Ценителям искусства как-будто свойственно ревниво пестовать своё глубоко личное отношение к популярным творцам духовных ценностей – поэтам, певцам, артистам…
У каждого «свой» Пушкин, «свой» Есенин, «свой» Высоцкий. И кажется, именно твоё понимание и «чувствование» их творений – самое глубокое, настоящее, верное. Простительное заблуждение, порождающее порой горячие споры с переходом на личности. К счастью, для двух жанров, юбилейных воспоминаний и некрологов, такие споры неуместны. Люди просто вспоминают своего кумира и его творчество, делясь своими чувствами и размышлениями. Поэтому хотелось бы в день юбилея Владимира Семёновича услышать мнения форумчан по этому светлому и грустному поводу.
Вспоминаю, как впервые услышал его хриплый голос, звучавший с любительского кассетника весёлой пляжной компании. Кажется, это был «Канатоходец». Впечатление было потрясающим! Хотя слова были плохо различимы, но какая-то тектоническая страсть и сила ощущались буквально до дрожи…
Позже, когда я разжился магнитофоном и лентами с его песнями, я с жаром принялся переносить с голоса на бумагу его тексты. Запойно-тяжкий труд, сопровождавшийся жуткой бессонницей, увенчался двумя томами машинописных страниц его песен.
Тогда были проблемы с ксерокопированием, зато импортная «Оптима» позволила иметь ещё четыре копии. Итого 10 книг, аккуратно переплетённых в мастерской и подаренных в последствии друзьям (кроме первой, разумеется)…
Что именно потрясало в его лучших песнях? Наверное, мощный протест свободной личности против несвободы, лжи и насилия. В первую очередь вспоминается «Банька»,
«Охота на волков», «Привередливые кони», «Тот, который не стрелял», «Сон»… всего не перечислишь. Порой потрясающе глубокий подтекст. Бесподобные метафоры, весёлый юмор…
«Купола в России кроют чистым золотом,
Чтобы чаще Господь замечал…».
Этот Несогласный умел петь даже несогласные, достигая поразительного напряжения предельно натянутой струны…
Потом пришёл год Олимипиады, траурный год.
Столпотворение возле Таганки..
Ваганьковское кладбище.
Позже – памятник. Неплохой, но, на мой вкус, мелковат. Видно, Церетели тогда ещё не был в силе…
«… в гости к Богу не бывает опозданий»… И всё-таки очень несправедливо рано ушёл от нас Поэт, Певец, Артист – на волне сумасшедшей народной любви. Видно, тот вулкан энергии, который выплеснулся с вершин на поражённых его мощной красотой обитателей равнины по каким-то своим неведомым нам законам мгновенно стих, оставив
нас с горьким чувством закончившегося чуда.
Эх, кони! Чуть бы помедленнее… Уж очень стремительно опустился занавес. И Артист больше никогда не выйдет с поклоном на наши призывные и безнадёжные аплодисменты…
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
Решился сверить масштаб личностей с помощью Google и Yandex. Оба не дожили до расцвета Интернет (год смерти Окуджавы - 1997), так что можно, наверное, сопоставить.
Владимир Высоцкий 368,000 страниц в Google, 571 432 страниц в Yandex
Булат Окуджава 77,100 Google, 135 706 Yandex
Все же Высоцкий оказал большее влияние на умы.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
Mikhail_Golubev: Решился сверить масштаб личностей с помощью Google и Yandex. Оба не дожили до расцвета Интернет (год смерти Окуджавы - 1997), так что можно, наверное, сопоставить.
Владимир Высоцкий 368,000 страниц в Google, 571 432 страниц в Yandex
Булат Окуджава 77,100 Google, 135 706 Yandex
Все же Высоцкий оказал большее влияние на умы.
Ни талант, ни масштаб личностей гуглами или яндексами не измерить.
Популярность - можно. Но это совсем другой кефир...
__________________________
Счастье тире это когда тебя не стирают...
Высоцкий - гений. Ровня - Пушкину, Толстому, Чайковскому.
В сотнях его песен - вся жизнь народа, все стороны. Голос и совесть народа. Не в том смысле, что святой - а в том, что именно так русский народ и понимал себя - то, что в нём хорошее, и что плохое, что так, что не так. "Если правда оно, ну хотя бы на треть - остаётся одно - только лечь помереть". "С людьми в ладу, не услужал не помыкал, и голове своей руками помогал".
Технически он прежде всего - гениальный исполнитель - что особенно чётко видно когда он поёт чужое. Не всегда гениально, но часто(так и своё не всегда достойно) Страсть, дикое напряжение, иногда - надрыв.
Тематически и по настроению его творчество конечно чтрезвычайно многообразно, но главное на мой взгляд - всё-таки не борьба, а - ощущение безнадёЖности, духоты. "Всё не так, всё не так, ребята". "И начались тут его подвиги напрасные, с Баб-Ягами никчемушняя борьба".
И потому главная его песня, имхо - не "Охота", не "Кони" - а "Лукоморье".
"если это присказка, значит сказка дрянь".
Но. Эта безнадёжность личная - "мне - не дожить". Но свет - неубиваем. Он есть. "Наши дети - будут это знать".
Ну и о недостатках :-) Юморные его песни - даже лучшие - на мой взгляд - ниже его среднего уровня(хотя иногда сами по себе и хороши).
Шахматные, песни о любви в разные века - имхо просто плохи.
И, разумеется, не всегда он в записях на должном уровне. Студийные очень хороши, без огрехов - но в концертах когда в ударе - много лучше. Даже запись иногда никудышная по качеству - а всё равно потрясает - "Роща"(сл. Вознесенского), "Ноты", "Песня конченого человека".
Спасибо, Владимир. Без тебя было бы плохо.
Ни талант, ни масштаб личностей гуглами или яндексами не измерить.
Популярность - можно. Но это совсем другой кефир...
Пожалуй, нужно тут с Вами согласиться. Высоцкий писал для более широкого круга, чем Окуджава. (Даже из примечаний Григория могу сделать вывод, что у каждого совершенно свой Высоцкий, там очень все многослойно было). Плюс, проявил себя в других областях искусства. C другой стороны, вообще трудно чем-либо измерить талант, масштаб поэта. Зыбкий вопрос.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
а я думал, наш добрый Григорий скажет, что Высоцкий был алкоголик и наркоман, безуспешно лечился в дурке от алкоголизма, вмазывался герычем вместе с Мариной Влади и вообще вёл неправедный образ жизни, по сравнению с Толстым
От того, что алкоголик-наркоман - песни хуже не становятся. Жизнь он себе укоротил, что теперь поделаешь. Сразу после смерти это все не разглашалось... В СССР наркомании "не было", как и секcа, и многого другого. На Youtube есть передача "Смерть поэта" в 6 частях. Собраны интервью с людьми, которые общались с Высоцким в 1980 году. Его собирались на следущий день опять забрать в больницу, не успели. Тогда Олимпиада как раз началась, черти что вообще творилось. Люди, которые помогали - начали бояться помогать.
__________________________
А теперь наш экипаж прощается с вами.
Если я богат, как царь морской,
Крикни только мне: - "Лови блесну!" -
Мир подводный и надводный свой,
Не задумываясь, выплесну...
просто шедевр.
А вообще есть тут интересный вопрос. Конечно же, песни Высоцкого любит гораздо больше народу, чем тех, кто любит песни Окуджавы. Или, скажем, фильмы Тарковского. О чем это говорит? Да ни о чем. Но! Если человек говорит мне, что он любит песни Окуджавы и фильмы Тарковского, то это дает мне какую-то информацию об этом человеке. Если же он говорит, что он любит песни Высоцкого - это совершенно ничего не значит. Ну, то есть, это как если бы он сказал, что завтракает по утрам.
"Дом хрустальный" и я считаю шедевром. Имелось ввиду песни о патрициях, что-то о средних веках,о пещерной любви - полушуточные.
И ещё добавлю. Окуджава, Долина, Вертинский - великие. Барды великие. Но Высоцкий - другого измерения и другого масштаба. Не бард, а повторяю - голос народа.
Большинство здесь пишуших - я не ошибаюсь? - знакомились с Высоцким - уже "классиком". Запрещённым, но классиком. Почти как с Пушкиным, только - живым.
Для тех, кто постарше, Высоцкий - составная часть их собственной жизни. Ещё в 64-м, у костра и на вечеринках, мы вовсю распевали его "романтику" (единственной "неблатной" была тогда "Нейтральная полоса"). Потом - военные, альпинистские. Он уже был нашим, своим. Но о том, что - навсегда, мы ещё не догадывались...
Высоцкий гений, да - и для каждого по-своему.
Я все настраиваюсь на переслушивание всего заново с параллельным комментированием. Мне нравиццо думать что я етим когданить займусь:).
Когда мы едем на машине часами (а такое бывает время от времени, даже до Чикагских северных пригородов часов 5), дети слушают диски. Часть этих дисков я сам им записал, там Окуджава, Щербаков, Никитины. Вчера записал третий диск ("Дети-3") с Высоцким, мы его мало поем (его вообще петь практически невозможно).
jenya: ... Вчера записал третий диск ("Дети-3") с Высоцким, мы его мало поем (его вообще петь практически невозможно).
Но слушать и смотреть можно бесконечно.
Высоцкий читает С.Гудзенко
Когда на смерть идут,— поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою —
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв — и умирает друг.
И, значит, смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв — и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким. А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей я кровь чужую.
Владимир Высоцкий. Уйду я в это лето Год выпуска: 2010
Страна: Россия
Жанр: Документальный
Продолжительность: 0:39:26 (4 части)
Режиссер: Александр Ковановский
Фильм повествует о несколько днях прощания с Владимиром Высоцким 25-28 июля 1980 года.
19 июля 1980 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия 22-й летней Олимпиады, и столица СССР демонстрировала зарубежным гостям торжество социалистического строя, в городе было непривычно пустовато и чинно-спокойно. Но утром 25 июля все изменилось.
Был сегодня на замечательном вечере, посвященном Высоцкому, с демонстрацией уникальных, недавно обнаруженных документальных фильмов с его участием и ему посвященных. Вечер был организован в Варшаве выдающимся высоцковедом, директором Кошалинского музея Высоцкого Марленой Зимной. К сожалению, поляки были в основном старшего поколения, молодежь с творчеством Высоцкого, увы, незнакома.
Druinna: Тему, имхо, надо переименовать-ВЫСОЦКИЙ...
не хочется трогать тему, открытую Арбатовцем...да и зачем? в стартовом посте есть слова:
У каждого «свой» Пушкин, «свой» Есенин, «свой» Высоцкий. И кажется, именно твоё понимание и «чувствование» их творений – самое глубокое, настоящее, верное. Простительное заблуждение, порождающее порой горячие споры с переходом на личности. К счастью, для двух жанров, юбилейных воспоминаний и некрологов, такие споры неуместны.