создание некой армии, или, на худой конец, полка шахматных педагогов. А, как мне известно из первых уст, преподавателей, скажем, математики совершенно не привлекает идея о том, чтобы дополнительно преподавать шахматы.

Поэтому вот эта самая идея, которую я впервые услышал в интервью Каспарова в 90-м или 91-м году (тогда он говорил о внедрении шахмат в школах США), кажется мне явно бесперспективной. Очевидно, что если такое удалось сделать в Молдавии или Армении, то это совсем не означает, что подобное получится во Франции или Германии.

Возвращаясь к ФИДЕ. Если мои подозрения относительно Карлсена верны, то шансы выиграть у его прокси будут очень велики, хотя бы по причине того, что за ним стоят большие бюджеты. И понятно, что очарование действующего чемпиона мира – не шутка. И, может быть, эта команда не будет разочаровывать так, как во время коронавируса? Но  со стороны руководства ФИДЕ я не слышал еще никакой жизнеутверждающей программы развития.

Боюсь повториться, но мне удивительно, что до сих пор никто не пытается переосмыслить гигантские достижения ГМА или РСА. Я не понимаю, почему достижения конца 80-х – первой половины 90-х годов забыты и заброшены, как будто в нашей жизни не было этой блестящей эпохи. Но я-то помню, как мы играли в лучших залах Лондона и Парижа! И я помню, что на любой из этих турниров давалось по пять мест из отбора.

Надо опять-таки понимать. Это совсем не обязательно мой антиэлитизм. Я не выступаю против того, что любой элитный шахматист может играть в блиц-турнире «Аэрофлота» или «Титульном вторнике», но вот только к их турнирам не могут отобраться обычные гроссмейстеры! Это не «сообщающиеся сосуды». Единственный капилляр был «Аэрофлот», через который можно было отобраться в Дортмунд, однако он далеко не первый год уже не супертурнир.

Приходится вспоминать слова Спасского о том, что договориться шахматистам невозможно. Точную формулировку не помню, но приблизительно: три шахматиста – это десять мнений. Элитный гроссмейстер, просто гроссмейстер, международный мастер и простой любитель никогда не смогут договориться между собой! Понимание верхних слоев пирамиды, что их благополучие зиждется на базисе – очень слабовато… Если не отсутствует вообще как таковое. Это факт. Так что, прошу прощения, ничего жизнеутверждающего сказать не могу. Иногда у меня чешутся руки найти бюджет и провести турнир так, как надо, а в моем понимании – это так, как делала РСА. И обязательно, чтобы финальная пулька наполовину состояла из тех, кто вышел из отбора, а не только из тех, кто играет из-за того, что у него такая фамилия, или цвет паспорта. На данный момент у меня нет такой возможности, но если она появится, я чувствую, что сделаю это!

Окончание следует

 

фото:Мария Емельянова, стр.  В.Ткачева в  Facebook

 
Последние турниры
3.04.2024

Победитель сыграет матч с чемпионом мира.

3.04.2024

Победительница сыграет матч с чемпионкой мира.

26.12.2023

Общий призовой фонд – 1 миллион  долларов.

15.12.2023

Призовой фонд - $60 000.

12.12.2023

Фестиваль проходит в 10-й раз.

Главная Новости Турниры Фото Мнение Энциклопедия Хит-парад Картотека Голоса Все материалы Форум