Ибн Халликан. Жизнь ас-Сули
Перевод с арабского на английский: барон де Слейн [1](1842)
Перевод с английского: Антон Губанов (2016)
Арабский писатель, юрист и религиозный деятель Абуль-Аббас Ахмад ибн Мухаммад, известный как Ибн Халликан, родился в 1211 году в Эрбиле. Учился в родном городе, потом в Алеппо и Дамаске. Ещё в юности переехав в Египет, получил там великолепное образование в юриспруденции, исламе, истории и литературе, заслужил известность и стал помощником кади (верховного судьи) в Каире. В 1261 году был назначен кади Дамаска и занимал эту должность в течение 10 лет. В 1271 году был отправлен в отставку и вернулся в Египет, где вел преподавательскую и литературную деятельность. Семь лет спустя снова получил назначение в Дамаск, был с восторгом встречен жителями и властями города и оставался местным кади до 1281 года, когда из-за возраста оставил свой пост. Через год он скончался.
Славу Ибн Халликану принёс его труд "Некрологи выдающихся людей и заметки об их современниках", над которым автор работал в течение 18 лет, с 1256 по 1274 годы. Эта книга содержит жизнеописания примерно восьми с половиной сотен человек, в том числе и женщин. Автор исключил из рассмотрения только халифов и Пророка, так как их биографии и без того были хорошо известны. Работа Ибн Халликана является ценнейшим источником сведений об истории исламского мира. Потомки высоко отзывались и о стиле этого труда: "Пышнее Корнелия Непота, изящнее Плутарха, приятнее Диогена Лаэртского", - писал знаменитый английский филолог XVIII века Уильям Джонс. В середине XIX века книга была переведена на английский язык и издана в 4 томах. Одна из её глав посвящена ас-Сули, величайшему игроку в шатрандж всех времён и народов.
Абу Бакр ас-Сули
Катиб [2] Абу Бакр Мухаммад ибн Яхья ибн Абдаллах ибн Мухаммад ибн Сул-Такин, более известный как ас-Сули аш-Шатранджи ("шахматист ас-Сули"), имел высокую репутацию как талантливый человек и эрудированный учёный. Он зафиксировал традиции, основанные на авторитете Абу Дауда ас-Сиджистани, Абуль-Аббаса Салаба, Абуль-Аббаса аль-Мубаррада и других великих мастеров; Абуль-Аббас ад-Даракутни, Абу Абдаллах аль-Марзубани и другие передали традиции, которые сообщил он [3]. Ас-Сули стал близким другом халифа ар-Ради, после того как был его учителем; халиф аль-Муктафи и его преемник аль-Муктадир также допускали ас-Сули в свой узкий круг за его застольные таланты. Он составил немало знаменитых трудов, таких как "Книга визирей", "Книга листов", "Знания, необходимые писателю", "Книга видов", биография Абу Таммама, история карматов [4], "Книга способностей", биография Абу Амра ибн аль-Алы, "Книга привязанности", биография ибн Харма, биография ас-Саида аль-Химьяри, биография Исхака ибн Ибрагима, биографический словарь современных поэтов и т. д. Его главным научным занятием были биографии; но он также знал наизусть и сохранил для потомства огромное количество литературных произведений. Чистосердечный в вере и добродетельный в поведении, он вполне заслужил то уважение, с которым всегда относились к его мнению. В шахматах он не имел себе равных; и даже в наши дни, желая превознести талант игрока, говорят: "Он играет как ас-Сули" [5].
Памятник ас-Сули в Ашхабаде.
Я встречал множество людей, которые считали, что ас-Сули был изобретателем шахмат, но это мнение ошибочно: шахматы придумал индиец Сисса бен Дахир для развлечения царя Шихрама. Ардашир Папакан, основатель последней персидской династии [6], изобрёл игру в нарды, которая ввиду того называлась "нардашир". Он замыслил её как изображение мира и его обитателей, а потому разделил игровую доску на 12 домов в соответствии с количеством месяцев в году; 30 фишек представляли дни месяца, а игральная кость - судьбу и её превратности, управляющие людьми. Впрочем, разглагольствования об этих материях уведут нас слишком далеко от темы, которой мы сейчас занимаемся. Персы считают нарды одним из изобретений, делающих честь их народу. [Царём Индии в то время был Балхаит, и для него Сисса придумал шахматы.] [7] Мудрецы того времени провозгласили шахматы игрой, превосходящей нарды, - по причинам, объяснять которые было бы слишком долго. Говорят, что, когда Сисса изобрёл игру и продемонстрировал её Шихраму, последний был восхищён и преисполнен удовольствия; он приказал разместить шахматы в храмах и считал их наилучшим занятием, которому можно обучаться; ибо они служат введением в искусство войны, учат уважению к религии и миру и всем основам справедливости. Он также выразил признательность и радость от благосклонности неба, которое отметило его правление таким изобретением, и сказал Сиссе: "Проси у меня всё, что пожелаешь". Сисса ответил: "Тогда я прошу, чтобы на первую клетку доски положили пшеничное зерно, на вторую клетку - два зерна, и чтобы далее число зерён удваивалось, пока не будет достигнута последняя клетка. Каким бы ни было количество зерна, я прошу тебя подарить его мне". Царь, намеревавшийся подарить Сиссе что-нибудь ценное, воскликнул, что такая награда будет слишком малой, и укорил его за неадекватно скромную просьбу. Сисса ответил, что хочет только того, о чём уже попросил, и настаивал на своём, не обращая внимания на протесты царя. Наконец, царь согласился и приказал принести требуемое количество пшеницы. Когда служители государственной канцелярии получили приказ и посчитали общую сумму зерна, то ответили, что такого количества в казне нет даже и близко. Слова чиновников были переданы царю. Он не мог этому поверить и приказал привести их. На вопрос царя служители ответили, что всей пшеницы мира будет недостаточно, чтобы набрать нужное количество зёрен. Царь приказал им представить доказательства, и после множества вычислений чиновники продемонстрировали ему справедливость своих слов. Тогда царь сказал Сиссе: "Остроумность твоей просьбы ещё более достойна восхищения, чем твой талант при изобретении шахмат".
Мне казалось сомнительным, чтобы количество зерна могло быть настолько большим, но когда я встретил в Александрии одного счетовода, то получил от него наглядную иллюстрацию, убедившую меня в истинности данного факта: он положил передо мной лист бумаги, на котором удваивал числа вплоть до шестнадцатой клетки, и получил тридцать две тысячи семьсот шестьдесят восемь зёрен. "Теперь, - сказал он, - будем считать данное количество одной пинтой, что, как я знаю из опыта, действительно так" (это слова счетовода, так что пусть он сам несёт за них ответственность). "Теперь будем удваивать пинту начиная с семнадцатой клетки. На двадцатом поле она станет одним пеком [8], далее пеки превратятся в бушели, а на сороковой клетке мы получим сто семьдесят четыре тысячи семьсот шестьдесят два бушеля [9]. Предположим, что это равно содержимому одного зернохранилища и ни в одном зернохранилище не находится больше; тогда на пятидесятом поле мы имеем тысячу двадцать четыре зернохранилища. Будем считать, что все они находятся в одном большом городе и ни один город не может иметь большего количества зернохранилищ. Тогда мы найдём, что шестьдесят четвёртая и последняя клетка дадут шестнадцать тысяч триста восемьдесят четыре города. В мире нет такого количества городов, так как геометрия учит нас, что обхват Земли составляет восемь тысяч парасангов [10]. Таким образом, если закрепить конец верёвки в любой точке Земли и тянуть верёвку, пока оба её конца не встретятся, то получим длину верёвки в двадцать четыре тысячи миль, что равно восьми тысячам парасангов. Это несомненный факт". Если бы я не боялся растянуть данную главу до слишком большой длины и удалиться от моего предмета, я бы изложил всё яснее, но я ещё вернусь к этому вопросу в жизнеописании сыновей Мусы [11]. Известно также, что обитаемая часть Земли составляет примерно четверть её поверхности. Эти рассуждения заставили нас отклониться от темы, но, так как они содержат некоторую полезную информацию и любопытные вычисления, я решил вставить их, чтобы они могли попасть на заметку тем, кто считает результат удвоения на клетках шахматной доски невероятным, и заставить их признать его точность. Приведённая здесь иллюстрация ясно доказывает истинность сказанного об этом предмете.
Вернёмся к ас-Сули. Аль-Масуди в книге "Золотые копи и россыпи самоцветов" повествует, как халиф ар-Ради однажды зашёл в очаровательный, полный цветов сад у одной из своих загородных резиденций и спросил у свиты, видели ли они что-нибудь великолепнее. Придворные принялись превозносить сад и описывать его прелести, утверждая, что он красивее всех садов мира; на что ар-Ради ответил: "Игра ас-Сули ещё более прекрасна и превосходит всё, что вы можете описать".
Рассказывают, что когда халиф аль-Муктафи впервые услышал о необычайном шахматном таланте ас-Сули, то уже имел фаворита - шахматиста по имени аль-Маварди, игра которого приводила халифа в восторг. Двух шахматистов привели перед аль-Муктафи, чтобы провести между ними матч. Халиф, испытывая пристрастие к своему любимцу и будучи увлечён долгими дружескими чувствами, подсказывал и поддерживал его настолько откровенно, что ас-Сули поначалу был смущён и сконфужен. Но по ходу игры он восстановил самообладание и одержал настолько полную победу, что уже никто не мог отрицать его превосходства. Аль-Муктафи, убеждённый теперь в таланте ас-Сули, разом потерял всю свою благосклонность к аль-Маварди и сказал ему: "Твоя розовая вода превратилась в мочу".
Об ас-Сули и его приключениях рассказывают бесчисленные анекдоты. Несмотря на весь свой талант, признанную учёность, юмор и тонкий вкус, он столкнулся с критикой со стороны Абу Саида аль-Акили, который нападал на него в сатире, хотя и не жёстко. Ас-Сули владел библиотекой, заполненной книгами, которые он составил - все в переплётах разного цвета, и нередко называл их плодами своих исследований [12]. Когда ему требовалось что-то в них найти, он приказывал слуге принести ему такую-то и такую-то книгу. Абу-Саид написал про это так: "Самый образованный из всех людей - это ас-Сули. Если вы зададите ему какой-нибудь научный вопрос, он ответит: "Слуги! Принесите такую-то и такую-то пачки с наукой"".
Ас-Сули умер в Басре в 946 или 947 году; он нашёл там убежище от людей всех рангов, которые активно искали его с целью казни. Преступление, вменяемое ему в вину, состояло в том, что он огласил некую традицию, связанную с Али, сыном Абу Талиба [13]. Тогда он был вынужден в стеснённых обстоятельствах покинуть Багдад.
Об имени Сули [14] мы уже говорили в жизнеописании Ибрагима ибн аль-Аббаса ас-Сули, дяди отца Абу Бакра [15]. Имя Сисса произносится через "и" с последующим удвоенным "с". Дахир произносится с "и" во втором слоге. Имя Ардашир записано так ад-Даракутни; другой автор говорит, что это персидское слово, обозначающее "мука и молоко" - "ард" значит "мука", а "шир" - "молоко". Некоторые полагают, что Ардашир значит "мука и сладость", а другие утверждают, что это имя должно писаться как Аздашир. Именно этот правитель низверг провинциальных царей и создал из их владений единую империю. Он был родоначальником персидской династии, которая закончилась Йездегердом и была побеждена в тридцать четвёртом году хиджры халифом Усманом ибн Аффаном. Её история хорошо известна. Данную династию не следует путать с последовательностью первых персидских царей, которая завершилась на Дарии, сыне Дария, убитом Александром Македонским [16]. Этот завоеватель расставил на покорённых землях провинциальных царей, дав им такое наименование потому, что каждый из них управлял своим народом, тогда как ранее вся страна принадлежала одному человеку. Ардашир был одним из таких провинциальных царей, но сумел покорить остальных и восстановить империю в первозданном единстве. Эпоха провинциальных царей длилась четыре сотни лет, и последняя персидская династия существовала такое же время. Я не могу с точностью установить написание имени индийского царя Балхаита, но переписчик одной книги, в которой я справлялся, дал его в таком виде. Это написание может быть точным, а может и не быть.
Приложение. Шахматное наследие ас-Сули
Здесь будет уместно напомнить отличия шатранджа от современных шахмат. Ферзь в шатрандже передвигался на одно поле по диагонали, слон - через одну клетку по диагонали и мог перепрыгивать через другие фигуры. Пешки не имели права на двойной ход из начального положения и могли превращаться только в ферзя. Рокировки не существовало. Кроме мата, к выигрышу партии приводили пат и оголение короля. Последнее правило имело важный нюанс: если один игрок забирал последнюю фигуру соперника, а соперник мог первым же ответным ходом побить последнюю фигуру первого игрока, то партия признавалась ничьей. Поля доски ещё не раскрашивались в два цвета, а потому относительная позиция короля и ферзя не была фиксированной. В приводимых ниже примерах арабских задач белый ферзь оказывается и белопольным, и чернопольным.
Арабская библиографическая работа конца X века упоминает две книги по шахматам, написанные ас-Сули. Их оригинальные тексты не сохранились, а содержание известно нам по позднейшим компиляциям, которые приводят множество цитат, принадлежащих (или приписываемых) ас-Сули. Больше повезло труду аль-Ладжладжа, ученика ас-Сули: копия этого трактата, изготовленная примерно два-три века спустя после написания, дошла до наших дней, хотя и поеденная червями.
Ас-Сули провёл критический разбор труда аль-Адли, сильнейшего шахматиста середины IX века. Например, он укорял аль-Адли за отсутствие ссылки на первоисточник одной из мансуб [17] - партию Зайраба [18]. К другому примеру он сделал лаконичное замечание: "Только Аллах знает, что хотел сказать аль-Адли этой диаграммой".
Пример аль-Адли. Ничья.
Разработал шкалу сравнительной стоимости фигур и пешек (последние имели в шатрандже существенно разную силу в зависимости от занимаемой вертикали). Установив силу ладьи в один дирхем [19], ас-Сули приписал коню силу в две третьих дирхема, центральным пешкам - в четверть дирхема, а крайним - в одну восьмую дирхема (эти оценки вполне соответствуют современным). Сила ферзя и слона, конечно, была радикально иной - в шатрандже ферзь получил оценку от одной трети до трёх восьмых дирхема, а слон - четверть дирхема. Коневые и слоновые пешки оценивались в интервале от одной шестой до одной пятой дирхема.
Описал пять классов игроков. К первому классу относились наиболее выдающиеся шахматисты ("алии"). Среди алиев ас-Сули упоминал Джабира, Зайраба и Абу Наима, живших в одно время в начале IX века; аль-Адли, который в середине IX века был единственным первоклассным шахматистом, пока уже в солидном возрасте не был побеждён ар-Рази; а также самого ар-Рази, умершего непобеждённым незадолго до появления ас-Сули на шахматной арене Багдада. Игроки второго класса получали от игроков первого класса фору в пешку, игроки третьего класса - ферзя, четвёртого - коня, пятого - ладью, а ещё более слабые игроки, по мнению ас-Сули, вообще не заслуживали места в классификации. При игре на равных для подтверждения более высокого класса нужно было выигрывать не менее 7 партий из 10; чтобы считаться слабее всего на один класс, игрок должен был побеждать более сильного оппонента не менее 2 раз из 10. Среди отличительных признаков алия ас-Сули называл мастерство в решении мансуб, знание эндшпилей (в шатрандже требовалось помнить оценку эндшпильной позиции по соотношению сил и только изредка - метод её разыгрывания), дебютную эрудицию, а также умение модифицировать разыгрываемый дебют (табию [20]) в зависимости от действий соперника.
Из книги аль-Ладжладжа известно, что его учитель в дебюте отдавал явное предпочтение табии под названием "муджаннах". Другим хорошим началом он считал "саял". Обе эти расстановки достигались всего в 12 ходов - быстрее, чем в прочих табиях, после чего можно было приступать к активным действиям. Вероятно, ас-Сули был первым, кто оценил важность времени в дебюте.
Табии "муджаннах" и "саял". |
Сохранилось довольно много рекомендаций ас-Сули по тактике игры в дебюте и миттельшпиле. Гарольд Мэррей [21] даёт их в следующем сокращённом изложении:
"Первый игрок должен начать партию муджаннахом. Он должен стараться первым развить своих слонов. Не следует делать ходы королём, кроме как вынужденно, так как исходное поле - лучшая позиция для короля. Опасно ставить короля на одну линию с неприятельской ладьёй, если между ними не стоят две или три фигуры. От шаха защищайтесь ферзём или слоном, но не более сильными фигурами. Когда шах даётся конём, отступайте от него королём на расстояние хода слона [22]. Опасайтесь атаки на короля двумя сильнейшими фигурами [23]. Если неприятельские фигуры стесняют вашего короля, атакуйте их и добивайтесь разменов. Старайтесь не получать шах. Не стесняйтесь жертвовать фигуру, если таким путём добьётесь преимущества. В серии разменов ищите такой порядок ходов, при котором выигрывается материал. Получив лучшую игру, не позволяйте сопернику уйти на ничью, а в худшей позиции стремитесь к ничьей. Присматривайте за своими фигурами, но и за фигурами противника тоже. Проверяйте каждый его ход. Если вы видите трёхходовый вариант и он кажется надёжным, сделайте первый ход, но перед вторым и третьим ходами перепроверьте расчёт [24]. Если вы выиграли фигуру или пешку, старайтесь выиграть и партию. Если вы потеряли фигуру или пешку, не ослабляйте усилия; в Индии жил игрок, который за 40 лет ни разу не проиграл даже пешки, не получив взамен соответствующую компенсацию. Когда соперник делает ход королём, ставьте своего короля напротив. Когда он ходит ферзём, двигайте своего ферзя. В дебюте размещайте свои ладьи напротив ладей противника. Если он делает ход пешкой, двигайте одну из своих противодействующих пешек, например если соперник ходит пешкой a, двигайте пешку b; на ход пешки b отвечайте ходом пешки c; на ход пешки c - пешкой d, и т. д. В дебюте лучше играть пешками, конями и ферзём. Старайтесь первым зайти своими фигурами на вражескую территорию, но позаботьтесь о том, чтобы ваши фигуры не были вынуждены вернуться назад. Лучшее поле для ферзя - d3; для коня - либо центральная клетка, либо крайняя на половине доски соперника; для ладьи - b7 (g7) и a7 (h7) в лагере противника и b2 (g2) - в вашем собственном лагере. Худшее место для ладьи - a2 (h2) [25]. Конь, не ограниченный другими фигурами, ценнее ограниченной ладьи. После вскрытия игры на фланге открывайте игру в центре. Берегите ваши центральные пешки - они лучшие из пешек (некоторые говорят, что вместе они ценнее коня, и все согласны, что они сильнее ферзя). Королевская пешка сильнее ферзевой, ферзевая сильнее слоновой, слоновая сильнее коневой, коневая сильнее ладейной. Некоторые утверждают, что пешка g - самая ценная после центральных пешек, так как она может препятствовать развитию вражеских ферзя и сильнейшего из двух слонов [26], и потому её следует защищать и не отдавать без необходимости. Пешка a сильнее пешки h. Присматривайте за королевским слоном - это лучший из двух слонов, так как может защищать короля от шаха. Не жертвуйте его без необходимости или без выигрыша материала. Берегите королевскую пешку. Её не следует продвигать дальше третьей горизонтали, кроме как для атаки неприятельского ферзя или при необходимости вскрытия стеснённой позиции. Ферзевая пешка обычно должна двигаться на d4. Если три пешки стоят в линию, бейте среднюю".
Жемчужиной аналитического мастерства ас-Сули является исследование сложнейшей позиции эндшпиля "ферзь против ферзя", которое он скрыл от читателей его книг. Решение этой позиции восстановил Ю. Л. Авербах; увлекательную историю поисков решения он изложил в статье "Загадке тысяча лет", которую можно прочитать, например, в книге "В поисках истины" или (в сокращённом варианте) на сайте Российской шахматной федерации. Любопытный побочный вариант решения приведён, например, в немецкой Википедии.
В заключение вниманию читателя предлагаются два десятка избранных мансуб из работ ас-Сули, либо по каким-то причинам интересных, либо типичных для арабских учебников шатранджа. Решения даны в конце статьи.
Мансубы
I. Чёрные начинают, белые выигрывают
II. Белые выигрывают
III. Белые выигрывают
IV. Белые выигрывают
V. Чёрные начинают, белые выигрывают
VI. Белые выигрывают
VII. Белые выигрывают
VIII. Белые выигрывают
IX. Белые выигрывают
X. Белые выигрывают
XI. Белые выигрывают
XII. Белые выигрывают
XIII. Белые выигрывают
XIV. Белые выигрывают
XV. Белые выигрывают
XVI. Белые выигрывают
XVII. Белые выигрывают
XVIII. Белые выигрывают
XIX. Чёрные выигрывают
Примечания
- Уильям Макгакин, ирландский востоковед XIX века. Перевёл и опубликовал немало важных средневековых арабских текстов.
- В данном случае - писатель.
- Речь идёт о мусульманских традициях, которые передавались, как правило, устно из поколения в поколение и играли роль дополнений к предписаниям Корана и Сунны. Упомянуты известные учёные и богословы.
- Религиозно-политическая секта, в период наибольшего могущества сумевшая похитить из Каабы Чёрный камень (который был возвращён только через два десятка лет за огромный выкуп).
- Чтобы по достоинству оценить это свидетельство, нужно учесть, что ибн Халликан жил через три с половиной века после ас-Сули, то есть находился от него примерно на таком же временном интервале, как Тигран Петросян от Джоакино Греко.
- Династия Сасанидов.
- Фраза в квадратных скобках, конечно, противоречит началу абзаца. И мудрец Сисса, и оба индийских короля - персонажи мифологические.
- Примерно 8-9 литров, или четверть бушеля (в английском переводе даны английские эквиваленты арабских мер).
- На самом деле 262144 бушеля (здесь ошибку мог совершить не сам автор, а переводчик с арабского, когда делал замену на английские единицы объёма).
- Парасанг - персидская мера длины, равная расстоянию, проходимому караваном между привалами. Составлял примерно 5-6 километров, так что приводимая счетоводом цифра составляет 40-50 тысяч километров - вполне точная оценка.
- Так называют трёх братьев-учёных, живших в IX веке в Багдаде.
- Во времена Ибн Халликана, в отличие от наших дней, выражение "плоды исследований" было ещё красивой метафорой.
- Халиф VII в., зять Мухаммеда.
- Это имя происходит от названия области Сул в Гиркании. Ас-Сули был далёким потомком Сул-Такина, тюркского правителя этой области.
- Тесть Мухаммеда.
- Сообщение Ибн Халликана о династии Ахеменидов содержит ошибки. Дарий III, последний её представитель, приходился Дарию II дальним потомком. После серьёзных поражений от македонских войск Дарий бежал, но был настигнут небольшим мобильным отрядом Александра и заколот собственными сатрапами - то ли по доброй воле, чтобы не попасть живым в плен, то ли став жертвой заговора.
- Мансубой называют задание (этюд или задачу) в шатрандже.
- Один из первых известных в истории шахматистов (начало IX века).
- В средние века - серебряная арабская монета.
- Табия в узком смысле - способ дебютной расстановки фигур одной из сторон.
- Выдающийся английский историк шахмат, автор классического труда "История шахмат" (1913).
- Нетрудно убедиться, что это единственное поле, на котором король может снова попасть под шах коня не менее чем через три хода.
- То есть ладьёй и конём.
- Любопытно, что тысячу лет спустя такой же совет давал Ботвинник.
- На этих двух клетках ладья может попасть под удар слонов с полей c4 и f4 соответственно.
- С поля g5 пешка мешает выходу ферзя на f6 и слона на h6.
Решения
I. 1...Ne6+ (иначе 2.Kh6 и 3.Qg7#) 2.Kg6 Nxf8+ 3.Kf7 Nh7 4.Ne4 , и белые выигрывают либо патом, либо оголением короля.
II. Матовые угрозы чёрных не дают белым времени на тихие ходы (такая особенность позиции вообще характерна для средневековых арабских задач). Но угадать поле, на котором чёрный король получит мат, отнюдь не просто. 1.b5+ Kb7 (1...Ka7 2.Nc6+ , и мат следующим ходом) 2.Qc6+ Ka7 3.Nc8+ Kb8 4.Nxb6+! Ka7 5.Ra8+ Kxb6 6.Ra6+ Kc5 7.Ba3+ Kc4 8.b3+ Kd3
9.Bf5+ Ke3 10.Bc1+ Kf3 11.Rh3#.
III. 1.Re7+! Qxe7 2.f7+ Kd8 3.Ne6+ Kc8 4.b7+ Kb8 5.a7+ Kxa7 6.b8Q+ Ka6 (6...Ka8 7.Nc7#) 7.Nc7+ Ka5 8.Rb5+ Ka4 9.Nb2+ Ka3 10.Nc4+ Ka2 (10...Ka4 11.Ra5+ Kb3 12.Ra3+ Kxc4 13.d3#) 11.Ra5+! Kb1 (11...Kb3 12.Ra3+ ведёт к предыдущему варианту) 12.Bd3+ Kc1 13.Ra1#.
IV. Белые достигают успеха, совершив круг конём. 1.Rb3+ Kc7 (1...Nb6 2.Rxb6+ Kc7 3.Nb5+ Kc8 4.Rb8#) 2.Nb5+! Kxc6 (после 2...Kb7 3.Nbd4+ Kc7 4.Ne6+! получается позиция из главной ветки, а на 3...Nb6 белые матуют путём 4.Rxb6+ Kc8 5.Rb8+ Kc7 6.Ne6+ Kxc6 7.Rb6#) 3.Nd4+ Kc7 4.Ne6+ Kc6 5.Nd8+! Kc7 6.Rb7+ Kxd8 7.Rd7+ Ke8 8.f7#.
V. Позиция из партии ас-Сули, где он давал сопернику фору. 1...Nxg3+ 2.Kd5 Nxf5 3.Nexd4+ Qxd4 4.Nxd4+ Nxd4 5.Kxd4 e2 6.Ke3 e1Q 7.Ke2 Kc4 8.Kxe1 Kc3 9.Kd1 Kb2! (так чёрные обеспечивают проведение пешки в ферзи) 10.Bc5 b3 11.h4 Ka1 12.h5 b2 13.Kc2! b1Q+ 14.Kc3. Заперев неприятельских короля и ферзя в углу, белые превращают пешку в ферзя и ведут её на поле b2, заставляя чёрных отдать ферзя из-за цугцванга.
VI. Данная задача иллюстрирует слабость слонов в шатрандже. Чёрные оказываются не в силах помешать белым постепенно сплести матовую сеть. 1.Kf6! Bd6 2.Qc6! Kf8 3.Qd7. Чёрный король заперт в правом углу, и белые постепенно подводят оставшиеся фигуры. Далее, например, возможно: 3...Kg8 4.Qe6 Bc4 5.Qf7+ Kh7 6.g5! с последующим 7.Bd3, 8.Bf5+, 9.g6 и 10.g7#.
VII. 1.Nc7+ Kb7 2.a6+ Kc8 (к тому же приводит 2...Kxc7 3.Rh7+ Kd6 4.Rd4+! Ke6 5.Re7+ Kf5 6.Rd5+) 3.Rf8+ Kxc7 4.Rh7+ Kd6 5.Rd8+ Ke6 6.Re7+ Kf5 (6...Kf6 7.Qg7+) 7.Rd5+ Kg4 8.Rxg5+ Kf3 (иначе 9.Rh7#) 9.Rf7+ Kxe3 (или 9...Ke4) 10.Re5+ Kd3 11.Rd7+ Kc4 12.Rd4+ Kb3 13.Rb4#.
VIII. Эта мансуба получила название "водяная мельница". Белые кони неспешно гоняют по кругу чёрного короля, перемалывая попавшие под жернова неприятельские фигуры. 1.Na4+ Kb7 2.Na5+ Kc8 3.Nb6+ Kd8 4.Nb7+ Ke7 5.Nc8+ Kf7 6.Nd8+ Kg6 7.Ne7+ Kg5 (7...Kh6 8.Nf7#) 8.Nf7+ Kf4 9.Ng6+ Kf3 10.Ng5+ Ke2 11.Nf4+ Kd2 12.Nf3+ Kc3 13.Ne2+ Kb3 14.Nfxd4+ Ka4 15.Nc3+ Ka5 16.Nb3+ Kb6 17.Na4+ Kb7 18.Nbxc5+ Kc8 19.Nb6+ Kd8 20.Nb7+ Ke7 21.Nc8+ Kf7 22.Nd8+ Kg6 23.Ne7+ Kg5 24.Nf7+ Kf4 25.Ng6+ Kf3 26.Ng5+ Ke2 27.Nf4+ Kd2 28.Nf3+ Kc3 29.Ne2+ Kb3 30.Nfd4+ Ka4 31.Nc3+ Ka5 32.Nb3+ Kb6 33.Na4+ Kb7 34.Na5+ Kc8 35.Nb6+ Kd8 36.Nxc6#. Сначала белые устранили ферзя d4, потом ладью, стоявшую под защитой ферзя, и наконец смогли забрать пешку c6, защищавшуюся ладьёй.
IX. Ас-Сули в этой партии играл вслепую, что не помешало ему провести далеко рассчитанный манёвр. 1.Rf7+ Ke8 (1...Kg8 2.Nf6+ и 3.Rh7#) 2.Nf6+ Kd8 3.Rf8+ Kc7 4.Nd5+ Kb7 (4...Kc6 5.Nb4+ с переходом в выигранный эндшпиль) 5.Rf7+ Kc8 (5...Ka8 6.Nb6# , 5...Ka6 6.Nb4+ , 5...Kc6 6.Nb4+) 6.Rc7+ Kd8 7.Rd7+ Ke8 (7...Kc8 8.Nb6#) 8.Nf6+ Kf8 9.Rf7#.
X. 1.Bd2!! (смысл этого хода состоит в избавлении ферзя от связки) 1...R3xd2 2.Qe2! , и белые выигрывают. Изящно!
XI. Чёрный король совершает рейд через половину доски и обратно. 1.Qg7+ Kg8 2.Rh8+ Kf7 3.Rf8+ Ke6 4.Rf6+ Kd5 5.Rd6+ Ke4 6.Rd4+ Kf3 7.Rf4+ Ke2 8.Rf2+ Kd3 9.Bf1+ Ke4 10.Rf4+ Kd5 11.Rd4+ Ke6 12.Rd6+ Kf7 13.Rf6+ Kg8 (13...Ke8 14.Rf8#) 14.Rf8+ Kh7 15.Rh8#.
XII. Одна из редких задач с тихим ходом. 1.Ra1+ Kxb4 2.Ra4+!! Kxa4 3.Kc3 , и у чёрных нет защиты от 4.Qb3 и 5.Bc1# или 5.Bc5#.
XIII. Выбрать правильный набор жертв довольно непросто. 1.Raxb7+! Nxb7 2.Rc8+!! Ka7 (2...Bxc8 3.Nc6+ Kc7 4.Na8#) 3.Nb5+! Kb6 4.Rc6+ Kxb5 5.Bd7+ Kb4 6.Rb6+ Kc5 7.Rb5+ Kd4 8.e3+ Kd3 9.Rb3+! axb3 10.Bb5#.
XIV. Белые добиваются решающего перевеса с помощью неожиданного перекрытия. 1.Qc3! Rc1 (после 1...Rxc3 2.Rh8+ и 3.Nb5+ белые остаются с лишней ладьёй) 2.Kc6! Rxc3+ 3.Kb6 Be6 4.Rb7+ Ka8 5.Nb5 , и лишнее качество принесёт белым победу.
XV. 1.Re3 Ng1 2.Kf5! Kd4 (2...Kc4 3.Kg4! и 4.Re1) 3.Kf4 Kc4 4.Kg3 и 5.Re1. При королях на f4 и d4 возникает позиция взаимного цугцванга, поэтому белые не могут играть 2.Kf4 из-за 2...Kd4 с ничьей.
XVI. 1.Rg8+ Kxf5 (1...Kf7 2.Rxg4 , 1...Kxh5 2.Rh1+) 2.Rg5+!! Rxg5 3.Nh4+ Kg4 4.Nf6+ Kxh4 (4...Kf4 5.Re4#) 5.Rh1#.
XVII. В позиции из партии ибн Хассана и Абуль Мугхита белые провели выигрывающий манёвр: 1.Nd6! Ra7 2.Nxc7 Raxc7 (2...Rdxc7 3.Nb7++ и 4.Rxc7) 3.Rxc7 Kxc7 (3...Rxc7 4.Nb7++! Ke8 5.Rd8+ Kf7 6.Nd6+! Kg7 7.Ne8+) 4.Ne8+! Kc6 5.Rxd7 Qxd7 6.Nxf6 , и после 7.Nxh7 белые остаются с двумя лишними пешками.
XVIII. 1.Rxg4 Rxb6 2.Rg8+ Ka7 3.Kc7 Rb4 (ничего не меняет 3...Rb1 4.Rg4 Ra1 5.Qb5 Rc1+ 6.Rc4) 4.Rg1 Ra4 5.Qb5! Ra5 6.Rg4 f6 7.Ra4 Rxa4 8.Qxa4. Получается довольно тонкий эндшпиль, в котором белым нужно забрать пешку f и притом убрать ферзя дальше расстояния в один ход от чёрного короля. 8...Ka6 9.Kc6 Ka5 10.Qb5 Kb4 11.Qa6 f5 12.Kd5 f4 (12...Ka5 13.Qb7 Kb6 14.Qc6 , и далее как в главном варианте) 13.Qb7 Ka5 14.Qc6 Kb6 (14...f3 15.Qd7!) 15.Qd7 f3 16.Ke4 f2 17.Kf3 f1Q 18.Kf2 Kc7 19.Qe6 Kd6 20.Qf5 Ke5 21.Qg4 Kf4 22.Qf3 с цугцвангом в пользу белых (выигрывает и 22.Qh3).
XIX. Вот что рассказывал об окончании этой партии сам ас-Сули: Я играл с человеком, который считал себя сильным шахматистом. Я дал шах конём со словами: "Ты потеряешь либо коня, либо ферзя". Но он не понял, что я имею в виду, и не встал ни под вскрытый шах, ни на поле коня, когда потерялся бы ферзь; и он не видел, что может угрожать его коню. Поэтому на шах конём он отступил королём на второе поле ладейной вертикали. Тогда я напал на его коня пешкой и сказал: "Ты потеряешь его". Он рассмеялся, ответив: "Как, во имя Аллаха?" - и отвёл коня в угол. Тогда я поставил ладью на вертикаль коня и произнёс: "Теперь ты потеряешь и ладью, и коня". Но он всё ещё не видел этот вариант и защитился от мата ладьёй. Тогда я двинул коня на второе поле ферзевой вертикали, жертвуя им ради мата слоном. Он пошёл конём на третье поле коневой вертикали, и я дал шах слоном. Если теперь он идёт королём в угол, то я забираю коня конём с шахом, а потом беру ладью слоном; а если он встаёт под связку, то сначала беру ладью слоном, а потом забираю связанного коня. Он не видел моего хода с жертвой коня. В алгебраической нотации рассказ ас-Сули выглядит так: 1...Nf4+ 2.Kh2 (2.Kf2 Nd3+ , 2.Kg1 h4 3.Nh1 Rg8+ 4.Kf2 Rg2+) 2...h4 3.Nh1 Rg8 4.Rd2 Ne2! (на другие отскоки коня у белых есть ответ 5.Rg2) 5.Ng3 Bf4+ 6.Kg2 Bxd2 , или 6.Kh1 Nxg3+ и 7...Bxd2.