Cube2: причем здесь Ноэль Галлахер, Салюки про классических музыкантов :)
Хм, а я думал, просто о музыке. А классические - они какие-то особенные? не знал. Всякие Эмерсоны классические вещи играли на раз-два-три, а Дип Пёрпл с Лондонским королевским оркесртом записывались еще в 70м году.
They arranged piano lessons for Emerson when he was eight; he received tuition from "local little old ladies" and learned to read music
Ukrfan: То, что люди, как правило, так не делают - довольно странно внезапно обрушиться в шахматы в 20, скажем, лет - вовсе не значит, что это невозможно.
gm76: Для многих навыков и свойств есть сензитивный период - тот, в котором соответствующий навык легче всего формируется. Для каждого навыка этот возраст может быть свой. Для шахмат, возможно, это 5 лет, а для гитары - 15.
Альберт Франтц начал обучаться фортепиано в возрасте 17 лет, годы спустя с того дня, когда учитель музыки сказал его матери, что она может каждую неделю выкидывать деньги в мусорную корзину, но Альберт никогда не сможет играть на фортепиано. Под наставничеством опытного преподавателя в университете, где он пожертвовал обучением по техническим наукам и философии в пользу музыки, он завоевал первые призы на студенческих конкурсах (с концертом Равеля для левой руки) в 1995 всего после четырех лет обучения на фортепиано.
В 1998 году после победы в местном, на уровне штата, и затем национальном конкурсе пианистов Альберт получил грант на обучение в Вене у лучших преподавателей.
Cube2: причем здесь Ноэль Галлахер, Салюки про классических музыкантов :)
Хм, а я думал, просто о музыке. А классические - они какие-то особенные? не знал. Всякие Эмерсоны классические вещи играли на раз-два-три, а Дип Пёрпл с Лондонским королевским оркесртом записывались еще в 70м году.
They arranged piano lessons for Emerson when he was eight; he received tuition from "local little old ladies" and learned to read music
Ukrfan: То, что люди, как правило, так не делают - довольно странно внезапно обрушиться в шахматы в 20, скажем, лет - вовсе не значит, что это невозможно.
ответ на:
Всякие Эмерсоны классические вещи играли на раз-два-три
__________________________
не надо шутить с войной
Альберт Франтц начал обучаться фортепиано в возрасте 17 лет ...
Джозеф Конрад выучил английский в возрасте 20 лет, а стал классиком английской прозы. Такое тоже бывает, и все-таки это скорее исключение.
А что, история шахмат прямо-таки кишит Таймановыми? Если что, А(киба) Рубмншейн и А(ртур) Рубинштейн - это разные люди.
Тезис почтенного салюки состоял в том, что теперь люди этого не делают, потому что это невозможно. А я говорю, что они этого не делают - просто потому, что не делают (в том числе и потому, что думают, будто это невозможно - но и потому, что, как Франтц, в детстве не могли себе представить, что классику кто-то еще слушает, а потом просто живут по накатанной)
Таких людей, как Брайан Мэй и Брюс Дикинсон, тоже весьма немного, а уж обсуждавшийся недавно Батыгин - вообще экстраординарная личность. Однако он существует, а убедить меня, что отрасль науки, которой он занимается, менее затратна интеллектуально и по объёму необходимых теоретических знаний, чем шахматы, вам удастся едва ли.
Успешное "совмещение" и в таймановские времена было редкостью, а сейчас этого ПРОСТО НЕТ. Как "класса". Возможно ли оно сегодня в принципе - вопрос философический.
Но к тому, что сегодня конкуренция действительно выше, отношение имеет довольно "косвенное".
Салюки выразился "образно", но ни пианистов, ни докторов наук в больших шахматах давно не осталось. Сплошь "узкие специалисты".
я никого не унижал, просто покер или компютерные игры - это сочетать легче с шахматами, ведь шахматы - тоже компютерная игра. Свободная минута выпала, переключил вкладку и поиграл в футбол фентези или даже переключился на другое окно или приставку - развеялся, отдохнул, потом обратно. Хорошо получается, можно даже и поборотся в чемпионатах, нет так развеялся, можно даже не выходя из комнаты. А профессиональная классическая музыка это надо еще кроме регулярных занятий и упражнений еще и пробивать место на концертах, организация, там же тоже конкуренция страшная, не каждый пианист залы собирает, ну и так далее. Да в этом соку нужно варится постоянно, иначе никак, причём присутствовать физически в офлайне, ну вы что, разницы не чуствуете, это совмещать покруче даже докторских там всяких, профессур и так далее. Это не так как учитель на полной ставке выдвигается на турниры в отпуска, решил как-то поиграть в шахматы на каникулах и стал чемпионом мира, как вот Эйвэ, например... Сейчас такие истории - просто смехотворно даже звучат.
Вот Сутовский - тоже ведь хороший музыкант, но все-таки совсем не как Тайманов, хорошо играет, может даже дать концерт какой-нибудь, наверное, при случае, но ведь не профи. Такой вариант допускается, почему нет. У каждого есть какое-то хобби, должно быть, и ничего странного что у некоторых получается очень хорошо. В Иванчука вот шашки, например, даже по турнирам ездит, но это ведь не то же самое что пианист или балет, это к шахматам ближе.
__________________________
Шахматная партия не лотерея. Проблему мотивации решает НОКАУТ
Почитатель:Возможно ли оно сегодня в принципе - вопрос философический.
Обсуждается, тем не менее, именно он.
Но к тому, что сегодня конкуренция действительно выше, отношение имеет довольно "косвенное".
Вот именно. То, что Ефим Петрович Геллер был человеком малообразованным, ему сместить с трона Ботвинника не помогло. Также и то, что Фишер никаких книг, кроме шахматных, не читал, не явилось ни необходимым, ни достаточным условием его доминации. Каспаров, например, в этом плане был совсем другим.
Салюки выразился "образно", но ни пианистов, ни докторов наук в больших шахматах давно не осталось. Сплошь "узкие специалисты".
Как я уже писал выше, это вопрос спорный. Если Карлсен умудрился стать лучшим среди миллионов людей, которые в онлайне играют в Футбольный менеджер - можно себе представить, сколько времени, усердия и изучения бэкграунда это у него потребовало. С точки зрения многих из этих людей, он "еще и" чемпион по каким-то там шахматам, надо же!
Как мы знаем, нынешняя претендентка себе голову вообще ничем не "засоряет", Она почти не знает даже английского - что нынче весьма экзотично. С другой стороны, бывшая чемпионка позволила себе потратить 2 года на "какой-то там" Оксфорд. Посмотрим, приведет ли это к тому, что Горячкина будет ей давать коня вперед, если Хоу вернется.
Кстати, милая сердцу Сэда Погонина обнаружила весьма широкий круг интересов. В частности, о норвежском спорте она знает больше, чем (оценочно) 9/10 местных завсегдатаев, а также чем примерно такой же процент моих когдатошних однокурсников.
Ukrfan:Также и то, что Фишер никаких книг, кроме шахматных, не читал, не явилось ни необходимым, ни достаточным условием его доминации. Каспаров, например, в этом плане был совсем другим.
Насколько я знаю, Фишер как раз читал очень много, другое дело, что бессистемно, так что каша в голове у него была приличная, почти как у Вассермана. Каспарову, впрочем, многочтение также не помешало в своё время премного забавлять народ новохронологическими изысканиями.
Почитатель: Успешное "совмещение" и в таймановские времена было редкостью, а сейчас этого ПРОСТО НЕТ. Как "класса". Возможно ли оно сегодня в принципе - вопрос философический.
Но к тому, что сегодня конкуренция действительно выше, отношение имеет довольно "косвенное".
Салюки выразился "образно", но ни пианистов, ни докторов наук в больших шахматах давно не осталось. Сплошь "узкие специалисты".
Сорри, но вы не правы. Есть такой бейсболист, Муки Беттс - MVP сезона 2018, один из лучших отбивающих на сегодня. Так он профессионально играет в боулинг. Даже что-то выигрывал там.
Ukrfan: аааа! покер - без системы, теории, только талант?? чота ржу. Любой годный покерист такого "талантливого" бессистемника сожрёт с потрохами. именно потому туда и не полез, что все говорят: надо очень много работать. И это у меня уже необходимый бэкграунд есть: теорвер, комбинаторика, вот это всё. Ну, и игровой опыт (но не покерный) лет 40.
правильно сделали, что не полезли - с таким опытом постигать что-то новое уже очень тяжело даже в объеме тех пары лет, что на это необходимы. тем не менее, покер в качестве профессии можно хоть завтра начинать преподавать в качестве второго высшего - двух лет нормальных академических занятий абсолютно достаточно для того, что бы талант сделать профессией. в киберспорте за 2 года уже будет ясно, как сложится ваша карьера.
а в шахматах и классическом фортепьяно вас в возрасте, когда получают второе высшее, не спасет уже вообще ничего. максимум, куда вы потом обрушитесь - это хорошо играть в ближайшей кофейне. шахматиста можно переучить играть в покер, но не наоборот. из теннисиста легко можно сделать пилота, но пилот никогда не отберется на уимблдон. это несопоставимые вещи.
Когда-то, лет так 56 назад, когда я новоиспечённым четырёхразрядником был включён запасным в сборную школьников Петроградского района, мне посчасливилось пообщаться с первой доской оной команды одним из самых переспективных юных кандидатов в мастера Ленинграда Исааком Радашковичем,будующим израильским гроссмейстером и успешным предпринимателем. Ну то есть не общаться, а внимать, восхищённо глядя снизу вверх. Так вот среди прочего, он выдал сентенцию, касающуюся нашего тренера в нашем районном ДПШ. Мол если бы не война и отсутствие высшего образования, он(тренер) непременно стал бы гроссмейстером. Насчёт войны понятно, а вот как с ВО? Тогда я ему поверил на слово и в дальнейшем получил высшее образование и даже закончил тот же самый институт, как и он, а вот сейчас по прошествию более чем полувека сильно сомневаюсь в правильности его утверждения. Ну ладно я сам не стал не только гроссом, но даже и мастером. Как показывает история, в данном случае шахмат, условие наличия образования является отнюдь не обязательным. Насколько мне не изменяет память, а если что то знатоки меня поправят, Стейниц и Капабланка университеты бросили, Чигорин и не учился в ВУЗе, Алехин был человеком образованным, но без ВО, Ласкеру и Ботвиннику занятия наукой в какой-то степени мешала шахматной, Таррашу, Решевскому, Файну и Хюбнеру профессиональная деятельность мешала в очень большой степени, а для подавляющего большинства советских гроссов получение ВО было пустой проформой. Спасский и Корчной даже смеялись по этому поводу. Остаётся только кандидатская диссертация Карпова над которой смеялся весь тогдашний Питер. Так что если переиначить одну старинную пословицу, то если шахматы(футбол, преферанс пьянка и т.д.) мешают учёбе - бросай учёбу...
Почитатель: Успешное "совмещение" и в таймановские времена было редкостью, а сейчас этого ПРОСТО НЕТ. Как "класса". Возможно ли оно сегодня в принципе - вопрос философический.
Но к тому, что сегодня конкуренция действительно выше, отношение имеет довольно "косвенное".
Салюки выразился "образно", но ни пианистов, ни докторов наук в больших шахматах давно не осталось. Сплошь "узкие специалисты".
Сорри, но вы не правы. Есть такой бейсболист, Муки Беттс - MVP сезона 2018, один из лучших отбивающих на сегодня. Так он профессионально играет в боулинг. Даже что-то выигрывал там.
бо джексона бы еще вспомнили) при чем тут шахматы, только?
Почитатель: Успешное "совмещение" и в таймановские времена было редкостью, а сейчас этого ПРОСТО НЕТ. Как "класса". Возможно ли оно сегодня в принципе - вопрос философический.
Но к тому, что сегодня конкуренция действительно выше, отношение имеет довольно "косвенное".
Салюки выразился "образно", но ни пианистов, ни докторов наук в больших шахматах давно не осталось. Сплошь "узкие специалисты".
Сорри, но вы не правы. Есть такой бейсболист, Муки Беттс - MVP сезона 2018, один из лучших отбивающих на сегодня. Так он профессионально играет в боулинг. Даже что-то выигрывал там.
Потрясающе. О невозможности успешного совмещения двух спортивных специальностей речи не было. Оно вполне возможно.
Но "пианино" не спорт, наука не спорт, и совмещать это дело с шахматами уже давно стало невозможным.
Ukrfan: Как я уже писал выше, это вопрос спорный. Если Карлсен умудрился стать лучшим среди миллионов людей, которые в онлайне играют в Футбольный менеджер - можно себе представить, сколько времени, усердия и изучения бэкграунда это у него потребовало. С точки зрения многих из этих людей, он "еще и" чемпион по каким-то там шахматам, надо же!
тут не соглашусь. в футбольный фэнтези (менеджер) не играл, но в баскетбольный довелось. первый раз лет 10 назад, второй лет 7. играл в лучшей закрытой израильской лиге (не паблик). в той тусовке все были супер - или журналисты, которые пишут про nba или люди, которые этим живут. некоторые из них параллельно с нашей играли и в нескольких паблик группах (там где ведутся обсчеты). так вот, от них, из первых рук, знаю, что все эти "первые места" в мире немного обманчивы. это совсем не как рейтинг в шахматах. многое зависит от массовости группы, отрыва по очкам, 9 или 10 параметров обсчета итд. скажем так, со всей любовью к Магу, я не удивлюсь, если он очень быстро вылетил с 1-го места и сейчас 105, например. достижение классное, не спорю, но несопостовимое с шахматами. типа на 5 порядков менее сопоставимо.
saluki:в шахматах и классическом фортепьяно вас в возрасте, когда получают второе высшее, не спасет уже вообще ничего. максимум, куда вы потом обрушитесь - это хорошо играть в ближайшей кофейне.
Изящный переворот в прыжке, респектирую. От
для того, что бы с чем-то совмещать фортепьяно или шахматы, ими надо начинать заниматься примерно до школы.
к - внезапно! - возрасту, когда получают сторое высшее. При этом все так же декларативно, но количество "сданных" лет впечатляет. Напоминаю, что Франтц начал в 17.
Видите ли, даже до школы можно успеть позаниматься и тем, и другим, а уж потом-то... Дети, которые занимаются и музыкой, и спортом - не редкость даже в моём окружении. Заложить основы, затем выбрать что-то одно, затем вернуться к чему-то другому - what's the problem? Кто вам сказал, что сам Тайманов начал чем-то из описанного заниматься, когда ему было уже много лет?
из теннисиста легко можно сделать пилота, но пилот никогда не отберется на уимблдон. это несопоставимые вещи.
Уимблдон? Новый поворот дела. С нетерпением жду, когда же Тайманову будет предложено заниматься еще и художественной гимнастикой.
Ukrfan: Таких людей, как Брайан Мэй и Брюс Дикинсон, тоже весьма немного, а уж обсуждавшийся недавно Батыгин - вообще экстраординарная личность. Однако он существует, а убедить меня, что отрасль науки, которой он занимается, менее затратна интеллектуально и по объёму необходимых теоретических знаний, чем шахматы, вам удастся едва ли.
Вы очень интересно пишете. у Вас шикарное ассоциативное поле. но, зачастую, полемический угар берет верх.
Брайан Мэй с годами сделал докторскую по физике, Брюс Дикинсон классический пример современного renaissance man. это всё очень круто, но быть, скажем, проф пианистом (уровня конкурса Артура Рубинштейна) и проф. шахматистом (в наше энергозатратное время) - ain't gonna happen.
возможно, Вы не до конца осознаете, что значит уровень проф. пианиста. Вы понимаете, в чём принципиальная разница между Гленном Гульдом и Телониусом Монком?
Cube2: тут не соглашусь. в футбольный фэнтези (менеджер) не играл, но в баскетбольный довелось. первый раз лет 10 назад, второй лет 7. играл в лучшей закрытой израильской лиге (не паблик). в той тусовке все были супер - или журналисты, которые пишут про nba или люди, которые этим живут. некоторые из них параллельно с нашей играли и в нескольких паблик группах (там где ведутся обсчеты). так вот, от них, из первых рук, знаю, что все эти "первые места" в мире немного обманчивы. это совсем не как рейтинг в шахматах. многое зависит от массовости группы, отрыва по очкам, 9 или 10 параметров обсчета итд. скажем так, со всей любовью к Магу, я не удивлюсь, если он очень быстро вылетил с 1-го места и сейчас 105, например. достижение классное, не спорю, но несопостовимое с шахматами. типа на 5 порядков менее сопоставимо.
К сожалению, перечитав текст дважды, не понял о чем речь. Что значит "на 5 порядков менее сопоставимо"? чем что с чем? каких порядков?
Да, много параметров обсчета, и что? Зачет, как я понимаю, общий по всему миру. Я не спорю, он на первом место долго не усидел - потерял его быстро. Но сколько из этих 6 миллионов вообще когда либо выходили на первое место? Сколько времени на подготовку это потребовало?
Вы хотите, возможно, сказать, что он не "первый в мире вообще, перманентно", как в шахматах. Ну так и Тайманов не был первым в мире, как пианист. Он и сотым в мире не был. И что?
уровни требуемого мастерства и затрат времени несопоставимы.
"Сколько времени на подготовку это потребовало?" - в разы, в разы меньше чем быть первым (или в элите) в шахматах. как бы ясно, что это хобби и Магнус в нём крут, но.. не знаю какую аналогию привести. я так образно написал на 5 порядков, думал понятнее станет, но очевидно нет (это не наезд, просто очевидно, что нет). это даже не то, что быстро вылетел, а то, что чтобы попасть на первое место в фэнтези не требуется даже близко того уровеня мастерства, которым элитный игрок должен обладать в шахматах. это, на мой взгляд, несравнимые в этом плане (в требуемом уровне мастерства, в объеме знаний, в объеме необходимых технических навыков) вещи.
если вернуться к Тайманову - конечно уникум и для своего времени, но сейчас это просто фантастика. шахматы на высшем уровне стали намного более "требовательными" к количеству затраченных на них часов.
Cube2:быть, скажем, проф пианистом (уровня конкурса Артура Рубинштейна) и проф. шахматистом (в наше энергозатратное время) - ain't gonna happen.
Я не знаю, участвовал ли Марк Евгеньевич в конкурсе Рубинштейна. Сомневаюсь. Знаю, что учился в консерватории.
возможно, Вы не до конца осознаете, что значит уровень проф. пианиста.
Возможно.
Вы понимаете, в чём принципиальная разница между Гленном Гульдом и Телониусом Монком?
Понимаю. Также я понимаю, что оба они были профессиональными пианистами, как и то, что профессиональный пианист не обязан быть ни Гульдом, ни Плетнёвым.
Не понимаю я другого: почему шахматист (или шахматистка), который в детстве учился не только шахматам, но потом на какое-то время выбрал именно их и добился больших успехов, не может на какое-то время оставить их, или поигрывать иногда, а это время учиться в консерватории? В покер играть - может, а в консерватории - нет? в Оксфорде - может, а в консерватории - нет? Я читал утверждение одного из лучших пианистов Британии, что, если вы готовы заниматься 6 дней в неделю по два часа ежедневно, то стать профессиональным пианистом можно в любом возрасте. Я понимаю, что вам с салюки виднее, но хотелось бы слышать хотя бы какие-то доказательства, кроме "вы не осознаёте".
Cube2:чтобы попасть на первое место в фэнтези не требуется даже близко того уровеня мастерства, которым элитный игрок должен обладать в шахматах. это, на мой взгляд, несравнимые в этом плане (в требуемом уровне мастерства, в объеме знаний, в объеме необходимых технических навыков) вещи.
Я в этом совершенно не сомневаюсь. Вопрос в другом: сколько времени в день он на это тратил?
если вернуться к Тайманову - конечно уникум и для своего времени, но сейчас это просто фантастика. шахматы на высшем уровне стали намного более "требовательными" к количеству затраченных на них часов.
Поразительно. Откуда вы все это знаете? я живу в каком-то другом мире? регулярно общаюсь с гроссмейстерами, но у меня нет данных о том, сколько часов в день каждый из них тратит на шахматы, кроме иногда проскальзывающих в интервью или разговорах. А те, которые есть - даже близко не подходят к тем титаническим цифрам, на которые вы намекаете. Более того, многие гроссмейстеры говорят, что при наличии компьютера времени приходится тратить меньше.
Сколько, по-вашему, часов в день тратит топовый гроссмейстер, участник ТП Грищук?
fso: А профессиональная классическая музыка это надо еще кроме регулярных занятий и упражнений еще и пробивать место на концертах, организация, там же тоже конкуренция страшная, не каждый пианист залы собирает, ну и так далее.
Вы серьезно считаете, что Тайманов себе что-то пробивал? Во-первых, уже одного его имени было (тогда) достаточно, чтобы люди пришли. Во-вторых, жена его была прекрасная профессиональная пианистка. а он выступал практически исключительно дуэтом с ней.
мы когда говорим о проф. пианистах, имеем же в виду элитных, верно? не профессиональных в том плане, что они просто живут с этого. типа, зарабатывают себе на жизнь игрой на фоно и в этом плане профы (в кафешке, уроками или выступлениями, как перформенс). то есть, вся беседа ведётся о возможности сочетать шахматы на высшем уровне с карьерой элитного пианиста, правильно?
мне кажется, нам надо взять паузу и уточнить этот момент. а то, возможно, мы о разных вещах говорим.
Ukrfan: Сколько, по-вашему, часов в день тратит топовый гроссмейстер, участник ТП Грищук?
думаю, доска у него в голове всё время. почти всё время он думает о каких-нить вариантах, вспоминает партии итд. сколько часов он реально сидит за компом и/или доской? зависит от периода и турнира, к которому готовится, наличия тренера/спарринг-партнёра/сборов итд. допускаю, что есть периоды, когда только 3 часа в день. но Гри свои 100,000 часов в это дело вложил. были периоды, когда и по 8-10 часов в день пахал. длительные периоды.
Знаю, что Гельфанд так всю жизнь (но согласен, БА не показатель). в общем, все они (я об элите) фанатики шахмат. не думаю, что с появлением компов, кол. часов на работу над игрой уменьшилось, просто видоизменилось.
регулярно общаюсь с гроссмейстерами
я не регулярно, но знакомые гроссы есть. есть и уровня 2550, которые put up hours. 6-8 часов в день.
Я читал утверждение одного из лучших пианистов Британии, что, если вы готовы заниматься 6 дней в неделю по два часа ежедневно, то стать профессиональным пианистом можно в любом возрасте.
да, тут тоже надо прояснить, о каком уровне мы говорим. для уровня конкурса Рубинштейна 100 пудов не достаточно. я в универе встречался с пианисткой, плюс сам учил музыку. немного знаю этот мир.
Ukrfan: обсуждавшийся недавно Батыгин - вообще экстраординарная личность.
Всё-таки есть существенная разница между достижениями Тайманова-очень сильный гроссмейстер + пианист высокого уровня, и
сильным физиком + музыкантом среднего уровня. Первых единицы во все времена, вторых-тысячи....
мы когда говорим о проф. пианистах, имеем же в виду элитных, верно?
Я - нет.
вся беседа ведётся о возможности сочетать шахматы на высшем уровне с карьерой элитного пианиста, правильно?
У меня - нет. Речь изначально шла о пианисте уровня Тайманова. Не элитном, но с консерваторским образованием. Не сочетающем две карьеры, но имеющем возможность выбирать между ними, а, выбрав шахматы - способным от случая к случаю выступать дуэтом с классной пианисткой - своей женой.
думаю, доска у него в голове всё время. почти всё время он думает о каких-нить вариантах, вспоминает партии итд.
Уверен, что нет.
сколько часов он реально сидит за компом и/или доской? зависит от периода и турнира, к которому готовится
Согласен.
но Гри свои 100,000 часов в это дело вложил.
Вы уверены, что у вас все в порядке с арифметикой?
для уровня конкурса Рубинштейна 100 пудов не достаточно.
FIBM: сильным физиком + музыкантом среднего уровня. Первых единицы во все времена, вторых-тысячи....
Физиков уровня Батыгина, параллельно играющих в рок-группе - тысячи?
Как скажете.
Во-первых, я знаю ещё несколько таких случаев. Во-вторых, а чем игра в рок-группе отличается от игры в шахматных турнирах на уровне сильного кмса? Или вы считаете, что сильный физик+сильный КМС в шахматах, их тоже единицы?
Ukrfan: Заложить основы, затем выбрать что-то одно, затем вернуться к чему-то другому - what's the problem?
the problem is - в шахматы не возвращаются так же, как не возвращаются в фортепьяно. т.е. возвращаются, конечно - но явно не на тот уровень, где играют с магнусом.
Кто вам сказал, что сам Тайманов начал чем-то из описанного заниматься, когда ему было уже много лет?
да понятно, что он занимался этим с детства. но сейчас дети, которые будут заниматься шахматами так, как он, высоко уже не взлетят - сейчас в 14 надо уже по опенам летать, немного не до пианины будет.
Ukrfan: В покер играть - может, а в консерватории - нет? в Оксфорде - может, а в консерватории - нет?
Я читал утверждение одного из лучших пианистов Британии, что, если вы готовы заниматься 6 дней в неделю по два часа ежедневно, то стать профессиональным пианистом можно в любом возрасте. Я понимаю, что вам с салюки виднее, но хотелось бы слышать хотя бы какие-то доказательства, кроме "вы не осознаёте".
ну вот в данном конкретном случае вы не осознаете, какой процент профессиональных пианистов смог бы поступить в консерваторию. он очень не высок, и ребенок, успевший достичь этого уровня, не имел времени освоить шахматы: в консу приходят те, кто в неделю играет 7 дней, и часов по 6. конечно, есть гении, которым достаточно и условных двух часов в день - но к этому обычно прилагается такая музыкальность, что ребята наоборот играют по 12 просто потому, что их это более-менее непрерывно прет. в консу поступают или очень работоспособные, или по искренней страсти - и в шахматах то же самое. но работоспособности на два этих предмета не хватит, а на две такие страсти не хватит человеческой жизни.